Проведение контент-анализа. Пример использования контент-анализа в исторической науке Готовый контент анализ комментариев

Контент-анализ сайта нужен для оценки эффективности размещенных статей, обзоров, описаний и других видов контента. Анализ позволяет понять, как на контент будут реагировать пользователи и поисковые системы, что можно улучшить для повышения позиций в выдаче, от каких приемов лучше отказаться. Контент-анализ сайта обычно используют после запуска веб-ресурса, когда появляется первый трафик, в процессе развития портала или после смены подачи материалов, тематики сайта, его оформления.

Мы решили написать свою статью про контент-анализ и рассказать в ней, на что нужно обратить внимание и какие методики оценки существуют. Будем оценивать не только смысловую составляющую, но и многие технические параметры текста. Статья будет полезна начинающим вебмастерам, SEO-специалистам и владельцам бизнеса, которые хотят контролировать все сами.

Важно: слишком ярко оформленный текст - тоже не очень хорошо. Если в нем расставлено много акцентов в виде выделений жирным, курсивом, цветом, пользователь не сможет сконцентрировать внимание. Оптимальное решение - лаконичное, но понятное оформление.


Какую из статей вам удобнее читать?

Иллюстрации . Иллюстрации важны для - о нем мы тоже рассказывали в отдельной статье . Они помогают лучше понять статью или показывают пользователю очередность действий, кнопку, на которую стоит нажимать, конкретный результат. Если в статье есть уместные GIF-анимация, скриншоты и картинки, она становится привлекательнее для пользователей. Но не стоит добавлять картинки только ради картинок. Они не несут добавочной ценности контенту, поэтому бесполезны.

Чтобы оценить качество иллюстраций, достаточно бегло просмотреть страницу. Если картинки сильнее раскрывают тему, они уместны. Если нет, их можно удалить.


Пример хорошей иллюстрации, которая является частью контента

Ссылки на связанные по теме страницы . Они нужны для внутренней перелинковки сайта и выполняют важную функцию для пользователей - помогают им глубже разобраться в теме. Например, в этой статье мы оставим ссылку на статью о профессии : это поможет понять, обязан ли он делать контент-анализ.

Чтобы оценить число ссылок и корректность их расположения, нужно просмотреть все содержимое страницы.


Вводный абзац - вода, никак не помогающая лучше понять смысл текста

Соответствие заголовку . Здесь тоже придется хотя бы бегло просмотреть содержимое страницы. Если контент отвечает на главный вопрос в заголовке так, что у читателя не остается вопросов - ничего не нужно менять. Если же содержимое статьи не совсем соответствует заголовку или теме, лучше ее переписать.


Для оценки с точки зрения машин

Релевантность . Ее можно оценить с помощью семантического анализа текста. На первом месте должны быть слова и словосочетания, характеризующие основную тему материала - например, слова «строительство» и «дом» в статье о строительстве дома. Для семантического анализа статей можно использовать онлайн-сервисы Адвего, Текст.ру, istio.com.

Уникальность . Уникальность контента - один из факторов ранжирования страниц в поисковых системах. Чем она выше, тем лучше - статьи со 100% уникальностью воспринимаются поисковыми системами хорошо, конечно, если пользователи дочитывают их. Чтобы определить уникальность страницы, можно использовать онлайн-сервисы Текст.ру, Адвего, Etxt.ru, content-watch.ru.

Если уникальность текста в пределах 85-100%, не нужно ничего менять. Если показатель ниже, стоит доработать текст. Но учитывайте, что уже опубликованные статьи при условии индексации имеют уникальность 0%. Если в результатах проверки стоит ссылка только на ваш сайт, все нормально. Если нет - вашу статью скопировали конкуренты, и лучше ее уникализировать. А на будущее добавлять весь публикуемый контент в сервис «Оригинальные тексты» в .

Вхождение ключевых слов . Оптимизированный текст - тот, в котором есть ключевые словосочетания. Желательно, чтобы они находились на первых местах в семантическом ядре: тогда поисковая система поймет, о чем статья, и будет показывать ее по использованным ключевым словам.

Для оценки вхождений ключевых слов используйте сервисы семантического анализа - о них мы говорили выше. Сразу оцените тип вхождения: прямое вхождение «кривых» ключей может негативно повлиять на продвижение. Не используйте фразы типа «купить окно пластик Москва недорого», приведите их к человеческому «купить недорогое пластиковое окно в Москве».

Объем текста . Объем текста можно посмотреть в визуальном редакторе в админ-панели или в любом редакторе типа Word. Здесь нет единого канона, на который нужно равняться: пользователи читают и короткие описания до 500 символов в интернет-магазинах, и длинные лонгриды на 25 000 символов. Этот показатель позволит оценить, похожи ли статьи на тексты в ТОПе выдачи поисковой системы, и доработать их при необходимости.

Метатеги . Здесь нужно оценить Title и Description, а также заголовки от h1 и меньше. Делать это придется вручную. Желательно, чтобы в были вхождения главных ключевых слов - это тоже поможет поисковой системе понять, о чем статья, и показывать ее по правильным запросам.

Уникальность метатегов можно просмотреть в сервисах типа «Яндекс.Вебмастер». А узнать, заполнены ли они - в сервисах «Серпстат», «Пиксель Тулс». Или проверить вручную.

Поведенческий фактор . Оцените количество посещений, среднее время сеанса, глубину просмотра сайта и другие параметры. В коммерческих проектах также нужно оценивать конверсию. Чем выше число уникальных посетителей, процент конверсии, время сеанса - тем лучше. Если показатели низкие, значит, на ваш сайт не заходят, или быстро покидают его, или ваш контент не убеждает сделать покупку.

Оценить поведенческий фактор можно с помощью специальных сервисов, плагинов, дополнений. Например, используйте .

Видимость в поисковых системах . Весь контент за исключением сугубо технических страниц, не предназначенных для пользователей, должен быть виден в поисковых системах. Если нет индексации, пользователи не будут видеть ваш сайт в органической выдаче, а значит, для привлечения трафика придется потратить деньги на закупку рекламы.

Просмотреть видимость сайта и отдельных страниц в поисковых системах можно в специальных сервисах - например, в «Яндекс.Вебмастере» для поисковой системы Яндекс или в сервисе «Серпстат».

Количество расшариваний. Чем больше репостов набирают статьи - тем больше пользователи доверяют им. Чтобы просмотреть количество расшариваний, достаточно просмотреть счетчик на странице. Если у вас подключен плагин расшаривания, на каждой странице будет указано количество репостов в каждой социальной сети и в каждом сервисе. Если счетчика нет, можно найти репосты вручную - ввести в строку поиска по новостям соцсети ссылку на страницу или полностью статью.

В результате оценки сайта по параметрам могут получиться такие таблицы:

Приведённые таблицы и метрики — это наглядный пример алгоритма оценки и анализа контента у себя на сайте. Ваш отчёт, при необходимости и в зависимости от задач, может содержать больше или меньше параметров оценки.

Что делать с полученными данными

Если есть ошибки - исправьте их, если контент не оптимизирован - добавьте ключевые слова, если нет иллюстраций - сделайте тематические скриншоты или картинки, помогающие лучше понять материал. Все зависит от целей контент-анализа и параметров, которые вы проверяли.

Оценивайте контент в зависимости от того, для каких целей и задач он предназначен. Например:

  • для коммерческого обзора товара важно число переходов по ссылке в интернет-магазин, в котором он продается;
  • для важно количество лидов;
  • для описания категорий и товаров в интернет-магазинах важна оптимизация и видимость в поисковых системах;
  • для важно число комментариев и расшариваний в социальных сетях.

Какие можно сделать выводы

  • На оценку всего сайта может уйти огромное количество времени, поэтому для анализа выбирайте самые важные (товарные категории, посадочные под услуги и так далее).
  • Контент должен быть полезен и для пользователей, и высоко оцениваться поисковыми системами, поэтому лучше использовать оба метода контент-анализа.
  • Нужно выбирать метрики и показатели в зависимости от целей и задач размещенного контента.
  • Хорошие статьи - релевантный текст с грамотной структурой, иллюстрациями, без ошибок, уникальный и оптимизированный.
  • Чем выше время просмотра, число посетителей и количество расшариваний, тем эффективней контент на сайте.

А делаете ли вы контент-анализ, и в каких конкретно случаях его используете? Поделитесь своим мнением в комментариях, нам будет очень интересно.

Исследования газеты "Вечерний Ростов". Интерпретация результатов контент-анализа тематики журналистских материалов. Анализ содержания газеты с помощью кодификатора. Жанр, вид и формы публикаций. Конкурентные преимущества газеты "Вечерний Ростов".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проведение контент-анализа газеты и подведение итогов по вопросу попоулярности представленной газеты среди местных газет Ростова. Форма подачи материала, достижение газетой конкурентных преимуществ перед другими изданиями. Локальность подборки статей.

    реферат , добавлен 18.02.2010

    Тематическая направленность материалов. Жанр, вид, форма и характер публикации. Локальность и герой материала. Вид кодификатора контент-анализа. Кодировочные карточки разных выпусков анализируемой газеты. Общая площадь газеты, журналистские материалы.

    практическая работа , добавлен 13.06.2012

    Два основных направления в теории массовой коммуникации. Общая характеристика газеты "Вечерний Екатеринбург": тематика, информационная политика, ориентация, основные цели. Общие условия для функционирования средств массовой коммуникации, ее методы.

    реферат , добавлен 27.05.2009

    Роль автора в журналистской профессии. Воздействие журналистского слова на формирование мировоззрения читателя. Творческая индивидуальность журналиста. Авторский состав региональной прессы. Авторский состав газеты "Вечерний Ставрополь" и "Открытая".

    курсовая работа , добавлен 18.05.2012

    История создания и интересные факты газеты "Коммерсант", Интернет-версия издания, новостные направления. "Черный пиар": понятие, главные цели. Специфика PR-публикаций в газете, структура подачи материала. Преимущества и недостатки ежедневной газеты.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Характеристика газеты "СМ Номер один". Типологические особенности печатного издания. Система текстовых публикаций номера. Тематические линии газеты. Способ изображения личности на страницах печатного издания. Разбор и анализ статей по выбранной тематике.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2010

    Взгляды исследователей на понятия "метод" и "жанр" в журналистике. Анализ публикаций "Литературной газеты" 1970-х годов, представленных под рубрикой "Эксперимент "ЛГ"". Практическая значимость эксперимента в условиях развития информационного общества.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2012

Качественный контент-анализ стал бурно развиваться во второй половине XX в. на волне критики поверхностного анализа содержания без учета контекста, что свойственно количественным вариантам контент-анализа, в которых, для того чтобы сделать возможным квантификацию, используются весьма упрощенные формы понимания содержания . Более подробно о подходе Поттера и Уезерелл речь пойдет в параграфе, посвященном дискурс- анализу в психологии. На данном примере уже можно видеть, как работа с категориями встраивается в дискурс-аналитические техники анализа текстовых данных.

Пример

Представления предпринимателей о роли психолога в организации .

Для выявления представлений предпринимателей о роли психолога в организации с предпринимателями проводилось полу- структурированное интервью. При анализе данных интервью использовалась техника индуктивного выделения категорий и кодирования. В тексте выделялись все фрагменты, в которых речь шла о функциях психолога в организации по представлениям предпринимателей. Затем исследователи отдельно работали с каждым выделенным фрагментом. На стадии открытого кодирования выделялись пробные категории, которые затем сопоставлялись друг с другом на предмет их смыслового сходства/различия и возможности объединения их в рамках более крупной категории. В итоге были выделены три категории, описывающие различные функции психолога в организации: психолог как релаксатор и психотерапевт, психолог как «активизатор бизнес-процесса», психолог как профессиональный манипулятор.

  • В примере использованы материалы исследования Н. Капорской.
  • Исследование проводилось нами совместно с Т. Мисягиной.
  • Исследование проводилось нами совместно с Е. Комаровой.
  • изучения контекста написания сообщения
  • условия написания
  • позиции адресата, адресантов и сообщения
  • общественный резонанс
  • форму документа

Внутренний анализ:

  • изучает достоверность указанных данных
  • установки автора сообщения
  • цель написания документа
  • латентный смысл написанного, его подтекст

Достоинством качественного метода изучения текста служит глубина познания, высокая информативность. Недостатками метода являются субъективность исследования, отсутствие возможности статистического подтверждения гипотез. Сложность проведения – высокие требования к уровню подготовки специалистов.

При проведении качественного анализа текста исследователь должен обладать глубоким знанием социальных теорий, навыками проведения ретроспективного анализа, широким кругозором в изучаемой сфере, пониманием ограничений качественного метода для профессиональной интерпретации полученных результатов.

Пример

Отрывок из “Качественный контент-анализ представления категорий культуры в СМИ”

“В современном обществе постмодерна, где истина имеет относительную значимость, французский социолог Ж. Бодрияр выделил важный критерий, по которому проблемы, описанные в СМИ, существуют реально. Если же в СМИ не освещается какое-либо социальное явление или ситуация, то этой проблемы нет для общества. Средства массовой информации обладают возможностью влиять на социум через фокусирование общественного внимания, «манипуляцией сознанием».

Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Само слово «контент» означает содержимое (или содержание) документа.

Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Метод контент-анализа используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.

В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.), которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.

Какие документы подлежат контент-анализу? Ответ на этот вопрос зависит от исследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования. Если, скажем, нам предстоит выяснить перспективы забастовки рабочих предприятия (продолжим этот пример), то станет очевидной потребность контент-анализа, как минимум, протоколов собраний рабочих, решений соответствующих профсоюзных комитетов, распоряжений руководителей, законов, регулирующих забастовочную борьбу и т.п.

Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

Формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем. Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были:

  • уместными , т.е. соответствовали решению исследовательских задач;
  • исчерпывающими , т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования;
  • взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
  • надежными , т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста . За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.

Затем устанавливается единица счета , т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

  1. Классификатор контент-анализа,
  2. Протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
  3. Регистрационная карточка или кодировальная матрица,
  4. Инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
  5. Каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.

Формализованность контент-анализа и сложность его инструментария зачастую отталкивают начинающих социологов от использования данного метода. Тем самым они обедняют свое исследование, снижают его эвристичность. Если этот метод применяется впервые, то допускаются многочисленные ошибки. Отметим наиболее часто встречающиеся просчеты.

  1. Анализ документов опережает разработку исследовательской программы.
  2. Анализируются документы, не связанные с гипотезами исследования (имеющие сходство с темой исследования лишь по названию).
  3. Не проверена подлинность документа.
  4. Не уточнено его авторство.
  5. Неполно учтено его предназначение.
  6. Категории анализа не определены до такой степени, которая позволяет четко различать смысловые единицы текста документа.
  7. Категории анализа не субординарны и не приведены в соответствие с теми дефинициями и операционализирующими их терминами, которые зафиксированы в программе исследования.
  8. Категории анализа несопоставимы со смыслом и языком текста анализируемого документа.
  9. Единицы анализа характеризуют категории анализа лишь внешне, а не по существу, а поэтому единицы анализа не позволяют идентифицировать содержание документа в полном соответствии с категориями анализа.
  10. Анализ документа ведется без предварительной подготовки всего комплекса методических инструментов.
  11. Классификатор имеет недочеты, составлен с нарушением правил логики.
  12. Регистраторы (кодировщики) не получили должной методической подготовки.
  13. Инструкция по регистрации и кодировке недостаточно полная, составлена исследователем, который сам предварительно не апробировал инструментарий.
  14. Кодировка не соответствует программе математической обработки данных исследования.
  15. Результаты контент-анализа не перепроверены информацией, собранной иными методами

С.И. Григорьев. Основы современной социологии. Изд. Алтайского гос. ун-та. 2001.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: