Как устроен топливный фильтр дизеля в разрезе. Фильтр грубой и тонкой очистки топлива — что это такое и зачем нужно

Система Common Rail за последние годы получила широчайшее распространение в мире. Если в 2008 году доля дизельных двигателей, укомплектованных такой топливной системой, на рынке составляла 24%, то сегодня этот показатель уже превышает 70%. В дальнейшем этот показатель будет расти. С момента появления Common Rail в середине 90-х годов она пережила несколько этапов развития, в результате которых давление в топливной системе выросло почти в два раза. Всё это оказало сильное влияние на сегмент рынка топливных фильтров для дизельных двигателей.

Бесступенчатые трансмиссии

Если мы сравним сегмент топливных фильтров для бензиновых двигателей и дизельных двигателей, то увидим, что они развиваются принципиально в разных направлениях. В сегменте бензиновых двигателей представлено намного больше производителей, но сам по себе он с каждым годом становится всё менее привлекательным для участников (если говорить о рынке aftermarket). Большинство современных автомобилей с бензиновыми моторами оснащаются топливными фильтрами, которые устанавливаются на весь срок службы автомобиля.

“Грубо говоря, топливный фильтр в современном бензиновом двигателе перестал быть расходным материалом, - говорит начальник отдела маркетинга компании «МАНН+ХУММЕЛЬ» Андрей Алексюк, - он устанавливается на топливозаборник и меняется только в случае поломки. Никакого регламента замены данного фильтра не существует, что бы ни говорили некоторые механики. Доля автомобилей, оборудованных такими фильтрами уже сегодня довольно высока и будет продолжать расти».

Рост не для всех

А что происходит в сегменте дизельных топливных систем? Как уже было отмечено, резко возросла доля Common Rail — топливной системы, которая, как известно, крайне чувствительна к качеству фильтрации топлива. Так что емкость данного сегмента рынка растёт, но воспользоваться этим ростом смогут только несколько компаний, которые обладают технологией производства фильтров для Common Rail - Bosch, MANN+HUMMEL, Mahle, Delphi и ещё несколько менее известных на российском рынке торговых марок. Вероятность появления новых игроков здесь не очень высока. Производство топливных фильтров для Common Rail сложнейший технологический процесс. Первые топливные системы Common Rail имели рабочее давление — около 1200 атмосфер. Системы нынешнего, четвертого поколения уже работают при давлении 2 500 атмосфер. Изготовить фильтр, который бы просто выдерживал такое давление, — это уже не самая легкая задача, а в системах Common Rail он ещё и должен удерживать до 98% частиц размером не более 3 микрон, удалять из топлива жидкие эмульсии и влагу, чтобы предотвратить внутреннюю коррозию.

«При этом объем подачи топлива, которое прокачивается через топливный фильтр в современных дизельных двигателях, очень большой. За один час работы двигателя прокачиваются десятки литров топлива. Большая его часть сливается в «обратку», но фильтр обязан качественно очищать весь объем прокачиваемого топлива, - рассказывает Андрей Алексюк. - Другими словами, он должен обладать высокой грязеемкостью, тонким уровнем фильтрации и высокой пропускной способностью. Как вы сами понимаете, выполнить все эти требования довольно тяжело, именно поэтому количество производителей, которые в состоянии выпускать надежные топливные фильтры для современных систем Common Rail сегодня очень небольшое и они находятся на острие данных технологий».

Вот как описывает работу современного топливного фильтра для дизельных двигателей продукт-менеджер по фильтрам компании Bosch в России Сергей Енин:

«Конструктивно топливные фильтры дизельного топлива выполняются быстросменными. В качестве сменных элементов применяются фильтры с болтовым креплением, проходные фильтры и фильтрующие элементы, устанавливаемые в корпусах из алюминия, пластмассы или листовой стали (в соответствии к повышенным требованиям к предотвращению тяжелых последствий при столкновениях). Предпочтение отдается спиральным V-образным фильтрующим элементам. Отделение воды осуществляется посредством коалесценции на фильтрующем материале (образование капель воды вследствие различных поверхностных натяжений воды и топлива). Вода скапливается в камере в нижней части корпуса фильтра и сливается вручную через сливную пробку или электромагнитный клапан, управляемый кнопкой».

Наверху эволюционной цепи

Дальнейшая эволюция систем Common Rail вынуждает производителей фильтров также усложнять свою продукцию. Кроме того, как мы видим по составу участников рынка, ключевые разработчики топливных систем для дизельных двигателей предпочитают самостоятельно производить не только топливную аппаратуру, но и систему фильтрации. Такого подхода придерживается и компания Bosch, и компания Delphi. Последние годы были весьма успешны для этой американской компании в сфере разработки новых типов топливных систем для дизельных двигателей. Одна из последних разработок Delphi - топливная система Delphi Multec ® Common Rail смогла добиться рекордно низкого выброса CO 2 и расхода топлива. Она используется на многих автомобилях, включая новейший Mercedes-Benz C-класса и Volkswagen Polo. В прошлом году Volkswagen даже удостоил компанию Delphi престижного звания Global Champion за разработку современной топливной системы для трехцилиндрового 1,2-литрового двигателя Volkswagen, соответствующего требованиям Euro 5. Также большим достижением стало создание первого в мире дизель-гибридного двигателя, который тоже работает на топливной системе Delphi (впервые применен в промышленности на Peugeot 3008 Hybrid4). Все эти разработки требуют комплексного подхода, который включает в том числе и разработку систем фильтрации для новых систем. Это особенно важно в системах Common Rail последнего поколения.

«В самых современных системах Common Rail топливо-воздушная смесь подается в цилиндры под давлением свыше 2500 атмосфер. Это в десять раз выше, чем в дизельных топливных системах рядного типа. При таком высоком давлении даже очень мелкие частицы загрязнения, которые попадают в камеру сгорания, наносят очень большой вред трущимся деталям, распылителям форсунок и так далее. Если раньше при наличии вредных примесей в дизтопливе страдала в первую очередь топливная аппаратура, то в современных двигателях с системой Common Rail это приводит к повреждению стенок цилиндра. Это очень быстро приводит к катастрофическим последствиям для всего двигателя» , - отмечает Андрей Алексюк.

Причем самыми вредными для системы впрыска топлива дизельного двигателя являются мельчайшие частицы, размером приблизительно 3-5 микрон.

«Всего 5 грамм этого материала могут привести топливный насос высокого давления дизельного двигателя к полному износу, независимо от того, находятся эти 5 грамм в одном или в двенадцати тысячах литров дизельного топлива», - добавляет Алишер Худайбердиев, региональный директор Delphi Products & Service Solutions (DPSS) в России.


Владельцы тысяч автомобилей, оборудованных системами Common Rail уже давно убедились, что эти заявления вовсе не «страшилки». Довольно часто экономия в несколько сотен рублей становится причиной ремонта стоимостью в несколько тысяч долларов. Самое обидное в этой ситуации является то, что стоило владельцу заменить фильтр чуть раньше, — такой проблемы не возникло бы.

«Важно понимать, что топливный фильтр для дизельного двигателя накапливает большие объемы загрязнений и влаги. Соответственно, чтобы не допустить их попадания в топливную систему, надо всего лишь четко следовать регламенту замены. В настоящее время типичные интервалы замены фильтрующих элементов составляют до 90 000 км пробега, в зависимости от рекомендаций автопроизводителя. Но в регионах с плохим качеством топлива (Россия в их числе) эти интервалы значительно короче», - отмечает Сергей Енин.

Меры предосторожности

Стоит добавить, что топливная система Common Rail сама начинает недвусмысленно сигнализировать о том, что топливный фильтр нуждается в замене.

Вот перечень основных симптомов, которые свидетельствуют о том, что фильтр нуждается в замене:


1) Невозможность глушения двигателя.

2) Потеря мощности.

3) Чрезмерное дымление.

4) Чрезмерный шум.

5) Самопроизвольное глушение двигателя.

Если вы обнаружили один из данных признаков, то фильтр необходимо заменить, даже если вы проехали на нем значительно меньше регламентного срока. Тем самым вы продлите жизнь вашего дизеля. Ведь даже одна некачественная заправка может привести к тому, что топливный фильтр полностью забьётся грязью. Несмотря на то, что в России в последние годы ситуация с качеством дизельного топлива заметно улучшилась, вероятность прихватить на АЗС дизтопливо с водой или грязью — сохраняется. Чаще всего такому риску подвергаются коммерческие автомобили и спецтехника, которая работает не в крупных городах, а на карьерах и удаленных участках. При таких условиях эксплуатации рекомендуется устанавливать дополнительные системы предварительной фильтрации топлива, а также фильтры-осушители. Такие системы предварительной очистки сегодня на рынке представлены довольно широко. В частности, компания MANN + HUMMEL поставляет систему Preline - это полноценная линия предварительной очистки дизельного топлива от грязи. Компания предлагает несколько моделей таких линий, которые могут устанавливаться как на коммерческие автомобили, так и на легковые.

Разработка качественных фильтров для Common Rail не под силу большинству производителей фильтров для aftermarket. Это существенно ограничивает выбор фильтров, но, с другой стороны, значительно упрощает его. Если вы владелец современного дизельного двигателя, на котором установлена система Common Rail последнего поколения, то вам скорее всего придется выбирать между оригинальным топливным фильтром и фильтром компании, которая поставляет данную продукцию на конвейер, и отличия между ними будут только в упаковках. Все прочие предложения топливных фильтров для Common Rail по выгодным ценам связаны с большим риском. Это как раз тот самый случай, когда овчинка не стоит выделки.

Часто автолюбители интересуются, какой топливный фильтр лучше для дизеля. От качества этого элемента во многом зависит работа двигателя. Поэтому, выбор детали крайне важен для полноценной эксплуатации автомобиля. Но, существует несколько разновидностей фильтров. Они немного отличаются конструктивно. Нужно отметить, что технически оригинальные запчасти и контрактные практически не различаются.

Отличия могут касаться только качества материалов, которые использованы. Это может сказаться на сроке службы фильтра. Поэтому, не стоит приобретать излишне дешевый фильтрующий элемент. Слишком частая замена сведет на нет все преимущество низкой стоимости.



Технические особенности


Какой топливный фильтр лучше для дизеля? Этот вопрос возникает часто по причине различной конструкции этого элемента. Дизельный фильтр предназначен для более тщательной очистки топлива. Связано это с особенностями таких силовых агрегатов. Механические частицы, которые не причинят вреда для бензинового двигателя, обычно, оказываются смертельно опасны для дизеля. Поэтому, для дизелей используются фильтра с более сложной системой очистки. Также, учитывается наличие некоторого количества воды в солярке.

Ее, в обязательном порядке, следует убирать из топлива. Попав в цилиндры, влага не только нарушает процесс воспламенения, но и ускоряет коррозию. Для удаления влаги используется специальный отстойник в фильтре. Многие производители устанавливают там кран для слива собравшейся воды.

В зимнее время дизельное топливо склонно к выпадению парафинов. Обычные фильтры быстро забиваются этими веществами. В результате, двигатель не получает должного количества топлива, теряет мощность, при сильном засоре он может заглохнуть, и отказаться заводится. Чтобы избежать этого, большая часть производителей пропускает через фильтр подогретое топливо. Такие системы фильтров значительно эффективнее при зимней эксплуатации автомобиля.



Фильтрующий элемент


Сейчас можно найти фильтры с различными материалами, выполняющими основную функцию. Как правило, в дешевых деталях это целлюлоза. По сути, это бумага с дополнительной пропиткой. Недостатком такой конструкции является слабая устойчивость к воде, а соответственно, быстрый выход из строя. Более эффективны комбинированные конструкции. Здесь фильтрующие элементы чередуются. Имеются слои целлюлозной бумаги, а также синтетических материалов. Дорогие фильтры имеют в своей конструкции только синтетические элементы. Они не только качественно очищают топливо, но и служат немного дольше.

При выборе не стоит обращать внимание на самые дешевые детали. Они обычно в качестве очистительного барьера используют целлюлозу, что вместо экономии приведет к необходимости часто менять запчасть. Идеальным вариантом, который рекомендуется официальными дилерами, стал фильтр с полностью синтетическими элементами. Но, стоят они значительно дороже. Поэтому, водители зачастую предпочитают использовать комбинированный тип. Такие детали значительно дешевле, но вместе с тем, по качеству они не уступают.

При выборе также имеет смысл обратить внимание на показатель тонкости очистки. Обычно указывается абсолютная и номинальная тонкость. Измеряется она в мкм (микронах). Под номинальным показателем подразумевают удержание 95% частиц. Абсолютной называют удержание 98% загрязнений определенного размера. Последний показатель указывает на класс фильтра. Большая часть производителей предпочитает совмещать фильтрующие элементы грубой очистки (50 мкм), тонкой очистки (2-4 мкм).



Оригиналы или контрактные


Другим вопросом, встающим при выборе фильтрующего элемента, является выбор производителя. Конечно, сразу становится понятно, что наиболее удачным вариантом является приобретение оригинальной запчасти. Она прекрасно подойдет к автомобилю, и без проблем отслужит весь причитающийся ей срок. Единственный недостаток у такой детали высокая цена.

Как правило, многие люди, узнав цены на оригинальные запчасти, обращают свой взор на более дешевые фильтры, выполненные по контрактным договорам. Они обычно в 2 раза дешевле. Качество у них ничем не уступает оригинальным деталям. Старайтесь приобретать фильтры от известных производителей. Они на практике ничем не отличаются от оригинальных.

Заключение . Для продления срока службы силового агрегата используются топливные фильтры. Это позволяет оградить мотор от абразивного воздействия частиц, встречающихся в топливе. Особенно это важно для дизелей. Поэтому, водители часто спрашивают, какой топливный фильтр лучше для дизеля. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Многое зависит от самой машины и условий ее эксплуатации. Зная технические характеристики фильтров, можно без проблем выбрать подходящий.

Эффективное функционирование автооборудования зависит от чистоты заливаемого на заправочных станциях топлива. Долговечность и работоспособность деталей зависят от качества топлива и наличия в нём сторонних примесей, грязи и воды. По этой причине топливо проходит 2–4 ступени очистки. Очищается горючее посредством системы фильтров тонкой и грубой очистки, устраняющих крупные и мелкие загрязнения.

Что такое фильтр очистки дизельного топлива

Качество заливаемого в топливный бак горючего сказывается на работоспособности и эксплуатационном ресурсе многих систем и узлов автомобиля. Дизельное топливо, реализуемое на заправочных станциях, зачастую содержит в своём составе сторонние примеси, попадание которых в работающий двигатель может привести к деформации его отдельных деталей. Нежелательные компоненты солярки задерживаются и устраняются из неё посредством топливных фильтров - специальных фильтрующих элементов, очищающих горючее от пыли, ржавчины, металлической стружки и воды.

Дизельные двигатели последних моделей больше, чем другие виды моторов, нуждаются в эксплуатации совместно с фильтровальными элементами. Обуславливается это сложностью и высокоточностью их конструкции, требующей использования только высококачественного горючего. В случае с моторами, работающими на дизтопливе, степень очищения солярки должна быть максимальной: бензофильтры, устанавливаемые в топливную магистраль, должны задерживать и не допускать появления в топливе частиц грязи и прочих нежелательных элементов размером до 5 микрон. Одновременно с этим в дизельном горючем не должна содержаться влага: её накопление в двигателе может спровоцировать коррозийные процессы и снизить прочность металла.

Дизтопливо, заливаемое в транспортные средства с дизельными моторами, очищается при помощи специальных фильтров. ТФ классифицируются по уровню очищения солярки на тонкие и грубые и размещаются в топливных магистралях машины парами, благодаря чему эффективность очистки солярки возрастает в несколько раз.

Фильтры очистки дизельного топлива различаются в зависимости от степени очистки

Схема строения топливного фильтра

В подавляющем числе случаев дизельные силовые агрегаты выходят из строя по причине неисправностей топливной системы. Эффективность фильтра и то, насколько тщательно он очищает горючее, влияют на функциональность мотора и срок его эксплуатации.

Сепарация воды и дизтоплива осуществляется фильтровальными кассетами внутри бензофильтра: конструкция такого элемента незамысловатая и не включает сложных деталей. Исключением являются дорогостоящие модели - в них интегрированы датчики влаги и система сброса накопленной воды.

Топливные фильтры в большинстве своём обладают похожей конструкцией:

  1. Дизтопливо, подготовленное к очищению.
  2. Полученная на выходе из насоса топливная эмульсия.
  3. Сепарация сторонних примесей и выпадение конденсата.
  4. Смесь очищенного топлива и влаги.
  5. Элемент из гидрофобного материала.
  6. Отстойник, в котором накапливается конденсат.
Строение фильтрующего элемента для дизельного топлива довольно проста

Устройство практически всех дизельных фильтров аналогично. Избежать накопления в бензобаке воды и конденсата можно посредством регулярной полной заправки автомобиля - автопроизводители советуют делать это как минимум раз в неделю. В среднем рабочий ресурс ТФ колеблется от 30 до 40 тысяч километров пробега, но при этом может варьироваться в зависимости от того, горючее какого качества используется. Ухудшение работы ТФ сказывается на мощности силового агрегата при подъёме в гору, а полный его выход из строя или продолжение эксплуатации в загрязнённом состоянии может спровоцировать капитальный ремонт двигателя.

Принцип действия ТФ

ТФ работает по следующей схеме:

  • при прогонке горючего через фильтр первым делом оно проходит через впускной штуцер и затем - через бензофильтр грубой степени очистки;
  • механические компоненты солярки удерживаются бумажными «шторами» фильтра;
  • горючее, очищенное от примесей, поставляется в топливную магистраль.

Автомобильные маслофильтры производятся с использованием аналогичной фильтровальной бумаги, что и бензофильтры тонкой очистки.

В топливных системах автомобилей иностранных марок устанавливаются топливные фильтры более сложной конструкции, состоящие из трёх штуцеров. Поскольку топливная система таких машин состоит из основной и дополнительной магистралей, то и штуцеры размещаются следующим образом: два идут на главную магистраль, один - на дополнительную. Последний предназначается для стравливания давления в системе посредством сброса излишков солярки обратно в топливный бак.

Фильтрующие элементы более сложной конструкции устанавливаются в автомобилях иностранных марок

Выбор бензофильтров для дизельных моторов: на что обращать внимание

При выборе ТФ для дизельного силового агрегата учитываются несколько аспектов:

  1. Приобретать желательно только оригинальные фильтры, разработанные специально для дизельных моторов. Сегодня на рынках представлен огромный ассортимент бензофильтров, поэтому вероятность наткнуться на контрафакт весьма высока. В идеале желательно приобретать те фильтры для топлива, которые разработаны для конкретной марки и модели машины. По этой причине при подборе бензофильтра необходимо опираться на каталожный номер - он должен совпадать с тем, который был указан производителем.
  2. Тонкость фильтрации высчитывается перед приобретением бензофильтра. Измеряется она в микронах и указывается заводом-изготовителем на упаковке изделия в графе «номинальный и абсолютный уровни фильтрации». Под номинальным подразумевают 95%-ю эффективность задержки фильтрующими компонентами частиц. Абсолютный же показатель определяет качество очистки горючего и класс бензофильтра и составляет в большинстве случаев 98%. При выборе ТФ также следует учесть его конкретный тип - грубой либо тонкой очистки. Первый тип задерживает при фильтрации солярки крупные примеси, второй - самые мелкие, оставшиеся в топливе, прошедшем этап грубого очищения. Метод двойной очистки на сегодняшний день считается наиболее эффективным и распространённым, поскольку именно он позволяет добиться лучшей фильтрации топлива и обеспечивает защиту двигателя. Помимо этого, он позволяет продлить рабочий ресурс обоих фильтров.
  3. Самые низкие цены всегда выставлены на низкокачественные топливные фильтры. Фильтрующие компоненты высокого качества отличаются высокой ценой, что формирует итоговую стоимость ТФ. Современные модели фильтров изготавливаются с применением целлюлозных, синтетических и комбинированных материалов. Наиболее дорогостоящими являются полностью синтетические топливные фильтры, но при этом у них самый длительный ресурс работы. Самые дешёвые - целлюлозные фильтры: в их конструкции роль очищающего элемента выполняет специальная пористая бумага. В комбинированных моделях совмещаются целлюлозный и синтетический слои, что повышает качество и эффективность фильтрации топлива.
  4. Использование дизельного топлива требует установки водно-топливного сепаратора. Он предназначен для устранения из горючего конденсата и предотвращения попадания в солярку влаги. Накопление воды в топливе может не только понизить мощность и эффективность двигателя, но и вывести его из строя. Сепараторы в большинстве случаев устанавливаются одновременно с топливными фильтрами.
  5. Последнее требование - установка топливного фильтра должна осуществляться вместе с устройством подогрева. В дизельном топливе при снижении температуры окружающей среды начинает густеть парафин, что усложняет подачу солярки в двигатель. Для предотвращения этого в мотор устанавливают специальное устройство подогрева.

Видео: как выбрать топливный фильтр для автомобиля

Разновидности ТФ

В топливную очистную систему входит фильтр-отстойник, фильтры тонкой и грубой очистки, топливозаборник. Очищение солярки от примесей осуществляется в несколько этапов по мере её прохождения через фильтрующие элементы.

Для дизельных силовых агрегатов производятся фильтры двух типов:

  • сборные (их конструкция предусматривает замену отдельных деталей);
  • неразборные.

Фильтрующие элементы разборных ТФ изготавливаются из керамики и латуни. Такие модели могут использоваться многократно - их можно промывать и чистить от накопившейся грязи. Единственным минусом таких фильтров является их высокая стоимость.

Одноразовыми являются неразборные фильтры, внутри которых расположен фильтрующий элемент. После засорения они требуют смены на новые и чистые.

Фильтры грубой очистки

Фильтрующий элемент, эффективно очищающий дизельное топливо от сторонних примесей, размер частиц которых превышает 0,05 мм. Состоит из латунных отформованных пластинок, между которыми остаются калиброванные щели, не пропускающие крупные частицы грязи, но при этом легко проводящие топливо.

Конструкция проволочно-щелевых топливных фильтров напоминает стакан с латунной проволокой, намотанной поверх него.

Зазор между витками проволоки составляет 0,07 мм. Топливо под давлением топливного насоса пропускается через все щели между проволокой, при этом стакан задерживает все примеси, которые крупнее зазора между витками. Скапливающаяся на стакане грязь легко смывается во время технического обслуживания автомобиля.

ТФ грубой очистки позволяет не только очистить горючее от сторонних примесей, но и предотвратить попадание влаги в топливную систему автомобиля. Он удерживает воду, содержащуюся в дизельном топливе в большом количестве, которая впоследствии оседает на дно, поскольку тяжелее, чем солярка. В конструкцию устройства входит специальный фильтр, который замеряет общую долю воды в топливе и оповещает водителя.

Фильтр грубой очистки предохраняет топливную систему автомобиля от попадания в неё парафина, содержащегося в дизельном топливе. При низких температурах парафин кристаллизуется и может забить двигатель, что выводит его из строя. Дизельное топливо очищается от парафинов посредством его нагревания специальным элементом подогрева и пропусканием через бумажную штору, проводящую ток.

Топливный фильтр, очищающий горючее от примесей, размер частиц которых превышает 0,05 мм

Фильтры тонкой очистки

Мелкие механические примеси размером не более 60 мкм могут нанести дизельному двигателю не меньший вред, чем крупные. Очистить топливо от подобных включений могут только фильтры тонкой очистки. Конструкция таких ТФ создана таким образом, что они могут выдерживать высокое давление в топливной системе. Для их создания используется в основном сталь и высокопрочная пластмасса.

В корпусе ТФ находятся четыре секции, закрытые колпаками. По центру каждой из них размещается стержень, на который надет элемент, по форме напоминающий стакан. Внутри такого элемента располагается фильтровальная бумага. Площадь контакта фильтра и топлива увеличивается в несколько раз за счёт гофрированной поверхности бумаги. Картонный каркас защищает бумагу от повреждений. В каркасе имеются небольшие отверстия, через которые топливо проходит через бумагу. Такие устройства задерживают частицы размером до 4 мкм. Гофрированная бумага в фильтре нуждается в регулярной замене.

Фильтры тонкой очистки лучше всего располагать перед бензонасосом, поскольку в этом месте давление системы минимально, что предохранит элемент от пробоев и протечек. Такое расположение также позволяет повысить эксплуатационный ресурс насоса, поскольку он будет работать с очищенным высококачественным топливом.

Топливный фильтр тонкой очистки дизельного топлива задерживает частицы размером до 4 мкм

Регламент замены устройства

Периодичность замены фильтрующих элементов указывается производителем в руководстве по эксплуатации транспортного средства. Выбранный для замены топливный фильтр должен соответствовать не только размерами, но и обладать необходимой степенью фильтрации и пропускной способностью. В мануале производителем в большинстве случаев указывается тип фильтровального материала и самого фильтра. Установка не подходящего по параметрам топливного фильтра может значительно снизить срок эксплуатации двигателя автомобиля.

Плановая замена топливных фильтров тонкой и грубой очистки для большинства машин с дизельными силовыми агрегатами осуществляется каждые 40 тысяч километров пробега. Официальные дилеры при этом рекомендуют сокращать временной интервал на 30–50% при условии эксплуатации автомобиля в экстремальных условиях. За экстремальные принимаются следующие условия:

  • жаркий и влажный климат;
  • высокое содержание пыли в воздухе;
  • регулярная транспортировка грузов или прицепа;
  • экстремальный стиль вождения;
  • использование низкокачественного дизельного топлива.
  • Перечисленные факторы отрицательно сказываются на эксплуатационном ресурсе топливного фильтра, становясь причиной его преждевременного износа.



    Частота замены фильтрующего элемента указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля

    Внеплановая замена фильтрующего элемента проводится при появлении следующих признаков неисправности автомобиля:

    • «троит» двигатель;
    • набор оборотов происходит медленно;
    • резкие потери и скачки мощности во время езды;
    • повышение расхода топлива.

    При появлении описанных симптомов велика вероятность того, что их причиной является топливный фильтр.

    Подогреватель топливных фильтров

    В любых климатических условиях наиболее эффективным методом борьбы с кристаллизацией дизельного горючего являются системы подогрева - электрические и комбинированные. Принцип действия таких систем зиждется на подогреве солярки и растоплении сфомировавшихся в ней кристаллов парафина. Фильтры грубой и тонкой очистки топлива, являясь критическими узлами топливной системы, чаще всего нуждаются в установке подогревателей. Электрический подогреватель используется для подогрева перед пуском двигателя определённого объёма топлива, достаточного для завода силового агрегата и его прогрева. Устанавливают его на фильтре грубой очистки топлива. Нагретая обратка поддерживает высокую температуру топлива и не даёт ему густеть во время движения.



    Для устранения явления кристаллизации дизельного топлива используются подогреватели топливного фильтра

    Работоспособность и срок эксплуатации дизельного двигателя во многом зависят от качества и чистоты используемого топлива. За оба параметра отвечают топливные фильтры тонкой и грубой очистки, благодаря которым солярка очищается от сторонних примесей и грязи. Использование таких фильтрующих элементов позволяет продлить рабочий ресурс топливной системы и двигателя автомобиля.

    Мы рассмотрим в этой статье продукт со свойствами 3 в 1 – нет это не шоколадный батончик “Сникерс”, речь пойдет о топливных фильтрах для дизельных двигателей. Сроки эксплуатации дизельного двигателя напрямую зависят от эксплуатации, и большую роль играет грамотное применение фильтров. Дизельные двигатели отличаются высокой экономичность в процессе ежедневной эксплуатации но по своим техническим характеристикам они очень чувствительны к чистоте топлива, а особенно их топливная аппаратура. Воспламенение топливной смеси в цилиндрах происходит не за счёт принудительного воспламенения свечой как в бензиновых двигателях.

    Поршнем в цилиндре происходит сжатие воздуха и при этом, как мы помним из физики, он нагревается. В момент максимального сжатия и нагрева происходит дополнительный впрыск под высоким давлением топливно - воздушной смеси с последующем возгоранием и расширением. За счет этого поршень толкает вниз и происходит робота двигателя.

    Для выполнения этих циклов используется сложный по конструкции топливный насос высокого давления (ТНВД). Надо сказать, что его стоимость составляет в среднем 30% от общей цены двигателя, а ломается он первым и починке не подлежит.

    На длительность и качество роботы двигателя влияют механические примеси, и вода которые в любом случае попадают в топливо из атмосферы. При использовании загрязненного топлива срок его эксплуатации,особенно ТНВД, сокращается в 2-3 раза.

    При продаже дизельного топлива в странах Запада к его качеству предъявляются очень строгие требования. Топливо на заправки поставляется изначально качественное и дополнительно производится его фильтрация на месте продажи. Делают это как для потребителя, так и для защиты оборудования колонок на заправках. Надо сказать, что дополнительно в процессе эксплуатации в бак дополнительно попадет грязь даже при плотно закрытой горловине.

    В процессе эксплуатации и сам двигатель производит воду. Дизель не потребляет 100% подаваемого ТНВД топлива из бака. При некоторых сниженных нагрузках до 75% сбрасывается обратно в топливный бак. Температура возвращаемого топлива выше температуры воздуха и содержимого бака. В этот момент происходит впитывание топливом воды из воздуха.

    Топливо, которое заливают в баки на большинстве наших заправок, не соответствует порой требованиям элементарной чистоты и оно вызывает ускоренный износ двигателя. Заводы производители даже этого не предполагают и устанавливают в топливную систему простые по характеристикам фильтры. На большинстве автомобилей зарубежного производства стоят только фильтры тонкой очистки топлива.

    Все производимые фильтры делятся по степени очистки дизельного топлива:

    • Фильтры грубой очистки от частиц размером 15-40 мкм.
    • Фильтры тонкой очистки от частиц размером 15 - 2 мкм
    • Фильтры удаляющие воду

    Фильтры изготавливают в виде закрытой емкости, имеющей входной и выходной патрубки. В качестве фильтрующих элементов используют бумагу или синтетические нетканые материалы с различными по размеру фильтрующими ячейками. В фильтрах удаляющих воду используют специальный водоотталкивающий материал и как правило в корпусе предусмотрено прозрачное днище и специальный клапан для слива воды.

    Фильтры грубой очистки и фильтры удаления воды надо устанавливать перед топливной системой, фильтры тонкой очистки устанавливают непосредственно перед двигателем. Замена фильтра известными производителями рекомендуется в среднем через 25 – 30 тысяч километров, но в наших условиях их надо менять через 10 тысяч километров пробега вместе с заменой масляного фильтра. Некоторые фирмы для снижения цены на замену фильтра используют сменные фильтрующие картриджи.

    На рынке имеются модели, которые производят комплексную очистку топлива от всех загрязнений. Они крупнее в размерах и состоят из нескольких камер имеющих все типы фильтров. Устанавливаются такие фильтры перед топливной аппаратурой сразу за баком.

    Выпускают и более дорогие марки фильтров, применяющие не только фильтрующие элементы, но и использующие механическую очистку топлива путём сепарации. В них имеется специальные шнек с нарезкой, который раскручивает топливо в фильтре и за счёт центробежной силы происходит отделение механической взвеси и капель воды. Дополнительно топливо проходит через фильтрующие элементы, а примеси осаждаются в отстойник. Эти фильтры разработаны специально для эксплуатации дизельного двигателя в тяжёлых условиях.

    При эксплуатации в зимних условиях парафины в топливе забивают топливную систему и нарушают работу двигателя, а при первом пуске он может вообще не завестись. Эту проблему решают двумя способами: первое – электрический, управляемый подогрев, с источником температуры, второе – использование для подогрева обратное тепло от ТНВД. Но одновременно с общим подогревом топлива необходимо нагревать и фильтр. Для этих целей используют специальные накладные согревающие элементы, но проще и дешевле приобрести фильтры со встроенной системой подогрева которая адаптирована производителем к электрической системе автомобиля.

    • Приобретайте фильтры известных производителей от проверенных продавцов и имеющих сертификат производителя.
    • Вовремя меняйте фильтр (10 -15 тысяч километров пробег) и сливайте воду из отстойника при его заполнении.
    • Лучше использовать более дорогие модели фильтров (фильтры сепараторы) они лучше очищают .
    • Правильно устанавливайте фильтры, учитывая их фильтрующие способности.

    Двигатель это сердце вашего автомобиля и как сердце человека оно не будет работать долго при закупоренных сосудах. Не доводите его до “ инфаркта” следите за ним, качественные и правильно эксплуатируемые фильтры это залог вашего успеха и безопасности.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: