Городской пассажирский электрический транспорт. Электрический Транспорт (Электротранспорт). Основные Виды. Контактная сеть, электроснабжение

Тема: какие бывают основные разновидности электрического транспорта.

Прежде чем начать тему электротранспорт, пожалуй, правильней было определится с самим понятием транспорта. В справочниках можно найти такое определение: Транспорт, это совокупность различных средств, основным предназначением которых является перемещение населения, различных грузов, информации с одного места в иное. Ну, а тот вид транспорта, который работает на энергии электричества, а в качестве привода использует электромотор (точнее сказать основан на тяге за счёт электричества), и будет рассматриваться в разделе.

Самым главным преимуществом электротранспорта, как Вы сами пожалуй знаете, это экологичность. Теперь перейдём непосредственно к общему рассмотрению всех тех наиболее распространенных видов электротранспорта, которое можно встретить. Для удобства давайте разделим их на некоторые категории. Это прежде всего городской электротранспорт, междугородний, индивидуальный и специализированный. Начнём давайте с городского, и он представлен всеми нами любимыми троллейбусами, трамваями и метро.

По поводу, от чего зависит наличие этих видов, так это, прежде всего от самого количества населения в самом этом городе. Метрополитен считается самым дорогим видом городского электротранспорта и поэтому его строят в тех городах, в которых население не меньше миллиона человек. Троллейбус и трамвай, как правило, пускают в городах стотысячниках, ну а в городах с меньшим населением обходятся автобусами и маршрутками. Вкратце рассмотрим их.

Троллейбус - это самый простой и широко-используемый вид пассажирского электротранспорта, его основная специфика заключается в движении по обычной проезжей части на определённом маршруте. Достаточно на пути следования прокинуть провода и установить на определённых участках тяговые подстанции и транспорт готов к использованию.

У троллейбуса относительно большая манёвренность и при необходимости он может объехать преграду на этой линии (в отличии от железнодорожного). К недостаткам относится относительно малая вмещаемость и потенциальная электроопасность при посадке и выходе пассажиров из-за плохой электросвязи с землёй, в том случае когда произойдет пробой на сам корпус троллейбуса.

Трамвай относится к железнодорожному транспорту. В отличие от предыдущего вида, у которого электропитание осуществляется от двух проводов находящихся сверху. У трамвая вторым контактом является само железнодорожное полотно. Это основное их отличие с электрической точки зрения по способу питания. В силу своих технологий, трамвай более долговечен в эксплуатации, чем троллейбус.

Метро по своему общему принципу работы, мало чем отличается от того же трамвая, но в отличие от него для питания использует третью рельсу. Она служит положительным проводом для состава (как и в трамвае, вторым контактом является сами пути) и проходит вдоль всего маршрута с боковой стороны основных рельс. Так же разница ещё и в самом напряжении питания, у троллейбуса и трамвая оно составляет 600в, а для состава метро средним, рабочим 825в, хотя и там и там оно плавает в зависимости от нагрузки.

Теперь переходим к категории межгородского транспорта и им является электропоезда на железной дороги. По сути, разница только в том, что они больше, мощнее и ходят на гораздо большие расстояния, в отличие от метро и трамвая. Способом питания у них является основной провод, идущий сверху и закреплённый на растяжках от столбов, а вторым полюсом, соответственно сами рельсы. И у железнодорожного транспорта, по всему пути следования, на определённых участках стоят тяговые подстанции, которые подпитывают линию. Напряжение питания составляет 1500в и 3000в. Это напряжение зависит от типа поезда и расстояния пути.

Теперь пришла очередь вспомнить различные индивидуальные виды электротранспорта что встречаются: это электромобили, электромотоциклы, электроскутера, электровелосипеды, электросамокаты и все похожее на это. К специализированному электротранспорту смело можно отнести все производственные электропогрущики, электрокары, электротягочи и прочие. Они в отличие от предыдущего транспорта питаются не от линии, идущей вдоль всего транспортного маршруша, а от внутреннего источника питания, то есть аккумулятора. Хотя в некоторых электромобилях устанавливается и солнечные батареи.

Это был общий обзор электротранспорта, который нам с Вами знаком и которым тем или иным видом постоянно пользуемся. Более подробно о каждом из низ мы, конечно, поговорим в других статьях, а пока на этом данная тема, электротранспорт, основные виды, исчерпана. До следующих статей.

P.S. Вся прелесть электротранспорта заключается в его эффективности и экологичности. И за ним будущее.

Электрический Транспорт (Электротранспорт).
Основные Виды.

Тема

Перед началом темы — «Электротранспорт Электрический Транспорт — Основные Виды, пожалуй, вначале стоит немного определиться с понятием транспорта. Транспорт — это совокупность различных средств, задачей которых является перемещение грузов, населения, информации с одного места в другое. А та разновидность транспорта, что функционирует от электроэнергии, а в качестве основного тягового привода применяет электрический мотор и будет рассматриваться в теме.

Основным достоинством электрического транспорта является экологичность. Давайте рассмотрим наиболее распространенные виды электротранспорта, что можно встретить в нашей жизни. Прежде всего, для удобства разделим электрический транспорт на определённые типы. Это, прежде всего, городской электротранспорт, индивидуальный, междугородний и специализированный. Начнём с городского. К нему относится троллейбусы, трамваи и метро.

Наличие того или иного вида электротранспорта зависит от количества населения в городе. К примеру, метрополитен относится к самому дорогому виду городского электрического транспорта и по этой причине его пускают в тех городах, где население не меньше миллиона человек. Трамвай и троллейбус, обычно, ездит в городах стотысячниках, ну, а города с меньшим населением обходятся маршрутками, такси и автобусами.

Троллейбус — является наиболее простым и применяемым видом пассажирского электрического транспорта. Его специфика заключается в передвижении по обычной проезжей части следующему по определённом маршруту. На пути движения монтируются токонесущие провода и ставят на определённых участках тяговые электроподстанции. Троллейбус готов к использованию. Троллейбус обладает относительно большой манёвренностью (при необходимости может объехать преграду на этой линии, в отличие от железнодорожного).

К недостаткам данной разновидности электротранспорта относится малая вмещаемость и потенциальная опасность (связанная с электричеством) при посадке и выходе пассажиров. Это из-за плохой электрической связи с землёй. В случае если появится электрический пробой на корпус троллейбуса, могут пострадать люди.

Трамвай относится к железнодорожному электрическому транспорту. В отличие от троллейбуса, у которого электрическое питание производилось от двух электропроводов находящихся сверху. У трамвая вторым электрическим контактом является железнодорожное полотно. Это основное их отличие с электрической точки зрения. Говоря о технологических моментах, трамвай более долговечен в эксплуатации, чем троллейбус.

Метро, в отличие от трамвая использует для питания третью рельсу. Она является положительным контактом для состава (вторым контактом является сами пути), что тянется вдоль всего следования состава с боковой стороны основных рельс. Еще имеется разница в самом напряжении электропитания, если у трамвая и троллейбуса оно составляет 600 вольт, то для состава метро средним, рабочим напряжением будет 825 вольт, хотя и там и там оно изменяется в зависимости от электрической нагрузки (зависящей от количества поездов).

Теперь что касается междугороднего транспорта. К нему относятся электропоезда на железной дороги. В общем, основная разница между вышеописанным электротранспортом заключается только в том, что они мощнее, больше и передвигаются на большие расстояния, в отличие от трамвая и метро. Электропитание у них осуществляется от основного провода, что находится сверху (закреплённый на растяжках, идущих от столбов), а вторым контактом, сами рельсы. У железнодорожного транспорта, по всему пути следования, на определённых участках также установлены тяговые электроподстанции, что питают всю линию. Напряжение электропитания составляет 1500 и 3000 вольт. Напряжение зависит от расстояния пути и типа электропоезда.

Пришла очередь перейти к индивидуальным видам электрического транспорта. Это конечно электромотоциклы, электроскутера, электромобили, электровелосипеды, электросамокаты и т.д. К специализированному электрическому транспорту можно отнести производственные электрокары, электропогрущики, электротягочи и т.д. Они питаются не от линии, а от внутреннего источника электропитания (аккумулятора). Хотя некоторые электромобили работают от солнечных батарей.

Городской наземный электрический транспорт включает трамвай, троллейбус и монорельсовый транспорт.

Транспорт каждой из классификационных групп имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества городского наземного электрического транспорта по сравнению с метрополитеном ггрежде всего в более простой системе инфраструктуры, оперативности прокладывания новых трамвайных путей и троллейбусных маршрутов, которая не идет ни в какое сравнение со строительством линий метрополитена. Это важно для обустройства новых микрорайонов городов и обеспечения их жителей необходимым общественным транспортом.

Существенную роль при сравнении рассматриваемых видов городского электрического транспорта играет экономический фактор. Затраты на введение в строй городского электрического наземного транспорта нс сопоставимы с колоссальными вложениями на прокладывание линий метрополитена и строительство станций.

Вместе с тем, сравнивая масштабы перевозок пассажиров транспортом обеих классификационных групп, следует отмстить приоритет метрополитена. Что касается качества и комфортности перевозок пассажиров, то и здесь налицо преимущества метрополитена. Прежде всего, речь идет о времени доставки пассажира в нужное место с учетом преодоления значительных расстояний. Кроме того для пассажира имеет значение выдерживание графиков подачи поездов и возможности расчета времени прибытия на станцию назначения, что весьма затруднительно при пользовании трамваем и троллейбусом. Обусловлено это изолированностью метрополитена от наземного транспорта, использование которого зависит от дорожной обстановки, нередко препятствующей ритмичной его работе. Еще один существенный момент заключается в том, что пассажир метрополитена имеет возможность менять маршрут движения и станцию назначения, не покидая его территорию, чего не скажешь о пассажире трамвая и троллейбуса.

Следует отмстить, что Законом о страховании введении термин «внеуличный транспорт», который нс применяется в транспортном законодательстве и, в частности, в УАТГНЭТ. В соответствии с п. 11 ст. 3 Закона внеуличный транспорт определен как пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров но изолированным от автомобильных дорог путям в пределах границ населенных пунктов, между близлежащими населенными пунктами или из населенных пунктов к объектам транспорта, торговли, промышленным объектам, объектам культуры, отдыха, спорта и подобным объектам.

При этом, как уже отмечалось, Закон причисляет к внеуличному транспорту метрополитен, легкое метро, внеуличный трамвай и монорельсовый транспорт. Введение в оборот понятия «внеуличный транспорт» дает основание классифицировать городской электрический транспорт в зависимости от использования при его эксплуатации улиц городов на две группы. Первую составляет уличный электрический транспорт, включающий трамваи и троллейбусы. Вторая группа представлена уже перечисленными видами внеуличного транспорта. Главное преимущество внеуличного транспорта состоит в том, что он эксплуатируется, как следует из его наименования, вне уличной среды. Следовательно, на него не влияют негативные факторы дорожного движения, такие как ограничения передвижения и существование вероятности дорожно-транспортных происшествий. Поскольку внеулич- ный транспорт осуществляет перевозки пассажиров вне автомобильных дорог, для него не существует проблемы обеспечения безопасности дорожного движении, регулированию которой посвящен Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»,"которая является актуальной для транспорта первой классификационной группы.

Монорельсовый транспорт как сравнительно новый вид транспорта начинает развиваться в первую очередь в Москве. Это вид вне- уличного транспорта, технологическая конструкция путей которого позволяет осуществлять движение подвижного состава по одному рельсу, пути которого не должны иметь пересечений с автомобильными дорогами, и линии которого должны быть оборудованы станциями (и. 15 ст. 3 Закона о страховании).

В приведенном определении отсутствует указание на то, что электропитание подвижного состава осуществляется через контактный рельс. Именно это обстоятельство является признаком принадлежности монорельсового транспорта к городскому электрическому транспорту. Однако в УАТГНЭТ по непонятным причинам монорельсовый транспорт вообще не упоминается. В настоящее время нормативную базу монорельсового транспорта составляют Правила пользования московской монорельсовой транспортной системой, утвержденные Постановлением Правительства Москвы № 974 - ПП от 21 октября 2008 г. В них указывается, что Московская монорельсовая транспортная система (ММТС) является транспортным предприятием, связанным с повышенной опасностью. Правила закрепляют структуру ММТС, включающую станции, межстанционные участки, площадки электроиод- станций, депо и вагоны электроподвижного состава. Основные положения Правил регулируют порядок оплаты пассажирами проезда в данном виде транспорта, а также условиям проезда и провоза багажа.

Как и в отношении монорельсового транспорта УАТГНЭТ не содержит указаний на внеуличный трамвай. Его определение дается в упомянутом Законе о страховании. Согласно п. 14 ст. 3 эго вид вне- уличного транспорта, пути которого на регулируемых перекрестках могут иметь пересечения с автомобильными дорогами, и линии которого оборудованы остановочными пунктами. Следует отметить, что приведенное определение нс в полной мерс соответствует понятию внеуличного транспорта, одним из видов которого является внеулич-

ный трамвай. Основной признак внсуличного транспорта - осуществление перевозок пассажиров но изолированным от автомобильных дорог путям. Пересечение же путей внсуличного трамвая на регулируемых перекрестках с автомобильными дорогами нарушает действие указанного признака внсуличного транспорта.

Необходимо иметь в виду, что роль внсуличного транспорта в решении остро социальных вопросов, связанных с перевозками пассажиров в мегаполисах, становится все более значимой. Взят курс на более широкое его использование в ближайшей перспективе. Однако его нормативная база нс соответствует целям и задачам транспортного законодательства. Это касается нс только монорельсового транспорта, но, что особенно важно с учетом масштабов перевозок пассажиров, также метрополитена. Вопросы регулирования перевозок пассажиров метрополитеном рассматриваются в следующем параграфе.

  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.).

Передвижение в городе только пешком невозможно, люди обязательно пользуются общественным или личным транспортом. Он представлен в нескольких видах. Пассажирам важно знать, куда на чем проще добраться, когда ждать автобус или трамвай. Неосведомленность, путаница могут стать причиной опозданий, а незнание того, как вести себя в салоне, приведут к конфликтной ситуации и даже штрафу.

О том, что такое городской наземный транспорт, как им воспользоваться, читайте в статье.

Читайте в этой статье

Основные определения городского наземного транспорта

В небольших населенных пунктах муниципальный транспорт представлен разве что автобусами. В крупных городах, миллионниках существует несколько его видов.

Автомобильный

Городской автомобильный и наземный электрический транспорт – самые
распространенные. В первую категорию входят автобусы с числом мест для пассажиров от 8, микроавтобусы, но также и автомобили, предназначенные для перемещения грузов, легковые такси.

Автотранспорт используют не только для перевозки людей по определенным маршрутам или по указанному клиентом адресу. Он может служить вспомогательным звеном, без участия которого нереальна работа строительной отрасли, торговли, медицины, железной дороги или авиации.

Автотранспорт требует разветвленной инфраструктуры. В нее входят не только элементы, необходимые обслуживания техники (СТО, АЗС, гаражные боксы), но и дороги со знаками, разметкой, остановками. Не менее важно определить маршруты городского автотранспорта таким образом, чтобы они охватывали разные районы населенного пункта.

Электрический

Перевозки городским наземным электрическим транспортом означают в большинстве случаев использование троллейбусов. Этот вид ТС работает с помощью электрического привода, управляется водителем.

Как и автомобилям, ему достаточно асфальтового покрытия дороги. Но в дополнение к ней обязательна электрическая подстанция с силовой линией (проводами с током, за которые цепляются «усы» машины). Это делает троллейбусы менее распространенными и проходимыми, чем автотранспорт. Поэтому их используют для пассажирских перевозок.

Преимуществом троллейбусов является высокая экобезопасность, а также удобство для людей. В салоне обычно умещается не так много пассажиров, как в автобусе. Остановки для троллейбусов и автотранспорта могут быть общими.

В категорию машин, управляющихся с помощью электричества, входят и трамваи. Помимо силовой линии для их передвижения необходимо рельсовое полотно. Прокладка того и другого возможна не в любой части города, поэтому трамваи обычно функционируют в более ограниченном режиме, чем автобусы и троллейбусы.

Пассажирский

Наземный городской пассажирский транспорт включает в себя:

Все они следуют по определенным линиям, с остановками в отведенных местах. Лишь маршрутные такси могут высаживать пассажиров там, где людям удобно. Но при этом водитель не должен нарушать правила.

Некоторые дорожные символы не имеют отношения к общественному транспорту, а касаются только всех прочих ТС. Но в городских автобусах, троллейбусах, трамваях для пассажиров существуют особые правила поведения.

Специальный

Наземный городской специальный транспорт предназначен для решения задач по обеспечению жизненных потребностей населенного пункта, безопасности его жителей. Это машины:

  • полиции;
  • скорой медицинской помощи;
  • коммунальных служб;
  • почты;

Все они входят в категорию автомобильного транспорта. Каждую спецмашину отличают особые внешние обозначения (цвет, графические изображения). А если она спешит по экстренной надобности, должны использоваться световые приспособления и звуковые сигналы. В такой ситуации спецмашинам не обязательно соблюдать некоторые ПДД. Все остальные авто должны уступать им дорогу.

Устав автомобильного и городского наземного транспорта

Городская техника, занимающаяся перевозками людей и грузов, функционирует по правилам и условиям, которые определены федеральным законом. Это «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта». Он регламентирует:

  • требования к ТС в зависимости от предназначения;
  • договора на услуги (доставка груза, перевозка пассажиров, багажа, регулярные и по заказам);
  • права и обязанности пассажиров, водителей;
  • ответственность всех участников поездки, организаторов и исполнителей;
  • способы и сроки разрешения споров между ними.

Организация и выбор маршрута

Маршруты городского наземного транспорта устанавливаются соответствующим муниципальным учреждением, входящим в структуру местных органов управления. Каждый из них нумеруется. Число, обозначающее маршрут, крепится на автобус, троллейбус или трамвай. На пути следования через определенные отрезки располагаются остановки. Каждую объявляют в салоне водитель, кондуктор, или включается голосовая запись.

Расписание городского наземного транспорта

Общественные автобусы и троллейбусы ходят через определенные промежутки времени. Расписание городского наземного транспорта составляется так, чтобы людям не приходилось долго ждать его. В часы пик, то есть утром и в конце рабочего дня, количество машин на маршруте может увеличиться. Из гаража их отправляют, например, не один раз в час, а каждые 20 минут.

Режим движения ТС по конкретному маршруту, если последний пересекается с небольшим количеством других, можно видеть на остановках. Но это чаще бывает в маленьких городах. В мегаполисах на сайтах муниципальной транспортной организации можно узнать расписание наземного автобусов и троллейбусов. Подобное есть в Мосгортрансе, на порталах аналогичных учреждений Санкт-Петербурга, Омска, Краснодара и других областных центров.

Правила пользования

Правила пользования наземным городским транспортом утверждаются в каждом регионе, но в требованиях много общего:

  • Водители отвечают за безопасность пассажиров. Они обязаны реагировать на сигналы о забытых предметах в салоне, задымлении и т.п. Отправлять ТС можно только при закрытых дверях, билеты продавать на остановках. При необходимости принять или высадить людей следует сначала прекратить движение, лишь потом открывать входы и выходы.
  • Пассажиры должны оплачивать проезд и возможность везти багаж. Дети до 7 лет едут бесплатно. За провоз коляски для младенца, санок, ручной клади размером до 120 см, пары лыж, велосипеда тоже не нужно отдавать деньги. Проездные, любые документы, на основании которых человек едет, нужно предъявлять контролеру. Пассажирам нельзя пить и курить в салоне, портить транспорт, ездить на подножках, провозить животных без переноски.
  • Рекомендуем прочитать о . Из статьи вы узнаете о том, что регламентирует Венская Конвенция о дорожном движении и странах, в нее входящих, нюансах Международной конвенции о дорожном движении с изменениями.

    А подробнее о том, как действует «Устав автомобильного транспорта».

    Городской наземный транспорт – большое удобство. Но только если пассажиры умеют им пользоваться. А сотрудники транспортной организации делают все для их комфорта и безопасности.

    Полезное видео

    Смотрите в этом видео о наземном городском транспорте:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: