Агамемнон корабль. Необычные броненосцы и курьёзные случаи с ними. Сообщение мировой служба война

Американская революционная война

Был при острове Уэссан (1781) и при Островах Всех Святых.

1782 - капитан Бенджамин Колдуэлл (англ. Benjamin Caldwell), Вест-Индия. 12 апреля 1782 года принимал участие в битве сэра Джорджа Родни с французским флотом, вышедшим с Мартиники. Agamemnon потерял 14 человек убитыми и 24 ранеными, в том числе лейтенанты Инклдон (англ. Incledon) и Брайс (англ. Brice).

Французские революционные войны

1793 - 26 января, капитан Горацио Нельсон, Чатем. Командовал кораблем в течение трех лет и трех месяцев.

25 февраля Agamemnon с HMS Robust перешел к Блэкстэкс; приняв на борт порох и пушки, они вышли чтобы присоединиться к флоту в Спитхеде. Пасынок Нельсона, 13-летний Иосия Нисбет (англ. Josiah Nisbet) был на Agamemnon мичманом.

Затем корабль перешел в Средиземное море с лордом Худом, для блокады Тулона и Марселя.

Тулон

Англо-испанские войска в Тулоне

27 августа Тулон объявил верность Бурбонам; британские корабли вошли в порт и овладели верфями. В их руки попали 30 французских линейных кораблей.

Agamemnon был отправлен в Неаполь, за десятью тысячами солдат для оккупации Тулона. Он привез 6000, но войск было недостаточно, чтобы оборонять позиции вокруг города против больших сил, собранных республиканцами, которые начали атаку в ночь на 17 декабря. На следующий день неаполитанские войска вместе с роялистами вновь грузились на любые корабли, какие могли найти. Около 14 000 таким образом ушли, но многие тысячи были перебиты.

Лорд Худ приказал сжечь французский флот, арсенал и весь порох. Вместе с ними огонь уничтожил половину города.

В конце месяца Agamemnon, теперь с эскадрой возле Корсики, отправился в Ливорно, для снабжения.

Корсика

В январе 1794 осуществлял блокаду Кальви, затем, 14 февраля, посетив Ливорно ради питьевой воды, капитан Нельсон провел разведку Бастии, в качестве возможной базы для британского флота. Он заключил, что 500 человек могли бы ее взять, при поддержке огня с кораблей, если те смогут заставить замолчать форты.

Лорд Дандас (англ. Dundas), командующий войсками, отказался атаковать силами менее чем 2000 человек, и после обмена сердитыми письмами лорд Худ решил действовать в одиночку. Лорда Дандаса сменил генерал д’Обан (фр. D"Aubant), но он также отказался участвовать, и 4 апреля 1200 морских пехотинцев и 250 моряков высадились и обложили Бастию. Шлюпки эскадры препятствовали кому-либо выходить или входить с моря, а батареи больших пушек, снятых с кораблей, возведенные вокруг города, поддерживали непрерывный огонь.

Agamemnon стоял на якоре напротив лагеря, Нельсон был на берегу со своими людьми, и получил ранение в спину. 20 мая французы послали к лорду Худу белый флаг, и сдали город и гарнизон около 4000 человек.

Следующим пунктом атаки был Кальви в северо-западной точке острова. Войска под командованием генерала Стюарта (англ. Stuart) высадились 19 июня примерно в 4 милях к западу от Кальви и в течение четырех недель захватили все французские форпосты и установили батареи корабельных пушек в 650 ярдах от центра цитадели.

10 июля в батарею Нельсона июля ударило ядро, осколки и камни попали ему в грудь и лицо, лишив зрения правый глаз.

Предложение сдаться было отклонено 19 июля, так что 26 июля, имея 21 пушку, 5 мортир и 4 гаубицы в 560 ярдах от крепостной стены, генерал послал сказать, что не будет стрелять по госпиталям.

В результате начались переговоры, в которых французы попросили перемирия на 25 дней, намереваясь выждать, не прибудет ли помощь. Им было дано шесть, но они нарушили перемирие 30-го, после того как в порт пробрались четыре мелких судна.

Немедленно был открыт огонь по врагу, и 1 августа тот вывесил белые флаги. Британские войска овладели городом 10 августа; 15-го Agamemnon ушел в Ливорно, минус несколько пушек, потерянных во время осады. В то же время парламент Корсики объявил жителей острова англичанами, а Георга III королем Корсики. Сэр Гилберт Эллиот был назначен вице-королем Корсики.

Agamemnon затем пошел в Геную, чтобы встретить лорда Худа и вице-адмирала Хотэма (который его сменил), прибыв туда 23 сентября.

Вместе они вышли 27 сентября на поиск французов в залив Гуржан (фр. Gourjean), а затем к Тулону. Лорд Худ отбыл домой 11 октября. К концу месяца Agamemnon пошел в Ливорно, чтобы дать отдых людям, из которых семьдесят были еще очень больны.

Со времени ухода из Кальви Нельсон потерял 50 своих лучших людей. Она снова вышел 26 октября, но шторм заставил его вернуться обратно 30-го. Он, наконец, присоединился к адмиралу Хотэму утром 3 ноября и обнаружил, что французы ускользнули. Agamemnon был отряжен их искать, и нашел что Йерский залив пуст, но 5-го обнаружил 22 корабля во внутренней гавани Тулона. Два дня спустя он был в Сан-Фьоренцо, где 15 ноября Нельсон отметил, что корабль выглядит жалко без бизань-мачты, а вскоре потерял и грот-мачту.

Для других кораблей того же имени, см. HMS Агамемнона.

Карьера (Великобритания) Общие особенности
HMS Агамемнон
Имя: HMS Агамемнон
Строитель: Уильям Beardmore и компании Dalmuir
Стоимость: ?1652347
Заложена: 15 мая 1905
Запущенный: 23 июня 1906
При поддержке: Графиня Абердин
Выполнил: Июнь 1908
Ввод в эксплуатацию: 25 июня 1908
Выведенные из эксплуатации: 20 марта 1919
Реклассифицировано: Цель корабль в 1921 году; радиоуправляемая мишень корабль 1923-1926
Судьба: Продан на металлолом 24 января 1927
Примечания: Последний оставшийся в живых британский predreadnought когда слом
Класс и тип: Лорд Нельсон-Класс предварительного дредноут линкор
Водоизмещение: 16500 длинных тонн (16,800 т)17683 длинных тонн (17 967 т) глубоко нагрузки
Длина: 443 футов 6 в (135,2 м)
Ширина: 79 футов 6 дюймов (24,2 м)
Осадка: 26 футов 9 в (8.2 м)
Установленная мощность: 16750 МГП (12490 кВт)
Силовая установка: 2 вала, два 4-цилиндровый, вертикальный тройной расширение паровые двигатели15 угля и котлы водотрубные мазуте
Скорость: 18 узлов (33 км / ч; 21 миль / ч)
Диапазон: 9180 морских миль (17000 км; 10560 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч)
Дополнение: 800-817
Вооружение:

2? 2 - BL 12-дюймовые (305 мм) Mk X пушки4? 2, 2? 1 - BL 9.2-дюймовый (234-мм) Mk XI пушки24? 1-QF 12-фунтовых (76-мм) 18 CWT пушки

5 х погружен 18-дюймовые (450-мм) торпедных аппаратов

Броня: Пояс: 12 в (305 мм)Палуба: 1-4 в (25-102 мм)Барбетов: 3-12 в (76-305 мм)Основные орудийные башни: 12-13.5 в (305-343 мм)Вторичные орудийные башни: 3-7 в (76-178 мм)Рубка: 12 в (305 мм)Перегородки: 8 в (203 мм)

HMS Агамемнон был одним из двух Лорд Нельсон-класса до дредноут линкоры запущен в 1906 году и завершено в 1908 году. Она была второй за последним предварительно дредноут линкор Королевского флота будет построен, а затем ее сестра судна, Лорд Нельсон. Она была возложена на флоте Channel, когда началась Первая мировая война в 1914 году. Корабль был переведен в Средиземное море с Лорд Нельсон в начале 1915 для участия в кампании Дарданеллы. Она сделала ряд бомбардировок против турецких укреплений и в поддержку британских войск. Агамемнон остался в Средиземном море после заключения этой кампании, чтобы предотвратить немецкую крейсер SMSГебен и легкий крейсер Бреслау от вспыхивают в Средиземное море. Агамемнон сбит немецкий Цеппелин LZ85 во время боевого вылета над Салониках в 1916 году. 30 октября 1918 года Османская империя подписали перемирие Мудросского о борт корабля, а она стояла на якоре в Лемнос в северной Эгейского моря. Она была преобразована в радиоуправляемой мишени корабля после ее возвращения в Соединенное Королевство марта 1919 и начал службу в 1921 году. Агамемнон был заменен Центурион в конце 1926 года и продан на металлолом в январе 1927, последний предварительной дредноут на вооружении Королевского флота.

    1 Строительство и описание 2 Сервис
      2.1 Дарданеллы кампания, 1915-1916 2.2 средиземноморских операций, 1916-1918

    3 после Второй мировой служба войны 4 Примечания 5 Сноски 6 Справки 7 Внешние ссылки

Строительство и описание

Профиль рисунок HMS Агамемнон как она была в 1908 году.

HMS Агамемнон был заказан в 1904 году и был первым военным кораблем построен Уильямом Beardmore и Общества Dalmuir военно-морской строительных работ. Она была заложена 15 мая 1905 года и спущен на воду 23 июня 1906 до верфях сами готовой. Ее завершение сильно задерживается на забастовками и отвлечением из 12-дюймовый (305 мм) орудий, предназначенных для нее, чтобы ускорить завершение HMS Дредноут, и она никогда не был окончательно завершен до июня 1908 года, за шесть месяцев до ее сестра Лорд Нельсон.

Агамемнон перемещенных 17683 длинных тонн (17 967 т) при глубоком нагрузки, построенный, с длиной 443 футов 6 дюймов (135,2 м), пучка из 79 футов 6 дюймов (24,2 м) и проект 26 футов 9 дюймов (8,2 м) . Она питается от двух перевернутых вертикальных тройной расширения с четырьмя цилиндрами паровых двигателей, которые развивались в общей сложности 16 750, указанному лошадиных сил (12490 кВт) и дал максимальную скорость 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час).

Корабль был вооружен четырьмя BL 12-дюймовых Мк X пушек, расположенных в две односпальные орудийных башен, по одному носу и на корме. Ее среднее вооружение состояло из десяти BL 9.2-дюймовых Mk XI орудий, в двумя орудийных башен на каждом углу надстройки, и одной башне пушки между ними, а также 24 QF 12-фунтовых 18 CWT орудий. Она также установлен пять погруженный 17,7-дюймовый (457 мм) торпедных аппаратов, для которых 23 торпеды был уложен на борту.

Агамемнон имел броневой пояс на ее ватерлинии, которая была 12 дюймов (305 мм) толщиной, как были лица и стороны ее орудийных башен.

Служба

HMS Агамемнон эксплуатацию 25 июня 1908 года Chatham Dockyard на службу в Норе отдела флота метрополии. 11 февраля 1911 года она задела неизведанные рок в гавани на Феррол, Испания и повредил ее дно. Она была временно прикреплен в сентябре 1913 на 4-й боевой эскадрильи.

После того, как началась Первая мировая война в августе 1914 года, Агамемнон был назначен на 5-й боевой эскадрильи в Флота канала и был основан в Портленде. С других кораблей, она покрыта безопасной перевозки британскими экспедиционными силами под командованием сэра Джона французском языке, во Францию. На 14 ноября 1914 она перевелась в Шеернесс охранять английского побережья против возможности немецкой вторжения. Она вернулась в Портленде на 30 декабря 1914 и не был использован в обороне южных портах Англии и патрулей Ла-Манша до февраля 1915 года.

Дарданеллы кампания, 1915-1916

Агамемнон увольняет ее 9,2 дюйма (234 мм) орудий в Османской Турции фортов на Sedd Эль Бахр 4 марта 1915 года. Карта Дарданеллы и его защиты

В феврале 1915 года, Агамемнон было приказано участвовать в кампании Дарданеллы. Она отбыла Портленд 9 февраля 1915 года и вступил в британскую Дарданеллы эскадрильи на Мудросского 19 февраля 1915 года. Это был второй день открытия бомбардировки османских турецких крепостей, охранявших вход в Дарданеллы и корабль сразу подключился к атаке. Она также приняла участие в последующей бомбардировки внутренних фортов позже в феврале. Агамемнон был сбит семи 240-мм (9,4 дюйма) оболочек в десять минут 25 февраля 1915 года и получил пробоину выше ватерлинии, страдающих три мертвых.

Она поддерживает небольшие морских десантов от 4 марта 1915 года и участвовал в другом бомбардировки 6 марта 1915 года. Она попала под сильный огонь из Форт Hamidieh 7 марта 1915 года с восемь хитов от крупнокалиберных снарядов, один из них, предположительно 14-дюймовый (356 мм) круглые, взорвали большое отверстие в ее корме и разрушил кают и комната, где хранятся охотничьи ружья. Она также взяла несколько хитов легкими оболочек в тот день, и, хотя она нанесен ущерб ее надстройки, ее борьба и дымящиеся возможности не были серьезно нарушена.

Корабль также приняли участие в главном нападения на фортах Дарданеллы 18 марта 1915 года. На этот раз 6-дюймовый (152 мм) батареей гаубиц открыли огонь по Агамемнон и ударил ее 12 раз в 25 минут, пять из них ударил ее броню и не сделал никаких повреждений, но семь, что ударил вне ее броневой защиты сделал значительный структурные повреждения и временно поставить одну из своих 12-дюймовых (305-мм) пушек из действия.

25 апреля 1915 года Агамемнон поддерживает основные посадки в рамках 5-й эскадрильи, и после этого она патрулировали для защиты союзников траления и netlaying судов, работающих в Дарданеллы. В акции против Османской батарей полевых, она взяла два хита между 28 апреля 1915 и 30 апреля 1915 года, и она предоставила огневую поддержку войск союзников во время турецкого контрнаступления 1 мая 1915 года. Агамемнон обстреляли османские артиллерийские батареи на 6 мая 1915 до второй битвы при Krithia.

Агамемнон был снят на Мальту в мае пройти в ремонте и вернулся в Дарданеллы в июне. 2 декабря 1915 года корабль вступил в защищенный крейсер Эндимион и монитор M33 в бомбардировке мост Kavak, уничтожив несколько пролетов него и пресечение османские связи до полуострова Галлиполи.

Средиземноморские операции, 1916-1918

С окончанием кампании Дарданеллы в январе 1916 года, британские военно-морские силы в этом районе были реорганизованы, и Агамемнон стала частью Восточного Средиземноморья эскадрильи, который был вновь назначенного на Эгейское эскадрильи в августе 1917 года. В обоих имен, эскадра была рассеяна по всей области, чтобы защитить союзников-удерживаемых острова, поддерживает британскую армию в Салониках, и остерегаться любых попыток прорыва из Дарданелл немецким Гебен и Бреслау. Агамемнон провел остаток войны, основанной в Салониках и Мудросского, чередуя между двумя оснований с сестрой Лорд Нельсон; Агамемнон была основана в основном на Мудросского, Лорд Нельсон в основном в Салониках. При проведении этих обязанностей, Агамемнон повреждены немецкое Zeppelin LZ85 5 мая 1917 г., Салониках с оболочкой из 12-фунтовых и заставили его аварийную посадку.

Из всех обязанностей, учитывая два корабля, самое главное в том, чтобы охранять Восточное Средиземноморье против прорыва по Гебен. Когда Гебен и Бреслау наконец, сделали свой прорыв попытку 20 января 1918 года, Лорд Нельсон был в отъезде в Салониках и Агамемнон не мог получить пар до отправляются Мудросского вовремя, чтобы участвовать в результате битвы за Имброс; после того как обе немецкие корабли ударил мин, Бреслау затонул и Гебен вернулся в Дарданеллы до Агамемнон может прибыть на место происшествия.

Агамемнон прошли в ремонте на Мальте в 1918 году. 30 октября 1918 года Османская империя подписали перемирие Мудросского на борту Агамемнон в то время как она была поставлена на якорь на Лемнос в северной Эгейского моря.

Сообщение мировой служба война

Агамемнон входила в состав английской эскадры, которая пошла в Константинополь в ноябре 1918 года после перемирия. Она вернулась в Великобритании в марте 1919 года, где она окупилась в Chatham Dockyard и пошел в резерв 20 марта 1919 года.

В сентябре 1918 года командующий главный, Гранд флотом адмирал Дэвид Битти, призвал к большой цели, которая будет представлена, которая позволила бы реалистичную практику Артиллерийский для линкоров Гранд Флита, который видел мало действия, так как в битве при Ютландии в 1916 году. Испытания против броневого листа в 1919 году показали, что стрельбы 15-дюймовые (381 мм) оружие на какой-либо предварительной дредноут утонет ее быстро, но использование ранее дредноут в качестве мишени и испытаниям пушек 6-дюймовым калибра или меньше, казалось практично. На первый предварительной дредноут Хиберния Было предложено для целевых обязанностей, но в конечном счете Агамемнон стал доступен и был выбран вместо.

Она была изменена на Chatham Dockyard для использования в качестве корабля-цели между 6 декабря 1920 и 8 апреля 1921 [Примечание 1] Корабль был перемонтирован для радиоуправления и лишен;. Что 12-дюймовые башни остались на борту, но все ее орудий и их оборудование были удалены, а были ее торпеда оборудование, полет палубе, морские каюты, основной вышки и оборудование для катеров, ниже рубка, мачты и дворы, большинство ее удобства экипажа и другие ненужные оборудование. Ненужные люки, комингсы, иллюминаторы, и лифты были удалены и покрытие поверх, и она была балластом иначе, чем она была в качестве линкора. Она не предназначена тонуть ее, так она была назначена экипаж из 153 в обслуживании и эксплуатации ее, когда она не была под огнем.

Агамемнон в 1924-1925 во время ее работы в качестве корабля-цели.

Агамемнон"Первый целевая служба состоялась перед его модификаций были завершены. 19 марта 1921 года она экспонировалась в облаке ядовитого газа, чтобы определить влияние газа на броненосце. Было установлено, что газ может проникать корабль через ее различных отверстий, но корабль не был изолирован от газа до суда и никакие точные результаты, применимые к заказу линейный корабль не может быть получена. 21 сентября, она подвергалась пулеметным огнем на обстрел самолетов. Эти испытания показали, что такие стрейф может преследовать линкор, но не мог нарушить ее боевые или варки возможности, и помог определить защиту для мостовых персонала.

Агамемнон также был использован для тестирования уязвимости линкоров к 6-дюймовый (152-мм), 5,5-дюймовый (140-мм) и 4,7-дюймовым (120-мм) патронов выстрелил в нее на судах, таких как линейных крейсеров Слава и Отпор в то время как она маневрировал под контролем радио. Эти испытания показали, что корабли защищены, а также Агамемнон, такие как более поздних дредноутов, будет нанесен серьезный урон их верхних работ при столкновении таких оболочек, но не было бы их паром или боеспособность серьезного ухудшения даже многочисленными хитами меньшего калибра.

Агамемнон был освобожден в качестве целевого корабля дредноут Центурион в декабре 1926 года. К тому времени последнего британского предварительно дредноут линкора в существовании, она была продана J Кэшмором Ньюпорт, Южный Уэльс на 24 января 1927 на металлолом, и отправились Портсмут Dockyard 1 марта 1927 года будет нарушена в Ньюпорте.

Примечания

Большинство источников говорят, что Агамемнон служил в качестве целевого корабля с 1923 по 1926 год, и Берт, с. 298, говорит, что она претерпела преобразования в радиоуправляемой мишени корабля с сентября 1922 года по апрель 1923. Тем не менее, Берт, с. 295, обеспечивает специфические особенности о ее обращении к радиоуправляемым корабля-цели в 1920-1921 годах, а также особенности касающиеся ее использования в качестве цели в 1921 году. Вполне возможно, что преобразование состоялась в 1920-1921 и часто путают с 1922-1923 ремонта.

Примечания

a б с Берт, с. 282 Макбрайд, с. 72 Берт, с. 288 a б с г е е грамм час я J к л Берт, с. 298 Гардинер и Серый, с. 10 a б с г е Берт, с. 295

Статья была переведена автоматически.

Место постройки Заложен Спущен на воду Введён в строй Стоимость, ф. ст.

Размерения, м 85,34 х 20,11x7,01/7,32

Водоизмещение, т 8510 (корпус и броня 5820, оборудование 2690)

Вооружение 4 12,5» 38-тонных дульнозарядных 2 6» казнозарядных 21 мелкокалиберное орудие (вес бортового залпа 1542 кг)

Броня, мм цитадель: борт 457/381 (тик 229-457), траверзы 420/343, башни 406/356, палуба 76, боевая рубка 305 обшивка 25 (общий вес брони 2223 т, или 26,1 % водоизмещения)

Механизмы «Пени»: инвертные компаунд, три цилиндра (диаметр 1372 мм), ход поршня 991 мм, 10 цилиндрических котлов (давление 4,2 атм) два двухлопастных винта (диаметр 5486 мм, 70 об/мин), мощность машин 6000 и.л.с, ход 13,0 уз

Запас топлива, т 700/960

Экипаж, чел. 345

Конструктор Александр Милн


«Аякс» и «Агамемнон» стали последними британскими линейными кораблями с дульнозарядными орудиями и первыми, имеющими вспомогательную артиллерию в качестве оружия отпора миноносцам. Вместе с этим они остались в истории как самые трудно управляемые корабли из когда-либо плававших под английским флагом.

Создав «Аякс» и «Агамемнона», Барнаби подарил Королевскому флоту два исключительно неудачных корабля. Подобная оценка, впервые заслужено прозвучавшая в прессе ещё во время их строительства, полностью подтвердилась после первого же их выхода в море: конструктивные пробелы оказались настолько кричаще очевидны, что эту пару отныне именовали не иначе как «паршивые овцы линейного флота». Взяв в качестве исходной модели «Инфлексибл» – как тогда свято полагали, незыблемый эталон для всех будущих типов линейных кораблей – в Адмиралтействе заключили, что последующие корабли должны быть лишь уменьшенными в размерах и удешевлёнными его версиями (точно так же как за «Уорриором» последовали «усечённые» «Дифенс» и «Гектор»). Эта политика препятствования любому увеличению размеров вкупе с постоянным стремлением соединения дешевизны с достоинствами того или иного корабля периодически брала верх в течение всех последующих 20 лет – например, при создании «Центуриона», «Ринауна» и, в некоторой степени, «Канопуса». Ни в одном из них не удалось достичь экономии средств, пропорциональной умалению от сего их боевой мощи, что же касается «Аякса» и «Агамемнона», то им принадлежала сомнительная честь остаться худшими примером подобной безрассудной экономии.

«Аякс»


При разработке заданий на проектирование «Инфлексибла» Совет решил, что его средняя осадка не должна превышать 7,32 м – хотя в итоге она потом всё же увеличилась на целый фут (0,305 м) после установки более тяжёлых орудий. Для «Аякса» расчётная величина осадки составляла 7,16 м, что должно было позволять использовать при необходимости оба корабля в мелководной Балтике и на Чёрном море, а водоизмещение решили принять меньшим на 3000 т – для экономии порядка 300000 ф.т. на цене каждого корабля по сравнению с «Инфлексиблом». Перед лицом подобных ограничений главный строитель флота столкнулся с трудной задачей, поскольку длина и ширина находились в зависимости друг от друга в соотношении Фруда L/B = 4,5 или, как это было рекомендовано для «Инфлексибла», даже большей пропорцией ширины с более заострёнными обводами в оконечностях, для получения требуемого хода в 13 уз.


«Агамемнон»


Минимальная ширина ограничивалась диаметрами башен – 8,53 м по внешнему обводу, или на 1,37 м меньше, чем на «Дредноуте» для подобных I орудий. Как и на «Инфлексибле», ширина цитадели принималась почти на 3 м I больше, чем обе башни в сумме. При выдерживании требуемого Фрудом соотношения L/B это давало длину 90,5 м, а при отношении 4,2:1, использованном Барнаби для «Инфлексибла», 85,3 м. Главный строитель отмечал, что при любом увеличении ширины корабля для сохранения заданной скорости необходимо улучшить обводы в оконечностях, что упиралось в проблему размещения экипажа; уменьшение же длины корпуса сокращало протяжённость скуловых килей, неспособных эффективно сдерживать размахи бортовой качки – отсюда следовала возможность обнажения на качке незащищённой подводной части корпуса. Укороченная цитадель, помимо этого, не позволяла расположить четыре тяжёлых орудия в двух башнях эшелонно таким образом, чтобы обеспечить полный залп по траверзу. Так и получилось – хотя модельные эксперименты и показали приемлемость избранных размерений, но оба корабля страдали от чрезмерной ширины и в море вели себя крайне посредственно. В итоге обе уменьшенные копии «Инфлексибла» обладали Есеми его недостатками, не получив взамен ни одного из достоинств. У секретаря Адмиралтейства были все основания признать, что «основная особенность «Аякса» и «Агамемнона» заключалась в том, что они являлись ухудшенными «инфлексиблами». Их центральная цитадель не была, как на «Инфлексибле», достаточных разметов, чтобы обеспечить поддержание остойчивости в случае разрушения их небронированных оконечностей». На самом же деле имело место даже обратное – оба корабля оказались спроектированными таким образом, что их способность сохранять плавучесть на ровном киле напрямую зависела от сохранности их небронированных оконечностей, и оба они оказались наихудшими примерами неправильного употребления цитадельной системы.

Как и прародитель, они строились очень долго, поскольку начиная с 1872 г. правительства как Дизраэли, так и Гладстона пытались максимально экономить на флоте. Всякий раз на протяжении последующих 20 лет, пока продолжался этот кризис, Совету приходилось сталкивался с финансовыми трудностями, а тем временем становилось всё труднее вотировать новое кораблестроение, растягивались сроки постройки и росли расходы – примечательно, что оба корабля при начале постройки оценивались по 500000 ф. ст., в действительности же обошлись по 700000 ф. ст. за каждый, из которых по меньшей мере 100000 ф. ст. можно отнести на прямые убытки.

Неудивительно, что эти корабли, уже в ходе строительства получившие клеймо свойственных «Инфлексиблу» недостатков, стали объектом недоверия и дискуссии. Их прототип был провозглашён самым большим кораблём в мире и получил лавры корабля, несущего самую толстую броню и в два раза более тяжёлые орудия, чем какой-либо другой британский корабль – сами же они оказались не более чем уменьшенными его копиями с более отчётливыми его недостатками. В довершение всего, поскольку получилось так, что они стали единственными тяжёлыми броненосными кораблями, заложенными для Королевского флота за три года (1876, 1877 и 1878), в течение этого же периода Франция начала постройку дюжины линкоров с полным броневым поясом по ватерлинии такой же или даже большей толщины, не приходится удивляться тому, что «Аякс» и «Агамемнон» постоянно подвергались всевозможной враждебной критике.

«Девастейшн» вступил в строй за три года до закладки «Аякса» и сравнение их характеристик может помочь выяснить главные особенности модели Барнаби:


«Девастейшн» «Аякс»

Размерения, м 86,87 х 18,99x8,20 85,34x20,12x7,16

Водоизмещение, т 9330 8510

Орудия 4 12» (35-тонных) 4 12,5» (38-тонных)

Броня,т 2540 (корпус 254-305мм) 2223 (цитадель 343-381 мм)

Запас угля, т 1800 (наибольший) 960 (наибольший)

Мощность, ход 6650 л.с, 13,8 уз 6000 л.с, 13 уз

Стоимость 361438 ф. ст. 548393 ф. ст.


Артиллерия

Максимальное тяжёлое вооружение, которые был способен нести «Аякс», состояло из четырёх 12,5» (317,5мм) 38-тонных орудий, однако итоговому решению предшествовало рассмотрение нескольких альтернативных вариантов.

В августе 1878 г. компания «Армстронг» представила новую 8» дульнозарядную пушку весом в 11,5 т, стрелявшую снарядами весом 81,65 кг с начальной скоростью 645 м/с и обеспечивающую намного более высокую бронепробиваемость, нежели 12» орудие в 35 т, хотя и меньшее по разрушительной силе. В активе имелось также 38-тонное 12» дульнозарядное орудие, которое, как полагали, должно оказаться сопоставимым по пробиваемости с 80-тонным орудием. Помимо этого, завершалось изготовление 8» казнозарядного орудия той же мощности, что и его дульнозарядный аналог.

Полагали, что бронепробивная мощь этих орудий и их большая дальность стрельбы должны оказаться более предпочтительными, нежели значительная разрывная сила при малой начальной скорости снаряда – особенно, когда это сочеталось с низкой скорострельностью. В самом деле, существовали предположения, что размеры будущих броненосных линкоров соотносительно с их мощью и вооружением могут иметь тенденцию к уменьшению, равным образом и уменьшится значение бортовой брони. Вся концепция «Инфлексибла» попадала, таким образом, под угрозу этого оружия, особенно после появления 38-тонных орудий Армстронга с весом снаряда 290,3 кг и начальной скоростью 610м/с, имеющих на 50% большую пробиваемость, чем у коротких пушек, уже заказанных для новых кораблей.

К ноябрю 1878 г. подготовили модель, демонстрирующую, каким именно образом можно заряжать эти длинные дульнозарядные орудия в башне диаметром 8,53 м. Это привлекательное предложение имело, однако, большой недостаток – во время стрельбы четыре палубные зарядные шахты и оба орудийных порта в каждой башне приходилось держать открытыми, что при заплёскивании волны на палубу могло привести к затоплению подбашенных помещений. Однако любое изменение или в пользу длинны казнозарядных орудий, или в системе заряжания дульнозарядных орудий извне башни следовало подвергнуть «подробному изучению, которое не может быть поспешным». Поскольку длинные орудия ещё нуждались во всесторонних испытаниях, было решено достроить эти корабли под короткие 30-тонные орудия – после принятия этого решения проектирование башенных установок под них полным ходом пошло вперёд. Но через несколько месяцев случился разрыв 38-тонного орудия на «Тандерере», и работы по установкам «аяксов» были вновь приостановлены до получения результатов расследования.

Одной из рекомендаций Комитета по проектам было введение небронированной батареи орудий среднего калибра для использования их против небронированных частей кораблей противника, так что «Аякс» и «Агамемнон» впервые получили артиллерию из трёх калибров. Это была довольно курьёзная смесь орудий, не представляющая каког-либо исторического интереса. 12,5" дульнозарядные орудия, нижние косяки портов которых отстояли от ватерлинии на 3,23 м, заряжаемые снаружи башни, стали последними дульнозарядными орудиями, установленными на тяжёлых артиллерийских кораблях Королевского флота. Вспомогательная артиллерия – решение по ней последовало в ноябре 1884 г. – состояла из двух коротких 6" казнозарядных орудий, установленных на носовой (практически перед фок-мачтой) и кормовой (прямо перед флагштоком) надстройках. Оба их заменили в 1897 г. двумя 6" скорострельными пушками новой модели. Против торпедных атак, задача выполнения которых тогда возлагались только на небольшие корабли, были установлены на крошечных спонсонах вокруг дымовой трубы и на надстройках пушки Норденфельда. Для производства собственных торпедных атак оба корабли несли по 18,3-метровой миноноске, штатное место которой было на кильблоках под главным шлюпочным краном.


Бронирование

Теоретически для цитадельного корабля, способность которого сохранять плавучесть зависела исключительно от целости цитадели, было неважно какие повреждения получат его небронированные оконечности, однако в действи-тельности остойчивость «аяксов», обеспечиваемая целостью именно забронированного объёма, была настолько мала, что имело место совершенно обратное. При цитадели на 1,8 м короче и на 2,7 м уже, чем на «Инфлексибле», их скромный ресурс поддержания судна в исходном положении оказался урезан настолько, что запас и плавучести, и остойчивости оказались совершенно недостаточными, чтобы обеспечить кораблю способность оставаться на ровном киле, если его небронированные оконечности будут затоплены, даже несмотря на меньших размеров, нежели на предшественнике, башни и более лёгкие орудия. Общий уровень бронирования также был понижен: вместо 610мм защиты борта теперь применили «сандвич» из 305 и 203мм плит на 254мм тиковой подкладке; суммарная толщина обеих плит у нижней кромки бортовой защиты под водой понижалась до 381 мм железа. У этих специально спроектированных для боя на острых курсовых углах кораблях важную роль играли поперечные броневые траверзы, которые достигали 420 мм выше главной палубы и 343 мм под ней (последняя величина лишь чуть-чуть уступала «Инфлексиблу»). Вся цитадель перекрывалась 76мм броневой палубой. После принятия кораблём полного запаса топлива борта цитадели оказывались также подкреплены углем, а броневые продольные переборки образовывали бортовые угольные ямы на протяжении всей длины корпуса.



«Аякс». Схема распределения броневой защиты


В нос и корму от цитадели защита броненосца была доверена 76мм броневой палубе ниже ватерлинии; пространство между ней и главной палубой заполнялось углем и корабельными припасами, а в корме здесь ещё располагались и цистерны с балластной водой. Помимо этого, на протяжении 20 м в нос и корму от цитадели вдоль бортов простирался двойной пояс из пробки, разделенный коффердамом высотой 1,8 м выше и ниже ватерлинии – защита довольно сомнительной ценности, от которой так или иначе зависела судьба корабля в бою. Бронирование башен также было двухслойным (406 мм лобовая защита, 356 мм на остальных направлениях), что также недурно смотрелось на фоне «Инфлексибла».

В период руководства Барнаби проектированием кораблей для Королевского флота выдвигались различные предложения относительно расположения боевой рубки. На «Инфлексибле» квадратную рубку поместили на островок между трубами, сильно ограничившими видимость из неё. На «Аяксе» её перенесли на носовую настройку и водрузили на крыше ходовой рубки позади фок-мачты, так что обзор оказался замечательным, хотя основание и оставалось очень ненадёжным. При этом прямоугольный ящик из плит в 305 мм оставался не более, чем броневой рулевой рубкой, содержащей несколько переговорных труб, а обзор осуществлялся через проём высотой 460мм между броневыми плитами стен и крышей. В бою эта рубка не давала сколько-нибудь надёжной защиты, поскольку могла упасть вниз при повреждении штурманской рубки или вообще снесена за борт прямым попаданием тяжёлого снаряда. Вообще примечательно, что столь толстую броню применили для защиты важного поста, столь неудачно расположенного.


Мореходные качества

Уменьшив для «Аякса» избранное Фрудом отношение L/B, Барнаби сокрушил собственные надежды. Вместо создания экономичного корабля, способного развивать ход в 13 уз при минимальной мощности машин он обременил флот парой ненадёжных пароходов, которые относились к тем немногим проектам, которых не помянули добрым словом даже те люди, которые когда-то плавали на них. Самой заметной и неприятной особенностью их поведения в море была необходимость в постоянной и значительной перекладке руля – то на одни, то на другой борт, что требовалось производить постоянно для удержания их на прямом курсе. Отклонение руля, соответствующее удержанию корабля на курсе, могло не изменяться часами или даже суткам, но затем совершенно внезапно и необъяснимо вдруг требовало изменения, чтобы снова оставаться в новом положении на неопределённое время. На ходах до 10 уз они были достаточно предсказуемы для маневрирования в строю эскадры, однако при увеличении скорости угол перекладки руля возрастал так стремительно, что оба броненосца становились просто-напросто опасными в строю, или при плавании в узкостях или оживлённых местах. На полном ходу (13 уз) угол отклонения руля никогда не был меньше 18°, а когда машины реверсировали на задний ход и корабль начинал движение в обратном направлении, он мог сначала развернуться под прямым углом к линии курса, прежде чем его положение восстанавливали манипуляциями с рулём. Известен случай, когда «Агамемнон» с рулём при нулевом отклонении описал полную циркуляцию через левый борт за 9 мин. 10 сек.

Объяснение этого феномена лежало в неверном выборе соотношения раз-мерений этих кораблей. Будучи непропорционально широкими, мелкосидящими и плоскодонными судами с полными обводами, оба броненосца имели тенденцию вести себя на воде больше как тарелки, чем как корабли. Командир «Аякса» отзывался об этом в следующих словах: «Насколько я заметил, в таких случаях как бы огромная масса воды вдруг перетекала под водой с одного борта на другой и вся там прилипала, подобно моллюску. С этого момента руль приходилось перекладывать на другой борт в точно такое же положение, какое он занимал там до этого».

Это заключение совпадало с результатами, наблюдаемыми Р.Фрудом во время буксировочных испытаний модели этого корабля в опытовом бассейне с использованием управления рулём. Впоследствии он смог указать необходимые изменения в форме кормы, дабы устранить порочную тенденцию постоянных виляний корабля. Наделка над пером руля, увеличившая его площадь, не решила проблемы и было решено изменить очертания кормы, несколько удлинив корпус: его существующие обводы были настолько грубы, что порождали значительные «мёртвые зоны» застойной воды за кормой, которую корабль прежде имел тенденцию тащить за собой при движении вперёд. Подобное явление было характерно прежде также и для «Нортхтемптона» с «Инфлексиблом», но в случае с «аяксами» проявилось в значительной степени.

Благодаря результатам, полученным на модели с различными изменениями в кормовой части, на «Аяксе» и «Агамемноне» удлинили корму, после чего они оказались в состоянии маневрировать вместе с эскадрой, хотя всё ещё требовали постоянного контроля над положением руля на малых ходах, что весьма затрудняло их удержание на прямом курсе. В плохую погоду они становились опасными компаньонами для совместного плавания и следовали отдельно от эскадры. «Занять позицию на горизонте» – таков был обычный сигнал для них в подобных случаях.

В любую погоду они неподражаемо раскачивались с борта на борт и зарывались в волны с присущей только им манерой, и когда флот вышел из Спитхэда после смотра 1889 г., «Стандарт» сообщила: «Неустойчивый «Аякс», например, временами выкатывался из строя, делая широкую петлю; когда нос его выходил из воды, в воздух взлетали фонтаны брызг высотой в сотни футов, а огромные волны врывались на палубу».

Как и в случае с «Белляйлом» и «Орионом», пока один из кораблей нового дуэта проходил активную службу за границей, его собрат состоял в береговой охране или числился в резерве, будучи готов к службе на мелководных театрах, использование на которых было предопределено его осадкой и для которой не мог быть привлечен никакой другой современный им тяжёлый корабль.


«Агамемнон»

После вступления в строй в Чатеме в апреле 1883 г. отослан в Девон-порт в качестве учебного. В сентябре 1884 г. приготовлен для службы в Китае и в период высшей напряжённости в отношениях с Россией всюду следовал за русским броненосными крейсером «Владимир Мономах». Несколько раз садился на мель в Суэцком канале и нарушал движение в нём на несколько суток. В марте 1886 г. вернулся в Средиземное море, где на Мальте подвергся операции изменения кормы. С февраля по ноябрь 1889 г. временно состоял при Восточно-Индийской станции и включался в состав сил, блокирующих Занзибар в кампании борьбы с работорговлей (одно время из его 400 членов экипажа были больны 7 офицеров и 75 матросов). Вновь в составе Средиземноморской эскадры до октября 1892 г., когда был переведен в Резерв флота. В 1896 г. отчислен в Резервный флот и в ноябре 1901 г. разоружён. Продан на слом в 1905 г.


«Агамемнон» в светлой «средиземноморской» окраске


«Аякс»

Введён в строй 30 апреля 1885 г. в Чатеме для Эскадры специального назначения адмирала Хорнби до августа, когда перешёл в Гринок в качестве корабля береговой охраны. В 1886 г. в Чатеме подвергся операции изменения кормы, после чего вернулся в Гринок для службы в прежнем качестве ещё на пять лет, периодически выходя в море для манёвров (в 1887 г. столкнулся у Портленда с «Девастейшном»). В апреле 1891 г. переведён в Резерв в Чатеме, а через два года – в Резервный флот. С ноября 1901 г. в составе портового резерва. Продан на слом в марте 1904 г.

«Агамемнон»
HMS Agamemnon
Служба: Великобритания 22x20px Великобритания
Назван в честь
Класс и тип судна винтовой линейный корабль 2 ранга
Организация Королевский флот
Изготовитель Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Спущен на воду 22 мая 1852 года
Выведен из состава флота В резерве с 1862 года. В 1870 году исключён из списков флота.
Основные характеристики
Водоизмещение 4614 тонн (прибл.)
Длина между перпендикулярами 230 фт 3 дм (70,18 м)
Длина по килю 193 фт 3 дм (58,9 м)
Глубина интрюма 24 фт 6 дм (7,47 м)
Двигатели Паруса , паровая машина системы Пенна
Скорость хода 11,243 узла (20,8 км/ч) под парами
Экипаж 860 человек
Вооружение
Общее число орудий 91
Орудий на гондеке 34 × 8-дм/65 cwt
Орудий на мидельдеке 34 × 32-фнт/56 cwt
Орудий на опердеке 22 × 32-фнт/45 cwt,
1 × 68-фнт/95 cwt
15px []

HMS Agamemnon (Корабль Её Величества «Агамемнон» ) - 91-пушечный винтовой линейный корабль 2 ранга . Первый британский парусный линейный корабль, на котором паровая машина была предусмотрена по проекту, а не установлена на уже построенный корабль. Назван в честь микенского царя Агамемнона - одного из главных героев «Илиады » Гомера.

Служба

Крымская война

Agamemnon был включён в состав Средиземноморского флота. Во время Крымской войны служил флагманским кораблём контр-адмирала Лайонса . 17 октября 1854 года участвовал в бомбардировке Севастополя . Через год, 17 октября 1855 года, вёл огонь по русским батареям на Кинбурнской косе .

Прокладка трансатлантического телеграфного кабеля

В 1856 году было создано англо-американское акционерное общество «Atlantic Telegraph Company », целью которого была прокладка трансатлантического телеграфного кабеля -то есть кабеля, проложенного по дну Атлантического океана и предназначенного для обеспечения телеграфной связи Америки с Европой.

Для прокладки кабеля были выделены два корабля: британцы предоставили HMS Agamemnon , американцы - USS Niagara . В 1857 году была предпринята первая попытка, окончившаяся неудачей. Работа была возобновлена через год и 29 июля 1858 года корабли встретились посередине Атлантики и успешно соединили оба отрезка телеграфной линии.

Конец службы

В 1862 году выведен в резерв. В 1870 году исключён из списков флота.

См. также

Напишите отзыв о статье "HMS Agamemnon (1852)"

Примечания

Литература

  • Паркс, Оскар. Линкоры Британской империи. Том 1. Пар, парус и броня. - СПб. : Галея Принт, 2001. - 216 с. - ISBN 5-8172-0059-7.
  • Lambert, Andrew. Battleships in Transition, the Creation of the Steam Battlefleet 1815-1860. - Conway Maritime Press, 1984. - ISBN 0 85177 315 X.
  • Winfield, Rif; Lyon, David. The Sail and Steam Navy List: All the Ships of the Royal Navy 1815-1889. - Chatham Publishing, 2004. - ISBN 978-1-86176-032-6.

Отрывок, характеризующий HMS Agamemnon (1852)

– После смерти Христа Магдалина покинула ту жестокую, злую землю, отнявшую у неё самого дорогого на свете человека. Она ушла, уводя с собой вместе малышку-дочь, которой было в то время всего-навсего четыре года. А её восьмилетнего сына тайно увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы он, во что бы то ни стало, остался в живых и смог продолжить великий Род своего отца. Если желаешь, я расскажу тебе истинную историю их жизни, ибо то, что преподносится людям сегодня, является просто историей для несведущих и слепцов...

Магдалина со своими детьми – дочерью Радомир со своими детьми – сыном Светодаром и дочерью Вестой
и сыном. Витражи из церкви Святого Назара,
Лему, Лангедок, Франция
(St. Nazare, Lemoux, Langedoc)
На этих чудесных витражах Радомир и Магдалина со своими детьми – сыном
Светодаром и дочерью Вестой. Также, здесь видна ещё одна весьма интересная
деталь – священнослужитель, стоящий рядом с Радомиром одет в форму като-
лической церкви, что две тысячи лет назад ещё никоим образом не могло бы-
ло быть. Она появилась у священников только в 11-12 столетиях. Что, опять же,
доказывает рождение Иисуса-Радомира только в 11 веке.

Я согласно кивнула Северу.
– Расскажи, пожалуйста, правду... Расскажи мне о них, Север...

Радомир, предчувствуя свою скорую
гибель, отправляет девятилетнего
Светодара жить в Испанию... Чув-
ствуется глубокая грусть и общее
отчаяние.

Его мысли унеслись далеко-далеко, окунаясь в давние, покрытые пеплом веков, сокровенные воспоминания. И началась удивительная история...
– Как я тебе уже рассказывал ранее, Изидора, после смерти Иисуса и Магдалины, всю их светлую и печальную жизнь оплели бессовестной ложью, перенося эту ложь также и на потомков этой удивительной, мужественной семьи... На них «одели» ЧУЖУЮ ВЕРУ. Их чистые образы окружили жизнями ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, которые тогда уже давно не жили... В их уста вложили СЛОВА, которых они НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛИ... Их сделали ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые СОВЕРШАЛА И СОВЕРШАЕТ ЧУЖАЯ ВЕРА, самая лживая и преступная, существовавшая когда-либо на Земле...
* * *
От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.
* * *
Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра-
жена в виде Учителя, стоящего над
королями, аристократами, филосо-
фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...
А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете...

За 50-летнюю историю броненосцев (в классическом понимании этого типа боевых кораблей) инженеры и корабелы в разных странах выдали на свет Божий немалое их количество. Бывали среди них поистине уникальные проекты.

Начнём с Италии. Корабелы этой страны после катастрофы у Лиссы были весьма ограничены в средствах. Кораблестроительный бюджет был урезан. Вероятно, именно это обстоятельство, а также специфика предполагаемого театра боевых действий флота натолкнуло их на мысль создания не очень хорошо защищённых, но зато быстроходных и хорошо вооружённых кораблей. Эта тенденция сохранилась вплоть до постройки линкоров типа Italia перед Второй Мировой. Но вернёмся в XIX век. Главный конструктор итальянского флота, Бендетто Брин из-за сокращения бюджета флота предложил конструкцию корабля, поистине революционного для своего времени – броненосцев типа Caio Duilio. Это были первые крупные безрангоутные броненосцы, построенные в Европе. Мощный броневой пояс прикрывал лишь центральную часть корпуса (менее половины длины корабля), в которой были смонтированы паровые машины, артиллерийские погреба и основания орудийных башен. В следующей серии Брин вообще решил обойтись без поясной брони, – новые броненосцы типа Italia защищала лишь мощная броневая 406-мм палуба. Бортовую защиту обеспечивало множество отсеков, заполненных целлюлозой. Создатели считали, что морская вода, попавшая в бортовые пробоины, приведёт к разбуханию целлюлозы, которая затянет эти пробоины.

Да и в остальном броненосцы типа Italia были удивительными кораблями: высокая для своего времени скорость – около 18 узлов и очень мощная артиллерия – главный калибр составляли четыре 17-дюймовые пушки, считавшиеся самыми мощными артсистемами XIX века.

Следующий тип броненосцев, о которых хотелось бы рассказать, - это наши «поповки». Эти корабли можно назвать скорее разновидностью мониторов, у них для этого были все признаки: низкий борт и плохая мореходность. Но удивительно не это, а сама геометрия корпуса, - корабли были круглыми. Россия после неудачной Крымской войны не имела права держать на Чёрном море крупные боевые корабли. Вице-адмирал Попов предложил построить круглые самоходные батареи, вооружённые 11-дюймовыми пушками (на втором корабле – Киеве – орудия были 12-дюймовыми).

Паровые машины этих кораблей приводили в движение шесть гребных винтов, что позволяло броненосцам хоть как-то держаться на курсе. Низкий борт мог позволить оперировать этим кораблям только в прибрежной зоне, скорость хода была крайне мала, но в целом корабли со своими боевыми задачами справлялись.

Броненосец Oldenburg

Этот боевой корабль был создан в единственном экземпляре. Броненосец первоначально планировался как пятый корабль типа «Sachsen», но из-за нехватки бюджетных средств решили перепроектировать его в сторону уменьшения размеров и калибра артиллерии.

В результате получился весьма своеобразный небольшой броненосец береговой обороны. Тихоходный, недостаточно мореходный, с безнадежно устаревшим казематным расположением артиллерии главного калибра, он вполне оправдывал прозвище «утюг», прочно закрепившееся за ним среди моряков германского флота, но это не помешало ему оставаться в строю 28 лет, а мотом ещё 7 лет служить в качестве корабля-мишени.

Броненосец Capitán Prat

Этот броненосец примечателен, во-первых, своим названием.

Корабль назван в честь капитана корвета «Esmeralda» Артура Прата, совершившего подвиг, граничащий с безрассудством. В момент, когда таран монитора вонзился в борт корвета, он с криком: «За мной, ребята!», размахивая обнажённой саблей, перепрыгнул на борт противника. «Ребята» за ним не последовали (по официальной версии - не расслышали команды за шумом битвы), и попытка абордажа броненосца окончилась гибелью храбреца. Впрочем, броненосец, построенный на французской верфи «Форже э Шантье Медитеране» в 1890-м году, получился вполне неплохим: он подвергался реконструкции и оставался в строю до 1935 года.

Эскадренные броненосцы типа «Triumph»

Броненосцев этого типа было два Triumph и Swiftsure. Это были с виду ничем не примечательные броненосцы 2-го класса, и они бы никогда не появились в составе британского ВМФ, если бы Чили в силу разных причин не отказались от покупки этих кораблей. Так британский флот пополнился двумя абсолютно ненужными по технико-тактическим данным кораблями.

В ходе «адаптации» кораблей для нужд флота Британии надписи в жизненно важных местах, нанесённые на испанском, заменили на английские, но, например, на дверях гальюнов команды остались «Ваканте» (свободно) и «Оккупадо» (Занято). Именно под этими кличками броненосцы и несли службу в британском флоте.

Эскадренный броненосец «Agamemnon»

Броненосцы этого типа были последними «классическими» броненосцами, построенными для ВМФ Великобритании. Было построено два боевых корабля этого типа – вышеназванный Agamemnon и его систершип - Lord Nelson. Последние до-дредноуты флота его величества были типичными представителями своего класса со всеми их достоинствами и недостатками. Постройка линкора нового типа – знаменитого «Дредноута» – по мнению флотоводцев того времени сделала все броненосцы того времени «линкорами второго сорта». Но это обстоятельство не помешало «Агамемнону» оставаться в строю без малого 20 лет. Корабль строился долго – больше трёх лет, и вызвано это было тем, что орудия ГК, предназначенные для «Агамемнона» и «Лорда Нельсона», установили на «Дредноут».

Боевая карьера этих броненосцев была богатой на события, оба корабля поучаствовали в Дарданельской операции. Именно с этим моментом связан самый курьёзный случай, произошедший когда-либо с броненосцами. Весной 1915 года во время обстрела турецких батарей эскадренный броненосец «Агамемнон» получил ответное попадание. В корабль попало каменное (!!!) ядро, пущенное из старой дульнозарядной 17-дюймой пушки.

Эскадренные броненосцы типов «Kearsarge» и «Virginia»

Американская школа конца XIX века ещё делала свои первые самостоятельные шаги, однако и у американских кораблестроителей было желание сделать как можно более мощные, хорошо вооружённые корабли, сэкономив при этом в линейных размерах. Именно этим объясняется появление кораблей с уникальным расположением артиллерии главного и вспомогательного калибра – в двухэтажных башнях.

Однако такое расположение артиллерии было скорее недостатком, чем достоинством. У орудий в двухэтажных башнях и процесс наводки, и заряжания были существенно затруднены, поэтому такая конструкция при всей своей кажущейся изящности никогда больше не повторялась. Служба броненосцев типа Virginia (это была серия из пяти кораблей, спущенных на воду в 1902-1907 г.г.) была недолгой, - это объясняется «дредноутной» лихорадкой, охватившей все военно-морские державы того времени, хотя корабли получились весьма неплохими особенно в части мореходных качеств. А вот «Kearsarge», вошедший в строй в 1900-м году, прослужил долго: до 1919-го – в своём основном качестве, а затем, после переоборудования, до 1955-го служил плавучим краном.

"Дюпюи де Лом"
(французский броненосный крейсер 1895 года)

Корпус крейсера, с его характерно французским глубоким завалом надводного борта и далеко выдающимся вперед таранным носом имел сигарообразную форму. Длина его составляла 114 метров, при ширине 15,7 метров. Осадка при нормальной загрузке составляла 7,07 метра.

Вооружение крейсера было рассчитано на максимально мощный догонный и ретирадный огонь, так как создатели «Дюпюи-де-Лома» предполагали, что их корабль будет в основном вести бой либо уходя от противника, либо догоняя жертву.

Весь борт корабля был полностью защищен 100-миллиметровой стальной броней. Пояс уходил на 1,38 метра ниже ватерлинии и поднимался до главной палубы. Толщина брони гарантировала защиту от 120-миллиметровых снарядов скорострельных орудий британских крейсеров практически на любых дистанциях.

Броненосец погибший от бутылки

12 декабря 1862 года, в ходе войны между Соединенными и Конфедеративными Штатами Америки, на минном заграждении, выставленном конфедератами на реке Язу, подорвался и затонул броненосец юнионистов "Кэйро" - первый в истории корабль, погибший от этого нового и, как оказалось, весьма эффективного оружия.

Мины Нобеля, впервые примененные русскими против английского флота восемью годами ранее, в Крымской войне, оказались слишком слабыми (всего четыре килограмма черного пороха), чтобы привести к уничтожению судна. Ни один из напоровшихся на них английских пароходо-фрегатов не пошел ко дну, отделавшись относительно небольшими повреждениями.

А мина конфедератов содержала пять галлонов (около 19 литров) пороха в большой стеклянной бутыли, и этого оказалось достаточно для потопления речного колесного броненосца водоизмещением 512 тонн. Ранее "Кэйро" успел отличиться в Мемфисской битве, выдержав попадания артиллерийских снарядов в стальные борта, но против взрыва под деревянным днищем он оказался беззащитным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: