Презентация на тему юность толстого. Презентация на тему "«Детство. Отрочество.Юность» Л.Н. Толстой ". Словарь литературоведческих терминовАвтобиография

А впрочем, бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?

Л. Н. Толстой

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил детей и молодежь. В них он видел идеальных людей, еще не испорченных пороками и передрягами жизни. Этим чистым, первозданным светом озарено начало его знаменитой трилогии “Детство. Отрочество. Юность”. Главный герой трилогии Николенька Иртеньев просыпается оттого, что Карл Иванович ударил над ним хлопушкой и на его голову упала муха. Это очень рассердило мальчика, и он отчужденно и холодно начинает анализировать поведение своего наставника. Даже его халат, шапочка и кисточка кажутся Николеньке противными. Но Николенька очень добрый мальчик, и его отношение к наставнику быстро меняется в хорошую сторону. Раздражение внезапно разбуженного человека проходит, уступая место более естественному для мальчика состоянию любви и благодарности к учителю.

Сам автор выступает здесь в роли психолога. Он скрупулезно исследует поведение ребенка в различные моменты его жизни. Другой эпизод с Николенькой внешне не связан с первым, но внутренняя психологическая связь усматривается. Николенька возвращается с охоты и решает нарисовать все, что он видел за прошедший день. Но так как у него была только синяя краска, он очень живо изобразил синего мальчика верхом на синей лошади и синих собак. У мальчика прекрасное настроение, он любуется своими синими творениями, но вдруг ему в голову приходит мысль: а бывают ли синие зайцы? Спросив об этом у отца и получив утвердительный ответ, Николенька нарисовал синего зайца, но переделал его в синий куст, а из куста сделал синее дерево, потом вместо дерева - облака и так далее. Все это в конце концов разозлило его, и он порвал рисунки. Почему возникло на этот раз раздражение? Ведь сначала мальчик нарисовал синих собак, и они ему понравились. Все просто: когда мальчик отдавался творческому процессу, ни о чем не думая, перед ним не вставало никаких вопросов, но только он начал исследовать творческий процесс, как сразу же возникло раздражение. Толстой как бы говорит, что непосредственность живого чувства всегда гармоничнее холодного, рассудочного отношения к жизни. Детям непосредственность присуща от рождения, но по мере взросления этот дар у многих людей пропадает. Толстой часто обращается к анализу этого момента. Например, когда он описывает детские игры, происходит похожая ситуация: дети сели на землю и, вообразив, что они плывут на лодке, стали “грести”. Лишь брат Николеньки Володя сидел неподвижно. Когда ему сделали замечание, он сказал, что это все ерунда и что от того, больше или меньше они будут махать руками, ничего не изменится. Вроде бы Володя был прав, но согласиться с ним - значит испортить всю игру. Глава заканчивается так: “Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что же тогда останется?” Действительно, холодный рассудок показывает, что синих зайцев не бывает, что, сидя на траве и размахивая руками, никуда не уплывешь, а шапочка и халат Карла Ивановича и в самом деле не так уж привлекательны. Но в любви, доброте и фантазии есть истина, украшающая нашу жизнь.

Я заметил, что маленький герой Толстого побеждает раздражение к миру своей любовью к окружающим его людям. А эти люди своей ответной любовью к Николеньке помогают ему преодолеть различные временные отрицательные эмоции, как, например, в случае с мухой.

После выхода второй части трилогии - “Отрочество” Н.Г.Чернышевский писал: “Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота - отличительная черта таланта графа Толстого”.

У меня создалось впечатление, что все шесть лет из жизни Николеньки Иртеньева прошли перед глазами (читатель знакомится с мальчиком, когда ему исполняется 10 лет, а расстается, когда ему 16), однако в трилогии нет последовательного, день за днем, описания жизни героев. Это рассказ всего о нескольких, но значительных эпизодах.

Так, в “Отрочестве” автор повествует о самых грустных в жизни Николеньки сутках, когда он получил единицу, нагрубил учителю, открыл портфель отца и сломал ключ. Толстой подробно рассказывает на протяжении шести глав, как герой был наказан и чем закончилось его наказание.

В “Юности” особенно выделены три дня: день после поступления в университет, следующий за ним, когда Николенька делает визиты, а затем посещение им семьи Нехлюдовых.

Николенька и Нехлюдов открывают новый нравственный закон. Но исправить все человечество оказалось очень трудным, потому что даже искренние и настойчивые попытки самосовершенствования чаще всего терпели неудачу. За всеми этими возвышенными понятиями нередко скрывалось обыкновенное тщеславие, самолюбование, высокомерие.

По-моему, последняя часть трилогии больше посвящена не метаниям героев, а попытке автора доказать самому себе возможность нравственного совершенствования.

В юности Николенька постоянно с переменным успехом играет какую-нибудь роль. То роль влюбленного с оглядкой на прочитанные им романы, то - философа, так как в свете его мало замечали, а задумчивостью можно было замаскировать свой неуспех, то - большого оригинала. Все это отодвигало на задний план его настоящие чувства и мысли.

Николенька стремится к тому, чтобы его любили, старается понравиться. Но как бы герой не желал походить на окружающих людей, автор показывает, что этого не удается сделать потому, что свет в нравственном отношении чужд ему. Эти люди никогда не создавали нравственных ценностей и не пытались им следовать, тем" более не мучились от того, что их не удается реализовать в жизни. Они, в отличие от Николеньки, всегда пользовались теми нравственными законами, которые были приняты в их среде и считались обязательными.

Я как читатель верю, что Николенька при всех своих неудачах никогда не остановится в нравственных поисках. Не зря же в конце трилогии он вновь садится писать правила жизни с убеждением, что уже никогда не сделает ничего дурного, ни одной минуты не проведет праздно и никогда не изменит своим правилам. Я понимаю, что этот порыв был присущ и самому писателю. Толстой то отрекался от всей своей прошлой жизни, то утверждал открывшуюся для него внове истину. Но для нас он остался человеком, постоянно стремившимся к нравственному самосовершенствованию, полным сомнений и противоречий, а потому реальным.

«Кавказский пленник рассказ» - Физкультминутка. …мне досадно, что нам почти нечего противопоставить маленькому классическому рассказу - скажем, "Кавказскому пленнику" или чеховским "Ваньке" и "Мальчикам". Рисунок Хайруллиной Гулии. Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог.

«Кавказский пленник Толстого» - Лев Толстой Кавказский пленник. Цель наша проста и ясна. Наша цель. Загадка рассказа. Рассказ написан боевым офицером. История создания рассказа. Мы учимся читать книгу!

«Писатель Толстой» - Наташа Ростова – олицетворение молодости, радости. В 1857 г. написана повесть «Юность». «Я решился снова писать правила жизни». Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого неразрывно связана с Москвой. Толстой обвиняет среду, в которой жила Анна. Писатель показывал войну как явление, противоестественное человечеству.

«Годы жизни Толстого» - Спешили, боялись погони… Портрет Толстого., 1873 г. Толстой в Ясной Поляне. 1908. Бойся лжи и тщеславия… Правила исправления: Бойся праздности и беспорядка… Дневниковые записи. Спустился, разбудил своего домашнего врача, уложил вещи. Получить некоторые познания в естественных науках. 11. Родовое гнездо.

«Жизнь и творчество Толстого» - Школа для крестьянских детей в Ясной Поляне. «Азбука». Могила Толстого. Л.Н. Толстой, начинающий писатель. Жизнь есть творчество, то есть образование высших форм… Таблица «Жизнь есть увеличение своей души». «Детство». «История моего детства». Л. Н. Толстой на пашне. Л. Н. Толстой. Иллюстрация А. Ф. Пахомова.

«Кутузов и Наполеон» - Мы чувствуем, как страдает Кутузов, видя бегущих с поля боя русских воинов. Кому принадлежит победа в войне 1812 года? В образах Наполеона и Кутузова Толстой изобразил идею войны и мира. Наполеон жесток и вероломен. Образ Наполеона. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Большое место в романе “Война и мир” занимают образы Кутузова и Наполеона.

Всего в теме 30 презентаций

Обзор повести
«Юность»
Л.Н.Толстого
К уроку литературы в 9 классе

Гузей Н.В., учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ №1
г.Новоалтайска Алтайского края»
Гузей Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г.Новоалтайска Алтайского края»К уроку литературы в 9 классе

Из дневника Л.Н.Толстого
1848г.
1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
2. Довольствоваться настоящим.
3. Искать случаев делать добро…


1849г.
1. Изучить весь курс юридических наук.
2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3. Изучать язык французский, русский, немецкий, английский,
итальянский и латинский.
4. Изучать сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
5. Изучать историю, географию и статистику.
6. Изучать математику, гимназический курс.
7. Написать диссертацию.
8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9. Написать правила.
10. Получить некоторые познания в естественных науках.
11. Составить сочинение из всех предметов, которые будут изучать.
Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я
выполнил!

Из истории
создания

 В 1851 году вместе с
братом Николаем Толстой
отправился на Кавказ, где
шла бесконечная война с
горцами. Отправился,
однако, с твердым
намерением стать
писателем. Он участвует в
боях и походах,
сближается с новыми для
него людьми и в то же

 В июле 1852 «Детство». Толстой послал Некрасову в
«Современник». Это свидетельствовало о большом
уважении молодого писателя к журналу.
Проницательный редактор, Некрасов высоко оценил
талант начинающего автора, отметил важное
достоинство его произведения-простоту и
действительность содержания. Повесть была
напечатана в сентябрьском номере журнала. Так в
России появился новый выдающийся писатель, не
ученик, а зрелый мастер,- это было очевидно для
всех.
«Отрочество» -1854 г.

 «Юность» -1857г.
Все три повести составили
автобиографическую трилогию

«Жизнь Л. Н. Толстого –это
целая эпоха, почти весь ХIХ
век, вместившийся в его
жизнь и в его
произведения» (Ги де
Мопассан)

Краткое
содержание

 http://szhato.ru/tolstoy/79-yunost.html
 Какой главный принцип
человеческой жизни
продемонстрировал Л.Н. Толстой
на примере Николеньки Иртеньева?
 Каким надо быть? К чему нужно
стремиться?

 В повести «Юность» тема семьи, дома звучит во
много раз приглушеннее, уступая место теме
взаимоотношений Николеньки с внешним
миром. Он ищет в жизни свое место: «Надо
скорей, скорей, сию же минуту сделаться
другим человеком и начать жить иначе».
Николенька сталкивается с противоречием
между мечтой и действительностью. Он
мечтает о том, как станет лучшим студентом, а
потом - великим ученым, но внезапно для себя
осознает, что им движет тщеславие, и стыдится
этого.

Отличный французский язык, длинные ногти,
умение кланяться, танцевать и разговаривать,
равнодушие ко всему, презрительная скука и
манера одеваться - это не назначение человека.
Он находит в себе такой недостаток, как
самолюбование, а слишком рациональная
программа приводит героя к раздвоению: он
тянется к светским развлечениям и не в силах
соблюдать жесткие требования программы.
Николенька-первокурсник проваливается на
экзамене по математике. После он решает, что с
праздным времяпровождением покончит. Он
осознал противоречия, которые мешают его
духовному росту.
Однажды поздно вечером Николай достаёт
тетрадь, на которой написано: «Правила жизни».
От нахлынувших чувств, связанных с юношескими
мечтаниями, он плачет, но уже слезами
не отчаяния, а раскаяния и морального порыва.

Жизнь»
 «Ты говоришь: не стоит делать усилий: сколько ни делай,
никогда не достигнешь совершенства. Да ведь дело твое
не в том, чтобы достигнуть совершенства, а только в том,
чтобы все больше и больше приближаться к нему»
«Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому, главное дело совершенствования - работать над мыслями»«Нельзя одним людям улучшить жизнь других людей. Каждый человек может только сам улучшить свою жизнь»«Ты говоришь: не стоит делать усилий: сколько ни делай, никогда не достигнешь совершенства. Да ведь дело твое не в том, чтобы достигнуть совершенства, а только в том, чтобы все больше и больше приближаться к нему»

Слайд 2

Литературный дебют

Мы познакомимся с отрывками из повести, которая стала первым литературным трудом писателя. Когда повесть вышла в свет в 1852 году, она сразу сделала известным автора, которому тогда было только 24 года. И многие писатели того времени увидели в нем «прекрасную надежду русской литературы».

Слайд 3

Что же особенного было в этой автобиографической повести?

Н.Г.Чернышевский отметил, что особенность таланта молодого автора в том, что он очень хорошо знает внутренний мир человека – его мысли, чувства. До него еще никто так не интересовался тем, как в душе человека «чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления…переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний..»

Слайд 4

Как же Толстому удавалось так верно и точно знать людей и верно их изображать?

Этому он учился путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники. После его смерти они были опубликованы. В них Толстой вырабатывал для себя правила жизни и работы. Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности…

Слайд 5

Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание

Слайд 6

Повесть «Детство»

Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других. Именно поэтому его повесть «Детство» стала шедевром. Он, взрослый человек, сумел так верно изобразить внутренний мир ребенка. Повесть во многом автобиографична. Как и сам Толстой в детстве, главный герой повести Николенька Иртеньев учится понимать себя и других, вдумчиво познает окружающий мир.

Слайд 7

Словарь литературоведческих терминовАвтобиография

От греч. Autos – сам, bios– жизнь, grapho– пишу. Описание жизни какого-либо человека, составленное им самим. В художественной литературе автобиография – это произведение, в котором сам писатель описывает свою жизнь. Автобиографическими называют художественные произведения, в которых автор творчески использовал события из своей личной жизни.

Слайд 8

Глава «Maman»

Какова атмосфера в доме, где живет Николенька? Как мы можем это понять? Какие отношения существуют между всеми участниками эпизода? Чьими глазами мы все это видим?

Слайд 9

Перечитайте лирические отступления, в которых говорится о матери. Как вы понимаете слова: «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе»? Можем ли мы понять, каким было настроение матери героя в этом эпизоде? По каким признакам можно понять это настроение? Как Николенька реагирует на настроение матери? Почему, несмотря на то, что для него не осталась незамеченной ее печаль, он не отреагировал на нее?

Слайд 10

Глава «Что за человек был мой отец»

От чьего лица ведется рассказ о характере отца: от лица Николеньки Иртеньева или вспоминающего свое детство взрослого человека? Какие черты отца Николеньки вам кажутся определяющими его личность? Почему заголовок главы сформулирован в виде вопроса?

Посмотреть все слайды




Лев Николаевич происходил из дворянского рода, известного, по легендарным источникам,с 1351 года. Черты прадеда Ильи Андреевича, даны в «Войне и мире» добродушнейшему, непрактичному старому графу Ростову. Дед Толстого по матери, екатерининский генерал, Николай Сергеевич Волконский, имел некоторое сходство с суровым ригористом старым князем Болконским в «Войне и мире». Кроме Волконских, Л. Н. Толстой состоял в близком родстве с некоторыми другими аристократическими родами: князьями Горчаковыми, Трубе цкими.




Родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком; у него было три старших брата: Николай (), Сергей () и Дмитрий ().


Отец Льва Николаевича - Николай Ильич Толстой ()- штабс-ротмистр. Мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет.


В 1837 году внезапно умирает отец и воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская.В 1840 году дети переселяются в Казань, к новому опекуну сестре отца П. И. Юшковой. Т.А. Ергольская()






В 1841 году Толстой решил поступить в Императорский Казанский университет. 3 октября 1844 года Лев Толстой был зачислен студентом разряда восточной словесности в качестве своекоштного. На вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко- татарскому языку».В 1847 году Толстой бросает университет и уезжает в Ясную поляну.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: