Детские годы а к кортунов. Василиса явикс - интеллектуальная поисковая система. завтра уже здесь! Награды и звания

Когда такая отрасль, т.е. Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (Миннефтегазстрой - Роснефтегазстрой) было создано, то её Первым Министром стал Кортунов Алексей Кириллович. Назначение состоялось, хотя ему уже было 65 лет. Но тогда тоже так назначали. Только своих. И только проверенных в деле.


Кортунов Алексей Кириллович [р. 15 (28).03.1907, Новочеркасск],

советский государственный деятель, Герой Советского Союза (24.3.1945). Член КПСС с 1939.

Родился в семье рабочего.

Трудовую деятельность начал в 1922.

В 1931 окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт.

В 1936-41 на руководящей хозяйственной работе.

В 1941-48 в Советской Армии; участник Великой Отечественной войны 1941-45, полковник.

В 1948-50 начальник Туймазинского территориально-строительного управления Главнефтегазстроя при Совете Министров СССР.

В 1950-53 заместитель министра нефтяной промышленности СССР.

В 1953-55 на руководящей работе в том же министерстве.

В 1955-57 министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.

В 1957-63 начальник Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР - министерства СССР.

В 1963-65 председатель Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР - министерства СССР.

В 1965-72 министр газовой промышленности СССР.

С сентября 1972 министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР.

На 22-м (1961), 23-м (1966), 24-м (1971) съездах партии избирался кандидатом в члены ЦК КПСС.

Депутат Верховного Совета СССР 6-8-го созывов.

Награжден 4 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Проветривание мозгов

Кортунову за всю весну и лето, видимо, порядком надоело уговаривать и настраивать своих подчиненных на предстоящую работу на Медвежьем месторождении на Севере Тюменской области. Надоело "разворачивать" их лицом к стройке, которая была на контроле на самом верху.

Да и пора самому осмотреться на месте. А главное, увидеть людей и ощутить их настрой на предстоящую зиму. А в эти края, как известно, "только самолётом можно долететь". Был разослан соответствующий приказ. И на Север загодя стало подтягиваться начальство. Иначе что докладывать?

Первыми авиарейсами только что открывшегося Пангодинского аэропорта cтало прибывать московское начальство. А вылетали они из подмосковного крохотного и почти секретного тогда аэродрома Мячково. Накануне Кортунов предупредил о полёте и велел быть готовыми с утра. Вылетали в понедельник, а потому народ в аэропорт прибыл прямо с собственных дач.

В Москве в начале октября в разгаре было так называемое бабье лето. Стояла по летнему тёплая сухая погода Природа дышала привлекательной спелостью и убаюкивающей зрелостью. Прибыли кто в чём. Большинство были, правда, в осенних туфлях, в китайских синих макинтошах и зеленых велюровых шляпах. Собственно и Кортунов был одет не лучше.

Но для него в самолёте помошник уже припрятал полный комплект одежонки военного летчика командного состава полярной авиации: меховой костюм с собачьми унтами, меховую шапку с шерстяным подшлемником, белоснежное и лёгкое трикотажное вязанное бельё из пуха гагары. Шустрый помошник, как водится, и себя не забыл.

Через пару часов свита Кортунова заметно поутихла, когда в иллюминаторы стал наблюдаться снежный покров. Сначала довольно редкий и клочковатый, но очень быстро, на подлёте к северному Уралу, ставший сплошным. Надеялись, что мороз, если и будет, но не сильный. Начало октября все-таки.

Перед самой посадкой в Пангодах Кортунов и его помошник быстро переоделись. После посадки на улице оказалось под минус 50! Посёлок строителей был рядом и Кортунов предложил пройтись пешком до ближайших домов. Мол, надо размяться. К домам подошли, а они стоят без отопления.

Внутри домов из-за сырости от невысохшего бруса пробирало до самого мозга костей. Когда Кортунов предложил для экономии времени тут же на месте провести совещание, народ взмолился. Когда дед пошёл к столовой, где уже порядочно народу набралось из местного начальства, его свита как пленные румыны понуро поплелась за ним. Они бы и рады бежать в припрыжку за легко шагавшим начальником. Да мороз не давал дышать. Даже мелкими глоточками.

Совещание прошло быстро и Кортунов улетел в Надым. Свиту с собой не взял. Вижу, говорит, что вы всё поняли и вам надо остаться, чтобы исправить дела на месте. Так строительству было придано общесоюзное и первостепенное значение. В Москву полетели приказы и распоряжения.

Все ресурсы заворачивались и переадресовывались на Тюмень, Воркуту и Лабытнанги, а там по воздуху на Пангоды, где их ждали как манну и впрямь небесную. А без такого результата возвращаться в Москву не рекомендовалось, скажем осторожно.

1973 года Предшественник Должность учреждена Преемник Щербина, Борис Евдокимович
1-й Министр газовой промышленности СССР
2 октября 1965 года - 20 сентября 1972 года
Предшественник Должность учреждена Преемник Оруджев, Сабит Атаевич
Председатель Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР - Министр СССР
март 1963 года - 2 октября 1965 года
Предшественник Должность учреждена Преемник Должность упразднена; он же как Министр газовой промышленности СССР Предшественник Евсеенко, Михаил Андрианович Преемник Должность упраздена Рождение 15 марта ( 28 марта) ( 1907-03-28 )
Новочеркасск ,
Область Войска Донского ,
Российская империя
Смерть 18 ноября ( 1973-11-18 ) (66 лет)
Москва , РСФСР , СССР Место погребения Партия Награды Сражения

Алексе́й Кири́ллович Кортуно́в (15 ( 28 марта) 1907 года , г. Новочеркасск , Российская империя - 18 ноября 1973 года , г. Москва , РСФСР , СССР) - Министр газовой промышленности СССР (1965-72 гг.), Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (1972-73 гг.).

Биография

Достижения

С деятельностью Алексея Кирилловича Кортунова (1957-1973) связан бурный рост газовой промышленности СССР.

Индустриализация строительства газопроводов

В мае 1955 года Президиум Совета министров СССР признал неудовлетворительным развитие газификации: добыча газа планировалась в пределах 10 млрд кубометров, а газоснабжением было охвачено всего 8% населения, тогда как в США добывалось 250 млрд кубометров и газ получили 62% жителей. Через год, в августе 1956-го, Совет министров СССР создал Главгаз (Главное управление газовой промышленности при Совете министров СССР), чьим главным объектом стал сооружаемый методом скоростной стройки газопровод Ставрополь - Москва. Работами руководил А.К. Кортунов, который решил задачу организации поточно-скоростного строительства магистральных трубопроводов больших диаметров за счет механизации строительно-монтажных работ и применения индустриальных приемов сооружения переходов трубопровода через естественные и искусственные препятствия, нового метода устройства траншей роторными экскаваторами. Были также механизированы изоляционные работы в зимнее время, с применением битумно-резиновой изоляции. Таким образом было доказано, что строить магистральные трубопроводы можно круглогодично, а не сезонно.

Отрасль начала применять передовые технологии трубопроводного строительства и готовить для себя квалифицированные кадры в специально организованных учебных центрах. Были созданы крупные конструкторские бюро, разработавшие многие виды новой техники для сооружения газопроводов, проектные бюро по подготовке трасс и технической документации для строительства. Под руководством Кортунова в СССР была создана газотранспортная трубопроводная система протяженностью почти 100 тыс. км магистральных трубопроводов с рабочим давлением 16 атмосфер и диаметром 1420 мм, в том числе: Шебелинка - Москва, Ставрополь - Москва, Краснодарский край - Серпухов - Ленинград, Джаркак - Ташкент - Фрунзе - Алма-Ата, Карадаг - Тбилиси - Ереван, Бухара - Урал, Средняя Азия - Центр (4 нитки), СРТО - Торжок - Минск, Усть - Вилюй - Якутск и др. . Спустя 10 лет после открытия газа в Берёзово , в 1963 году, он принял решение о строительстве трубопровода Березово – Игрим – Серов и об обустройстве Березовской группы газовых месторождений. Были успешно преодолены трудности, связанные со строительством трубопроводов через тайгу и болота.

Благодаря Кортунову страна поверила в потенциал тюменской нефти, когда был построен первый сибирский нефтепровод Шаим – Тюмень, доказавший эффективность затрат на разработку месторождений в труднодоступных регионах при наличии трубопроводного транспорта. Первая шаимская нефть пришла в Тюмень ночью 21 декабря 1965 года, а всего через 11 месяцев был досрочно выполнен годовой план по перекачке нефти по этой магистрали. С этого началось создание разветвленной системы магистральных нефтепроводов Западной Сибири.

Газификация страны

Задачи газификации страны были определены Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 15 августа 1958 года «О дальнейшем развитии газовой промышленности и газоснабжения предприятий и городов». Реализуя это постановление, по добыче газа Советский Союз догнал США, доведя ее до 209 млрд куб. м в начале IX пятилетки (1971-1975).

Разведанные промышленные запасы газа за 25 лет выросли до 25 трлн куб. м с открытием крупных газовых месторождений: Шебелинка, Ставропольское (Краснодарский край), Карадагское, Газлинское, Шатлыкское, Оренбургское, Мессояхское, Усть-Вилюйское и др. Были введены в эксплуатацию первые промысловые установки на крупнейшем западносибирском месторождении Медвежье .

Доля газа в общесоюзном топливном балансе достигла 19,5%, была разработана программа перекачки газа в районы страны, значительно удаленные от месторождений.

Научно-проектировочный потенциал

В Главгазе СССР Кортунов сформировал мощную научную и проектную базы: 11 научных и проектных институтов: ВНИИГАЗ, ВНИИСТ, ВНИИподземгаз, Гипротрубопровод, Гипроспецгаз, Укргипрогаз, Востокгипрогаз, ЮжНИИгипрогаз, СКБ «Газстроймашина», Московский и Киевский экспериментально-механические заводы. Были также созданы новые научно-исследовательские организации - УкрНИИгаз (г. Харьков), СредазНИИгаз (г. Ташкент), СевкавНИИгаз (г. Ставрополь), ТюменНИИгипрогаз (г. Тюмень), ВНИИЭГазпром и СКБ «Газприборавтоматика» (г. Москва). Научно-исследовательские и проектные институты Главгаза были тесно интегрированы в отраслевую, академическую и вузовскую науку, обеспечивая также подготовку квалифицированного инженерно-технического персонала для отрасли.

Алексей Кириллович Кортунов (15 (28 марта) 1907 года, г. Новочеркасск, Российская империя - 18 ноября 1973 года, г. Москва, РСФСР, СССР) - Министр газовой промышленности СССР (1965-72 гг.), Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (1972-73 гг.).

Участник Великой Отечественной войны, командир 629-го стрелкового полка (134-я стрелковая дивизия, 41-я армия Калининский фронт, позже 69-я армия, 1-й Белорусский фронт), полковник, Герой Советского Союза (1945).

Биография

В 1931 году окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт. В 1933 году успешно завершил учебу в аспирантуре при кафедре организации и механизации строительных работ.

Его трудовая биография началась с участия в возведении завода «Азовсталь» в Мариуполе, куда он попал по комсомольской путевке. Затем было строительство Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), где он прошёл путь от инженера-механизатора до начальника строительства аэродинамических объектов.

После окончания войны с 1945 по 1948 годы - начальник военного отдела Советской военной администрации земли Тюрингия. С 1948 года - в запасе.

С 1948 года и до последних дней жизни его трудовая деятельность была связана с нефтяной и газовой промышленностью:

  • 1948-1950 - начальник Туймазинского территориального строительного управления Главнефтегазстроя при Совете министров СССР.
  • 1950 - заместитель Министра нефтяной промышленности СССР (по строительству).
  • 1953 - начальник Главного управления по строительству в восточных районах страны (Главвостокнефтестрой).
  • С декабря 1954 - начальник Главнефтепромстроя СССР.
  • С февраля 1955 - заместитель Министра строительства предприятий нефтяной промышленности СССР, два месяца спустя - Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.
  • С мая 1955 - Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.
  • 1957 - назначен начальником Главного управления газовой промышленности при СМ СССР (одновременно с октября 1961 по март 1963 - Министр СССР). Участник проекта создания Единой системы газоснабжения.
  • С марта 1963 - председатель Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР - Министр СССР.
  • С октября 1965 - Министр газовой промышленности СССР.
  • С сентября 1972 - Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР.

Кандидат в члены ЦК КПСС в 1961-73 гг. Депутат Верховного Совета СССР 6-8 созывов.

Память

  • В 2003 году Российский Союз нефтегазостроителей учредил Золотую медаль имени А. К. Кортунова.
  • Отмечалось 100-летие со дня рождения А. К. Кортунова.

Награды и звания

  • Герой Советского Союза (24 марта 1945 года).
  • Награждён четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени (наградной лист на сайте Подвиг народа), Александра Невского, медалями.
До отдельного специализированного строительного министерства Сафразьяну Леону Богдановичу дожить не довелось. А когда такая отрасль, т.е. Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (Миннефтегазстрой - Роснефтегазстрой) было создано, то её Первым Министром стал Кортунов Алексей Кириллович. Назначение состоялось, хотя ему уже было 65 лет. Но тогда тоже так назначали. Только своих. И только проверенных в деле 1907 - [р. 15 (28) марта. Новочеркасск . Родился в семье рабочего 1922 - Первая работа 1931 - Новочеркасск . Диплом Северо-Кавказского института водного хозяйства и мелиорации 1931 - На руководящей хозяйственной работе 1938 - Поступил на службу в Красную армию 1939 - Член ВКП() 1943 - Март. На фронте. Командир 629-го стрелкового полка (134-я стрелковая дивизия, 69-я армия, 1-й Белорусский фронт) полковник 1944 - 29 июля. в составе передового отряда на подручных средствах переправился через реку Висла. Не дожидаясь форсирования реки всем полком, он организовал наступление на населённый пункт Люцимя, в 18-и километрах юго-западнее польского города Пулавы , и захватил его. В тот день воины 629-го стрелкового полка отразили 11 контратак превосходящих сил противника и 0 2 августа 1944 года расширили занимаемый плацдарм
1945 - 24 марта. П рисвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"
1948 - Демобилизавался 1948 - Н ачальник Туймазинского территориально-строительного управления Главнефтегазстроя при Совете Министров СССР 1949 - Сафразьян Леон Богданович назначен Заместителем Министра нефтяной промышленности по строительству 1950 - З аместитель министра нефтяной промышленности СССР 1955 - М инистр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР 1957 - Н ачальник Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР - министерства СССР 1961 - ХХ II 1963 - П редседатель Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР - министерства СССР 1965 - М инистр газовой промышленности СССР 1966 - ХХ III съезд КПСС. Избран кандидатом в члены ЦК КПСС 19 71 - ХХ IV съезд КПСС. Избран кандидатом в члены ЦК КПСС 1972 - Сентябрь. М инистр газовой промышленности СССР 1973 - 18 ноября. Москва. Умер. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище 2003 - Москва. Российский Союз нефтегазостроителей учредил Золотую медаль имени А.К. Кортунова Награжден 4 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Александра Невского, медалями

Проветривание московских мозгов

Кортунову за всю весну и лето, видимо, порядком надоело уговаривать и настраивать своих подчиненных на предстоящую работу на Медвежьем месторождении на Севере Тюменской области . Надоело "разворачивать" их лицом к стройке, которая была на контроле на самом верху.

Да и пора самому осмотреться на месте. А главное, увидеть людей и ощутить их настрой на предстоящую зиму. А в эти края, как известно, "только самолётом можно долететь ". Был разослан соответствующий приказ. И на Север загодя стало подтягиваться начальство. Иначе что докладывать?

Первыми авиарейсами только что открывшегося Пангодинского аэропорта cтало прибывать московское начальство. А вылетали они из подмосковного крохотного и почти секретного тогда аэродрома Мячково. Накануне Кортунов предупредил о полёте и велел быть готовыми с утра. Вылетали в понедельник, а потому народ в аэропорт прибыл прямо с собственных подмосковных дач.

В Москве в начале октября в разгаре было так называемое бабье лето . Стояла по летнему тёплая сухая погода. Природа дышала привлекательной спелостью и убаюкивающей зрелостью. Прибыли кто в чём. Большинство были, правда, в осенних туфлях, в китайских синих макинтошах и зеленых велюровых шляпах. Собственно и Кортунов был одет не лучше.

Но для него в самолёте помошник уже припрятал полный комплект одежонки военного летчика командного состава полярной авиации: меховой костюм с собачьми унтами, меховую шапку с шерстяным подшлемником, белоснежное и лёгкое трикотажное вязанное бельё из пуха гагары . Шустрый помошник Цветков, как водится, и себя не забыл.

Через пару часов свита Кортунова заметно заскучала, когда в иллюминаторы стал наблюдаться снежный покров. Сначала довольно редкий и клочковатый, но очень быстро, на подлёте к северному Уралу, ставший сплошным. Надеялись, что мороз, если и будет, но не сильный. Начало октября все-таки.

Перед самой посадкой в Пангодах Кортунов и его помошник ушли за кормовую брезентовую занавеску, где быстро переоделись. После посадки на дворе оказалось под минус 50! Посёлок строителей был рядом и Кортунов предложил пройтись пешком до ближайших домов. Мол, надо размяться. К домам подошли, а они стоят без отопления.

Внутри домов из-за сырости от невысохшего бруса пробирало до самого мозга костей. Когда же Алексей Кириллович предложил для экономии времени тут же на месте провести совещание, свита взмолилась. Министр направился к столовой, где уже порядочно народу набралось из местного начальства. Его спутники как пленные румыны понуро поплелись за ним. Они бы и рады бежать в припрыжку за легко шагавшим боссом. Да мороз не давал дышать. Даже мелкими глоточками...

Совещание прошло быстро и Кортунов улетел в Надым . Свиту с собой не взял. Вижу, говорит, что вы всё поняли, и вам надо остаться, чтобы исправить дела на месте. Так строительству было придано общесоюзное и первостепенное значение.

В Москву полетели так называемые "полевые" приказы и распоряжения... Все ресурсы заворачивались и переадресовывались на Тюмень , Воркуту и Лабытнанги, а там по воздуху на Пангоды, где их ждали как манну и впрямь небесную. А без такого результата возвращаться в Москву не рекомендовалось, скажем осторожно... Неровен час, ведь в Сибирь могут и доставить обратно... Став полноправным красноармейцем , я был зачислен в 629-й полк 134-й дивизии, которой была придана штрафная рота. В беседе с прибывшим пополнением командир полка подполковник Алексей Кириллович Кортунов обратил на меня внимание. Узнав, что я бывший боксер, он сказал:

Ну, тебе прямая дорога в разведку!

Здесь мне хочется сделать отступление и сказать, что Алексей Кириллович Кортунов, с которым меня столкнула судьба, был замечательной личностью, о нем надо бы написать отдельную книгу.

Одаренный инженер, Кортунов до войны жил и работал в Москве. Военного образования он не имел. С началом войны был призван и назначен на должность дивизионного инженера 134-й стрелковой дивизии. В ходе тяжелых боев на Калининском фронте части несли большие потери. Однажды в 629-м стрелковом полку погибло все командование. Заменять было некем. Командир дивизии полковник Е. В. Добровольский послал в полк находившегося рядом с ним на НП дивизионного инженера. Напутствовал: «Собери там все, что можно, продержись до вечера». Кортунов, от природы человек волевой, прекрасный организатор, сплотил бойцов. Полк отбил атаки врага, продержался до вечера и весь следующий день. Комдив подбадривал: «Молодец, Кортунов, продержись еще денек, пока подберем командира». Кортунов продержался неделю и больше. Когда в таких горячих боях человек умело прокомандовал полком почти месяц, надо ли его заменять? Так и оставили Алексея Кирилловича командиром полка. Он не раз отличался в боях, за что был отмечен командованием. Я помню, как его однажды повысили, назначив замкомдивом. Он пробыл на этой должности недолго. Очень скоро запросился назад: «С полком я вроде бы справляюсь, а выше не могу». Ему разрешили вернуться в родной полк. И он прекрасно им командовал до конца войны, заслужив многие награды, в том числе и высокое звание Героя Советского Союза.

Я уверен, Кортунов известен многим читателям как министр газовой промышленности СССР - он им был после войны восемнадцать лет, до последнего дня своей жизни. Он и после войны сделал много доброго и нужного для Родины, но это, как я уже сказал, тема для другой книги Газпром

К 110-летию со дня рождения А.К. Кортунова

Call the fire itself, or of the colonels – in ministers
To the 110th anniversary of A.K. Kortunov birth

28 марта 2017 г. исполняется 110 лет со дня рождения А.К. Кортунова – видного государственного и общественного деятеля, Героя Советского Союза, полковника. Алексей Кириллович – из плеяды творцов современного нефтегазового комплекса, строительству которого он отдал четверть века, причем 17 лет возглавлял три разных министерства: строительства предприятий нефтяной промышленности, газовой промышленности и строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности.

March 28, 2017 marks 110 years since A.K. Kortunov birth – a prominent statesman and public figure, Hero of the Soviet Union, colonel. Alexei Kirillovich are from the creators of modern oil and gas complex, construction, he are gave a quarter of a century, and for 17 years he was headed of three different ministries: construction, oil industry, gas industry and construction of oil and gas industry.

Выходец из семьи железнодорожного рабочего, он начал свое образование в новочеркасском городском Лермонтовском начальном училище, затем работал и учился в Новочеркасской индустриально-технической школе при Донском индустриально-земледельческом техникуме. До поступления в 1927 г. в институт был паровозным кочегаром, помощником машиниста депо Новочеркасска. В 1931-м получил диплом Северо-Кавказского института водного хозяйства и мелиорации.
В августе 1933 г. Алексей Кортунов завершил курс аспирантуры Всесоюзного научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации по кафедре организации и механизации строительных работ. Диссертация была почти готова, но до защиты дело не дошло. По комсомольской путевке молодой специалист Кортунов отправился на строительство металлургического завода «Азовсталь» на Украину, в город Мариуполь. Работал мастером, прорабом, затем начальником запущенного в действие цеха разливочных машин этого завода.
Добросовестность, инициатива, творческий подход к делу молодого специалиста не остались не замеченными. В марте 1936 г. Алексей Кортунов направлен для работы инженером-механиком на строительство Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в поселок Стаханово (ныне г. Жуковский Раменского района Подмосковья). Здесь быстро пошел на повышение и соответствующее тому расширение зоны личной ответственности. Возглавил инженерную службу, затем строительство аэродинамических объектов ЦАГИ и объектов Летно-исследовательского института Наркомата авиапромышленности.
В 1939-м приказом по Наркомату обороны СССР А.К. Кортунову присвоили звание военного инженера 3-го ранга.
Нельзя сказать, что начавшаяся 22 июня 1941 г. война пришла совсем уж неожиданно. Но занятые мирным строительством люди все-таки надеялись, что если это и произойдет, то не сегодня и не завтра...
Уже на следующий день А.К. Кортунов подает рапорт с просьбой направить его на фронт, но лишь осенью появилась возможность его просьбу удовлетворить. В Архангельске в течение четырех месяцев занимается освоением новых специальных знаний на Военно-инженерных курсах усовершенствования командного состава при Архангельском военно-инженерном училище.

Ратная жизнь началась в январе 1942 г. с подмосковного Солнечногорска, где на базе командирских курсов «Выстрел» формировалась 134-я стрелковая дивизия. Седьмого числа было присвоено звание капитана и получено назначение на должность начальника инженерной службы.
Калининский фронт. Бои на Ржевском выступе, протяженностью 200 - 250 километров, проходили в период с января 1942 г. по март 1943-го года и стали одним из самых кровавых эпизодов Великой Отечественной войны. Там и ковалось военное мастерство А.К. Кортунова.
В августе 1942-го – звание майора. А через месяц в одном из тяжелых боев погибает командир полка, входившего в состав 134-й стрелковой дивизии, и майор Кортунов получает задание собрать всех оставшихся бойцов и во что бы то ни стало удержать занимаемый рубеж.
Противник так и не смог продвинуться на этом участке фронта. Кортунов был назначен штатным командиром 629-го полка. Кстати, прощание Алексея Кирилловича с полковым знаменем произошло уже в Победном 1945-м.
18 апреля 1943 г. А.К. Кортунову присвоено звание подполковника, а 13 октября 1943 г. его гимнастерку украсил орден Александра Невского. «За умелое форсирование рек Западный Буг и Висла, за организацию боя и инициативу в борьбе против превосходящих сил противника» уже полковник Кортунов был награжден, орденом Суворова III степени.

12 января 1945 г. началась Висло-Одерская операция. 629-й полк в составе 134-й стрелковой дивизии выступал на направлении главного удара. За мужество и героизм, проявленные в исторической Висло-Одерской военной операции, А.К. Кортунову было присвоено звание Героя Советского Союза (24 марта 1945 г.)
Война подходила к концу, но впереди был еще Одерский оборонительный рубеж, был Берлин. К исходу дня 30 апреля 1945 г. части 134-й стрелковой дивизии расположились на южной окраине вражеской столицы. В 15 часов 2 мая сопротивление противника в Берлине было прекращено. В тот же день дивизия получила задачу выдвинуться к Эльбе для встречи с союзными войсками в районе Магдебурга. Встреча состоялась вечером 2 мая.
За форсирование Одера и бои на подступах к Берлину приказом командующего 69-й армией от 21 мая 1945 г. полковник Кортунов был награжден орденом Красного Знамени – уже вторым.
За время командования полком и непосредственного участия в боевых операциях А.К. Кортунов получил два ранения, контузию...
В июле полковник Кортунов назначается на должность начальника военного сектора, а в апреле 1947 г. – начальника отдела по военным вопросам Управления советской военной администрации земли Тюрингия, для чего выезжает в Веймар (древняя столица Тюрингии).
Осенью 1948 г. начинается новый этап в жизни боевого полковника. Мечта об инженерном поприще кажется, близка к воплощению. Направляют в Башкирию в качестве начальника Туймазинского территориального строительного управления Главнефтегазстроя СССР, занимавшегося обустройством крупнейших нефтяных месторождений Татарии и Башкирии, на базе которых создавалось Второе Баку. За короткий срок Кортунов развернул там масштабное строительство нефтепромысловых объектов, вдохнул новую жизнь и в жилищно-коммунальное строительство. Со временем благодарные жители города Октябрьского назвали его Почетным гражданином.
Далее была череда перемещений опытного строительного управленца на ключевые должности, главной задачей вчерашнего воина-полковника стало обеспечение быстрых темпов развития и наращивания мощностей нефтяной и газовой промышленности страны.
21 февраля 1950 г. А.К. Кортунов был назначен заместителем министра нефтяной промышленности СССР (министр Н.К. Байбаков), 9 апреля 1953 г. он стал начальником Главного управления по строительству предприятий нефтяной промышленности в восточных районах страны (Главвостокнефте­строй), а 11 декабря 1954 г. - начальником Главного управления нефтепромыслового строительства (Главнефтепромстрой).
В 1955 г. создается специализированное Мини­стерство строительства предприятий нефтяной промышленности СССР. Первого марта А.К. Кортунов назначается заместителем министра, а 25 мая - министром строительства предприятий нефтяной промышленности СССР. На плечи сразу же ложится ответственность за обеспечение ускоренного строительства крупнейшего на тот период двухниточного магистрального газопровода Ставрополь - Москва, положившего начало газопроводам больших диаметров и пропускной способностью до 32 миллиардов кубических метров газа в год.
В 1956 г. правительство принимает решение о создании самостоятельного органа управления газовой промышленностью страны - Главного управления газовой промышленности при Совете министров СССР (Главгаз СССР). После упразднения Министер­ства строительства предприятий нефтяной промышленности управлять газовой промышленностью было поручено А.К. Кортунову.
2 октября 1961 г. Алексей Кириллович Кортунов назначается начальником Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР. В 1962 г. он избирается депутатом Верховного Совета СССР (шестой созыв, 1962 - 1966 гг.), в последующем был депутатом седьмого и восьмого созывов.
В 1963 г. произведены существенные изменения в управлении газовой отраслью, новый, более высокий, статус придан ее центральному штабу. 13 марта А.К. Кортунов утвержден председателем Государ­ственного производственного комитета по газовой промышленности СССР – министром СССР.
В 1965 г. впервые создается полнокровное Мини­стерство газовой промышленности СССР.
Министром газовой промышленности СССР 2 октября 1965 г. назначается Алексей Кириллович Кортунов.
Обеспечив за семь лет небывало высокие темпы развития газовой промышленности, Алексей Кириллович получает очередное задание Родины: сформировать новую специализированную отрасль – нефтегазового строительства.
20 сентября 1972 г. Верховный Совет СССР образовал общесоюзное Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР с министром А.К. Кортуновым во главе.
Судьба распорядилась так, что на этом посту прослужить довелось лишь чуть более одного года. Дальним эхом отозвались фронтовые ранения и контузия, сказалось многолетнее напряжение физических и душевных сил на ответственнейших направлениях подъема народного хозяйства после военной разрухи, обеспечения прорыва к всестороннему расцвету страны и повышению благосостояния народа - победителя.
Не стало Алексея Кирилловича Кортунова 8 ноября 1973 г. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
…Исключительно велики заслуги этого выдающегося руководителя, мыслящего государственными масштабами, сыгравшего трудно оценимую роль в создании нефтегазопромышленного комплекса, большинства нефтегазостроительных организаций страны. При нем начиналось освоение новых крупнейших месторождений углеводородного сырья в Западной Сибири, Средней Азии и Коми АССР, обустройство быстрыми темпами газового месторождения Газли в Узбекистане и строительство от него уникальной по тем временам газотранспортной системы от Бухары до Урала, Шебелинского месторождения в Украине, Шатлыкского в Туркмении. И многих других. В центре событий всегда была личность А.К. Кортунова. Много строилось и за рубежом (Иран, Ирак, страны СЭВ) – почти 100 тыс. км магистральных трубопроводов!
Прирост добычи газа в СССР за время работы А.К. Кортунова составил 209 млрд м 3 ; были введены в эксплуатацию компрессорные станции мощностью более 15 млн кВт; промышленные запасы газа возросли до 25 трлн м 3 ; доля газа в общесоюзном топливном балансе достигла 19,5 %; была сформирована основная часть ЕСГ страны и заложена система надежного, бесперебойного снабжения «голубым топливом» отечественных и зарубежных потребителей; построены подземные хранилища газа.
За трудовые подвиги А.К. Кортунов был награжден тремя орденами Ленина, многими медалями.
...На одном из домов по улице Кортунова в городе Октябрьском укреплена мемориальная доска с надписью: «Улица названа в честь Героя Советского Союза Кортунова А.К., одного из первых управляющих трестом «Туймазанефтестрой». На аллее Героев установлен его бюст.
В 1983 г. со стапелей судостроительной верфи в г. Хельсинки сошло судно «Алексей Кортунов», построенное по заказу Министерства газовой промышленности СССР для перевозки рабочих по Каспию.
В 2003 г. Российским Союзом нефтегазостроителей учреждена Золотая медаль имени А.К. Кортунова, которой награждаются лучшие работники отрасли.
9 мая 2007 г. в центре окружной столицы Ямала – городе Салехарде на пересечении улиц Матросова и Ямальская установлен мемориальный бюст выдающемуся организатору газовой промышленности и неф­тегазового строительства, Герою Советского Союза Алексею Кирилловичу Кортунову. (Событие было приурочено к 100-летию со дня рождения.)

Российский Союз нефтегазостроителей, Союз нефтегазопромышленников России совместно с ПАО «Газпром» и рядом общественных организаций провели подготовку к этой знаменательной дате – 110-летию со дня рождения А.К. Кортунова. В Москве состоятся: научно-практическая конференция, торжественное собрание, выставки, презентация книги «Алексей Кортунов. Соратники и ученики» с не публиковавшимися прежде документами, фотографиями и воспоминаниями. В городах Октябрьский, Новочеркасск, Оренбург и Салехард состоятся собрания общественности и возложения цветов к памятным знакам, посвященным Кортунову.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: