Школьная энциклопедия. Хосе давид альфаро сикейрос Сикейрос картины

Хосе́ Дави́д Альфа́ро Сике́йрос (исп. José David Alfaro Siqueiros, 1896-1974) - мексиканский художник. Живописец, график и муралист. Политический активист, участник коммунистического движения.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Давид Альфаро Сикейрос в 1911 г. поступил в Академию художеств Сан-Карлос в Мехико, там участвовал в студенческой забастовке, протестуя против порядков в заведении. Затем обучался в художественной школе Санта-Анита.

С молодости ощущал себя революционером, в 1911 г. принял участие в гражданской войне на стороне конституционалистов. Служил офицером в армии мексиканского президента Венустиано Каррансы.

В 1919-1922 годах Сикейрос жил во Франции и Испании. В 1921 году он опубликовал в Барселоне «Манифест революционного искусства», а в 1922 году основал «Революционный синдикат работников техники и искусства». Член Мексиканской коммунистической партии (МКП) с 1922 года.

С 1924 года член ЦК МКП, активный участник организации профсоюзного движения и международных коммунистических конгрессов, занимал пост главного редактора газеты El Mundo, сотрудничал с другими левыми газетами. Вместе с ним в коммунистическом движении принимали участие и другие мексиканские художники, в частности .

В 1930 году Сикейрос был арестован, а затем сослан в городок Таско. Ссылка оказалась плодотворной в творческом плане - здесь художник создал несколько десятков работ.

В период с 1932 по 1936 годы Сикейрос жил и работал преимущественно в США; там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932).

В 1937-1939 годах Сикейрос участвовал в Гражданской войне в Испании в качестве офицера республиканской армии под командованием Энрике Листера. Дослужился до звания полковника.

По заданию НКВД коммунист-сталинист Сикейрос принимает участие в группе боевиков (кодовое название «Конь»), сформированной для ликвидации Троцкого. 24 мая 1940 года вместе с «Филипе», Леопольдо и Луисом Ареналь и другими участвует в неудавшемся покушении на Троцкого. В конце 1940 года арестован вместе с другими членами группы «Конь» в связи с убийством Троцкого.

В 1960 году избран членом Политкомиссии ЦК МКП. В том же году был заключён в тюрьму за политическую деятельность, но в 1964 г. власти освободили его под давлением международного общественного мнения.

ТВОРЧЕСТВО

С юных лет и до конца жизни Сикейрос сочетал политическую деятельность с профессиональными занятиями живописью, и само творчество Сикейроса максимально идеологизированно, проникнуто пафосом борьбы против социального гнета и насилия.

Практически всегда Сикейрос сообщал своим произведениям актуальное политическое звучание.

В своем творчестве Сикейрос сообщал образам повышенную экспрессию, большую пластическую силу, отстаивая новые принципы активного воздействия художественных произведений на массы. Художник создавал монументальные композиции, в которых конкретные персонажи сочетаются с символическими олицетворениями социально-исторических сил, использовал эффекты динамически сокращающейся перспективы, смело вводил живопись во взаимодействие со скульптурными формами, применял новые художественные материалы (синтетические краски, керамическая рельефная мозаика и г. д.).

С конца сороковых годов Сикейрос обращается к конструктивно новым поверхностям, на которых располагаются росписи:

«Будущие росписи покончат с исключительно плоской поверхностью панелей, присущей станковой живописи, они будут покрывать выпуклую и вогнутую, то есть активную поверхность стен».


В вестибюле госпиталя де ля Раса в Мехико Сикейрос расписывает овальную стену. Сферическая поверхность стены придает фигурам динамику, насыщает их активностью, соединяет статическое изображение, каким по природе своей является живопись, с ритмами движения окружающей жизни.

В 50‒60-е гг. в творчестве Сикейроса особенно нарастает конкретная выразительность в трактовке исторических событий и типов, заостряется политическое содержание образов. Все время Сикейрос разрабатывал новые изобразительные средства и технические методы живописи.

Росписи и пластическая мозаика, выполненные Сикейросом в Университетском городке в Мехико, располагаются на внешних стенах здания ректората. Они занимают площадь свыше 4 тысяч квадратных метров. Их тема – «Университет на службе наций». Огромные, достигающие десятиметровой высоты фигуры – символическое олицетворение науки и прогресса – выполнены в рельефе, включающем в себя мозаику, керамику и окрайенные электролитическим способом металлические плитки.

Неоднократно приезжал в Москву (1927, 1955, 1958 и 1972). Почётный член Академии художеств СССР (1967), лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967). В его честь названа улица в Санкт-Петербурге.

«Марш человечества», возможно, одна из самых больших фресок в мире. Сикейросом и его группой расписано 8 тысяч квадратных метров стен здания изнутри и снаружи. Есть одно новшество в. этой фреске — художник ввел в нее скульптуру, мозаику, витражи.
Эта работа и последний аккорд, и апофеоз Давида Альфаро Сикейроса…

ЦИТАТЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ ХУДОЖНИКА

Мексика - это бескрайнее поле меченосных серовато-голубых агав, усеянных цепкими шипами.

Мексика - это страна огромных кувшинов и сладких плодов, над которыми вьются птицы.

Мексика - страна орла, змеи и кактуса, изображенных на ее гербе. Мексика - страна цветов и колючек, засух и ураганов, сочных красок и нежных мелодий, страна вулканов и удивительного творческого взлета - околдовала и ослепила меня своим чарующим светом.

Все то что нами было пережито и свершено в искусстве то прекрасно, это много, это очень важно, но это всего лишь начало, начало великого пути к счастью человечества первый шаг к которому сделали Ленин, Великая Октябрьская революция. Не будь их, не было бы и коммуниста Сикейроса был бы, возможно, только художник под этим именем, но без приставки коммунист, такой художник вряд ли стал бы известен за пределами Мексики.

Реализм – это не раз навсегда установленная формула, не догма, не неизменный закон. Реализм, как форма отражения действительности, должен находиться в постоянном движении.

Зритель – не статуя, которая включается в линейную перспективу картины… он тот, кто движется по всей ее поверхности… человек, обозревая роспись, своим движением дополняет творчество художника

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Давид Альфаро Сикейрос. Меня называли Лихим Полковником. Воспоминания 1986
  • Григулевич И. Р. Сикейрос - М. : Искусство, 1980
  • Жадова Л. Монументальная живопись Мексики. М., 1965
  • Семенов О.С. Давид Альфаро Сикейрос. Очерк жизни и творчества художника. М., 1980

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

00:05 — REGNUM

Художники всегда искали способ донести своё искусство в массы. Русские передвижники выходили из тесных залов академии искусств и везли свои холсты прямо к простому народу. Они мечтали, что их картины войдут в каждую избу. Кто-то выбрал для себя язык газетных карикатур. Иные вообще бросали живопись и уходили в кино. Наконец, были даже такие, что считали прямое действие по преобразованию мира более говорящим, чем кисть художника… Давид Сикейрос был сразу всем этим, и ещё немножко большим.

Что может быть более открытым и «общественным», чем стены города, в котором человек живёт? Лестничные пролёты в школе, залы в театре, фасад академии… Движение «муралистов» (мурали — живопись на архитектурных сооружениях) образовалось в Мексике после свержения мексиканского диктатора Порфирия Диаса. В 1921 году новый секретарь образования Хосе Васконселос обратился к молодым художникам, в том числе бежавшим от старых режимов за границу, с предложением расписать стены государственных зданий фресками. Васконселос был философом, человеком западных взглядов, и затея виделась ему чем-то вроде воссоздания в Мексике фресок Микеланджело или средневековых европейских мастеров.

Однако первый же проект — роспись Национальной подготовительной школы в Мехико — показал, что мир ушёл далеко вперёд по сравнению с Ренессансом и Средними веками. Диего Ривера, Хосе Ороско и Давид Сикейрос — эта будущая «великая троица» мурализма — покрыла стены сюжетами революции, социальной борьбы, сделала их предметом радикальной «политической декларации». Хотя все три художника и обращались в своём творчестве к классическим мастерам фрески, муралисты считали живопись средством агитации, народного образования и пропаганды коммунизма. Для них стены городских зданий стали средством избежать формализма, возможностью обратиться прямо к рядовым жителям.

Но для Сикейроса всё началось намного раньше, ещё в четырнадцать лет, когда он ушёл на фронт борьбы против диктатуры Диаса. А прямо перед этим Давид впервые попадает в тюрьму как лидер студенческой забастовки — учащиеся требовали не только конца академической рутины, но и экономических реформ, вплоть до национализации железных дорог. Выйдя из заключения, Сикейрос открывает свою художественную школу возле Мехико, ставшую центром подпольного студенческого сопротивления.

Позднее он скажет: «Когда краски на картинах высыхают, то превращаются в порох, и под слоем фресок прячется единственная правда мира».

Тропа войны

Мало кому удавалось так органично объединить в себе искусство и жизнь. Подобно Хосе Ороско (Диего Ривера тогда учился за границей), Сикейрос воевал в рядах освободительной армии Венустиано Каррансы, заодно с Эмилиано Сапатой и Панчо Вильей, параллельно занимаясь рисованием. В два года Давид из рядовых выходит в капитаны, становится членом главного штаба. Опыт войны проведёт некий раздел среди троих муралистов: Ривера будет увлечён «автохтонной» индейской культурой и стилизацией, Ороско и Сикейрос же будут исполнены злободневности. Хотя и начинает Давид как самый «архаичный» из троицы.

В 1918 году Сикейрос созывает «Конгресс солдатских художников», где призывает искусство осветить страдания и борьбу мексиканского народа. Пять лет спустя этот призыв будет реализован в Синдикате живописцев, скульпторов и граверов, сведшем великую троицу.

Однако Сикейрос никогда не мог просто «уйти в искусство», сколь бы остро и злободневно оно ни было. На первое место Давид всегда ставил революцию. Его идеалом был Иосиф Сталин (Сикейрос не раз посетит Москву и получит премию «За укрепление мира между народами»). Он даже примет участие (есть версия, что на роли организатора) в покушении на Троцкого. Но пока что Сикейрос становится редактором газеты Синдиката «Эль Мачете», которую со временем делает официальной печатью компартии. Давид сам вступает в партию и доходит в ней до члена ЦК. Параллельно он занимается профсоюзным движением в Латинской Америке, организует конференции и издаёт еженедельник «Молот».

Тем не менее, правительство — как это обычно бывает — стремительно правеет, и уже в 1925 году Синдикат оказывается распущен. Сикейрос отвечает на это отъездом в Гвадалахару — второй по величине город после Мехико, «мексиканский Ватикан». Там всё застроено католическими церквями, население же всегда было предельно реакционно. Но именно в Гвадалахаре Сикейрос впервые расписывает целое здание, старую церковь, преобразованную в библиотеку, вводя в свой стиль элементы рельефа. Здесь же Давид выходит на контакт с шахтёрскими профсоюзами.

Проходит несколько лет, и к 1929 году компартия, как и многие другие демократические движения, оказывается под запретом. Рядовых коммунистов арестовывают, Сикейрос после первомайской демонстрации проводит год под стражей без всяких официальных обвинений, но затем ссылается в «глубинку», в город Таско. Стен в нём почти не было, и художник возвращается к холстам, рисуя в основном портреты.

Так, однажды Давида вызвали в семью, где умерла маленькая девочка, чтобы Сикейрос сделал её портрет. Художник посетовал, что он не фотограф — и не может поспорить с современной техникой в точности. На что глава семейства ответил: «Вы сделаете портрет лучше, чем сделал бы фотограф. У вас есть сердце, и вы посочувствуете моему горю, а аппарат — бездушная машина».

Однако судьба уготовила Сикейросу особый подарок. В Таско приезжает Сергей Эйзенштейн — гениальный певец революции из России, снимающий фильм «Да здравствует Мексика!». Давид и много лет спустя будет со страстью говорить о «Броненосце Потёмкине», а также рассказах режиссёра о задачах и методах искусства. Это знакомство окончательно определило для Сикейроса путь новаторства.

Сам Эйзенштейн в 1932 году окажется на выставке Давида и заявит: «Сикейрос — лучшее доказательство того, что поистине крупный художник является прежде всего выразителем большой социальной мысли, убежденности в большой идее. Чем страстней эта убежденность, тем больше художник».

В логове врага

В 1932 году, спасаясь от репрессий, Сикейрос едет прямо в сердце ненавидимого им капитализма — США. Здесь он «продержится» недолго, но в кратчайшие сроки заявит миру о себе.

Первым его заданием стало расписать наружную стену здания Школы изящных искусств. Владелица училища превратно толковало мексиканскую живопись — ей виделись рисунки индейцев, что-то узконациональное, фольклорное. Характерно, что Сикейрос, начавший свой путь с обращения к национальным корням и мечтавший о создании особой мексиканской школы живописи, к 30-м годам уже стоял на радикально универсалистских позициях. Он видел, как международный туризм превращает народную культуру в игрушку, поделку для развлечения богатых западных обывателей, лубок. И мексиканские художники, в погоне за деньгами и популярностью, были готовы потворствовать дурным вкусам туристов.

Хотя Сикейрос со временем смягчил свою позицию и стал допускать использование глубоких народных культурных традиций для понимания и передачи жизни «человека вообще» (тем более что де-факто он никогда с ними и не порывал), но его опасения по поводу трансформации искусства под воздействием туризма полностью подтвердились. Они проявились даже в творчестве Диего Риверы, и оказались серьёзным препятствием на пути развития мексиканского мурализма.

В любом случае, Сикейрос не стал церемониться и написал на стене сцену под названием «Митинг на улице». Более того, среди бастующих рабочих вперемешку стояли чёрные и белые, что было для пропитанных расизмом Соединённых Штатов того времени высочайшей степенью наглости и хамства. Хозяйке школы под давлением американских газет пришлось воздвигнуть перед муралем каменную стену, закрывшую роспись.

Однако благодаря разгоревшемуся скандалу популярность мексиканца выросла до небес. Его сразу же пригласили в Калифорнию, в Plaza Art Center, где ему дали под роспись площадь почти в двести квадратных метров. Заказчик (с детской наивностью) попросил художника изобразить весёлый «тропический рай». Получилась же, конечно, «Тропическая Америка, угнетаемая и терзаемая империалистами». На мурале были и революционеры, и распятый под когтями орла с американского доллара индеец. Работу пытались уничтожить, но часть её сохранилась и по сей день.

Лучше всего сложилась судьба творений Сикейроса в доме американского продюсера Дадли Мёрфи, продававшего его работы и ставшего другом художника. На мурале изображён президент Мексики Кальес, пришедший власти как борец за дело революции, но оказавшийся пособником капиталистов. Есть там и король американских финансов Джон Пирпонт Морган, разорявший мексиканскую экономику. На помощь скорбящим над погибшими крестьянами женщинам и детям спешит солдат советской Красной Армии.

Роспись же подвала газетного магната Наталио Ботана подвергалась атакам кислотой и побелкой, но фреска не сдалась. Её пришлось распилить и вывезти в другое помещение на хранение.

Сикейроса пытались выдворить из страны, ещё в 1932 году сажали на корабль «Рио Нилус». Однако ему удалось даже основать на территории США художественную школу, которой мир обязан многими находками.

Вообще говоря, Сикейрос стал чуть ли не первым художником в мировой истории, расписывающим наружные фасады зданий. Находясь под впечатлением теорий Эйзенштейна, он пытался применить в композиции приёмы кинопроецирования. Мурали Давида составлены так, что рассматривать их необходимо с самых разных планов и точек зрения. Таки образом, для человека, поднимающегося по лестнице или едущего по дороге на автомобиле (впоследствии Сикейрос создаст мураль, рассчитанный на движение со скоростью 60 км/час!) рисунок начинает динамически «развёртываться», открывать то одни детали, то другие. Поэтому всякие иллюстрации в интернете или на бумаге лишь очень пунктирно отображают реальную силу этого художника. Что уж говорить об оптических иллюзиях, когда квадратные, с выраженными углами здания расписаны так, что человек ощущает себя в центре огромного купола… Интересно, что подобный разворот от статики к динамике оказался актуален не только для живописи, но и для самой архитектуры середины ХХ века.

Но и это — не главная новизна, привнесённая в живопись Сикейросом. Расписывая стены американских зданий, он столкнулся с неожиданной трудностью: в те годы только-только начиналось бетонное строительство, ставшее в последующие годы повсеместным. А любые традиционные методы росписи — с грунтованием, как во фресках, или с использованием масляных красок, в этом случае оказывались невозможными.

Тогда Сикейрос пошёл на шаг, взбудораживший уже не только расистское американское общество, но уже и мировое художественное сообщество. Вместо кисти он стал применять аэрограф (пульверизатор, воздушный пистолет), использующий яркие краски, применявшиеся обычно для раскраски одежды или какой-то промышленной продукции. Давида обвинили в святотатстве, «обесчеловечивании» искусства применением грубой машины.

И действительно — теперь работать приходилось наполовину в режиме импровизации, без эскизов и предварительных рисунков. Контуры будущей картины выводились прямо на стене, постепенно закрашивались, усложнялись, обрастали деталями — и постепенно складывались в законченную картину. Нужно признать, что иногда этого не происходило, и Сикейрос всегда подвергался критике за некоторую незаконченность, недореализованность большинства его творений. Однако искусство Давида всё равно остаётся более содержательным, чем абстракционистские и авангардистские эксперименты его западных последователей, вроде Джексона Поллока, сделавшего стихийность и импровизацию аэрографа самоцелью.

Наконец, Сикейрос пришёл к необходимости задействовать в искусстве последние разработки науки, а конкретно — химии. В 1934 году он встретился с другим мексиканским художником, Гутьерреосом. Последний так вдохновился совершаемым Давидом переворотом в живописи, что отказался от собственного творчества и занялся разработкой подходящих для муралей красок. Итогом его долгой работы стали синтетические краски «политекс», с 1954 года ставшие обычным инструментом подавляющей части мексиканских художников.

Синтетические краски вообще, в том числе и те, что изначально применялись в аэрографе, очень чувствительны к количеству и типу растворителей, а также пропорциям красочных составов. Они могут стать яркими, а могут — тусклыми; могут засыхать быстро, а могут — медленно… В итоге художник, работающий с ними, сам вынужден был стать химиком. В каком-то смысле, художники-муралисты повторили путь мастеров времён Ренессанса — став не только художественными, но и техническими, и научными новаторами.

Художник и гражданин

При всех своих новациях в области искусства, Сикейрос ни на секунду не убирал руку с пульса мировых политических событий. В 1934 году в Мексике он создаёт Национальную лигу борьбы против войны и фашизма. А через два года Давид становится воином-интернационалистом, борющемся в Испании с фашистскими режимами Франко и Гитлера. Сикейрос командует бригадой, затем — дивизией; наконец, получает звание подполковника в бригаде одного из ключевых коммунистических вождей Энрико Листера.

В 1939 году он создаёт композицию «Рыдание», посвящённую поражению республиканцев в гражданской войне. Тогда же появляется «Портрет буржуазии», показывающий неизбежное рождение фашизма из недр капиталистического строя. В 1944 Сикейрос на стенах Музея изящных искусств в Мехико начинает «Новую Демократию» — образ Победы над фашистским миром, разрывания человечеством сковывающих его цепей несправедливости и несвободы.

Нужно отметить, что художник всю жизнь особое внимание уделял рукам. Руки являются у него символом кипящей народной силы, трудящегося человека, пролетария. Они постоянно находятся в крайнем напряжении, вздымаются, как будто пробивают закрывающую им путь стену. Кулак на его знаменитом автопортрете, в «Новой Демократии», руки рабочих над сценами тяжкого капиталистического быта…

Сикейрос как минимум семь раз оказывался в тюрьмах. В том числе, после неудачного покушения на Троцкого в 1940 году. Последний раз Давид просидел «в застенках» четыре года за организацию очередных студенческих протестов в Мехико, и был выпущен под давлением мировой общественности. А ведь тогда ему шёл уже седьмой десяток. Сидя в камере, Сикейрос рисовал эскизы на маленьких кусочках картона. Выйдя же, он сразу заявил: «мои взгляды остались прежними, и освобождение не означает, что я изменю своим убеждениям».

«Давид Альваро Сикейрос — это вера, это действие, это моральная и интеллектуальная сила. Ничто не сдерживает его в выражении личных чувств. Он высказывает их при любых обстоятельствах: в прессе, на уличных собраниях и демонстрациях, на стенах общественных зданий, посредством могучих пластических форм… С тех пор как я его узнал сорок семь лет назад, он всегда был таким. Великий художник, его творения отражают его великий мощный ум», — так характеризовал Сикейроса Херардо Мурильо, «доктор Атль», один из родоначальников мурализма.

Друг Давида, испанский поэт Рафаэль Альберти, посвятил художнику стихотворение, вмещающее в себя весь его жизненный путь:

Его кисть стала острым мачете,

Выстрелом стала краска,

Стали черта и рисунок

Гневной плетью, бичом разящим,

В крик стена превратилась

И в кулак, для удара сжатый.

Однако никто не выразил сути творчества Сикейроса лучше, чем сам художник:

«Все то, что нами было пережито и свершено в искусстве, — это прекрасно, это много, это очень важно, но это всего лишь начало, начало великого пути к счастью человечества, первый шаг к которому сделали Ленин, Великая Октябрьская революция. Не будь их, не было бы и коммуниста Сикейроса, был бы, возможно, только художник под этим именем, но без приставки коммунист, такой художник вряд ли стал бы известен за пределами Мексики».

Введение

Хосе́ Дави́д Альфа́ро Сике́йрос (исп. José David Alfaro Siqueiros , 1896-1974) - мексиканский художник - живописец, график и муралист, политический активист, участник коммунистического движения.

1. Биография

Давид Альфаро Сикейрос родился 29 декабря 1896 г. в мексиканском городе Камарго, провинция Чиуауа. В 1911 г. поступил в Академию художеств Сан-Карлос в Мехико, там участвовал в студенческой забастовке, протестуя против порядков в заведении. Затем обучался в художественной школе Санта-Анита. С молодости ощущал себя революционером, в 1911 г. принял участие в гражданской войне на стороне конституционалистов. Служил офицером в армии мексиканского президента Венустиано Каррансы.

С 1919 по 1922 г. Сикейрос жил во Франции и Испании. В 1921 г. он опубликовал в Барселоне «Манифест революционного искусства», а в 1922 г. основал «Революционный синдикат работников техники и искусства» . С 1924 г. художник был одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии, активно участвовал в организации профсоюзного движения и в международных коммунистических конгрессах, занимал пост главного редактора газеты El Mundo , сотрудничал с другими левыми газетами. Вместе с ним в коммунистическом движении принимали участие и другие мексиканские художники, в частности Диего Ривера

В 1930 г. Сикейрос был арестован, а затем сослан в городок Таско. Ссылка оказалась плодотворной в творческом плане - здесь художник создал несколько десятков работ.

В период с 1932 по 1936 г. Сикейрос жил и работал по преимуществу в США; там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932).

В 1937-1939 г. Сикейрос участвовал в гражданской войне в Испании в качестве офицера Республиканской армии под командованием Энрике Листера. Дослужился до полковника.

По заданию НКВД коммунист-сталинист Сикейрос принимает участие в группе боевиков (кодовое название "Конь"), сформированной для ликвидации Троцкого.

24 мая 1940 - вместе с «Филипе», Леопольдо и Луисом Ареналь и другими участвует в неудавшемся покушении на Троцкого.

В конце 1940 г. арестован вместе с другими членами группы "Конь" в связи с убийством Троцкого.

В 1960 г. Сикейрос был заключён в тюрьму за политическую деятельность, но в 1964 г. власти освободили его под давлением международного общественного мнения.

Он неоднократно приезжал в Москву (1927, 1955, 1958 и 1972). Почётный член Академии художеств СССР (1967), лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967).

В его честь названа улица в Санкт-Петербурге.

2. Основные произведения

2.1. Монументальные композиции

    роспись в Национальной подготовительной школе (фреска, 1922-23, Мехико),

    роспись в клубе профсоюза электриков (1939, Мехико),

    роспись во Дворце изящных искусств (1945 и 1950-51, Мехико),

    роспись в Национальном музее истории (начата в 1959, Мехико)

    мозаика и рельеф на фасаде ректората Университетского городка (1952-54, Мехико);

    монументально-декоративное сооружение «Полифорум» (1971, Мехико)

2.2. Станковая живопись

    «Пролетарская мать» (1929-1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк),

    Портрет Дж. Гершвина (1936, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

    Несчастный случай в шахте (Accidente en la mina, 1931).

    Новая демократия (La nueva democracia, 1945)

Хосе́ Дави́д Альфа́ро Сике́йрос (исп. José David Alfaro Siqueiros, 1896-1974) - мексиканский художник. Живописец, график и муралист. Политический активист, участник коммунистического движения.

Давид Альфаро Сикейрос в 1911 г. поступил в Академию художеств Сан-Карлос в Мехико, там участвовал в студенческой забастовке, протестуя против порядков в заведении. Затем обучался в художественной школе Санта-Анита. С молодости ощущал себя революционером, в 1911 г. принял участие в гражданской войне на стороне конституционалистов. Служил офицером в армии мексиканского президента Венустиано Каррансы.

В 1919-1922 годах Сикейрос жил во Франции и Испании. В 1921 году он опубликовал в Барселоне «Манифест революционного искусства», а в 1922 году основал «Революционный синдикат работников техники и искусства». Член Мексиканской коммунистической партии (МКП) с 1922 года. С 1924 года член ЦК МКП, активный участник организации профсоюзного движения и международных коммунистических конгрессов, занимал пост главного редактора газеты El Mundo, сотрудничал с другими левыми газетами. Вместе с ним в коммунистическом движении принимали участие и другие мексиканские художники, в частности Диего Ривера .

В 1930 году Сикейрос был арестован, а затем сослан в городок Таско. Ссылка оказалась плодотворной в творческом плане - здесь художник создал несколько десятков работ.

В период с 1932 по 1936 годы Сикейрос жил и работал преимущественно в США; там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932).

В 1937-1939 гг. Сикейрос участвовал в Гражданской войне в Испании в качестве офицера республиканской армии под командованием Энрике Листера. Дослужился до звания полковника.

24 мая 1940 года вместе с Леопольдо и Луисом Ареналем и другими участвует в акции устрашения Л.Д.Троцкого. Переодевшись в полицейскую форму, отряд из 25 человек врывается на виллу Троцкого, связывает пятерых полицейских, охранявших виллу, и устраивает беспорядочную стрельбу. В результате нападения никто не пострадал. Акция преследовала две цели: выкрасть документы, дискредитирующие Троцкого, в частности доказательства получения средств от ультрареакционных газет США, и вынудить его уехать из Мексики. Cам Сикейрос считал убийство Троцкого или его охранников «контрпродуктивным». До архива нападавшим добраться не удалось, вынудить Троцкого покинуть страну тоже не вышло. 23 июня Коммунистическая партия Мексики выпустила официальное заявление, что никто из членов партии к нападению на Троцкого непричастен, а все нападавшие были «неконтролируемыми элементами и провокаторами». В результате расследования, Сикейрос был арестован 4 октября 1940 года.

В 1960 году избран членом Политкомиссии ЦК МКП. В том же году был заключён в тюрьму за политическую деятельность, но в 1964 г. власти освободили его под давлением международного общественного мнения.

Неоднократно приезжал в Москву (1927, 1955, 1958 и 1972). Почётный член Академии художеств СССР (1967), лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967).

Одна из улиц в Выборгском районе Санкт-Петербурга названа в честь Альфаро Сикейроса.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Сикейрос Альфаро (Давид Сикейрос) (1896-1974) - мексиканский живописец и график, общественный деятель.

В 1950 году мексиканских художников пригласили участвовать в XXV Международной выставке искусства, знаменитой Венецианской Бьеннале. Это был настоящий триумф мексиканской живописи. Триумф Ороско, Тамайо, Риверы и Сикейроса, который привез 14 картин, среди которых были знаменитые полотна "Полковник-монстр", "Этнография", "Дьявол в церкви", "Каин в Соединенных Штатах", "Наш современный образ" и др. Три последних картины имели глубокий философский смысл. Европейская критика назвала Сикейроса художником с вулканическим воображением. Именно он был одним из основоположников мексиканских настенных росписей, одним из первых так называемых мексиканских муралистов (слово "мураль" в переводе с испанского - настенная, монументальная живопись).

Придавая своим образам политическое звучание и повышенную экспрессию, Сикейрос добивался, чтобы они как можно сильнее воздействовали на массы. В его работах сочетаются образы конкретных людей, герои и символы, аллегории социально-исторических сил. Он смело использовал эффекты динамически сокращающейся перспективы, сочетал живопись со скульптурными формами, одним из первых начал использовать новые художественные материалы, такие как синтетические краски, керамическую рельефную мозаику. Именно фрески стали самым ярким явлением "мексиканского ренессанса", который наступил после победы буржуазно-демократической революции 1910-1917 годов. В это время Ривера, Ороско, Сикейрос и их ученики расписали стены многих музеев, гостиниц, государственных учреждений. Художники начали работать не кистями и шпателями, а распылителями и пульверизаторами... Если раньше художники думали над тем, как соотнести роспись с архитектурным пространством, мексиканские муралисты приспосабливали к росписям само пространство, заботились о том, чтобы их росписи могли рассмотреть и пешеход, и тот, кто едет в машине.

Альфаро Сикейрос родился 29 сентября 1896 года в селении Санта-Росариа в старой креольской семье. Его дед Анто-нио Альфаро Сьерра был в свое время полковником республиканской армии, соратником президента Бенито Хуареса, который изгнал из страны французских интервентов.

Отец Сикейроса был адвокатом. Мать умерла, когда сыну было всего три года. У него были еще старшая сестра и младший брат. Воспитывались дети под присмотром бабушки, а потом деда дона Антонио в поместье "Норио". Как и все мексиканские мальчишки, Хосе Альфаро Сикейрос в детстве мечтал стать чарро - наездником, объездчиком диких мустангов и метким стрелком. Когда Хосе Альфаро, которого в детстве звали Пепе, исполнилось восемь лет, его забрал к себе в Мехико отец, который в то время был довольно известным адвокатом. Он поместил своих сыновей во франко-английский колледж, которым руководили католические монахи.

Именно монахи впервые обратили внимание на то, что Пепе хорошо рисует, и даже наградили его книгой. Однако однажды мальчик отказался от исповеди, а это означало практически разрыв с церковью. Потом он сошелся с одним из деятелей мексиканского анархо-синдикализма, представители которого выступали за социальное равенство, против латифундистов и богатеев вообще. В одиннадцать лет Пепе, увидев, как работают масляной краской маляры, воспроизвел на полотне одну из рафаэлевских мадонн, чем привел в восторг своего отца, который тут же поспешил нанять мальчику учителя рисования Эдуардо Саларес Гутьерреса, живописца, принадлежащего к школе романтического натурализма. В колледже юный Сикейрос получал за свои рисунки первые награды и еще успевал всерьез заниматься бейсболом.

Как раз в это время в Мексике пала диктатура Порфирио Диаса. К власти пришел либерал Мадеро, который не спешил расправляться с латифундистами. По совету отца Сикейрос решил получить профессию архитектора и в 1911 году поступил на архитектурный факультет Национальной подготовительной школы, а затем, чтобы не оставлять живопись,- и на вечерние курсы Академии Сан-Карлос. Он получил первую премию сначала на конкурсе рисунков, посвященном знаменитой русской балерине Анне Павловой, которая как раз тогда выступала в Мехико, а потом на конкурсе рисунков в честь известной в то время исполнительницы латиноамериканских и испанских танцев Архентиниты.

Академизм начал сдавать позиции, и студенты, объявив забастовку, добились того, что была создана Национальная школа живописи и скульптуры, которая открыла в одном из бедняцких районов Мехико школу на вольном воздухе, где студенты и преподаватели давали уроки всем бедным умельцам, всем, кто хотел повысить свой профессиональный уровень. В шестнадцать лет Пепе порвал отношения с отцом, который поддерживал богатых клиентов, и, уйдя из дома, поселился в бедняцком районе.

После того как в Мексике началась война за землю и свободу, Сикейрос вместе с другими студентами вступил в батальон, в шутку названный "Мама", где воевали в основном юнцы. Буржуазия, однако, разобщив рабочих и крестьян, взяла власть в свои руки. Сикейрос считал, что участие студентов-художников в военных походах очень много дало каждому из них. Он писал: "Военный опыт раскрыл нам социальную сторону войны, а затем, обобщенный и развитый, помог нам понять законы функциональности в искусстве".

Благодаря военным походам Сикейрос, как и его товарищи, лучше узнал свой родной край, его великолепную природу, богатую, еще доиспанскую историю и культуру. "Но самое главное,- как считал Сикейрос,- мы открыли человека, мы узнали людей своей родины, узнали их в час, когда человеческое проявляется в людях с особой силой, а это бывает, когда самым большим желанием становится национальная независимость, освобождение родины от чужеземного гнета".

В 1917 году была принята Конституция, которая обещала мексиканцам некоторые демократические свободы. Сикейрос часто посещал центр богемы в Гвадалахаре, где собирались писатели, художники и музыканты, которые спорили о роли и задачах революции и искусства. Здесь с радостью и надеждой восприняли весть о свержении царя в России.

В 1919 году Сикейрос полюбил Грасиелу (Гачиту) Амадор, которая была сестрой его товарища капитана Октавио. Они сочетались гражданским браком, вскоре Сикейрос в чине майора был назначен военным атташе в Испанию, Францию и Италию. Он получил уникальную возможность усовершенствовать свое образование.

В Испанию Сикейрос с молодой женой отплывал из Нью-Йорка, где художник встретился с Хосе Клементе Ороско, малоизвестным тогда художником, которого он хорошо знал по совместной борьбе. Они не только посещали музеи, но и много спорили об искусстве. Ороско очень мрачно смотрел на будущее и, показав Сикейросу, что в живописи можно применять автомат-распылитель, сам был категорически против применения каких бы то ни было технических средств. Сикейрос и не заметил, как были истрачены все выделенные ему деньги. Пришлось вместе с женой остаться в Америке еще на несколько месяцев, чтобы заработать на дорогу.

В Испании, потом Франции, Париже Сикейрос не только познакомился с классическим европейским искусством, но и со всеми направлениями современного. Он подружился с художником Диего Риверой, который ввел его в круг известных и модных художников.

Все в то время восхищались Сезанном, его живописью и высказываниями о структуре изображаемых форм. Сикейрос подружился с Леже и Браком. Его, как и Риверу, очень удивило то, что европейские художники, пойдя на мировую войну, не пережили того воодушевления, которое пережили они, мексиканцы, добровольцами отправляясь на гражданскую. Сикейрос работал рисовальщиком в одной из мастерских художественного литья в Аржантейне, неподалеку от Парижа. Он часто печатался, комментировал события в Латинской Америке, писал статьи об искусстве. Он считал, что искусство должно служить не только интересам всего человечества, но и быть еще национальным, "локальным".

В 1921 году министром просвещения в Мексике стал политический деятель, писатель, философ Хосе Васконселос, который называл мексиканцев "космической расой" и мечтал о том, что они сумеют синтезировать две культуры - староиндейскую и западноевропейскую. В 1922 году Сикейросы возвратились в Мексику.

Первой монументальной росписью, которую Сикейрос создал по заказу государства и которую министр Васконселос просил сделать как можно скорее, была роспись в Национальной подготовительной школе. Ее стены художники, как они сами говорили, поделили, как делят кусок хлеба. Работали самозабвенно, не жалея себя. Сикейрос, экспериментируя с красками, добавляя в них сок кактуса магея, создал росписи "Призыв к свободе" и "Похороны убитого рабочего", где была воплощена версия похорон и воскресения Христа, символизирующая победу трудящихся.

Росписи, которые стали ярким манифестом против реакции, вызвали соответствующий "отзыв". Реакционно настроенные преподаватели подговорили студентов, и те, вооружившись кто чем мог, едва не уничтожили фрески. Тогда на помощь художникам пришли рабочие, ради которых и создавались эти монументальные произведения искусства.

Так, с самого начала Сикейрос оказался в гуще политической борьбы. Он вступил в компартию, не раз выступал на митингах и вскоре попал в тюрьму. Сюда каждый день приносила ему передачи и записки Бланка Лус Блум, которая верила в него. Именно она и уговорила его сменить имя на Давида, так как, по ее словам, Сикейрос всегда напоминал ей статую Давида Микеланджело.

Когда художник вышел из тюрьмы, его пригласили в США. Американка французского происхождения Шинар попросила его сделать фреску для ее школы живописи в Лос-Анджелесе. За две недели Сикейрос с помощниками создал фреску размером 6 на 9 метров, которая называлась "Рабочий митинг".

В США Сикейрос не раз встречался с такими популярными актерами, как Чарли Чаплин, Марлен Дитрих, режиссером Дадли Мэрфи, композитором Джорджем Гершвином. Фрески, проникнутые социально-политическими мотивами, начали создавать под влиянием Сикейроса и североамериканские художники. За свои политические убеждения он еще не раз попадал в тюрьму.

В 1932 году Сикейрос познакомился в Мехико с молодой коммунисткой Анхеликой Ареналь, которая стала не только его женой, но и товарищем по борьбе. Они вместе отправились в Испанию сражаться против фашизма.

Возвратившись в конце 30-х годов в Мексику, Сикейрос после долгого перерыва снова получил возможность создавать фрески для своей родины. В 1940 году в Нью-Йорке экспонировалась выставка его картин, среди которых были "Рыдание", "Буря", "Огонь". В станковой живописи Сикейроса, как и в его фресках, есть не только конкретные сцены, но и воплощения сложных понятий, которые под его кистью неожиданно приобретали жизненную полнокровность. Из фресок, созданных в годы Второй мировой войны и послевоенное время, наиболее известны роспись в Чильяне с ее гигантскими фигурами мексиканских и чилийских революционеров, которые сражались против колонизаторов; триптих во Дворце изящных искусств

Мехико, где центральным является образ вырывающейся из оков Новой демократии; роспись в Центре национальной медицины - "Аллегория будущей победы медицины над раком" и "Полифорум" в Куэрнаваке - "Марш человечества на Земле и в Космосе: нищета и наука" (эту роспись заказал миллионер Мануэль Суарес). Последнюю из созданных Сикейросом фресок - "Полифорум", которую он окончил в 1972 году, называют вершиной творчества великого мексиканского художника и сравнивают с капеллой Микеланджело. Это самая большая в мире роспись имеет площадь 8422 квадратных метра. Железобетонные плиты расписаны индустриальными красками. На всю роспись пошло более трех тонн красок.

Над "Полифорумом" работали скульпторы, художники, инженеры, химики, строители, разнорабочие - всего около 50 человек. За шесть лет было создано 72 панно, которые потом смонтировали в четырехэтажном здании двойной геометрической структуры, в котором расположились выставки народного искусства, театральный и кинозалы, Центр документации по мексиканскому искусству. Роспись состоит из двух разделов - "Марш человечества к буржуазно-демократической революции" и "Марш человечества к революции будущего". Те, кто видел росписи Сикейроса, отмечают, что он даже изображением одной фигуры создает ощущение присутствия толпы. На фресках "Полифорума" есть и сцены пыток, линчевания, образы матерей, защищающих своих детей, и демагога, символизирующего победу буржуазии. Есть космонавты, которые высаживаются на далеких планетах. Доброе начало, как считает великий художник, должно победить зло. И изображенные им на потолке мужчина и женщина полны надежд на счастье. С внешней стороны "Полифорум" украшен двенадцатью панно, которые вместе напоминают двенадцатигранный бриллиант.

Сикейрос умер 6 января 1974 года, умер от рака, победу над которым предвосхитил в одной из своих фресок.

Один из ближайших друзей великого художника писал после его смерти: "Его образы опаляют горячим дыханием и завораживают безостановочным движением, подобно тому, как над мексиканской землей - зеркалом Латинской Америки,- сменяя друг друга, движутся свет и тени..."

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: