Последствия признания крупнейшим налогоплательщиком. Кто относится к крупнейшим налогоплательщикам Крупнейший налогоплательщик особенности налогообложения

ФНС России разработаны критерии для определения, является ли организация крупнейшей или нет ( , утв. приказом ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308@, далее – Критерии). До недавнего времени их было всего два:

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год, которые берутся из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
  • признаки взаимозависимости.

Но 19 сентября 2014 года вступил в силу приказ ФНС России, которым расширяется вышеуказанный перечень ( , далее – Приказ). Теперь во второй критерий добавили признаки влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц. А также ввели новый критерий – наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.

Показатели финансово-экономической деятельности

Показатели финансово-экономической деятельности для отнесения налогоплательщика к крупнейшему берутся за любой из трех, предшествующих текущему отчетному году, лет. Если организация в отчетном году перестала удовлетворять установленным критериям, то она сохраняет свой статус крупнейшей еще в течение двух лет ().

Поскольку крупнейшие организации администрируются на федеральном и региональном уровне, то и показатели критериев будут разными.

Федеральный уровень

У тех организаций, которые попали в эту категорию, хотя бы один из показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год должен иметь следующие значения:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов по данным налоговой отчетности превышает 1 млрд руб. Если организация работает в сфере оказания услуг связи, а также реализует или предоставляет в пользование технические средства, обеспечивающие оказание услуг связи, или же оказывает транспортные услуги, то объем начисленных налогов должен быть свыше 300 млн руб. ();
  • суммарный объем полученных доходов (по данным формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд руб. ();
  • активы организации превышают 20 млрд руб. ().

Есть и отдельные категории налогоплательщиков, для которых предусмотрены свои значения критериев. Так, например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, включенных в перечень стратегических предприятий должно выполняться одно из следующих условий ():

  • сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции должна быть более 27 млн руб. в год;
  • сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
  • доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.

Региональный уровень

С организациями, администрируемыми на региональном уровне все гораздо проще, – показатели для них не делятся в зависимости от вида деятельности компании. Кроме того, Приказ поднял и пороговые значения финансово-экономических показателей за отчетный год.

Так, теперь чтобы стать крупнейшим региональным налогоплательщиком должны выполняться одновременно все следующие условия:

  • суммарный объем полученных доходов (по данным, отраженным в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 2 до 20 млрд руб. включительно;
  • среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
  • активы находятся в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб. включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 млн руб. до 1 млрд руб. ().

Законодатели еще раз подчеркнули, что если организация применяет специальные налоговые режимы в части соответствующих видов деятельности, то к крупнейшим она не относится ().

Взаимозависимость и лицензируемые виды деятельности

Критерий взаимозависимости применяется тогда, когда отношения налогоплательщика оказывают влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, признаваемой крупнейшей по финансово-экономическим показателям. Причем администрироваться налогоплательщик будет на том же уровне, что и взаимозависимая с ним организация ().

Есть еще одна особая категория налогоплательщиков, осуществляющих финансовую деятельность, которая подлежит федеральному налоговому администрированию вне зависимости от объемов начисленных налогов, чистых активов и выручки на конец отчетного года, численности сотрудников, взаимозависимости с крупнейшей компанией или иных показателей. Изначально к ней относились только кредитная и страховая организации. Но Приказ расширяет этот список. Теперь в него включены перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, имеющие лицензии на осуществление своей деятельности ().

В случае признания организации связи крупнейшим налогоплательщиком (КН), что может сделать только налоговый орган, ее поставят на учет в ИФНС в качестве КН. При каких обстоятельствах организация связи признается крупнейшим налогоплательщиком? Каким образом она узнает о том, что поставлена на учет в качестве КН? Ответы на вопросы актуальны в связи с тем, что изменены среди прочего критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам.

Нормативные акты по КН.

Понятно, что в первую очередь – это Налоговый кодекс, в котором указано, что Минфин вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков (п. 1 ст. 83). И таковые (Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков) утверждены Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 № 85н. В целях единообразия процедуры учета КН в налоговых органах с учетом положений приведенных документов Приказом ФНС РФ от 27.09.2007 № ММ-3-09/553@ утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков – российских организаций.

Следующий важный документ – это Приказ МНС РФ от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@, которым утвержден порядок организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков. Данным приказом также утверждены критерии отнесения юридических лиц к КН, но необходимо учитывать, что Приказом ФНС РФ от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ утверждены новые критерии (далее – Критерии). Оба этих документа изменены Приказом ФНС РФ от 25.12.2017 № ММВ-7-7/1083@. И еще, приказы ФНС РФ № ММ-3-06/308@ и № ММВ-7-7/1083@ скорректированы Приказом ФНС РФ от 06.02.2018 № ММВ-7-7/80@.

Нововведения вступили в силу 02.04.2018, но в отношении отдельных организаций применяются с 12.02.2018, речь идет:

    об организациях, состоящих на учете в Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 8 (осуществляющих деятельность в сфере производства машин, транспортных средств, оборудования, техники, аппаратуры и оборонно-промышленного комплекса);

    об организациях, у которых по обновленным критериям изменяется уровень налогового администрирования.

Критерии отнесения организации связи к КН и выбор налоговой инспекции.

Признавая организацию крупнейшим налогоплательщиком, налоговые органы ориентируются:

1) на показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год по данным бухгалтерской и налоговой отчетности организации. Организация относится к категории КН по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года (п. 8 Критериев);

2) на наличие признаков взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц. Организацию, отношения с которой могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности компании, признанной КН, могут также отнести к категории крупнейших налогоплательщиков и поставить на учет на уровне, соответствующем уровню администрирования указанной компании;

3) на наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности. Это касается кредитной организации, страховой, перестраховочной организации, общества взаимного страхования, страхового брокера, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственного пенсионного фонда;

4) на проведение налогового мониторинга. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, при соблюдении следующих условий:

    в налоговый орган вместе с указанным заявлением в полном объеме представлены соответствующие документы (информация), это регламент информационного взаимодействия, информация об организациях, физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации (если доля такого участия превышает 25 %), для целей налогообложения, внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации;

    соблюдены условия, позволяющие организации обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга (перечислены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ);

    представленный регламент информационного взаимодействия соответствует установленным форме и требованиям к регламенту (утверждены Приказом ФНС РФ от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ (см. приложения 3 и 4 соответственно));

    применяемая организацией система внутреннего контроля соответствует требованиям, утвержденным Приказом ФНС РФ от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ (приложение 1).

Выясним, какие показатели финансово-экономической деятельности организации связи свидетельствуют о том, что налоговые органы признают ее КН и каким образом выбирается уровень администрирования (это может быть федеральный или региональный уровень, когда организация ставится на учет в межрегиональной или межрайонной соответственно ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам).

Федеральный уровень.

По новым правилам, действующим с 02.04.2018, к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых суммарный объем полученных доходов по данным отчета о финансовых результатах, входящего в состав годовой бухгалтерской отчетности, превышает 35 млрд руб. Он получается путем сложения доходов, отраженных в отчете по кодам строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению» и 2340 «Прочие доходы».

Ранее организация подлежала налоговому администрированию на федеральном уровне, если (достаточно было выполнения одного из перечисленных условий за отчетный год):

    суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности превышал 1 млрд руб. Для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, показатель был иной – свыше 300 млн руб.;

    суммарный объем полученных доходов за год превышал 20 млрд руб.;

    активы (сумма внеоборотных и оборотных активов по данным строки «Баланс (актив)» (код 1600) годового бухгалтерского баланса) составляли более 20 млрд руб.

И важное нововведение: в состав организаций, подлежащих налоговому администрированию на федеральном уровне, могут попасть юридические лица, не отвечающие установленным критериям, если ФНС приняла решение об их отнесении к категории КН (новый п. 5.1 Критериев).

По поводу того, кто занимается администрированием организаций – крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне… Это специализированные по отраслевому принципу межрегиональные ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам. Теперь их 8 вместо 9 (см. Приказ ФНС РФ от 21.02.2018 № ММВ-7-4/106@), обратим внимание на три из них.

Инспекция, занимающаяся налоговым администрированием КН

Основные виды деятельности организаций

Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (при постановке на учет не учитывается показатель размера суммарного объема полученных доходов)

Деятельность в области информации и связи, осуществляемая операторами мобильной связи и организациями, осуществляющими деятельность в сфере интернет-технологий, научные исследования и разработки

Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 6

Обеспечение электрической энергией и газом, водоснабжение, оказание транспортных услуг и иных услуг, оказываемых организацией, не администрируемой иной межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам

Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 1

Вышеперечисленные виды деятельности, если в уставном капитале организации доля участия иностранных лиц (иностранного лица) прямо или косвенно превышает 50 % и (или) контролирующим лицом такой организации не являются резиденты РФ

Региональный уровень.

Налоговому администрированию на региональном уровне подлежат организации, у которых выполняются одновременно следующие условия:

    суммарный объем полученных доходов по данным отчета о финансовых результатах находится в пределах от 2 млрд до 35 млрд руб. включительно (ранее предельная величина составляла 20 млрд руб.);

    Превышает 50 человек;

    активы превышают 100 млн руб. либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности составляет более 75 млн руб. Верхнего предела теперь нет (составлял 20 млрд руб. по активам и 1 млрд руб. по федеральным налогам).

Здесь также есть новшество, касающееся свободы выбора со стороны ФНС. В отношении организации, не подпадающей под установленные критерии для отнесения ее к категории КН на региональном уровне, ФНС все равно может принять решение об отнесении организации к категории КН и территориальных особенностях администрирования (п. 6.1 Критериев).

Скорее всего, именно поэтому из Критериев исключено положение о том, что организация, отнесенная к категории КН, сохраняет данный статус в течение двух лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям. То же самое касается нормы сохранения статуса КН в течение трех лет после реорганизации.

Как и прежде, не относятся к категории КН организации, применяющие специальные налоговые режимы (в части соответствующих видов деятельности) (п. 6 Критериев). В то же время Налоговым кодексом установлен запрет на применение системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Исходя из юридической силы НК РФ и приоритета его норм над положениями, закрепленными в приказе ФНС, п. 6 Критериев в части указания, что не относятся к категории КН организации, применяющие специальные налоговые режимы, не используется в отношении налогоплательщиков, применяющих специальный режим в виде уплаты ЕНВД. Следовательно, если организацию признают КН, она не может применять «вмененку».

Администрирование организаций – КН на региональном уровне осуществляется в межрайонных ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, если таковые созданы в структуре управлений ФНС по субъектам РФ (создаются при наличии на территории региона как минимум 10 претендентов на звание КН). Если межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам на территории субъекта отсутствует, организацию ставят на учет в качестве КН в налоговом органе по месту ее нахождения, а контроль за налоговым администрированием возлагается на управление ФНС по субъекту РФ.

Про постановку на учет в качестве КН.

При постановке на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия:

    присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого – код налогового органа, осуществившего постановку организации в качестве КН (то есть межрегиональной (межрайонной) ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам), пятый и шестой знаки – значение 50 (признак отнесения организации к КН). ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения организации, не изменяется;

    вносятся сведения в ЕГРЮЛ о постановке на учет в качестве КН;

    организации выдается (направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9-КНУ, утвержденной Приказом ФНС РФ от 26.04.2005 № САЭ-3-09/178@. В уведомлении фиксируются ИНН, код причины постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и код ОКАТО.

Таким образом, организация связи узнает о том, что она поставлена на учет в качестве КН, из полученного уведомления. ФНС в Письме от 14.02.2018 № АС-4-2/2865@ подчеркнула: организация получает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в соответствующей инспекции – межрегиональной или межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Последствия постановки на учет в качестве КН.

В первую очередь это означает, что организация связи как должна представлять все налоговые декларации и расчеты, в том числе по обособленным подразделениям, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (п. 3 ст. 80 НК РФ). То же самое касается иных документов, представляемых в налоговый орган по тем или иным причинам, например:

    уведомления о контролируемых сделках;

    уведомления об участии в иностранных организациях;

    уведомления о контролируемых иностранных компаниях;

    заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения;

    заявления о проведении налогового мониторинга.

Декларации, представленные организацией по обособленным подразделениям, перенаправляются налоговым органом по месту учета в качестве КН в соответствующие налоговые органы по месту нахождения ОП. Кроме того, по отдельным налогоплательщикам ФНС принято решение о закрытии карточек «РСБ» по месту нахождения обособленных подразделений и о передаче пакета документов, необходимого для администрирования ОП, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (Письмо ФНС РФ от 21.02.2018 № ЕД-4-15/3540@).

Обратите внимание:

Пункт 3 ст. 80 НК РФ не распространяется на плательщиков страховых взносов. При этом гл. 34 «Страховые взносы» НК РФ для организаций, относящихся к категории КН, каких-либо особенностей по представлению расчетов по страховым взносам не предусмотрено. Поэтому организация, относящаяся к категории КН, должна представлять расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту своего нахождения (Письмо Минфина РФ от 28.02.2017 № 03-15-06/11252).

Следующий момент, на который обратим внимание, касается выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории КН. Решение о проведении такой проверки выносит налоговый орган, осуществивший постановку названной организации на учет в качестве КН (п. 2 ст. 89 НК РФ). Срок проведения проверки может быть продлен с двух до четырех месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ, Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки).

И еще: налоговые органы в соответствии с регламентом, утвержденным Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@, проводят сверку расчетов с КН ежеквартально.

Основанием для постановки организации связи на учет в качестве КН является соответствие организации специальным критериям, утвержденным ФНС. Например, по новым правилам налогоплательщик с доходами более 35 млрд руб. признается КН и администрируется на федеральном уровне (то есть ставится на учет в соответствующей межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам). Доходы в пределах от 2 млрд до 35 млрд руб., среднесписочная численность работников более 50 человек, стоимость активов более 100 млн руб. (либо сумма начисленных федеральных налогов и сборов более 75 млн руб.) – основание для постановки на учет в качестве КН на региональном уровне. Кроме того, теперь ФНС может включить в состав КН и те организации, которые не отвечают установленным критериям. О присвоенном статусе КН организацию связи налоговый орган известит путем выдачи (направления) уведомления, которое выглядит так.

На территории РФ действует Налоговый кодекс, закрепляющий понятие и признаки налогоплательщиков, определяющий порядок установления и отчисления налогов, а также содержащий иные положения, связанные с реализацией государственной налоговой политики.

Классификация плательщиков

В соответствии со ст. 19 НК, в качестве налогоплательщиков выступают физические и юрлица, на которых возлагается обязанность по отчислению обязательных платежей в бюджет. Юридические лица, в свою очередь, разделяются на иностранные и российские, а физлица - на обладающих статусом ИП и не имеющих его.

В относительно обособленную категорию субъектов выделяют предприятия, работающие в специфических сферах. К примеру, речь идет об игорном бизнесе, добыче полезных ископаемых и пр. В этих сферах установлены отдельные виды налогов: на игорный бизнес, НДПИ и т. д.

Некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию плательщиков лиц, имеющих право использовать налоговые льготы.

Права субъектов

Они отражены в ст. 21 НК. Согласно норме, налогоплательщики вправе:

  1. Получать в ИФНС по месту своего учета сведения о действующих сборах и налогах, бланки отчетности, консультации по их оформлению. Данные услуги предоставляются субъектам бесплатно.
  2. Получать от Минфина РФ, налоговых структур муниципалитетов и субъектов РФ пояснения по вопросам применения налогового законодательства.
  3. Применять закрепленные в законодательстве налоговые льготы при наличии соответствующих оснований. Данное право реализуется в порядке, установленном НК и федеральными нормативными актами.
  4. Получать рассрочку, отсрочку, а также налоговый кредит.
  5. Участвовать в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя.
  6. Присутствовать при выполнении контролирующими органами выездной проверки.
  7. Предоставлять ИФНС пояснения и объяснения по фактам исчисления/уплаты налогов, актам проведенных инспекций.
  8. Требовать от сотрудников контролирующих структур соблюдения положений налогового законодательства.
  9. Получать копии актов проверки, решений налоговых органов, налоговые уведомления, требования об исчислении налогов.
  10. Не исполнять противоправные требования контролирующих структур.
  11. Оспорить акты налоговых органов, решения, действия/бездействие сотрудников ИФНС.
  12. Требовать компенсации потерь, возникших вследствие противоправных действий контролирующих структур.
  13. Участвовать в рассмотрении материалов проверки, а также других актов, изданных ИФНС.

Указанные права распространяются на всех налогоплательщиков, крупнейших в том числе. Вместе с тем деятельность последних находится под особо пристальным вниманием контролирующих структур.

Крупнейшие налогоплательщики: критерии определения

Признаки, по которым субъект относят к рассматриваемой категории, устанавливаются ФНС. Эти критерии периодически корректируются в зависимости от складывающейся экономической ситуации в стране. В действующем законодательстве закреплен перечень лиц, список крупнейших налогоплательщиков, предусматривающий разграничение их контролирования в соответствии с предметом налогообложения на соответствующих уровнях (региональном, федеральном).

Для отнесения плательщика к категории крупнейших во внимание принимаются:

  1. Показатели финансово-экономической деятельности (ФЭД). Значение определяется на основании сведений бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия.
  2. Признаки взаимозависимости с иными участниками налоговых правоотношений, показатели, свидетельствующие об уровне влияния компании на деятельность взаимозависимой структуры и результаты ее работы.
  3. Наличие у хозяйствующего субъекта специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности.
  4. Результаты постоянного мониторинга работы анализируемого предприятия.

Присвоение статуса

Предприятие может быть отнесено к крупнейшим налогоплательщикам (КН) по итогам его работы, рассматриваемые за любые 3 года до начала отчетного периода. Сведения за текущий год во внимание не принимаются.

Следует учесть, что статус крупнейшего налогоплательщика, присвоенный предприятию, сохраняется за ним в течение 2 лет после того, как его деятельность перестала соответствовать установленным критериям. Кроме того, статус может сохраняться и в течение 3 лет. Это возможно в случае реорганизации крупнейшего налогоплательщика. Соответствующий статус сохраняется за компаниями, образованными вследствие данной процедуры. В трехлетний срок включается год проведения реорганизации.

Утрата статуса

Предприятие перестает считаться крупнейшим налогоплательщиком, если в судебном порядке оно было признано банкротом и в отношении него начато конкурсное производство. Соответствующее положение закреплено в приказе ФНС от 27.06.2012 г. Это правило, однако, не действует в отношении кредитных организаций, администрирование которых осуществляется на уровне Федеральной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Они сохраняют свой статус до момента принудительной ликвидации.

Показатели финансово-экономической деятельности

Для компаний, контроль деятельности которых осуществляется на уровне Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, соответствующий статус присваивается при выполнении одного из следующих условий:

  1. Величина налогов превышает 1 млрд р., а для компаний, осуществляющих деятельность в сфере обслуживания, транспорта или связи - 300 млн р.
  2. Размер полученного дохода составляет не менее 20 млрд р.
  3. Общая величина активов не меньше 20 млрд р.

Для отдельных предприятий установлены дополнительные критерии. В частности, организации ВПК, находящихся под контролем МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, получают соответствующий статус, если:

  1. Вложения государственных средств составляют более 50 % всех активов.
  2. Среднесписочное количество работников больше 100 чел.
  3. Общая стоимость договоров об экспорте продукции стратегического назначения превышает 27 млн р.
  4. Общий размер поступлений от экспорта товаров составляет 20 % от всего объема выручки.

Предприятия, администрирование которых осуществляется на уровне межрайонной налоговой по крупнейшим налогоплательщикам, получают соответствующий статус, если:

  1. Величина дохода, отражаемая в ф. № 2, составляет от 2 до 20 млрд р.
  2. Общая сумма отчислений в бюджет 75 млн р. - 1 млрд р.
  3. Величина активов предприятия составляет 100 млн р. - 20 млрд р.
  4. Среднесписочное количество работников компании больше 50 чел.

Указанные налогоплательщики считаются крупнейшими вне зависимости от вида осуществляемой деятельности.

Нюансы

Показатели финансово-экономической деятельности для предприятий, контролируемых на региональном уровне, могут устанавливать Управления инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам субъектов РФ с согласованием их с ФНС РФ.

Необходимо также сказать, что организации, использующие специальные режимы обложения, не могут получить статус КН.

Взаимозависимость

Компания может получить статус КН, если ее деятельность влияет на работу юридического лица, в свою очередь, являющегося крупнейшим налогоплательщиком. В таких случаях говорят о взаимозависимости предприятий.

Контроль расчета и уплаты налогов крупнейшими налогоплательщиками осуществляется на том уровне, на котором производится администрирование деятельности этих хозяйствующих субъектов. Таких уровней, как выше говорилось, два: федеральный и региональный.

Наличие разрешения (лицензии)

Хозяйствующие субъекты, получившие от государственных органов специальные документы на ведение отдельных видов деятельности, контролируются Федеральной налоговой службой по крупнейшим налогоплательщикам. В данном случае во внимание не принимается несоответствие (соответствие) прочим критериям отнесения предприятия к КН (величина доходов, размер налогов, взаимозависимость или штатная численность).

Среди видов деятельности, наличие лицензии на которые обеспечивает хозяйствующему субъекту получение статуса КН, следует отнести:

  1. Банковское обслуживание.
  2. Пенсионное обеспечение (речь в данном случае о НПФ).
  3. Пенсионное и другие виды страхования, перестрахование.
  4. Услуги брокерских компаний.
  5. Профессиональное участие в деятельности фондового рынка.

Особенности взаимоотношений с ФНС

В соответствии с предписаниями НК, при наличии обособленных подразделений у крупнейшего налогоплательщика постановка на учет осуществляется во всех ИФНС по месту их нахождения.

В случае изменения организационной структуры предприятие обязано уведомлять контролирующие органы. Соответствующее извещение следует направлять во все ИФНС, в которых осуществлялась постановка на учет. Крупнейший налогоплательщик, зарегистрированный на территории РФ, создающий обособленные подразделения не в виде представительств или филиалов или изменяющий сведения о сформированных ранее подразделениях, должен направить соответствующее уведомление в контролирующий орган в течение месяца.

В случае ликвидации организацией своих структур, работавших на территории РФ, информация об этом направляется в инспекцию в трехдневный срок. Данное правило распространяется на все типы подразделений, в т. ч. филиалы и представительства.

Сведения по крупнейшим налогоплательщикам в Московской области и других регионах поступают в единую базу ФНС РФ.

Перечень крупнейших плательщиков налогов в России

Несмотря на значительные колебания цен на нефть, изменение объемов добычи сырья, основными налогоплательщиками в РФ остаются компании "Роснефть" и "Газпром". Последняя по итогам 2018 г. направит в бюджет порядка 2 трлн руб. В эту сумму включены налоги со всех 56 дочерних компаний. Отчисления "Роснефти" составят примерно эту же сумму.

По данным Межрегиональной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, в число основных "доноров" федерального бюджета входят такие компании, как "Сургутнефтегаз", "Лукойл", "ТАИФ-НК", "Татнефть", "Сибур", "Новатэк".

Значительные средства в бюджет поступают не только от предприятий нефтегазового сектора. Крупнейшими налогоплательщиками считаются также сети розничной торговли "Магнит", "Мегаполис", X5 Retail Group. В двадцатку лидеров входят и металлургические предприятия "Норильский никель", "Северсталь", UC Rusal и др. Нельзя не сказать и о телекоммуникационных компаниях МТС, "Мегафон", "Вымпелком".

Общий размер активов каждого указанного предприятия превышает 500 млрд р. Такие данные приводит журнал Forbes за текущий 2018 г. Головные офисы половины этих компаний располагаются в Москве. Некоторые предприятия зарегистрированы за рубежом (например, "Вымпелком").

Лидирующие позиции по среднесписочному количеству персонала занимают "Газпром" и "Роснефть". У первой компании в штате числится около полумиллиона человек, у второй - больше 250 тысяч человек. Среди торговых предприятий лидером является "Магнит". В его штате на 2018 г. числится более 300 тысяч человек.

Крупнейшие предприятия за рубежом

Как показывает сравнительный анализ компаний в США и России, в обеих странах лидирующие позиции в перечне крупных налогоплательщиков занимают сырьевые гиганты. В Америке в список входят ConocoPhillips, Chevron и ExxonMobil.

Далее в перечне выделяются предприятия, выпускающие интеллектуальные продукты. В их числе Intel, Apple, IBM, Microsoft. Большой объем средств поступает в бюджет США от банков, страховых компаний, производителей медикаментов, косметических товаров. Не обходится и без сети пунктов быстрого питания. Так, всемирно известная компания McDonald’s отчисляет в бюджет США около 2 млрд долл. ежегодно.

Специфика налоговой нагрузки

Для контролирующих органов величина налоговых отчислений является в большей степени статистическим инструментом, а не ориентиром в деятельности. Как отмечают аналитики, этот показатель так и не стал ключевым механизмом обеспечения эффективной реализации государственной фискальной политики. Между тем отдельные эксперты уверены, что власть не может не видеть существенно различающиеся величины налоговой нагрузки. Именно поэтому контролирующие органы используют показатели при планировании камеральных проверок.

Надо сказать, что сами предприятия очень чувствительно относятся к обнародованию размера их налоговой нагрузки. От официальных комментариев большинство из них отказывается. Неофициально представители некоторых экономических гигантов говорят о слишком высоком налоговом бремени, однако высказываться открыто об этом они не рискуют, т. к. этим могут существенно навредить отношениям с ФНС.

Если говорить о лидерах - предприятиях нефтегазового сектора, то общее мнение о нагрузке на предприятия выразил, пожалуй, Игорь Сечин, глава "Роснефти". В своем интервью в программе "Вести 24" он говорил о необходимости снижать налоги. Сечин указывал на то, что величину отчислений для нефтегазового сектора государство увеличило вдвое, однако цены на сырье при этом существенно снизились.

Однако заменить сегодня предприятия нефтегазового сектора некем: уже давно прошла "мода на предпринимательство", число субъектов среднего и малого бизнеса неуклонно уменьшается, налоговая база не увеличивается. При этом сокращать социальные расходы никак нельзя сегодня. Вот и возлагается налоговое бремя на крупнейших плательщиков, в первую очередь на компании нефтегазового сектора.

Между тем, по оценкам ряда экспертов, такое потребительское отношение государства к крупнейшим хозяйствующим субъектам приносит исключительно краткосрочную выгоду. Специалисты отмечают, что у власти всегда есть возможность получить больше налоговых сумм. Какими при этом будут последствия - отрицательными или положительными, - зависит от уровня экономического развития страны в целом и финансового состояния конкретного предприятия.

Ведение дел юридических лиц при статусе крупнейшего налогоплательщика проходит на федеральном либо региональном уровне.

Организации, причисленные к крупнейшим налогоплательщикам (в дальнейшем – КН), встают на учет в зависимости от федерального (регионального) уровня в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ. Эти налоговые структуры контролируют выполнение КН налоговых законов без непосредственного участия.

Федеральной налоговой службой России определен перечень критериев , наличие которых позволяет отнести организацию (юридическое лицо) к понятию крупнейший налогоплательщик.

Что представляют собой эти критерии:

  1. Маркеры финансово-экономической деятельности (ФЭД). Рассматривается организации (налоговая, бухгалтерская) за год.
  2. Наличие взаимозависимости. Налогоплательщик непосредственно влияет на функционирование взаимозависимых лиц, их экономические результаты.
  3. Наличие у юридического лица лицензии или другим разрешением, позволяющим вести определенный род деятельности.
  4. Осуществление постоянных наблюдений за налоговой деятельностью.

Показатели финансово-экономической деятельности

Временные периоды, в рамках которых организация может быть отнесена к КН, следующие: расчет по маркерам ФЭД ведется по любому из трех предшествующих годов, за исключением отчетного .

Статус КН удерживается еще в течение двух лет после того года, когда организация стала не соответствовать принятым критериям.

В случае реорганизации КН этот статус остается за вновь образованным юридическим лицом еще на срок в три года, считая тот из них, когда произошла реорганизация.

Юридические лица-должники, признанные в судебном порядке банкротами, теряют статус КН. Эта норма не касается кредитных структур. Те из них, что администрируются как КН на федеральном уровне, сохраняют этот статус вплоть до того момента, пока не будут принудительно ликвидированы.

Статус КН может быть присвоен даже , если они имеют какие-либо доходы, соответствующие нижеуказанным критериям.

Федеральный уровень

Этот уровень налогового администрирования подразумевает, что рассматриваемая организация соответствует ряду обязательных условий , прямо связанных с маркерами (финансовыми, экономическими) ее деятельности.

  1. Совокупность налоговых начислений должна превышать 1 млрд рублей. Эта цифра значительно уменьшена (свыше 300 млн рублей) для организаций, работающих в сфере услуг связи и транспорта.
  2. Общая сумма поступивших доходов (отчетная форма №2, коды 2110, 2310, 2320, 2340) больше 20 млрд рублей.
  3. Общий размер активов организации равен более 20 млрд рублей.

Помимо этих универсальных условий федеральное администрирование налогов может применяться к ряду организаций в определенных сферах экономики страны.

В частности, подобные нормы распространяются на структуры и организации военно-промышленного комплекса со следующими показателями (достаточно превышения одного из них):

  • экспортные контракты по продукции стратегического назначения, суммарно превышающие отметку в 27 млн рублей;
  • общий объем выручки, по данным контрактам, более 20% от всей суммы;
  • наличие более 100 служащих в среднесписочной численности персонала;
  • государственный вклад, превышающий 50 %.

Представленные цифры справедливы также для организаций, которые находятся в списке предприятий, организаций, обществ, имеющих статус стратегических.

Региональный уровень

На этом уровне ведение дел юридических лиц упрощено. При сопоставлении установленным показателям не учитывается то, чем компания занимается.

Компании, претендующие на статус региональных КН, должны соответствовать всем следующим условиям одновременно:

  • иметь суммарный достигнутый доход (отчетная форма №2) в диапазоне 2-20 млрд рублей;
  • среднесписочный штат в более чем 50 сотрудников;
  • обладать активами от 100 млн рублей и не превышающими 20 млрд рублей;
  • иметь начисленную сумму налогов в диапазоне 75-1000 млн рублей.

Взаимозависимость и лицензия

Понятие взаимозависимости учитывается, когда очевидно влияние конкретного налогоплательщика на итоги или условия работы организации со статусом КН. В соответствии с законодательно установленными критериями, такой налогоплательщик и его ФЭД будут расцениваться налоговыми органами на уровне КН, взаимосвязанного с ним.

Существует и особая «каста» налогоплательщиков, чья ФЭД подлежит ведению в федеральных масштабах. При этом совершенно неважны размеры налогов, подлежащих уплате, величины активов, объем выручки, штат служащих и наличие факта взаимозависимости.

Речь идет об организациях, получивших от государства лицензию на ведение ряда видов деятельности :

  • банковских операций;
  • различных видов страхования, перестрахования, посреднических услуг брокера;
  • профессионального участия в работе фондового рынка;
  • пенсионного страхования, обеспечения (НПФ).

Обязанности юридических лиц

О любых изменениях в своей организационной структуре налогоплательщики представляют информацию в представительства налоговых органов в регионе нахождения.

Срок в один месяц предоставляется для уведомления налоговых органов, если налогоплательщик начинает участвовать в российских или иностранных организациях (кроме хозяйственных обществ и ООО).

Такой же срок дается в случаях создания юридическим лицом, имеющим регистрацию РФ, обособленных подразделений в пределах страны (не ). Это касается и вновь возникших изменений тех сведений о созданных подразделениях, которые были предоставлены ранее.

Срок в три дня предоставляется юридическим лицам на уведомление о закрытии тех обособленных структур, через которые велась деятельность организации в пределах РФ. Это норма распространяется на филиалы, представительства, иные формы обособленных подразделений.

Учет

В полном соответствии со статьей 55 ГК РФ – местонахождения юридического лица и его обособленных подразделений не совпадают.

Налоговый кодекс () предписывает юридическим лицам, имеющим в своей организационной структуре обособленные части, обязательную постановку на налоговый учет во всех регионах и муниципалитетах, где находятся эти подразделения.

Деятельность в России

Несмотря на падающие год от года цены на газ и нефть, а также снижение добычи углеводородов, крупнейшими налогоплательщиками РФ остаются компании «Газпром» и «Роснефть» .

Газовый монополист перечислит около 2 трлн рублей налогов по итогам 2018 года, включая сборы со всех пятидесяти шести «дочек» компании. Налоговые отчисления «Роснефти», главного налогоплательщика страны последних лет, составят около 2 трлн рублей.

В число основных налоговых «доноров» государственного бюджета входят и другие гиганты нефтяного и нефтегазового сектора: «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «ТАИФ-НК», «Новатэк», «Сибур».

Этот перечень дополняют «монстры» розничной торговли – «Магнит», X5 Retail Group, «Мегаполис». В лидирующую двадцатку также входят металлургические компании – УГМК, ММК, «Северсталь», НЛМК, «Норильский Никель», Evraz, UC Rusal.

В списке важнейших налогоплательщиков присутствуют и крупнейшие телекоммуникационные компании страны – МТС, «Мегафон» и Vimpelcom.

Большинство ключевых налогоплательщиков в РФ, так или иначе, связаны с , переработкой и транспортировкой полезных ископаемых.

Каждая из перечисленных компаний имеет суммарный размер активов, превышающий 500 млрд рублей. (По данным Forbes за 2018 год). Штаб-квартиры ровно половины из них находятся в Москве. Две компании из этого списка зарегистрированы за рубежом: Evraz, Vimpelcom. Оставшиеся восемь компаний зарегистрированы в регионах РФ, причем только один регион, Республика Татарстан, может «похвастать» сразу двумя из них («Татнефть» и «ТАИФ-НК»).

Лидерами по среднесписочной численности персонала ожидаемо являются сырьевые гиганты – «Роснефть» (порядка 261 тыс. служащих) и «Газпром» (около 500 тыс. по данным на 2018 год).

Среди ведущих по этому показателю и компании розничной торговли «Магнит» (около 310 тыс. сотрудников на 2018 год), X5 Retail Group (около 200 тыс.).

Сравнение налоговых доноров России со списком крупнейших налогоплательщиков в США имеет лишь одну общую деталь. И там, и там в тройке лидеров сплошь нефтяные компании. В Америке это – ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips.

В остальном же, на фоне горнодобывающих, нефтеперерабатывающих компаний России, в США среди основных налогоплательщиков выделяются компании, производящие интеллектуальные продукты: Microsoft, Apple, IBM, Intel. В список ключевых налогоплательщиков входят также: банки, страховые компании, фармацевтические и косметические производители (Pfizer, Procter&Gamble). В этом списке есть даже McDonald’s, ежегодно уплачивающий около 2 млрд долларов налогов.

Больше информации про передовые технологии налогового администрирования можно найти на данном видео.

Какие в 2018 году критерии отнесения предприятия к категории крупнейшего налогоплательщика? Какие показатели для налогового администрирования на региональном уровне?

Вопрос: Организация на ОСНО. В 2016г. товарооборот не превышал 2 млрд. руб, а среднесписочная численность превышала 50 чел. Активы превышали 100 млн.руб. В 2017г. сохранялись те же показатели. В 2018г. товарооборот превысит 2 млрд. руб., среднесписочная численность свыше 50 чел. активы свыше 100 млн. руб. В каком году организация будет отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежать налоговому администрированию на региональном уровне? (согласно пункта 7 критериев отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам).

Ответ: По итогам ФХД организации за 2016 и 2017 год, данная организация не может быть отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков, администрирование которых осуществляется на региональном уровне так, как суммарный объем полученных доходов ( годовой бухгалтерской отчетности, менее 2 млр рублей.

Достижение необходимых показателей ФХД для перевода налогоплательщика в категорию крупнейших планируется в 2018 году. При этом следует иметь ввиду и такой критерий: суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 миллионов рублей.

Для отнесения к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности может быть по показателям ФХД за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года (2019 года). Таким образом, только на 01.01.2020 года можно будет рассматривать для установления признака крупнейшего налогоплательщика 3 предшествующих года, не учитывая последний отчетный год: 2016, 2017 и 2018 годы. В 2016 и 2017 годах показатели ФХД не соответствуют критериям, а вот в 2018 году требования будут выполнены. Таки образом, организация может быть отнесена к категории крупнейших не ранее 2020 года.

Обоснование

Приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@Скопировать О внесении изменений в приказ МНС России от 16 апреля 2004 года № САЭ-3-30/290@

Приложение. КРИТЕРИИ отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях

В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:
- показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
- признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
- наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности;
- проведение налогового мониторинга.

6. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых выполняются одновременно следующие условия:
суммарный объем полученных доходов (форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 2 до 35 миллиардов рублей включительно;
среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
активы находятся в пределах от 100 миллионов рублей либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 миллионов рублей.

8. Организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: