Вологодская роспись по дереву серебряно голубая загадки. Вологодские росписи. Великоустюжская роспись. В некоторых легендах единорог, слившись в один образ с каким-то неведомым божеством, становится царем всего подземного царства

БДОУ СМР «Детский сад 27» Дидактическая игра «Вологодская роспись» Воспитатели: Михайлова М.Г. Савичева Л.Л г.


Поле да волок, да луг, да река – Вологда, Вологда, ты далека! Дивный царь-град над рекой Сухоной, Вологда, Вологда! Ты не со мной! Ты, словно лебедь, плывешь вдалеке, Перстень-кольцо у реки на руке! Обручена с дорогой стариной… Вологда, Вологда, ты не со мной! Кто тебе снится, царевна моя? Чьих лёгких лодок звенят якоря? Чьих светлых сказов шуршанье страниц? Кормишь ли нынче с ладони жар-птиц?


Как ты бытуешь да как ты живёшь? Ткёшь полотенца ли, песни поёшь? Иль убираешь наряд в кружева? Вологда-ладушка, чем ты жива? Вологда-лада живёт, как поёт, Всё узорочья-услады плетёт, Дарит Россиюшку льном-молоком… Северным солнцем богат каждый дом! А отчего столько солнца в домах? Ведь Сухона, и Шексна, и Двина Целую зиму укрыты снежком, Солнышко скрыто за тем бочажком!


Ну а на что же смекалка у нас? Солнышко светит отрадою глаз – На деревцах-поставцах расписных, Досочках липы, берёзы, сосны! В каждом дому – сундучок да ларец, Полочка, блюдце да ларь-кладенец, Хлебница, короб – для кухни набор, В разных узорах, что радуют взор! Роспись Глубоковки, роспись Шексны, И Верховажья счастливые сны… Сказки, легенды старинной земли В росписях Вологды жизнь обрели!





К северным графическим росписям XVIII в. относится группа расписных деревянных коробов кубической формы с откидными крышками и деревянными решетками, укрепляющими снаружи их днища. Роспись одного из них по традиции определяется как вологодская. Это короб-укладка, расписанный снаружи кистью прямо по лубу смелыми размашистыми черными контурами в сочетании с раскраской красным и зеленым цветом. Изображенные лев, птицы, растения и особенно фигуры пьющих вино людей с бокалами в руках поражают экспрессией лаконичного рисунка.

Короб. Конец XVII - начало XVIII вв.
Вологодская губ.


Исследователи относят истоки этого вида росписи к допетровскому времени, видят в ней "наиболее старые художественные традиции" графических росписей. Действительно, при всей самобытности стиля круг образов, растительные мотивы, особенности цветовой гаммы - все заставляет видеть истоки росписей лубяных коробов в росписях устюжских сундуков и ларцов XVII в. Есть сходство и с росписью крышки сундука из Сольвычегодска.

На близость к центрам Вологодского края - Великому Устюгу и Сольвычегодску - указывают техника и характер изображения внутри крышки короба, где по тонкому слою мелового грунта четко прорисованы попугай и цветочная веточка. Более точно определить центр производства этих росписей пока не удается. Выяснение этого вопроса – дело будущих поисков и исследований.


Короб. XVIII в.
Вологодская губ.
Государственный Русский музей


Деталь росписи внутри крышки короба.

К кругу вологодских графических росписей XVIII в. относятся еще три произведения. Большой лубяной короб-укладка расписан снаружи и внутри на крышке по белому фону. Птицы, растительные мотивы - тюльпаны, кустики с ягодами, дерево с многоярусной кроной близки к устюжским. Фигуры, поставленные в легких ракурсах, и особенно изображение гуляющей рука об руку пары в саду в прошлом искусстве аналогий не имеют. Возможно, прототипами им послужили гравюры или лубочные картинки западноевропейского происхождения.


Коробки. XVIII в.
Вологодская губ.
Государственный Русский музей

Два других коробка также снаружи украшены белофонной росписью: завитками, похожими на волюты и цветы, и мотивами, подобными картушам в резьбе по кости, в чекане по меди XVIII в. Здесь, по-видимому, несколько неуклюже, сбивчиво по рисунку интерпретируются элементы барочной и рокайльной орнаментации. Фигурка кавалера внутри крышек позаимствована в русских лубках.


Н.В.Тарановская

Литература:
. Н.В.Тарановская. Роспись по дереву - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
. С.К.Просвиркина, С.К.Жегалова. Расписные сундуки XVII-XVIII вв. - В кн.: Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. М., 1967
. В.М.Василенко. Русская народная резьба и роспись по дереву XVII - ХХвв. - В кн.: Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х - ХХ веков. М., 1974
. В.М.Василенко. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII - XIX веков. - В кн.: Русское искусство XVIII - первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1971

Вологодские росписи - направление декоративного искусства народов севера страны. Роспись по дереву известна на Руси давно, она развивалась повсеместно, во всех районах огромной территории. Отличие состояло в технологии подготовки изделия к работе, в наборе традиционных орнаментов, в преобладании каких-либо цветов. Только в известно более десяти видов росписи, отражающих своеобразие северного края и конкретных мест, в которых они появились.

Вологодская художественная роспись

Если посмотреть на карту Вологодской области, то не найдется населенных пунктов, где бы не развивался этот народный промысел. Жители берегов Северной Двины, Сухони, притоков Юга и Лузы, а также центральных и западных районов Вологодской губернии украшали свои жилища, бытовую утварь, мебель, орудия труда, посуду рисунками, свойственными только их местности. Никто не знает, сколько видов росписи утрачено, но те, которые удалось сохранить, являются ценностями отечественной культуры.

Суровый край, богатый лесом, требовал от людей выносливости и способствовал самовыражению в виде развития ремесел, связанных с теплом дерева. Сначала появилась художественная резьба, а вологодская роспись деревянных изделий возникла значительно позже. Она подхватила темы, предложенные более ранним промыслом, и значительно их расширила, оставив в своем арсенале приемы и технологии данной местности.

Техника росписи

В народном искусстве различаются два стиля нанесения рисунка на изделие: графический и свободно-кистевой (мазковый).

На севере известны образцы графической росписи, которые относятся к XVII веку. Оформлялись ею бытовые предметы: прялки, короба, сундуки, ковши, расписные тарелки. Техника выполнения такова: на изделие наносится четкий контур рисунка, который потом раскрашивается двумя-тремя цветами. Мастера используют в работе темперные краски. Известны несколько локальных центров народных промыслов Вологодской области, которые работают в такой технике.

Свободно-кистевой, живописный или мазковый рисунок появился на Русском Севере позже, в начале XIX века. Но сам он был далеко не нов, его корни уходят в глубокое прошлое. Техника выполнения отличается от графической коренным образом. Художник не наносит предварительный контур, он начинает писать по «чистому» изделию, сразу нанося мазки краски. Рука при этом движется свободно, границы изображения несколько размыты, отсутствует симметрия. Получается более правдоподобный, «жизненный» рисунок.

В этой технике часто используют прием нанесения на кисть сразу двух красок: цветной и белой. Одним мазком мастер наносит основную краску и тут же оттеняет, усиливает ее звучание белильной оживкой. Свободно-кистевая роспись в Вологодской области чаще всего встречалась в росписи крупной мебели или домов: на карнизах, фронтонах, ставнях.

Харовская роспись

В Харовском районе используется для росписи деревянных изделий свободно-кистевая технология с графической оживкой и осветлением. Традиционно в росписи этой местности изображались растительные сюжеты и, как ни странно, львы. Местные жители считали этого зверя оберегом для своих домов. Львы на рисунках очень забавны. Они то похожи на собак, то на кошек, то стоят на задних лапах. Реже рисовались люди и птицы. Цвета фона преобладали коричневые, зеленые, темно-бордовые. Краски для росписи использовались коричневого, голубого, зеленого цветов.

Изделия с росписью найдены участниками поисковой экспедиции в Харовском районе. Их остается все меньше, и задача художников, пытающихся возродить этот промысел, состоит в сбережении найденных образцов, их изучении и копировании.

Глубоковская роспись

На северо-востоке Вологодской области, в отдаленной деревне Глубоковке родилась роспись, состоящая из классических элементов, которые соединяются в замысловатый узор. На самом деле, деревень было несколько, но название росписи дала именно эта. Глубоковская роспись так богата разными элементами, что все их сложно перечислить. Чаще других используются бутоны, завитки, капли, скобочки и многие другие. Ранние работы имели в преобладании оливково-коричневые цвета, более поздние - оранжевые и красно-коричневые.

Расписывались такой росписью прялки, шкафы, двери. Современные мастера с большим искусством воспроизводят элементы росписи на домашней утвари. Хлебница в глубоковском стиле украсит любую кухню и поднимет настроение хозяйке. Спокойный букет из крупных завитков является традиционным элементом глубоковской росписи.

Район Вологодской области, расположенный на юго-западе, граничит с Ярославской областью. Здесь родилась графическая, яркая, веселящая глаз роспись. Мелкий узор из точек и лепестков, побегов и семян создает некое то ли дерево, то ли цветок. Особенность гаютинской росписи в симметричном заполнении плоскости, словно идет штамповка фрагмента по всему изделию. В создании росписи участвует много ярких красок: красная, оранжевая, зеленая, золотая. И вся эта красота накладывается на красный фон. Специалисты считают, что постоянно изображаемое фантастическое растение - это Мировое Древо, связывающее Землю и Небо и разбрасывающее семена всех растений. Если это так, то орнамент напоминает о наших языческих корнях.

Раньше этим узором украшали чаще всего прялки - те, которые делались в подарок девушке или женщине. Современные вологодские художники оформляют так деревянные тарелки, пасхальные яйца, солонки и другие сувениры.

Шекснинская роспись

Яркая, нарядная роспись, годная только для праздника или украшения, относится к разряду малоизученных. Она создавалась на территории, граничащей с Ярославской и Новгородской губерниями. На ярко-красном фоне преобладает золоченый узор, потому-то жители Шекснинского района зовут ее «золоченкой».

В росписи используются фантастические растения, переплетающиеся в красивый орнамент. На растениях небывалые цветы и ягоды, иногда встречаются райские птицы.

Шекснинская роспись напоминает золотую Хохлому, рожденную в Нижегородской области. Как похожая техника могла оказаться далеко на севере страны? Оказывается, истоками создания и той, и другой росписи были орнаменты русских икон и рукописных книг. Но технология выполнения художественной росписи в этих районах разная.

Верховажная роспись

Эта роспись относится к свободно-кистевой. Изображение рисунка, в данном случае цветочной ленты, смотрится немного размыто, очень естественно и объемно. В орнаменте всегда преобладали растения: ягоды, цветы, листочки.

Такой стиль не был известен нашим предкам. Новизна - это его отличительная черта. Родился он в конце XX века в современной мастерской. Художественное объединение «Надежда» сплотило местных мастеров-единомышленников. Они изучили и возродили некоторые виды Вологодских росписей и заинтересовались искусством мастеров города Семенова («Золотой Хохломой»). Воспроизводя их технологию изготовления изделий, они внесли некоторые изменения и получили очень интересный результат.

В городе Семенове на поверхность изделия наносят слой «лудки» - раствора, имеющего в составе олово. Это придает предмету серебристый цвет. Далее наносится слой олифы, и изделие отправляют в печь. От высокой температуры происходит взаимодействие олова и олифы, и цвет поверхности превращается в золотой. По нему и ведется основная роспись.

А северяне, отменив покрытие олифой, получили на выходе из печи серебряный, морозный, вологодский оттенок. Так рождаются новые изделия в мастерских народных промыслов Вологодской области.

Опыт, накопленный мастерами, веками передавался из рук в руки. Таким образом, мы можем увидеть сегодня сохраненную технику росписи, как результат труда многих поколений. Преемственность традиций позволяет современным художникам работать в стиле, созданном века назад мастерами Вологодской области.

Благодаря их мастерству самый обыкновенный предмет, расписанный красочным узором, превращается в праздничную, нарядную вещь, отражающую самобытность конкретной местности северного края. Но все вместе они носят название - «вологодские росписи».

Вологодская земля является родиной многих замечательных промыслов. Особое место среди них занимает роспись по дереву, которая имеет богатое разнообразие видов. Она была широко распространена на Русском Севере в конце 19-20 веков. В каждой местности на протяжении столетий были выработаны свои приемы, и свой своеобразный язык росписи.

Вологодская роспись - одна из самых красочных по цвету, насыщенная многочисленными элементами в орнаменте. Привлекательной особенностью Вологодской росписи является декоративность и реальность воспроизведения природы - ягод, листьев, цветов.

Подарки с вологодской росписью приносят в дом радость, они не только красивы, но и практичны в использовании.

Роспись украшает бочата (от 300 рублей), салатники (от 300 рублей), конфетницы (от 400 рублей), ложки (от 160 рублей) и другие изделия. Нарядные и праздничные изделия с вологодской росписью приносят радость в наш дом, служат хорошим подарком, и в то же время всеми предметами можно пользоваться в быту, они утилитарны, добротны и прочны.

Шекснинская «золоченка» — необычно яркая, «огненная роспись». Корнями уходит в древнерусскую культуру, напоминая травные орнаменты икон и рукописных книг. Основные мотивы росписи — причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор.
Выполняется под заказ.

На Русском Севере росписи известны с XVII века, широкое распространение они получили в конце XIX – начале XX вв. Строго следуя традициям, народный мастер в силу художественного дара преображал материал, вкладывая в произведения свое представление о красоте и гармонии природного мира. Росписи служили декором предметов крестьянской утвари, деревенского интерьера: изделие при этом «оживало», дарило радость. В каждой местности сложились свои приемы, техника, своеобразный язык росписи. Сегодня на Вологодчине насчитывается около 20 видов росписи. Приглашаем познакомиться с некоторыми из них.

Интересный и своеобразный центр народной росписи был на северо-восточной окраине Вологодской области (ныне это Вельский район Архангельской области). Составлял его куст деревень в отдаленных, глухих местах, затерявшихся в лесах северного края. Одна из деревень, где жили мастера росписи, называлась Глубоковка. Именно здесь родилась та орнаментальная роспись, которую исследователи назвали «Глубоковской». Глубоковская роспись богата разнообразными элементами. Это различные по форме «розетки», «бутоны», «завитки», «листья», «точки», «капли», «скобочки». Чаще всего глубоковской росписью украшались предметы интерьера – шкафы, двери, прялки. Если ранние памятники с росписью имели оливково-охристый цвет, то более поздние – насыщенно оранжевый и красно-коричневый цвет.


Гаютинская роспись была распространена на юго-западной территории Вологодской области, пограничной с Ярославской областью. Это праздничная, нарядная мозаичная графическая роспись с мелким бисерным узором из цветочных розеток, образованных точками и лепестками. В основе композиции – древо-цветок, побег, который завершается плодом с точками-семенами внутри.

Веселый характер росписи придает многоцветие красок – красных, оранжевых, зеленых, голубых, золотых и серебряных оттенков, которые накладываются на густой вишневый, красно-коричневый или охристый фон. Такая роспись присутствовала в основном на прялках. Сокровенная символика гаютинской росписи – символика мироздания и мироустройства.


Современные вологодские мастера украшают мелким бисерным узором сувенирные изделия – шкатулки, солонки, декоративные тарелки, пасхальные яйца, сундучки, чаши, деревянные игрушки.
Еще одна яркая, сказочная, «огненная» роспись Вологодского края. До недавних времен шекснинская золоченка относилась к числу малоизвестных росписей. Она бытовала в юго-восточной части Шекснинского района Вологодской области, на границе Ярославской, Вологодской и Новгородской губерний. Местные жители называли ее «золоченкой» за золото узора, выполненного на ярко-красном фоне. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидит гордая птица с орлиным независимым взглядом, с хвостом, иногда переходящим в растительный орнамент, – основные мотивы шекснинской росписи.


По цветовой гамме и манере письма «шекснинская золоченка» напоминает хохломскую роспись («кудрину»). Узоры Шекснинской золоченки напоминают орнаменты икон и рукописных книг. Золотой цвет росписи в сочетании с черным контуром и красным фоном составляет яркую, контрастную праздничную гамму и созвучен красочному строю древних икон. В технике «шекснинская золоченка» работают и современные мастера. Она прекрасно смотрится на ларчиках, шкатулках, ювелирных изделиях.

Кичменгско-Городецкая роспись

Кичменгско-Городецкая роспись бытовала на пограничье современных Костромской, Кировской и Вологодской областей. Во многих деревнях Кичменгско-Городецкого района предметы мебели и внутренняя отделка домов были украшены сочной декоративной живописью. Выполнялись росписи в свободно-кистевой манере, то есть маховым письмом, что позволяло быстро расписывать большие поверхности. Во второй половине XIX – начале XX века мастеровые из Костромской и Вятской губерний целыми артелями расписывали интерьеры крестьянских домов: заборки, стены, двери, голбцы, а также мебель и предметы быта: шкафы, зыбки, прялки, сундуки. Росписи выполнялись масляной краской без грунтовки обычно на охристых или красных фонах. Основными цветами были красный или бордовый, белый и зеленый. Желтый, синий и черный часто служили в качестве добавочных. Любимым изображением мастеров был лев. В живописных композициях он всегда занимал ведущее место. Лев воспринимался в качестве стража, оберегающего хозяйское добро. Народ ценил силу, мужество и благородство в облике зверя. В Кичменгско-Городецкой росписи были распространены букеты, состоящие из роз, тюльпанов, лепестков цветов и гроздей винограда.


Древнейший символ традиционного народного искусства Русского Севера – Древа жизни – просматривается и в Кичменгско-Городецкой росписи. Ведущий орнаментальный сюжет «цветущая ветвь», одна или несколько, переплетаясь с другими, поднимается вверх и заканчивается мощным «виноградием». «Виноградие» – распространенный символ в культуре Русского Севера, несущий благополучие и богатство. «Виноградия» – так называются поздравительные песни с пожеланиями добра и счастья. Такие песни пели в Вологодской области колядовщики на Святках при обходе дворов с благопожеланиями, а также в свадьбу молодым. Это жизнеутверждающий символ цветения в природе и человеческом житье.
Эта роспись получила свое название от села Верхняя Уфтюга (в местном наречии «Ухтюга»), расположенного в 60 километрах от Сольвычегодска, и, как говорят старожилы, в «ста десяти километрах санного пути» от Великого Устюга. Прежде эта территория принадлежала Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Сегодня Верхняя Уфтюга относится к Красноборскому району Архангельской области.


Изысканность и сдержанность, тонкость и изящество, гармония и пропорциональность элементов, нежные пастельные тона – вот что характеризует уфтюгскую роспись. Ее традиционная композиция – гибкая ветвь, украшенная тюльпанами или «котлами», как их называют местные мастера, плодами и листьями. На ветвях сидят изящные и грациозные птицы, подобные райским. Такая роспись украшала туеса, коробья, прялки, колыбельки, уподобляя убранство горницы райскому саду. Стиль росписи хорошо узнаваем.


Верховажская роспись относится к числу свободно-кистевых росписей, когда мастер наносит рисунок свободными живописными мазками. Если для написания элемента необходимы два или три цвета одновременно, то используют белильную оживку – белильные блики, моделирующие форму изображения. Мотивы рисунка могут быть как растительными (розан, ягодка, тюльпан, листок), так и животными (лев или птицы). Верховажская роспись имеет свои особенности: изображение выполняется без предварительной прорисовки, наблюдается визуальное смешение техник «оживки».


По материалам Н. Путиловой, О. Гладышевой,
Л. Корчаговой, Т. Горбатовой, О. Оленевой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: