Полное описание значений в мотиве цветок. Основные мотивы символдрамы для детей и подростков. Терапевтические факторы и основные положения символдрамы

2. 3. 1. Мотив "цветок" Мотив цветка больше подходит для девочек на латентной стадии , чем для мальчиков, которым предпочтительнее давать более динамичные мотивы. В работе со старшими подростками и со взрослыми пациентами мотив цветка служит для введения в кататимно - имагинативную психотерапию. Так называемый "тест цветок" дается, как правило, по окончании сбора данных глубинно - психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли и насколько способен пациент образовывать полноценные кататимные образы. Действительно, потрясает тот факт, что почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Далее следует попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Некоторые дети переживают эту сцену столь реалистично, что поднимают руку и выставляют указательный палец. Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть красный или желтый тюльпан, красную розу, подсолнух. ромашку, маргаритку. Лишь в самых редких случаях невротическая проблематика проявляется в том, что уже при первом представлении цветка появляется экстремальный или ненормальный образ. Ярко выраженным признаком нарушения считаются случаи, когда возникает черная роза или цветок из стали, или если цветок через короткое время уже увядает, а листья обвисают. Об особо ярко выраженной способности к воображению говорят фантастические цветы, которых не бывает в природе, или слияние двух цветочных мотивов в один. Истерическую структуру личности также характеризуют нереальные или искусственные цветы с яркой, вызывающей окраской.

Своеобразная, не так уж редко встречающаяся форма нарушения заключается в том, что вместо одного цветка их одновременно появляется несколько. Они мог/т сменять друг друга в поле зрения, так что трудно решить, на каком из цветков остановиться. Часто предложение дотронуться в образе кончиком пальца до стебля цветка помогает сосредоточиться на одном из цветов. Если и после этого не удается остановится на одном цветке, можно предположить, что и в реальной жизни пациенту бывает сложно сделать выбор и на чем - то сосредоточиться, что, в свою очередь, может быть следствием нарушения по типу невротического развития личности с преобладанием полевого поведения.

Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он в земле, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, "зависшим" на каком - то неопределенном фоне. Отсутствие "почвы под ногами" может говорить о некоторой оторванности, недостаточной основательности, При этом вопрос должен быть выражен в открытой форме - не "где стоит" или "где растет цветок?", что уже предполагает некоторое внушение, а "где находится цветок?" проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни. Далее следует спросить, что находится вокруг, какое небо, какая погода, какое время года, сколько сейчас времени в образе, как пациент себя чувствует и в каком возрасте себя ощущает. Символическое значение этих критериев разбирается в разделе о мотиве луга (см. раздел 2. 3. 7. 1. Луг).

После окончания представления "цветка" рекомендуется тактично выразить пациенту поддержку и похвалу. Например, можно сказать: "У меня сложилось впечатление, что у Вас хорошее воображение" - или - "У Вас живая фантазия. Это мы могли бы хорошо использовать для применения одного психотерапевтического метода. Я предлагаю и далее проводить лечение в форме сновидений наяву". Если образы были выражены менее ярко, можно похвалить пациента, сказав о его "хорошей предрасположенности к представлениям" или что - то в этом роде. Затем можно сказать, что через несколько сеансов пациент разовьет у себя еще более четкие представления. Важно, чтобы пациент получил положительную обратную связь и поддержку на уровне эмпатии.

Личное появление в ходе сеанса неприятных нам людей, а также проявление наших страхов и травм во плоти, всегда вызывает сопротивление. Поэтому символдрама учит работать с ними в образе символов, метафор. Так естественно работает физиологический сон, «показывая» нам переведённые на язык правого полушария события нашей жизни.

Однако, для того чтобы научиться глубокой релаксации и визуализации, необходимой для символдрамы, нужно начинать с малого. В предыдущей статье, посвящённой символдраме, мы говорили о том, что любой сеанс начинается с небольшой разминки - вхождения в образ луга. Но прежде чем приступить к полноценной визуализации, нужно проработать самый простой мотив - мотив «ЦВЕТОК». Не бойтесь экспериментировать, представить себе цветок в состоянии даже пациенты с тяжёлыми нарушениями.

Мотив «Цветок»: Пошаговая инструкция визуализации

  1. Представьте себе тот цвет, который в данный момент соответствует Вашему эмоциональному состоянию.
  2. Представьте себе, как этот цвет начинает пульсировать, то сжимаясь, то увеличиваясь в размерах, высвобождая пространство для фона другого цвета.
  3. Представьте себе цвет фона, на котором пульсирует и переливается первоначальный цвет. Какой он? В конце этого этапа у Вас уже есть предварительный размытый образ «цветка» на некоем фоне.
  4. Пульсирующий цвет начинает менять очертания и приобретает форму - это и будет форма Вашего цветка. Обратите внимание на центр этого пульсирующего цветового сгустка - он должен иметь другой цвет. Какой он? От этого центра во все стороны разбегаются лучи, разделяя Ваш цветок на лепестки. В конце этапа у Вас уже появляется сформированный цветок, у которого есть сердцевина и лепестки.
  5. Образ цветка, созданный Вами, формируется дальше, он приобретает глубину, трёхмерность, так создаётся - чашечка. Загляните вглубь чашечки цветка. Что Вы там видите? Каков запах? Что чувствует Ваш нос?
  6. Отойдите от цветка далеко-далеко, увидьте его маленьким, на придуманном Вами фоне. Как выглядит цветок издалека? На что он похож? Есть ли у него название?
  7. Где растёт Ваш цветок? Есть ли у него стебель, листья, корни? В какой почве Вы его разместили? Цветок может вполне как бы «зависать в воздухе», будучи совершенно абстрактным и не иметь связи с почвой.
  8. Что Вы видите рядом с образом цветком? Что его окружает? Есть ли вокруг него животные, насекомые, люди? Не угрожает ли что-нибудь цветку? Если да, то как Вы его защитите? Вы можете пересадить его в более безопасное место, можете окружить защитой в виде забора или садовой ограды...

Итак, любое препятствие, которое возникает в ходе визуализации, это проблема, вытащенная на поверхность из подсознания. Начинайте «работать» с препятствием и устранять его, пока Вы «там» - это будет иметь сильнейший терапевтический эффект «здесь».

Сеанс символдрамы всегда заканчивается так:

  1. Вы с силой сжимаете и разжимаете кулаки и пальцы ног.
  2. Делаете несколько энергичных движений руками и ногами.
  3. Хлопаете в ладоши.
  4. С силой зажмуриваетесь и широко раскрываете глаза.

В конце сеанса символдрамы нарисуйте (подробно или схематично, но быстро!) тот цветок, который у Вас получился и отложите рисунок в сторону. Вы вернётесь к этому рисунку на следующем сеансе, через несколько дней, когда будете работать с цветком во второй раз. Оцените тогда своё предыдущее состояние и начинайте новый сеанс визуализации. Скорее всего Вы начнёте представлять себе уже совсем другой цветок. После окончания второго сеанса так же зарисуйте то, что у Вас получилось. А через несколько дней сравните рисунки. Вы должны увидеть положительную динамику.

Мотив «Цветок»: Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации

Отклонения от нормы:

  1. Искусственные цветы, особенно ярких, вызывающих окрасок
  2. Цветы из железа, стали, чёрные цветы и тому подобные фантастические сюжеты.
  3. Цветы, вызывающие страх, отвращение и гадливость у самого же пациента.
  4. Невозможность сосредоточиться на одном цветке, постоянное изменение его формы, быстрая смена образов нескольких цветов.
  5. Быстрое увядание представленного цветка, опадание листьев и лепестков.
  6. Цветок как бы висит в воздухе, не имея почвы.

У многих, кто работает с образом цветка, может возникнуть одна из распространённых проблем: сознание не в силах сконцентрироваться на одном цветке, образы постоянно сменяют друг друга. Тогда нужно мысленно дотронуться пальцем до выбранного цветка и начать тактильно его обследовать. Как правило, после этого фиксируется один выбранный образ.

Признаки нормы:

Яркие, естественных тонов, настоящие цветы, которые легко узнаются - ромашка, роза, колокольчик и т.д. Признаком нормы и очень богатого воображения также считается цветок-гибрид, смесь двух настоящих цветов. Признаком нормы считается цветок, который вызывает радость у того, кто его воображает, находящийся в заполненном ландшафте, не зависающий в «пустоте».

После того, как у Вас, наконец, получится полноценная визуализация по мотиву «Цветок», Вы можете заметить, что некоторые проблемы, давившие на Вас подспудно, вышли наружу и перестали Вам досаждать.

Однако, Цветок - это всего лишь тренировка способности вашего воображения к визуализации. Настоящее решение проблем обусловлено столкновением Вас с самыми близкими Вам архетипическими сюжетами. Для кого-то это будет подъём на гору и панорама, открывающаяся с горы, для кого-то встреча с Существом на опушке леса, а для кого-то - обследование дома.

Образ цветка заменяет в символдраме традиционную медитацию на пламя свечи, которую, в отличие от символдрамы проводят в реальности и с открытыми глазами.

Если Вам трудно сосредоточиться, начните с этой классической медитации - медитируйте на свечу, и вскоре из её пламени к Вам будут приходить образы. А первым из них, вероятней всего, окажется образ цветка.

Запомните, без развитого навыка визуализации, любая практика позитивного мышления остаётся словами, написанными на бумаге.

Психоанализ З.Фрейда и аналитическая психология К.-Г. Юнга как теоретические основания символдрамы. Терапевтические факторы, действующие в символдраме. Предпосылки успешности психокоррекции. Основные положения символдрамы. Ступени как мотивы для развития индивидуальных проекций

2. Процедура коррекции

Показания и противопоказания к применению:

1. Терапевтические факторы и основные положения символдрамы.

Среди направлений психотерапии и психокоррекции при лечении психосоматических расстройств клинически высокоэффективным оказался метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, получивший название символдрамы, или кататимно-имагитивной психотерапии. В качестве метафоры его можно охарактеризовать как психоанализ при помощи сновидений наяву.

Метод разработан известным немецким психотерапевтом Гансом Лейнером (Лейнер, Корнадт, 1997). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов-«картин» на заданную психотерапевтом тему. Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. В качестве общепринятых мотивов символдрамы выступают следующие: луг, ручей или озеро, опушка леса, цветок, идеал Я, дом, путешествие в глубь своего тела и поиск больного места, облако, гора, лев, пещера, вулкан, фолиант и др.

При этом происходит самораскрытие психики в процессе безинерционного протекания проекций. Развертывание процессов аутосимволизма осуществляется в соответствии с потоком настроений, эмоций пациента. Символдрама как метод очень близка работе со сновидениями в аналитической психотерапии Юнга: мотивы, используемые в ее сеансах, можно рассматривать в качестве архетипических.

Сам Лейнер выделяет следующие терапевтические факторы , действующие в симводдраме:

1. образное представление, фокусировка воображаемых сцен и их эмоционального тона, чтобы их осознанно понять и сформулировать;

2. предметизация (наглядное представление, конкретизация) и перемещение содержания образов от полных фантазий до реально обусловленных представлений при спонтанной самоинтерпретации символов;

3. освобождение чувств и эмоций, вплоть до катарсиса;

4. эффект обратной связи превратившихся в объект конфликтов и стимулирование их креативного раскрытия.

Психотерапию по методу символдрамы можно представить как некую трехмерную систему координат, где одну ось представляет работа с конфликтами (первая составляющая), другую - работа, направленная на удовлетворение архаических потребностей (вторая составляющая), и третью - работа, нацеленная на развитие креативности пациента (третья составляющая). В каждом конкретном случае работы с пациентом психотерапевт как бы перемещается в этой системе координат, оказываясь ближе то к одной, то к другой оси, используя различные техники символдрамы.

Психотерапевт может вызвать похожие на сновидения наяву представления образов. Если предварительно дать пациенту общий мотив представления, то имагинация получается значительно легче. За первыми образами обычно очень скоро возникают последующие, которые по разным причинам представлены преимущественно образами ландшафта, животных и человека.

При этом представляющий образы человек часто может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно речь идет о действительно реальных структурах. Пациента просят сразу же сообщать сидящему рядом с ним психотерапевту о содержании появляющихся образов. Психотерапевт может оказать на них влияние, структурируя видения наяву по специально разработанным правилам. В этом диалогическом методе полное эмпатии сопровождение психотерапевта имеет особое значение.

Из дидактических соображений вся система разделена на три ступени: основную, среднюю и высшую. На основной ступени символдрамы следует довольствоваться ограниченными результатами. В особенности это касается лечения нарушений поведения или невротического развития характера во второй половине жизни, т. е. после 45 лет.

Система символдрамы основывается на двух основных положениях :

1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ и познавать себя в ходе четкого диалектического процесса.

2. В результате эмпирических наблюдений за фантастическими образами разработан ряд специфических правил и выявлены некоторые закономерности. Они подчинены первичному процессу, не интерпретирующемуся воздействием.

В соответствии со своей концепцией метод символдрамы близок к глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику сновидений, инстинктивные импульсы «Оно», защитные образования «Я», инстанции «Сверх-Я», регрессивные процессы).

На Западе символдрама как отдельное направление психотерапии известна с середины XX века. В Россию пришла лишь в 1994 году, когда были переведены научные работы её основателя - Ханскарла Лёйнера. С тех пор получила широкое применение в детской и юношеской психологии, психотерапии различных фобий и расстройств и даже психосоматических заболеваний.

На сегодняшний день в России активно работает и развивается Ассоциация организаций развития символдрамы Кататимно-имагинативной психотерапии (АОРС КИП). Она сотрудничает с Институтом развития символдрамы и глубинной психологии (ИРСГП) в г. Запорожье (Украина).

Что это такое

Символдрама - это современное направление психотерапии, в основе которого лежит свободная имагинация (творчество, воображение) на определённую тему. Разработана в 1954 году Ханскарлом Лёйнером (1919-1996) - немецким профессором, доктором медицины. Базируется на принципах классического психоанализа и арт-терапии, но представляет собой сочетание сразу нескольких школ и концепций, частично заимствуя из них некоторые моменты. Использует символику из архетипов, в какой-то степени привлекая методы коллективного бессознательного. C позиции феноменологии есть точки соприкосновения с . Применяются также техники из психотерапевтической беседы Роджерса и стратегии поведенческой терапии Вольпе.

Другие названия: кататимно-имагинативная психотерапия, метод «сновидений наяву», кататимное переживание образов.

Символдрама - проективный метод, позволяющий работать с подсознанием напрямую. Суть сеанса: пациент расслабляется, представляет образ, описывает его и анализирует вместе с психотерапевтом. Это позволяет не вскрывать психотравмы и не задевать больные переживания. Благодаря этому, на сегодняшний день данное направление в психологии востребовано больше, чем психоанализ.

Основы

Сам Лёйнер выделил три основы символдрамы - принципы, которые отличают её от прочих направлений в психотерапии и психологии.

Управляемая регрессия

Через символы пациент, сам того не подозревая, возвращается назад, в прошлое. Он рефлексирует события, происходившие тогда, через обсуждение образов с психотерапевтом. Подобным образом регрессия контролируется обоими участниками процесса.

Эмоционально-корректирующее воздействие

Если обратить пациента в прошлое напрямую, воссоздав психотравмирующую ситуацию так, как она происходила, это может вызвать ступор. Вернувшаяся боль может быть такой силы, что состояние только ухудшится. Символдрама позволяет корректировать эмоциональный опыт, смягчать его.

Представление образов в присутствии психотерапевта

В психотерапии существует несколько имагинативных техник, но они предполагают разную работу с образами:

  • метод активного воображения Юнга: пациент в одиночестве представляет образ, затем, спустя время, приходит на сеанс и рассказывает о нём психотерапевту;
  • высшая ступень аутотренинга Шульца: пациент представляет весь образ молча, а затем рассказывает увиденное психотерапевту.

Отличительная особенность символдрамы в том, что пациент моментально передаёт психотерапевту всё, что представляет прямо сейчас, в эту минуту. Диалог позволяет отсеять ненужные мысли, стереотипы общества и прочие примеси, которые замутняют образ.

Показания

В психологии:

  • проблемы во взаимоотношениях;
  • детские психотравмы, связанные с разводом родителей, смертью кого-то из родственников, неприятие сверстниками, первая несчастная любовь;
  • замкнутость, закомплексованность;
  • приступы агрессии;
  • трудные жизненные ситуации: увольнение с работы, развод, несложившиеся отношения.

В психотерапии:

  • фобии;
  • навязчивые состояния;
  • нейро- и психовегетативные нарушения средней тяжести;
  • психосоматические расстройства;
  • энкопрез, энурез;
  • , нервная анорексия;
  • неврозы с психической манифестацией;
  • нарушения концентрации внимания, рассеянность, проблемы с обучением;
  • неврастения;
  • сексуальные расстройства.


Благодаря символдраме, вскрывается психосоматика - влияние психологических причин на развитие телесных заболеваний. Это позволяет работать с такими диагнозами, как энкопрез, энурез и заикания.

Противопоказания

  • Ярко выраженные приступы страха;
  • тяжёлые депрессивные состояния;
  • IQ < 85;
  • нарциссизм;
  • истерические неврозы;
  • психозы;
  • церебрально-органические синдромы;
  • отсутствие мотивации;
  • заболевания, опасные для жизни: опухоли, аутоиммунные патологии, СПИД;
  • возраст менее 6 лет;
  • яркие шизоидные и навязчивые особенности;
  • запущенные расстройства, которым уже более 3 лет.

Индивидуально должно решаться применение символдрамы в следующих случаях: делинквентность (криминальное поведение) и заикание (требуются дополнительные методики).

Виды

Все виды символдрамы умещаются в типичную классификацию в зависимости от того, сколько человек принимает участие в сеансе.

Индивидуальная

Применяется чаще остальных, так как выдаёт на выходе максимальный эффект. Пациент наедине с психотерапевтом полностью расслабляется, его ничего не сковывает, он рассказывает то, что представляет. Целенаправленные вопросы позволяют брать регрессию под контроль «от» и «до».

Парная

Используется при работе с семейными парами или в конфликтных ситуациях, в которых принимают участие двое. Сеанс предполагает работу с одним и тем же образом, который пациенты интерпретирует по-разному. Задача психотерапевта - не допустить столкновения противоречий при трактовке.

Групповая

Интересная, пока ещё только набирающая обороты форма символдрамы, но уже зарекомендовавшая себя исключительно с положительной стороны. Организуются группы от 4 до 12 человек. Предлагаются разные мотивы (необитаемый остров, отдых на пляже, полет на воздушном шаре, мы в джунглях, рыцарский турнир, побег из тюрьмы, мне 80 лет, страна изобилия и т. д.), но для работы выбирается один. Каждый высказывает собственные имагинации, которые обсуждаются совместно.

Структура

Все сеансы символдрамы, независимо от вида, проходят по одному и тому же сценарию. Этапы:

  1. Предварительная беседа - пациент рассказывает о себе, о проблеме, об ожиданиях, чувствах, эмоциях (20 минут).
  2. Релаксация - вводится в расслабленное состояние, обычно - лёжа на кушетке (5 минут).
  3. Представление образов (от 5 до 40 минут - в зависимости от запущенности ситуации).
  4. Обсуждение представленного (10 минут).

После ухода пациента психотерапевту предстоит ещё много работы. Он должен проанализировать то, что происходило на сеансе. Обычно представленные образы характеризуются как:

  • незрелые архаические с доамбивалентными свойствами;
  • более зрелые с уже амбивалентными и амбитендентными свойствами;
  • эдипальные;
  • латентные и подростковые;
  • зрелые.

На основе проведённого анализа подбираются образы и наиболее эффективные техники работы для следующего сеанса.

Техники


В символдраме техники подбираются не только в зависимости от индивидуальных факторов или запущенности ситуации. Для каждого этапа методы существенно различаются.

Предварительная беседа:

  • монолог;
  • диалог;
  • саморефлексия (чтение дневника);
  • (рисунок по мотивам пережитых эмоций и представленных на прошлом сеансе образов).

Релаксация:

  • упражнения аутотренинга Шульца (ощущение тяжести во всём теле, понижение тонуса мышц, тепло во всём теле, концентрационная саморелаксация, дыхательные гимнастики);
  • индукция (прямое предложение пациенту расслабиться);
  • имагинация (примерное представление ничего не значащего образа - например, облачка на горизонте или песчаного пляжа).

Представление:

  • обучающее (тренировочное / учебное / поддерживающее) сопровождение - психотерапевт мягко направляет пациента к нужным образам;
  • ассоциативный метод (нулевое структурирование) - редко принимает участие в том, что происходит;
  • конфронтация - настаивает на воссоздании какого-то конкретного образа.

Основной метод символдрамы при лечении фобий - пошаговое декондиционирование. Он представляет собой постепенное устранение условнорефлекторных зависимостей.

Пример. Девочка несколько лет страдала от гефирофобии (боязнь мостов). Вот как происходило лечение посредством пошагового декондиционирования.

  • 1 сеанс

Дан мотив луга, который привёл девочку к ручью. Психотерапевт попытался вызвать в сознании маленькой пациентки образ мостика, но ничего не получилось.

  • 2 сеанс

Было предложено представить настолько мелкий ручеёк, что девочка перешла его вброд.

  • 3 сеанс

Дан уже более широкий ручей, но мелкий, на дне - множество больших, выступавших на поверхность булыжников. Девочка перебралась на другой берег по ним.

  • 4 сеанс

Тот же ручей, что и в прошлый раз, но без камней. Психотерапевт просит поискать дощечку. Девочка долго не хотела этого делать. Нашла с трудом, но отказывалась идти по ней, так как не было перил и она касалась воды. Но в итоге пересилила себя и перешла.

  • 5 сеанс

Через тот же ручей был перекинут настоящий мостик - добротный, с перилами, не касающийся воды. Помня опыт прошлого «путешествия», маленькая пациентка без сомнений перешла его. Гефирофобия была побеждена за 5 сеансов.

Основные мотивы


Основные мотивы символдрамы, выделенные Лёйнером:

  • луг - исходный образ для каждого сеанса, на него изначально попадают абсолютно все пациенты, независимо от возраста и расстройства;
  • гора - позволяет осмотреться с высоты, увидев все детали местности;
  • ручей - вдоль него направляется «путешественник»;
  • дом - нужно обязательно осмотреть каждую комнату;
  • опушка леса - кульминационный момент, когда из тёмной чащи леса кто-то должен выйти.

Дополнительные мотивы, использующиеся в современной символдраме:

  • семья животных - встреча с ней, установление контакта;
  • участок земли - он теперь принадлежит путешественнику, его надо облагородить (подросткам предлагается мотоцикл);
  • путешествие во времени - часто используются мотивы «на 5/10/15 лет старше»;
  • цветок - растёт на лугу, нужно в подробностях описать;
  • дерево / три дерева - встречаются во время путешествия по лесу или располагаются на опушке.

Часто психотерапевтом на сеансе символдрамы задаётся вопрос, кем себя ощущает пациент. Например, если женщина в этот момент - ведьма (самый частый образ), это однозначно говорит о проблемах в личной жизни. Летая на метле, она воспаряет над своим бытом, который её заедает. Колдуя, она управляет мужчинами, которые в реальности ею.

Интерпретации

Упражнения с интерпретацией, не отступая от основных принципов символдрамы, можно проводить в домашних условиях самостоятельно. Если есть расшифровка хотя бы нескольких образов, сеанс может получиться достаточно интересным.

На интерпретацию всех мотивов, используемых в символдраме, уйдёт много времени, но с примерами наиболее эффективных и часто встречающихся будет интересно познакомиться.

Луг

Луг в символдраме - «материнский» мотив, выявляющий первые годы жизни, как они отпечатались в бессознательной памяти.

Задание: оказались на лугу, опишите его, погоду, своё состояние, что видите и что делаете.

  • солнце;
  • хорошая погода;
  • много зелёной травы и цветов;
  • день или утро;
  • лето или поздняя весна.

В норме луг должен быть чем-то естественно ограничен (рощей, речкой, перелеском). Если человек психически здоров, он будет радоваться солнцу, наслаждаться свежим воздухом, бегать за бабочками, лежать в траве и т. д. Образ коровы означает сильную связь с матерью.



Что свидетельствует об отклонениях:

  • отсутствие солнца, тучи, облачность;
  • плохая погода, дождь, сильный ветер;
  • бледные краски, отсутствие цветов;
  • пни, бурелом, ветки;
  • вечер или ночь;
  • зима, осень, ранняя весна;
  • нарушение образа луга - на его месте представляются болото, асфальт или пустыня (это говорит о серьёзных психотравмах детства).

Бескрайний луг, ничем не ограниченный, свидетельствует о высокой самооценке и завышенных запросах, иллюзиях по поводу будущего. При наличии проблем человек ведёт себя пассивно, не предпринимает никаких действий.

Цветок

Цветок в символдраме - олицетворение личности, демонстрирующее то, как человек на самом деле себя ощущает.

Задание: увидели на лугу цветок, опишите его (оттенок, размер, как называется), подойдите и потрогайте, что при этом чувствуете.

  • красивый, яркий цветок естественных оттенков;
  • ароматный;
  • полностью распустившийся;
  • нормальных, естественных размеров;
  • вызывает чувство удовлетворения, умиления.

Психически здоровый человек будет его гладить и вдыхать аромат.


Отклонения:

  • бледный, невзрачный цветок или наоборот - фантастических, кислотных, режущих глаз оттенков;
  • без аромата или слишком резко пахнущий;
  • бутон или увядание;
  • неестественно больших или слишком маленьких размеров;
  • вызывает чрезмерное восхищение или отторжение;
  • несколько цветков (раздвоение личности);
  • невозможность назвать вид (трудности с самоопределением).

При наличии отклонений цветок будет сорван. Отторжение, увядание, невзрачность свидетельствуют о и нераскрытом потенциале. Восхищение, фантастическая яркость, преувеличенные размеры - о и нарциссизме.

Ручей

Ручей в символдраме - отражение динамики внутренних психических процессов. Одновременно вода является животворящим началом, исцеляющим элементом.

Задание: гуляя по лугу, увидели ручей, опишите его, сможете ли пить из него, идите вдоль берега и рассказывайте всё, что происходит вокруг.

  • спокойное течение, без порогов и крутых поворотов;
  • чистая, прозрачная и прохладная вода, приятная на вкус;
  • желание искупаться, встать в него ногами;
  • нет страха идти как по течению, так и против.

Любой контакт с водой свидетельствует о психически здоровом человеке. Если это ключ, бьющий из расщелины, сильна связь с кровными родственниками, особенно - с матерью.


Отклонения:

  • бурное течение с порогами, крутыми поворотами, препятствиями на пути;
  • ручей неестественно широкий или слишком маленький;
  • мутная, ледяная вода;
  • отказ попробовать её на вкус, искупаться, даже умыться.

Символдрама - не только одно из многочисленных направлений в психотерапии. Это увлекательное путешествие с мир собственного подсознания, которое расскажет много нового и интересного, о чём вы, возможно, даже не подозревали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: