На каком пробеге меняется масло в коробке. Когда менять масло в мкпп (механической коробке передач), как часто, и нужно ли это. Нужно ли менять масло в мкпп

«Мне не нужна вечная игла для примуса, я не хочу жить вечно» Остап Бендер

Итак, вы - счастливый обладатель автомобиля с автоматической коробкой передач. Хлопот при управлении автомобилем существенно меньше, чем если бы у вас была машина с механикой. А как дела обстоят с обслуживанием?

Экономика определяет политику

Сразу нужно поделить все автомобили с автоматическими коробками на те, при эксплуатации которых производитель предполагает замену рабочей жидкости, и те, которые заправлены на весь срок службы. К первым относятся автомобили почтенного возраста: еще двадцать лет назад большинство производителей включали замену жидкости в автоматической коробке передач в обязательный график технического обслуживания. Пробеги между заменами не превышали 30–45 тыс. км пробега. Надо отметить, что это были жидкости на минеральной основе.

Теперь же очень многие производители не указывают в сервисных книжках на необходимость замены жидкости в автомате, роботе или вариаторе. Справедливости ради отмечу, что сегодня используют жидкости на полусинтетической или синтетической основе. И вот такая жидкость уже считается залитой на весь срок службы автомобиля. А каков этот срок? Производители не особенно афишируют эти цифры, но известно, что в последнее время в расчет принимают годовые пробеги не более 30 тыс. км, а также срок эксплуатации автомобиля до трех - максимум шести лет. Получается, что ресурс большинства автомобилей, по мнению производителя, варьируется в пределах 90–180 тыс. км пробега.

Покупаете новый автомобиль и планируете эксплуатировать его не более 3–5 лет - волноваться о замене жидкости АКП не стоит. Если, конечно, ваша манера вождения не отличается излишней резкостью при разгонах.

Покупаете новый автомобиль и планируете эксплуатировать его не более 3–5 лет - волноваться о замене жидкости АКП не стоит. Если, конечно, ваша манера вождения не отличается излишней резкостью при разгонах.

Многие производители буквально помешаны на снижении стоимости владения автомобилем. А в эту цифру входит частота проведения и стоимость машины. Некоторые, например, известный южнокорейский концерн - не видят необходимости в более частой замене моторного масла, даже если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях. Что уж говорить о жидкости в автоматической коробке передач. Им важно, чтобы в гарантийный период автомобиль был дешев в эксплуатации, а дальше, в постгарантийный период, если агрегат и потребует капитального ремонта, то это только к лучшему. Ведь за него придется платить владельцу машины. А еще лучше, если потребитель купит новый автомобиль.

С другой стороны, на необходимости замены рабочей жидкости в автомате настаивают производители этих самых автоматических коробок передач. Заботятся они прежде всего об имидже бренда: им не выгодно, если в среде автолюбителей будет распространено мнение, будто автоматы ZF или Aisin разваливаются сразу по окончании гарантийного срока.

Технические вопросы

Современная полусинтетическая или синтетическая жидкость, заправленная на заводе в коробку передач, служит дольше моторного масла потому, что она не подвергается воздействию столь высоких температур, не загрязняется продуктами сгорания и не убывает вследствие угара. Вместе с тем в автоматической коробке передач находится большое количество пар трения, которые (в отличие от деталей двигателя) и должны работать именно на трении. А трение, как известно, вызывает неизбежный износ. Причем изнашиваются зачастую разнородные материалы, такие как сталь, алюминий, специальные фрикционные материалы. Поэтому в конструкцию коробки передач всегда включены фильтр и магниты для «отлова» стальных частиц.

Продукты износа со временем забивают поверхность фильтрующего элемента до такой степени, что давление жидкости в системе падает до недопустимых величин и исполнительные механизмы перестают работать должным образом. А если происходит разрыв шторы фильтрующего элемента, то весь поток грязи очень быстро выведет управляющие клапаны из строя. Сильно загрязненная рабочая жидкость приводит к быстрому износу почти всех деталей коробки передач. Страдают механические части - подшипники, шестерни, фрикционы, клапаны гидроблока, регуляторы давления. Большое количество стружки, налипшей на датчики скорости вращения валов, может искажать их показания, что приведет к сбоям в системе управления автоматической коробкой передач.

Автоматическая коробка передач может эксплуатироваться в разных условиях. И, как следствие, замена жидкости в АКП желательна, если автомобиль используется:

  • для движения по крупному городу с частыми простоями в пробках;
  • при температурном режиме, характерном для резко-континентального климата с холодной зимой и жарким летом;
  • с водителем, привыкшим к чрезмерно динамичной езде;
  • с полной нагрузкой и частой буксировкой прицепа или другого автомобиля;
  • для движения по бездорожью.

А теперь несколько полезных советов...

Когда менять масло в автоматической трансмиссии?

Если вы собираетесь ездить на автомобиле дольше гарантийного срока или вам достался подержанный автомобиль, то жидкость в автоматической коробке следует заменять с интервалом, не превышающим 60 тыс. км. Причем критически важно произвести замену до того, как коробка покажет малейшие признаки неудовлетворительной работы. Подергивание, запаздывание при переключении передач или иные отклонения в работе - чаще всего признаки того, что заменой жидкости вместе с фильтрами проблему уже не решить. Положительный результат скорее всего сможет дать только ремонт на специализированном сервисе.

Как менять масло в автоматической коробке передач?

Менять жидкость можно частично или полностью, с заменой фильтрующего элемента или без. В идеале и фильтр, и жидкость нужно заменить полностью. Но ни слить, ни откачать ее без полной разборки агрегата невозможно. До половины старой жидкости все равно остается в различных закоулках автомата. А работа со снятием коробки передач не из дешевых.

Если автомат не проявлял признаков неисправности и замена жидкости носит профилактический характер, то достаточно частичной замены. Однако работу в любом случае лучше доверить профессионалам. Опытный сервисмен сможет определить состояние слитой рабочей жидкости и даст рекомендации. Если в отработанной жидкости присутствует большое количество продуктов износа, то частичная замена жидкости лишь немного отсрочит дорогостоящий ремонт автомата.

Менять фильтр в автомате или нет?

Фильтр, выполненный как приемник жидкости в виде металлического корпуса с сеткой, менять необязательно, но нужно тщательно промыть от лаковых отложений и грязи. Подойдет «Очиститель карбюратора». Фильтр тонкой очистки, имеющий бумажную штору, необходимо заменять при каждой смене жидкости.

Какую ATF лить в коробку автомат?

Поскольку при частичной замене жидкости старая неизбежно смешается с новой, следует использовать только оригинальный продукт, который рекомендует изготовитель конкретного автомобиля. Ну а если ваша коробка передач все-таки попала на переборку, то ее детали будут полностью очищены от старой жидкости, и тогда появится возможность заправить даже более качественную жидкость, чем была использована на заводе. Ведь изготовители масел не стоят на месте и совершенствуют продукцию.

Замена масла в автоматической коробке передач - это блажь чересчур заботливого хозяина или необходимость? ЗР разобрался и рассказывает.

Нужно ли менять масло в автомате - экспертное заключение

Для того чтобы автомобиль реже выходил из строя, его хозяин должен стараться вовремя осуществлять техническое обслуживание. Очень важно вовремя менять расходные материалы и технические жидкости, которые определяют стабильность и срок службы дорогостоящих запчастей. Сегодня узнаем, когда нужно менять масло в МКПП.

Для чего масло в МКПП

  1. С помощью качественного масла смазываются все внутренние элементы МКПП. Наличие масла позволяет гарантировать плавное сцепление шестерней при переключении передач. Если в коробке плохое масло, то шестерни будут намного быстрее изнашиваться и выходить из строя.
  2. Масло защищает внутренние детали от коррозии.
  3. Работа МКПП связана с появлением металлической стружки, которая вымывается маслом. Если стружка не будет вымываться, то МКПП быстро придёт в негодность.
  4. Масло охлаждает детали МКПП.

Сроки замены трансмиссионного масла

Средний показатель регламентированной замены масла – 5 лет или 100 000 километров. Конечно же, эксплуатация авто определяет периодичность замены масла.

Замена масла в МКПП - тема, которая довольно часто вызывает массу вопросов, в особенности у неопытных автовладельцев. Когда его менять, с какой периодичностью? Существует ли какой-либо регламент на замену и обслуживание? Нужно ли его, вообще, менять, ведь многие производители говорят, что их коробка не требует обслуживания? Ответы на все эти вопросы вы найдете в этой статье. Но для начала следует разобраться, зачем нужно масло в «механике», какие функции оно выполняет и каких советов следует придерживаться, чтобы продлить жизнь трансмиссии вашего автомобиля.

В отличие от автоматической коробки передач, в которой масло (а если быть точнее, специальная трансмиссионная жидкость) является так называемым рабочим телом, передающим крутящий момент, или дизельного гусеничного транспорта, в которых при помощи давления масла проворачивается коленчатый вал для зажигания (к примеру, многие армейские гусеничные шасси заводятся именно так), в механике нет ни масляного насоса, ни гидротрансформатора. Так зачем же вообще там масло? В МКПП оно выполняет три важнейшие функции:

  • Смазка. Здесь все просто - шестерни коробки передач находятся в зацеплении. При наличии смазки они входят в зацепление более плавно, а следовательно, медленнее изнашиваются из-за уменьшения возникающего трения.
  • К тому же масло отводит от трущихся деталей продукты износа (стружку, мелкие частицы металла).
  • Защита. Масло, покрывающее детали, создает некоторый защитный слой, который предохраняет элементы от коррозии, окисления и трения, что также продлевает срок службы агрегата.
  • Отвод тепла (частичное охлаждение). Когда автомобиль двигается, температура масла в КПП в среднем составляет около 150 градусов по Цельсию. Температура в точках соприкосновения шестеренок, находящихся в зацеплении, выше примерно в два раза. Таким образом, масло, омывая шестерни, их немного охлаждает.

Таким образом, даже сравнительно небольшой объем смазочного материала в коробке (в МКПП масла около 2,5-3 литров) позволяет существенно продлить срок службы трансмиссии. Для автоматических коробок, как сказано выше, масло еще важнее.

Это весьма обсуждаемый вопрос - ведь многие производители заявляют, что масло в их коробке залито на весь срок службы автомобиля! Другое дело, что они подразумевают под этим «сроком службы». Попробуйте на досуге узнать, каков срок службы современного автомобиля. Официальных данных по этому поводу нет, в технических характеристиках такой параметр не указан (гарантия не в счет), да и в автосалоне при покупке авто в ответ на такой вопрос либо растерянно разведут руками, либо будут с жаром доказывать, что автомобиль послужит еще вашим внукам (в зависимости от честности продавца). Вообще, по негласным европейским и американским стандартам, автомобиль можно и даже нужно сдавать на металлолом, если он в течение семи лет проходил по 35 тысяч километров в год. «Семь лет и 245 тысяч километров пробега? Так это ж почти новая машина!» - воскликнут многие российские автовладельцы. Так что стандарты по сроку службы машин у наших стран и, возможно, менталитетов довольно сильно отличаются.

Нужна ли замена масла в механической коробке передач

Теперь о более объективных причинах замены масла:


  • После замены масла автолюбители замечают: переключение передач становится более мягким и плавным, меньше стуков и шума. Это происходит из-за того, что свежее масло гораздо лучше смазывает детали.

Необходимость смены масла

Итак, мы разобрались - менять масло необходимо. Периодичность замены масла в МКПП и его порядок - вопросы, которые заслуживают отдельного внимания.

Периодичность смены масла

Данные о сроке службы трансмиссионного масла и пробеге, через который его следует менять, стоит смотреть в техдокументации, прилагаемой к вашему автомобилю. Однако в некоторых случаях такая информация может отсутствовать. Поэтому существуют усредненные цифры пробега, после которого масло подлежит замене. Обычно такой цифрой для «механики» является 100 000 километров (или же 7 лет эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше). Однако, если вспомнить условия, в которых эксплуатируются автомобили в России (а также «рваный» ритм вождения многих автовладельцев, что также здоровья коробке не прибавит), эту цифру нужно уменьшить примерно процентов на 30-40.

Получается пробег приблизительно в 60-70 тысяч километров. Опять же, это цифры для автомобилей высокого класса, в которых используют синтетические масла. В переднеприводных бюджетных авто используется преимущественно полусинтетическое, его следует менять через 45-50 тысяч. Старые заднеприводные автомобили в основном используют минеральные масла, для них срок замены еще ниже (35 000-40 000 км).

Вне зависимости от того, что привело вас к решению о смене масла, будь то непонятные шумы в коробке, беспокойство за ваш автомобиль или периодический технический осмотр, стоит стремиться к замене масла именно в осенний период - зимой на коробку передач приходится значительно более сильная нагрузка (недаром автоматические коробки, которые являются более чувствительными к ним, выходят из строя чаще всего именно в холодное время года). Особенно стоит сменить масло после покупки подержанного автомобиля (и чем больше пробег авто, тем больше необходимость), ведь несмотря на уверения бывшего владельца, никто не сможет точно определить, с какой периодичностью осуществлялась замена и какое масло заливалось.

Непосредственно перед сливом масла следует немного обкатать автомобиль, чтобы разогреть масло - десяти километров будет достаточно. Дело в том, что масло меняет свою плотность в зависимости от температуры, поэтому разогретое масло проще слить. Однако приступать к замене сразу же после остановки не рекомендуется, температура масла слишком высока, вы рискуете обжечься. Дайте ему остыть несколько минут.

Общий алгоритм замены масла следующий:


Выводы

Замена масла в коробке передач - очень важная составляющая правильной эксплуатации автомобиля. Следите за его уровнем, вовремя меняйте (тем более что для МКПП масло не такое уж дорогое), прислушивайтесь к работе коробки и прочих узлов автомобиля, и машина прослужит вам намного дольше, не огорчая регулярными визитами в автосервис для дорогостоящего ремонта.

Что же ребята мы много с вами говорили про классический гидротрансформаторный автомат (АКПП), что . Но вот за этими полезными статьями мы совершенно забыли про еще одного титана рынка, а именно про механическую коробку передач (МКПП). Многие утверждают, что она намного лучше (про это ). Но в ней ведь также есть масло — а его менять нужно или нет? Некоторые мои читатели заверяют — что оно там залито на весь срок службы, но так ли это? Давайте разбираться, будет много фото и видео в конце, так что обязательно к прочтению …


Собственно понять владельцев механики можно — они в один голос «кричат», что это просто «не убиваемая» трансмиссия и ходит она годами без ремонта. Масло там залито на весь срок службы и трогать его не нужно, многие даже не знают, какое там залито, да и не интересуются. Однако уже через 120 – 150 000 километров, МКПП может «завыть», особенно на рабочих передачах, первой и второй. НО ПОЧЕМУ? Да все просто, однако для начала немного вспомним строение механики.

Пару слов о строении

Механическая трансмиссия, работает совершенно по-другому, нежели , здесь крутящий момент передается в «сухую» то есть в воздухе, но ни как не в масле. У АКПП, передача идет при помощи гидротрансформатора, а вот у вариатора при помощи изменяемых дисков и специального ремня.

Механика же отличается двумя дисками — сцепления и так называемой «корзины» (это если утрированно). По умолчанию они сомкнуты, но вот стоит вам нажать на педаль сцепления, специальная «вилка» приходит в движение, и вы их размыкаете. Тогда вы можете переключить передачу, далее отпуская педаль, вы подключаете двигатель к трансмиссии и через нее к колесам.

Обычно у МКПП, есть пару валов, на которых расположены специальные шестерни, они и соответствуют передачам. Когда вы переводите рычаг КПП в ту или иную сторону, при помощи специальных «вилок» вы переводите в зацепление ту или иную шестерню, повышая или понижая передачи.

Но стоит отметить — что в механике часто в зацеплении находится несколько шестерен (обычно две), за исключение конечно нейтральной передачи, тогда они разомкнуты, то есть «коробка» отвязана от двигателя – запомните это важно!

Роль масла в механической коробке

НУ что вот мы и подходим к самому интересному, а именно зачем там масло вообще? Ведь здесь нет ни масляного насоса, ни передачи через масло, так зачем?

Этому есть несколько причин:

  • Смазка , а как же, куда же без нее! Чем лучше шестерни смазываются, тем плавнее они заходят в зацепление, а соответственно износ будет не высокий. И чем лучше качество масла, тем износ меньше.
  • Защита . Смазка на шестернях создает защитную пленку, которая уменьшает износ, защищает от коррозии
  • Удаление лишнего тепла . Конечно, механика греется не так сильно как ее автоматические собратья, но нужно отметить при долгом движении или пробуксовках, она также может значительно нагреваться. Масло отводит это тепло, причем достаточно эффективно.

Собственно это все причины, как ни крути, но смазка значительно продлевает срок службы трансмиссии, даже не такой большой объем.

В механической коробке передач, залито всего от 2 до 3 литров трансмиссионного масла.

Так что же великолепно, температуры не такие большие, защита есть, наверное, менять не нужно! А вот не совсем.

Нужно ли менять или нет?

Конечно здесь не такая критичная потребность в замене масла (строение другое), однако как я считаю менять все же нужно. И вот почему:

  • Шестерни с завода делают точно, я не спорю, особенно если это какой либо серьезный бренд, скажем ШКОДА или ТОЙОТА. НО как ни крути, при работе, через определенный большой промежуток времени, все же будет образовываться металлическая стружка, которая будет плавать в масле. А ведь у МКПП, фильтров нет!
  • Сама смазка теряет свойства через определенный срок службы, конечно пробег может быть огромен, например 150 или 200 000 километров, но она потемнеет, пропитается стружкой или даже продуктами нагара (скажем, если долго буксовали).
  • Если появляется шум или гул при работе механической коробки, это говорит о большом износе шестерен. А он появляется не просто так, именно отработанная стружка, медленно — но верно стачивает поверхности зубьев.

  • После замены масла, после большого пробега, замечаешь что переключения стали более плавными, шестерни новым маслом смазываются лучше, а значит, работа будет мягче.

Что еще хочу заметить, ребята в МКПП, менять масло – стоит дешево. Оно само стоит недорого, да и его там просто мало, всего пару литров! Не то, что в АКПП, зачастую около 8 – 10 литров.

Лично я бы поступил так, менял бы через каждые 60 — 70 000 км (поверьте это реально дешево), тогда в 150 000 «гула» вообще бы не было! Конечно, те кто сейчас будут говорить что масло в механической коробке на весь срок службы — в чем то правы, можно ездить и так, ошибкой это не будет! Но новая смазка, еще раз повторюсь, защищает и заставляет работать «коробку» — ПО-НОВОМУ , мягко, приятно, на все 100%, да и защита восстанавливается заново, стружка уходит.

Менять! Вполне естественный вопрос: «Когда менять масло в коробке передач?» А вот давайте и разберемся в этом.

Хорошо себя чувствовать коробке передач помогает масло, а именно его качество. Среди автолюбителей часто ведутся споры: стоит ли вообще менять масло в КПП? Казалось бы, почему нет? А дело в том, что неполадки в коробке передач случаются настолько редко что скорей ломаются другие части автомобиля, когда трансмиссия чувствует себя всё ещё вполне бодро.

Автомобиль уже вовсе не едет, а ей всё ещё достаточно хорошо. И потому многие считают, что КПП не нуждается в замене жидкости вовсе: хватает лишь заводской подливки вяжущего и катайся сколько угодно. Но это не совсем верный подход.

Рабочее и горелое масло в стаканчиках

[ Скрыть ]

Когда лучше всего проводить замену?

При наличии странных звуков в коробке

В процессе эксплуатации КПП в нее попадают влага и частички металла, отрываемые от шестеренок в процессе их износа. А это ведёт к потере качества и нормативных функций КПП. Поэтому, во время переключения передач прислушайтесь, наличествуют ли странные звуки, которых вы раньше не наблюдали. Это могут быть скрежет, гудящие, жужжащие или воющие звуки.

Если при проверке видно, что масло почернело и пахнет гарью

Для полной уверенности нужно проинспектировать жидкость при помощи щупа для проверки уровня. Если оно почернело и издаёт запах гари, то возможно настало время, когда менять смазывающую жидкость просто необходимо.

В зависимости от пробега

В зависимости от производителя автомобиля и условий эксплуатации пробег, через который желательно менять масло, варьируется. Некоторые специалисты советуют менять через 30-40 тыс. км, другие говорят производить замену через 50-60 тыс. км. Также бытует мнение, что менять вязкую жидкость при пробеге в 100-130 тыс. км, после предыдущей замены, является нормальной практикой.

Разумеется, коробка передач хоть и устойчивая часть автомобиля, но проводить замену после 60 тыс. км пробега будет оптимальным и достаточным вариантом . Как и рекомендует большая часть опытных специалистов. При покупке подержанного авто, желательно тоже произвести замену., ведь кто знает, когда последний раз это делал предыдущий владелец.

Какое масло нужно заливать?

Вопреки мнениям и заявлениям автопроизводителей, что можно заливать и моторные масла, знайте: для КПП нужно использовать именно трансмиссионные масла . Вероятно, именно так могут сказать вам в большинстве автосервисов.

У масел существует различие типов: MTF и ATF, что соответствует механическим и автоматическим типам коробок передач. Оба типа можно приобрести практически в любом автосервисе или в специализированных магазинах.


Жидкость для КПП в бутылках от LIQUI MOLY

Но тут встанет вопрос, – на какой основе стоит лучше остановить свой выбор?

Виды трансмиссионных жидкостей

  1. Синтетическая – имеют в своей особенности очень высокие показатели и характеристики, а также не менее высокую цену.
  2. Полусинтетическая – качество и цена является наиболее целесообразной и оптимальной, поэтому маслянистые жидкости на данной основе имеют наибольшую популярность.
  3. Минеральная основа.

Классификация по уровню нагрузки и степени вязкости

1. APL – уровень нагрузки, который выдерживает это вещество:

  • GL-1 – при работе в лёгких условиях;
  • GL-2 – средней тяжести;
  • GL-4 – тяжелых условиях;
  • GL-5 – очень тяжелых условиях;
  • GL-6 – самых суровых, но думается мне, что вряд ли вы это где-то встретите.

Наиболее часто автолюбители используют GL-4 и GL-5.

2. SAE – степень вязкости:

  • зимние;
  • летние;
  • всесезонные.

Класс вязкости

Максим. темп., при кот. вязк.
не превыш. 150000 сП, оС

Кинематическая вязкость
при 100 оС, сСт

минимальная

максимальная

11,0

13,5

24,0

24,0

41,0

41,0

Таблица степени вязкости в зависимости от класса трансмиссионного масла (по SAE)

Сколько заливается в коробку передач?

Объем масла в минимальном и допустимом количестве может различаться у разных автомобилей. Для начала, необходимо ознакомиться с этим в мануале или руководстве по эксплуатации вашего авто, где должно быть указано сколько допустимо. Зачастую его заливают до отметки MAX, но некоторые специалисты рекомендуют переливать, но не более 200 мл от допустимой нормы (многие утверждают, что это хорошо для 5-й передачи). Теперь вы знаете тип, отличия и преимущества трансмиссионных масел, выбор которых огромен и этот выбор за вами!

Видео «Трансмиссионные масла для МКПП»

В этом ролике узнайте подробнее о маслах для КПП: какие они бывают, как их разделяют и как подобрать жидкость для автомобиля.

А как часто вы меняете масло в своем авто?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: