Высшее государственное учреждение петре 1. Государственные учреждения в XVIII в. Как представляется образование в петровскую эпоху

ВВЕДЕНИЕ

Русская журналистика прошла в своем развитии три столетия. За­родившись как явление политической жизни в виде правительствен­ных «Ведомостей», на протяжении всего XVIII и первой половины XIX в. она являлась частью литературного процесса, выполняя в об­ществе просветительскую, воспитательную и политическую роль.

В связи с отсутствием в России других институтов социальной жизни журналистика в форме литературной полемики, критики и публицистики уже в середине XIX в. превратилась в общественную трибуну, способную влиять не только на литературные, но и на политические мнения.

Постепенно обособляясь от литературы и приобретая собствен­ные черты развития, во второй половине XIX в. журналистика стано­вится самостоятельной общественно-литературной деятельностью, связанной с формированием общественного мнения. В это же время происходит становление журналистики как профессии, осознание ее роли в жизни общества, что вызвано профессионализацией журна­листского труда, коммерческим подходом к организации журнального дела. Отношение к журналистике как к товару, впервые проявившееся в XV1I1 в. в издательской деятельности Н. И. Новикова, утверждается в 1830-е годы в журналистской практике Ф. В. Булгарина, О. И. Сенков-ского и становится необходимым условием успешной издательской деятельности в последующие десятилетия. Коммерциализация жур­налистики породила полемику о несовместимости «торговых» отно­шений с высокими литературными и нравственными нормами жур­налистики, необходимость выработки в журналистике этических норм. Рост массового «среднего» читателя во второй половине XIX в. стимулировал типологическое развитие «большой» и «малой» прес­сы, ее ориентацию на потребности читателя, изучение читательской аудитории.



Возникновение периодики, несшей черты массовой культуры, на протяжении вceго XIX в. сопровождалось сохранением традиции из­дания «толстых» общественно-литературных журналов, стремивших­ся развивать литературно-эстетические вкусы читателя, обсуждать значимые проблемы культуры, истории и общественной жизни, со­циально и духовно воспитывать своих современников.

Своеобразие становления журналистики в разные исторические периоды связано с характером государственною правления и соот­ветственно отношением власти к прессе, что проявлялось в цензур-нон политике. При этом, однако, ограничение практической свобо­ды журналистов в России стимулировало рос г духовной свободы. Это находило отражение в выработке условного «эзопова» языка, системы иносказательной речи, которая устанавливала особую, доверительную связь между изданиями и читателями. Кроме того, усиление цензурного гнета вызвало появление бесцензурной печа­ти как в России, так и за ее пределами. Издания, вышедшие в сере­дине XIX в. за границей в Вольной русской типографии А. И. Герце­на, положили начало создания системы независимой русской прессы в эмиграции. Эмигрантская журналистика, развиваясь в тра­дициях российской прессы, испытывая на себе влияние европей­ской журналистики, отразила новые типологические черты, про­явившиеся в жанровом своеобразии, структуре, оформлении, читательском адресате издания.

Первые два века развития русской периодической печати заложи­ли основу системы изданий в провинции, которая к концу XIX столе­тия была представлена разнообразными по типологии и направле­нию официальными и частными изданиями.

На протяжении всего периода существования отечественной прес­сы предпринимались попытки осмыслить, систематизировать, вос­создать ее историю. Свой вклад в формирование историко-теоре-тических представлений о журналистике внесли М. В. Ломоносов,

A. С. Пушкин, Н. А. Полевой, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, М. Н. Катков и многие другие писатели, редакторы, издатели, создававшие в России периодическую печать, участвовавшие в ней и пытавшиеся опреде­лить ее место и роль в жизни общества. Собирание и описание пе­риодических изданий, которое в течение XIX в. вели библиографы

B. С. Сопиков, В. Г. Анастасевич, А. Н. Неустроев и другие, заверши­лось выходом фундаментального труда Н. М. Лисовского «Библио­графия русской периодической печати. 1703-1900» (Пг., 1915). Значи­тельное место в дореволюционных исследованиях по истории литературы и журналистики принадлежит цензуре, о которой писали А. М. Скабичевский, К. К. Арсеньев, А. Котович, М. К. Лемкс, В. Розенберг и В. Якушкин.

Изучение истории отечественной журналистики в советский нери-оч приобрело системный характер. Наряду с исследованиями, посвя­щенными отдельным изданиям и персоналиям, появляются работы обобщающего характера В. Е. Евгеньева-Максимова, П. Н. Беркова, А. В. Западова, В. Г. Березиной, Б. И. Есина. Вышедшие в Ленинград­ском университете «Очерки но истории русской журналистики и кри­тики» в двух томах (Л., 1950; 1965) заложили фундаментальную осно­ву для разработки университетского курса по истории русской журналистики, который стал неотъемлемой частью профессиональ­ного журналистского образования.

Первый учебник «История русской журналистики XV11I-X1X веков», подготовленный в начале 1960-х годов В. Г. Березиной, А. Г. Дементье­вым, Б. И. Есиным, А. В. Заиадовым и Н. М. Сикорским (под редакци­ей проф. А. В. Западова), выдержал три издания (последнее, третье, вышло в 1973 г.) и до сих пор остается единственным учебником, наи­более полно представляющим историю российской прессы данного периода. Однако он в значительной степени устарел в.методологи­ческом отношении, что отразилось в односторонности подхода к ос­вещению истории отечественной журналистики с точки зрения ле­нинской периодизации освободительного движения в России. Преимущественное внимание к революционно-демократической пе­чати сказалось на неполноте и необъективности освещения либераль­ных и консервативных изданий, представляющих значительный про­фессиональный интерес.

Необходимость создания нового учебника обусловлена требова­ниями времени. Изменившиеся социально-политические и экономи­ческие условия развития нашей страны предопределили новые мето­дологические и методические подходы в изучении отечественной истории, втом числе и прошлого российской прессы. При создании этого учебника авторы опирались на исследования своих предше­ственников, остающиеся авторитетными источниками изучения рус­ской журналистики, сохраняющими значительную историко-науч-ную ценность. В то же время авторы стремились избежать догматического подхода, идеологической заданности и дидактиче­ской назидательности в оценке явлений прошлого, старались пока­зать содержание и характер русской журналистики на разных этапах развития во всем многообразии ее проявлений: либеральной, демо­кратической и консервативной; западнической и славянофильской; российской и эмигрантской; столичной и провинциальной.

Учебник в хронологической последовательности раскрывает про­цесс формирования отечественной периодической печати от ее ис­токов до создания развитой системы иечати в конце XIX в.; знакомит с наиболее влиятельными изданиями, выдающимися издателями, журналистами; восполняя недостающие звенья, показывает своеоб­разие становления журналистской профессии в России; рассматри­вает эволюцию российской прессы в контексте и неразрывных связях с европейской журналистикой.

Учебник подготовлен на кафедре истории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета при участии исто­риков отечественной журналистики Уральского, Ростовского госу­дарственных университетов и ИРЛИ (Пушкинского дома).

Санкт-Петербургский государственный университет: Л. П. Гро­мова, д-рфилол. наук, проф.: Введение; ч. I, гл.1;ч. Ill, гл.9, § 1-3, 5-8, 11-13,15-16; Д. А. Бадаяян: ч. II, гл. 8, § 5; ч. Ill, гл. 9, § 9,14; Г В. Жирков, д-р фнлол. наук, проф.: ч. III, гл. 10, § 1-5, 10; О. В. Сляднева, канд. филол. наук, доц.: ч. I, гл. 2; Е. С. Comma, канд. филол. наук: ч. Ill, гл. 10, §6-8.

ИРЛИ (11\ 111КИНСКНЙ Дом): Ю. В. Стенпик, д-р филол. наук: ч. I, гл. 3-5; Б. В. Мельгунов, д-р филол. наук: ч. Ill, гл. 9, § 4.

Ростовский государственный университет: А. И. Стачько,а.-р фнлол. наук, проф.: ч. II, гл. 6, 7; ч. Ill, гл. 10, § 9.

Уральский государственный университет: М. М. Ковалева, д-р филол. наук, проф.: ч. II, гл. 8, § 1-4,6;Л. М. Иакушим, канд. ист. наук, доц.: ч. III, гл. 9, § 10.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Рукописные «Куранты»

В России, как и в других европейских государствах, появлению пер­вых печатных газет предшествовали рукописные информационные издания, содержавшие сообщения преимущественно о политических и экономических событиях. В Европе их создание было вызвано раз­витием в XV-XVТ вв. торговых отношений и потребностью в инфор­мации, которая в то время скапливалась в крупных торговых цен трах. Главная коммуникационная линия проходила по Рейну через Швей­царию и Австрию, соединяя Германию с Италией. В Венеции, являв­шейся в ту пору одним из крупнейших центров мировой торговли, сведения, представлявшие интерес для деловых людей, переписыва­лись в бюллетень и продавались за мелкую итальянскую монету gazzetta. Постепенно название платы перешло на само письменное сообщение.

Русские рукописные газеты возникли в XVТТ в. Известно, однако, что еще в конце XV в. в России стали появляться переводы летучих листков и газетных статей, сообщавших европейскому читателю о военных событиях, об открытии новых земель, о землетрясениях, на­воднениях и о других новостях. Расширение связей России с европей­скими государствами вызвало потребность в зарубежной информа­ции. Таким образом, московское правительство, в чьем ведении находилось переводное дело, испытывало потребность в составлении рукописных газет, которые дополняли бы донесения послов. Загра­ничные агенты, через которых Москва следила за западными событи­ями, присылали в Россию через наших послов рукописные и печат­ные листки, являвшиеся предшественниками европейской прессы.

Московские «Куранты» (от французского слова courant текущий). или «Вестовые письма», имели характер правительственного дипломатическою издания, предназначались для царя и приближен­ных к нему бояр, содержали информацию из разных стран, подготов­ленную чиновниками Посольского приказа, ведавшею иностранной политикой Московскою государства. Источником сообщений служи­ли в основном европейские газеты, преимущественно немецкие и голландские, меньше - польские и французские, еще реже - италь­янские и шведские. Главное содержание иное газет той эпо­хи, а следовательно и «Курантов», составляли, как гласит надпись на «Курантах» 1621 г., «разные в Европе военные действия и мирные постановления». Особенно много места в них отводилось военным известиям о том, что «город еще в осаде сиди г», «к юроду жестоко приступают», «город за уговором сдался»; приводились детальные описания морских сражений, «кровавых побоищ», «жестоких стравок», реже давались сообщения о мирных переговорах, о заключе­нии договоров и о других фактах политической жизни европейских государств.

В «Kypaнтax» времени царствования Михаила Федоровича (1613-1645) перед читателем проходят разные моменты 30-летнеп войны - жесткой войны между католиками и протестантами, в ко­торую были втяну 1ы почти все народы Европы. Сообщения об этих событиях развертываются в виде однообразной ленты известий «из немецкой, из шпанской, из французской, из дацкой, с польской и из иных земель», залитых кровью борющихся протестантов и католиков. Все эти сообщения излагались по большей части с безучастием и индифферентизмом. Они информировали о стычках, набегах, победах и поражениях «свейских, цесаревых, дацких и про­чих людей». Среди череды однотипных сообщений обращает на себя внимание одно, ко трое позволяет говорить о преемственности меж­ду «Курантами» и последующими «Ведомостями». Это «короткое и подлинное розсказание о жестоком кровавом бою», случившемся 23 октября 1642 г. под Лейпцигом. Перед нами обстоятельный рассказ об отдельном событии в форме гак называемой реляции с детальны­ми подробностями о передвижении войск, о самой битве, описание им о, как «весь цесарев пушечный наряд и запас и рухлядь и весь обоз свейские люди побрали», и, наконец, роспись убитых, раненых и взя-1ых в плен, что напоминает «юрналы» и «реляции», которые впоследствии при Петре 1 будут печататься как отдельным и листами, так и в «Ведомостях».

Кроме сведений о внешних событиях, совершавшихся в то время в Европе, русские «Куранты» извещали и о внутренних делах европей­ских государств, например, о борьбе английского монарха с «соем-ной стороной» (парламентом). «Пишут, - сообщается из Гааги от 3 октября 1643 г., - что господа Статы хотят послов своих послати в Английскую землю, чтобы тое особую войну и зеору, что в Английской земле, помирить; а что в последнем бою деелось, итого нам подлинно не ведомо».

Особенно интересны в «Курантах» заимствованные из западных газет извес гия о России. Эти сообщения любопытны во многих отно­шениях. Прежде всего, они являются часто единственными докумен­тальными свидетельствами о происходивших событиях. Кроме того, они говорят о возраставшем внимании к России со стороны иност­ранных правительств и о признании за ней значительного влияния. Эга мысль проходит через все сообщения о России.

«Из Амборка пишут ноября в 22 день (1643 г.), чго великий князь Москов­ской приказал Свейскому агенту не своем земли ехать, и для того свеяне осте-регателнее живут на рубеже»

«Зело тревожился Салтан Турской в том, что войска московские вступит в Крым, гораздо сумневался о отъеме той стороны и о изгнании оттоле татарском».

Из Рима сообщается, что «папа силно умоляющие грамоты послал х королем к Гишпанскому и ко Французскому и к Москве, чтоб ору­жия свои случно обратили на Турков».

В основном эти известия касаются официальной внешнеполити­ческой жизни России, но иногда встречаются сообщения и о проис­шествиях внутри страны: «о великой смуте о вере», о стрелецком бунте, о пожарах и т. п. Эти данные из иностранных газет свидетель­ствуют о том, что уже в го время Москва не была равнодушна к тому, как к нам относятся на Западе.

Помимо политических новостей в «Курантах» помещалась инфор­мация торгово-экономического характера.

«Из Галанской земли из города Гаги ноября 17 числа (1643 г.). Из Амстер­дама вести, что кораван из Московскою государства от Архангельского города да из Францужские земли от города Рошеля, дал Бог, здорово в Галанскую землю пришли, их Дюнкерские разбойные корабли ждали на море и начаялись великой добычи, толко их Бог перенес здорово».

Из Гааги сообщается, что «об тех двух торговых людей, которые оманчивыми худыми деньгами промышляли и о тех велми сыскива­ют про гово, хю продал деньги, а про другого, хго их купил; и тот хто купил продавца объявить не хочет и за то у него сколко тысяч взято живота ево».

Рядом с торговыми известиями в «Курантах» попадается описание и придворных торжеств:

«Из Колна города, августа в 7 день (1682 г.). Княшня государя дофина родила сына, и о том пишут из Амстердама августа 15 числа, что во всех местах, где послы, посланники и посланные французские обретаются, преизрядные велие банкеты отправляют со утешными из ранетов огнями для рожде­ния того дофина сына»

Наряду с информацией официальною характера в «Курантах» можно было почерпнуть сведения познавательного, развлекательно­го характера, а также сообщения о чрезвычайных происшествиях:

«В ГаланскоЙ земле, в Поморье, под островом Теселон, рыбники рыбу лови­ли и виде ш чюдо в мор», голова у него человеческая, да ус долгой, а борода широкая, и рыбники от того добре устрашилися, и один рыбник побежал из судна в нос и хотел то чюдо смотреть, и чюдо под судно унырнуло, и ис онца опять вынырнуло, и рыбники побежали на корму и хотели ево ухватить, а он опрокинулся, и онс видели у нет туловище, как у рака, а хвост у него широк да и ноги у него также широки были, и плавал, как собака» (1621 г.).

При составлении «Курантов» помимо иностранных газет исполь­зовались и другие источники, в частности, те, что привозили постоян­ные агенты-осведомители. Известно, например, что в 1635 г. прави­тельство послало в Стокгольм своего агента Дмитрия Францбекова, однако уже через год отозвало его в Москву как не справившегося с миссией («часто вестей не писывал»). Одной из заметных фигур, по­ставлявших информацию из-за рубежа в 1640-е годы, был Юстус Филимонатус, который присылал в Россию свежие известия «из немец­кой земли и из иных стран». Эту обязанность он выполнял весьма добросовестно, проживая преимущественно в Риге и посылая оттуда обильную корреспонденцию для Москвы. Его работой непосред­ственно руководил князь Л. А. Шляковской, который, находясь в по­граничном Пскове, снабжал его инструкциями и фактически являлся посредником между заграничным агентом и Посольским приказом. Чтобы посылаемые им новости достигали Москвы своевременно, Юстус предложил завести двух надежных гонцов, чтобы «как один пойдет из Риги во Псков, а другой бы пошел изо Пскова в Ригу, и в те поры мне мошно к царскому величеству еженедельно вести всякие писать. А будет не так, и они залежатца и застареютца»

Московский агент кроме простой доставки иностранных газет за­нимался сбором, обработкой и составлением информация об интересовавших Россию событиях, причем заботился об их оперативно­сти. Не будет преувеличением сказать, что Юстус Филимонатус мо­жет быть назван хроникером русских «Курангов». Ею немецкие и латинские «грамотки» отличались весьма разнообразным характе­ром. Порой они содержали дополнение к печатным или иным «ве­стовым листам». Некоторые представляли собой самостоятельные донесения о новейших политических событиях. Эти сообщения, а так­же новости, служившие дополнением к газетам или вестовым пись­мам, главным образом касались стран, интересовавших Москву в военно-политическом отношении.

Мы видим, таким образом, что при составлении «Курантов» ис­точниками информации служили не только иностранные газеты. Из­вестия, непосредственно обращенные к царю, поступали в Посоль­ский приказ в качестве данных, осведомлявших Москву о Западе, и затем помещались в «Курантах». Эти агентурные донесения пред­ставляют собой в литературном отношении вполне оригинальный и притом собственно русский источник «Курантов». Его состав доволь­но сложен. Материалом таких донесений служили и письменные со­общения агентов-иностранцев, состоявших в ведении Посольского приказа. Еще один источник - сведения, добытые самими русскими правительственными агентами. «Для проведывания вестей» их посы­лали в города западной окраины Московского государства, откуда они слали донесения в столицу. «Для вестей», кроме того, пользова­лись услугами жителей пограничных городов, и полученные от них сведения также попадали в русские агентурные сообщения. Так, «хо-лопи» Глебка Морозов (новгородский воевода) и дьяк Филиппка Арцыбашев доносят царю Михаилу, что «посацкой человек Кирилко Беляев ездил на свейский рубеж, где немчина Ганца про разные вести спрашивал, а про твое, государь, государство тот немчин сказал, что-де у свейских людей никакова помыслу нет, что-де они, государь, от твоего государства боятца сами». Известны также случаи заимство­вания информации из частной переписки иностранных граждан.

Анализ источников показывает, что «Куранты» не были простой копией европейских газет. Наша рукописная газета не была лишена литературной самостоятельности, в ней можно обнаружить ориги­нальные черты, привносимые авторами сообщений. Авторы влияли не только на отбор информации, но и на характер ее подачи, а порой И интерпретации. Так, публицистический элемент заметен во многих сообщениях Юстуса Филимонатуса. Однако основным материалом для газеты все же являлись переводы из европейских газет о событиях преимущественно заграничной жизни. Причем предпочтительное

внимание уделялось тем странам, которые представляли в то или иное время наибольший военно-дипломатический интерес для России. Созданные поначалу со служебной ролью как дополнение к донесе­нию послов, «Куранты» с усложнением и развитием связей России с Западом прошли определенную эволюцию. Для Кремля стало насущ­ной потребностью по горячим следам знакомиться с делами Европы, и потребность эта вызывалась необходимостью не только воевать с соседями, но и учиться у них. И «Куранты» помогали в этом москов­ским правителям

Писались «Куранты» в одном, впоследствии - в нескольких эк­земплярах, носили характер дипломатической тайны, читались царю и ограниченному кругу бояр, о чем свидетельствуют пометы на многих экземплярах: «государю чтено», «государю чтено и боярам». Иногда указываются время и место чтения. «185 (1677 г.) сентября в 1 великому государю чтено в комнате, а бояре слушали в передней». После прочтения «Куранты» возвращались на хранение в Посоль­ский приказ или в Приказ тайных дел.

По внешнему виду они представляли собой складные узкие листы бумаги, исписанные «столбом», т. е. сверху донизу без перерывов. Отсюда происходит еще одно название «Курантов» - «Столбцы». Иногда в Посольском приказе их называли «Вести».

«Куранты» не имели определенной периодичности. После учреж­дения в 1668 г. регулярной почты они стали составляться значительно чаще - от двух до четырех раз в месяц. Опыт существования руко­писной газеты, вызванной к жизни развитием товарно-денежных от­ношений в России и укреплением связей с европейскими государ­ствами, был использован при создании первой русской печатной газеты «Ведомости».

Официальные «Ведомости»

Появление в России первой печатной газеты «Ведомости» (1702-1727) было вызвано реформами Петра Т. необходимостью в пропаганде проводимых им преобразований. Стремление Петра Т в кратчайшие сроки утвердить Россию равной среди европейских государств пре­допределили масштаб и характер реформ, затронувших все сферы жизни.

Еще до прихода Петра к власти перед Россией стояла задача укреп­ления внутреннего и внешне1 о положения с граны, для преодоления экономической отсталости завоевать выход к Черному и Балтийскому морям, открыть путь в Европу. Войны, предпринятые Петром (1696 г. - завоевание Азова, 1704 г. - взятие Нарвы. 1709 г. - победоносная Полтавская битва), обеспечили независимое существование русской государственности. В результате Северной войны, длившейся 21 год, Россия вернула себе выход к Балтике и укрепилась на западе, севере и юге своей территории. Одновременно с военными кампаниями, ре­формированием армии и флота Негр проводил экономические пре­образования, занимался созданием отечественной промышленно­сти, строительством заводов, верфей, новых городов.

Народ заплатил дорогой ценой за преобразования начала века, ко­торые выдвинули Россию в число мировых держав. Введение рекрут­ских наборов и подушной подати, увеличение налогов и усиление гонений на раскольников, строительство Петербурга и затянувшаяся Северная война обернулись большими потерями. С 1672 по 1710 г. население страны не только не увеличилось, но даже уменьшилось на 6.6 %. Недовольство проводимой политикой вызвало волнения сре­ди помещичьих и приписных крестьян, работников мануфактур и раскольников. Но процесс переустройства становился необратимым. Россия стремительно превращалась в могучую европейскую держа­ву. Любопытно мнение помощника и единомышленника Петра Т П. Шафирова, высказанное в 1717 г. Говоря о росте авторитета стра­ны, он писал, что «ныне никакое дело, ниже в отдаленных краях евро­пейских не чинится, к которому б или о ею царскою величества при­язни и союзе не старались, или осторожности и опасности в противности от оного себе не имели».

Для развития науки и образования по указанию Петра была раз­вернута широкая издательская деятельность. С 1708 г. книги и нецер­ковного содержания стали печататься новым гражданским шрифтом В первую четверть XVТТТ в. в России вышло больше книг, чем за два предыдущих столетия (600 книг и брошюр). Особое внимание уделя­ется распространению естественнонаучных изданий. Издаются учеб­ники по геометрии, физике, архитектуре. Появляются книги для вос­питания дворянства, которые отражали изменения в укладе жизни Рушились домостроевские традиции, маскарады и балы способство­вали новым формам общения. Требовалось руководство, как вести себя в обществе. В сборнике «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708) предлагались образцы писем, галантных и деловых, так как частная переписка становилась признаком хорошею тона (на­пример, «Просительное послание студента к отцу своему при нача­тии нового года»). Книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1719) содержала советы для молодых дво­рян, как держать себя в обществе, как вести себя за столом (руками на стол не опираться, ножом зубов не чистить, не хватать первым блюдо), как раскланивайся при встрече (снимая шляпу за три шага) и т. п. Книга была составлена по указанию царя и впоследствии не раз переиздавалась Академией наук.

Культура петровского времени носила светский характер и разви­валась в противоборстве cтарого и новою. Возвышение авторитета государства над авторитетом церкви ускорило «обмирщение» всех сторон русской жизни. Пeтp 1 изменил отношение к человеку, лично­сти, осуществив таким образом один из постулатов просветительства - внесословной ценное т и человека. В 1722 г. он закрепил это поло­жение законодательно, в «Табели о рангах всех чинов воинских, стат­ских и придворных», открыв возможность представителям разных сословий получай, дворянское звание за заслуги перед государством. И немало было таких примеров, когда не богатство и знатность рода, а преданность и добросовестное служение Отечеству возводило лю­дей на самую высокую ступень социальной лестницы. Идеалом Пет­ровской эпохи стал человек-гражданин, патриот, который должен про­никнуться пониманием и осознанием необходимости проводившихся правительственных преобразований.

Петру 1, в условиях сопротивления внутренней оппозиции, важно было найти поддержку в обществе, расширить круг сторонников ре­форм. Будучи знакомым с ролью журналистики в европейских стра­нах и понимая значение информации, он принимает решение о со­здании русской печатной газеты

Первая газета в России, вошедшая в историю отечественной жур­налист ики как петровские «Ведомости», была создана в декабре 1702 г. на основании указов Петра l oт 15 и 16 декабря 1702 г. Указ от 15 (26) декабря гласил: «Куранты, по-нашему ведомости, которые присылаются из разных государств и городов в Государственный посольский и иные приказы, из тех приказов присылать те ведомое т и в приказ книг пе­чатного дела, а как те ведомости присланы будут, и еще на печатном дворе печатать, и те печатные ведомости, что останется за подносом (т. е. после бесплатной раздачи царю и придворным. -Авт.), прода­вать в мир но надлежащей цене».

Второй царский указ о г 16(27) декабря объявлял: «По ведомос1ям о воинских и о всяких делах, которые надлежат для объявления Мос­ковского и окрестных государств людям, печатать куранты, а для пе­чати тех курантов, ведомости в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать из тех приказов в Монастырский при­каз, без мотчания (промедления. -Авт.), а из Монастырского прика­за те ведомости отсылать на Печатный двор. И о том во все приказы из Монастырского приказа послать памяти (напоминания. -Авт.)». Эти два указа определили механизм организации газеты, ее содержа­ние, порядок распространения.

Одновременно с указом от 16 декабря 1702 г. вышел первый номер печатной газеты «Ведомости с цесарских писем», который в значи­тельной степени еще являлся отголоском рукописных «Курантов». Он содержал только заграничные новости (вполне в духе своего предше­ственника), полученные почтой еще 5 декабря. Это были известия из Франкфурта, Берлина. Гааги, Амстердама, Аугсбурга. На следующий день, 17 декабря, вышел второй номер - под названием «Ведомости Московского государства», уже с исключительно русскими ново­стями. В нем сообщалось о триумфальном въезде Петра в Москву 4 декабря после побед над шведами и о взятии «крепостей Мариенбург и Слюсенбург», об обещании «калмыцкого великого владельца Аюки-Таиши» прислать Его Величеству свои войска, о месторожде­нии селитры, серы, железной руды и т. д. Первые два номера газеты (от 16 и 17 декабря) в печатном виде до нашего времени не дошли, очевидно из-за небольшого количества отпечатанных экземпляров, и известны по оригиналам и рукописным копиям. Третий номер газе­ты, появившийся 27 декабря, был посвящен лишь одной новости - взятию крепости Нотебург и назывался «Юрнал или поденная рос­пись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотенбурхом чини­лось сентября с 26-го числа в 1702 году». В отличие от двух первых номеров, где содержались разные известия, это был развернутый, подробный рассказ об одном событии, по объему вчетверо боль­ший, чем два предыдущих номера вместе взятые. Он был оттиснут на одном большом листе в количестве 1000 экземпляров и дошел до нас в печатном и рукописном вариантах. его корректурный лист хранит редакторскую правку Петра Т. Такого рода сообщения в виде реляций «первые появились еще в рукописных «Курантах».

Таким образом, первые три номера газеты, вышедшие в декаб­ре 1702 г., отличались друг от друга по названию, но структуре номеров и по содержанию (№ 1 - иностранные известия, № 2 - российские новости, № 3 - сообщение о военной победе), что являлось свидетельством попытки найти способы первоначальною оформления газеты, поисков собственного лица. В первых но­мерах, с одной стороны, отразилось влияние рукописных «Куран­тов», состоявших преимущественно из иностранных новостей, с Другой - обозначилось стремление стать национальной газетой. О процессе становления газеты свидетельствует непостоянство заго­ловков и в последующих номерах. Первый номер за 1703 г. (от 2 января) назывался «Ведомости», следующие выходили под разными 1 и гулами: «Ведомости Московские», «Подлинное доношение», «Ведомость о Мигавской осаде», «Реляция», «Российские ведо­мости», иные же вовсе без заголовка. По примеру рукописных «Курантов» «Ведомости» составлялись из лаконичных сообщений из разных юродов, следовавших друг за другом без всякой внут­ренней связи. За исключением небольшого количества донесений, писем и реляций, при чтении «Ведомое гей» перед читателем про­ходит череда происшествий, случившихся в Варшаве, Амстерда­ме, Париже, Вене, Копенгагене, Лондоне, Берлине и других глав­ных городах Европы. Значительно реже встречаются новости из Пскова, Казани, Азова, Сибири и других мест России Преоблада­ние информации из-за границы, почерпнутой преимущественно из иностранных газет, делают «Ведомости» во многом похожими на рукописные «Куранты». «Ведомости» берут материал из тex же заграничных изданий, лишь постепенно дополняя и обновляя круг источников. Причем преимущественно но сообщения о военных событиях. Преемственная связь печатной газеты с рукописной прослеживается и во внимании к иностранным известиям, касаю­щимся России. Вот один из характерных примеров: «Из Вены генваря в 25 день. Белоградские грамотки подтверждают, что оттаманская порта опасается с царским величеством воину зачати, потому что московское крепкое и добре ученое войско ему салтану страш­но» («Ведомости» от 1710 т).

В отличие 01 заграничных (большей частью частных коммерче­ских изданий). «Ведомости», как и рукописные «Куранты», носили официальный государственный характер. По своей структуре, содер­жанию и изложению они во многом являлись продолжением допечатных русских газет, однако их издание представляло собой значи­тельный шаг вперед в сравнении с рукописными «Курантами», имевшими ведомственно-дипломатическое назначение и ориентиро­ванными на избранный кpyг читателей. С помощью газеты прави­тельство впервые публично обратилось к российскому обществу, стремясь получить его поддержку.

Появление газеты именно в 1702 г. не случайно. После неудачною начата Северной войны Петру необходимо было убедить общество в возможность победы, объяснить некоторые свои действия, в частно­сти, конфискацию колоколов у церквей и монастырей, их переплавку в пушки и гаубицы, сообщить о подготовленности русских войск и их поддержке со стороны других народов России Именно об этом писа­ла 1 азе та 17 декабря 1 702 г. И В последующих номерах.

Первый номер за 1703 г., вышедший второю января1, сообщал: «На Москве вновь ныне пушек медных, гоубиц и мартиров выли го 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов. Гоубицы бомбом пудовые и полупудовые. Мартиры бомбом девяти, грех, двупудовые и меньше И еще мною форм готовых великих и средних к литью пушек, гоубиц и мартиров. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 000 пуд лежит». Если при­помнить исторические события, то этот сухой перечень приобретает особый смысл. Речь идет о времени после рал рома под Нарвой, ког­да русская армия потеряла практически всю свою артиллерию. Что­бы создать новую, Петру пришлось перелива! ь колокола на пушки, что, естественно, вызвало возмущение среди верующих. Поэтому Петр, сообщая в газете, сколько вылито пушек, стремится успокоить, расположить в свою пользу общественное мнение, объяснить необ­ходимость и оправданность принесенных жертв. Далее писалось об открытии общих школ («московские школы умножаются, и 45 чело­век слушают философию и уже диалектику окончили») и специ­альных («в математической штюрмансной школе больше 300 учат­ся и добре науку приемлют»), о рождении в Москве с 24 ноября по 24 декабря 386 человек «мужеска и женска полу», об открытии полез­ных ископаемых («На реке Соку нашли мною нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую бьпь прибыль московскому государству»).

Известия о внутренней жизни, носившие явно пропагандистский характер, дополнялись заграничными новостями, отбор которых так­же определялся интересами государства: информация подбиралась, как правило, о тех странах, которые представляли наибольший инте­рес для России (Швеция, Дания, Польша, Турция). Причем сообще­ния иностранных газет негативного характера, которые бросали тень на Россию, ее армию, ее союзников и т. д., не помещались в газете. В сохранившихся оригиналах «Ведомостей» часто встречаются поме­ты «сей статьи меж скобок в народ не пускать». При подготовке руко­писей в печать вычеркивались известия о военных неудачах Петра. В то же время информация о победах, одержанных российскими вой­сками, давалась полно и часто.

Долгое время считалось, что это первый печатный номер «Ведомостей», поэтому зарождение русской журналистики велось от 2 (13) января 1703 г. Лишь в 1903 г. при подготовке к переизданию «Ведомостей» в связи с их 200-летием, были обнаружены рукописи более ранних номеров, а впоследствии Достоверно установлено, что первые номера газеты вышли из печати еще в Декабре 1702 г.

Особое место занимало освещение Северной войны, информация, о которой находила отражение почти в каждом номере «Ведомо­стей»: в сводках о военных действиях, в письмах Петра и реляциях его соратников, в многочисленных сообщениях из иностранных газет. Так, в номерах «Ведомостей» от 2 и 15 июля 1709 т. было помещено пись­мо Петра царевичу, сообщавшее о победе над шведами под Полта­вой. Впервые, ввиду важности события, первые абзацы в обоих но­мерах были выделены красной краской. Петр писал «о зело превеликой и неначаемой виктории», которая была одержана благодаря храбрости солдат «малою войск наших кровию», о силе духа и о военном искусстве, которые помогли русским одержать грудную победу над шведами и взять в плен несколько тысяч офицеров и рядо­вых, среди них - «генерал фелтмаршал господин Рейншилт, купно с четырми генералы», а также «министр граф Пепер с секретарями Емерлином и Цидергермом». Первое сообщение, написанное наспех по свежим следам события, содержало первоначальные сведения, на что указывал сам автор: «Подробно вскоре писать будем, а ныне за скоростию невозможно». В номере от 15 июля дано описание пре­следования русскими шведской армии и пленения ее у Переволочны.

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Образование при Петре 1 в России очень важная тема, поскольку сегодня часто приходиться слышать, что Петр Первый поднял образование, заставил народ учиться, основал новые школы, создал Академию наук. Проблема здесь том, что образование, как и большинство петровских реформ, имело парадоксальный характер - на первый взгляд все отлично функционирует, но если разбираться глубже - видны серьезные проблемы.

Изменение системы образования петровской эпохи и главные научные успехи при Петре 1 включает в себя следующие главные направления:

  • Массовое создание школ различной направленности
  • Введение гражданской азбуки в 1708 году
  • Издание первой печатной газеты «Ведомости» с 1703 года
  • Открытие в Петербурге Общественной библиотеки в 1714 году
  • В 1714 году начала работу Кунсткамера, а также военно-морской и артиллерийский музей
  • Создание академии наук в 1724 году

Реформа образования была для Петра 1 не менее важной чем военная, государственная или экономическая реформа из-за того, что страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы. России требовались опытные и квалифицированные строители, военные, артиллеристы, моряки, инженеры и представители других специальностей. Введением реформы образования Петр 1 пытался создать собственную кузницу кадров. В этом и кроется главная причина усиления внимания Петра к развитию научных знаний в России.

Как представляется образование в петровскую эпоху

Реформы Петра 1 в области образования привели к тому, что в россии появилась целая сеть школ и учебных заведений. В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, в которой учили математике (цифрам, как тогда говорили) и навигации. Обучение велось в 3 класса: 1,2 классы - учили математику, а 3 класс - навигацию. Позднее в 1715 году старший класс был переведен на обучение в Петербург в Морскую академию. На базе Навигационной школы в дальнейшем создавались другие школы: артиллерийская, инженерная, адмиралтейская.

Навигационная школа располагалась в Сухаревской башне. Там была создана и школа и обсерватория. Школой руководили крупные ученые из России и из других стран. В 1703 году в Навигационной школе училось 300 человек, в 1711 - уже 500 человек.

Проблемы образования при Петре 1

Внешне складывается впечатление, что все делалось правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых почему-то забывают сказать современные учителя истории:

  1. Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример - в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.
  2. Деятельность школ не была подкреплена финансами. Например, известный факт - в 1711 году учащиеся Навигационной школы бежали практически в полном составе. Бежали, чтобы не умереть с голоду. Часть детей потом вернули к учебе, а часть уже никогда не нашли. Другой пример - в 1724 году Петр 1 устроил ревизию Морской академии. Выяснилось, что 85 человек 5 месяцев не посещают занятия, «не имея одежды».

Обучение в школах велось для детей 10-15 лет. Всего для обучения было 3 класса, но очень часто каждом классе сидели по несколько лет, поэтому реально обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет. Это важно понимать и с точки зрения того, что реформа образования Петра Первого была направлена на детей. Я уже отмечал выше, что учеба была службой, следовательно к обучаемым применялись и наказания: побег со учебы – казнь, просьба об освобождении от учебы - ссылка.

Образование при Петре 1 имело несколько важных дат, и многие говорят о событиях 20-28 февраля 1714 как о чем-то крайне важном в плане развития образования в России 18 века. В это время был издан указ, который окончательно заставил всех дворян учиться геометрии и цифири (математике). До тех пор пока дворянин не оканчивал школу ему было запрещено жениться (страшная вещь для дворянства с учетом важности продолжения рода). Для этих целей Петр 1 велел назначить в каждую губернию по 2 учителя. 2 учителя на губернию это равносильно, что сегодня назначить 10 учителей на Москву - абсурд. Но главное не это, а другое. Учить было не кого...

К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.

Создание академии наук

Академии наук - это место, где собирается группа ученых и ведет научную деятельность. Такие академии создавались в Англии, Франции, Германии и других государствах. То есть, сама идея была вполне в духе Петра - скопировать европейское. Но как всегда его реформы перекручивались так, что работали они с большой натяжкой. 28 января 1724 года Петром издается Указ о создании Ведомства Академии. Сама же академия начала работать в декабре 1725 года, а ее первым руководителем стал врач Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Но важнее то, что над Академией создавалось Ведомство. Другими словами – чиновники контролировали ее деятельность. В других же странах академии получали самостоятельность. В этом было отличие.


Для Академии были введены правила, что чиновниками академии могли быть только люди, получившие ученую степень. Проблема была в том, что в Российской Империи эту степень было получить невозможно . Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию, так как в России получить ученую степень было нельзя. Поэтому ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но эти люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал. Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось.

Удобная навигация по статье:

Система органов государственной власти при Петре I

Формирование новой системы управления при Петре I

До окончания Северной воны органы государственного управления при Петре Первом в России не имели особых отличий. Однако, после окончания военных действий против Швеции и победы русское государство заняло своё почётное место на международной арене. Учитывая эти события, в 1721 году Сенат провозглашает царя Петра императором, а также «отцом Отечества» и «Великим».

С этого дня император приобрёл более обширные полномочия, нежели были до этого у царя периода так называемой сословно-представительной монархии. В государстве не осталось больше ни одного государственного органа управления, который бы мог хоть как то ограничить императорскую волю и власть. Только сам Пётр Первый имел право издавать законы, полностью формируя по своему усмотрению законодательную основу державы и только император мог осуществлять через Синод суд. Таким образом, каждое решение и приговор суда выносилось от имени государя. Император лишил русскую Церковь автономии и полностью подчинил её государству, упразднив должность патриарха.

Абсолютизм Петра I

Власть императора была настолько неоспоримой в государстве, что Петру без труда удалось изменить порядок наследования престола в Российской империи. До этого право управления страной переходило от сыну от отца, а в случае отсутствия законного наследника, будующий правитель мог быть избран Земским собором. Однако, сам Пётр считал, что данный устаревший порядок не соответствует идеям абсолютной монархии и если наследник не является хорошим кандидатом, то император должен иметь право отказать ему в праве занять престол, выбрав самостоятельно нового правителя. Естественно, что под «недостойным наследником» Пётр, в первую очередь, имел ввиду собственного сына, который посмел выступить против реформ отца.

Учреждение Правительсвующего Сената в 1711 году

В этот же период в качестве высшего учреждения петровской администрации выступал Правительствующий Сенат, которым государь заменил прежнюю неэффективную Боярскую думу. Двадцать седьмого февраля 1711 года, перед выступлением в военный Прутский поход, царь подписал указ, согласно которому, в то время, когда Петра нет в столице всё управление государством переходило в руки Правительствующему Сенату. В Сенате присутствовали девять членов и обер-секретарь.

Функции и властные полномочия Сената

Сенат выполнял следующие функции:

  • рассмотрение дел в качестве высшей судебной инстанции;
  • решение вопросов, которые были связаны с ведением военных действий на террирориях, принадлежащих русскому государству;
  • заслушивание отчётов комиссий;
  • рассмотрение различного рода жалоб, а также смещение и назначение начальников разных категорий и пр.

Вместе с этим управляющим органом русский монарх учредил в провинциях фискалов и посадил в Сенате обер-фискала. В обязанности данных чиновников входил надзор за соблюдением законности в губернских и центральных учреждениях. Позже, все эти обязанности вошли в фактическую деятельность генерал-прокурора, который по указу царя должен был присутствовать и следить за порядком на каждом заседании Правительствующего Сената. Самым первым обер-прокурором царь назначил Павла Ягужинского.

И хотя Сенат был учреждён в качестве временного решения для осуществления управления государством во время отсутствий в стране царя, это учреждение продолжило существовать и после возвращения Петра Первого из Прутского похода, представляя собой высший государственный – контрольное, судебное и административное.

Учреждение прокуратуры в 1722 году

1722 год считается началом российской прокуратуры. В этот же период была учреждена и особая должность рекетмейстера, рассматривающего жалобы и принимающего решения по несправедливому решению коллегий. Обо всех подобных делах рекетмейстер должен был доносить в Сенат, требуя скорого решения вопроса, а иногда в его обязанности входил доклад об этом самому императору.

Вышеописанная должность была полностью упразднена только в 1763 году при реорганизации этого управляющего органа. Кроме этого, в подчинении у Правительствующего Сената был и герольдмейстер, который представлял собой должностное лицо, ведавшее всеми делами высшего дворянского сословия. Например, в обязанности этого должностного лица входил учёт дворян, их назначение на государственную службу, контроль прохождения ими военной службы и пр.

В 1731 году при Правительствующем Сенате появляется так называемая Канцелярия тайных розыскных дел, расследующая и производящая суды по всем государственным преступлениям. Спустя тридцать лет она была упразднена и заменена тайной экспедицией Сената, расследовавшей самые важные дела политического характера.

После кончины Петра Первого политическая важность и власть Сената иссякла. Формально, оставаясь высшим органом власти после монарха, он был полностью подчинён Верховному тайному совету.

Таблица: реформы Петра I в сфере управления государством

Таблица: государственно-административные реформы Петра I

Видео-лекция: органы государственной власти при Петре I

Тест по теме: Система органов государственной власти при Петре I

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: органы власти при Петре I

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

    Задание 1 из 4

    1 .

    В каком году был подписан приказ об учреждение Правительсвующего Сената?

    Правильно

    Неправильно

  1. Задание 2 из 4

    2 .

    В каком году была учреждена российская прокуратура?

1. Проблема светского образования. Создание государственной системы образования в России начинается только с петровской эпохи. В Московской Руси по существу не было государственных образовательных учреждений. Обучение (преимущественно письму и чтению) проводилось частным образом духовными лицами и не выходило за рамки знания Псалтыри и житий святых. На Стоглавом соборе 1551 г. вопрос о создании училищ "в царствующем граде Москве и по всем градом" рассматривался исключительно под углом зрения подготовки церковнослужителей.

Назначенные "по благословению своего святительства", т. е. епископа, "долблие" попы, дьяконы и дьяки должны были учить "своих учеников страху Божию и грамоте, и честь и петь, со всяким духовным наказанием", блюдя "их от всякаго растления, наипаче же от всякаго содомскаго греха и рукоблудия и ото всякия нечистоты, чтобы им... пришед в возраст, быть достойными священническому чину".

Само государство еще не сознавало потребности в ученых людях: объем его прерогатив был относительно невелик и целиком удовлетворялся теми же "грамотниками", прошедшими поповскую выучку.

Положение начинает меняться с середины XVII в., когда Россия порывает с самоизоляцией и выходит на арену международной жизни. В делах государства важнейшее значение приобретает светский фактор , изменивший представление о содержании образованности и просвещения. Понимание учености больше не замыкается на знании человеком Священного писания и творений отцов церкви. Ценными стали знания мирские, позволявшие создавать материальные блага. Укрепление государственности требовало большого числа чиновников, подготовленных к службе в центральных и местных органах управления.

Снятию остроты проблемы на первых порах способствует присоединение Украины к России. В Москву устремились целые когорты западнорусских "нехаев", получивших высшее образование в Киево-Могилянской академии. Они-то и составили первый костяк русской интеллигенции. Белорус Симеон Полоцкий создает Заиконоспасское училище, где готовят кадры для посольского дела. В конце XVII в. учреждается Славяно-греко-латинская академия, профессорами которой в основном были украинцы.

Однако их деятельность не могла быть вполне свободной, поскольку им приходилось считаться с господствующим положением духовной власти. Церковь же была неумолима и настойчиво требовала запрещения всего "иностранного". Патриарх Иоаким прямо наставлял царей Ивана и Петра: "...да никако же они, государи, попустят кому христианом православным в своей державе с еретиками иноверцами, с латины, лютеры, калвины, безбожными татары... общения в содружестве творити, но яко врагов Божиих и ругателей церковных, тех удалятися; да повелевают царским своим указом, отнюдь бы иноверцы... обычаев своих иностранных на прелесть христианом не вносили бы, и сие бы им запретить под казнию накрепко".

Становилось ясно: без подавления церковной оппозиции невозможно осуществить успешное развитие светского образования. При поддержке питомцев Киево-Могилянской академии Петр I и принимается за решение этой трудной задачи, доводя дело до упразднения патриаршества.

2. Светское образование при Петре I. Первым светским учебным заведением в России была открытая по указу Петра I от 14 января 1701г. «Школа математицких и навигацких наук» в Москве. В нее принимали не только дворянских недорослей, но также детей приказных и других служилых людей. Их обучали морскому делу, артиллерии и инженерству. На базе Навигацкой школы в 1715 г. в Петербурге была создана Морская академия, а несколько ранее - Артиллерийская школа в Москве. Таким образом, общая направленность светского образования в петровское время всецело определялось диктатом военных интересов.

Это же верно и в отношении медицинского образования. В условиях Северной войны армия и флот остро нуждались в медиках, поэтому в 1707 г. при Московском военном госпитале организуется Медицинская школа. Поскольку для обучения медицине необходимым было знание латинского языка, то по указу Петра I школа была укомплектована учащимися Славяно-греко-латинской академии, владевшими этим "еретически речением". Тогда же в Петербурге при Сухопутном и Морском госпитале открылась Хирургическая школа, преобразованная в 1797 г. в Медико-хирургическую академию. Статус Военно-хирургической академии приобрела и Медицинская школа в Москве.

Если прибавить к этому многочисленные "цифирные", солдатские и прочие школы, то можно говорить о формировании светской профессиональной школы в петровскую эпоху.

3. Учреждение Академии наук. В намерение царя-преобразователя входило и создание Академии наук, которая на манер Синода могла бы осуществлять руководство всем научно-образовательным делом в России. В соответствии с подготовленным регламентом "самолутчие ученые люди" должны были:

"1) науки производить и совершать, однако-жде так, чтоб оне тем наукам

2) младых людей... публично обучали и что оне

3) некоторых людей при себе обучили, которые бы младых людей первым рудиментам (основательствам) всех наук паки обучать могли". Словом, предполагалось учредить "такое здание", т. е. ведомство, которое "с малыми убытками тое ж бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разных собрания (академия, университет и гимназия) чинят".

Петр I хотел немедленным перенесением на русскую почву плодов западноевропейской учености сразу добиться "размножения наук" и заведения "вольных художеств и мануфактур". Открытие Академии состоялось 28 января 1724 г.

Отсутствие "русских, хто учен и к тому склонность имеет", заставило для начала обратиться к иностранным ученым. По поручению Петра I их вербовкой занимались библиотекарь царской библиотеки И. Д. Шумахер и лейб-медик Л. Л. Блюментрост, обладавшие широкими связями и знакомствами в научном и дипломатическом мире. Их усилия увенчались успехом, и с июня 1725 г. в северную столицу стали съезжаться первые приглашенные академики, в их числе:

  • профессора математики Я. Герман, X. Гольдбах и И. Бернулли,
  • профессор физиологии (затем математики) Д. Бернулли,
  • профессор физики Г. Б. Бильфингер,
  • профессор астрономии Ж. Н. Делиль,
  • профессор ботаники И. X. Буксбаум,
  • профессор медицины, анатомии, хирургии и зоологии И. Г. Дювернуа,
  • профессор химии и практической медицины М. Бюргер,
  • профессор греческих и римских древностей Г. 3. Байер,
  • профессор юриспруденции И. С. Бекен-штейн,
  • профессор элоквенции и церковной истории И. X. Коль,
  • профессор логики и метафизики X. Мартини,
  • профессор нравоучительной философии X. Ф. Гросс. 20 ноября 1725 г. первым президентом Академии назначается Блюментрост.

4. Деятельность Академии наук. Засилье иностранцев не могло способствовать сколько-нибудь быстрому "обрусению" Академии. Будь жив Петр I (он неожиданно умер 28 января 1725 г.), возможно, все повернулось бы иначе. Но ни Екатерина I, ни сменивший ее на престоле Петр II, а тем более Анна Иоанновна не обладали даже приблизительным пониманием того, чем должна заниматься наука. Начавший было функционировать университет зачах на самом корню: не было русских студентов. Попытка выписывать их из-за границы оказалась бесперспективной.

Кризис Академии усугубился после перевода Блюментроста в январе 1728 г. в Москву. В течение последующих 35 лет Академией безраздельно распоряжались Шумахер, ставший к тому времени советником Академической канцелярии, и его зять И. И. Тауберт. Основным их занятием было угождение власти. Академики превращаются в своего рода "потешных людей", тратя время и силы на организацию фейерверков для придворных торжеств, сочинение поздравительных од царским персонам и их фаворитам.

Неудивительно, что в обществе появлялись серьезные сомнения в пользе этого учреждения. Все думали, что "учения будут тамо главны", а вышли только одни "палаты славны", - сокрушался Антиох Кантемир. Он резко высмеивал парадность официальных академических собраний:

Иной бедный, кто сердцем учиться желает,
Всеми силами к тому скоро поспешает,
А пришед, комплиментов увидит немало,
Высоких же наук там тени не бывало!

Ко всему этому добавился общий упадок дворянского образования. Смерть Петра I в широких дворянских кругах была воспринята как освобождение от всех стеснительных обязанностей , наложенных на них царем, в том числе и от обязанности овладения школьной наукой. Снять с себя заботу о просвещении "благородного сословия" не прочь были и сами его ближайшие преемники. По закону 1737 г. дворянским сыновьям предоставлялось право получать образование на дому, не связывая себя какой бы то ни было официальной программой. К чему это привело - видно на примере фонвизинского Митрофанушки.

5. Образовательная политика Елизаветы Петровны. Некоторое оживление в области образовательной политики намечается в 50-60-е годы XVIII в., когда на престол восходит императрица Елизавета Петровна. При ней был открыт Московский университет (1755), в котором разрешалось "всем желающим изучать бесплатно любые науки". Этой демократической мерой он обязан прежде всего М. В. Ломоносову. При университете были созданы две гимназии - для дворян и для разночинцев. Из их выпускников составился основной контингент студентов.

Не менее значительным событием елизаветинской эпохи стало и учреждение в Петербурге Академии художеств, открытие которой состоялось 17 ноября 1757 г. Первым ее "главным директором" был назначен И. И. Шувалов, приобретший к тому времени известность своими хлопотами об основании Московского университета.

6. Реформы Екатерины II. Большое внимание развитию школьной системы уделяется в царствование Екатерины II. Признавая Россию европейской державой, императрица желала насадить в своем новом отечестве и европейское просвещение. Она постоянно сносилась с видными иностранными писателями , учеными и философами, спрашивая у них советов о школьных делах, предлагая им составлять записки и проекты о распространении народного образования. В 1762 г. Екатерина II предложила Ж. Даламберу занять должность воспитателя великого князя Павла Петровича, с тем чтобы провести одновременно подготовку общей учебной реформы, но тот отказался.

От имени императрицы обращались и к известному берлинскому педагогу Георгу Зульцеру, однако и он не решился на переезд в Россию, ограничившись составлением для Екатерины II «Мнения об учреждении народных школ» (1773). Не откликнулись на призыв также Д. Дидро и Ф. Гримм, с которыми российская монархиня состояла в длительной переписке. Екатерине II не оставалось ничего другого, как довольствоваться более скромными персонами, возложив проведение школьной реформы на одного из своих сподвижников И. И. Бецкого и приглашенного австрийского серба Ф. И. Янковича де Мириево.

Бецкой был последователем педагогической теории Дж. Локка и вслед за ним отдавал приоритет воспитанию над образованием. Добросердечие и нравственность он ставил выше всяких знаний. Поэтому начинать надо с воспитания добродетели, которая только и "делает... доброго и прямого гражданина". "Держась сего неоспоримого правила, -писал Бецкой, - единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям, и так следует из родов в роды в будущие веки".

Для исполнения "великого сего намерения" Бецкой предлагал завести закрытые воспитательные училища, где могли бы содержаться дети обоего пола с 5-6 лет до 18-20 лет безвыходно, не имея "ни малейшего с другими сообщения", кроме ближайших родственников, да и то в присутствии начальников. "Ибо неоспоримо, - доказывал он, - что частое с людьми без разбору обхождение вне и внутрь оного весьма вредительно, а наипаче во время воспитания такого юношества, которое долженствует непрестанно взирать на подаваемые ему примеры и образцы добродетелей" .

Таким образом, Бецкой высказывал сомнение не только в эффективности существующей системы образования, но и всего традиционного русского семейного воспитания . По планам екатерининского реформатора возникли воспитательные училища при Академии художеств и Академии наук, коммерческие училища в Петербурге и Москве, был преобразован Сухопутный шляхетский корпус, учрежденный еще в 1731 г. Бецкой организовал особые школы для разночинцев, детей купцов, мещан и т. д. Не было забыто и женское образование: сперва создается Смольный институт в Петербурге, а затем по его образцу и "институты благородных девиц" в других городах, которые позднее с некоторыми изменениями были преобразованы в женские гимназии.

Однако Екатерину II не устраивает в полной мере эта система "сердечного" воспитания. В ее представлении "гражданин" - не просто добросовестный человек, но подданный, слуга Отечества.

Поэтому она останавливается на австрийской системе воспитания, творцом которой был монах-августинец И. И. Фельбигер, автор широко известного трактата «О должностях человека и гражданина». Суть его педагогических рецептов сводилась к четырем основным "заповедям":

  1. не говорить, ни делать что-либо предосудительное в рассуждении правительства;
  2. повиноваться властям;
  3. иметь упование на прозорливость и праводушие правительства;
  4. во всем выказывать рвение и исполнительность.

Именно из этих принципов и складывается любовь к Отечеству , причем независимо от того, является ли оно "вольной республикой" или монархией, подчеркивал Фельбигер.

Осуществлять данную программу было поручено Янковичу де Мириево, служившему до того директором народных училищ в сербской провинции Австрии. В соответствии с представленным им Екатерине II проектом, в Российской империи повсеместно предполагалось учредить четырехклассные губернские ("главные") и двухклассные уездные ("малые") народные училища. Они должны были быть бессословными и содержаться за счет государства.

Екатерина II одобрила этот проект, увеличив лишь срок обучения в губернских училищах до пяти лет ввиду возможности по их окончании поступать в университет. В 1786 г. она утвердила «Устав народных училищ». Янкович де Мириево был назначен начальником Главного училищного правления. Всего в царствование Екатерины II было открыто 223 учебных заведения.

Конечно, этого для столь обширной империи с более чем 25-миллионным населением было мало, однако здесь важна общая тенденция, заданная реформой, а именно упор на начальное обучение как "единственно верное средство для всеобщего образования народа" .

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII в. и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе. Петр I в конце XVII – начале XVIII вв. значительно активизировал реформаторские процессы. Экономические и политические преобразования в России сразу же потребовали большого количества специально обученных людей-профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государственных служащих, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведение реформы просвещения.

На рассмотрение Петра I был представлен ряд проектов организации образования. Таким образом, в начале XVIII в. в России появились государственные школы различных типов.

Все школы создавались по указам Петра I и даже при личном его контроле.

Первой попыткой правительства Петра I создать сеть начальных школ, доступных широким народным мыслям, было открытие цифирных школ. Указами 1714 г. была введена обязательная учебная повинность для солдатских детей, детей подьячих, дьяков, также духовенства, дворян, приказных. Предполагалось, что эти школы являются подготовительным этапом для последующей профессиональной подготовки. В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная геометрия. Ученикам запрещалось даже жениться до тех пор, пока не выучатся цифири. Однако постепенно эти школы пришли в упадок. В 1707 г. была открыта в Москве школа математических и навигационных наук. В учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Перед изучением этой программы учащиеся могли пройти два начальных класса («русская школа» и «цифирная школа»), где учились читать, писать и считать. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. В это же время в Москве открывается государственная артиллерийско-инженерная школа. Обучение в ней состояло из двух ступеней – нижней и верхней; нижняя, или «русская», учила письму, чтению, счету; верхняя – арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Первоначально в школе обучались дети из разных сословий; постепенно в ней стали учиться исключительно дворянские дети.

В 1707 г. в Москве при военном госпитале была открыта хирургическая школа – школа для подготовки врачей. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование; обучение велось преимущественно на латинском языке. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале.

Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII в. стали открываться гарнизонные и адмиралтейские школы, целью которых являлась подготовка младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая адмиралтейская школа была открыта в Петербурге в 1719 г. В 1721 г. вышел указ о создании при каждом полку гарнизонных школ.



В эпоху Петра появился еще один тип школ – горнозаводские школы, которые готовили квалифицированных рабочих и мастеров; первая из таких школ была открыта в 1716 г. на петровском заводе в Карелии. Обучались в школах дети из бедных дворянских семей; здесь же учили горному делу юношей, уже работающих на заводах, а доменному, кузнечному и якорному – воспитанников Московской школы математических и навигационных наук. В начале XVIII в. преимущественно для дворянских детей одно за другим открывались новые учебные заведения, такие как Московская инженерная школа, Петербургская инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа и др. В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ (они получили название архиерейских) . Отличительной чертой этих школ было сочетание светской программы с религиозной. В них обучали детей чтению, письму, славянской грамоте, арифметике и геометрии. Эти школы были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей которые поддерживали преобразования в государстве.

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ (они получили название архиерейских) . Отличительной чертой этих школ было сочетание светской программы с религиозной. В них обучали детей чтению, письму, славянской грамоте, арифметике и геометрии. Эти школы были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей необходимо отметить, что возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы образования. В этот период был построен фундамент для построения школьного дела на новых началах. В учебных заведениях, созданных в начале XVIII в., обучение происходило на русском языке. Была усовершенствована русская азбука с целью облегчения усвоения учащемуся родного языка. В практике преподавателя использовались пособия зарубежных и отечественных авторов. Важно отметить, что новые учебные заведения брали на себя функции не только образования, но и воспитания.

44.Возникновение профессионального образования.

Экономические и политические преобразования в России сразу же потребовали большого количества специально обученных людей-профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государственных служащих, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведение реформы просвещения.

На рассмотрение Петра I был представлен ряд проектов организации образования. единый тип образования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления – церковное и светское; в рамках последнего возникли различные профессиональные школы.

В начале XVIII в. в России появились государственные школы различных типов. Эти школы отличались практической направленностью и в то же время не были узкопрофессиональными В 1707 г. была открыта в Москве школа математических и навигационных наук. В учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. В это же время в Москве открывается государственная артиллерийско-инженерная школа. Обучение в ней состояло из двух ступеней – нижней и верхней; нижняя, или «русская», учила письму, чтению, счету; верхняя – арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии В 1707 г. в Москве при военном госпитале была открыта хирургическая школа – школа для подготовки врачей. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование; обучение велось преимущественно на латинском языке. Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII в. стали открываться гарнизонные и адмиралтейские школы, целью которых являлась подготовка младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая адмиралтейская школа была открыта в Петербурге в 1719 г. В 1721 г. вышел указ о создании при каждом полку гарнизонных школ.

В эпоху Петра появился еще один тип школ – горнозаводские школы, которые готовили квалифицированных рабочих и мастеров; первая из таких школ была открыта в 1716 г. на петровском заводе в Карелии. . Обучались в школах дети из бедных дворянских семей; здесь же учили горному делу юношей, уже работающих на заводах, а доменному, кузнечному и якорному – воспитанников Московской школы математических и навигационных наук.

В начале XVIII в. преимущественно для дворянских детей одно за другим открывались новые учебные заведения, такие как Московская инженерная школа, Петербургская инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа и др.

Проблема профессиональной подготовки коснулась и государственного аппарата: стали открываться школы, где готовились канцелярские служащие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: