Подвижной состав. Маневровый локомобиль маз с кму Гидравлическая система локомобиля

Локомобиль модели «МАРТ-3» предназначен для замены маневровых локомотивов легкого и среднего класса. Данный локомобиль оснащен АКПП «ALLISON» 3000 серии и двигателем ЯМЗ-536.

Локомобили МАРТ-3 предназначены для проведения маневров с подвижным составом весом от 500 до 1500 тонн (в зависимости от технологических уклонов).

Шасси локомобиля МАРТ-3 предназначено для комплектации оборудованием и движения по автомобильным дорогам и железнодорожным путям с шириной колеи 1520мм. Транспортная база локомобиля МАРТ-3 шасси Урал 4320 (5557, 55571).

На шасси базового автомобиля кроме замены силового агрегата и АКПП, дорабатываются рама, передний мост, задние мосты и их подвеска, вводятся детали крепления оборудования для движения по рельсам, в том числе гидравлического и электрооборудования, а также оборудование и приборы, необходимые при движении по железной дороге. Оборудование для движения по рельсам включает в себя переднюю и заднюю тележки для удержания на рельсах, гидравлическую систему, электрогидравлическую систему управления рельсовым ходом.

Базовое оборудование локомобиля МАРТ-3

  • Устройство для движения по рельсовому пути.
  • Тормозная система состава с компрессором, ресивером, краном управления
  • Освещение железнодорожного полотна.
  • Железнодорожный звуковой сигнал.
  • Система видеонаблюдения с регистрацией

Возможное дополнительное оборудование

  • Устройства автоматического расцепления автосцепок
  • Трансформируемые подножки и поручни для сцепщиков
  • Шестиместная кабина.
  • Снеговой отвал (с механическим или гидравлическим поворотом)
  • Щетка
  • Шнекороторный снегоочиститель
  • Подъемник
  • Гидроманипулятор
  • Устройство для предотвращения пробуксовки колес

Основные особенности локомобиля МАРТ-3

Локомобиль МАРТ-3 оснащен АКПП «ALLISON» 3000 серии и двигателем ЯМЗ-536. На первых локомобилях МАРТ использовался импортный двигатель. В настоящее время Ярославский моторный завод выпускает двигатель ЯМЗ-536, прекрасно работающий с импортными АКПП. АКПП - это единственный вариант обеспечить наивысший крутящий момент при трогании локомобиля с места и обеспечить плавное переключение передач при большом весе буксируемого подвижного состава.

Управление основными функциями локомобиля МАРТ производится с центральной консоли. На консоль выведен пульт управления АКПП, управление гидроприводами тележек, управление навесным оборудованием, управление системой видеообзора.

Для улучшения эргономики стандартной кабины УРАЛ-М, возможна установка кабины увеличенного объема, замена штатных сидений водителя и сцепщика на эргономичные регулируемые с подогревом.

Локомобиль МАРТ (универсальная рельсовая машина) устанавливается на рельсы на любом ж/д переезде или подходящей площадке с углубленными рельсовыми путями. При помощи гидравлической системы передние и задние катки устанавливаются на ж/д пути, приподнимая передний мост над уровнем рельса. Задние катки служат направляющими опорами, препятствующими поперечному перемещению задних колес локомобиля. Колея приводных колес совпадает с рельсовой колеей, а колея управляемых колес шире рельсовой колеи. Тяговое усилие на рельсы передается посредством задних ведущих колес.

Пары рельсовых колес установлены с возможностью перемещения относительно приводных колёс (применяется уникальный следящий механизм, не допускающий ослабления контакта ведущих колес с поверхностью рельса). Благодаря данному техническому решению, удельная сила тяги (торможения) машины при движении по рельсам кратно превышает аналогичный показатель для стальных колес, а рельсовые колеса сохраняют надежный контакт с рельсами при любых условиях.

Движителем являются задние колеса базового шасси, что создает следующее преимущество: Тяговое усилие ограниченно коэффициентом трения резина-сталь и весом, приложенным к задним осям локомобиля. Коэффициент трения резина/сталь ориентировочно в три раза выше коэффициента трения сталь-сталь, что позволяет локомобилю перемещать небольшие составы (до 10 вагонов). При движении по автомобильной дороге удерживающие тележки с рельсовыми колесами подняты и зафиксированы;

Шасси локомобиля предназначено для комплектации оборудованием и движения по автомобильным дорогам и железнодорожным путям колеи 1520мм. Транспортная база-шасси Урал, КамАЗ, ЗИЛ.

На шасси базового автомобиля дорабатываются рама, передний мост, задние мосты и их подвеска, вводятся детали крепления оборудования для движения по рельсам, в том числе гидравлического и электрооборудования, а также оборудование и приборы, необходимые при движении по железной дороге. Оборудование для движения по железной дороге включает в себя переднюю и заднюю тележки для удержания на рельсах, гидравлическую систему, электрогидравлическую систему управления рельсовым ходом.

ВВЕДЕНИЕ

Паспорт и Инструкция по эксплуатации машины универсальной на комбинированном ходу на базе шасси АВТОМОБИЛЯ « МАЗ 6312В9» предназначена для изучения его устройства и разработана с целью обеспечения эффективного использования и грамотной технической эксплуатации машины лицами, непосредственно управляющими и обслуживающими ее, а также для инженерно-технического персонала.

В инструкции отражены основные показатели, назначение, техническая характеристика и устройство Машины универсальной МАЗ 6312В9 на комбинированном ходу на базе шасси АВТОМОБИЛЯ МАЗ 6312В9, правила его эксплуатации, технического обслуживания, транспортирования и хранения.

При изучении устройства и правил эксплуатации машины, кроме паспорта, технического описания и инструкции по эксплуатации, необходимо изучить инструкцию завода-изготовителя шасси АВТОМОБИЛЯ МАЗ 6312В9 (входит в комплект документации), прилагаемые к машине инструкции по эксплуатации смонтированного КМУ-ИМ, производства ОАО «ИНМАН», а также руководствоваться следующими документами:

  • Правилами технической эксплуатации (ПТЭ);
  • Правилами по технике безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве (ЦП/4621);
  • Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ (ЦП/4402);
  • Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах;
  • Правилами безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях;
  • Инструкцией по устройству верхнего строения железнодорожного пути (ВСН–94–77).
  • Правилами дорожного движения (ПДД).
  • Для обеспечения оптимального использования комбинированного железнодорожного хода Машины универсальной МАЗ 6312В9 для передвижения по рельсам железных дорог, необходимо следовать указаниям инструкции по эксплуатации. Чтение настоящей инструкции по эксплуатации позволит вам в течение короткого периода времени приобрести важную информацию о работе на нашей технике, а также ознакомиться с техническими характеристиками и принципами работы элементов Машины универсальной МАЗ 6312В9.

Аннотация

Лицо, ответственное за эксплуатацию техники на рельсовом пути, должно обеспечить выполнение требований, предъявляемых к водителям локомобилей. (Обучение, инструктаж и т.п.)

Внимание:

  1. Для повышения надежности и увеличения ресурса работы Машины универсальной МАЗ 6312В9, рекомендуется поддерживать максимальным давление пневматических колес.
  2. При перемещении Машины универсальной МАЗ 6312В9 в транспортном режиме привод шестеренчатого насоса гидросистемы должен быть выключен.
  3. Примеры вариантов поставки Машины универсальной МАЗ 6312В9 приведены на рисунках в настоящей инструкции. В связи с постоянным совершенствованием Машины универсальной МАЗ 6312В9, предприятие оставляет за собой право изменения конструкции, не отображая эти изменения в настоящем паспорте и инструкции по эксплуатации.

НАЗНАЧЕНИЕ

Машина универсальная МАЗ 6312В9 на комбинированном ходу (рис. 1) предназначена для использования в качестве ремонтной машины на автомобильных дорогах общего пользования, а также выполнения работ по подъему груза при погрузочно-разгрузочных работах, ремонте и содержании трамвайный путей и железных дорог.

Машина универсальная МАЗ 6312В9 представляет собой самоходную колесную машину с фронтальным рабочим оборудованием и предназначена главным образом для коммунальных работ с быстросъемным навесным оборудованием, погрузочно-разгрузочных операций и передвижение с составом порожних или груженых вагонов общим весом не более 1000 тонн.

Машина универсальная МАЗ 6312В9 может эксплуатироваться в различных климатических условиях при температуре от минут 40 о С до плюс 40 о С.

Рис.1 (общий вид Машины универсальной МАЗ 6312В9)

СОСТАВ ИЗДЕЛИЯ

БАЗОВОЕ ШАССИ – МАЗ 6312В9

(Описание – см. «Руководство по эксплуатации МАЗ 6312В9»)

ОБОРУДОВАНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ХОДА (КЖХ):

  • эксплуатация на рельсовой колее шириной 1520 мм.;
  • оси с бегунковыми колесами (2 шт. – сзади, 2 шт. – впереди);
  • железнодорожный комбинированный ход снабжен пружинной подвеской;
  • гидравлические цилиндры подъема-опускания комбинированного хода из транспортного в рабочее положение и обратно;
  • органы управления гидрораспределителем для привода гидроцилиндров комбинированного хода;
  • световые приборы для освещения рабочей зоны железных катков.

НАЗНАЧЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ КЖХ:

Конструкция навесного оборудования позволяет без больших трудозатрат монтировать его на машину и обеспечивает оперативный заезд на железнодорожный путь (на переездах и в нулевых местах) и его устойчивое движение по рельсовой колее в диапазоне установленных технической характеристикой скоростей. Установка навесного оборудования не снижает скорости движения Машины универсальной МАЗ 6312В9 по автомобильным дорогам, при этом проходимость машины снижается незначительно.

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ КЖХ

Оборудование навесное КЖХ состоит из передней оси (см. рис.2) и одной задней колесной пары с металлическими направляющими катками (см. рис.3). Для подъема-опускания КЖХ используются гидравлические цилиндры. Направляющие катки КЖХ хода удерживают автомобиль на рельсах и частично воспринимают на себя нагрузку от его массы.

Рис. 2 (Передний железнодорожный ход)

Рис. 3 (Задний железнодорожный ход)

НАЧАЛО РАБОТЫ МАШИНЫ УНИВЕРСАЛЬНОЙ МАЗ 6312В9 НА РЕЛЬСАХ

Перед началом работ по установке Машины универсальной МАЗ 6312В9 на рельсы оператор должен внимательно прочитать и неукоснительно соблюдать требования настоящей инструкции;

Для движения подходят любые участки рельсового пути, включая стрелочные переводы и перекрестки, на которых возможно движение железнодорожных транспортных средств. Верхнее строение пути должно быть в исправном состоянии и соответствовать предписаниям железнодорожной дороги страны заказчика Машины универсальной МАЗ 6312В9. Особое внимание следует обратить на то, чтобы между желобом и головкой рельса, а также в области шин Машины универсальной МАЗ 6312В9 имелось достаточно свободного пространства.

На колее не должны находиться посторонние предметы! на переездах, трансбордерах и поворотных кругах может происходить смещение рельс относительно друг друга. в целях безопасности следует очень осторожно двигаться по таким участкам пути и по возможности заранее устранять имеющиеся неполадки.

При движении по автомобильной дороге следует отключить гидрораспределительный элемент, а также пульт управления устройством для движения по рельсовому пути.

Участки рельсового пути, предназначенные для движения Машины универсальной МАЗ 6312В9, следует регулярно проверять на наличие возможных неисправностей. Сильное смещение рельс может привести к жестким ударам при движении и, тем самым, может стать причиной схода Машины универсальной МАЗ 6312В9 с рельс. Находящиеся рядом с рельсами камни, металлические предметы или иные подобные предметы могут также являться причиной схода с рельсов, или, по крайней мере, вызвать сильный износ шин Машины универсальной МАЗ 6312В9.

При движении по участкам пути, у которых головка рельса находится на уровне автомобильной дороги, следует контролировать ширину и глубину желобов. Следить за тем, чтобы на желобах не было посторонних предметов, песка и грязи!

ОБЯЗАННОСТИ ПЕРСОНАЛА / БЕЗОПАСНОСТЬ

Ответственный за технику безопасности и охраны труда предприятия должен обеспечить соответствие уровня подготовки водителя Машины универсальной МАЗ 6312В9 предписаниям настоящей инструкции, а также провести необходимый инструктаж и выполнить мероприятия по обучению персонала.

УСТАНОВКА НА РЕЛЬСЫ

По возможности установить Машину универсальную МАЗ 6312В9 на рельсы на как можно более ровном участке дороги (головка рельса на уровне дороги: на пример на железнодорожном переезде или специально подготовленном заезде в одном уровне с рельсом). Убедитесь, что направляющие катки КЖХ находятся параллельно к рельсам!

Для обеспечения быстрой постановки на рельсы, следует сначала опустить заднюю и затем переднюю ось КЖХ!

Давление пневматической системы Машины универсальной МАЗ 6312В9 должно иметь номинальное рабочее давление воздуха прим. 6-8Bar.

Полезная информация: в случае, если передняя часть КЖХ не находится параллельно к рельсам, оператор может переместить Машину универсальную МАЗ 6312В9 задним ходом и таким образом можно выровнять положение.

ДВИЖЕНИЕ ПО РЕЛЬСОВОМУ ПУТИ

При движении под контактным проводом выполнять инструкции по технике безопасности и принимать все необходимые меры для исключения аварийных ситуаций! При переезде стрелочных переводов следить за правильным положением стрелок!

Максимальная скорость передвижения по рельсовому пути не должна превышать 40 км/ч!!! Проезд перекрестков и стрелочных переводом осуществлять на минимально возможной скорости во избежание схода Машины универсальной МАЗ 6312В9 с рельс.

СНЯТИЕ С РЕЛЬСОВОГО ПУТИ

  • Остановите Машину универсальную МАЗ 6312В9 на железнодорожном переезде или специально подготовленном участке дороги, поверхность которого находится в одном уровне с головкой рельса;
  • С помощью ручки управления секцией гидрораспределителя поднимите передний КЖХ в транспортное (верхнее) положение. Аналогично поднять заднюю часть устройства КЖХ (см.рис.) с помощью ручек управления КЖХ;
  • Убедитесь, что оси направляющих железнодорожных катков поднялись полностью в транспортное положение.
  • Аккуратно съезжайте с железнодорожного переезда.

ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЯ МАШИНЫ УНИВЕРСАЛЬНОЙ МАЗ 6312В9

ВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

  • подготовить машину к работе, убедиться в его исправности, а также в исправности навесного и грузоподъемного оборудования, обратив особое внимание на крепление и состояние направляющих колес, на величину давления в шинах и на действие тормозов рабочей тормозной системы Машины универсальной МАЗ 6312В9, произвести внешний осмотр машины на наличие подтеков рабочей гидравлической жидкости, а при наличие указанных неисправностей устранить их, в случае невозможности устранить самостоятельно – обратиться в ремонтную мастерскую;
  • убедиться в правильности полученного разрешения на занятие перегона (там, где нет выходных сигналов);
  • проявлять особую осмотрительность, если выдано письменное предупреждение, требующее уменьшения скорости или остановки в пути;
  • при внезапной подаче сигнала остановки или внезапном возникновении препятствия применить все имеющиеся в его распоряжении средства экстренного торможения и обеспечить остановку Машины универсальной МАЗ 6312В9 в пределах тормозного пути для данного участка пути;
  • при сильных туманах, ливнях и метелях, резко ограничивающих видимость сигналов, вести Машину универсальную МАЗ 6312В9 с особой осторожностью и в необходимых случаях снижать скорость с тем, чтобы была полностью обеспечена безопасность движения;
  • ежедневно и перед каждым передвижением на большие расстояния проверять надежность крепления узлов навесного оборудования КЖХ, а также уровень рабочей жидкости гидросистемы Машины универсальной МАЗ 6312В9.

Неисправности Машины универсальной МАЗ 6312В9 и навесного оборудования, запрещающие его эксплуатацию:

  • все неисправности Машины универсальной МАЗ 6312В9, перечисленные в правилах дорожного движения;
  • наличие трещин в стойках, балках и сварных швах, ослабление крепления колес;
  • отсутствие крышек на железнодорожных колесах;
  • поперечные трещины в оси колес; продольные трещины в оси длиной более 25 мм;
  • несоответствие расстояния между внутренними гранями колес размерам, указанным в паспорте Машины универсальной МАЗ 6312В9;
  • при нижеследующих неисправностях колес:

– трещины и выщербины, раковины и ползуны (выбоины) на поверхности катания более 1 мм;

– вертикальный подрез и остроконечный накат гребня, отколы обода колеса;

– прокат по кругу катания более 3 мм;

– несоответствие толщины гребня установленным размерам;

– вертикальный подрез гребня (износ гребня более 7,5 мм на расстоянии 18 мм от вершины);

  • при неисправностях элементов и не герметичности соединений гидравлической системы Машины универсальной МАЗ 6312В9.

ВОДИТЕЛЮ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • заезжать и передвигаться по трамвайным путям или железнодорожным путям без помощника;
  • производить въезд (постановку) Машины универсальной МАЗ 6312В9 на рельсовую колею без получения соответствующих разрешений от дежурного вагонного депо, если въезд производится на станционных путях, или права на занятие перегона, если въезд производится на перегоне;
  • превышать конструктивную скорость, а также скорости, установленные ПТЭ, выданными предупреждениями, указаниями сигналов. При проезде стрелочных переводов, переездов и кривых двигаться со скоростью свыше 5 км/ч;
  • отвлекаться от управления Машиной универсальной МАЗ 6312В9 и наблюдения за сигналами и путем;
  • приводить в движение Машину универсальную МАЗ 6312В9 без получения сигнала руководителя маневров;
  • перевозить в кабине и кузове Машины универсальной МАЗ 6312В9 людей сверх установленной нормы, а также посторонних лиц;
  • во время работы двигателя производить крепление и ремонт каких-либо движущихся частей механизмов, а также их очистку и смазку;
  • производить ремонт и находиться под Машиной универсальной МАЗ 6312В9, не затормозив его ручным тормозом, выключением ДВС и без башмаков;
  • оставлять на рельсовых путях Машину универсальную МАЗ 6312В9 с работающим ДВС;
  • оставлять ключ в замке зажигания при уходе;
  • на электрифицированных участках или смежных с ними запрещается: влезать на крышу АВТОМОБИЛЯ.

В целях обеспечения безопасности работы при эксплуатации Машины универсальной МАЗ 6312В9 с оборудованием навесным комбинированного хода необходимо строго соблюдать Правила технической эксплуатации железных дорог, Инструкцию по сигнализации и связи, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе, Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, Правила безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях, Правила дорожного движения, руководство по эксплуатации автомобилей МАЗ, а также следующие правила.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

ВКЛЮЧЕНИЕ КОРОБКИ ОТБОРА МОЩНОСТИ:

Для включения привода насоса гидравлической системы навесного оборудования требуется включить коробку отбора мощности (КОМ), смонтированную на КПП автомобиля. Оператор должен выполнить следующие действия:

  1. Завести автомобиль;
  2. Выжать педаль сцепления для отключения привода КПП;
  3. Перевести красную рукоятку пневматического клапана включения КОМа в положение «ВКЛЮЧЕНО». После перевода рукоятки в положение «ВКЛЮЧЕНО» автоматически включается контрольная лампа красного цвета «КОМ ВКЛЮЧЕН», расположенная в корпусе пневматического клапана включения КОМ.
  4. Плавно отпустить педаль сцепления: КОМ начнет работать.

ВАЖНО: Не допускать превышения максимальных оборотов коленчатого вала ДВС свыше 2000 об\мин

ВКЛЮЧЕНИЕ ПРИВОДА КОМБИНИРОВАННОГО ХОДА:

Оборудование КЖХ приводится в действие с помощью гидравлических цилиндров подъема-опускания осей железнодорожного хода.

Гидравлический распределить смонтирован в корпусе пневматической системы тормозов вагонов, расположенной между кабиной и кузовом автомобиля.

Включение секций распределителя осуществляется с помощью электрических соленоидов, управляемых из кабины оператора с помощью кнопок управления. Однако, привод подъема-опускания железнодорожного хода дублируется и ручным управлением с помощью рычагов, расположенных в корпусе гидравлического распределителя для того, чтобы в случае нештатной ситуации при выходе из строя электрической части управляющей гидравлическим распределителем, можно было поднять или опустить железнодорожные катки в ручном режиме.

ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЕМ КОМБИНИРОВАННОГО ХОДА:

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЛОКОМОБИЛЯ:

  1. Масляный бак
  2. Трубопроводы и рукава высокого давления
  3. Гидрораспределитель потока рабочей жидкости
  4. Гидронасос
  5. Гидромотор привода компрессора
  6. Гидравлические цилиндры подъема-опускания рабочих органов
  7. Быстроразъемные муфты (соединения с коммунальным оборудованием)
  8. Гидрораспределитель краново-манипуляторной установки.
  9. Фильтры очистки рабочей жидкости.

(рис. Масляный бак)

(рис. Привод компрессора)

(рис. Крано-манипуляторная установка)

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА ВАГОНОВ

СОСТАВ СИСТЕМЫ:

  1. Компрессор ВВ0,8\8-720
  2. Кран машиниста
  3. Воздушные рессиверы
  4. Трубопроводная арматура
  5. Пневмоклапаны
  6. Концевые краны
  7. Тормозные вагонные рукава
  8. Гидравлический привод

(рис. Компрессор)

(рис. Воздушные резервуары и комплектующие)

(рис. Кран машиниста)

АВТОСЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СА-3

Для обеспечения сцепления с вагоном (составом из нескольких вагонов) в конструкции локомобиля применена автоматическая железнодорожная сцепка марки СА-3:

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ шасси

Техническое обслуживание собственно Машины универсальной МАЗ 6312В9 производится в соответствии с инструкцией завода-изготовителя шасси МАЗ 6312В9 и рекомендациями сервисной службы дилера МАЗ.

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЕ КЖХ:

Для оборудования комбинированного железнодорожного хода установлены следующие виды технического обслуживания и нормы его периодичности: ежесменное техническое обслуживание; техническое обслуживание № 1, проводимое через 1000 км пробега; техническое обслуживание № 2, проводимое через 5000 км пробега.

ЕЖЕСМЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Проводится перед началом работы и после окончания смены при ежесменном техническом обслуживании выполняются следующие работы и проверить:

  • очистка от пыли, грязи и излишней смазки;
  • отсутствия течи смазки через сальники буксовых узлов колес;
  • отсутствия утечек в воздухопроводах тормозной системы;
  • давление в шинах и его соответствие установленным нормам, состояния протектора, отсутствие обрывов, расслоений и т.п.;
  • состояния колес (выбоины, подрез гребня, износ по кругу катания) наружным осмотром;
  • крепления крышек и сальниковых крышек к колесам, наличие шплинтовочной проволоки;
  • крепления несущих балок направляющих колес;
  • затяжку стопорных гаек в направляющих в стойках, шплинтовки пальцев, соединяющих ось с винтами редукторов и штоками стоек, затяжки болтов кронштейнов осей;
  • проверка комплектности ЗИП.

ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ № 1

необходимо выполнить все работы ежесменного обслуживания и дополнительно произвести смазку узлов, а также произвести технический осмотр оборудования навесного, при котором проверить:

  • состояние конструкций и устройств, мест крепления и крепежа, ходовых частей, пружин, подшипников и т.д.;
  • плавность вращения сопрягаемых элементов шарнирных соединений;
  • плавность и отсутствие заеданий при вращении колес;
  • профиль поверхностей катания колес (шаблоном);
  • параллельность осей колесных пар;
  • одновременность касания колес к головкам рельсов при их опускании;

Обнаруженные неисправности должны немедленно устраняться. Эксплуатация транспортных средств, имеющих отклонения от технических требований, не допускается .

ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ № 2

Необходимо выполнить все работы технического обслуживания № 1 и дополнительно:

  • снять колеса, промыть внутренние полости колес керосином и смазать их; установить колеса и отрегулировать осевой люфт;
  • проверить развесовку транспортного средства и при необходимости отрегулировать нагрузки на колеса и пневмоколеса;
  • проверить состояние ведущих пневмоколес и при необходимости произвести их перестановку или замену запасным колесом, передними колесами и задними наружными колесами для равномерности износа протектора. При одностороннем износе протектора ведущих колес их следует поменять местами;
  • произвести смазку узлов согласно карте смазки (см. таблицу 1.1).

Мои сомнения, высказанные в предыдущем постинге, оказались беспочвенными. Последний паровик на колесах в СССР построили на Людиновском локомобильном, а ныне - тепловозном заводе в 1957 году. Весьма символично, что в том же году в космос взлетел первый советский спутник.

А началась история российской локомобилизации примерно за 100 лет до этого, когда в страну стали поступать из-за границы мобильные паросиловые установки для промышленного и сельскохозяйственного применения. В 1875 году на Людиновском паровозном заводе акционерного общества "Мальцовские заводы" был построен первый российский локомобиль.

В дальнейшем к выпуску локомобилей подключился Коломенский паровозный завод, Николаевский завод братьев Бутиных, Воткинский оружейный и ряд других, однако Людиновский до конца оставался крупнейшим производителем этих агрегатов как в царской России, так и в Советском Союзе. В 1913 году в Людинове сделали 209 локомобилей (примерно 87% от общероссийского выпуска), в Коломне - около 20, а на остальных предприятиях они выпускались как штучные изделия.

При этом надо отметить, что российские заводы лишь в незначительной мере удовлетворяли нужды промышленности, электроэнергетики и сельского хозяйства страны в паровых двигателях. До революции почти 85% локомобилей, работавших в России, были импортными.

Среди иностранных моделей преобладала продукция английских фирм Ruston & Proctor и Marshall. По окончании гражданской войны импорт английских локомобилей ненадолго возобновился, но затем был окончательно свернут. Зато выпуск внутри страны вырос в десятки раз. Он достиг пика 1940 году, когда один только Людиновский завод склепал 6400 локомобилей! В дальнейшем производство морально устаревших машин пошло на спад.

К сожалению, из многих тысяч советских и российских локомобилей до наших времен сохранилось всего лишь несколько штук, причем большинство - в весьма плачевном состоянии. Но некоторые из них еще можно привести в пристойный вид, а быть может, даже вернуть им работоспособность.
.

Цех металлообработки Людиновского локомобильного завода, дореволюционный снимок.
.

Судя по подписи, это первый локомобиль, выпущенный в 1877 году на Николаевском заводе. С виду довольно могучая машина
.

Локомобиль Коломенского завода мощностью 30 лошадиных сил.
.

Серийная сборка локомобилей в Воткинске, фото 1940-х годов.
.

Локомобиль Ruston & Proctor в российской деревне приводит в действие молотилку, фото 1923 года. На молотилке хорошо видна крупная надпись "РУСТОН". Очевидно, этот агрегат был куплен вместе с локомобилем у того же производителя.
Также обратите внимание на "искроуловитель" наверху дымовой трубы.
.

Ruston & Proctor, установленный перед входом в Музей техники Вадима Задорожного. Машина нуждается в серьезной реставрации, однако ее, на мой взгляд, все же можно восстановить. В музее есть и еще один такой аппарат, но он в гораздо худшем состоянии.
.

А так выглядит локомобиль той же марки, сохраненный в Великобритании. Машина выпущена в 1904 году.
.

Локомобиль Marshall образца 1906 года. В Россию поступило много таких машин, но ни одна из них не дожила до нашего времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: