История лаптей. Не учась, и лаптя не сплетешь

С давних времен наши предки достаточно легко адаптировались, приспосабливались, эволюционировали и развивались, были на шаг впереди своих западных соседей. Русские леса, если вырубались, то исключительно из строгой необходимости — построить дом например, или баню — настоящую русскую баню.

Ведь, уже доказано, что русский человек уже тогда считался самым чистоплотным. У нас так принято было — ходить каждую неделю в баню, ходили все — вне зависимости от социального статуса и сословия. Но русский человек был еще и дальновидным, рациональным и весьма практичным — рубил лес, чтобы дом с баней построить, из веток готовил дрова на зиму, а из коры дерева лапти вязал на всю семью. Именно о лаптях сегодня наша статья.

ЛАПТИ — ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Лапти — обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка «лапотная Россия».

И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

Когда же впервые появились лапти на Руси?

На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор. Принято считать, что лапти — один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки — крючки для плетения лаптей — археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?

С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками.

Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки — крутцы, и даже из конского волоса — волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

У каждого народа своя техника

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или «прямуя решетку». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.

Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи носили лапти в прямую клетку.

Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям! Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время.

Главные инструменты для плетения лаптей — кочедыки делали из костей животных или из металла. Как уже говорилось, первые кочедыки относятся к каменному веку. В русских письменных источниках слово «лапоть», а точнее, производное от него — «лапотник» впервые встречается в «Повести временных лет».

РЕДКО КТО В КРЕСТЬЯНСКОЙ СРЕДЕ НЕ УМЕЛ ПЛЕСТИ ЛАПТИ.

Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево, зачастую его просто рубили. Отсюда пошло выражение «ободрать как липку».

Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.

Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого столетия.

Кожаная обувь или лапти

Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ).

Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

Любопытный факт

Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему?

Дело в том, что наши далёкие предки-язычники с большим почитанием относились к природе, к деревьям, водам, озерам. Окружающая природа обожествлялась и считалась священной. Языческие боги охраняли и оберегали поля, реки, озера и деревья. Поэтому, вряд ли древние славяне поступали душегубски с деревьями. Скорее всего, русичи владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы. А может быть они владели ещё какими-то неведомыми нам секретами добывания материала для лаптей?

Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .



Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях. Кстати сказать, лапоть
- обувь удобная и легкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести
лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих
секретов и не нужна сноровка и смекалка.

Лапти - Во все времена наши предки охотно обувались в лапти - «лапти», «лыченицы», «лычаки», «лычные сапоги», - причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков.


Первое упоминание о лаптях встречается в "Повести временных лет" (ХII век). Когда киевский князь Владимир Святой, прозванный в народе Красное Солнышко, одержал победу над болгарами (985 год), его воевода Добрыня, осмотрев одетых в сапоги колодников (пленников), сказал князю: "Эти не захотят быть нашими данниками; пойдем, князь, поищем лучше лапотников". Да и то правда: чуть ли не до начала ХХ века крестьянская Россия была лапотной


Практиковалось и «подковыривание» (подшивание) лаптей кожей. Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене - тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками.


По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко - в эту пору оно легко снималось с деревьев. Лыко драли, пока не распустились листья.


Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью - специальных мастерских не было очень долгое время.


На пару лаптей обдирали три молоденьких (4-6 лет) липки. А нужно было лаптей немало - и про свой обиход, и на продажу. "Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей", - свидетельствовал известный до революции писатель и этнограф С.Максимов.
За многие века устоялись приемы лапотного промысла. Лыко отмачивали в теплой воде, а потом, как правило, оставляли в запруде, чтобы легче снималась кора и получался луб.
Плели лапти на колодке, пользуясь железным (или костяным) крючком - кочетыком: называли его еще свайкой или швайко
Им же сдирали кору с деревьев.


При археологических раскопках во множестве найдены остатки стоптанных лаптей, заготовки и инструменты для плетения - кочедыки.
Делали кочедыки из костей (из рёбер животных) или из металла. Учёными найдены кочедыки, изготовленные ещё... в каменном веке. О глубокой древности лаптей свидетельствует, между прочим, такой эпизод. Старообрядцы-«кержаки», жившие на Урале в XIX веке, лаптей не носили. Зато мёртвых хоронили исключительно в лаптях.


Одни лапти плели в пять полос лыка, или строк, - то были пятерики; сплетенные в шесть строк - шестерики и в семь - семерики.


Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок- кожаных «поворозов» или верёвочных «оборов». Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи.
Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств.


Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели - за четыре, летом, в страдную пору, - и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти - пятеры лапти сплести» - гласила пословица.


А у наших соседей шведов существовал даже термин «лапотная миля» - расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ?


Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры (как это, увы, делалось в позднейшие времена), березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Трудно, однако, предположить, чтобы язычники, с почитанием относившиеся к деревьям, поступали столь душегубски. Всего вероятнее, они владели различными способами брать часть коры, не губя дерева.


Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. Легко давались подошва, перед и обушник (бока). А вот запятник дается не каждому: на нем сводятся все лыки и связываются петли - так, чтобы продетые в них оборы не кривили бы лаптя и не трудили ногу в одну сторону.


Великорусский лапоть отличался косым плетением лыка; белорусский и украинский - прямым.
Перед и обушник русских лаптей были плотными, жесткими. У белорусских они практически состояли из петель лыка, в которые продевали кожаные или пеньковые оборы, удерживающие лапти на ноге.
В прошлом веке лапотным промыслом славилась Костромская губерния, изобиловавшая липовыми рощами. Им пробавлялись многие крестьяне, особенно в межсезонье.

В работу вовлекались семьями - дела хватало и старому, и малому. На большой городской базар сразу привозили подводами по сто тысяч пар лаптей.


Самыми красивыми считались вязовые лапти (из лыка вяза). Их выдерживали в горячей воде - тогда они розовели и становились твердыми.
В праздники деревенские молодухи надевали писаные лапти с передами из белого липового и розового вязового лыка, а по бортику шел венчик из узких полос лыка.
Зато самыми захудалыми лаптями на Руси прослыли ивняк и, или коверзни, - из ивовой коры; даже плести их считалось зазорным. Из коры тала плели шелюжники, а из дубовой коры - дубовики.


На Черниговщине лапти из коры молодых дубов называли дубочарами. В дело шли и пеньковые очесы, и ветхие веревки; лапти из них - чуни - носили в основном дома или в жаркую сухую погоду. У них, должно быть, финское происхождение: финнов в России звали "чухна".

Были у таких лаптей и другие названия: курпы, крутцы и даже шептуны. В районах, где лыка не было, и закупать его было накладно, изворотливые крестьяне из тонких корней плели коренники; из конского волоса - волосяники. В Курской губернии научились делать соломенные лапти. Чтобы лапотная обувка была прочнее и ноги в ней не промокали и не замерзали, ее низ "подковыривали" конопляной веревкой.
Прежде чем надеть лапти, ноги оборачивали в холщовые портянки, а потом закутывали в суконные онучи


Для работы по хозяйству удобны были плетеные ступни - подобие высоких галош (резиновые галоши, еще дорогие, вошли в деревенский быт только в начале ХХ века и надевали их лишь по праздникам).
Ступни оставляли у порога, чтобы быстро надеть для работы по хозяйству, особенно весной или осенью, когда на дворе грязь, а лапти с портянками, онучами и оборами надевать долго и хлопотно.
В не столь уж давние времена лапти у русских (в отличие от сапог) были разными для правой и левой ноги, а у поволжских народов - мордвы, чувашей и татар - они не различались по ноге. Живя бок о бок с этими народами, русские переняли более практичную обувь: когда изнашивался, рвался или терялся один лапоть, другой можно было не выбрасывать.


Для многомиллионного крестьянского люда более дешевой и практичной обуви было не сыскать, "легкой для ходьбы по лесам и притом зимой - теплой, а летом - прохладной". В конце прошлого века пара лаптей (подковыренная паклей или лыком) стоила не дороже 3-5 копеек, а сапоги - "самый соблазнительный предмет для мужика" (по выражению Мамина-Сибиряка) - несколько рублей.

Кожаные сапоги (красную обувь) имел не каждый крестьянин и добирался до ярмарки в своих повседневных лапоточках, бережно неся сапоги за плечом. Поскольку кожаная обувь всегда стоила дорого и позволить себе её могли только состоятельные крестьяне, беднота ходила в лаптях, вследствие чего лапти стали символизировать нищету, низкое происхождение, а также бескультурье и отсталость. Носили лапти примерно до 1930 года.

Материалом для лаптей испокон веков случило мочало или луб, иногда береста. Настоящий луб дрался с лип, но поскольку в нашем сузунском районе липы деревья очень редкие и несвойственные, то крестьяне
чаще всего драли молодые приречные тальники.
Плелись лапти (и правый и левый) на одной и той же деревянной колодке. Плелись из лыка в палец толщиной,начиная от пятки в два слоя. Для изготовления одного лаптя требовалось семь лык по два метра длиной каждое.
Носили лапти с портянками (онучами). От пяточной части вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Мужик плетёт лапти.Лубяная картинка XVIII века

Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года (в Сибири с начала июня), когда лыко обладало необходимой прочностью.
Лапти плелись не во всех областях России, но употреблялись почти повсеместно, являясь товаром или предметом меновой торговли.
И хотя эта обувь канула в лета, тем не менее лапти, по заключению сегодняшних исследователей, были «здоровой» и лёгкой обувью, в которой ноги действительно дышали


В народе говорят, что царь Петр все умел делать, до всего дошел сам, а над запятником лаптя задумался и бросил.
Или весь секрет в том, что, по авторитетному мнению учёных, большая часть народа - как в городах, так и на селе - от снега до снега ходила в основном босиком.

Жениться - не лапоть надеть.
-Лапти подковырки не стоят.
-Это - как лапоть сплесть.
-Без снаряда и лаптя не сплетешь.
-Не учась (не умеючи) и лаптя не сплетешь.
-Только лапоть на обе ноги плетется, а и рукавички розни.
-Сапог с сапогом, лапоть с лаптем.
-Лапоть знай лаптя, а сапог сапога!
-Хоть в лаптях, да тех же ратных, ополченье.
-И мы не на руку лапоть обуваем.
-Не берись лапти плести, не надравши лык.
-В дорогу идти, пятеры лапти сплести.
-Бредёт, что Ивашкин лапоть.
-Лапти плетешь, а концов хоронить не умеешь.
-Он лапти плетет, путает.
-Путает, словно кашу в лапти обувает.
-Переобуться или переобуть кого из сапогов в лапти.
-На него лапти черт по три года плел, не мог угодить.
-И в доброй тяжбе на лапти не придется.
-Станешь лапти плесть, как нечего есть.
-Лапти плесть, однова в день есть, больше не выработаешь.
-Правда в лаптях; а кривда, хоть и в кривых, да в сапогах.
-Одна нога в лапте, другая в сапоге.
-Не слуга в лаптях: купи сапоги!
- Не осуди в лаптях, сапоги в санях, говорит гость шутя.
-В лапоть звонить, быть без дела.
-Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть!
-Это не лапоть сплесть, не вдруг сделаешь.

Плетение из лозы и лыка

В разговоре о какой-нибудь незатейливой работе можно услышать выражение: "Это
проще пареной репы", Или: "Да это как лапти плести". Насчет пареной
репы не спорим, с поварской точки зрения, действительно, приготовить пареную
репу не сложно. Намыл репы, положил в чугун, влил ковш воды и поставил в жаркую
печь. Не допрела - оставь еще на часок потомиться, перепрела - стала вкуснее.
Это так. А вот плетение лаптей назвать плевым делом я бы воздержался.

Форма и приемы плетения лаптей вырабатывались веками. Кроме лаптей плетут еще
бахилы (ступни). Бахилы более изящны по форме. В старое время их надевали не
каждый день, а по праздникам. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых
онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечевками), при свежей ржаной
соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, - просит
ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за
тысячи верст.

Предвидим вопрос. Авторы так расписывают достоинства лаптей, уж не хотят ли
вернуть эту обувь в нашу жизнь? Нет, не хотим, несмотря на то, что в магазинах
обуви мало. Ходите на здоровье в кроссовках и в лакированных туфлях. Но мы хотим,
чтобы вы и ваши дети знали основную обувь наших предков. Нельзя начисто изгонять
из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Хочу, чтоб
дети наши видели лапти не только на картинках и в музеях, а в своем домашнем
интерьере, чтоб лапоть не превратился в самый дефицитный предмет театрального
реквизита, без которо­го нельзя играть пьесы из русской истории.

Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. О материале
расскажем ниже. Сейчас коротко об инструменте. Требуется нож, кочедык и мялка
для лыка. Нож всегда найдется, а кочедык придется сделать самому, потому что
ни в одном хозяйственном магазине во всей Руси, не говоря о сопредельных странах,
кочедыка вы не купите. Продавцы даже не поймут, о чем вы спрашиваете. Они и
слово-то "кочедык" помнят, наверно, по скороговорке: "Выковырни
лычко из-под кочедычка".

Кочедык можно отковать или выточить из десятимиллиметрового железного прутка.
Изгиб его показан на рисунке 157. Еще проще сделать кочедык
из сучка крепкого кустарника с подходящим отростком.

Потребуются еще колодки. Колодки для лаптей и бахил не различаются на левые
и правые - одна на обе ноги, как для валенок. Они очень
простые, особенно для лаптя. Сделать их можно из чурки любого
дерева. А еще проще из пеноиласта. Этот материал легко обрабатывается
ножом и стамеской. Колодки делаются цельные и разъемные
(рис.158). Разъемную легче вынимать из готовой бахилы. Размер
колодок определите сами. Советую не делать слишком большие.
Ведь все равно носить ни лаптей, ни бахил не будете. Сделайте
длиной 10-12 сантиметров. На таких колодках у вас получатся
красивые лапоточки и бахилочки. Длину разъемной колодки
можно увеличить, нашив к носочной или задниковой части дощечки
или картонки соответствующей толщины, которые удлинят колодку.
Слишком много удлинять не следует, так как при прежней ширине
колодка получится непропорционально вытянутой

Материалом для лаптей служит лыко. Кое-где за неимением лыка плетут из бересты.
Но это довольно сложно, так как берестяное лыко имеет длину не более окружности
дерева, с которого оно снято. А липовое лыко цинуется (нарезается) узкими полосками
вдоль луба. Длина его равна длине лутошки, с которой снято лыко.

Добыть лыко можно в лесной чащобе. Но ни в коем случае
не надо трогать одиноко растущие липки. Липа - хорошее и
полезное дерево, любимое пчелами. Липовый цвет - прекрасное
лекарство из лесной аптеки. Губить липу потому, что она
вам показалась подходящей для лыка, не надо. Другое дело,
.если вы оказались в зарослях липняга. Там молодые липы
Угнетают друг друга. Они тянутся к свету. Стволы их тонкие
и высокие. Именно такие и нужны для лыка. Срезая одно деревце
из двух-трех плотно стоящих, вы не нанесете ущерба липовой
роще. Да при такой скученности и не будет никакой рощи.
Некоторое разрежение поможет деревцам-лидерам вырваться,
на простор.

" Мы тоже не лыком шиты".-Знаем дело и имеем достоинство.

"Не всякое лыко в строку". - Не упрекайте за пустяшный промах.

"Ободрал как липку". - Взял непомерно высокую цену.

"Поменял ремешок на лычко". - Взял плохое вместо хоро­шего.

"Надрал лыка". - Строго расправился.

"Лыка не вяжет". - Пьян. Говорит заплетающимся языком.

Мы привели лишь малую толику, еще не вышедших из употребления. А сколько уже
забытых. Обилие речений с упоминанием лыка говорит о том, что оно хорошо послужило
русскому человеку.

На рогожу, на решета идет старый луб, а на лыко только луб молодой липки. Ствол
ее должен быть тоньше чайного стакана - в рюмочку, как говаривали старые мастера.

По лыко ходят весной, когда тронется сок, в до середины лета. Ободрать липку,
чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко.
Древесина липы мягкая. Если ножик острый и вам удалось слегка наклонить липку,
то она срезается с одного-двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом
трехгранного напильника вспарывают луб от комля к вершине. На.вершине вылущивают
из луба лутошку и с сочным похрустыванием вынимают ее, лутошку, до самого комля.
Лыко не сдирают частями, а именно вынимают из него лутошку, стараясь сохранить
луб целиком. Когда вылущится комелек, у вас получится как бы два ствола: один
беленький потоньше (лутошка), другой сохраняет вид липки, только что срезанной
с корня. Лыко надо скатать в баранку вершинкой внутрь и связать. На пару лаптей
требуется не более трех стволов.

Белые лутошки не бросайте. Вершинки с лиственными вет­ками - прекрасный корм
для коз, овец и кроликов. А из луто-шек можно что-нибудь смастерить. Они легко
режутся.

Циновать лыко можно сразу, придя из леса, а также спустя долгое время. Но тогда
"баранки" придется замочить в ведерке. На один лапоть (бахилу) требуется
шесть лык шириной, примерно, 12 мм и длиной около полутора метров. Цинование
- ответственная операция. Сначала нарезайте лыко, начиная от комля, стараясь
соблюдать заданную ширину. Конечно, не надо, каждую секунду измерять ширину
линейкой, но на глаз ширину держать. Это не так просто. Нож, попадая в трещины,
образовавшиеся при вылущивании лутошки и скручивании лыка в баранку, то как
бы проваливается, то спотыкается. Трещина его ведет не всегда туда, куда надо.
Поэтому нож в руках держите твердо, чтобы он не срывался. Движение ножа вдоль
лыка осложняется тем, что общая лента лыка у комля гораздо шире, чем у вершинки.
По форме это очень вытянутая вверх трапеция. Чтобы не пересекать продольные
волокна, вы где-то к середине срежьте клинышек. Из него потом выйдет короткое
лыко, которое тоже пригодится. Из одной "баранки" обычно выходит четыре
длинных лыка и два коротких. При циновании встретятся на самом неподходящем
месте дырки от сучков или впадины от скрытых почек. Если это на средине длины,
то не большой изъян. Пусть в этом месте лыко будет наполовину уже. Потом закроется
вторым слоем. Если дырка от сучка рвет лыко пополам, то ничего не поделаешь,
придется делать два коротких лыка. Плетут же из коротких берестяных лык. Но
воспользуйтсь этим случаем, срежьте тут клин, устра­няющий косину.

Потом все нацинованное надо промять на мялке (рис.157 справа). Мялка делается
из пяти тонких дощечек. Две из них (вторая и четвертая - с какой стороны не
считай) в два раза короче боковых и средней. Дощечки свинчивают двумя шурупами,
предварительно обработав кромки. В нижней части, где шурупы, кромки стесывают
так, чтобы получилась ручка. А внутри образовавшегося трезубца их закругляют.

Продернутое через мялку лыко становится более мягким. Оно
невидимо глазу слегка расслоится. Легче будет снимать паздиру
- верхний коричневый слой. Снимая, не слишком истончайте
белое лыко. Ближе к вершине и вовсе можно не трогать коричневый
слой, удалив с него только почки и другие шероховатости,
как бы слегка построгав его. Так выравнивается лыко по толщине
в комлевой и вершинной частях.

Для большого лаптя и бахил нужно шесть лык. Для маленьких достаточно четырех.

Чего будем плести, лапоть или бахилу? Лапоть попроще. Но мы начнем с бахилы.
Кто сплетет бахилу, тот запросто сплетет и лапоть.

Мы все время говорили про лыко. А как быть жителю степного
края? Где ему взять лыко, если захочется сплести лапоточки
или бахшючки? Так вот мы вам откроем свой секрет. Научиться
плести лапти можно и без лыка, то есть пользуясь не натуральным
лыком, а заменителем. Им может служить крафт-бумага. Добыть
ее совсем не трудно. Из крафт-бумаги делают мешки для перевозки
почты, сухофруктов, цемента. По прочности крафт-бумага,
конечно, уступает лыку. Но ведь вы не собираетесь ходить
в лаптях. Вам важно овладеть древним ремеслом. А настоящие
лыковые лапти и более изящные бахилы сплетете, когда окажетесь
в краях, где растет липа. Сплетете уже со знанием дела.

Учиться на заменителе лыка даже приятнее, чем на натуральном. Во-первых, добыть
"сырье" можно в любое время года, во-вторых, нарезать полоски из бумаги
проще, чем из лыка. Они получатся у вас ровные, так как нарежете их по линейке,
в-третьих, плести из бумажного лыка проще: не надо следить за тем, чтобы крепкий
белый слой был повернут на лицевую сторону.

Бумажное лыко готовится в три-четыре слоя. Отрезаете полоску, скажем, в три
сантиметра шириной и сгибаете сперва один сантиметр ширины, потом другой. Склеивать
не надо. Лишь заостренные концы склейте, чтобы не расслаивались, когда будете
их подсовывать вслед за кочедыком. Если лыко в три слоя покажется тонковато,
согните в четыре слоя. По сантиметру с одной и с другой стороны и потом на средине
сложите вместе. Так лучше спрячутся внутрь все тонкие однослойные кромки. Потом
обязательно протяните на ребре стола или доски, чтобы погасить упругость бумаги
на сгибе. Мялка для этого не годится.

При выборе сырья отдавайте предпочтение более светлым, нежели темным тонам.
Светлая крафт-бумага по цвету очень близка к натуральному лыку. На некотором
расстоянии даже специалист не сразу отличит. Проверено.

Тут важно, что вы, не срезав ни одной липки, можете успешно научиться древнему
ремеслу. Больше мы не будем слово "лыко" брать в кавычки, хотя и знаем,
что речь идет о заменителе. Для понятия сути плетения не имеет никакого значения
исходное сырье. Последовательность операций и все приемы ничем не отличаются.

Итак, начинаем плести. Возьмите шесть лык, если собираетесь плести большой
лапоть. Для лаптя требуется широкая проплетка (стелька),
а для небольшой бахилы достаточно и четырех лык. Все наши
рисунки построены на четырех лыках. Так вам легче будет
проследить движение лык, всматриваясь в рисунки.

Берем два лыка в левую руку и два в правую. Переплетите их между собой на середине
длины (рис.159). Будем плести проплетку (стельку). Все верхние концы лык сгоните
вниз (рис.160, 161). Концов у вас уже будет не четыре, а восемь: четыре в левой
руке, четыре в правой. Плетите из них, как плетут обычную косичку. Только косичка
плетется в три пряди, а тут надо плести в восемь лык (лапоть - в двенадцать).
Берите поочередно лыко справа, лыко слева и переплетайте их со всеми, лежащими
на пути.

Скоро вы заметите закономерность: одно лыко, скажем, левое
всегда в начале новой строчки ложится сверху, а другое приходит
из-под низу. Это говорит о том, что плетете вы пра­вильно,
нигде не сбились. Укладывайте лыко к лыку плотно, особенно
когда делаете первые шаги с того и другого краяю. Не: надо
слишком перетягивать, но я не давать слабинку. И еще вы
заметите, что проплетку можно изрядно вытянуть, а можно
пустить и пошире. Тогда она сразу станет короче.

Вот проплетка довольно длинная. Пора на нее ставить колодку, чтоб не плести
лишнее. Мыс проплетки должен быть чуточку - на поллыка - длиннее колодки. Если
не хватает - добавьте, лишнее - расплетите.

Так, проплетка есть. Справа и слева у вас по четыре лыка. Ставим колодку. Находим
лыко на самом краю посреди пятки, продеваем под него узкое лычко и привязываем
пролетку за гвоздик, торчащий над задником колодки. Теперь обе руки на носок.
Формируется носок очень просто. Вы даже удивитесь, как просто затягивается носок
бахилы. И к тому же получается довольно красивый. Для мастера это самый приятный
момент плетения. А делается это так.

До сих пор вы плели, беря крайние лыки. Теперь возьмите средние, два справа
и два слева. Переплетите их между собой. Они сами подскажут, какому лыку ложиться
сверху, какому идти вниз. И вы увидите, как первые же четыре клетки, появившиеся
в средине проплетки, обозначат носок бахилы. А когда поставите в строки оставшиеся
справа и слева пары лык, то тут уж вы поверите в свои силы. Все это показано
на рисунках 162, 163, 164.

Когда переплете поверх носка колодки все восемь лык, натяните их равномерно,
чтобы все клеточки плотно прилегали к колодке. Затем лыки
соберите позади пятки и возьмите в горсть. Видите, у вас
уже обозначилась бахила. Отделите вер

хние лыки по одному слева и справа и проплетите их с помощь
кочедыка вторым слоем в сторону пятки. Но прежде, чем пустить
в ход кочедык, найдите начало той дорожки, которая приведет
это лыко точно на средину пяточной кромки, где оно встретится
с другим лыком, которое придет с противоположной стороны.
Еще раз пройдите глазом по до­рожке и уж тогда под­девайте
кочедыком. Если тут ошибетесь, то пятка получится косая.
И дальше все пой­дет наперекосяк. Следом проплетите остальные
лыки слева и справа.

Теперь обе руки на задник колодки. К нему пришли все восемь лык. Тут, как и
при заплетке носка, берутся средние четыре лыка и переплетаются между собой
(рис. 166).За ними переплетите все остальные (рис. 167).

Задник сплетен. Теми же лыками плетем бока бахилы.

Берем крайнее верхнее лыко, разворачиваем его под углом 90 градусов, переплетаем
между остальны­ми тремя и с помощью кочедыка проплетаем по стельке. Будьте внимательны
при первом подковыре кочедыком. Посмотрите, на свое ли место вы привели это
лыко. Оно должно лечь рядом с тем лыком, которое ушло на другую сторону задника
и готово также переплестись с тремя другими и уйти на стельку.

Так же переплетается второе лыко, но уже между двумя, оставшимися
и уходит на стельку рядом с первым. И опять будьте внимательны.
В этом месте лыки стремятся занять чужую строку, выскакивая
на одну вперед. Третье лыко переплетается с четвертым и еще
с натянутыми от носка по бокам лыками и уходит на стельку.
Последнее лыко переплетается уже не со свободными, а с натянутыми
от носка к пятке. Но вы разберетесь. Кочедык вам поможет.
Перебрав все лыки на одной стороне, переходите на другую.
Так же все переберите и проплетите по стельке к противоположным
сторонам.

На подошве вашей бахилы постепенно нарастает второй слой. Говорят: плетется
в две цены.

Носок и задник сплетены. Но еще на боках остаются не переплетенными натянутые
наискосок лыки. Чтобы закрыть этот "недоплат", надо бы проплести еще
по три-четыре лыка. Смотрите, нужные вам лыки сами пришли сюда и просятся в
строку. А если они преждевременно кончились и не пришли, то вы их наставьте.
Лыко наставляется (удлиняется) не клеем и ух, конечно, не связывается узлом,
а заплетем нового конца. Отступя два-три шажка от того места, где кончается
короткоелыко, продевается новое. Продергивая новый конец, постарайтесь не выдернуть
его совсем. Остановитесь так, чтоб кончик нового лыка спрятался под клеткой.
Кончик короткого лыка отрежьте. Новое лыко его прикроет. Наращивание длины будет
совершенно не заметно.

Когда проплетете все концы от края до края, резберетесь,
какое лыко куда стремится. В первую очередь пустите в дело
те концы, которые "просятся" на незаплетенные
бока. А из них раньше дайте дорогу тем, что нацелены на
носок. Пропустите их туда по одному или по два, не более.
Проплетите их между собой над стопой ноги, сгибая под прямым
углом, гоните вниз. Этого обычно хватает для полного заплета
боков. Если покажется мало, пропустите по третьему лыку.
Остается навести крепость и красоту на носок и для пущей
прочности дать еще цену на пятку. Остатки концов сами выйдут
на носок. Их нужно всего четыре, два с одной стороны и два
с другой. При нехватке концов - нарастите. Выведенные на
носок концы сгибают и разворачивают вправо и влево так,
чтоб получилась одна линия. Образующийся при этом рубчик
и придает красоту бахиле.

Пятка укрепляется вторым наплетем до определенного места с поворотом вправо
иди влево. Обычно для этого основных лык уже не хватает. Вводятся новые.

Бахила готова! Она похожа на калошу.

Настало время рассказать про лапоть. Теперь, когда вы сплели бахилу, про лапоть
рассказывать проще. Вы все поймете с полуслова. Подготовка лык и плетение проплетки
идет точно так же. Колодка немножко отличается. Носок у лапоточной колодки широкий,
приплюснутый, пятка тоже широкая. Стало быть, и проплетка плетется широкая.

В плетении проплетки из натурального лыка есть одна особенность. Надо следить
за тем, чтобы крепкая (белая) сторона лыка была всегда повернута
наружу, а паздирный слой - внутрь лаптя. Это вызывает некоторую
трудность в самом начале плетения проплетки при загибании
крайних лык. Бумажное лыко вы просто перевертываете на другую
сторону, а тут надо, чтобы при повороте лыко было повернуто
той же стороной. Лри этом кромки стельки, особенно со стороны
пятки, заворачиваются вверх. Эта особенность используется
при дальнейшем плетении лаптя. Завернутый вверх край пяточной
кромки позволяет упереть в него задник колодки и затянуть
носок, который является продолжением проплетки. А затягивается
носок лаптя так же, как и бахилы. Все восемь (или двенадцать)
лык загибаются на верх колодки и плетут сперва средние четыре
лыка, потом остальные. Носок сразу примет форму колодки.

Дальше пойдет по-иному, чем у бахилы. У лаптя бока и задник не наплетаются.
Зато сплетается окончательно широкий лапотный носок. После чего все лыки угонятся
на проплет-. ку и там плетутся "второй ценой".

Носок лаптя должен быть просторным. Пальцам ног обеспечиватся хорошая защита.
Лыко, сплетенное в две цены, предохранит от сучка, от камня и сухих колючек.

Если на этом и закончить, то у вас получится шлепанец,
настоящий домашний шлепанец. Но ведь в шлепанцах ходят по
дому, а мы говорили, что в лаптях люди ходили за тысячи
верст. Значит, надо что-то сделать, чтобы лапоть не спадал
с ноги, а пятка на проплетке не виляла туда-сюда. В бахиле
для этой цели наплетают бока и задник. А у лаптя, как мы
сказали, нет ни боков, ни задника. Вместо них по краям проплетки
накручивается из лык валик в палец толщиной. Для этого берут
концы лык, складывают их по четыре-пять штук вместе, не
свивая, а прямушкой и обматывают, одновременно пришивая
к кромке проплетки отдельным хорошо промятым лыком.

Официальные факты про лапти вызывают несколько вопросов, размышляя над которыми можно прийти к определённым выводам о недавних событиях нашего прошлого, в частности, о недавнем высоком технологическом уровне и возможной катастрофе, произошедшей несколько сотен лет назад...

Лапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков (по официальной хронологии) носило славянское население Восточной Европы. Считается, что название этой обуви произошло от слова «лапа». В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка "лапотная Россия".

И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

Конечно, лапти плели из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками. Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки - крутцы, и даже из конского волоса - волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду, а лыковые лапти зимой хорошо сохраняли тепло, а летом давали ногам прохладу.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или "прямуя решетку". Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.

Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене - тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи носили лапти в прямую клетку.

]]> ]]>

Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, "лыка не вяжет", то есть не способен к элементарным действиям! Зато, "связывая лыко", мужчина обеспечивал обувью всю семью - тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время. Главные инструменты для плетения лаптей - кочедыки делали из костей животных или из металла. Первые кочедыки археологи относят к каменному веку.

Даже во время Гражданской войны, лапти были основной обувью бойцов Красной Армии. Существовала Чрезвычайная комиссия по валенкам и лаптям (ЧЕКВАЛАП), которая занималась заготовкой обуви для военнослужащих.

Когда же впервые появились лапти на Руси?

На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор .

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - регулярно находят археологи и приписывают их неолетическим стоянкам. Получается, по официальной версии, ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна.

Однако приведём такие данные:

В одном лишь 1889 году в лыковые лапти были обуты более 25 миллионов русских крестьян. Известно, что лапти быстро изнашиваются, и на год их требовалось только одному человеку 40 пар. Не мудрено, что в том же году в России, как свидетельствуют статистические данные, было изготовлено около 500 миллионов пар лаптей, то есть было истреблено почти полтора миллиарда молодых липовых деревьев : для одной пары лаптей нужно содрать (именно содрать) лыко с 2-3 молодых липок!

Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево. Отсюда пошло выражение "ободрать как липку".

Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.

В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ). Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: "В дорогу идти, пятеры лапти сплести". Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему?

Не потому ли, что потребность в "лаптях" в России возникла относительно недавно, несколько сотен лет назад, в связи с резким падением технологического и культурного уровня из-за внешних факторов? Конечно, многие посчитают, что это слишком косвенный довод, и, возможно, найдут своё объяснение этому факту, но если проанализировать всё это вместе с такими статьями, как " ", " ", " " и некоторыми другими, то анализ такой точки зрения, как минимум, потребует размышлений.

Тяжёлое соостояние с лиственными деревьями в Россиии пытались исправить ещё в дореволюционные времена, и по официальной версии такая ситуация возникла из-за повсеместного использования дерева как поделочного, повседневного и промышленного сырья.

Вот пример заботы государства времён Российской Империи о лесном хозяйстве:

В России до 1917 крестьяне и сельские общины поощрялись, с подачи науки, "хозяевами государства" за разведения леса.

За выращенные и сохраненные землевладельцем 50 десятин леса (~50га), ему выдавался ценный приз в 500 рублей (стоимость 150-200 коров, или ныне 5-6млн рублей) и золотая медаль. Сейчас эта сумма соответствует затратам по созданию древесных насаждений на 42 гектар. Получается, уже тогда лесные чиновники Российской Империи брали цифры не от балды, а довольно точно знали, сколько стоит восстановление леса, и, главное - в этом была потребность.

Подробнее с нестыковками в нашем лесном хозяйстве читатели могут ознакомиться в статье А.Артемьева , мы же отметим ещё одно общепринятое утверждение о "лапотном" деле.

В русских письменных источниках слово "лапоть", а точнее, производное от него - "лапотник" впервые встречается в "Повести временных лет". Однако о том, что Радзивиловская летопись и входящая в её состав "Повесть временных лет" является поздней подделкой, можно убедиться, посмотрев фильм " ".

Так что не так-то прост оказался этот "лапотный" вопрос...

В начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Казалось бы, что сложного несет в себе тема история лаптя? А между тем даже точное время появления лаптей в жизни наших далеких предков неизвестно по сей день.

Лапти (" ";" ";" ") — самая распространённая на Руси обувь, плетёная из коры дерева. Первые упоминания о лаптях встречают в документах, относящихся к X веку, хотя сам кочедык ("свайка";"швайко")- инструмент, которым пользовались для плетения лаптей, находят в древних стоянках, относящихся к раннему железному веку (I тыс. до н.э.).

Во все времена наши предки охотно обувались в лапти, причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. Практиковалось и «подковыривание» (подшивание) лаптей кожей.

В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.

В зависимости от материала и называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники … Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).

Для праздничного выхода предназначались писаные из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки — курпы, или крутцы, и даже из конского волоса — волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики-подростки, это считалось исключительно мужским занятием; женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Умение женщины сплести хороший лапоть вызывало недоверие мужиков и особое уважение баб-односельчанок. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 - 8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год, пар по 5 - 6 каждому. Уже к десяти-двенадцати годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так сноровисто, т.е. быстро.

Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи, по-видимому, носили лапти в прямую клетку. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — специальных мастерских не было очень долгое время. Делали кочедыки из костей (из рёбер животных) или из металла.

Для требуется семь лык по два метра длиной каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть, для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после суммарной потери коры, пригодной для плетения, дерево не выживало и стояло с голым «ободранным» стволом. Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку» в значении «отобрать все имеющиеся у кого-либо или у чего-либо полезные ресурсы и создать тем самым угрозу жизни и существованию кого-либо или чего-либо».

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение — "косую решетку", тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип — прямое плетение, или "прямая решетка". Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки). Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей.


Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык — от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом — получалось приблизительно 300 пар лаптей. О скорости плетения лаптей различные источники говорят по-разному: от двух до десяти пар в день.

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и, как уже говорилось, костяной или железный крючок — кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону. Есть легенда, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого (XX) столетия.

Лапти плелись не во всех областях России, то есть, они были товаром или предметом меновой торговли. Как правило, не плелись лапти в деревнях, где население большей частью занималось не земледелием, а ремёслами, например, гончарным или кузнечным ремеслом. Старообрядцы-«кержаки», жившие на Урале в XIX веке, лаптей не носили. Зато мёртвых хоронили исключительно в лаптях. Лапти были распространены не только у восточных и западных славян, но и у некоторых неславянских народов лесной полосы — финно-угров и балтов, у части германцев.


Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели — за четыре, летом, в страдную пору, — и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти — пятеры лапти сплести» — гласила пословица. А у наших соседей шведов существовал даже термин «лапотная миля» — расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры (как это, увы, делалось в позднейшие времена), березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Трудно, однако, предположить, чтобы язычники, с почитанием относившиеся к деревьям, поступали столь душегубски. Всего вероятнее, они владели различными способами брать часть коры, не губя дерева.

Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали.

Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, — рачки.
Для работы по хозяйству удобны были ступни - подобие галош, только плетёные.

Верёвочные лапти назывались чуни, их надевали дома или для работы в поле в жаркую, сухую погоду. В некоторых деревнях ухитрялись плести лапти из конского волоса - волосяники.

Самыми захудалыми лаптями на Руси прослыли ивняк и, или коверзни, — из ивовой коры; даже плести их считалось зазорным. Из коры тала плели шелюжники, а из дубовой коры — дубовики.

На Черниговщине лапти из коры молодых дубов называли дубочарами. В дело шли и пеньковые очесы, и ветхие веревки; лапти из них — чуни — носили в основном дома или в жаркую сухую погоду. У них, должно быть, финское происхождение: финнов в России звали "чухна".
Были у таких лаптей и другие названия: курпы, крутцы и даже шептуны. В районах, где лыка не было, и закупать его было накладно, изворотливые крестьяне из тонких корней плели коренники; из конского волоса — волосяники. В Курской губернии научились делать соломенные лапти.

Деревенские молодые франтихи появлялись на людях в писаных вязовых лаптях из тонкого лыка с чёрными шерстяными (а не пеньковыми) оборами и онучами.
Самыми красивыми считались вязовые лапти (из лыка вяза). Их выдерживали в горячей воде — тогда они розовели и становились твердыми.

На праздники, если не было возможности одевать кожаную обувь, плелись лапти писаные: полосы лыка у таких лаптей были узкими, и из них мастера выплетали красивые узоры. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или красили отдельные лыковые полоски (например, лыко вяза держали в горячей воде, отчего оно розовело). Такие лапти одевали с чёрными или красными оборами, которые сразу выделялись на белоснежных праздничных онучах.


Жизнь крестьян-лапотников описана многими русскими классиками. В рассказе "Хорь и Калиныч" И. С. Тургенев противопоставляет орловскому мужику калужского оброчного крестьянина: "Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах" .

Как видим, даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Своеобразный знаковый смысл кожаной обуви для крестьянина подчеркивает и другой наш писатель, Д. Н. Мамин-Сибиряк: "Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог". А между тем кожаная обувь ценилась не дешево. В 1838 году на Нижегородской ярмарке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили в ту пору не менее пяти-шести рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи, а в иных местах и более (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ).

Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась чрезвычайная комиссия (ЧЕКВАЛАП), снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.


С лаптями в русской деревне было связано много различных поверий. Принято было считать, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц. Считалось, что корова, окуренная после отела из лаптя, будет здорова и даст много молока. Лапоть с уложенной в него травой-мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку, вызовет дождь и т. д. Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе, отправлявшейся сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным. При встрече молодых, возвращавшихся из церкви, ребятишки поджигали лапти, набитые соломой, чтобы обеспечить им богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий.


В самовосприятии русских лапти — один из важнейших символов традиционного национального быта.
Отсюда ряд устойчивых выражений в русском языке:
«лапоть» как троп обозначает простака, необразованного человека;
производное прилагательное «лапотный» в том же значении;
«(Чай,) не ла́птем щи хлеба́ем» означает «мы учёны, не надо нам пояснять да указывать»;
шутливое выражение «плюс-минус лапоть» в науке означает «плюс-минус неизвестная величина».

Жениться — не лапоть надеть.
Лапти подковырки не стоят.
Это — как лапоть сплесть.
Без снаряда и лаптя не сплетешь.
Не учась (не умеючи) и лаптя не сплетешь.
Только лапоть на обе ноги плетется, а и рукавички розни.
Лапоть знай лаптя, а сапог сапога!
Хоть в лаптях, да тех же ратных, ополченье.
И мы не на руку лапоть обуваем.
Не берись лапти плести, не надравши лык.
В дорогу идти, пятеры лапти сплести.
Лапти плетешь, а концов хоронить не умеешь.
Он лапти плетет, путает.
Путает, словно кашу в лапти обувает.
Переобуться или переобуть кого из сапогов в лапти.
И в доброй тяжбе на лапти не придется.
Станешь лапти плесть, как нечего есть.
Лапти плесть, однова в день есть, больше не выработаешь.
Одна нога в лапте, другая в сапоге.
Не слуга в лаптях: купи сапоги!
Не осуди в лаптях, сапоги в санях, говорит гость шутя.
В лапоть звонить, быть без дела.
Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть!
Это не лапоть сплесть, не вдруг сделаешь.

Статьи на тему:


  • Моду на остроносую обувь - пулены (poulaines — нос корабля), в 14 веке ввели рыцари, подчеркивая тем самым свою непричастность к труду. Длина носов была строго регламентирована: принцам крови...

Лапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка "лапотная Россия".

И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Когда же впервые появились лапти на Руси? На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор.

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?

С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками. Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки - крутцы, и даже из конского волоса - волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или "прямуя решетку". Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.

Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене - тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи носили лапти в прямую клетку.

Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, "лыка не вяжет", то есть не способен к элементарным действиям! Зато, "связывая лыко", мужчина обеспечивал обувью всю семью - тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время. Главные инструменты для плетения лаптей - кочедыки делали из костей животных или из металла. Как уже говорилось, первые кочедыки относятся к каменному веку. В русских письменных источниках слово "лапоть", а точнее, производное от него - "лапотник" впервые встречается в "Повести временных лет".

Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево. Отсюда пошло выражение "ободрать как липку".

Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок - кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого столетия.

Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ). Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: "В дорогу идти, пятеры лапти сплести". Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему?

Дело в том, что наши далёкие предки-язычники с большим почитанием относились к природе, к деревьям, водам, озерам. Окружающая природа обожествлялась и считалась священной. Языческие боги охраняли и оберегали поля, реки, озера и деревья. Поэтому, вряд ли древние славяне поступали душегубски с деревьями. Скорее всего, русичи владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы. А может быть они владели ещё какими-то неведомыми нам секретами добывания материала для лаптей?

Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

http://balamus.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=346:lapti&catid=41:kraa&Itemid=62

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: