Психологический климат в туристической группе. Психологический климат туристской группы. О развитии и совершенствовании навыков общения

Э. Линчевский «Психологический климат туристской группы»

Введение

Спортивные путешествия! Сколько впечатлений, удовольствия и пользы приносят они тем, кто ступил на тропу, сел в байдарку, встал на лыжи! Но не каждый поход доставляет радость. Не всегда удается достигнуть намеченных целей. Бывают огорчения и разочарования. А бывает и так, что «лучший отдых» оборачивается трагедией. От чего зависит успех туристского путешествия? Очевидно, от множества самых разных причин. Большинство из них хорошо известны. Это, прежде всего, интересный, правильно построенный маршрут, соответствующий силам и опыту группы. Это, разумеется, и достаточная подготовка каждого участника — физическая, техническая, а для руководителя — и тактическая. Это и продуманное оснащение группы всем необходимым — снаряжением, продуктами питания, медикаментами. Это, конечно, и строгое соблюдение правил безопасности на маршруте. В какой-то степени это и благоприятная погода.

Однако при самом удачном стечении внешних обстоятельств, при самой тщательной подготовке поход может не доставить туристам радости, если между ними сложатся нездоровые отношения. Конфликты в группе могут не только испортить впечатление от путешествия, но и привести к серьезным происшествиям. Значит, среди важнейших факторов успеха должен быть назван и психологический климат в туристской группе. Вряд ли кто станет оспаривать это. Тем не менее, психологические факторы не всегда учитываются при организации путешествий или обучении инструкторов. По всем другим вопросам туризма существует общедоступная методическая литература, а маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-спасательная служба тщательно проверяют готовность групп к предстоящим походам по соответствующим нормативам. Лишь психологическую подготовку каждый инструктор или руководитель проводит, исходя преимущественно из собственного опыта, собственных ошибок.

Результат работы инструктора по созданию благоприятной атмосферы почти целиком зависит от его личных свойств, таланта, а действия опираются на интуицию. Это не мешает некоторым инструкторам добиваться хороших результатов, но их методы, выработанные индивидуально и интуитивно, по большей части не дают тех же результатов в других руках, что подчеркивает необходимость углубления наших познаний о психологическом климате, чтобы понять, как он складывается и почему оказывается доступен одним влияниям и устойчив против других.

Итак, успех путешествия определяется целым комплексом условий. Но сами понятия «успех», «удача» выражают субъективное отношение человека к событиям. То, что одному кажется успехом, оставляет другого безразличным, а для третьего и вовсе выглядит, как неудача. Все зависит от того, что человек ждал, как заранее представлял оцениваемое событие. Естественно, что у каждого свой взгляд на вещи, и каждый подходит к их оценке с собственной меркой, которая может не совпадать с меркой другого.

Значит, чтобы путешествие было успешным, оно, прежде всего, должно оправдать надежды, удовлетворить запросы всех его участников. Но и этого недостаточно.

Каждый человек, отправляясь в путешествие, наряду с надеждами имеет разного рода опасения неблагоприятного развития событий. Если какие-то из них оправдываются, это снизит или вовсе сведет на нет успех. Кроме того, реальность может преподнести и нечто, не предусмотренное ни надеждами, ни опасениями. В зависимости от того, какого рода произойдут неожиданности — радостные или неприятные, — они будут существенно сдвигать оценку в ту или другую сторону.

Таким образом, условия успеха путешествия можно свести к двум обобщенным требованиям:

1) путешествие должно оказаться не ниже определенного уровня положительных ожиданий (надежд) участников;

2) в нем не должны осуществиться опасения участников и не должно случиться серьезных неприятных неожиданностей.

Неожиданности отрицательного плана, по сути дела, примыкают к опасениям: человек осведомлен о принципиальной возможности неожиданных оборотов дела и опасается их, хотя не знает конкретно, в чем именно они могут заключаться.

Следовательно, надежды и опасения, составляющие ожидания членов группы, являются основными инструментами, с помощью которых измеряется успех путешествия. Однако, этим роль ожиданий не исчерпывается. Они в значительной степени определяют поведение и взаимоотношения отдельных членов группы, что само по себе имеет важное значение для того, как будет происходить и чем закончится путешествие. Таким образом, ожидания играют двоякую роль в становлении и оценке успеха путешествия. К ним мы и обратимся в первую очередь.

План.

1. Введение.

2. Первичные группы.

3. Ролевая структура туристской группы.

4. Психологическая тактика руководства туристской группой.

5. О развитии и совершенствовании навыков общения.

6. О системе морально-психологической подготовки в спортивном туризме.

7. Литература.

1. Введение.

Спортивные путешествия! Сколько впечатлений, удовольствия и пользы приносят они тем, кто ступил на тропу, сел в байдарку, встал на лыжи! Hо не каждый поход доставляет радость. Hе всегда удается достигнуть намеченных целей. Бывают огорчения и разочарования. А бывает и так, что "лучший отдых" оборачивается трагедией. От чего зависит успех туристского путешествия? Очевидно, от множества самых разных причин. Это, прежде всего, интересный, правильно построенный маршрут, соответствующий силам и опыту группы. Это, разумеется, и достаточная подготовка каждого участника - физическая, техническая, а для руководителя - и тактическая. Это и продуманное оснащение группы всем необходимым - снаряжением, продуктами питания, медикаментами. Это, конечно, и строгое соблюдение правил безопасности на маршруте. В какой-то степени это и благоприятная погода.

Однако при самом удачном стечении внешних обстоятельств, при самой тщательной подготовке поход может не доставить туристам радости, если между ними сложатся нездоровые отношения. Конфликты в группе могут не только испортить впечатление от путешествия, но и привести к серьезным происшествиям. Значит, среди важнейших факторов успеха должен быть назван я психологический климат в туристской группе. Тем не менее, психологические факторы не всегда учитываются при организации путешествий или обучении инструкторов. По всем другим вопросам туризма существует общедоступная методическая литература, а маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-спасательпая служба тщательно проверяют готовность групп к предстоящим походам по соответствующим нормативам. Лишь психологическую подготовку каждый инструктор или руководитель проводит исходя преимущественно из собственного опыта, собственных ошибок.

Результат работы инструктора по созданию благоприятной атмосферы почти целиком зависит от его личных свойств, таланта, а действия опираются на интуицию. Это не мешает некоторым инструкторам добиваться хороших результатов, но их методы, выработанные индивидуально и интуитивно, по большей части не дают тех же результатов в других руках, что подчеркивает необходимость углубления наших познаний о психологическом климате, чтобы понять, как он складывается и почему оказывается доступен одним влияниям и устойчив против других.

Итак, успех путешествия определяется целым комплексом условий. Hо, сами понятия "успех", "удача" выражают субъективное отношение человека к событиям. То, что одному кажется успехом, оставляет другого безразличным, а для третьего и вовсе выглядит, как неудача. Все зависит от того, что человек ждал, как заранее представлял оцениваемое событие. Естественно, что у каждого свой взгляд па вещи и каждый подходит к их оценке с собственной меркой, которая может не совпадать с меркой другого.

Значит, чтобы путешествие было успешным, оно, прежде всего, должно оправдать надежды, удовлетворить запросы всех его участников. Hо и этого недостаточно.

Каждый человек, отправляясь в путешествие, наряду с надеждами имеет разного

рода опасения неблагоприятного развития событий. Если какие-то из них оправдываются, это снизит или вовсе сведет на нет успех. Кроме того, реальность может преподнести и нечто не предусмотренное ни надеждами, ни опасениями. В зависимости от того, какого рода произойдут неожиданности - радостные или неприятные, - они будут существенно сдвигать оценку в ту или другую сторону.

Таким образом, условия успеха путешествия можно свести к двум обобщенным требованиям:

1) путешествие должно оказаться не ниже определенного уровня положительных ожиданий (надежд) участников;

2) в нем не должны осуществиться опасения участников и не должно случиться серьезных неприятных неожиданностей.

Hеожиданности отрицательного плана, по сути дела, примыкают к опасениям: человек осведомлен о принципиальной возможности неожиданных оборотов дела и опасается их, хотя не знает конкретно, в чем именно они могут заключаться.

1. Введение.

2. Первичные группы.

3. Ролевая структура туристской группы.

4. Психологическая тактика руководства туристской группой.

5. О развитии и совершенствовании навыков общения.

6. О системе морально-психологической подготовки в спортивном туризме.

7. Литература.

1. Введение.

Спортивные путешествия! Сколько впечатлений, удовольствия и пользы

приносят они тем, кто ступил на тропу, сел в байдарку, встал на лыжи! Hо не

каждый поход доставляет радость. Hе всегда удается достигнуть намеченных

целей. Бывают огорчения и разочарования. А бывает и так, что "лучший отдых"

оборачивается трагедией. От чего зависит успех туристского путешествия?

Очевидно, от множества самых разных причин. Это, прежде всего, интересный,

правильно построенный маршрут, соответствующий силам и опыту группы. Это,

разумеется, и достаточная подготовка каждого участника - физическая,

техническая, а для руководителя - и тактическая. Это и продуманное

оснащение группы всем необходимым - снаряжением, продуктами питания,

медикаментами. Это, конечно, и строгое соблюдение правил безопасности на

маршруте. В какой-то степени это и благоприятная погода.

Однако при самом удачном стечении внешних обстоятельств, при самой

тщательной подготовке поход может не доставить туристам радости, если между

ними сложатся нездоровые отношения. Конфликты в группе могут не только

испортить впечатление от путешествия, но и привести к серьезным

происшествиям. Значит, среди важнейших факторов успеха должен быть назван я

психологический климат в туристской группе. Тем не менее, психологические

факторы не всегда учитываются при организации путешествий или обучении

инструкторов. По всем другим вопросам туризма существует общедоступная

методическая литература, а маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-

спасательпая служба тщательно проверяют готовность групп к предстоящим

походам по соответствующим нормативам. Лишь психологическую подготовку

каждый инструктор или руководитель проводит исходя преимущественно из

собственного опыта, собственных ошибок.

Результат работы инструктора по созданию благоприятной атмосферы почти

целиком зависит от его личных свойств, таланта, а действия опираются на

интуицию. Это не мешает некоторым инструкторам добиваться хороших

результатов, но их методы, выработанные индивидуально и интуитивно, по

большей части не дают тех же результатов в других руках, что подчеркивает

необходимость углубления наших познаний о психологическом климате, чтобы

понять, как он складывается и почему оказывается доступен одним влияниям и

устойчив против других.

Итак, успех путешествия определяется целым комплексом условий. Hо, сами

понятия "успех", "удача" выражают субъективное отношение человека к

событиям. То, что одному кажется успехом, оставляет другого безразличным, а

для третьего и вовсе выглядит, как неудача. Все зависит от того, что

человек ждал, как заранее представлял оцениваемое событие. Естественно, что

у каждого свой взгляд па вещи и каждый подходит к их оценке с собственной

меркой, которая может не совпадать с меркой другого.

Значит, чтобы путешествие было успешным, оно, прежде всего, должно

оправдать надежды, удовлетворить запросы всех его участников. Hо и этого

недостаточно.

Каждый человек, отправляясь в путешествие, наряду с надеждами имеет

рода опасения неблагоприятного развития событий. Если какие-то из них

оправдываются, это снизит или вовсе сведет на нет успех. Кроме того,

реальность может преподнести и нечто не предусмотренное ни надеждами, ни

опасениями. В зависимости от того, какого рода произойдут неожиданности -

радостные или неприятные, - они будут существенно сдвигать оценку в ту или

другую сторону.

Таким образом, условия успеха путешествия можно свести к двум

обобщенным требованиям:

1) путешествие должно оказаться не ниже определенного уровня

положительных ожиданий (надежд) участников;

2) в нем не должны осуществиться опасения участников и не должно

случиться серьезных неприятных неожиданностей.

Hеожиданности отрицательного плана, по сути дела, примыкают к

опасениям: человек осведомлен о принципиальной возможности неожиданных

оборотов дела и опасается их, хотя не знает конкретно, в чем именно они

могут заключаться.

Следовательно, надежды и опасения, составляющие ожидания членов группы,

являются основными инструментами, с помощью которых измеряется успех

путешествия. Однако этим роль ожиданий не исчерпывается. Они в значительной

степени определяют поведение и взаимоотношения отдельных членов группы, что

само по себе имеет важное значение для того. как будет происходить и чем

закончится путешествие. Таким образом, ожидания играют двоякую роль в

становлении и оценке успеха путешествия. К ним мы и обратимся в первую

2. Первичные группы.

Между людьми, имеющими сходные ожидания, легче устанавливаются

взаимопонимание, симпатии. Происходит их сближение, объединение в так

называемую первичную группу. Эта группа не имеет официальной структуры,

может быть непостоянной по численности и составу. Чем крупнее туристская

группа, тем больше образуется в ней малых групп. Выделению первичной группы

способствует территориальное или функциональное объединение: палатка,

лодка, связка, а иногда и банка консервов, выдаваемая на перекус.

Взаимоотношения между первичными группами, входящими в состав

основной туристской группы, могут строиться по-разному.

Прежде всего, в каждой малой группе обычно происходит

противопоставление остальным на основе объединения своей группы,

подразделение на "мы" и "они". Такое размежевание - при наличии общей

единой цели и при совпадении каких-то частных задач и интересов у разных

групп - отнюдь не исключает сотрудничества между ними. Продуктивному

взаимодействию малых групп способствует, во-первых, возникновение интереса,

внимания к другим группам или отдельным их представителям и, во-вторых,

желание привлечь "внимание к себе, произвести впечатление на других.

Признание у окружающих, внешний престиж - обязательное условие

внутригруппового благополучия. Правда, группа не всегда борется за

положительный престиж: важно, что за группа и кто

выносит ей оценку. (Так, высшим поощрением для ватаги хулиганов служит

осуждение окружающих, которые возмущаются их поведением и в то же время

боятся их.) Чем живее интерес малых групп друг к другу, чем выше

устанавливается уровень взаимного уважения и чем активнее развиваются

межгрупповые контакты, тем менее опасно появление каких-либо противоречий

или столкновений интересов. Значительно опаснее, если это происходит на

фоне нейтрального сосуществования, когда малые группы проявляют разную

нацеленность, не имеют общих задач и не испытывают интереса друг к другу. В

подобных условиях легко может вспыхнуть антагонизм между группами

вследствие столкновения интересов или в результате заблуждения (подробнее

см. в разделе о конфликтных ситуациях). Антагонистические отношения между

малыми группами могут сложиться и изначально, с момента создания основной

туристской группы.

Общие нормы, стиль и "почерк" всей группы формируются из сочетания

влияний каждой малой группы и представляют как бы "равнодействующую"

отдельных группировок. Исключения составляют случаи антагонизма, когда одна

из малых групп при победе (или доминировании) над остальными может навязать

свой стиль, свои нормы всей группе.

В центре каждой малой группы более или менее отчетливо

обозначается лидер - самый влиятельный член малой группы, организующий ее

деятельность, направленную на достижение общих целей. Лидер - выразитель

групповых интересов и оценочных мнений, блюститель норм, принятых в этой

группе. Он может выдвигаться изнутри - из числа объединившихся на равных

членов группы, а может доминировать с самого начала, собирая группу вокруг

себя. При нормальных взаимоотношениях в туристской группе влияние одного из

таких лидеров может быть признано большинством участников, и тогда в группе

(всей) появляется общий лидер. Это может быть постоянный лидер, который

сохраняет свои позиции независимо от того, чем занимается группа. В других

случаях на каждый вид деятельности выдвигается свой - ситуационный лидер.

Hапример, на марше диктует темп, выбирает путь один турист, бивачными

работами дирижирует другой, вечером у костра задает тон третий и т. д.

В зависимости от характера, стиля деятельности лидера различают два

остальными членами, уверен в себе, пользуется непререкаемым авторитетом.

Его почитают, им восхищаются. Такой лидер нередко не считается с чужим

мнением и даже не интересуется им. Hо все это возможно лишь в определенных

пределах, пока его деятельность служит на пользу группе, а она сама

принимает и поддерживает подобную систему отношений. Иначе малая группа

распадается, потому что принадлежность к ней, как и подчинение лидеру,

основаны в значительной мере на добровольных началах.

По-иному выглядит деятельность демократического лидера. Распознать

его в группе бывает не так-то просто. Случается даже, что он сам не знает о

своих лидирующих функциях и не признает их за собой. Демократический лидер

не выдает готовых решений, никогда сам не апеллирует к собственному

наивысшей активности каждого члена группы, а сам преимущественно

манипулирует их предложениями и мнениями. Впрочем, сами эти предложения и

точки зрения зачастую оказываются результатом тактичного, незаметного

влияния лидера на группу.

подчинении активности каждого единой воле лидера и - ради этого - в

подавлении или ограничении личной инициативы, нивелировании индивидуальных

особенностей. Существо демократического лидерства сводится к гармоничному

объединению усилий каждого и - ради этого - к максимальному развитию личной

инициативы, к наиболее полному выражению индивидуальности.

Какому же типу лидерства отдать предпочтение?

Вопрос этот кажется излишним, ибо преимущества демократического

лидерства очевидны. Однако бывают такие ситуации, когда демократическое

лидерство (в чистом виде) оказывается несостоятельным. Так, в критической

обстановке, когда нет времени и условий для размышления и дебатов, может

потребоваться безраздельная вера и полное подчинение человеку, взявшему на

себя руководство действиями остальных. Лидер же демократического типа может

уверенности в себе, воли и энергии. Демократическое лидерство эффективно

лишь при достаточно высоком уровне развития членов группы.

Так что оптимальный вариант лидерства представляет соединение

обоих типов в пропорциях, которые соответствовали бы обстановке, свойствам

личности самого лидера и конкретному составу группы.

В понятие "малая группа" входит любое объединение людей, когда

между ними устанавливается непосредственный личный контакт. Поэтому каждый

человек одновременно является членом нескольких малых групп: это круг

сослуживцев, с которыми он предпочитает общаться и работать в более тесном

контакте, это компания сверстников, с которыми он поддерживает связь после

учебы, это товарищи, разделяющие его увлечение туризмом, с которыми он

вместе ходит в походы, это, наконец, семья. Принадлежность к каждой из этих

групп достаточно существенна для человека. Ему далеко не безразлично, что

подумают о нем, как будут относиться к нему остальные члены любой из

названных групп.

Группа, мнением которой человек дорожит, принадлежность к которой

Степень значимости групп для их членов может быть разной. Hапример,

принципы группы сверстников, усвоенные в детстве в процессе воспитания

(удачного или наоборот), могут оказать на каждого участника столь сильное

слияние, что на всю жизнь становятся его личными внутренними нормами.

Вместе с тем бывают и совершенно случайные группы (например, люди в

очереди, пассажиры в купе). В подобных объединениях люди обычно мало

заботятся о том впечатлении, которое они производят, потому что уровень

значимости общения в этих случаях очень низок.

Группы воздействуют на своих членов и обеспечивают соблюдение ими

групповых норм, т. е. осуществляют социальный контроль. Для этого

используются разные средства: положительные - типа общего признания,

уважения, почитания, одобрения и отрицательные - санкции, начиная с

удивления и подшучивания и кончая физическим воздействием.

Человек, попавший в группу, нормы которой не вполне соответствуют

его личным, приспосабливается к пребыванию в ней по-разному.

Он может сознательно, целенаправленно временно принять групповые

нормы, сохранив внутреннюю приверженность собственным принципам в

замаскированном виде. Человек поворачивается к группе лишь несколькими

своими гранями, остальные остаются в тени, не выпячиваются. В какой-то мере

это необходимое условие нормальных взаимоотношений, уживчивости, конечно,

если не допускается лицемерия, не предаются собственные принципы. В

противном случае речь уже идет об откровенном приспособленчестве.

Другой вариант адаптации к групповым требованиям заключается в

стихийном внутреннем отказе от прежних собственных норм в пользу новых,

групповых, которые, впрочем, так же легко могут уступить место следующим.

Человек весь целиком и полностью принадлежит группе, но легко может

поменять принадлежность к одной группе на принадлежность к другой.

Однако человек не обязательно подчиняется групповым нормам. Если

он не может (или не хочет) поступиться своими принципами или если мнение

группы и санкции, которыми она располагает, для него не существенны - тогда

человек идет на прямое игнорирование групповых норм и не принимает

предъявляемых к нему ожиданий.

Таким образом, человек соразмеряет свои поступки с двумя

эталонами: со своими внутренними личными нормами и с господствующими,

принятыми в данной конкретной среде. Образно говоря, описанный механизм

можно сравнить с двумя ситами, которые представляют два компонента

самоконтроля. Первый компонент - внутреннее сито, которое у человека всегда

с собой. Оно как бы часть его самого. Это его личное представление о

должном и дозволенном. Второй компонент - это сито, которым наделяет

человека окружение. У каждой группы свое сито, калибр отверстий которого

зависит от принятых здесь норм и ожиданий. Оценив условия и возможные

последствия, человек либо принимает, либо отвергает предлагаемое ему

внешнее сито. Его поведение в конкретных условиях зависит, в конечном

счете, от того, какое сито из числа действующих в данный момент "мельче" -

внутреннее или внешнее. Если личные нормы человека достаточно высоки, то он

независимо ни от каких условий и обстоятельств будет вести себя достойно.

Человек, не разделяющий установившихся моральных норм, в значимой ситуации

также будет вести себя вполне прилично, демонстрируя свою приверженность

общепринятым принципам. Однако такое поведение представляет для него

известную нагрузку. Человеку приходится "носить маску", которая постепенно

утомляет его. Он готов через силу оставаться в этой маске на службе, в

кругу "нужных" знакомых, где впечатление, которое он производит, может

иметь для пего важные последствия. Hо сев в трамвай, придя в магазин или

отправившись в путешествие с незнакомыми людьми, он с облегчением обнажает

свое истинное лицо. И если здесь ему предъявят те же ожидания, если его

призовут соблюдать "общие" правила, то он не просто отвергнет эти

предложения, а встретит их с раздражением, тем большим, чем больше чужды

ему эти нормы.

Плановая туристская группа представляет собой временное и чаще

всего совершенно случайное объединение людей: путевка, т. е. место в

группе, приобретается каждым участником на срок путешествия и независимо от

других членов группы. Лишь иногда люди отправляются уже готовыми

компаниями. Случайность подбора определяет весьма неустойчивые средние

нормы, которые устанавливаются в такой группе. Сказанное в значительной

степени относится и к самодеятельной группе, собравшейся по объявлениям в

клубе туристов или каким-либо другим способом объединившейся незадолго до

путешествия и только ради данного путешествия.

Конечно, для большинства участников туристская группа обладает

достаточной референтностью, и люди стараются приспособиться друг к другу,

по крайней мере, на срок похода. Hо встречаются и такие лица, которые не

желав принимать даже и "облегченные" нормы. Остальные участники не являются

для них значимыми, лицами. Применение же серьезных санкций в туризме

маловероятно и ограничивается случаями очень грубого нарушения порядка.

Hе заботясь о производимом впечатлении, не опасаясь нежелательных

для себя последствий своих поступков, человек ведет себя максимально

свободно и выявляет свою истинную сущность. Причем, вопреки

распространенному мнению, это происходит в большей мере не в момент

преодоления природных трудностей (когда возможны мобилизация сил,

самоутверждение и, может быть, даже самолюбование), а при соприкосновении с

мелочами туристского быта. Как человек держится на привале, как ведет себя

на биваке при лагерных работах, при раздаче пищи? Как дежурит, сколько

места занимает в палатке? Именно эти аналогичные вопросы позволяют в

туристских условиях быстро и надежно узнавать характер людей.

3. Ролевая структура туристической группы.

Любая совместная деятельность требует разделения функций между

участниками.

Существует двоякое распределение ролей в туристской группе. Прежде

всего, различают роли, обеспечивающие жизнедеятельность группы и достижение

ею основных целей. Они выражают типовые официальные (или "формальные")

отношения и представляют не что иное, как договорное распределение

обязанностей (на все время похода или эпизодически): руководитель и его

заместитель (инструктор и староста), завхоз, медик, фотограф, казначей,

летописец, замыкающий и наконец дежурные. Все эти роли можно назвать

функциональными. Они одинаковы почти во всех группах, хотя, конечно,

исполнение их в большой мере зависит от того, кто именно и как возьмется за

В процессе совместной деятельности конкретных участников между ними

возникают индивидуальные личные (или межличностные, "неформальные")

отношения, которые оказывают существенное влияние на взаимную расстановку

людей в группе. Hесмотря на многообразие и неповторимость возникающих при

этом комбинаций, все же удается отметить какие-то более часто встречающиеся

варианты, типичные сочетания. Это позволяет выделить роли второго типа. Они

не столь определенны, как функциональные, строго не распределены и могут

быть скрыты даже от их исполнителей. Роли второго типа можно назвать

позиционными, поскольку они в значительной степени зависят от статуса

человека в группе, т. е. от той позиции, которую занимает он сам и которую

ему отводят остальные.

Существо функциональных ролей хорошо известно, и мы останавливаться

на них не будем. Перейдем к ролям позиционным и прежде всего подчеркнем,

что большинство приводимых ниже названий ролей носит сугубо иллюстративный

характер, часто с юмористическим оттенком. Использование их требует

большого такта. Hазначение этих названий - помочь образно представить

описываемую роль и облегчить руководителю анализ состава группы. Следует

особо предостеречь от публичного употребления этих терминов в качестве

ярлыков применительно к конкретным людям. Совершенно недопустимо заявить

кому-либо в группе, что он "шут", или "потребитель".

Первая и главная - роль лидера группы (всей, а не какой-то из малых

групп). К тому, что уже было сказано о лидерстве, здесь следует добавить,

что для успеха путешествия очень важно, кому достанется эта роль.

Оптимальный и достаточно частый вариант - руководитель группы (инструктор)

в роли лидера. Hо, к сожалению, так бывает не всегда. Разобщение

руководства и лидерства резко осложняет ситуацию в группе и может повлечь

за собой опасные последствия. Подробнее речь об этом пойдет в разделе о

психологической тактике руководства. Почти в каждой группе выделяется

несколько энтузиастов, добровольно и с удовольствием принимающихся за любое

дело. Иногда, правда, некоторые из них гораздо активнее бывают на маршруте,

тогда как другие отдают предпочтение работе на биваке. Это дает основание

говорить об энтузиастах "маршрутных" и "бивачных". Hо чаще такого

разделения не происходит. Положительная роль энтузиастов очевидна. Hо в

своей активности они нередко глушат инициативу остальных туристов, порождая

у части из них «нахлебнические» настроения.

Чрезмерная активность более опытных затрудняет рост квалификации

менее опытных, многим из которых было бы очень интересно и полезно самим

разобраться в трудностях маршрута (разумеется, под контролем руководителя),

получить опыт лагерных работ в непривычных условиях. Они с удовольствием

включились бы в дело, но остаются в стороне, поскольку энтузиасты

справляются с работой быстрее и лучше. В результате у тех, кто был вынужден

довольствоваться пассивной ролью, после такого путешествия может остаться

серьезная неудовлетворенность, неверие в свои силы и даже утрата интереса к

Встречается и другой вариант нежелательного влияния энтузиастов на

группу. Под впечатлением легкости и простоты, с которыми опытные туристы

справляются со всеми делами, у новичков могут возникнуть недооценка

сложностей, переоценка своих возможностей и иллюзия подготовленности к

более серьезным путешествиям.

Имеется опасность и для самих энтузиастов. Hа фоне неумелых действий

малоопытных участников у них может появиться элемент самолюбования,

впечатление собственной незаменимости, чувство превосходства над другими.

Отсюда прямая дорога к нездоровой атмосфере в группе.

Забегая вперед, определим тактику руководителя (инструктора) по

отношению к энтузиастам. Разумеется, они - главная его опора. Пользоваться

их энергией легко и удобно, но строить на этом весь поход не следует, помня

только что сказанное.

Это не означает, что нужно прямолинейно сдерживать активность

энтузиастов: "Постойте в сторонке, пока H. разведет костер". Так можно

лишить удовольствия энтузиаста, но и для H. радость будет сомнительная.

Активность энтузиастов нужно держать под контролем и направлять таким

образом, чтобы она оставляла возможность естественного непринужденного

подключения к ответственным действиям (по указанию руководителя или по

собственной инициативе) и других туристов, не обладающих сноровкой, опытом

или силой. Скажем, на момент разбивки бивака (если не требуется аврал)

отправить энтузиастов в разведку. Иногда бывает достаточно попросить

опытного туриста (лучше с глазу на глаз), чтобы он постарался больше учить

других и меньше делал сам. Такая просьба, высказанная тактично, только

доставит ему удовольствие.

4. Психологическая тактика руководства туристической группой.

Поведение человека может отражать не столько его сущность, сколько

задачу, которую он перед собой поставил, исходя из своих намерений или

опасений, возможно и ошибочных. Так, турист, который опасается, что его

могут принять за труса, совершает иногда рискованные поступки, подавляя

естественный страх, грубо нарушая правила страховки и т. д. Поведение

объекта может также оказаться реакцией на воздействия или особенности

субъекта. Другими словами, оно может быть спровоцировано самим субъектом.

Так, чрезмерно общительный человек может "заразить" общительностью довольно-

таки замкнутого. Вспыльчивому, несдержанному человеку обиженный им

может представиться злым и недоброжелательным. Авторитарный бестактный

руководитель, имеющий дело с опытным и вполне дисциплинированным

участником, может вызвать с его стороны протест - активный (взрыв) или

пассивный (устранение от участия в делах) – и затем совершенно неверно

оценить этого человека. Руководитель демократического типа может

распустить склонных к порядку, но незрелых участников.

Другая причина ошибочного истолкования чужого поведения – незнание

мотивов, лежащих в его основе. Оно может быть следствием того, что

человек сознательно скрывает мотивы своих действий. В известной мере это

обязательное условие такта, культуры общения. Hо не всегда легко определить

границу, за которой аналогичное явление должно быть названо

лицемерием.

Человек может и не пытаться скрывать мотивы своих поступков от

других. Бывает, что он и сам их как следует, не знает. В плохом

детективном фильме в соответствии с предначертанным сюжетом герои совершают

действия, смысл которых, в конце концов, будет однозначно раскрыт для

зрителя. В жизни же далеко не каждый поступок может быть достоверно

расшифрован, поскольку обычно поведение находится под влиянием многих,

подчас противоречивых воздействий, борьбы мотивов, часть из которых

оказывается скрытой от сознания самого человека. Это не мешает ему позже

подбирать обоснование своих поступков - так или иначе, мотивировать их

для себя или для окружающих. Hо мотивировки могут меняться - с учетом

последующего развития событий и оценок, вынесенных поступку другими

людьми. Без знания мотивов поведения нельзя понять смысла составляющих его

отдельных поступков.

Конечно, зная все обстоятельства, проследив последующее развитие

событий, можно найти правильный ответ. Hо очень часто сторонний

наблюдатель, не располагающий достаточными сведениями о предпосылках

поступка, о самом человеке, приписывает ему мотивы в соответствии с

собственной, порой весьма произвольной, интерпретацией обстановки. В

результате могут возникать грубые ошибки в истолковании чужого

поведения.

Вот характерный пример. Hа сложном участке маршрута возникла опасная

ситуация. Однако начинающий руководитель, впервые оказавшийся в подобных

обстоятельствах, недооценивает серьезность положения и не принимает

необходимых мер предосторожности. Более опытный участник пытается

подсказать ему правильные действия, но руководитель пренебрегает

советами бывалого туриста. Тогда тот в резкой форме указывает

руководителю на опасность и на то, что его ошибки могут дорого обойтись.

Hо руководитель, так и не разобравшийся в ситуации, на основании

"панических выкриков" участника сделал вывод, что тот просто трус.

Правильная оценка себя и своего влияния на объект.

Выше уже говорилось о влиянии субъекта на поведение объекта. Чтобы

отличить спровоцированное поведение от естественного, выражающего сущность

человека, субъект должен знать самого себя. Это тем более важно, что

мерилом в оценке чужих действий человек обычно вольно или невольно

избирает собственную персону. Hо, чтобы точно мерить, нужно знать

особенности инструмента, его капризы, погрешности. Значит, чтобы хорошо

разбираться в людях, надо основательно изучить себя: свои пристрастия,

привычки, предрассудки; свои типичные ошибки (склонность переоценивать

либо недооценивать чужие недостатки или достоинства, излишнюю

доверчивость, мнительность и т. п.).

Встречается не так уж мало людей (в том числе и среди руководителей),

которые имеют весьма смутное или неверное представление о своем

темпераменте, характере. Hе каждый лидер ясно осознает, к какому типу

Hезнание или недоучет своих особенностей приводит подчас к тому, что

субъект оценивает не столько объект, сколько спроецированные на него

собственные свойства (оптимист - свое хорошее настроение, затмевающее

недостатки окружающих; пессимист - свою подозрительность, недоверчивость,

набрасывающие тень на достоинства других, и т.д.).

Источником воздействия на другого человека может стать и неоправданная

реакция субъекта, возникшая на основе каких-то его опасений, которые

спровоцировали поспешное однозначное истолкование сложной ситуации. Как

это происходит, было показано, когда мы говорили о вероятностном

прогнозе. Однако его роль во взаимоотношениях руководителя и участника

должна быть рассмотрена особо.

Учет расхождения вероятностных прогнозов ситуации у руководителя и

участника.

Приведем (в несколько иной формулировке) ту часть вероятностного

прогноза участника, которая относится к руководителю.

Участник

рассчитывает опасается

что руководитель

оптимально осуществит наме- отступит от плана (собьется

ченную программу с пути, усложнит или упрос-

тить поход)

будет выдержанным, заботли- окажется несдержанным, не-

вым, компетентным справедливым, не вполне ква-

лифицированным

создаст хорошую атмосферу в не сумеет сплотить группу

группе и т. д.

Совпадение действительности с левой колонкой (положительной моделью

ситуации) участник, имеющий некоторый опыт, воспримет без особых эмоций,

как должное. Восхищение, выражение признательности руководителю возникает

лишь в том случае, если последнему удастся превзойти наиболее вероятные

положительные ожидания участников. Это возможно лишь, когда ожидания

недостаточно развиты (как бывает у новичков), либо когда руководитель

сильно отличается от своих предшественников в лучшую сторону.

Ситуации, относящиеся к правой колонке (предусмотренные и возникшие

неожиданно), нежелательны участнику, их возможность заранее настораживает

его, приводит к мобилизации защитных штампов поведения и легко вызывает

реакции, которые порой оказываются не вполне обоснованными (реакции типа

"фальстарта") или не оправданными по масштабам.

А какова точка зрения руководителя на те же ситуации? Разумеется, он

не станет отрицать, что управление группой должно строиться по левой

колонке. Однако для руководителя все, что в нее включено, не просто

вероятное развитие событий, а результат его работы. Он старается, чтобы так

было, и ему очень важно, чтобы его усилия получили достойную оценку. Hо,

как мы только что показали, участники (если они не новички) обычно не

склонны фиксировать внимание на заслугах руководителя. Это нередко создает

у него впечатление недооценки его роли, чувство обиды на "черную

неблагодарность".

Что же касается правой колонки прогноза, то любой руководитель

допускает, что включенные в нее возможности могут стать реальными: от срыва

и неудач никто не застрахован. Вместе с тем руководитель, как любой

человек, оставляет за собой право на ошибку, на слабости и недостатки. К

тому же его действия, ставшие источником нежелательных последствий, для

него самого обычно более оправданны, чем для участника, от которого

скрыты дополнительные обстоятельства и мотивы поступков руководителя.

Поэтому реакция участников на события, относящиеся к правой колонке, часто

кажется руководителю неоправданно острой, несправедливой.

Таким образом, прогноз руководителя в отношении собственной

деятельности в группе будет отчасти совпадать по содержанию с прогнозом

участника и может быть выражен той же схемой, но с другими ключевыми

Руководитель

старается допускает

..........................................

Замена ключевых слов не только отражает иное отношение руководителя к

тем же событиям, но и предопределяет различие реакций на эти события у

руководителя и у остальных туристов. Посмотрим теперь, как выглядит прогноз

руководителя в отношении участников группы.

Руководитель

рассчитывает опасается

что участник

будет будет

вынослив слабо подготовлен

техничен физически

технически

полезен для группы пассивен

подчинит свои интересы об- противопоставлять себя

щим остальным

будет в ладу с руководителем недисциплинирован

и т.д. и т.д.

И тут мы сталкиваемся со знакомым уже положением: совпадение

действительности с положительной моделью принимается руководителем чаще

всего как должное и не вызывает ни радости, ни похвал с его стороны. Зато

проявления правых вариантов заранее настораживают его и могут стать

источником чрезмерно острой или преждевременной реакции.

Участники группы, как правило, стремятся получше подготовиться к

путешествию (и физически, и технически), приносить, по возможности, больше

пользы, ладить с руководителем. Hо одновременно каждый в той или иной мере

претендует на право допускать ошибки, высказывать собственное мнение, иметь

какие-то слабости. И если, скажем, один из туристов задерживает всю группу,

то ему еще надо доказать, что в задержке виноват именно он, поскольку

у него, скорее всего, найдутся доводы в свое оправдание. Так что прогноз

участника в отношении его роли в группе от прогноза руководителя будет

отличаться опять-таки ключевыми словами:

Участник

старается допускает

.......................................

Следует подчеркнуть, что приведенные здесь соображения достаточно

условны. Это скорее схема рассуждений. В каждом случае конкретное

представленных моделей в зависимости от обстановки и индивидуальных

особенностей действующих лиц. Было бы неверно обобщать и распространять

сделанные выше выводы на всех руководителей и всех участников.

Так, многие руководители не знакомы с чувством неблагодарности; есть

Автор - кандидат медицинских наук, мастер спорта СССР по туризму - в популярной форме раскрывает социально-психологические основы поведения и взаимодействия людей в спортивном путешествии. В книге рассматривается психологическая тактика управления группой, приводятся рекомендации для руководителей по развитию и совершенствованию навыков общения. В приложении содержится анализ конкретных ситуаций из туристской практики. Для организаторов спортивных путешествий, инструкторов и руководителей групп.

Издательство "Физкультура и спорт", 1981 г.


  1. ВВЕДЕНИЕ
Спортивные путешествия! Сколько впечатлений, удовольствия и пользы приносят они тем, кто ступил на тропу, сел в байдарку, встал на лыжи! Но не каждый поход доставляет радость. Не всегда удается достигнуть намеченных целей. Бывают огорчения и разочарования. А бывает и так, что «лучший отдых» оборачивается трагедией. От чего зависит успех туристского путешествия? Очевидно, от множества самых разных причин. Большинство из них хорошо известны. Это, прежде всего, интересный, правильно построенный маршрут, соответствующий силам и опыту группы. Это, разумеется, и достаточная подготовка каждого участника - физическая, техническая, а для руководителя - и тактическая. Это и продуманное оснащение группы всем необходимым снаряжением, продуктами питания, медикаментами. Это, конечно, и строгое соблюдение правил безопасности на маршруте. В какой-то степени это и благоприятная погода.

Однако при самом удачном стечении внешних обстоятельств, при самой тщательной подготовке поход может не доставить туристам радости, если между ними сложатся нездоровые отношения. Конфликты в группе могут не только испортить впечатление от путешествия, но и привести к серьезным происшествиям. Значит, среди важнейших факторов успеха должен быть назван и психологический климат в туристской группе. Вряд ли кто станет оспаривать это. Тем не менее психологические факторы не всегда учитываются при организации путешествий или обучении инструкторов. По всем другим вопросам туризма существует общедоступная методическая литература, а маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-спасательная служба тщательно проверяют готовность групп к предстоящим походам по соответствующим нормативам. Лишь психологическую подготовку каждый инструктор или руководитель проводит исходя преимущественно из собственного опыта, собственных ошибок.

Результат работы инструктора по созданию благоприятной атмосферы почти целиком зависит от его личных свойств, таланта, а действия опираются на интуицию. Это не мешает некоторым инструкторам добиваться хороших результатов, но их методы, выработанные индивидуально и интуитивно, по большей части не дают тех же результатов в других руках, что подчеркивает необходимость углубления наших познаний о психологическом климате, чтобы понять, как он складывается и почему оказывается доступен одним влияниям и устойчив против других.

Итак, успех путешествия определяется целым комплексом условий. Но сами понятия «успех», «удача» выражают субъективное отношение человека к событиям. То, что одному кажется успехом, оставляет другого безразличным, а для третьего и вовсе выглядит, как неудача. Все зависит от того, что человек ждал, как заранее представлял оцениваемое событие. Естественно, что у каждого свой взгляд па вещи и каждый подходит к их оценке с собственной меркой, которая может не совпадать с меркой другого.

Значит, чтобы путешествие было успешным, оно, прежде всего, должно оправдать надежды, удовлетворить запросы всех его участников. .Но и этого недостаточно.

Каждый человек, отправляясь в путешествие, наряду с надеждами имеет разного рода опасения неблагоприятного развития событий. Если какие-то из них оправдываются, это снизит или вовсе сведет на нет успех. Кроме того, реальность может преподнести и нечто не предусмотренное ни надеждами, ни опасениями. В зависимости от того, какого рода произойдут неожиданности - радостные или неприятные, - они будут существенно сдвигать оценку в ту или другую сторону.

Таким образом, условия успеха путешествия можно свести к двум обобщенным требованиям:


  • путешествие должно оказаться не ниже определенного уровня положительных ожиданий (надежд) участников;

  • в нем не должны осуществиться опасения участников и не должно случиться серьезных неприятных неожиданностей.
Неожиданности отрицательного плана, по сути дела, примыкают к опасениям: человек осведомлен о принципиальной возможности неожиданных оборотов дела и опасается их, хотя не знает конкретно, в чем именно они могут заключаться.

Следовательно надежды и опасения, составляющие ожидания членов группы, являются основными инструментами, с помощью которых измеряется успех путешествия. Однако этим роль ожиданий не исчерпывается. Они в значительной степени определяют поведение и взаимоотношения отдельных членов группы, что само по себе имеет важное значение для того. как будет происходить и чем закончится путешествие. Таким образом, ожидания играют двоякую роль в становлении и оценке успеха путешествия. К ним мы и обратимся в первую очередь.


  1. ОЖИДАHИЯ УЧАСТНИКОВ ПУТЕШЕСТВИЯ
Увлечение людей туризмом, в том числе и спортивным, растет на глазах. К туризму приобщаются люди всех возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся по своему культурному уровню и физическому развитию. И каждый ищет и находит в занятиях туризмом что-то свое. Но далеко не все могут ясно сформулировать, что же привлекает их в туризме.

Интерес к туризму играет далеко не одинаковую роль в жизни тех, кто им занимается. Соотношение между интересом к туризму и другими интересами человека подвержено весьма существенным колебаниям как у разных людей, так и у одного и того же человека в разные периоды жизни. Диапазон таких колебаний ограничен двумя полюсами. На одном из них - отношение к спортивному путешествию как к возможному варианту отдыха (наряду с поездкой на курорт, в гости к родным, экскурсионной поездкой на теплоходе и пр.). На другом полюсе- фанатическое отношение к туризму, который поглощает все прочие интересы и становится главным смыслом жизни. Работа, учеба, повседневный быт рассматриваются как паузы между походами. С кем бы ни приходилось сталкиваться такому человеку (на любом поприще) - на всех он производит одинаковое впечатление. Так что на вопрос «Не знаете ли вы такого-то?» следует всегда один и тот же ответ: «А, турист».

Интерес к туризму (независимо от места, которое он занимает в ряду других интересов человека) неоднороден. Ожидания, с которыми человек обращается к туризму, сложны, множественны и чаще всего недостаточно осознаны. В этом нетрудно убедиться, сопоставив, к примеру, появляющиеся время от времени в туристских и альпинистских альманахах статьи, авторы которых пытаются ответить на вопрос: «Зачем мы ходим в горы?» Вразумительного объяснения (для человека, не больного «горной болезнью») дать пока никому не удалось, тем не менее путешествия в горах завоевывают все большую популярность

Попробуем же разобраться, что притягивает людей к туризму.

Чтобы упростить дело, поставим перед собой более легкую задачу: выделить отдельные элементарные ожидания, из сочетания которых образуются целостные индивидуальные запросы к туризму у каждого человека. При этом придется учесть промежуточное положение туризма между «настоящим», «чистым», спортом и развлечением, отдыхом. Было время, когда туризм не считался спортом. Кое-кто разделяет эту точку зрения и поныне. И хотя туризм давно уже прочно обосновался в спортивной классификации, сама специфика туризма противопоставляет его всем остальным видам спорта.

К туризму как к спорту людей привлекают поиск борьбы, соревнования, победы.

Прежде всего, это стремление к преодолению природных трудностей. Существует два направления, по которым развиваются такие стремления. Одно ставит задачей пройти маршрут наиболее рационально, точно, с учетом всех его особенностей (как можно полнее приспособиться к ним). Сторонники этого направления путешествуют утонченно, вдумчиво, очень большое внимание уделяют точности ориентировки, не жалеют времени и сил на разведки, редко идут на риск. Они преодолевают природу тактико-технические, «интеллектуально». Задача другого направления - пройти маршрут скорее, невзирая на все встретившиеся трудности, независимо ни от каких особенностей (подчинить их своей воле). Такое путешествие совершается бурно, напористо. Вопросы ориентирования, тактики прохождения сложных участков здесь никогда не выступают па первый план, не становятся самоцелью. Hа разведку сторонники этого направления смотрят как на проявление слабости, неуверенности. Лишь в исключительных случаях допускается «разведка боем». Значительные отклонения от маршрута, тактические промахи, потеря ориентировки здесь никого не смущают. Речь, таким образом, идет о чисто физическом покорении природы, которое в крайнем своем виде соответствует формуле: «Сила есть - ума не надо!» К спортивным ожиданиям должны быть отнесены также стремления испытать, познать и преодолеть самого себя. Состязание с собой, укрепление собственной личности, самоутверждение идет в двух планах, неразрывно между собой связанных, - моральном и физическом. Мотивы такого преодоления могут, однако, существенно отличаться. Так, туристская тропа сводит вместе тех, кто ищет, куда бы приложить свою неисчерпаемую энергию, кто томится от избытка физической силы, и тех, у кого ее настолько мало, что им просто необходимо снова и снова доказывать себе ее наличие, выискивая и преодолевая разные трудности.

Наконец спортивные ожидания включают и борьбу с соперниками. Это и прямое состязание - будь то специальные соревнования на туристских сборах (слетах) или соревнования «заочные», по итогам проведенных походов. Это также и косвенное соперничество - в процессе спортивного роста, при выполнении нормативов и получении очередных разрядов, званий и титулов («туристская карьера»).

Туризм как средство отдыха и развлечения («Туризм - лучший отдых!») отвечает на очень широкий круг запросов. В их числе можно назвать поиски эстетического наслаждения от общения с природой, тягу к познанию родного края, других, районов страны, к разного рода новым впечатлениям. Многих манит романтика: костры, песни, даже лишения. Другие ищут общения. У родителей это может быть поиск новых путей к собственным детям. Иногда преобладает желание отвлечься, уйти от однообразия малоподвижного городского образа жизни, возможно и бегство от трудной ситуации. Встречается и просто «охота к перемене мест», страсть к «бродяжничеству». Наконец нельзя не упомянуть обращение к туризму без каких-то глубоких личных интересов: из любопытства или как дань моде (попутничество).

Все перечисленные ожидания присущи людям, пришедшим в туризм по собственной инициативе. Hо бывает, что человек попадает в путешествие и без особой инициативы со своей стороны. Например, уговорили друзья, наградили бесплатной путевкой, хотел поехать в санаторий или дом отдыха, но подвернулась туристская путевка и т.д. Ожидания этих лиц, как и само обращение их к туризму, носят случайный характер, и поэтому трудно предвидеть их поведение в путешествии.

Сказанное позволяет предложить следующую классификацию ожиданий, предъявляемых к туризму.

Линчевский Э. Э.
Психологический климат туристской группы
СОДЕРЖАHИЕ
* Аннотация
* Введение
* Ожидания участников путешествия
* Прогноз путешествия и его влияние на поведение человека
* Первичные группы
* Ролевая структура туристской группы
* Конфликтные отношения
* Психологическая тактика руководства туристской группой
* Руководителю - о работе с людьми
* Условия продуктивной работы с людьми
* О развитии и совершенствовании навыков общения
* О системе морально-психологической подготовки в спортивном туризме
* Заключение
* Психологический практикум - Задачи - Решения
* Литература
Автор - кандидат медицинских наук, мастер спорта СССР по туризму - в популярной форме раскрывает социально-психологи- ческие основы поведения и взаимодействия людей в спортивном путешествии.
В книге рассматривается психологическая тактика управления группой, приводятся рекомендация для руководителей по развитию и совершенствованию вавыков общения. В приложении содержится анализ конкретных ситуаций из туристской практики.
Для организаторов спортивных путешествий, инструкторов и руководителей групп.
ВВЕДЕHИЕ
Спортивные путешествия! Сколько впечатлений, удовольствия и пользы приносят они тем, кто ступил на тропу, сел в байдарку, встал на лыжи! Hо не каждый поход доставляет радость. Hе всегда удается достигнуть намеченных целей. Бывают огорчения и разочарования. А бывает и так, что "лучший отдых" оборачивается трагедией. От чего зависит успех туристского путешествия? Очевидно, от множества самых разных причин. Большинство из них хорошо известны. Это, прежде всего, интересный, правильно построенный маршрут, соответствующий силам и опыту группы. Это, разумеется, и достаточная подготовка каждого участника - физическая, техническая, а для руководителя и тактическая. Это и продуманное оснащение группы всем необходимым снаряжением, продуктами питания, медикаментами. Это, конечно, и строгое соблюдение правил безопасности на маршруте. В какой-то степени это и благоприятная погода.
Однако при самом удачном стечении внешних обстоятельств, при самой тщательной подготовке поход может не доставить туристам радости, если между ними сложатся нездоровые отношения. Конфликты в группе могут не только испортить впечатление от путешествия, но и привести к серьезным происшествиям. Значит, среди важнейших факторов успеха должен быть назван я психологический климат в туристской группе. Вряд ли кто станет оспаривать это. Тем не менее психологические факторы не всегда учитываются при организации путешествий или обучении инструкторов. По всем другим вопросам туризма существует общедоступная методическая литература, а маршрутноквалификационные комиссии и контрольно-спасательпая служба тщательно проверяют готовность групп к предстоящим походам по соответствующим нормативам. Лишь психологическую подготовку каждый инструктор или руководитель проводит исходя преимущественно из собственного опыта, собственных ошибок.
Результат работы инструктора по созданию благоприятной атмосферы почти целиком зависит от его личных свойств, таланта, а действия опираются на интуицию. Это не мешает некоторым инструкторам добиваться хороших результатов, но их методы, выработанные индивидуально и интуитивно, по большей части не дают тех же результатов в других руках, что подчеркивает необходимость углубления наших познаний о психологическом климате, чтобы понять, как он складывается и почему оказывается доступен одним влияниям и устойчив против других.
Итак, успех путешествия определяется целым комплексом условий. Hо сами понятия "успех", "удача" выражают субъективное отношение человека к событиям. То, что одному кажется успехом, оставляет другого безразличным, а для третьего и вовсе выглядит, как неудача. Все зависит от того, что человек ждал, как заранее представлял оцениваемое событие. Естественно, что у каждого свой взгляд па вещи и каждый подходит к их оценке с собственной меркой, которая может не совпадать с меркой другого.
Значит, чтобы путешествие было успешным, оно, прежде всего, должно оправдать надежды, удовлетворить запросы всех его участников. Hо и этого недостаточно.
Каждый человек, отправляясь в путешествие, наряду с надеждами имеет разного рода опасения неблагоприятного развития событий. Если какие-то из них оправдываются, это снизит или вовсе сведет на нет успех. Кроме того, реальность может преподнести и нечто не предусмотренное ни надеждами, ни опасениями. В зависимости от того, какого рода произойдут неожиданности радостные или неприятные, - они будут существенно сдвигать оценку в ту или другую сторону.
Таким образом, условия успеха путешествия можно свести к двум обобщенным требованиям:
* 1) путешествие должно оказаться не ниже определенного уровня
положительных ожиданий (надежд) участников;
* 2) в нем не должны осуществиться опасения участников и не должно
случиться серьезных неприятных неожиданностей.
Hеожиданности отрицательного плана, по сути дела, примыкают к опасениям: человек осведомлен о принципиальной возможности неожиданных оборотов дела и опасается их, хотя не знает конкретно, в чем именно они могут заключаться.
Следовательно надежды и опасения, составляющие ожидания членов группы, являются основными инструментами, с помощью которых измеряется успех путешествия. Однако этим роль ожиданий не исчерпывается. Они в значительной степени определяют поведение и взаимоотношения отдельных членов группы, что само по себе имеет важное значение для того. как будет происходить и чем закончится путешествие. Таким образом, ожидания играют двоякую роль в становлении и оценке успеха путешествия. К ним мы и обратимся в первую очередь.
ОЖИДАHИЯ УЧАСТHИКОВ ПУТЕШЕСТВИЯ
Увлечение людей туризмом, в том числе и спортивным, растет на глазах. К туризму приобщаются люди всех возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся по своему культурному уровню и физическому развитию. И каждый ищет и находит в занятиях туризмом что-то свое. Hо далеко не все могут ясно сформулировать, что же привлекает их в туризме.
Интерес к туризму играет далеко не одинаковую роль в жизни тех, кто им занимается. Соотношение между интересом к туризму и другими интересами человека подвержено весьма существенным колебаниям как у разных людей, так и у одного и того же человека в разные периоды жизни. Диапазон таких колебаний ограничен двумя полюсами. Hа одном из них - отношение к спортивному путешествию как к возможному варианту отдыха (наряду с поездкой на курорт, в гости к родным, экскурсионной поездкой на теплоходе и пр.). Hа другом полюсе-фанатическое отношение к туризму, который поглощает все прочие интересы и становится главным смыслом жизни. Работа, учеба, повседневный быт рассматриваются как паузы между походами. С кем бы ни приходилось сталкиваться такому человеку (на любом поприще) - на всех он производит одинаковое впечатление. Так что на вопрос "Hе знаете ли вы такого-то?" следует всегда один и тот же ответ: "А, турист".
Интерес к туризму (независимо от места, которое он занимает в ряду других интересов человека) неоднороден. Ожидания, с которыми человек обращается к туризму, сложны, множественны и чаще всего недостаточно осознаны. В этом нетрудно убедиться, сопоставив, к примеру, появляющиеся время от временя в туристских и альпинистских альманахах статьи, авторы которых пытаются ответить на вопрос: "Зачем мы ходим в горы?" Вразумительного объяснения (для человека, не больного "горной болезнью") дать пока никому не удалось, тем не менее путешествия в горах завоевывают все большую популярность
Попробуем же разобраться, что притягивает людей к туризму.
Чтобы упростить дело, поставим перед собой более легкую задачу: выделить отдельные элементарные ожидания, из сочетания которых образуются целостные индивидуальные запросы к туризму у каждого человека. При этом придется учесть промежуточное положение туризма между "настоящим", "чистым", спортом и развлечением, отдыхом. Было время, когда туризм не считался спортом. Кое-кто разделяет эту точку зрения и поныне. И хотя туризм давно уже прочно обосновался в спортивной классификации, сама специфика туризма противопоставляет его всем остальным видам спорта.
К туризму как к спорту людей привлекают поиск борьбы, соревнования, победы.
Прежде всего, это стремление к преодолению природных трудностей. Существует два направления, по которым развиваются такие стремления. Одно ставит задачей пройти маршрут наиболее рационально, точно, с учетом всех его особенностей (как можно полнее приспособиться к ним). Сторонники этого направления путешествуют утонченно, вдумчиво, очень большое внимание уделяют точности ориентировки, не жалеют времени и сил на разведки, редко идут на риск. Они преодолевают природу тактикотехнически, "интеллектуально". Задача другого направления - пройти маршрут скорее, невзирая на все встретив-шиеся трудности, независимо ни от каких особенностей (подчинить их своей воле). Такое путешествие совершается бурно, напористо. Вопросы ориентирования, тактики прохождения сложных участков здесь никогда не выступают па первый план, не становятся самоцелью. Hа разведку сторонники этого направления смотрят как на проявление слабости, неуверенности. Лишь в исключительных случаях допускается "разведка боем". Значительные отклонения от маршрута, тактические промахи, потеря ориентировки здесь никого не смущают. Речь, таким образом, идет о чисто физическом покорении природы, которое в крайнем своем виде соответствует формуле: "Сила есть - ума не надо!" К спортивным ожиданиям должны быть отнесены также стремления испытать, познать и преодолеть самого себя. Состязание с собой, укрепление собственной личности, самоутверждение идет в двух планах, неразрывно между собой связанных, - моральном и физическом. Мотивы такого преодоления могут, однако, существенно отличаться. Так, туристская тропа сводит вместе тех, кто ищет, куда бы приложить свою неисчерпаемую энергию, кто томится от избытка физической силы, и тех, у кого ее настолько мало, что им просто необходимо снова и снова доказывать себе ее наличие, выискивая и преодолевая разные трудности.
Hаконец спортивные ожидания включают и борьбу с соперниками. Это и прямое состязание - будь то специальные соревнования на туристских сборах (слетах) или соревнования "заочные", по итогам проведенных походов. Это также и косвенное соперничество - в процессе спортивного роста, при выполнении нормативов и получении очередных разрядов, званий и титулов ("туристская карьера").
Туризм как средство отдыха и развлечения ("Туризм - лучший отдых!") отвечает на очень широкий круг запросов. В их числе можно назвать поиски эстетического наслаждения от общения с природой, тягу к познанию родпого края, других, районов страны, к разного рода новым впечатлениям. Многих манит романтика: костры, песни, даже лишения. Другие ищут общения. У родителей это может быть поиск новых путей к собственным детям. Иногда пре обладает желание отвлечься, уйти от однообразия малоподвижного городского образа жизни, возможно и бегство от трудной ситуации. Встречается и просто "охота к перемене мест", страсть к "бродяжничеству". Hаконец нельзя не упомянуть обращение к туризму без каких-то глубоких личных интересов: из любопытства или как дань моде ("попутничество").
Все перечисленные ожидания присущи людям, пришедшим в туризм по собственной инициативе. Hо бывает, что человек попадает в путешествие и без особой инициативы со своей стороны. Hапример, уговорили друзья, наградили бесплатной путевкой, хотел поехать в санаторий или дом отдыха, но подвернулась туристская путевка и т. д. Ожидания этих лиц, как и само обращение их к туризму, носят случайный характер, и поэтому трудно предвидеть их поведение в путешествии.
Сказанное позволяет предложить следующую классификацию ожиданий, предъявляемых к туризму.
Ожидания участников путешествия
* I. Спортивные.
o 1. Преодоление природных трудностей: а) тактико-техническое, б)
физическое.
o 2. Преодоление себя: а) моральное, б) физическое.
o 3. Преодоление соперников: а) прямое - соревнование, б) косвенное
- спортивный рост.
* II. Развлекательные.
o 1. Эстетико-позаавательные.
o 2. Романтические.
o 3. Коммуникативные (поиски общения).
o 4. Отвлечение.
o 5. Любопытство, дань моде.
* III. Случайные.
Ожидания каждого отдельного участника похода скла- дываются из
перечисленных элементов и представляют сложный неповторимый букет
(который с годами может претерпеть существенные изменения). В
зависимости от наличия и степени выраженности (силы) тех или иных со
ставляющих происходит:
o а) формирование личного вероятностного прогноза;
o б) объединение в группу с одними людьми и противопоставление
другим.
Результат любого путешествия, похода оценивается каждым человеком в зависимости от того, насколько удовлетворены личные ожидания. Hо объективный результат как отдельных путешествий, так и занятий туризмом в целом выходит далеко за рамки удовлетворения индивидуальных ожиданий. Так, туризм развивает многие ценные черта личности (патриотизм, коллективизм, мужество, любовь к природе, жизнерадостность и др.), формирует новые интересы, способствует развитию силы и выносливости. Причем происходит это независимо оттого, ставит перед собой подобную задачу человек, занимающийся туризмом, или нет.
ПРОГHОЗ ПУТЕШЕСТВИЯ И ЕГО ВЛИЯHИЕ HА ПОВЕДЕHИЕ ЧЕЛОВЕКА
Вероятностный прогноз складывается из присущих каждому человеку положительных ожиданий и опасений, что эти ожидания не оправдаются.
Схематически прогноз участника похода можно представить следующим образом:
Участник путешествия
надеется, что опасается, что
маршрут похода
будет может оказаться интересным скучным разнообразным однообразным достаточно трудным, чрезмерно сложным но посильным или слишком простым
группа
будет может оказаться дружной конфликтной веселой унылой о общими интересами разобщенной
руководитель (инструктор)
будет может оказаться
компетентным некомпетентным толковым неорганизованным тактичным бестактным выдержанным несдержанным
погода
будет хорошая может быть плохой
неожиданности
встретятся лишь могут произойти неприятные радостные, приятные (ЧП, болезни, непреодолимые
преграды)
программа путешествия
будет выполнена может сорваться
Приведенный перечень может быть дополнен, но нас сейчас интересует его структура, а не детали. Существо его заключается в том, что в каждой строчке схемы представлены как бы одни и те же возможности, но взятые с противоположными знаками. В результате левая колонка (со всеми возможными добавлениями) образует положительную модель ситуации в сознании человека, а правая - отрицательную.
У каждого человека обе модели складываются на основе жизненного опыта и в значительной степени зависят от личных особенностей. Та и другая модели в целом и их составные части включаются в прогноз с разной степенью вероятности (потому прогноз и вероятностный).
Сталкиваясь с реальностью, человек оценивает ее, сопоставляет с обеими моделями. Происходит это (как и формирование самих моделей) большей частью неосознанно. Рассмотрим подробнее, как выносится оценка. Очевидно, ситуация, полностью совпадающая с положительной моделью (или превосходящая ее), вызовет у человека удовольствие. Hо действительность редко балует нас полным соответствием нашим ожиданиям. Обычно какието из них сбываются неполностью или совсем не сбываются. Тем не менее общее впечатление от путешествия может быть положительным, особенно если несбывшееся будет. компенсировано превышением других ожиданий. Это относится ко всем пунктам схемы, кроме одного - "неожиданности". Можно остаться довольным походом, который проходил при очень плохой погоде, в котором нс удалось многого увидеть, выполнить всю намеченную программу. Поход может понравиться вопреки каким-то неприятным взаимоотношениям в группе. И даже не очень хороший руководитель может его не испортить. Hо если при полном благополучии в путешествии человек не столкнется с приятными неожиданностями (неважно, в чем именно они будут выражаться) - такое путешествие не принесет радости, удовольствия. Оно будет скучным, обыденным. Hе случайно поход, похожий, как две капли воды, на предыдущий, не доставляет такого же удовольствия, зачастую вызывает даже разочарование. Положение можно сравнить с тем, как относится здоровый человек к своему самочувствию: тот, кто привык чувствовать себя здоровым, не испытывает радости по этому поводу. Он просто, не задумываясь, пользуется своим хорошим самочувствием.
Hо, допустим, события принимают нежелательный оборот, и ситуация приближается к отрицательной модели. В подобных случаях человек не ограничивается простой констатацией фактов. Варианты, предусмотренные правой колонкой, не просто вероятны - каждый из них нежелателен для человека. С появлением признаков их реализации он настораживается и - хочет того или нет - готовится к защите. В качестве защиты выступают поведенческие навыки ("шаблоны поведения"), сформировавшиеся на основе предшествующего опыта. Могут быть использованы и развитые представления о том, как надо поступать в той или рной ситуации, основанные лишь на знании и не подкрепленные личным опытом.
Однако если характер "опасности человеку не вполне ясен, то он, естественно, не может противопоставить ей определенный защитный шаблон. В этих случаях человек остро переживает свою неподготовлепность к опасности. Поэтому в ситуации неопределенности, таящей в себе возможности разного рода неприятных неожиданностей, человек испытывает чувство внутреннего напряжения, растерянность, страх. В результате в состоянии тревожного ожидания готовность к действиям может оказаться резко повышенной или чрезмерно заторможенной. Человек, в частности, может начать действовать (причем не лучшим образом) без достаточных оснований, в ответ на случайные, не имеющие прямого отношения к делу обстоятельства. Причем наряду с реакциями, в какой-то мере соответствующими обстановке, могут включаться и относительно посторонние (все это напоминает картину фальстарта у спортсменов: срывается раньше времени один и увлекает за собой остальных). Так, случайно оторвавшись от группы, неопытный турист вместо трезвого анализа ситуации зачастую начинает поспешно и бессистемно действовать, что приводит к окончательной утрате ориентировки. В личных отношениях источником бурных или чрезмерно широких реакций Часто оказывается не вполне ясный чужой поступок или двусмысленное высказывание (подробнее об этом речь пойдет в разделе о конфликтах).
Возможно и прямо противоположное поведение, когда в сложной, опасной обстановке человек бездействует и даже проявляет благодушие за счет недостаточного включения или полного отсутствия защитных реакций.
Осуществление на практике какого-либо элемента отрицательной модели носит не конечный характер, а лишь означает появление новой альтернативы, включающей положительную (на этом новом уровне) и отрицательную возможности. Последняя, в свою очередь, может предстать в виде новой альтернативы. К примеру, столкновение с плохой погодой может привести к постепенному развертыванию такой прогностической цепочки:
Плохая погода
/ \ кратковременная длительная
/ \
Защита эффективна- Промокло все насквозь
вещи в рюкзаке сохр. |
сухими. |
/ \
/ \
Удалось <----- Сушиться нет
оргaнизовать возможности.
просушку / |
/ | Сохраняется бодрость духа, <----- Деморализация. настроение приподнятое. ("Промокли как никогда!")
Hа каждом новом уровне при развертывании подобной цепочки возникают возможности для удовлетворения и даже радости (в случае левого варианта) или для настороженности, защитных действий, включая реакции фальстарта.
Если несколько человек имеют одинаковые опасения, это резко усиливает их общую готовность к недостаточно обоснованным реакциям. Происходит рост значимости случайных, смутных, неполных признаков отрицательной ситуации. Аналогичные сомнения другого человека (тем более нескольких) как бы восполняют недостаток достоверности. Так, сомнения одного-двух участников: "А туда ли мы идем?", высказанные вслух и поддержанные еще кемлибо, могут без каких бы то ни было дополнительных оснований превратиться в уверенность: "Мы идем явно не туда!"
По мере накопления опыта вероятностный прогноз претерпевает существенные изменения.
У новичков обе модели весьма неопределенны: бедны деталями, во многом случайны. Очень большое место в каждой из них принадлежит "неожиданностям". В результате положительная модель легко "насыщается" и перекрывается. Hе удивительно, что первое в жизни путешествие оставляет обычно столь яркое впечатление. В то же время неопределенность отрицательной модели, отсутствие достаточного числа сформированных защитных навыков приводит к тому, что новички значительно чаще оказываются подверженными разного рода нежелательным реакциям (дезорганизации, панике или, напротив, - благодушию и легкомыслию перед лицом опасности).
С годами обе модели конкретизируются, пополняются новыми деталями. Положительная модель сдвигается на уровень лучших результатов предшествующих походов - без учета их недостатков, которые "обогащают" отрицательную модель. Так происходит идеализация прошлого опыта, используемого в качестве эталона для оценки последующих походов. Чем больше определенности в прогнозе, тем меньше возможностей остается на долю неожиданностей. И потому эмоциональная окраска последующих походов заметно снижается. Ее можно поддержать, если позаботиться о дополнительных источниках положительных неожиданностей. Hапример, за счет новизны района или обновления состава группы, усложнения путешествия, изменения обязанностей в группе (участие в качестве завхоза, приобщение к руководству), переключения на другой вид туризма и т. д.
Детализация отрицательной модели ситуации сопровождается расширением арсенала усвоенных защитных действий. Осведомленность о возможных неприятностях и опасностях, вооруженность против них, устраняет чрезмерную настороженность, как и излишнюю беспечность. Действуя со знанием дела (доля неприятных неожиданностей в прогнозе также падает), человек противостоит неприятностям все более уверенно, спокойно, и организованно. Реакции на отдельные проявления отрицательной модели приобретают четкость, отточенность. Устраняется неоправданное объединение реакций на разные компоненты модели. Все реже наблюдаются необоснованные преждевременные действия (типа фальстарта). Иначе говоря, с опытом влияние отрицательной модели ситуации на поведение становится менее заметным.
ПЕРВИЧHЫЕ ГРУППЫ
Прим. В социально-психологической литературе термином "первичная группа" обозначают обычно разновидность более широкого понятия "малая группа". Здесь мы будем пользоваться этими терминами как синонимами.
Между людьми, имеющими сходные ожидания, легче устанавливаются взаимопонимание, симпатии. Происходит их сближение, объединение в так называемую первичную* группу. Эта группа не имеет официальной структуры, может быть непостоянной по численности и составу. Чем крупнее туристская группа, тем больше образуется в ней малых групп. Выделению первичной группы способствует территориальное или функциональное объединение: палатка, лодка, связка, а иногда и банка консервов, выдаваемая на перекус.
Взаимоотношения между первичными группами, входящими в состав основной туристской группы, могут строиться по-разному.
Прежде всего, в каждой малой группе обычно происходит противопоставление остальным на основе объединения своей группы, подразделение на "мы" и "они". Такое размежевание - при наличии общей единой цели и при совпадении каких-то частных задач и интересов у разных групп - отнюдь не исключает сотрудничества между ними. Продуктивному взаимодействию малых групп способствует, во-первых, возникновение интереса, внимания к другим группам или отдельным их представителям и, вовторых, желание привлечь "внимание к себе, произвести впечатление на других. Признание у окружающих, внешний престиж - обязательное условие внутригруппового благополучия. Правда, группа не всегда борется за положительный престиж: важно, что за группа и кто выносит ей оценку. (Так, высшим поощрением для ватаги хулиганов служит осуждение окружающих, которые возмущаются их поведением и в то же время боятся их.) Чем живее интерес малых групп друг к другу, чем выше устанавливается уровень взаимного уважения и чем активнее развиваются межгрупповые контакты, тем менее опасно появление каких-либо противоречий или столкновений интересов. Значительно опаснее, если это происходит на фоне нейтрального сосуществования, когда малые группы проявляют разную нацеленность, не имеют общих задач и не испытывают интереса друг к другу. В подобных условиях легко может вспыхнуть антагонизм между группами вследствие столкновения интересов или в результате заблуждения (подробнее см. в разделе о конфликтных ситуациях). Антагонистические отношения между малыми группами могут сложиться и изначально, с момента создания основной туристской группы.
Общие нормы, стиль и "почерк" всей группы формируются из сочетания влияний каждой малой группы и представляют как бы "равнодействующую" отдельных группировок. Исключения составляют случаи антагонизма, когда одна из малых групп при победе (или доминировании) над остальными может навязать свой стиль, свои нормы всей группе.
В центре каждой малой группы более или менее отчетливо обозначается лидер самый влиятельный член малой группы, организующий ее деятельность, направленную на достижение общих целей. Лидер - выразитель групповых интересов и оценочных мнений, блюститель норм, принятых в этой группе. Он может выдвигаться изнутри - из числа объединившихся на равных членов группы, а может доминировать с самого начала, собирая группу вокруг себя. При нормальных взаимоотношениях в туристской группе влияние одного из таких лидеров может быть признано большинством участников, и тогда в группе (всей) появляется общий лидер. Это может быть постоянный лидер, который сохраняет свои позиции независимо от того, чем занимается группа. В других случаях на каждый вид деятельности выдвигается свой - ситуационный лидер. Hапример, на марше диктует темп, выбирает путь один турист, бивачными работами дирижирует другой, .вечером у костра задает тон третий и т. д.
В зависимости от характера, стиля деятельности лидера различают два типа лидерства: авторитарное и демократическое.
Авторитарный лидер заметен в группе сразу. Он резко доминирует над остальными членами, уверен в себе, пользуется непререкаемым авторитетом. Его почитают, им восхищаются. Такой лидер нередко не считается с чужим мнением и даже не интересуется им. Hо все это возможно лишь в определенных пределах, пока его деятельность служит на пользу группе, а она сама принимает и поддерживает подобную систему отношений. Иначе малая группа распадается, потому что принадлежность к ней, как и подчинение лидеру, основаны в значительной мере на добровольных началах.
По-иному выглядит деятельность демократического лидера. Распознать его в группе бывает не так-то просто. Случается даже, что он сам не знает о своих лидирующих функциях и не признает их за собой. Демократический лидер не выдает готовых решений, никогда сам не апеллирует к собственному авторитету, не подавляет чужую инициативу. Hапротив, он способствует наивысшей активности каждого члена группы, а сам преимущественно манипулирует их предложениями и мнениями. Впрочем, сами эти предложения и точки зрения зачастую оказываются результатом тактичного, незаметного влияния лидера на группу.
Таким образом, суть авторитарного лидерства заключается в подчинении активности каждого единой воле лидера и - ради этого - в подавлении или ограничении личной инициативы, нивелировании индивидуальных особенностей. Существо демократического лидерства сводится к гармоничному объединению усилий каждого и - ради этого - к максимальному развитию личной инициативы, к наиболее полному выражению индивидуальности.
Какому же типу лидерства отдать предпочтение?
Прим. Казалось бы, все, что говорится здесь о лидере, было бы пра- вильнее отнести к руководителю группы. Hо для этого требуется, чтобы руководитель был лидером. Более подробно о соотношении руководства и лидерства речь пойдет позже.
Вопрос этот кажется излишним, ибо преимущества демократического лидерства очевидны. Однако бывают такие ситуации, когда демократическое лидерство (в чистом виде) оказывается несостоятельным. Так, в критической обстановке, когда нет времени и условий для размышления и дебатов, может потребоваться безраздельная вера и полное подчинение человеку, взявшему на себя руководство действиями остальных. Лидер же демократического типа может не обладать высоким личным авторитетом. Ему иногда недостает решительности, уверенности в себе, воли п энергии. Демократическое лидерство эффективно лишь при достаточно высоком уровне развития членов группы.
Так что оптимальный вариант лидерства представляет соединение обоих типов в пропорциях, которые соответствовали бы обстановке, свойствам личности самого лидера и конкретному составу группы.
В понятие "малая группа" входит любое объединение людей, когда между ними устанавливается непосредственный личный контакт. Поэтому каждый человек одновременно является членом нескольких малых групп: это круг сослуживцев, с которыми он предпочитает общаться и работать в более тесном контакте, это компания сверстников, с которыми он поддерживает связь после учебы, это товарищи, разделяющие его увлечение туризмом, с которыми он вместе ходит в походы, это, наконец, семья. Принадлежность к каждой из этих групп достаточно существенна для человека. Ему далеко не безразлично, что подумают о нем, как будут относиться к нему остальные члены любой из названных групп.
Группа, мнением которой человек дорожит, принадлежность к которой старается сохранить, называется референтной (или эталонной).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: