Занятие по обучению грамоте «Звуки,. Звуки М, М'. Буква М. план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему Конспект занятия по развитию речи буква м

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м» .

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

I . Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет грибы.

1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:

Гном, дом, альбом.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».

II . Основная часть

2. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.

– А какие еще звуки вы уже знаете?

– Какие они?

– Почему их называют гласными?

Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.

3. «Определи место звука в слове»

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

Дом, малина, мак, гном, муха.

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы» :

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Знакомство с буквой «М»

Работа в тетрадях Коноваленко.

– Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

– Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

6. Упражнение «Сосчитай и назови»

– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

ИМ АМ УМ

– Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

7. Упражнение «Сложи из кубиков»

– Я предлагаю вам собрать из кубиков слоги: АМ, УМ, ИМ.

8. Чтение слогов в тетрадях.

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

9. Игра «Один – много»

Гриб – грибы, лисичка – лисички

Мухомор – мухоморы, опенок – опята,

Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.

10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «М».

11. Игра «Четвертый лишний»

– Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.

Мухомор, опенок, лисичка, боровик;

Подосиновик, трава, подберезовик, масленок;

Лисичка, малина, поганка, волнушка.

12. Выкладывание буквы «М» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

13. Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

Какой это звук?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Цель занятия: изучаем букву М, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой М, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву М по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Спросите: Как мычит корова? (My!..)
Скажи, как я: МММУ. Какой звук ты произнес первым?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Мышка Морковь Медведь Муравей

МЫШКА, МОРКОВЬ - скажи, как я. Какой первый звук в этих словах?

Когда мы произносим звук [м], губы сначала смыкаются, потом размыкаются.

Произнеси: МММ.

Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [м]. Запомни, пожалуйста: если ты произносишь звук, а губы, зубы или язык мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук - согласный. Одни, согласные звуки произносятся с голосом, другие - без голоса.

Если ребенок затрудняется с определением участия голоса при произнесении согласных звуков, здесь и в дальнейшем ребенку предлагается приложить ладонь к своей гортани. При участии голоса в произнесении звука ребенок будет ощущать вибрацию гортани («горлышко дрожит»). Это наблюдается при произнесении звонких согласных звуков.

Кто больше?

  1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [М] и заканчивается [А]. (Ответ: малина)
  2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [М]. (Мак, ромашка, мальва, маргаритки)
  3. Перечислите продукты, в названии которых есть [М, М’]. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мандарины, мука.)

Задание: печатная буква М для дошкольников

  • Рассмотри букву М. На что она похожа?
  • Сложи из пальцев букву М.
  • Напиши букву М в воздухе.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь).

Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей.
Жить не может… (муравей).

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло).

Каждый тут в лесу талант -
И певец, и … (музыкант).

Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку… (мячик).

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? … (май.)

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой… (мыли).

Под тяжелой ношей -
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка.
Кто же это? … (мышка.)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? … (мел.)

Загадки для детей на букву М

Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»
(Маяк)

Над рекой, поперек.
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине.
Он ходить позволил мне.
(Мост)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе дом строит.
(Муравьи)

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)

Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет.
Тогда перестанет.
(Муха)

Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(Метро)

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)

Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышь)

Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)

Жидко, а не вода.
Бело, а не снег.
(Молоко)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)

Рогатый, а не бодается.
(Месяц)

Пословицы и поговорки на букву М

Мир строит, а война разрушает.

Кто сеет мир, пожнет счастье.

Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

Москва - всем городам мать.

Мало хотеть, надо уметь.

Сказка про букву М

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час мы твердим упрямо:
Нет на свете никого лучше нашей…

Малины! - заорал Миша.
- Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!

Что ты, что ты! - испугался мышонок.
- Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…

Айболит! - заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей - лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! - важно ответил мышонок Мыша…

Веселые стихи про букву М для детей

Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу!
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто,
- Посидим и в тишине…
(Е. Благинина)

Запутались
- Смотрите - буква!.. Вот те на:
Не в книжке - на дорожке!
Как называется она.
Похожая на рожки?
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза…
Коза - прикинула в уме,
Сказала: - Это буква «ме».
Бык возразил: - Не «ме», а «му»,
Я лучше знаю, что к чему! -
А пес воскликнул:
- Полно вам, не спорьте, это буква «ам»!
- Нет, «му»!
- Нет, «ме»!
- Нет, «ам»!
Ам! Ам!..
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву М…
(А. Шибаев)

Мы таблицы умноженья
Взяли и попрятали
Дайте нам для ускоренья
Микрокалькуляторы!
(Е. Григорьева)

Мама, бабушка, сестра -
Все нарядные с утра.
Принимают поздравленья.
Хоть у них не день рожденья.
Каждой праздничный подарок
И букет - он очень ярок.
А еще сюрприз их ждет -
Испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду,
Навели порядок всюду.
Мы забыли слово лень.
Вот что значит женский день!
А сестра спросила нас:
- Это будет каждый раз?
(В. Нестеренко)

Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «Мама».
(Я. Аким)

Маяк
…Вечером, а также к ночи плавать в море трудно очень…
Капитану так обидно - даже берега не видно.
Вдруг - обрадован моряк: загорается МАЯК.
В самой темени как раз показался красный глаз.
Поморгал - и снова нет, и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо - все суда заплывайте вот сюда…
Всем показывает свет - здесь опасно или нет.
(В. Маяковский)

Медвежонок Мишка в улей влез,
И вот - с лапы каплет сладкий мёд!
Я над ним смеяться начал:
«Медвежонок насвинячил!»
- Что за шутки! - тот ответил.
- Я - медведь!
Я - намедведил!
(М. Яснов)

Март месяц, а метель, мороз…
Купили маме мы мимоз!
(Е. Благинина)

Бедный Мишка заболел
- Мишка много меду ел.
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!»
Мишка стонет.
Слезы льет -
У него болит живот.
Непослушный Жадный Мишка
Съел лесной малины Лишка.
(Ф. Бобылев)

То вниз, то вверх бежит перо,
Рисуя букву М,
Как бы спускаешься в метро
И вверх идешь затем.
На гладкий мрамор и гранит
Ложится мягкий свет.
Сама тут лестница бежит -
И все конца ей нет.
(С. Маршак)

Мячик
Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной.
Этот мячик очень мил:
Стекол он еще не бил.
(Г. Виеру)

Медвежий марш и вальс медвежий!
С гармошкой мишка на манеже.
Медведица с медведем пляшет.
Им медвежонок лапой машет.
(В. Берестов) Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - Спросила мышка.
- Что ты!
Ты еще малышка.
(Г. Сатир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Компанеец Олеся
Занятие по обучению грамоте «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Тема : Звуки М , Мь. Буква М .

Цели : Познакомить детей со звуками М , Мь, с буквой М .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Умение детей характеризовать звуки М , Мь

Закрепление знаний детей о домашних животных и их детенышах;

Коррекционно-развивающие :

Развитие у детей фонематического слуха и восприятия

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

Расширение и уточнение активного словаря

Коррекционно-воспитательная :

Воспитание у детей самоконтроля за речью

Оборудование : альбомы по обучению грамоте ; карандаши; наборы для составления схем; плакат с изображением домашних животных; картинки в названии которых присутствует звук М , Мь; счетные палочки; игрушка мишка с рюкзаком за спиной и мармеладом.

Ход занятия:

1 Организационный момент

Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость , но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку :

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь …. (медведь)

Наш медведь пришел поучиться у вас писать, читать, т. к. он тоже на следующий год пойдет в школу.

2 Закрепление пройденного материала :

Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим , пишем, читаем).

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИЫО – они какие? (гласные) ; ПТКХ (согласные) . Чем отличаются согласный звук от гласного ? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

Игра «Угадай звук по артикуляции » - У А О И Ы

3 Сообщение темы занятия

У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их :

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый ….(мячик)

Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове .

Машина - М, мячик – Мь. Вот именно с этими звуками мы познакомимся . Это имена старшего и младшего брата, а их фамилия ЭМ. При произнесении этих звуков воздух выходит свободно или встречается с преградой? (с преградой, нам мешают губы) . Значит этот звук согласный , может быть твердым (синим) и мягким (зеленым) . А еще согласные звуки могут звонкими и глухими, проверьте и подскажите нам, какой это звук ? (звонкий) .

4 Связь буквы и звуков :

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М .

Посчитайте сколько элементов в этой букве ? (4)

Выкладывание буквы из счетных палочек :

И есть ещё одно стихотворение про эту букву , встаньте в пары, держась за руки, лицом вперед.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

У вас на столах лежат три веселых человечка, вам нужно выложить при помощи их слоги : МЫ – мы-мы-мы в реке плавают сомы, МО- мо-мо-мо – Маша ела эскимо, МИ – ми-ми-ми машет птица крыльями.

Приготовьтесь к работе в альбомах, не забывайте, о правильной осанке.

5 Работа в альбомах по обучению грамоте О . С. Гомзяк

Открываем альбомы на стр. 22. К вам в гости на страничку пришли Маша и Миша у них день рождения им нужно подарить подарки возьмите синий и зеленый карандаши, к Маше мы будем проводить дорожки к подаркам синим карандашом, а к Мише зеленым карандашом.

6 Физминутка

Мы походим на носках,

А затем на пятках

Мы походим как ребята,

И как мишка-косолапый.

7 Игра на развитие фонематического слуха «Твердый, мягкий»

У вас на столах сигнальные карточки, я буду называть слова, если вы услышите мягкий звук вы поднимите зеленого человечка, твердый - синего человечка.

М- машины, кормушка, дым, сумки, самолет, муравьи

Мь – мел, помидор, кометы, мельница.

8 Звуко- буквенный анализ :

Ребята скажите, какое самое любимое слово для всех детей и людей в мире? МАМА

В этом слове сколько слогов, звуков М А М А пропечатаем это слово при помощи двух карандашей синего (согласный звук ) и красного (гласный звук ) .

Пальчиковая гимнастика :

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

За ней козленочек бежит,

Колокольчиком звенит.

Ведь не только у людей есть мамы, мамы есть и у животных посмотрите на плакат, перечислите детеныша и назовите его маму. Проводите в своих альбомах маму к своему детенышу.

9 Итог занятия :

С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам .

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились. Ой, мне кажется мишутка пошевелился, он наверно очень доволен вами и что-то приготовил для вас, подойди сюда Миша посмотри, что лежит у мишке в рюкзаке. (мармелад) . Спасибо Мишутка, какая же все таки вкусная и сладкая буква М , ребятки, попробуют твой мармелад!

Цель: создание условий для закрепления знаний детей о звуках М и Мь, букве М.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей характеризовать звуки [м] , [м’] с опорой на различные виды контроля
  • закрепить знания детей по теме «Овощи и фрукты»

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов
  • развивать у детей фонематический слух и восприятие
  • развивать общую и мелкую моторику и артикуляционную моторику
  • расширять и уточнять словарь
  • развивать мимическую мускулатуру лица

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать чувства сочувствие и взаимопомощи, интерес к деятельности.

Оборудование и материалы: -проектор, компьютер, мультимедийная презентация «Маша и медведь Миша» ; -квадраты синего и зеленого цвета, картинки со звуком М, картинки овощей и фруктов, предметные картинки (мёд, мандарин, малина, молоко, мороженое, морковь) ; - кассы букв, фишки синего, красного, зеленого цвета для индивидуальной работы; - картинки «Дерево» и «Грядка»

Орг. Момент.

Звучит фонограмма пьесы «Октябрь» П. Чайковского из цикла «Времена года» . Дети входят в зал

Логопед: Дети, отгадайте, о каком времени года я скажу:

У избы помоет крышу

Отведет в берлогу Мишу.

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит.

Мы её тихонько спросим:

«Кто ты?» - и услышим … (Осень)

Логопед: Ребята. Нас сегодня пригласили в гости Маша и медведь Миша. Медведь не лег ещё в спячку. Сегодня он покажет какой урожай у него уродился.

(Показ медведя Мишу и девочку Машу) . Отправляемся.

Выполняем упражнения

1. Общее расслабление.

Приходите в огород Шаги на месте

Посмотреть, как все растет, Руки поднимать вверх

Все растет, все цветет Потряхивание руками

Никому не тесно. Руки разведены в стороны

Приходите в огород! Толчкообразные движения

Очень интересно Наклон вперёд

2. Развитие общей моторики «Урожай»

В огород пойдём,

Урожай соберём Шаги на месте.

Мы морковки натаскаем «Таскают» ..

И картошки накопаем. «Копают» ..

Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный! «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный! (Нищева) . Показывают круг руками три раза

3. Развитие мелкой моторики.

Покажем какие овощи выросли.

У Лариски –

Две редиски.

У Алёшки –

Две картошки.

У Серёжки сорванца –

Два зелёных огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да ещё у Петьки –

Две хвостатых редьки. По очереди разгибают пальчики из кулачков,.

начиная с большого на обеих руках

4. Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.

5. Развитие мимических мышц.

Выполнение действий по тексту.

Как хорошо, когда ты улыбаешься,

Как хорошо, когда ты удивляешься,

Но как же нам не весело,

Когда ты сердишься и огорчаешься.

6. Развитие артикуляционной моторики.

Для челюсти: сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот;

Для губ: «почмокать» губами; «пошлёпать» губами;

Для языка: удерживать язык у нижних зубов под счёт от 1 до 5;

покусывать язык зубками.

Для щёк: помидоры толстячки, огурцы худышки.

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

Логопед: -Маша и Миша играли. И заблудились. Они стали звать друг друга

Рука на диафрагме.

Логопед: Вот они и нашли друг друга.

8. Загадывание загадок, звуковой анализ отгадок

Миша и Маша приготовили угощение. Нам нужно отгадать загадки, чтобы узнать, чем нас хотят угостить.

В корзине лежат картинки-отгадки. Если правильно отгадаем, то на экране появятся эти картинки.

Загадаю вам загадку.

Вкусный он и очень сладкий.

Быть здоровым помогает,

Его пчелы собирают… (Мёд)

Апельсину он братишка,

Но поменьше фрукт-малышка.

Тоже делится на дольки.

Но они поменьше только. (мандарин) .

Раскудрявая коса

И блестит на ней роса!

Чья коса лежит на грядке?

Где оранжевые пятки?

В землю спрятала плутовка,

Витаминная... (морковка)

Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (Молоко)

Медведи так любят её,

И не диво:

Душистая, сладкая

Очень красивая. (Малина)

Очень любят дети

Холодок в пакете.

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое)

Посмотри, какой хороший!

Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок -

Он в лесу не новичок!

(Мухомор)

Логопед: Ребята. Мухомор мы есть не будем. Он ядовит. Мухомором лечатся некоторые дикие животные.

Посмотрите на картинки-угощения. Это малина, молоко, мандарин, мороженое, морковь, мёд.

Логопед достает картинки от Маши (картинки, в названии которых звук М твердый) , затем картинки от Мишки (с мягким звуком М) . Дети называют изображенные на них предметы. Логопед проговариваются слова с утрированно произнесенными изучаемыми звуками.

Логопед: Ребята, вы называли разные картинки. Какие звуки вы слышали чаще всего? Правильно, мы слышим “звуки М и МЬ”.

(Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами)

Логопед: Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

Логопед: Звук М какой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются)

Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета) в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются)

Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?» . Поднимите синий кружок, если услышите в слове звук [м] , зеленый- если в слове есть звук [мь] : мяч, мышь, малина, домик, муха, медведь, машина, дом, семья, дым.

Звуковой анализ слогов МЫ и МИ при помощи фишек.

Мы-кладем фишки синего и красного цвета. Ми-фишки-зелёного и красного цвета.

9. Чистоговорки на дифференциацию звуков

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчел.

10. «Скажи наоборот»

Ма-Ма-Ма-----Мя-Мя-Мя

Мо-Мо-Мо----Мё-Мё-Мё

Му-Му-Му---Мю-Мю-Мю

Мы-Мы-Мы---Ми-Ми-Ми

11. Физкультминутка.

Логопед: Ребята, поиграем с Мишей

Мишка по лесу гулял, (идем вперевалочку)

Мишка ягоды искал.

Вот так, вот так (ставим одну руку на бочок – это «корзинка» )

Мишка ягодки искал.

Сладку ягодку малинку

Положили всю в корзинку

Вот так, вот так. (собираем ягоды и складываем в «корзинку» )

Положил всю в корзинку.

Как малинкой угостились,

Все на травке развалились.

Вот так, вот так (гладим себя по животику)

Все на травке развалились.

А потом Мишка плясал

Лапки кверху поднимали

Вот так, вот так. (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)

12. Знакомство с буквой.

Логопед показывает букву «М» .

Логопед:

Взялись за руки друзья.

И сказали: «Ты да я – это мы!»

А между тем

Получилась буква М.

Логопед: Пропишем букву М в воздухе.

Выложите букву из счетных палочек.

Логопед: Молодцу, ребята.

13. «Буквы спрятались» - профилактика дисграфии.

Логопед: Посмотрите на листок с буквами. Медведь и Маша не могут найти среди букв букву М. Поможем им.

Найдите букву, которой обозначаются звуки [м] , [мь] . Закрасьте ее.

14. Упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи. «Где что растет?»

Логопед: Ребята. Осенью уродился богатый урожай у Миши. Маша и Миша просят нас определить-что растет на грядке, что на дереве.

Фрукты мы положим к «дереву» . Овощи мы положим на картинку с «грядкой» .

(Дети распределяют картинки)

Логопед: Молодцы. Маша и Миша благодарят вас за помощь.

Итог занятия.

С какими звуками сегодня познакомились? (с М-МЬ)

Что было трудным для вас? (Загадки, …)

Что еще нового узнали? (Звуки ми мь. Познакомились с буквой М)

Спасибо всем. А теперь мы прощаемся с Машей и Мишей. Они нам приготовили подарки. - (Яблоки, которые выросли у них в саду,)

Мы возвращаемся в наш детский сад. Ребята. Вам понравилось играть?

Использованная литература:

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ, 2017 г.
  2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

Иванова Фарида Фануровна
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М»

Тема : Звуки [М] , [М"] и буквы М , м.

Цели : уточнение знаний о звуках [М] , [М"]; упражнять детей в выделении звуков [М] , [М"] в словах и определении позиций звуков в словах ; знакомство с буквами М , м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование : игрушки Филя и Каркуша, цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм , карточка с буквой , домики для букв , слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв ; на столе у каждого комплект : зеркало, сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа , счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.

Ход занятия:

I Организационный момент :

В : Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости . Кто это?

Филя и Каркуша.

В : Откуда они к нам пришли?

Из передачи «Спокойной ночи малыши»

В : Каркуша и Филя очень хотят сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?

В : Тогда, проходите, занимайте свои места. И вы гости присаживайтесь. И мы начинаем наше занятие .

II. Повторение изученного материала :

В : Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ?

+ Звуки мы слышим , произносим, но не видим, а буквы мы видим , пишем, читаем.

В : С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, Э, И.

В : Они какие?

Гласные.

В : Как они произносятся?

В : Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит ?

Из гласных.

В : Сколько их?

В : Подберите короткие слова для этой схемы.

Ау! Уа! Иа!

III. Усвоение нового материала :

1) Введение в тему.

К.: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

К.: Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. /машина/

(показывается машина – игрушка)

К.: Прыг – скок, прыг – скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш весёлый …

В : Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.

Машина, мяч.

В : Назовите первые звуки этих слов . Мммашина.

В : Мммяч.

В : Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2) Уточнение артикуляции звука .

В : Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .

В : А теперь звук [М"] (хором, индивидуально)

В : Что происходит с нашими губами?

Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

В : Да, а воздух выходит свободно?

В : Что ему мешает?

3) Характеристика звуков .

В : А как называются звуки , при произнесении которых нам что-либо мешает?

Согласными.

В : Значит, звуки [М] и [М"] какие ?

Согласные.

В : А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие . Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М"] . … Чувствуете как звенит голос?

В : Значит звуки [М] и [М"] какие ?

Звонкие.

В : Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем?

В : А мягкие?

Зеленым.

В : Вот посмотрите на наших помощниц Неваляшек. У синей Неваляшки что лежит в кармашке?

Рисунок с машиной.

В : Какой первый звук в этом слове ?

В : А так как машина у синей Неваляшки значит звук [М] какой ?

Твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.

В : А у зеленой Неваляшки, что нарисовано на кармашке?

В : Какой первый звук ?

В : Он какой твердый или мягкий?

Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.

В : Итак, давайте подведём итог. Звуки , [М] и [М"] какие?

Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.

4) Игры на развитие фонематического слуха

Ф : А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»

Ф : У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синя. Я буду называть слова на новые звуки , если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.

Ф : Мак, мороз, метла, мёд, молоко. (показываю рисунки)

К : А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуками М или М .

Морковь, помидор.

К : Назовите фрукты и ягоды с этими звуками .

Смородина, мандарин, малина, лимон.

К : А теперь назовите весенние месяца со звуком М .

Март, май.

В : А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет

В : Вы должны определить место звука в слове , в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.

(дети берут карточки и цветные квадратики)

В : Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки) .

5) Физкультурная минутка.

В : А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)

Девочки и мальчики То по кругу побегут,

Прыгают как мячики. То присядут, отдохнут.

Ручками хлопают, И давай опять скакать.

Ножками топают. Ну никак их не унять!

6) Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной) .

В : Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М . Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?

+ Буква .

В : В : Да, нам нужна буква , которая обозначает эти звуки . Вот она.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем :

Получилась буква М .

В : Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?

В : Сколько в ней элементов?

В : Сложите её из палочек.

В : А теперь давайте напишем эту букву в воздухе .

В : А ещё нам нужно поселить эту букву в её квартиру . Скажите, в каком домике она будет жить?

С синей крышей.

В : Правильно, потому что это согласная буква – она обозначает два согласных звука . И так как они звонкие то квартира будет с левой стороны, во втором подъезде на третьем этаже. (селим букву )

В : А теперь откройте тетради и сделайте то же самое у себя. Сначала закрашиваем крышу дома, а затем вписываем букву в её квартиру .

+ (следить за осанкой, и правильностью выполнения задания, поощрения)

В : Обратите внимание на то, что в этой квартире будут жить два звука , которые обозначаются одной буквой .

7) Чтение слогов по слоговой таблице.

Ф : Ребята, а давайте почитаем слоги с новой буквой .

(индивидуально, хором)

IV. Работа в тетради.

В : А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика)

В : Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М . (показываю на доске) А теперь пишем по одной строчке заглавной и прописной буквы М .

V. Звуко – буквенный анализ .

В : ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

В : Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.

(составление схемы слова, её подписывание буквами из кассы букв (у доски)

В : А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

VI. Итог. Обобщение.

Ф : Молодцы ребята, большое вам всем спасибо. Нам у вас очень понравилось. Но нам пора прощаться с вами и спешить на съемку новой передачи «Спокойной ночи малыши» . И мы обязательно к вам ещё не раз придём. До свидания!

В : Вот наше занятие подошло к концу , скажите с какими звуками мы познакомились ?

Они какие?

В : Какой буквой эти звуки обозначаются ?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: