«политика – концентрированное выражение экономики. Политика - концентрированное выражение экономики Политика есть концентрированное выражение экономики ленин

Предлагаем вашему вниманию статью президента компании «Арматурно-фланцевый завод», председателя совета директоров ОАО «Арматурно-фланцевый завод», кандидата технических наук Парадеева Валерия Дмитриевича.

Сейчас сложилась ситуация, когда у власти до экономики просто не доходят руки. Есть грамотные финансисты, есть финансовые модели, есть здравый смысл, который подсказывает, что экономика стоит того, чтобы ради ее развития принимать ответственные решения и даже рисковать. Положим, государство выбрало одну из известных финансовых моделей и неуклонно ей следует. Тогда странно, почему регламенты деятельности и даже подзаконные акты пишут госструктуры, а единственные, кому это недоступно - производители, представители сферы экономики. Почему нас привязывают к золотовалютным резервам и держат на этом поводке?

Риск – благородное дело, если есть то, ради чего рисковать. Сейчас еще складывается уникальная ситуация, когда деньги, т.е. фактически бумажки, мы можем превратить в дома, в автомобили, в изделия для собственной промышленности. Возможно, в скором времени это будет делать уже поздно. Вот конкретная ситуация: предположим, деньги есть. Тогда первый вопрос у инвестора: как с такими рисками на этом заработать 30 % годовых? Из-за сомнений инвестор, по большому счету, для бизнеса, а особенно для инвестиционного, не помощник. Зарабатывать 30% годовых можно только на запрещенной государством деятельности. Но ведь даже, если проект провалился, купленное или сделанное оборудование пошло в металлолом, что потеряло государство? Практически ничего. Это равносильно тому, что бумажки (деньги) напечатали и тут же их сожгли. Затраты составили сумму на производство бумажек.

История – это спираль. Успехи в Великой Отечественной войне стали хорошо просматриваться в ходе Сталинградской битвы. Тогда появился термин «массовый героизм». Военные действия к этому времени превратились в хорошо отлаженный «производственный» механизм, персонал которого перешел в режим установившихся традиций и соответствующей квалификации. Мао Цзэдун говорил: «Много людей – много сил». Он начал попытки использовать эти силы – плавили сталь в каждом дворе, уничтожали воробьев и т.д. Но успех пришел тогда, когда эти силы допустили до финансов. Нельзя точку для «вливания» назначить сверху. Нужно засеять все поле и отслеживать всходы, тогда возможна статистика, возможен мониторинг и вообще возможно управление. Мониторить вкус воды в стакане, когда туда ничего не добавляется – это трата времени, затраты на структуру мониторинга и отсутствие информации для управленческих решений.

Теперь вопрос: ради чего рисковать, как наметить эти позиции? Вопрос состоит из двух частей. Первая, – сколько же надо? Вторая, – какова же структура по приложению усилий? Оба вопроса достаточно простые.

По первому: количество людей, которых надо загрузить известно. Средняя зарплата известна. Доля зарплаты в обороте известна. В расчете оборота можно принять, что один вложенный рубль дает 4 рубля оборота в год. Рассчитанные таким образом потребности по оборотным или инвестиционным ресурсам надо, имея политическую волю, изыскать и удовлетворить.

Вторая сторона медали – структура вложений и контрольные цифры. Самый яркий пример – ипотека. У нас норматив по жилью в год - один квадратный метр на человека (в США эта цифра составляет 2,7 м2 , в Европе – 1,7м2). Нашей стране нужно 140 млн. м2 в год. Если взять среднюю площадь квартиры в 70 м2, то требуется построить 2 млн. квартир. Профинансировать ипотеку необходимо хотя бы наполовину. Итого, надо выдать один миллион ипотек в год. Это приемлемо в любой другой сфере деятельности. Тогда есть хоть какая-то надежда, что бумажки превратятся в города, поселки и другую продукцию. Делать это, желательно как можно быстрее, а история покажет мудрость принятых решений.

И, как следствие, политика снова становится концентрированным выражением экономики. Пока есть государство, нет свободы. Маркс называл насилие - это крайнее выражение политич. Честность в политике есть результат силы, — лицемерие — результат слабости. Политика» Аристотеля опирается на анализ гос. строя и политич. П., М., 1970; Бовин А. Е., В. И. Ленин о П. и нолитич.

Когда в феврале - марте падение замедлилось, стали говорить о выходе экономики на «плато». Однако в мае Росстат опять перестроил настроения политиков и чиновников на оптимистический лад, обнародовав данные о заметном замедлении инфляции. Словом, идем прежним курсом усиления государственного присутствия в экономике. Судя по спорам, которые ведут между собой профессиональные экономисты, можно предположить, что этими заявлениями цикличность в развитии новейшей российской политики не исчерпывается.

Тогда странно, почему регламенты деятельности и даже подзаконные акты пишут госструктуры, а единственные, кому это недоступно — производители, представители сферы экономики. Почему нас привязывают к золотовалютным резервам и держат на этом поводке? Возможно, в скором времени это будет делать уже поздно.

Это равносильно тому, что бумажки (деньги) напечатали и тут же их сожгли. Военные действия к этому времени превратились в хорошо отлаженный «производственный» механизм, персонал которого перешел в режим установившихся традиций и соответствующей квалификации.

Мониторить вкус воды в стакане, когда туда ничего не добавляется – это трата времени, затраты на структуру мониторинга и отсутствие информации для управленческих решений. Итого, надо выдать один миллион ипотек в год. Это приемлемо в любой другой сфере деятельности.

28. Любое государство есть угнетение. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. 33. Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. 102. Сотрудничество представителей науки и рабочих, — только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано.

К примеру, экономика в состоянии глубокого падения, денег в бюджете нет ни на что, а трудящиеся «голосуют сердцем» за власть, которая все это допустила. Во-первых, отсутствием в политике общества как самостоятельного игрока со всеми формально имеющимися у него институтами – партиями, НПО, прессой, гражданскими инициативами. Но прогнозировать эти явления современная социальная наука не в состоянии. Иными словами, в сложном уравнении, описывающем развитие новейшей российской политики, остается, как минимум, одно очень важное неизвестное.

Богатые и жулики, это – две стороны одной медали. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции. Без революционной теории не может быть и революционного движения. Самое опасное в войне — это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее. Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. С точки зрения марксизма-ленинизма П.- и как практич.

Парадеев Валерий Дмитриевич: Политика – концентрированное выражение экономики

Причём чем острее классовая борьба, тем шире круг вопросов, вовлекаемых в собственно политич. В конечном же счёте и внеш., и внутр. П. решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы обществ. Но в рамках этой принципиальной общности каждая из двух осн. областей П. имеет свою важную специфику.

В зависимости от той сферы обществ. Поэтому одна и та же объективная, напр. экономическая, потребность может быть выражена в разных политич. Установление социальной однородности человечества и победа коммунизма в мировом масштабе будут означать конец П. как специфической формы человеческой деятельности. Эта политика постоянно ориентируется на случаи конфликтов с др. государствами (примат внешней политики, политика «как искусство возможного»).

Человек – существо политическое – этот тезис Аристотеля лежал в основе большинства философско-политич. В период средневековья человек из существа политического был превращен в существо религиозное. 17–18 вв. рассматривались гл. обр. с позиции теории естественного права. 19 в. внес много нового и в политич. В начале века эта тенденция была представлена социалистами-утопистами.

Они выступали за рациональный подход к социологии вообще и к П. в частности. По мере усложнения социальной жизни, осознания классами и другими обществ. В политич. деятельности принимают участие и другие, формально неполитич. В конечном счете внешняя П. определяется внутренней, однако в рамках этой общей зависимости внешнеполитич.

П. в области лит-ры и иск-ва, карат. П. и т.д. Борьба за власть и политич. В условиях социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести П. – в борьбе за упрочение, совершенствование политич. Они осуществляются в массовой деятельности, в борьбе и сотрудничестве обществ. Эти интересы в конечном счете выступают как социальная причина политич. Это открывает путь для политич.

П. дает широкие возможности и для прогрессивных политич. П. тесно связана и с правом. В трудах Маркса, Энгельса, Ленина разработаны осн. принципы науч. П. и политич. А натыкаться слепо на них в каждом частном случае значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность» (там же, с. 438). Принципиальная П. отнюдь не означает отрицания компромиссов.

Различают П. внешнюю и П. внутреннюю. П. – не зеркальное отражение экономики. Однако в перспективе подобные политич. П., в отличие от экономики или культуры, относится к числу таких явлений обществ. Поскольку никто не знает, когда завершится мировой кризис и когда прекратятся кризисные явления в российской экономике.

«Земля это тот товар, который больше не производится»

(Марк Твен)

Безусловно, тема политических заключенных, и особенно узников Болотной, томящихся второй год в тюрьме – главный, оголенный нерв в отношениях оппозиции и власти. Это, если говорить об основной политической составляющей вчерашней встречи Президента РФ Владимира Путина с лидерами непарламентских оппозиционных партий.

Но есть еще одна, не менее важная тема, ленинскую формулу: «Политика есть самое концентрированное выражение экономики», никто не отменял.

При средней цене около 110 долларов за баррель, Россия балансирует на грани рецессии. В благополучной, сытой Москве не столь видны глубинные проблемы, нарастающие не только во второй, третьей и четвертой России, по классификации Зубаревич, где дефицит региональных бюджетов приближается к 1,5 триллионам. Дыра в пенсионном фонде почти 2 триллиона. А самодостаточным, как утверждает Наталья Васильевна, осталось только три.

По этой причине звучат алармистские сценарии, в общественном сознании нарастает тревога. Весьма осведомленные люди из экспертного сообщества называют нынешнюю Россию - мини-СССР образца 1987-88 годов. Если их прогнозы достоверны, то у страны осталось 3-4 года исторического времени.

Поэтому предложение Михаила Прохорова провести земельную реформу, как новую повестку России, очень своевременно.

Неплохо знаю содержание этого системного документа, который был жарко обсужден на федеральном комитете «Гражданской Платформы» (ГП) два месяца назад. Михаил Дмитриевич правильно сделал, что вручил проект реформы главе государства лично, в руки. И, это было не менее знаковое событие, чем список политзаключенных.

И вот почему.

В ближайшее время у федерального центра возможности выполнять взятые на себя обязательства, и прежде всего социальные, будет все меньше. Их станут сбрасывать на регионы, и они не будут обеспечены финансовыми мандатами. Источники придется искать на местах.

Земельный налог, это целиком местный налог. Он расщепляется в бюджетной системе исключительно между субъектом РФ и муниципалитетами. В этих условиях, одно из предложений лидера ГП отменить категорирование земель около крупных городских поселений, не только единственный выход наполнения местных бюджетов, но и реальная антикоррупционная мера.

Непрозрачная процедура перевода из земель сельхозназначения в земли поселений, промышленности, транспорта, связи, в отдельных случаях увеличивает рыночную стоимость в 20-30, а иногда и в 100 раз. Потери для консолидированных бюджетов по моим оценкам в год - от 10 до 15 млрд. долларов.

Сегодня огромные деньги от такой своеобразной географической ренты оказываются в карманах чиновников и являются основным источником коррупции на региональном уровне.

Между тем право продажи застройки на сельскохозяйственных землях через процедуру открытых, прозрачных аукционов, это и поступление в бюджет, и возможности развития инфраструктуры. И наконец, существенное удешевление жилищного строительства.

Прохоров абсолютно прав, когда сказал, что дефицит земли у нас создан совершенно искусственно. Земельный фонд России составляет 17,1 млн. кв. километров, при этом 97 % всего земельного налога в стране собирается с 1,8 % ее территории.

Предвижу яростную критику. «Защитники» сельского хозяйства в Федеральном Собрании будут кричать, что это похоронит наш аграрный сектор. Лукавство! Я сам агроном, работал директором совхоза и знаю цену земли не понаслышке.

У меня вопрос к «народным заступникам»: почему их волнуют земли исключительно вокруг крупных городов? Они не обращают внимание на то, что в стране 60 млн. га сельскохозяйственных угодий, из которых 40 млн. га пашни деградируют, заболачиваются, закисляются, зарастают лесом.

В конце концов, оживление региональных экономик, это вопрос развития и поддержки сельского хозяйства, в том числе, из местных бюджетов.

Внимательно посмотреть, пообещал Президент РФ предложенную Прохоровым земельную реформу и по возможности включить отдельные положения в текст послания Федеральному Собранию.

Если это действительно произойдет, то Владимир Ильич опять окажется прав: «Политика есть самое концентрированное выражение экономики».

рПМЙФЙЛБ - ЕУФШ ЛПОГЕОФТЙТПЧБООПЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ ЬЛПОПНЙЛЙ.

ч.й.мЕОЙО

уХДС РП ТЕБЛГЙЙ ЮЙФБАЭЕК Й ЧПТЮБЭЕК ОБ НЕОС РХВМЙЛЙ У жптхнБ.НУЛ, С ЕК ХЦЕ ДПУФБФПЮОП ОБДПЕМБ УП УЧПЙН ОБУФЩТОЩН ЬЛПОПНЙЪНПН, ЛПФПТЩК ЛПЕ-ЛФП ЙЪ ОЕДПЧПМШОЩИ НОПА УЮЙФБЕФ «БТЗХНЕОФПН ЧФПТПЗП ТПДБ». фЩ, ЗПЧПТСФ, ОЕ МЕК ОБН УПМЕОХА ЧПДХ ОБ ТБОЩ, Б НСУБ, НСУБ ОБН ДБЧБК.

с ОЕ РТПФЙЧ ФПЗП, ЮФПВЩ ОБЛПТНЙФШ НСУПН Ч ЧЙДЕ ЫБЫМЩЛБ ЙЪ УЧЕЦЕК ВБТБОЙОЩ ЧУЕИ РПУФСЭЙИ(УС) ОБ жптхнЕ.НУЛ РТПЗПМПДБЧЫЙИУС ИЙЭОЙЛПЧ. оП ВЕДБ Ч ФПН, ЮФП УЕЗПДОС ЧУС ПУФБЧЫБСУС РПУМЕ МЙВЕТБМШОП-ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛПЗП ТЕЖПТНЙТПЧБОЙС УПЧЕФУЛПЗП УЕМШУЛПЗП ИПЪСКУФЧБ ВБТБОЙОБ ПУФБМБУШ ФПМШЛП ОБ пМЙНРЕ ТПУУЙКУЛПК ЧМБУФЙ. б Ч ФПН РПМЙФЙЮЕУЛПН ВПМПФЕ, ЙЪ ЛПФПТПЗП С РЩФБАУШ ДПЛТЙЮБФШУС ДП ЕЭЈ ОЕ ПЛПОЮБФЕМШОП ПЪЧЕТЕЧЫЙИ УЧПЙИ УППФЕЮЕУФЧЕООЙЛПЧ, ОЙЛБЛПЗП НСУБ, ЛТПНЕ ОПЦЕЛ ТБЪОПГЧЕФОЩИ Й ОЕУПЗМБУПЧБООП ЛЧБЛБАЭЙИ МСЗХЫЕЛ ОЕФ. оЕ ЛПТНЙФШ ЦЕ ЧБУ ЫБЫМЩЛПН ЙЪ МСЗХЫБЮШЙИ ОПЦЕЛ. «нЩ Ц ОЕ иТБОГЙС ЛБЛБС... нЩ Ц тБУУЕС, ЧБЫХ НБФШ!"

с РТЕЛТБУОП РПОЙНБА, ЮФП ЬЛПОПНЙЛБ ВЕЪ РПМЙФЙЛЙ - ЬФП ЧУБДОЙЛ ВЕЪ ЗПМПЧЩ, ЛПФПТЩК УЛБЮЕФ ФХДБ, ОЕ ЪОБНП ЛХДБ. оП Й РПМЙФЙЛБ ВЕЪ ЬЛПОПНЙЛЙ - ЬФП ВЕЪТХЛЙК Й ВЕЪОПЗЙК ЛПМПВПЛ-ЙОЧБМЙД У ПЗТБОЙЮЕООЩНЙ ЧПЪНПЦОПУФСНЙ, ЛПФПТЩК Й ПФ ВБВХЫЛЙ ХЫЕМ, Й ПФ ДЕДХЫЛЙ ХЫЕМ, Й ДБЦЕ ПФ ЧПМЛБ У НЕДЧЕДЕН УНПЗ ХКФЙ. б ЧПФ ПВЧЕУФЙ ЧПЛТХЗ РБМШГБ ИЙФТХА Й ВПЗБФЕОШЛХА МЙУХ ОЕ РПМХЮЙМПУШ. рПОАИБМБ ПОБ ЛПМПВЛБ Й УЯЕМБ УП ЧУЕНЙ ЕЗП РПФТПИБНЙ. фБЛ ЮФП ЧЪСФШ УЕЗПДОС ЫФХТНПН ПМЙНРЙКУЛХА ЧЩУПФХ ЧМБУФЙ У РБУХЭЙНЙУС ОБ ОЕК ЦЙТОЩНЙ ВБТБОБНЙ ВЕЪ УПЕДЙОЕОЙС РПМЙФЙЮЕУЛПК ЗПМПЧЩ У ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙН ФЕМПН ОЕ РПМХЮЙФУС, УЛПМШЛП ВЩ ОЕ ЛПРЩФЙФШ ВЕЪ ТХЛ Й ВЕЪ ОПЗ УЕЗПДОСЫОЕЕ РПМЙФЙЮЕУЛПЕ РПМЕ.

фП, ЛБЛЙН ДПМЦОП ВЩФШ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЕ ФЕМП ДМС ТЕЫЕОЙС ЬФПК БТИЙЧБЦОПК ЙУФПТЙЮЕУЛПК ЪБДБЮЙ РТЙЗПФПЧМЕОЙС ЫБЫМЩЛБ ЙЪ ТПУУЙКУЛЙИ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ВБТБОПЧ, С ХЦЕ ВПМЕЕ-НЕОЕЕ ЧОСФОП ЙЪМПЦЙМБ Ч УФБФШСИ, ЗДЕ С ЗПЧПТА П чУЕТПУУЙКУЛПК РТПЙЪЧПДУФЧЕООП-РПФТЕВЙФЕМШУЛПК ЛППРЕТБГЙЙ. йНЕООП У РПНПЭША ФБЛПК ЖПТНЩ ЛППРЕТБГЙЙ ОЕПВИПДЙНП УПЕДЙОЙФШ Й РТЕПВТБЪПЧБФШ ЧУЕ УЕЗПДОСЫОЕЕ ТБЪДТПВМЕООПЕ ЧЕДПНУФЧЕООЩНЙ ВБТШЕТБНЙ ЗПУХДБТУФЧЕООПЕ ИПЪСКУФЧП. фПМШЛП ЬФП ИПЪСКУФЧП, УЙДСЭЕЕ ОБ ЗПМПДОПН РБКЛЕ ЙЪ-ЪБ ОЕРПДЛТЕРМЕООПЗП НБФЕТЙБМШОЩН УПДЕТЦБОЙЕН ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ВАДЦЕФБ, ОБДХФПЗП ОЕУЧЕЦЙН ЖЙОБОУПЧЩН ЧПЪДХИПН, Й ЪБОЙНБЕФУС ЕЗП ТБУРЙМЙЧБОЙЕН НЕЦДХ ХЪЛП УРЕГЙБМЙЪЙТПЧБООЩНЙ НЙОЙУФЕТУФЧБНЙ У РПНПЭША ПФЛБФПЧ ЙУРПМОЙФЕМШОПК Й ЪБЛПОПДБФЕМШОПК ЧМБУФЙ. й ЙНЕООП ЬФП ИПЪСКУФЧП СЧМСЕФУС ОЕЙУУСЛБЕНЩН ЙУФПЮОЙЛПН ЧУЕРПВЕЦДБАЭЕК ЛПТТХРГЙЙ.

вЕЪ РТЕЧТБЭЕОЙС ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ИПЪСКУФЧП Ч едйопе обтпдопе ИПЪСКУФЧП РП ФЙРХ БНЕТЙЛБОУЛЙИ ьупр, ОП ПТЗБОЙЪПЧБООПЗП У ХЮЕФПН ТПУУЙКУЛПК УРЕГЙЖЙЛЙ, УРТБЧЙФШУС У ГЕМЕОБРТБЧМЕООП ХОЙЮФПЦБАЭЕК ПФЕЮЕУФЧЕООХА ЬЛПОПНЙЛХ ЛПТТХРГЙЕК ОЕ ХДБУФУС.

фЕРЕТШ ОЕУЛПМШЛП УППВТБЦЕОЙК П ФПН, юфп ДПМЦОБ РТЕДУФБЧМСФШ УПВПК ЗПМПЧБ, УЙДСЭБС ОБ фблпн ФЕМЕ Й УНПФТСЭБС ОЕ ФПМШЛП УЕВЕ РПД ОПЗЙ, ОП Й ИПФС ВЩ ОБ ДЧБ ЫБЗБ ЧРЕТЕД.

дМС ОБЮБМБ ЧУРПНОЙН, ЮФП РПМЙФЙЛПК ЪБОЙНБАФУС РТПЖЕУУЙПОБМШОЩЕ ЗТХРРЩ МАДЕК, УРПУПВОЩЕ ПФТБЦБФШ ЙОФЕТЕУЩ ФПК ЙМЙ ЙОПК ЮБУФЙ ПВЭЕУФЧБ. лБЛ РТБЧЙМП, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ, - ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ЙОФЕТЕУЩ. ч УЕЗПДОСЫОЕК дХНЕ РТЕДУФБЧМЕОЩ ФПМШЛП ФЕ РБТФЙЙ, ЛПФПТЩЕ ПФТБЦБАФ Й ЪБЭЙЭБАФ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ЙОФЕТЕУЩ МЙЫШ ФПК ЮБУФЙ ТПУУЙКУЛПЗП ОБУЕМЕОЙС, ЛПФПТБС ПЧМБДЕМБ ЙУЛХУУФЧПН ПФОЙНБФШ Й ДЕМЙФШ. фП ЕУФШ, РП УХЭЕУФЧХ - ЬФП РБТФЙЙ ТПУУЙКУЛЙИ ЫБТЙЛПЧЩИ. фЕ ЦЕ, ЛФП УФТПСФ ЙЪ УЕВС МЕЗБМШОХА «ПРРПЪЙГЙА» ЬФПК ТЕБМШОП ЧЕДХЭЕК Й ТХЛПЧПДСЭЕК УЙМЕ ОБЫЕЗП ПВЭЕУФЧБ, - ЬФП ЫЧПОДЕТЩ, ПТЗБОЙЪХАЭЙЕ ТЕЧПМАГЙПООЩЕ РЕУОПРЕОЙС РП ЦЬЛПЧУЛЙН РПДЧБМБН ДПНПЧ, РПДМЕЦБЭЙИ УОПУХ ЙМЙ ОХЦДБАЭЙИУС Ч ЛБРЙФБМШОПН ТЕНПОФЕ.

йОЩНЙ УМПЧБНЙ, УЕЗПДОСЫОСС РТЕДУФБЧЙФЕМШОБС ЧМБУФШ Ч тПУУЙЙ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК УБНХА, ЮФП ОЙ ОБ ЕУФШ, НБТЗЙОБМШОХА Й ОЕБДЕЛЧБФОХА ЮБУФШ ПВЭЕУФЧБ У УБВЮБЮШНЙ УЕТДГБНЙ. юФПВЩ ЪБРПМОЙФШ ЧБЛХХН ПФУХФУФЧЙС Ч дХНЕ МАДЕК У ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙНЙ УЕТДГБНЙ, ОБДП ЧУЕН ФЕН РБТФЙСН, ЛПФПТЩЕ ПУФБМЙУШ ЪБ ВПТФПН ЙЪВЙТБФЕМШОПЗП ЖЙМШФТБ, ПВЯЕДЙОЙФШУС Ч пдох РБТФЙА, ПФТБЦБАЭХА Й ЪБЭЙЭБАЭХА ЙОФЕТЕУЩ ЧУЕИ ФЕИ МАДЕК, ЛПФПТЩЕ ХНЕАФ УЛМБДЩЧБФШ Й ХНОПЦБФШ НБФЕТЙБМШОЩЕ Й ДХИПЧОЩЕ ВПЗБФУФЧБ ОБЫЕК УФТБОЩ. фБЛЙИ МАДЕК Ч тПУУЙЙ - рпдбчмсаэее ВПМШЫЙОУФЧП. оБЪЧБОЙЕ ЬФПК РБТФЙЙ ДПМЦОП РТЙНЙТЙФШ ЧУЕ УХЭЕУФЧХАЭЙЕ УЕЗПДОС НЕЦРБТФЙКОЩЕ ТБЪОПЗМБУЙС РП ФЕН ЙМЙ ЙОЩН ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛЙН ЧПРТПУБН, ОЕУХЭЕУФЧЕООЩН ДМС ФЕЛХЭЕЗП ЙУФПТЙЮЕУЛПЗП НПНЕОФБ. фБЛЙН ПВЭЕРТЙНЙТСАЭЙН ОБЪЧБОЙЕН, РП НПЕНХ, НПЦЕФ УФБФШ «рБТФЙС уПЪЙДБОЙС уЧПВПДОПК уПГЙБМЙУФЙЮЕУЛПК тПУУЙЙ», ЛТБФЛП- «рБТФЙС ууут». с ХЧЕТЕОБ, ЮФП РБТФЙС У ФБЛЙН ЧУЕН РПОСФОЩН Й РТЙСФОЩН ДМС УМХИБ Й ЗМБЪ ОБЪЧБОЙЕН Й ЛПОЛТЕФОПК РТПЗТБННПК ЕЕ ТЕБМЙЪБГЙЙ ОЙЛПЗП ОЕ ПУФБЧЙФ ТБЧОПДХЫОЩН. х ФБЛПК РБТФЙЙ ЕУФШ ЧУЕ ЫБОУЩ РПМХЮЙФШ НБЛУЙНБМШОП ЧПЪНПЦОХА Й НПТБМШОХА, Й НБФЕТЙБМШОХА РПДДЕТЦЛХ ФПК ЮБУФЙ ОБЫЕЗП ОБТПДБ, ЛПФПТБС ХЦЕ ЧЛПОЕГ ЪБНПТДПЧБОБ НПОПРПМШОПК РПМЙФЙЮЕУЛПК ЧМБУФША ЗТХРРПЧПЗП ПДОПРПМПЗП ВТБЛБ РБТФЙЙ ЫБТЙЛПЧЩИ У РБТФЙСНЙ ЫЧПОДЕТПЧ, ТЧХЭЙИ тПУУЙА УЧПЙНЙ ТХЛБНЙ Й ЪХВБНЙ ОБ НЕМЛЙЕ ПЛТПЧБЧМЕООЩЕ ЮБУФЙ. с УЮЙФБА, ЮФП ЗМСДС ОБ ЧУЈ ЬФП УЧЕТИХ, « ДПМЦЕО Й РПЛПКОЙЛ ЙЪ ЗТПВБ ЪБ тПУУЙА ЗТХДША УФБФШ».

рПУМЕ РПМХЮЕОЙС ОБТПДОПЗП ЛБТФ-ВМБОЫБ РТПВМЕНБ РЕТЕИЧБФБ РПМЙФЙЮЕУЛПЗП ХРТБЧМЕОЙС Ч УФТБОЕ - ДЕМП УПЧУЕН ОЕУМПЦОПК ФЕИОЙЛЙ. чУЕН ЮМЕОБН ВХДХЭЕК рБТФЙЙ ууут ОБДП РПОСФШ ПУПВЕООПУФЙ ТХУУЛПК РПМЙФЙЮЕУЛПК ЦЙЪОЙ. йМЙ НЩ ОБЮОЕН ЧУЕ ДТХЦОП ДХНБФШ ФПМШЛП П тПУУЙЙ, ЮФПВЩ УРБУФЙ ЕЈ Й УЕВС ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЦЙФШ Ч ОЕК ЛБЛ ТБЧОЩЕ НЕЦДХ УПВПК ЗЕОЙЙ. йМЙ ЦЕ НЩ ЧУЕ РПДПИОЕН Ч ОЕК ЛБЛ ЛТХЗМЩЕ Й ОБВЙФЩЕ ДХТБЛЙ, ЮФПВЩ РПУМЕ ОБУ Ч тПУУЙЙ РПД ХРТБЧМЕОЙЕН ЫБТЙЛПЧЩИ Й ЫЧПОДЕТПЧ ЦЙМЙ НБМПЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООЩЕ ОБЈНОЩЕ ТБВЩ ЙЪ ТБЪЧЙЧБАЭЙИУС УФТБО НЙТБ, ЪБ ЗТПЫЙ ПУЧБЙЧБС ЕЈ ВПЗБФЕКЫЙЕ ТЕУХТУЩ ЧБИФПЧЩН НЕФПДПН. фБЛ ЮФП ДБЧБКФЕ ЧПЪШНЕНУС ЪБ ТХЛЙ, ДТХЪШС-РПМЙФЙЛЙ, ЮФПВ ОЕ РТПРБУФШ РП ПДЙОПЮЛЕ, Й ДБЧБКФЕ ЗПФПЧЙФШУС Л ЫФХТНХ пМЙНРБ ЧМБУФЙ ИПТПЫП ЪБФПЮЕООЩН ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙН ХНПН, Б ОЕ ФХРЩНЙ РПМЙФЙЮЕУЛЙНЙ ФПРПТБНЙ Й ЧЙМБНЙ У ЪБЛМЕЕООЩНЙ УМПЧЕУОПК ЦЧБЮЛПК ПРФЙЮЕУЛЙНЙ РТЙГЕМБНЙ.

пФ ТЕДБЛГЙЙ: лБЛ ФБН Х вХМЗБЛПЧБ Ч "вЕЗЕ": ИПТПЫП ОБЮБМ, УПМДБФ, ДБ РМПИП ЛПОЮЙМ... оХ ЮФП ЬФП ЪБ РБТФЙС "ЙЪ ЧУЕИ ЪДПТПЧЩИ УЙМ"? уТБЪХ ЧЕДШ СУОП, ЮФП РБТФЙС ЙЪ РТБЧЩИ, МЕЧЩИ, УТЕДОЙИ Й РТПЮЙИ - ЬФП РБТФЙС ОЕ-РПМЙФЙЮЕУЛБС. чТПДЕ "еДЙОПК тПУУЙЙ", ФПМШЛП У РТПФЙЧПРПМПЦОЩН ЪОБЛПН.

б У РТПФЙЧПРПМПЦОЩН МЙ?..

л УПЦБМЕОЙА, ОЕРПМЙФЙЮЕУЛЙЕ РБТФЙЙ - ФБЛЙЕ ВЩЧБАФ, Й ПЮЕОШ ЮБУФП, ОБРТЙНЕТ "рБТФЙС РЕОУЙПОЕТПЧ", "рБТФЙС ЦЕОЭЙО" ЙМЙ "рБТФЙС ВПМШЫЙОУФЧБ", ОЕ ЗПЧПТС ХЦЕ П "рБТФЙЙ МАВЙФЕМЕК РЙЧБ" Й РБТФЙЙ "уХВФТПРЙЮЕУЛБС тПУУЙС", ОЕ УРПУПВОЩ ТЕЫБФШ рпмйфйюеулйе ЪБДБЮЙ. фП ЕУФШ ЪБДБЮЙ ЧЪСФЙС ЧМБУФЙ Й ЕЕ УНЕОЩ.

вПМЕЕ ФПЗП, УЧБМЙУШ ОБ ФБЛХА РБТФЙА ОЕЧЪОБЮБК ЧМБУФШ, ПОБ ФХФ ЦЕ ОБЮОЕФ НЕФБФШУС У ФЕН, ЛПНХ ВЩ ЕЕ УЛЙОХФШ. фП ЕУФШ РЕТЕДБФШ ФПНХ ЛМБУУХ, ЮШЙ ЙОФЕТЕУЩ ФПМШЛП Й УРПУПВОБ ЧЩТБЦБФШ ОЕРПМЙФЙЮЕУЛБС РБТФЙС - ЛМБУУХ ВАТПЛТБФЙЙ. ч ЙФПЗЕ РБТФЙС-БОФЙРПД "еДЙОПК тПУУЙЙ", ЧЪСЧ ЧМБУФШ, РТЕЧТБФЙФУС ОЕ Ч БОФЙРПДБ, Б Ч ЕЕ ДЧПКОЙЛБ. рТЙ ЧУЕН ЛПНРМЕЛУЕ ВМБЗЙИ ОБНЕТЕОЙК Й ДБЦЕ ЮЙУФЩИ ХУФТЕНМЕОЙК.

рБТФЙС ОБ ФП Й РБТФЙС, ЮФП ПФТБЦБЕФ ОЕ ЧУЕ, Б ЮБУФШ - ПФ МБФЙОУЛПЗП УМПЧБ pars (partis), ЮФП Й ПЪОБЮБЕФ "ЮБУФШ". рПМЙФЙЮЕУЛБС РБТФЙС ЧУЕЗДБ ЧЩТБЦБЕФ ОЕЛЙК РПМЙФЙЮЕУЛЙК ЙОФЕТЕУ ПРТЕДЕМЕООПК УПГЙБМШОПК ЗТХРРЩ, ЛМБУУБ. дПЦЙЧЕН ДП ВЕУЛМБУУПЧПЗП ПВЭЕУФЧБ - ОЕ ВХДЕФ Й РБТФЙК. б УЕЗПДОС, ЙЪЧЙОЙФЕ, ЪБРТСЮШ Ч ПДОХ ЗПУХДБТУФЧЕООХА ФЕМЕЗХ ВХТХБЪЙА, ТБВПЮЙИ, ЛТЕУФШСО, ЙОФЕММЙЗЕОГЙА Й ЧУЕ ФХ ЦЕ ВАТПЛТБФЙА ОЙЛБЛ ОЕ РПМХЮЙФУС.

б ФБЛ ЧПРТПУ, ЛПОЕЮОП, ЙОФЕТЕУОЩК. "чПЪШНЕНУС ЪБ ТХЛЙ..." Й ФПНХ РПДПВОБС ЮЕРХИБ. дБ ВЩЧБАФ ФБЛЙЕ, ЙЪЧЙОЙФЕ, ТХЛЙ, ВТБФШУС ЪБ ЛПФПТЩЕ ЛБФЕЗПТЙЮЕУЛЙ ОЕ ТЕЛПНЕОДХЕФУС.

ми и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самое существенное в П. - это «... устройство государственной власти» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 23, с. 239); П. «... есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства...» (там же, т. 33, с. 340). Содержание П. в конечном счёте всегда определяется интересами класса или союза классов. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если её решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой власти (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 360).

На протяжении тысячелетий предпринимались попытки объяснить природу политический деятельности. Однако побудительные мотивы политических действий и движений выводились главным образом или из абстрактной, надвременной природы человека, или из столь же внеисторически понимаемых категорий религии, философии и т.п. Научное объяснение П. и соответственно формирование научной П. стали возможны лишь с появлением марксизма. Материалистическое понимание истории, уяснение роли и места классов во всём комплексе социальных явлений позволили сделать фундаментальный вывод: политические отношения в своей сущности есть отношения классовые. С тех пор как появились классы и до тех пор, пока они будут сохраняться, существовала и будет существовать П. как особая, специфическая форма общественной деятельности. Именно потребности классов определяют содержание политических Интерес ов. По мере усложнения социальной жизни, осознания классами и др. общественными группами своих интересов формировалась политическая надстройка общества, возникали организации и учреждения, в рамках которых по преимуществу осуществляется политическая деятельность, прежде всего - государство, позднее партии политические (См. Партия политическая). С точки зрения марксизма-ленинизма, П. - и как практические отношения, и как идеология - детерминирована движением экономических процессов и выступает как надстройка над экономическим базисом общества (см. Базис и надстройка). Экономические интересы в конечном счёте выступают как социальная причина политических действий. Характер взаимоотношений между экономикой и П. рельефно выражен в классических ленинских формулах: «политика есть самое концентрированное выражение экономики...» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 42, с. 278) и «политика не может не иметь первенства над экономикой» (там же). Первая формула, исходя из определяющего значения экономических отношений, обращает внимание на обобщенность политического образа экономической реальности. П. не просто отражает экономику. В политических требованиях и решениях экономические потребности очищаются от всего случайного и неустойчивого, что приводит к выделению главного и основного. Этот процесс может протекать стихийно, неосознанно, что во многих случаях деформирует политическое отражение экономических связей и интересов. Только научный, теоретически осознанный подход к соотношению П. и экономики даёт возможность найти адекватные политические формы для отражения экономических потребностей. Вторая ленинская формула подчёркивает, что решение экономических проблем должно быть подчинено главной и основной задаче - сохранению и упрочению политической власти. «... Без правильного политического подхода к делу, - писал Ленин, - данный класс не удержит своего господства, а следовательно, не сможет решить и своей производственной задачи» (там же, с. 279). Правильный политический подход заключается, в частности, в том, чтобы рассматривать производственные задачи во всём контексте социально-политических проблем, характерных для данного исторического этапа. Политическая деятельность, будучи производной по отношению к деятельности экономической, обладает большой степенью самостоятельности. Политическая логика не является механическим слепком с логики экономического развития. Всё это открывает путь для политических акций, противоречащих законам экономического развития или, что встречается гораздо чаще, учитывающих действия этих законов неполностью, частично. В ограниченных рамках паллиативные акции могут иметь успех, о чём, например, свидетельствует опыт государственного регулирования экономики в условиях современного капитализма. Однако в перспективе подобные политические действия обречены на провал, ибо они лечат не болезнь, а её симптомы. Вместе с тем относительная самостоятельность П. открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономический процесс и вообще на ход истории. Маркс называл Насилие - это крайнее выражение политического воздействия - повивальной бабкой истории. Если же говорить не о тех критических моментах истории, когда насилие необходимо и неизбежно, а о её спокойном течении, то и в этом случае политические действия, отражающие назревшие потребности общественного и прежде всего экономического развития, выступают как мощный ускоритель социального прогресса, как сила, способствующая сознательной и эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей.

Неправильное понимание соотношения экономики и П. является одной из причин различных отступлений от марксизма. С одной стороны, односторонняя ориентация на экономические факторы, недооценка, принижение созидательной роли политических действий ведут к пассивности основных центров власти, к росту неконтролируемых, стихийных воздействий на общественный организм. С другой стороны, пренебрежительное отношение к требованиям экономики, вера во всесилие политических решений и лозунгов лишают политическое руководство необходимой объективной основы и тем самым превращают его в царство субъективизма и произвола. Если в первом случае П. как бы растворяется в экономике, то во втором - она отрывается от экономики и противопоставляется ей. Результат же один - отказ от научной П., подмена её разного рода субъективистскими представлениями.

Будучи концентрированным выражением не только экономических, но и иных потребностей классов, П. оказывает существенное влияние на все структурные элементы надстройки, даёт решающие критерии для размежевания прогрессивного и реакционного. Причём, чем острее классовая борьба, тем шире круг вопросов, вовлекаемых в собственно политическую сферу. Поэтому, естественно, что в современную эпоху, когда в мировом масштабе идёт процесс революционной смены одной общественно-экономической формации другой, происходит всеобъемлющая «политизация» социальной жизни. Наиболее крупные, актуальные проблемы, стоящие перед человечеством, имеют политический характер.

Различают П. внешнюю и П. внутреннюю. Это различие правильно, но в известной мере условно. Ибо «... противополагать внешнюю политику внутренней есть в корне неправильная, немарксистская, ненаучная мысль» (Ленин В. И., там же, т. 30, с. 93). В целом внешнеполитический курс данного государства определяется характером, классовой природой его внутренней политики. Вместе с тем внешнеполитическая обстановка существенно влияет на П. внутреннюю. В конечном же счёте и внешняя, и внутренняя П. решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Но в рамках этой принципиальной общности каждое из двух основных направлений П. имеет свою важную специфику. Методы решения внутриполитических задач определяются тем, что государство - даже при ярко выраженной оппозиции - обладает монополией на политическую власть в данном обществе. А на международной арене единого центра власти нет, там действуют государства, которые в принципе равноправны и отношения между которыми складываются в результате борьбы и переговоров, разного рода соглашений и компромиссов.

На протяжении тысячелетий мировая П. оставалась сферой неприкрытого господства «кулачного права». Возникновение первого в мире социалистического государства создало совершенно новую ситуацию в системе международных отношений. История сов. внешней П., принципиальные основы которой были заложены В. И. Лениным, - это история борьбы за утверждение новых методов и форм внешнеполитической деятельности, новых принципов международных отношений. Внутренняя П. охватывает основные направления деятельности государства, правящих партий. В зависимости от той сферы обществ. отношений, которая является объектом политического воздействия, можно говорить об экономической или социальной, культурной или технической и др. П. Борьба за власть, политическое господство между классами-антагонистами, а также между различными группами господствующего класса составляет стержень общественно-политической жизни в любом антагонистическом обществе. В условиях социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести политической жизни перемещается в область упрочения, совершенствования политической организации общества (См. Политическая организация общества), развития социалистической демократии, постепенного преобразования всей системы общественных отношений. Поскольку в мире существует капиталистическое общество, постольку борьба за сохранение политической власти трудящихся продолжает иметь четко выраженный классовый характер. Что же касается внутренних аспектов П. социалистических государств, то по мере становления социализма они утрачивают классово-антагонистические характеристики. Разумеется, и при социализме существует борьба мнений, отражающая противоречия общественного развития, борьбу нового и старого в общественной жизни и, соответственно, разный подход к решению тех или иных вопросов. Открытое, творческое сопоставление взглядов и оценок, широкое обсуждение актуальных общественно-политических проблем - важное условие дальнейшего упрочения и развития социализма. В самой общей форме структуру политического руководства можно свести к следующим основным моментам. Во-первых, такое руководство включает в себя постановку принципиальных задач, чёткое определение перспективных, а также ближайших целей, которые должны быть достигнуты в заданный промежуток времени. Реальность политических задач и целей, их осуществимость определяются тем, насколько они соответствуют соотношению социальных сил, реальным возможностям, существующим на данном этапе развития. Во-вторых, политическое руководство предполагает выработку методов, средств, форм общественной деятельности и организации, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты оптимальным образом. Проблема соотношения средств и целей уже выходит за рамки «чистой» П., ибо её решение связано с определенными нравственными представлениями. Коммунисты решительно отвергают аморальный тезис: цель оправдывает средства. Политический опыт показывает, что успех, который может быть достигнут путём применения бесчеловечных средств для осуществления человечной цели, имеет эфемерный характер и приводит к оскудению, обесчеловечиванию самой цели. В-третьих, политическое руководство связано с необходимостью подобрать и расставить кадры, способные понять и выполнить намеченные задачи. Каждый из трёх перечисленных моментов предполагает конкретный анализ конкретной ситуации и перебор возможных вариантов решения политических задач с целью выбора наилучшего. Знание общей схемы, равно как и применение современного инструментария политического руководства (системный анализ и т.п.), сами по себе ещё не обеспечивают успеха в П. Научная П. опирается на прочный фундамент марксистско-ленинской теории, вскрывающей закономерности исторического развития. Сердцевина научной П. в условиях социализма, её смысл и главное содержание - это проблема социального управления (См. Управление), т. е. сознательного, направленного руководства общественным прогрессом. Выработка генеральной перспективы развития общества, правильной политической линии и организации трудящихся в целях претворения её в жизнь - главное в деятельности правящих коммунистических партий, которые выполняют роль политического руководителя рабочего класса и всех трудящихся. Чем шире размах социалистического и коммунистического строительства, чем сложнее задачи, которые приходится решать, тем выше роль и ответственность партий, идущих во главе масс.

Политическая теория, давая общую ориентировку политической деятельности, не может охватить всего многообразия событий, очертить всю совокупность возможных следствий из данной совокупности причин. Поэтому П., даже научная П., - столь же искусство, сколь и наука. Тем более, что П. широко подвержена влиянию личных качеств политических деятелей. Поэтому одна и та же объективная, например экономическую, потребность может быть выражена в разных политических решениях, содержание которых будет во многом зависеть от усмотрения лиц, правомочных это решение принять. Диапазон отклонений, вызванных действиями субъективных факторов, объективно ограничен. Но он вполне достаточен, чтобы привести к неоднозначности политических действий.

П., в отличие от экономики или культуры, относится к числу таких явлений общественной жизни, которые имеют исторически преходящий характер. По мере развития коммунистической общественно-экономической формации политическая оболочка, внутри которой до сих пор осуществляется материальный и духовный прогресс, будет становиться всё тоньше, пока совсем не растворится в общественном коммунистическом самоуправлении. Связь между людьми, руководство делами общества утратят политический характер. Установление социальной однородности человечества будет означать конец П. как специфические формы человеческой деятельности.

Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 1; его же, Политические партии и перспективы, там же, т. 8; Энгельс ф., Позиция политических партий, там же, т. 1; Ленин В. И., По поводу одной статьи в органе Бунда, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 14; его же. Выборная кампания социал-демократии в Петербурге, там же, т. 14; его же, Отношение к буржуазным партиям, там же, т. 15; его же, Полемические заметки, там же, т. 20; его же, Блок кадетов с прогрессистами и его значение, там же, т. 21; его же, О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы, там же, т. 23; его же. Еще о политическом кризисе, там же, т. 25; его же, О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме», там же, т. 30; его же, Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! там же, т. 32; его же, Из дневника публициста, там же, т. 34; его же, Политический отчет Центрального Комитета 7 марта, там же, т. 36; его же, Ценные признания Питирима Сорокина, там же, т. 37; его же. Заметки публициста, там же, т. 40; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41; его же, Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта , там же, т. 43: его же, [Письмо] И. Арманд 6 (19) янв. 1917, там же, т. 49; Стронин А., Политика как наука, СПБ, 1872; Чичерин Б., Курс государственной науки, ч. 3, М., 1898; Лашина М. В., Специфические закономерности политики и особенности их действия в условиях строительства коммунизма, М., 1968; Бурлацкий Ф. М., Ленин, государство, политика, М., 1970; Азаров Н. И., В. И. Ленин о политике как общественном явлении, М., 1971; Бовин А. Е., В. И. Ленин о политике и политической деятельности, М., 1971; Пичугин П. В., Место и роль политики в развитии советского общества, М., .

А. Е. Бовин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Политика" в других словарях:

    Политикан … Русское словесное ударение

    - (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… … Философская энциклопедия

    Не точная наука. Отто фон Бисмарк Политика есть искусство возможного. Отто фон Бисмарк Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика это выбор между гибельным и неприятным. Джон Кеннет Гэлбрейт Политика не есть искусство возможного; … Сводная энциклопедия афоризмов

    политика - и, ж. politique f. ,> нем. Politik <гр. politike искусство управления государством. 1. устар., первоначально дипл. и светское> прост. Вежливое, галантное обращение. А иных государств за королевичей и за князей не довелось для того, что… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: