Двигатель заз форза 1.5 отзывы. Испытываем ZAZ Forza: без сюрпризов не обошлось. Ходовые качества: отзывы

Я готовился к худшему. Потому что кургузый силуэт Форцы с ее длинной мордочкой, короткой кормой и непропорционально узкими боковыми окошками невольно воскрешает в памяти десятки столь же неказистых китайских автомобильчиков с вонючим пластиком салона и полным нежеланием найти хоть какое-то взаимопонимание с водителем.

Без сюрпризов не обошлось.

Все начинается с ключа зажигания. Он «европейский», со складным жалом - как на автомобилях Volkswagen и Audi. Нажал одну кнопку - разблокировались замки дверей. Нажал другую - щелкнул электрозамок багажника.

Первым делом я потянул крышку багажника: она поднялась вверх вместе с задним стеклом. Оказывается, это не седан вовсе, а лифтбек - как Амулет и Славута.

Интерьер - без прикрас. Скользкий руль регулируется только по углу наклона. Салонное и наружные зеркала лишены диоптрийных зон и обеспечивают прекрасный обзор назад. Вместо дверных рукояток - пластиковые кармашки. Блок управления стеклоподъемниками «срисован» у Фольксвагена. Если опустить противосолнечный козырек, то он перекроет по высоте чуть ли не половину лобового стекла

Багажник не самый емкий - всего 370л. Если же сложить цельное заднее сиденье, образуется уже 1400 л свободного пространства - вполне достаточно даже для заядлых дачников. Но прежде чем грузить мешки с картошкой, придется прикрыть пленкой аккуратную ворсовую обивку, которая почему-то не топорщится и не проваливается в выемки днища, как это принято на вазовских переднеприводных машинах.

Сунув голову в салон, я инстинктивно сморщился, но не учуял противно-кислотного запаха дешевой пластмассы. Прогресс! Хотя пластмасса здесь действительно дешевая, жесткая и «звонкая». К счастью, китайцам хватило благоразумия отказаться от интерьерных экспериментов: все здесь на привычных местах, а из общего ансамбля выбиваются лишь кроваво-красные приборы с непривычно мелкими циферблатами.


Огромная задняя дверь с интегрированным стеклом открывает доступ не только в багажник, но и в салон - это лифтбек


«Родная» магнитола играет, как древняя шарманка. Рукоятка управления потоками воздуха уже заклинила

0 / 0

Легкие двери захлопываются с жигулевским дребезгом. «Косяков» хватает, но непритязательные покупатели наверняка закроют на них глаза. К примеру, все двери имеют лишь одинарный уплотнитель «по кругу»: в зимний период пороги будут грязными. Пластиковыми подкрылками прикрыты лишь передние колесные арки, а сзади снежная каша и песочек из-под колес барабанят по металлу. «Дворники» халтурят и не дочищают лобовое стекло сверху и слева. А передние сиденья установлены слишком высоко: рослым водителям придется мириться с тем, что над глазами нависает противосолнечный козырек, а левая стойка лобового стекла сильно «режет» сектор обзора.

Есть и специфические решения. Если заглушить мотор и оставить включенными габаритные огни, то через несколько минут они погаснут: электроника борется с «несанкционированными» потребителями энергии. Значит, оставлять машину на обочине можно только с«аварийкой».

Звук у штатной магнитолы такой, что я предпочел бубнить песенки сам - хотя у меня ни слуха, ни голоса. Перекричать полуторалитровый 109-сильный мотор удается только при неспешной езде, когда стрелка тахометра не доходит до 3000 об/мин. Можно «крутить» двигатель и дальше, но эффект, как на Калине и Логане: шум нарастает быстрее скорости. Уж лучше почаще менять передачи- тем более, что механизм переключения пятиступенчатой коробки работает не хуже, чем на Логане и однозначно лучше, чем на Калине.

По ощущениям, разгон до «сотни» занимает «в пределе» не больше 13-14 секунд, но это визуально-звуковой обман. Ведь чем легче машина, чем громче завывает мотор при разгоне, чем звонче работа подвески - тем ярче впечатления. Точки над «i» расставляют паспортные данные: до «сотни» - за 16 секунд.

Оснащенное гидроусилителем реечное рулевое управление не блещет информативностью в околонулевой зоне - и это роднит Форцу со многими бюджетными автомобилями. Но при этом она надежно идет по скоростной прямой, позволяет уверенно перестраиваться в плотном потоке и смело залетает в крутые повороты. Чуть переборщил со скоростью на вираже - и Форца поползла мордочкой наружу. Сбросил газ - и она плавно ввинчивается в поворот. Все плавно, понятно и без подвохов.


В центре приборной панели - дисплей маршрутного компьютера: мгновенный расход топлива он показывает, а вот среднее значение вычислять отказывается


«Бардачок» довольно емкий, но бумаги формата А4 придется складывать вдвое


Втроем на заднем сиденье тесновато - как в Калине. Подголовников только два


Резиновый уплотнитель лишь один - на внутреннем контуре дверного проема. Значит пороги всегда будут грязными

0 / 0

Подвеске по энергоемкости, конечно, далеко и до Калины, и до Логана. Но и чрезмерной жесткости нет. А побрякивания суставчиков подвески (спереди стойки McPherson, а сзади скручивающаяся балка) не выходят за рамки приемлемого фона.

Тормоза удивили недурственной настройкой педали: минимальный холостой ход и точное дозирование замедления. А вот с АБС вышел конфуз. На мокром асфальте при температуре +5°С колеса блокируются - и я инстинктивно одернул ногу, чтобы не уродовать шины. Еще заезд, еще... Колеса блокируются! Открываю капот: блок АБС есть. Может, сбой в электронной программе? Надоумили коллеги: «Жми на педаль и жди!» Снова разгон, резкий удар по педали тормоза - и после заметного «юза» АБС наконец-то застрекотала! А что будет на укатанном снегу или на голом льду?

Forza - машина не такая уж маленькая. Длина - 4269 мм, колесная база-2527 мм. Но на заднее сиденье я сажусь «сам за собой» практически без зазора: колени касаются спинки переднего сиденья. А втроем и вовсе тесно - жмет в плечах. Все, как в Калине.

А что с микроклиматом? Кондиционер входит в базовую комплектацию. Расположенные на передней панели сопла системы вентиляции оснащены удобными «фольксвагеновскими» жалюзи, а к ногам задних пассажиров проложены воздуховоды. Но вот рукоятка распределения потоков воздуха уже заедает и поворачивается лишь наполовину своего хода. Огрехи запорожской сборки?


А какой рачительный покупатель не заглянет машине «под брюхо»? Я тоже преклонил колено да еще рулетку прихватил: клиренс под двигателем - всего 14 см. Причем низшей точкой оказалась система выпуска, которая будет «бороздить» и сельскую колею, и снежные наросты в городских дворах.

Причина в том, что мотор на Форце расположен по-тойотовски - выпускным коллектором вперед. И китайцы не придумали ничего лучше, как пропустить выпускную трубу под картером - вот почему она оказалась самым низким и самым уязвимым местом. И еще каким уязвимым! Длинный патрубок жестко (без переходной гофры) прикручен к выпускному коллектору - и первый же удар о бордюр или камень приведет к печальным последствиям.

С китайцев взятки гладки: они строят новые дороги тысячами километров и свято уверены, что в других странах усердно занимаются столь же полезным делом. А нам что делать? Теоретически, снизу можно приладить стальную защиту (хотя штатных посадочных отверстий для нее нет) - но каков тогда будет клиренс?


В напряженных поворотах Форца сильно кренится и поднимает в воздух заднее колесо, но едет на удивление стабильно и понятно, слегка ввинчиваясь внутрь виража под сброс газа

Жаль, что в комплект инструмента не входят напольные весы - пригодились бы. Если верить инструкции, грузоподъемность машины составляет всего 375кг. Китайцам этого хватает, но мы-то покрупнее будем: согласно нормам, вес одного человека принимается равным 75 кг. Это значит, что, усевшись в машину впятером (5х75=375), вы уже не сможете взять с собой ни килограмма груза. А тот же Логан берет на борт 500 кг.

Впрочем, отбросим в сторону дизайн, эргономику, объем багажника, управляемость, расход топлива и прочие «общеавтомобильные ценности». Надежность- вот что прежде всего интересует «пересичного» покупателя недорого автомобиля. Надежность и цена. Что толку с того, что Таврия была дешевле мотоцикла? Разве это машина? В свое время я накатал больше 60 тысяч км на универсале ЗАЗ-1105 Дана. Это был кошмарный год. Я боролся с протекающими оконными уплотнителями, зимой мучился с запуском мотора, паял корродирующие силовые провода стартера. Научился собирать из трех мертвых генераторов один работающий, менял сцепление, ремонтировал дверные замки и стеклоподъемники, бесконечно чистил и регулировал карбюратор - список проблем превышал все мыслимые границы! Наконец, дважды я чуть не сгорел заживо: в первый раз прямо в МРЭО во время постановки машины на учет (бензобак оказался дырявым), а во второй - на скорости около 100 км/ч, когда из карбюратора выкрутилась заглушка, и бензин потек рекой прямо на двигатель.


От асфальта до расположенной под картером выпускной трубы - меньше 14 см. Не маловато? Всем ветрам открыт датчик лямбда-зонда и расположенные снизу трубки гидроусилителя руля и системы охлаждения


Под ворсовой обивкой пола - пенопластовый «органайзер». Еще ниже - полноразмерная «запаска»


Главный недостаток багажника - высокий задний бортик, через который нужно переваливать чемоданы. Сиденье складывается целиком: спинка ставится вертикально, а подушка падает ниц

0 / 0

А Forza? В инструкции по эксплуатации сказано, что ресурс машины составляет 300 тысяч км. Протянет ли она столько? Как скоро сервисмены изучат все ее болячки? И как долго «в случае чего» придется ждать запчастей? Кот в мешке.

Если же оценивать «конструктивное» качество, то нужно признать: китайцы сделали серьезный шаг вперед. И неважно, что сделать этот шаг помогло неприкрытое воровство чужих идей и небескорыстная помощь европейских специалистов. Важен результат. Форца приятнее надоевшего Ланоса и внешне, и по отделке салона, да и по ездовым свойствам, пожалуй, не хуже. Калину она переигрывает по уровню оснащения, легко поспорит с ней по качеству материалов и проиграет лишь по проходимости и плавности хода. Румынскому Логану она уступит по простору на заднем сиденье, по объему багажника, по грузоподъемности и по энергоемкости подвески, но, опять же, Форца ничуть не хуже по отделке интерьера.


Подкапотное пространство организовано очень аккуратно. По своим характеристикам, 109-сильный мотор напоминает двигатель Калины: шумный, вялый на средних и высоких оборотах, зато отзывчивый «на педаль» и тяговитый «на низах» - на пятой передаче Форца охотно едет уже с 50 км/ч

Форца - один из лучших автомобилей с китайской родословной из всех, что попадались к нам в руки. В чем-то она даже лучше понравившегося нам Chery M11 (см. АР №14-15, 2010). И совершенно бесспорно то, что Форца лучше Таврии и Славуты - по всем параметрам. Но говорить о том, что Форца пришла на смену Славуте, можно лишь в «производственном» смысле этого слова, но никак не в рыночном. Если самая дорогая Славута стоила около 40тысяч гривен, то побывавшая у нас Forza в комплектации Comfort продается за 83900 гривен (около $10500). Замена? С таким же успехом можно считать, что бисквитный торт заменяет батон хлеба.

Цена на Форцу «начинается» там, где «заканчиваются» цены на самый дорогой Ланос. В этом смысле маркетологи УкрАвто сработали весьма четко, задвинув Форцу в узкую ценовую нишу между Ланосом (69600-80160 грн) и Chevrolet Aveo (92960-104640 грн). Так что, Форцу нужно сравнивать не со Славутой и даже не с Ланосом, а с машинами подороже. Что мы и сделаем при первой же возможности.


ZAZ Forza. Данные производителя

Тип кузова/число мест 5-дверный лифтбек/5
Объем багажника, л 370/1400*
Снаряженная масса, кг 1200
Полная масса, кг 1575
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1497
Число клапанов 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 109/80/6000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 140/4500
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Привод передний
Передние/задние тормоза дисковые/барабанные
Минимальный радиус разворота, м 5,5
Шины 185/60 R15
Максимальная скорость, км/ч 160
Время разгона 0-100 км/ч, с 16,0
Расход топлива, л/100 км городской цикл 5,8
загородный цикл 7,2
смешанный цикл 9,7
Емкость топливного бака, л 50
Топливо Бензин с октановым числом не ниже 93
* Со сложенными задними сиденьями


Альтернатива

ЗАЗ Форца играет в весьма популярном сегменте рынка, в котором представлено около двух десятков седанов и хэтчбеков - от недорогих китайских и российских машин до вполне приличных корейских и европейских моделей в самых простых комплектациях.

Автомобиль

Двигатель

Коробка передач*

Цена, грн**

ЗАЗ Ланос 1.5 (81 л.с.) М5 69600-80160
ЗАЗ Сенс 1.3 (70 л.с.) М5 58400-63200
Лада-1118 1.4 (81 л.с.) М5 64890-82290
Лада-1119 1.4 (81 л.с.) М5 64890-76530
Лада-2114 1.6 (86 л.с.) М5 60120-61800
Лада-2110 1.6 (80 л.с.) М5 60950-72000
Лада-2170 1.6 (98 л.с.) М5 76300-85100
Chery Jaggi 1.3 (82 л.с.) М5 53120
Chevrolet Aveo 1.5 (86 л.с.) М5/А5 92960-104640
Chery Amulet 1.6 (94 л.с.) М5 75000
Daewoo Nexia 1.5 (75 л.с.), 1.6 (85 л.с.) М5 62900-91350
Fiat Albea 1.4 (77 л.с.) М5 104640
Fiat Punto 1.2 (65 л.с.) М5 97000
Hyundai i10 1.1 (65 л.с.), 1.2 (78 л.с.) М5/А4 92400-113500
Hyundai Getz 1.4 (95 л.с.) М5/А4 95900-122320
Nissan Almera Classic 1.6 (107 л.с.) М5/А4 103600-126800
Geely CK-2 1.5 (94 л.с.) М5 61900-65900
Geely MK 1.6 (107 л.с.) М5 80900-86500
Peugeot 107 1.0 (68 л.с.) М5/А5 73600-93600
Renault Logan 1.4 (75 л.с.), 1.6 (90 л.с.) М5/А4 81900-125500
Renault Sandero 1.4 (75 л.с.), 1.6 (94 л.с.) М5/А4 88900-117700
* М - механическая, А - автоматическая; цифра обозначает количество ступеней ** Цены по состоянию на 15 февраля 2011 года по курсу $1=8,0 грн, 1 евро=10,9 грн

Несмотря на то, что ЗАЗ Forza определенно не спорт-кар, замеры динамики разгона вызвали оживленную дискуссию у читателей. Многие из них отнеслись к результатам скептически. На этом фоне родилась мысль проверить реальную мощность и крутящий момент нового украинского автомобиля. И постараться объективно подтвердить, что ЗАЗ Forza – не сонная муха; ее мотор позволяет спокойно держаться в городском потоке и совершать обгоны на загородной трассе.

Сказано - сделано. В конце ноября тестовая ЗАЗ Forza с порядковым номером 768 заехала на сертифицированный моторный стенд. Производитель стенда - европейская компания V-Tech, поставляющая свою продукцию профессиональным гоночным командам, а также любителям серьезного тюнинга. Стенд в состоянии делать измерения на обеих осях автомобиля, с мощностью до 1000 л.с.

Впрочем, наши запросы были значительно скромнее… Технические характеристики стенда обеспечивают точность измерения с отклонениями не более 0,1%. По окончании испытаний формируется график, наглядно показывающий, каковы значения мощности и крутящего момента на всех этапах. «Автоцентром» было сделано два контрольных замера. Процесс измерений был снят на видео; его можно посмотреть

Запорожский автомобилестроительный завод в инструкции по эксплуатации заявляет 109 л.с. мощности двигателя ЗАЗ Forza, достигаемые на 6000 об/мин. Крутящий момент - 140Нм при 4500 об/мин.

Итак, измерение. Машина «угнездилась» на катках дино-стенда и надежно закреплена ремнями. За рулем - специалист компании, проводящий испытания. На экран компьютера выводятся «скорость» автомобиля и обороты двигателя. В помещении - невероятный шум. Это могучий вентилятор вгоняет воздух в радиатор ЗАЗ Forza. Мотор раскручивается до отсечки в 6200 об/мин на четвертой передаче, наиболее близкой к прямой. И наступает тишина - ЗАЗ Forza «останавливается». Затем печатается график измерений.

Результат перед вами:

Над графиком выведены пиковые значения мощности и крутящего момента. ЗАЗ Forza достигла 107,4 л.с. мощности при 6168 об/мин и 127,2 Нм крутящего момента при 5213 об/мин. Характерно, что крутящий момент достигает 107 Нм уже при 1500 об/мин. Вот почему ЗАЗ Forza легко трогается. Далее крутящий момент еще чуть растет, а начиная с 2500 об/мин кривая момента становится практически ровной, на уровне 120-125 Нм, и остается такой вплоть до отсечки. Конечно, ЗАЗ Forza не побила рекорды и не разорвала в клочья беговые барабаны дино-стенда. Но выступила, в целом, достойно. Отклонение реальной мощности от заявленной составило 1,5%.

Для наглядности приведем заводские данные и результаты наших измерений в таблице:

Уезжаем с напутственными словами специалиста: «У вас сейчас загорится лампочка неисправности ABS, так всегда бывает. В ходе испытаний передние колеса крутятся, задние неподвижны. Датчик ABS в такой момент отказывается понимать происходящее, но придет в норму через километр обычной езды».
Так и есть, на торпедо - желтый символ проблем с антиблокировочной системой. Работоспособность вернулась даже раньше – через 400-500 метров сигнал тревоги исчез.

Что в итоге? Признаться, волновались перед началом испытаний. А вдруг ЗАЗ Forza не дотянет до заявленных показателей? Но все закончилось благополучно. Завод-производитель указывает объективные данные, это факт. А как же разница значений? Такие различия - в полторы-две лошадиные силы - обычное явление, характерное практически для всех производителей. Его легко объяснить, например, разницей в методике измерений и качеством топлива.

Вернемся со стендовых испытаний к будничной эксплуатации. И продолжим разговор о двигателе. На дворе зима, днем на улице -1-3 С0. В моторе ЗАЗ Forza - оригинальное масло GM (вязкость SAE 5W-30), залитое в ходе нулевого ТО.

Периодически, утро начинается с проверки щупа. Уровень масла держится на максимуме, без изменений на протяжении 2000 км пробега после обслуживания. С похолоданием мотор все также легко запускается. Но голос его, в первые минуты после старта, изменился. Сухо и звонко «говорят» гидрокомпенсаторы. Так продолжается 1-2 минуты после запуска. Потом, «напившись» масла, гидрокомпенсаторы умолкают. В выявленной особенности нет криминала, но осмелюсь дать рекомендацию сегодняшним и будущим владельцам ЗАЗ Forza: будьте бережны, не срывайтесь с места сразу после запуска мотора. Вы ведь умываетесь и завтракаете после пробуждения? Дайте такой шанс и двигателю. Так вы сбережете ресурс, ведь 90% износа современного ДВС происходит в первые минуты после запуска, пока моторное масло «путешествует» из поддона картера к местам, требующим смазки. Но не надо прогревать мотор 10-15 минут! Это напрасно потерянное время и деньги, плюс загрязненная атмосфера. Вполне достаточно и 2-3 минут прогрева до начала движения.

До новых встреч на страницах Дневника ЗАЗ Forza. В следующем выпуске: как тестовый автомобиль преодолевает киевскую брусчатку, дальняя дорога с полной загрузкой и мелочи жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Глава приводится частично, для ознакомления. Иллюстрации заведомо ухудшенного качества.

Автомобиль оснащен двигателем SQR477F объемом 1,5 литра, а также механической коробкой передач QR515MHA, разработанных на основе новейших технологий. Двигатель SQR477F - вертикальный, водяное охлаждение, четырехцилиндровый, линейное расположе-ние цилиндров, четырехтактный с одним распределительным валом и электронным многоточечным впры-ском топлива. Двигатель SQR477F имеет идеальные характеристики и надежную конструкцию, в частности, по уровню токсичности отработавших газов и шума. При сборке и техническом обслуживании двигателя следует придерживаться требований, приведенных в данном Руководстве, поскольку их несоблюдение может привести к сбою в работе или даже к повреждению двигателя. Двигатель SQR477F отличается наличием четырех клапанов в каждом из цилиндров, а именно: каждый цилиндр оснащен двумя впускными и двумя выпускными клапанами. Головка впускного клапана имеет большую площадь, чем головка выпускного клапана.

1 - заливная горловина охлаждающей жидкости;
2 - заливная горловина жидкости для омывания ветрового стекла;
3 - бачок для рабочей жидкости гидроусилителя рулевого управления;
4 - бачок для тормозной жидкости;
5 - аккумуляторная батарея;
6 - масляный щуп;
7 - заливная горловина моторного масла;
8 - воздушный фильтр;
9 - блок предохранителей силовой.

Снятие и установка силового агрегата

Снятие силового агрегата с подрамником и передней балкой

Отсоединить узлы и детали систем автомобиля. Слить масло из картера двигателя и картера коробки передач.

1, 2 - болты крепления подрамника;
3 - болты крепления передней балки силового агрегата;
4 - болты крепления балки радиатора

Установить тележку под силовой агрегат. Открутить болты крепления подрамника (1), (2). Открутить болты крепления передней балки силового агрегата (3). Открутить болты крепления балки радиатора (4).

Установка силового агрегата с подрамником и передней балкой

Установить тележку с силовым агрегатом, подрамником, передней балкой на подъемник. Поднять подъемником до совмещения сайлент-блоков подрамника и передней балки с отверстиями кронштейнов кузова и закрепить:

  • балку радиатора болтами (4), Мкр.= 45 Н*м (40-50 Н*м);
  • переднюю балку силового агрегата болтами (3), Мкр.= 130 Н*м (120-140 Н*м).
  • подрамник болтами (1), (2); Мкр.= 130 Н*м (120-140 Н*м).
Опустить подъемник.

Снятие головки блока цилиндров в сборе

Открутить болты крепления крышки головки блока цилиндров с помощью торцевого ключа на 10. Снять крышку головки блока цилиндров.

Открутить два болта с верхней крышки газораспределительного механизма. Снять верхнюю крышку газораспределительного механизма. Снять нижнюю крышку распределительного механизма с уплотнениями.

Родословная
ЗАЗ Forza – это название для украинского рынка модели Chery A13, которая короткое время продавалась у нас с китайским именем . Автомобиль был создан Chery Automobile еще в 2009 году , а его серийное производство в Китае началось в 2010 году. По словам вице-президента Chery Джу Бирена, в Китае уже продано более 100 тыс. A13.

Китайская компания, по-праву, гордится Chery A13, так как этот автомобиль они создавали уже собственными силами, без заимствований и копирования мировых аналогов.

К разработке были привлечены итальянские дизайнеры из ателье Torino Design, и в облике автомобиля уже чувствуется гармония и современные веяния автомобильной моды.

Двигатели нового поколения ACTECO разрабатывали совместно с австрийской компанией AVL, в результате чего удалось добиться их соответствия нормам Евро-4, а в перспективе и Евро-5. Да и удельные показатели мощности впечатляют. Так, двигатель ЗАЗ Forza при рабочем объеме 1497 куб.см. выдает 109 л.с. при 6000 об\мин, и крутящий момент 140 Нм.

Доводкой ходовой .
В результате, Chery A13 по своим характеристикам, уже разительно отличается от китайских автомобилей «первой волны».

Стратегия
В кризис 2008-2009 гг ЗАЗ вошел очень быстро . Завод пришлось останавливать, так как потребительский спрос в Украине обвалился буквально за считанные месяцы в разы. От былых объемов полномасштабного производства в 150 тыс. не осталось и следа. В 2009 году ЗАЗ выпустил 43,9 тыс. автомобилей, включая сборку SKD, а в 2010 году – 42,2 тыс. авто.

Единственная надежда была на экспорт в Россию. Но и здесь заводу пришлось столкнуться с непредвиденным обстоятельством. General Motors в 2009 году отказалась закупать для реализации в России автомобили Chevrolet Lanos. Нужно было срочно с нуля строить сеть сбыта, начинать реализацию самостоятельно . Пришлось выходить на рынки стран СНГ с новым именем – ЗАЗ Chance . Частично это позволило догрузить завод, но по-прежнему, более 50% мощностей осталось вакантными. Производство «Таврий» к тому времени уже свернули, а «Славута» из-за высоких накладных затрат продавалась крайне сложно, хотя и была самым доступным автомобилем на рынке.

Уже тогда было понятно, что спасти завод может только экспорт. ЗАЗу срочно нужен был еще один автомобиль, с которым можно было выйти не только на рынок Украины, но и продавать его в других странах СНГ. В 2009 году ЗАЗ начал SKD-сборку KIA C’eed , и акционеры завода вели переговоры с корейской корпорацией о полномасштабном производстве. Поначалу, перспективы вроде бы намечались неплохие, но KIA Motors сделала ставку на заводы в России, и очень неохотно соглашалась на контрактную сборку.

Параллельно, трудности с организацией производства в СНГ испытывала Chery . Эта компания одной из первых пришла в Россию, активно развивалась, для снижения себестоимости организовала сборку своих автомобилей на калининградском заводе «Автотор» , и готова была строить собственный завод в России. Но экспансии китайских автомобилей противостояло мощное лобби российского автопрома. Chery с начала не дали возможности получить льготы и строить свой завод, затем контракт на сборку разорвал «Автотор», сменился и дистрибьютор.

Chery принялась искать новые автозаводы, и была вынуждена организовать производство в Таганроге, где местный производитель часть автомобилей продавал под своим брэндом Vortex , а часть отдавал в дилерскую сеть Chery. Китайские автопроизводители вели переговоры и с белорусскими властями , обещая построить завод в Минске, но затем испугались, что ухудшение политических отношений между Россией и Беларусью оставит их без главного рынка.

Все это время шли переговоры с ЗАЗом, и постепенно позиции Chery становились все лояльнее, что в итоге и вылилось в соглашение о стратегическом партнерстве . ЗАЗ получил право выпускать автомобиль Chery A13, который на рынке Украины будет продаваться под именем ЗАЗ Forza. Для рынка России, по заказу самой Chery, ЗАЗ будет поставлять автомобили под брэндом Chery.

Соглашение предполагает, что ЗАЗ локализует более 50% добавленной стоимости готового автомобиля, в том числе и будет вести сборку двигателя и коробок передач.

Таким образом, партнеры получили что хотели. ЗАЗ – еще одну модель для загрузки производства и реализации на украинском рынке под собственным именем. Chery – доступ на рынок Украины, а главное – России, так как автомобили украинского производства могут беспошлинно поставляться в Россию. В официальных документах фигурирует цифра производства в 10000 автомобилей в 2011 году, из которых 2500 штук продадут в Украине, а 7500 – в России. Но мощности под проект Forza отведены более значительные. В существующем режиме работы завод может выпускать до 8 автомобилей в час, что эквивалентно 24 тыс. авто в год.

Инвестиции в проект ЗАЗ Forza составили около $30 млн., притом по словам Почетного Президента Корпорации «УкрАвто» Тариэла Васадзе, затраты партнеры поделили пополам.

И ЗАЗ, и Chery, не скрывают, что как только Украина вступит в зону свободной торговли с ЕС, возможны поставки автомобилей и в Евросоюз.

Вице-президент Chery Automobile Джу Бирен во время презентации ЗАЗ Forza сообщил, что он удовлетворен сотрудничеством с «УкрАвто» и ЗАЗом, и партнеры уже обсуждают вторую модель, производство которой будет осваивать ЗАЗ. Ее назовут через 3-4 месяца.

Судя по риторике, у ЗАЗа наконец-то появился стратегический партнер. Но окончательно об этом пока рано говорить. Сколько их было до этого? Daewoo, General Motors, АвтоВАЗ, KIA, и даже Daimler-Chrysler. ЗАЗ уже вел полномасштабное производство Opel Astra, Lada-21093\99, планировал производство автомобиля Е-класса и т.д. Но смог удержать производство только Lanos.

Альянс с Chery может стать очень перспективным, учитывая, что это одна из самых динамично развивающихся компаний в мире. Chery уже говорит об объеме продаж 1 млн. автомобилей, хотя еще 4-5 лет назад выпускала 200-300 тыс. автомобилей, главным образом Amulet и QQ. Сейчас Chery уже располагает собственным инжиниринговым центром, современным моторным производством, несколькими заводами. ЗАЗ может стать партнером Chery в СНГ, а возможно и первым мостом для входа в Евросоюз. Но на этом радужном пути есть много политических преград, поэтому пока слишком рано делать выводы. Очевидно, что у ЗАЗа просто не было альтернативы сотрудничеству с китайскими производителями. В посткризисных условиях только они готовы были делиться с ЗАЗом своими технологиями.

Производство ЗАЗ Forza
По словам заместителя Главы Правления ЗАО «ЗАЗ» Юрия Плечуна, производство изначально стартует с высокой степенью локализации - уже к апрелю будет достигнут показатель 51,7%. На ЗАЗе не только освоили сварку кузовов, покраску и сборку, но и производят много комплектации, собирают двигатели и коробку передач.

«Уже трудно сказать, что в Forza больше украинского или китайского?» - говорит Юрий Плечун. «В европейских автомобилях сейчас тоже много китайских комплектующих. Перед запуском производства мы пригласили поставщиков и вместе с ними составили программу локализации. Но для нас не есть самоцель обязательно ставить на Forza комплектующие украинского производства, если будет выгодно закупать их в Европе, мы закупим» - продолжает г-н Плечун.

«По причине экономики мы пока не штампуем кузовные детали, так как это очень дорого. Всю штамповку мы получаем из Китая. Но 6 небольших деталей моторного отсека уже делают на ЗАЗе.»

ЗАЗ полностью освоил производство пластиковых бамперов для Forza, почти все оборудование салона также делает ЗАЗ: панель приборов, обивки дверей, потолок, карты, сидения, отдельные элементы подвески. На Forza украинские системы выхлопа, которые выпускает СП «ЗАЗ-Bosal», частично система питания, будут украинские шины, диски, аккумуляторы, детали кондиционера.

В сварочном цеху для Forza установили отдельную линию, где пока сварка ведется вручную. В главном кондукторе происходит стыковка элементов кузова и формируется геометрия кузова. Затем на него навешивают крылья, двери и готовый кузов отправляют в малярный цех.


Окраска Forza происходит на той же линии, где красят и Lanos. Обработка антикоррозийным грунтом происходит методом окунания в ванной, после чего кузов сушат и отправляют в камеру, где роботы красят Forza в 10 различных цветов. По степени защиты кузова от коррозии, Forza не уступит Lanos.

После контроля качества покраски, кузов отправляют в сборочный цех, где на конвейере, от поста к посту автомобиль комплектуют. На конвейере Forza идет вперемешку с Lanos, но благодаря электронной системе комплектации, сборщик четко знает какую деталь от какой комплектации нужно установить на конкретный автомобиль.

После завершения сборки ЗАЗ Forza попадает на линию диагностики, а завершает цикл производства обязательный пробег по испытательному треку на территории завода.

Если в процессе поездки, будут выявлены отклонения, то автомобиль отправят на доработку. Готовят к передаче дилерам машины на участке окончательной приемки.

Технология производства ЗАЗ Forza не отличается от уже известной нам по Lanos. На ЗАЗе обещают и соответствующее качество, и его контроль. Юрий Плечун гордится, что салон автомобиля уже почти весь выпускают в Украине, что будет гарантировать его долговечность. Новенькие ЗАЗ Forza уже даже пахнут по-украинки – шутят на заводе.


Эра ЗАЗ Forza
Пока с конвейера сходят ЗАЗ Forza с кузовом лифтбек (крышка багажника подымается вместе с задним стеклом), а уже в мае начнется производство и модели с кузовом хэтчбек. Двигатель пока будет только один – бензиновый 1,5 л (109 л.с.). Коробка передач – механическая 5-ступенчатая. Кстати, и двигатель и КПП собирают в Мелитополе (МеМЗ), но по словам Юрия Плечуна, завод уже начал выпускать отдельные детали к новым моторам. Так, в Мелитополе делают вкладыши, крышки, фланцы, вскоре начнут выпускать и шестерни для коробки передач. Мотор ЗАЗ Forza соответствует нормам Евро-4, а с небольшими доработками достигает и норм Евро-5.

Поговаривают на ЗАЗе и о роботизированной коробке передач для Forza, но конкретных сроков пока не называют.

В первое время ЗАЗ Forza будет доступна в 3-х комплектациях: Base Plus, Comfort и Luxury. Цена стартует с 79900 грн. за начальную версию, но уже за эти деньги в автомобиле есть кондиционер, гидроусилитель руля, АБС, подушка безопасности водителя, электропривод всех стекол, подогрев и электроуправление наружных зеркал. Автомобиль изначально комплектуют высокопрофильными шинами размерности 185\60R15. Гарантия – 3 года или 60 тыс. км.

ЗАЗ Forza уже появились в автосалонах, но пока трудно сказать, что это за автомобиль. Во время визита на ЗАЗ нам удалось проехать пару кругов по испытательному треку, и взять на себя смелость, давать на основании этой поездки оценки, мы не готовы. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что ЗАЗ Forza станет одним из самых массовых автомобилей на ближайшие годы в Украине, каким в свое время стал Lanos. На ЗАЗе наступает эра Forza.

Инф. AUTO-Consulting
Фото AUTO-Consulting и ЗАЗ

Наиболее продаваемым классом автомобилей на местном рынке являются модели сегмента В. Вследствие текущей финансовой ситуации возросли цены на большинство из них. И все же существуют очень недорогие варианты. Один из таких — "ЗАЗ-Форза". Далее рассмотрена история, технические параметры данного автомобиля и его место на рынке.

История

Прежде всего нужно отметить, что данная машина является версией Chery A-13, поэтому следует рассмотреть особенности этого автомобиля.

A-13 представляет собой субкомпактную модель класса B. Она находится в производстве с 2008 г. Создана на базе Chery Amulet, в основе которой лежит платформа Seat Toledo разработки начала 90-х гг. прошедшего века. За созданием дизайна производитель обратился к кузовному ателье Torino Design.

Производство автомобиля на Украине под названием "ЗАЗ-Форза" началось в 2010 г. Изначально планировалось, что он станет преемником ZAZ Sens/Chance, однако на самом деле Forza заменил снятый с производства Opel Astra G.

Рассматриваемый автомобиль технически идентичен A-13 и отличается лишь некоторыми особенностями оснащения.

Кузов

Данная модель имеет два варианта кузова: лифтбэк и 5-дверный хэтчбек.

Размеры первого составляют в длину 4,269 м, в ширину 1,686 м и в высоту 1,492 м, колесная база равна 2,527 м.

"ЗАЗ-Форза" хэтчбек немного компактнее. Его длина составляет 4,139 м. Остальные габаритные параметры те же.

Снаряженная масса автомобиля в обеих версиях равна 1,2 т.

Двигатель

Forza имеет единственный мотор ACTECO SQR477F, который был разработан в сотрудничестве с фирмой AVL. Он представляет собой 4-цилиндровый силовой агрегат объемом 1,5 л. Его мощность составляет 109 л. с., крутящий момент — 140 Нм.

Трансмиссия

Единственный двигатель комплектуют также только одной коробкой передач. Это 5-ступенчатая механическая КПП.

Привод передний.

Ходовая часть

Следующая комплектация Comfort дополнительно оснащена таким оборудованием, как ABS с EBD, электроподогрев водительского сидения, подушка безопасности пассажира, электропривод зеркал, задние электростеклоподъемники, аудиосистема MP3 с USB и 4 динамиками, передние противотуманные фары.

Максимальна версия Luxury, помимо перечисленного выше, имеет легкосплавные диски, аудиосистему с 6 динамиками, парковочные датчики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: