Патриарх кирилл о нравственном воспитании молодежи. Работа с молодежью должна быть системной, а не периодической, считает святейший патриарх кирилл. Задачи духовного образования

30 августа 2014 года в Областном драматическом театре г. Тамбова состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководителями системы образования Центрального федерального округа, ректорами вузов, директорами школ, педагогами — участниками Первого культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу», пишет Патриархия.ru .

Тема форума — «Духовно-нравственные ценности и традиции воспитания детей и молодежи».

В президиуме заседания находились Святейший Патриарх Кирилл, губернатор Тамбовской области О.И.Бетин, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий.

Ведущим мероприятия был председатель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда.

В зале присутствовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий, епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, духовенство Тамбовской митрополии.

В работе форума приняли участие более 500 представителей культурно-педагогической общественности Тамбовской области и регионов Центрального федерального округа.

К участникам встречи обратился губернатор Тамбовской области О.И.Бетин. Глава региона преподнес Святейшему Патриарху уникальную фотографию выступления в здании областного театра в Тамбове в 1944 году святителя Луки (Войно-Ясенецкого), в то время Преосвященного Тамбовского. Также О.И.Бетин передал приветствие полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д.Беглова, инициатора проведения форума.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со словом.

«Очень рад, что в преддверии 1 сентября у нас есть возможность встретиться. Я наслышан о работе этого форума и считаю, что повестка дня и направления его работы очень важны и для общества, и для Церкви. Вы занимаетесь вопросами образования. Я хотел бы сказать, что образование — это краеугольный камень общества и государства. Даже во времена, когда люди в большинстве своем не умели ни читать, ни писать, развитие — экономическое, политическое, социальное — только потому и происходило, что были люди образованные, чей уровень знаний соответствовал уровню знаний эпохи. Общество развивается, отталкиваясь от знаний. Без знаний не может быть развития, а если и оно происходит, то способно завести людей в тупик, породить разочарование и даже большие беды. Разрушение школы, разрушение образования — это разрушение потенциала нации. Трудно представить, что может произойти с нашей страной, если мы, по неведению или неопытности (не хочу сказать «по злой воле», не хочется в это верить), разрушим свое образование, свою школу — в то время, когда наука, технологии, знания и образование являются главным двигателем развития человеческого общества», - отметил Предстоятель РПЦ.

Он задается вопросом: «Почему Церковь проявляет беспокойство по этому поводу?» «Да потому что и мы сталкиваемся с плодами низкого уровня образования. Ведь и в наших семинариях, в наших православных вузах мы с тревогой констатируем значительное снижение образовательного уровня абитуриентов, особенно в области русского языка. Очень низок уровень грамотности — и это в XXI веке! Это в то время, когда без образования и науки невозможно развитие! Мы даже пошли на то, чтобы создать в ряде наших семинарий подготовительные классы, чтобы подтянуть абитуриента, выпускника средней школы, повысить его грамотность, и одновременно дать ему общие богословские знания, без которых невозможно начинать обучение по программе бакалавриата в духовных учебных заведениях. Так что проблемы образования напрямую нас затрагивают — и не только в связи с общей озабоченностью о судьбе страны, о судьбе нашего народа. Сегодня Церковь не может быть эффективной без высокообразованной прослойки церковной интеллигенции, к которой принадлежат, в том числе, специалисты в области богословия. А поэтому нам небезразлично, на каком уровне получают образование в средней школе наши молодые люди. Но я приехал сюда не для того, чтобы критиковать систему образования, а просто чтобы выразить свою озабоченность. Для нас критика, будь то системы образования или какой-то иной сферы деятельности, не нацелена на ослабление власти или компрометацию политических деятелей, — мы далеки от этого. Но тем чистосердечнее наш разговор о проблемах, с которыми сталкивается сегодня наша школа», - продолжил его Святейшество.

Конечно, добавил Патриарх, есть и положительные моменты, и о них тоже нужно сказать. «Я считаю, что принятый Закон об образовании открывает достаточно хорошие перспективы. Но ведь закон сам по себе — это бумага. Рамки, которые он открывает, должны быть наполнены конкретным содержанием. И задача заключается в том, чтобы использовать возможности, которые дает закон, для эффективной модернизации системы российского образования. Конечно, не могу пройти мимо такой темы, как Единый государственный экзамен. Наверное, только ленивые ЕГЭ не критикуют, однако у меня на этот счет более сбалансированная точка зрения. Может быть, вы знаете, что на протяжении многих лет я возглавлял внешнее ведомство Русской Православной Церкви, жил за границей и хорошо знаком с тем, как в мире обстоят дела с образованием. Так вот, мое первое знакомство с ЕГЭ произошло в далеком 1975 году в Финляндии, и должен вам сказать, что ничего плохого в той системе я не увидел. Думаю, что и наша система ЕГЭ при определенных условиях может быть эффективной. Но есть, несомненно, и то, что вызывает большую озабоченность. Удивительно, но дети в школе сейчас не столько получают знания, как раньше, сколько готовятся к ЕГЭ. Весь процесс сосредоточен на ЕГЭ — нужно пройти эти тесты, а все остальное вторично. И получается, что мы не готовим человека к высшей школе, не вооружаем его системой знаний, а фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу — правильно проставить при тестировании крестики и галочки. Сама система тестов заслуживает внимания, но она не может быть единственной при определении уровня знаний. В ней есть и рациональное зерно, но если у человека сформируется некая жизненная философия, зажатая этой системой тестов, то мы очень многое потеряем. Мы потеряем видение, горизонт, широту. Поэтому важно так соотнести ЕГЭ с другими средствами стимулирования наших учащихся, чтобы перед их глазами была не только анкета ЕГЭ, но и вся жизнь», - подчеркнул Предстоятель.

Он вопрошает: «В чем заключается цель образования?» «Некоторые всерьез считают: зачем много знать, если есть Википедия? Но информация может задержаться в сознании, в памяти, только когда она включена в процесс обучения. Одномоментное получение информации приносит лишь иллюзорный результат. В этом случае информация скоро уходит из памяти, потому что вытесняется множеством других сведений, которые наслаиваются, перемешиваются и не могут сложиться в систему. Так вот, мы должны разрушить эту доминанту в существующей практике образования — получать только те знания, которые необходимы для сдачи ЕГЭ. Такой подход не может создать общей картины, общего видения, которое в старые времена называли мировоззрением, научной картиной мира. Глубоко убежден: для того чтобы сформировать гармоничную личность, нам нужно уравновесить ЕГЭ очень серьезным изменением школьных программ, направленным на создание у учащихся целостной научной картины мира. Среднее образование должно давать базисные представления — в том числе по истории литературы и искусства, истории философской мысли, истории естествознания, — в виде законченной системы, которая будет сопровождать выпускника на протяжении всей его жизни. Даже если он что-то забудет, он будет знать, к каким источникам обратиться, потому что он не потеряет системы. Однако я опасаюсь, что современная школа такую систему знаний не дает», - добавил Патриарх Кирилл.

Также он подчеркнул, что не мыслит себе образования без воспитания. «Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят. К сожалению, мы еще сталкиваемся с позицией: "Не нужно формировать никаких убеждений у детей — вырастут, сами сформируют; а сегодня давайте им предложим различные варианты". Что сегодня происходит с учебником по истории? Мы все прошли через то время, когда отсутствие единого учебника истории нанесло огромный ущерб формированию гражданственности, чувства патриотизма, спровоцировало очень опасное нигилистическое отношение к собственному прошлому. В имевшихся учебниках содержались диаметрально противоположные взгляды на важнейшие исторические события, почему и было своевременно сказано, что необходим один учебник. Церковь приняла активное участие в формировании концепции этого учебника, и многое из предложенного нами было учтено. Была поставлена задача выработать сбалансированный подход к нашей истории, с тем, чтобы сформировать у учащихся чувство любви к Родине. Мы не должны повторять стереотипы, навязываемые кем-то нашему народу, — стереотипы, которые формируют искаженный взгляд на историю, которые принижают значение исторических событий, имевших место в нашей стране. Это вовсе не означает, что нужно романтизировать или идеализировать нашу историю, но это означает, что должна быть единая концепция подачи исторического материала. В противном случае мы отказываемся от самого главного — от того, чтобы формировать убеждения нашей молодежи, и это в условиях, когда на детей, на молодежь обрушивается колоссальный информационный поток, работающий, в том числе, на подрыв патриотических убеждений», - продолжил Предстоятель Русской Церкви.

Он напомнил, что в 90-е годы утверждалось, что никакой идеологии в школах быть не должно. «Согласен, идеология — явление скоропреходящее. Как свидетельствуют ученые, идеология не живет дольше трех-четырех поколений, а потом умирает, даже если в ее разработке участвуют огромные интеллектуальные силы, как то было в Советском Союзе. Работали целые научные институты, защищались докторские диссертации, был накоплен колоссальный научный потенциал, но уже на четвертом поколении все закончилось. Тогда, на развалинах Советского Союза, переживая разочарование в отношении всего связанного с прошлым, и стали говорить, что в школе не должно быть никакой идеологии. Идеологии как системы, о которой я только что сказал, действительно не нужно. Но ведь без идеи невозможно воспитать ребенка. Мать вкладывает идею в ребенка, когда говорит: так не поступай, неправду не говори, не обижай эту девочку или этого мальчика. Это очень простые указания, которые ребенок впитывает с молоком матери, через любовь матери, но тем самым формируется его личность, особенно в возрасте от трех до пяти лет. Складывается система ценностей, вне которой воспитать ребенка нельзя. Так почему же мы не хотим воспитывать наших детей в определенной системе ценностей? Речь не об идеологических штампах. Иногда говорят: нам нужна новая идеология. Да не надо уже новых идеологий! Но мы должны отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции. Это и традиции Православия, и традиции ислама — для той части граждан, которые исповедуют эту религию. Это и этика, связанная с нашей верой и с нашей культурой. Как же мы можем вне этой системы нравственных и духовных координат воспитывать наших детей? Ничего не выйдет! Мы получим опустошенных людей, которыми очень легко манипулировать. А манипулировать ими будут те, кто сильнее, у кого больше денег, те, кто контролирует мировые средства массовой информации. У ребенка, воспитанного вне системы ценностей, нет способности отличить добро от зла, потому что современная постмодернистская культура навязывает другой тезис: нет никаких объективных истин; сколько голов, столько и умов; твоя собственная идея и является для тебя абсолютной истиной. Но если мы хотим иметь людей, способных к созданию семьи, если мы хотим иметь граждан, любящих свое Отечество, как же мы можем отказаться от формирования личности в системе координат, определяемых нашими базисными, традиционными духовно-нравственными и культурными ценностями?» - задается вопросом Его Святейшество.

Поэтому, подчеркнул он, «школа без идеи — это опасное явление». «И если мы своими руками такую школу создадим (а мы ее уже почти создали), если мы откажемся от того, чтобы процесс интеллектуального образования сочетался с процессом воспитания, мы сделаем нечто очень опасное для будущего нашего народа и для будущего наших граждан. А потом будем говорить: как же мы не досмотрели? Мы уже говорим: как такое могло произойти рядом с нами? Украинский народ, один с нами народ, — что же произошло? А произошло именно то, что может быть, когда всё идет на самотек, — тогда влияние более мощного источника и оказывает сильнейшее воздействие на личность. Поэтому сейчас как раз своевременно думать о нашей школе и требовать, чтобы школа формировала не только интеллектуальный багаж (причем не фрагментарно, как только что отмечалось, а на должном уровне), но и личность», - добавил Патриарх.

Напоследок Его Святейшество сказал несколько слов о педагогике. «Собственно говоря, что такое образовательный, воспитательный процесс? Он складывается, конечно, из передачи знаний, навыков, умений. Но ведь непременно должен быть и личный пример, и таким примером должны служить наши педагоги. Вспоминаю историю, которая произошла в школе, где я учился. Мы с большой симпатией относились к одной молодой преподавательнице, она была для нас неким идеалом. И вдруг мы узнали, что она развелась с мужем. Для детей это был шок. Нам казалось, что подобного быть не может. Но это было во времена, когда преподаватели были воспитателями, когда родители координировали с преподавателями свои действия по воспитанию детей, общими усилиями преодолевая некие дурные склонности последних. Сейчас ничего подобного не происходит, школа самоустранилась от процесса воспитания. Образ педагога, учителя, воспитателя является непременным фактором успеха школы. Без этого фактора процесс невероятно ослабляется. Хотел бы привести слова великого уроженца Тамбовщины преподобного Амвросия Оптинского. Кому-то из своих посетителей он говорил просто: в каждом деле и в каждом искусстве потребно показание, а без показания мужик лаптя не сплетет, девушка чулка не свяжет. Простые и ясные слова: показать надо. И педагог — это тот, кто показывает пример своей культурой, своей манерой общения, своей компетентностью, своими жизненными принципами. Вот тогда ребенок имеет перед собой немеркнущий пример, который будет сопровождать его всю его жизнь», - продолжил он.

Также Предстоятель коснулся еще одной очень важной темы. «К сожалению, учителя до сих пор не являются элитой общества — во-первых, в силу невысокого материального вознаграждения своего труда, ввиду отсутствия некоего престижа. С моей точки зрения, учитель наравне с врачом, и я добавил бы, наравне со священником, — это наиболее важная представитель национальной элиты, потому что и тот, и другой, и третий работают над душой и над физическим здоровьем человека, и нет ничего важнее. Поэтому необходимо повышать социальный статус работников образования, повышать уровень их материального обеспечения. Конечно, это стимулирует стремление многих способных молодых людей приобщиться к замечательной профессии педагога. Тогда и уровень абитуриентов, поступающих в педагогические учебные заведения, будет совершенно иным, чем мы это наблюдаем сейчас. Поэтому я от всего сердца хотел бы всем нам пожелать совместно работать, для того чтобы укреплялась система национального образования, просвещения, воспитания, без чего нам трудно иметь спокойный и уверенный взгляд в будущее. Благодарю вас за внимание», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Затем Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы участников первого форума «От сердца к сердцу».

В завершении встречи О.И.Бетин поблагодарил Святейшего Патриарха за содержательный разговор.

24 января 2018 года состоялось торжественное открытие XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». Пленарное заседание форума возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваши Превосходительства! Всечестные отцы! Братья и сестры, участники Международных Рождественских образовательных чтений!

Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с началом работы этого замечательного церковно-образовательного форума.

Тема Чтений 2018 года «Нравственные ценности и будущее человечества» дает возможность обратиться к поистине очень важным для бытия всего человеческого рода вопросам: вопросам нравственности и ее роли в жизни общества и каждого отдельного человека. Мы призваны с христианских позиций поразмышлять о тех вызовах, с которыми приходится сталкиваться современной цивилизации, и подумать над тем, какой ответ может предложить обществу Церковь и как мы можем актуализировать Евангельское послание применительно к реалиям и проблемам нашего дня.

Но вначале хотел бы сказать несколько слов о самом понятии «нравственности» и о тех подменах, которые встречаются в современном обществе при описании этого понятия.

Новейший философский словарь определяет «мораль (нравственность) как совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений». В целом определение приводится достаточно большое, но сводится к тому, что «нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями».

Замечу, что на первое место в этом определении поставлено именно слово «гуманные», т.е. обращенные на человека. И здесь происходит некая подмена понятий: данная Богом человеку свобода делать нравственный выбор между добром и злом воспринимается уже не как средство свободного обретения любви к Тому, Кто даровал эту свободу, а сама свобода из средства становится целью и возводится в абсолют, становится самостоятельной ценностью высшего порядка, ради которой можно приносить в жертву другие ценности, в том числе ценности духовной культуры, нравственные нормы, веками формировавшиеся национальные и культурные традиции.

Если раньше говорили, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, то в настоящее время свобода тех, кто хочет жить и воспитывать детей в соответствии со своими традиционными религиозными нормами нередко попирается сторонниками так называемых либеральных ценностей, утверждающих, что абсолютной ценностью является свобода, а все остальное - вторично. Все чаще звучат призывы к пересмотру нравственных ценностей, в том числе имеющих евангельское основание, и даже к полному отказу от них.

Несмотря на то, что многие люди не разделяют и не считают правильными подобные призывы, законодательства целого ряда государств последовательно идут по пути утверждения так называемых свобод, вступающих в противоречие с основополагающими нравственными постулатами. Все это происходит стремительно, на наших глазах. Мы видим, как в некоторых странах врач уже не имеет права отказаться от проведения аборта; как должностное лицо может потерять свое место за отказ зарегистрировать однополый «брак». Мы видим, как традиционные христианские семьи вынуждены в официальных документах отказаться от слов «отец» и «мать» в пользу ублажающего слух однополых партнеров «родитель № 1» и «родитель № 2», а любой человек может лишиться работы только за то, что открыто выскажет свое осуждение содомского греха или даже публично прочитает соответствующий текст из Библии, как то было с одним из пасторов в одной из европейских стран. К сожалению, и в нашей стране миллионы верующих - православных, представителей иных христианских конфессий, мусульман, иудеев - вынуждены смиряться с тем, что заработанные ими деньги в виде налогов направляются на финансирование абортов. Создается опасная коллизия между нравственными принципами, которых человек придерживается, и практикой, которую он должен как гражданин исполнять. Именно поэтому в таких сложных вопросах, решение которых зависит не только от норм государственного закона, но и от требований совести, важно достигать взаимоприемлемого для всех положения, которое давало бы людям возможность поступать по совести.

Мы прекрасно понимаем, что нравственные ценности и нравственное состояние общества в тот или иной период времени - это не одно и то же. Вспомним, например, что в Смутное время нравственное состояние общества было столь плачевным, что потребовался сугубый всенародный подвиг, чтобы Господь приклонил Свою милость к нашему народу и страна обрела свободу и независимость. И все же даже в то время нравственные идеалы православного народа были евангельскими идеалами и потому были нерушимы, хотя и не всегда исполнялись. Тогда, четыре столетия назад, совесть народную смогли пробудить Святейший Патриарх Гермоген, своими речами и посланиями призывавший соотечественников твердо стоять в православной вере и хранить духовные традиции, а также князь Пожарский и Кузьма Минин, которым удалось собрать ополчение из патриотически настроенных людей.

Сегодня для сохранения и утверждения неизменных духовно-нравственных ориентиров в жизни людей нужны солидарные усилия и государства, и представителей религиозных традиций, и общественных организаций. Очень важна роль культуры в укреплении нравственных ценностей в народной жизни. Русская Православная Церковь активно взаимодействует в этом направлении с другими Православными Церквами и с христианами иных конфессий.

Декларация, подписанная мною совместно с главой Римско-Католической Церкви в результате встречи в феврале 2016 года в Гаване, продемонстрировала нашу решимость действовать сообща по наиболее актуальным проблемам современности: вопросам семьи и брака, отношению к абортам и эвтаназии, применению биомедицинских репродуктивных технологий, пониманию прав и свобод человека.

Все большую значимость имеет работа Межрелигиозного совета России, где мы регулярно встречаемся и обсуждаем волнующие нас вопросы. Межрелигиозное сотрудничество исполнено духа добрососедства, взаимного уважения и мира, который на протяжении веков царит между традиционными религиями нашей страны. Современное секулярное общество бросает все новые и новые вызовы верующим, независимо от их религиозной принадлежности. В лице религиозных лидеров России мы видим надежных союзников в борьбе с этими вызовами, а также с безнравственностью и псевдорелигиозным экстремизмом.

При всей разности культур и традиций мы все имеем общее нравственное чувство, заложенное в нас Богом, у каждого из нас есть голос совести, который мы, христиане, называем голосом Божиим. Вероучения различных религий могут заметно отличаться, но как только мы переходим на уровень аксиоматики, на уровень нравственных ценностей, большинство религиозных традиций демонстрирует совпадение взглядов. Убежден, что нравственный консенсус есть единственно возможное универсальное основание для мирного сосуществования разных культур и народов в современном мире, если хотите, условие выживания плюралистической человеческой цивилизации, в которой, кроме этого консенсуса, коренящегося не в сфере идей, не в сфере идеологии, а в самой Богом созданной природе человека, невозможно отыскать иной основы для формирования системы ценностей, которая бы могла удовлетворять всех. Другими словами, любой интеллектуальный, культурный источник, будь то наука или даже традиция, будь то иные важные проявления общественного сознания, не может удовлетворить род человеческий, потому что в одном месте это будет приниматься на «ура», в другом - сталкиваться с безразличием, а в третьем - отвергаться. Поэтому основой для нравственного консенсуса может быть только то, что является органической основой человеческого единства, а этой органической основой является сама природа человека, сам человек. Богу было угодно вложить в человека нравственное чувство, и где бы вы ни были - в Москве, Нью-Йорке или Папуа - Новой Гвинее - нравственное чувство человека работает одинаково, хотя люди, которые отстаивают естественное происхождение нравственности и привязывают нравственность к влиянию окружающей среды, уверяют, что есть некие различия. Но все те различия, которые приводятся в качестве доказательств отсутствия общего нравственного чувства, касаются вопросов второстепенных, связанных с обрядами, с особенностями культуры и т.д. Собственно же нравственные чувства, так замечательно выраженные в Десяти заповедях, присущи всему человеческому роду. Поэтому только от этого чувства, от этой общности, соединяющей всех людей по лицу Земли, и можно выстраивать общечеловеческий консенсус, а на его основе строить иные здания, способные цементировать отношения людей, живущих в разных странах, имеющих разные культуры и нередко разное целеполагание.

Вместе с тем очевидно, что для Церкви понятие «нравственный» всегда сопряжено не просто с общечеловеческим пониманием добра, совести, справедливости и т. д., но с их высшими проявлениями, которые открываются нам в Святом Евангелии. Говоря о нравственных ценностях, православные верующие всегда подразумевают стремление к нравственным идеалам, нравственному совершенству заповедей блаженств: любовь к ближним вплоть до любви к врагам, готовность к самоотречению и самопожертвованию, смирение, кротость и терпение, милосердие и миротворчество, достижение чистоты сердца. Но все эти высочайшие христианские заповеди органически связаны с тем самым нравственным консенсусом, о котором я только что сказал. В христианстве нравственная тема достигает своего апогея и предоставляет людям возможность видеть, что есть подлинный нравственный идеал человеческой жизни.

Конечно, мы несовершенны, но мы должны стремиться к совершенству и учиться любви у нашего Спасителя, у святых. Пример подвига, который дают нам жития новомучеников и исповедников Русских, для нас очень важен. Среди них особое место занимают Царственные страстотерпцы, 100-летие мученической кончины которых мы вспоминаем в этом году. Словно в награду за любовь, царившую в этой семье, они остались неразлучны и в смерти. Христианские нравственные идеалы были для них выше царской короны. Не принадлежность к царскому или дворянскому роду считали они признаком благородства, но чистоту помыслов и чистоту души.

На ум приходят проникновенные и очень трогательные строки из письма великой княжны Ольги Николаевны: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…»1.

Иногда спрашивают, за что канонизировали Царскую семью. Именно за это! Достаточно поставить себя на место людей, приговоренных к смерти, - которые пребывали на вершине власти, а потом были не только лишены всяких прав, но и сделались предметом издевательств. Но и в этом состоянии крайнего уничижения они прощали врагам и молились за них, а значит, явили подлинную нравственность, которая была максимально выражена в подвиге страстотерпчества.

Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, засвидетельствовавших верность Спасителю своей кровью, своими страданиями, стал духовной основой возрождения церковной жизни в наших странах в конце XX века. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г. прославил в лике святых более 1200 новомучеников и исповедников. Ныне число прославленных новомучеников и исповедников приблизилось уже к двум тысячам. На регулярной основе в рамках работы Синодальной комиссии по канонизации святых, епархиальных комиссий и других церковных структур ведется исследование жизни и подвига страдальцев за веру. Строятся храмы, посвященные святым ХХ века. В минувшем году совершено освящение храма Воскресения Христова в память о новомучениках и исповедниках Церкви Русской на Крови, что на Лубянке. Важно, однако, не только вносить имена подвижников в церковный месяцеслов и воздвигать храмы в их честь, но и научиться так чтить их память, чтобы их подвиг стояния в вере, верности Христу стал образцом жизни для нашего народа, чтобы изучение житий новомучеников и исповедников было важной составляющей нравственного воспитания подрастающего поколения.

Когда мы говорим о нравственных ценностях и будущем человечества, то связь этих понятий обращает наше внимание в первую очередь на молодежь, на воспитание и систему образования. Ведь будущее формируется сегодня, прежде всего в умах и сердцах молодого поколения. С этого года начинается объявленное Указом Президента России Десятилетие детства. В связи с этим еще раз уместно напомнить о важности защиты и поддержки семейных ценностей. Между тем, в этой сфере по-прежнему существует немало проблем. Многие из них вполне разрешимы при наличии желания и политической воли.

Сегодня время от времени возникают инициативы, противопоставляющие защиту прав детей интересам семьи. Вместо норм, основанных на традиционных для народов наших стран семейных и нравственных ценностях, предлагаются решения, копирующие зарубежные подходы к семейной политике. Законодательство, экономическая среда, система налогообложения, развитие систем образования и здравоохранения - все это призвано поддерживать семьи, особенно молодые, способствовать воспитанию детей в духе любви, мира и уважения к традиции.

Нельзя, конечно, не сказать и о проблеме абортов. Совместными усилиями Церкви, государства и общественных институтов многое удалось сделать, чтобы уменьшить масштабы этого поистине общенационального бедствия и продумать механизмы для решения проблемы. Особо хотелось бы отметить позитивный опыт создания сети центров кризисной беременности, которые уже спасают немало детских жизней. Эти центры начали создаваться в Церкви, а сейчас мы знаем, что они активно устрояются и государством. Позиция Церкви по вопросу абортов остается неизменной: жизнь человека - это дар Божий, и потому она должна быть защищена с момента ее начала, то есть с зачатия, и до естественной биологической смерти.

Особо хотел бы сказать о возможности преподавания православной культуры в школах, о повышении качества образования в православных общеобразовательных учреждениях, о развитии сети православных дошкольных образовательных учреждений.

Православная культура должна быть адекватно представлена в сетке учебных часов на всех ступенях общего среднего образования. Мы многократно говорили об этом, встречая понимание и поддержку в самых широких слоях нашего общества. Задача воспитания новых поколений, знающих и разделяющих традиционные духовно-нравственные ценности, уже принята в Стратегии развития воспитания, утвержденной Распоряжением Правительства в 2015 году.

Особого внимания требует и развитие системы непрерывного православного образования. Сегодня часть православных образовательных организаций испытывает серьезные затруднения, которые в конечном счете сводятся к материально-техническому обеспечению, а также в не меньшей, а порой и в большей степени - к отсутствию должного внимания к их проблемам со стороны ответственных епархиальных структур. Нужно постоянно следить за ситуацией и реагировать на призывы о помощи соответствующим образом.

Поэтому я хотел бы обратиться к нашим владыкам и сказать, что забота о православном образовании - это не 25-й, а приоритетный пункт в вашей повестке дня. Невозможно говорить о благополучном будущем нашего народа и нашей страны, если мы, имея возможность развивать церковную систему образования, не поддерживаем ее на том уровне, какой необходим в наше время. Православные школы ни в коем случае не должны превращаться в школы для неудачников, для тех, кто не может учиться в другом месте, с пониженным уровнем материального и технического обеспечения. Я настаиваю на том, чтобы православные школы стали примерными во всех отношениях. Если мы беремся за осуществление этих программ, то должны это делать так, чтобы давать пример другим.

Вопросы о необходимости не только обучения, но и нравственного воспитания в школе возникли, конечно, не сегодня. Еще в середине XIX столетия митрополит Московский и Коломенский Иннокентий писал о том, что просвещение без нравственности служит более ко вреду, нежели к пользе2. Сама отечественная история показала верность и справедливость этих слов святителя.

Важно также, чтобы вопросы православного образования находили адекватное отражение как в церковных, так и в светских педагогических СМИ.

Большое значение имеет катехизическая деятельность Церкви. Необходимо стремиться к тому, чтобы такая работа проводилась не только посредством кратких бесед перед таинством Крещения, но и в рамках приходской образовательной работы с детьми, молодежью и взрослыми, особенно с теми, кто готовится стать папами и мамами. Необходимо, чтобы на площадках наших приходов действительно существовала система постоянного катехизического образования. За несколько часов общения со священником крестные родители, конечно, что-то усвоят, но это не будет глубокими знаниями и может не повлиять на стиль воспитания детей.

Важно, чтобы современный человек, соприкасающийся с Евангелием, осознал и почувствовал притягательную силу Слова Божия, явив свидетельство о фундаментальном значении Богом определенных нравственных основ человеческой жизни.

Так, великий русский ученый Алексей Алексеевич Ухтомский с сожалением отмечал, что одной из причин нравственного падения общества в начале ХХ века являлось господствовавшее в то время искаженное понимание культуры и цивилизованности: «Это культура… исключительно материального человеческого быта при очень последовательном, систематическом игнорировании христианского понимания культуры и прогресса как великого нравственного труда личности над собою. (…) Всякий человек, как бы прекрасно и "культурно" ни был он обставлен в материальном отношении, неизбежно духовно одичает, снова и снова возвратится в свой первобытно-дикий образ, насколько не будет с ним Христа»3.

Культура есть область приложения духовных и интеллектуальных сил человечества, вобравшая в себя многовековой опыт творческого, созидательного преображения окружающего мира. Цель этого преображения – подлинная гармония бытия, ориентирами на пути достижения которой являются идеалы любви, добра и красоты. Для христиан эти идеалы заданы Евангелием. И именно этими идеалами проникнута тысячелетняя культура нашего народа.

Перед деятелями культуры проблема нравственного выбора и в прошлом, и особенно сегодня стоит чрезвычайно остро. Подлинное произведение искусства отражает внутреннее состояние своего творца, транслирует его чувства и мысли. Музыкальное, литературное, художественное произведение способно глубоко воздействовать на человеческие души, побуждая либо к добру и созиданию, либо к ненависти, разрушению, конфликтам. Призываю всех, чьим жизненным призванием является сфера культуры, помнить об особой ответственности за свой талант и его плоды перед Богом, народом и историей.

За три десятилетия, минувшие с начала масштабного возрождения церковной жизни в странах исторической Руси, многое было сделано в области развития миссии, образования, молодежной и социальной работы, взаимодействия с казачеством. На наших глазах был возрожден и сейчас активно развивается институт военного духовенства, теперь уже ставший неотъемлемой частью системы подготовки и воспитания личного состава армии и флота. Духовное просвещение и нравственное воспитание военнослужащих, а также сотрудников органов внутренних дел, пенитенциарных учреждений, сотрудников МЧС, устроение храмов и молитвенных комнат в местах нахождения отбывающих наказание, а также в высших учебных заведениях, готовящих специалистов для военной и гражданской службы, - все это не просто плод успешных миссионерских усилий Церкви, но насущная необходимость нашего времени. Утверждение нравственных ценностей как основания жизни и деятельности людей во всех сферах их бытия - это ответ на общую заботу о благополучном будущем наших народов.

Милосердие, сострадание, совестливость, целомудрие необходимо воспитывать с раннего детства. К сожалению, большинство семей не в состоянии оградить детей и молодежь от развращающего и ожесточающего души воздействия Интернета и иных современных технологий. Но мы можем и должны максимально противопоставить этой реальности православное просвещение и воспитание во всем многообразии их форм и методов.

Особое место занимает молодежное добровольческое движение. И это не только тот труд волонтеров, который на виду у всех, - ярким примером служит помощь добровольцев в дни принесения в Россию мощей святителя Николая Чудотворца, - но и малозаметный труд по уходу за стариками и тяжело больными людьми, помощь детям в детских домах и приютах, участие в помощи бездомным, проведении экологических акций и многое другое.

Хотел бы обратиться к современной молодежи с призывом: не пренебрегайте своим служением, всегда с открытым сердцем помогайте окружающим вас людям, ежедневно творите добро, не ожидая прибыли. Только через следование этому нравственному закону, к которому порой приходится понуждать себя, исполняется воля Божия, укрепляется единство народа, и вы возрастаете в совершенно особой атмосфере подвига. Добровольчество - это маленький подвиг, но за маленьким подвигом может вырасти способность совершать великие дела и великие подвиги, то есть становиться сильной личностью.

До недавнего времени, на фоне экономических и социальных трудностей казалось, что мы можем потерять для Церкви поколение молодых людей. Поэтому были приложены серьезные усилия для развития церковной миссии среди молодежи, и уже сегодня мы ощущаем первые результаты: молодежь приходит к православной вере и старается принимать деятельное участие в жизни Церкви.

Памятуя заповедь Божию «идите и научите» (Мф. 28:16), мы должны сами идти со словами о Христе Спасителе туда, где сегодня особенно присутствует молодежь: в учебные заведения, спортивные организации, молодежные клубы, в социальные сети. Очень важно, чтобы каждый юноша и каждая девушка чувствовал себя в Церкви не гостями, а подлинными делателями.

Современные молодые люди часто мечтают о красивой и счастливой жизни. Эта жизнь смотрит на них с обложек журналов, с экранов телевизоров, с рекламных проспектов. В них главными ценностями объявляются успешность, материальное благополучие, здоровье и красота. Люди мечтают о жизни красивой и нередко забывают о том, что настоящая красота - подчеркиваю, не внешний лоск и глянец, а настоящая красота - это внутреннее состояние человека. Подлинная красота - это в первую очередь красота души. Красота, которая в полноте раскрывается, если человек живет по совести, следуя вечному нравственному закону, заложенному в нас Богом. Потому что, следуя Божественным заповедям, человек приближается к идеальному совершенству, реализует свое истинное богоподобие, как писал о том выдающийся наш мыслитель Владимир Соловьев4.Такая красота никогда не стареет, но вместе с душой перейдет в вечность.

Желаю организаторам и участникам Рождественских чтений плодотворной работы и интересных дискуссий.

Благословение Божие да пребывает со всеми вами. Благодарю за внимание.

Материал к региональнымрождественскимобразовательным чтениям «Молодежь: свобода и ответственность», в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений 21- 23 ноября 2018 г. Республика Коми, г. Сыктывкар)

(включены выдержки из книги Святейшего Патриарха Кирилла «О смыслах». Издательство Московской Патриархии. Автор - составительВладимир Теребихин - кандидат философских наук, эксперт Коми регионального отделения политической партии «Единая Россия»

«Совокупность свободы и ответственности дает ориентиры развития для личности и общества в целом».

«Свобода без ответственности… превращается в произвол»

«С точ­ки зре­ния Цер­кви, от­ветс­твен­ность в ко­неч­ном счё­те есть от­ветс­твен­ность че­лове­ка пе­ред Бо­гом, по­тому что имен­но она ос­та­нав­ли­ва­ет нас от со­вер­ше­ния гре­ха».

«Нужно соединить человеческую свободу с нравственной ответственностью. Нужно дать возможность каждому человеку жить в соответствии с Божиим законом»

«Народ становится народом, когда живет общими духовно-нравственными ценностями, культурными смыслами, сознает свою связь с прошлым и солидарно открыт к будущему. Такой народ будет по-настоящему жизнеспособным и сумеет избежать потрясений»

«Молодость - время поиска. Поиска своего места в обществе, спутника жизни, друзей, соработников. И в этом поиске всегда оправдывает себя честное поведение. Не стоит ради материальных благ, ради славы или комфорта изменять себе, заглушать голос совести, марать грязью душу».

«Хотел бы обратиться к современной молодежи с призывом: не пренебрегайте своим служением, всегда с открытым сердцем помогайте окружающим вас людям, ежедневно творите добро, не ожидая прибыли»

«Обращаясь к молодежи, хотел бы сказать следующее: дорогие юные братья и сестры, призываю вас твердо держаться заповеданных Творцом духовно-нравственных идеалов, храня в целомудрии и чистоте свой разум и чувства, подавая окружающим пример стойкости в вере, милосердия и отзывчивости».

«Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня».

«Образование - это краеугольный камень общества и государства».

«Об­ра­зова­ние яв­ля­ет­ся од­ной из смыс­ло­об­ра­зу­ющих сфер об­щес­твен­ной жиз­ни»

сайт «Патриарх говорит»

сайт «Патриарх говорит»

сайт «Патриарх говорит»

сайт «Патриарх говорит»

сайт «Патриарх говорит»

сайт «Патриарх говорит»

(https://slovo.patriarchia.ru/main/category/o-vospitanii-i-obrazovanii/)

О духовных ценностях

О духовных традициях

Духовные ценности содержатся в традиции, в долгом историческом опыте народов, они заложены в культуру, в повседневную жизнь людей. Они связаны с духовным опытом, с опытом различения добра и зла, который лежит в основе христианской цивилизации и без которого невозможно подлинное развитие культуры и, в первую очередь, искусства. Когда общество утрачивает способность различать добро и зло, тогда наступает кризис литературы, изобразительного искусства, о чем мы все можем сегодня очень конкретно говорить на примерах многих и многих стран.

Наша общая задача состоит в том, чтобы выявить и осознать этот опыт, сформулировать систему нравственных ориентиров, суметь передать молодому поколению знания о нашей собственной духовной и культурной идентичности. К решению этой комплексной задачи должны подключиться все здоровые силы общества, включая Церковь, другие религиозные конфессии, систему духовного и светского образования. Только трудясь все вместе, мы сможем обеспечить достойное будущее нашей молодежи, нашему народу, нашей стране.

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества» 28 ноября 2012

Мы ни на минуту не должны забывать, что основой культуры являются не памятники, не камни, не дороги. Ее основой являются люди и те ценности, которые они исповедуют.

Человек без приоритета духовных ценностей превращается в животное, потому что разрушаются все табу, вырастающие из авторитета нравственного начала, заложенного Богом в человеческую природу.

Оставаясь открытыми к научному и технологическому взаимодействию, к опыту материального и бытового устроения, мы не должны поступаться своими духовными ценностями, сохраняя православную веру и наше национальное самосознание. А это возможно, только если мы будем твердо придерживаться приоритета духовных ценностей.

Общество раздробляется, потому что нет единых ценностей, которые объединяли бы и в труде, и в борьбе, и, если нужно, в защите Отечества.

Строя современное государство и модернизируя страну, мы должны идти по пути и Петра, и Александра Невского, прочно стоя на своих духовных основах, впитывая Божественную премудрость, выстраивая свои отношения с людьми не по принципу утилитарного использования, а по принципу взаимной поддержки, способности нести на себе бремена других людей, тем самым плотно сшивая ткань общественных отношений - настолько плотно, чтобы никакой катаклизм не был способен ее разрушить.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день празднования 300-летия Александро-Невской лавры

О нравственности

Новейший философский словарь определяет «мораль (нравственность) как совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений». В целом определение приводится достаточно большое, но сводится к тому, что «нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные , добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями».

Замечу, что на первое место в этом определении поставлено именно слово «гуманные», т.е. обращенные на человека. И здесь происходит некая подмена понятий: данная Богом человеку свобода делать нравственный выбор между добром и злом воспринимается уже не как средство свободного обретения любви к Тому, Кто даровал эту свободу, а сама свобода из средства становится целью и возводится в абсолют, становится самостоятельной ценностью высшего порядка, ради которой можно приносить в жертву другие ценности, в том числе ценности духовной культуры, нравственные нормы, веками формировавшиеся национальные и культурные традиции.

Если раньше говорили, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, то в настоящее время свобода тех, кто хочет жить и воспитывать детей в соответствии со своими традиционными религиозными нормами нередко попирается сторонниками так называемых либеральных ценностей, утверждающих, что абсолютной ценностью является свобода, а все остальное - вторично. Все чаще звучат призывы к пересмотру нравственных ценностей, в том числе имеющих евангельское основание, и даже к полному отказу от них.

Несмотря на то, что многие люди не разделяют и не считают правильными подобные призывы, законодательства целого ряда государств последовательно идут по пути утверждения так называемых свобод, вступающих в противоречие с основополагающими нравственными постулатами. Все это происходит стремительно, на наших глазах. Мы видим, как в некоторых странах врач уже не имеет права отказаться от проведения аборта; как должностное лицо может потерять свое место за отказ зарегистрировать однополый «брак». Мы видим, как традиционные христианские семьи вынуждены в официальных документах отказаться от слов «отец» и «мать» в пользу ублажающего слух однополых партнеров «родитель № 1» и «родитель № 2», а любой человек может лишиться работы только за то, что открыто выскажет свое осуждение содомского греха или даже публично прочитает соответствующий текст из Библии, как то было с одним из пасторов в одной из европейских стран. К сожалению, и в нашей стране миллионы верующих - православных, представителей иных христианских конфессий, мусульман, иудеев - вынуждены смиряться с тем, что заработанные ими деньги в виде налогов направляются на финансирование абортов. Создается опасная коллизия между нравственными принципами, которых человек придерживается, и практикой, которую он должен как гражданин исполнять. Именно поэтому в таких сложных вопросах, решение которых зависит не только от норм государственного закона, но и от требований совести, важно достигать взаимоприемлемого для всех положения, которое давало бы людям возможность поступать по совести.

Мы прекрасно понимаем, что нравственные ценности и нравственное состояние общества в тот или иной период времени - это не одно и то же. Вспомним, например, что в Смутное время нравственное состояние общества было столь плачевным, что потребовался сугубый всенародный подвиг, чтобы Господь приклонил Свою милость к нашему народу и страна обрела свободу и независимость. И все же даже в то время нравственные идеалы православного народа были евангельскими идеалами и потому были нерушимы, хотя и не всегда исполнялись. Тогда, четыре столетия назад, совесть народную смогли пробудить Святейший Патриарх Гермоген, своими речами и посланиями призывавший соотечественников твердо стоять в православной вере и хранить духовные традиции, а также князь Пожарский и Кузьма Минин, которым удалось собрать ополчение из патриотически настроенных людей.

Сегодня для сохранения и утверждения неизменных духовно-нравственных ориентиров в жизни людей нужны солидарные усилия и государства, и представителей религиозных традиций, и общественных организаций. Очень важна роль культуры в укреплении нравственных ценностей в народной жизни. Русская Православная Церковь активно взаимодействует в этом направлении с другими Православными Церквами и с христианами иных конфессий.

Декларация , подписанная мною совместно с главой Римско-Католической Церкви в результате встречи в феврале 2016 года в Гаване, продемонстрировала нашу решимость действовать сообща по наиболее актуальным проблемам современности: вопросам семьи и брака, отношению к абортам и эвтаназии, применению биомедицинских репродуктивных технологий, пониманию прав и свобод человека.

http://www.patriarchia.ru/db/text/5136032.html

При всей разности культур и традиций мы все имеем общее нравственное чувство, заложенное в нас Богом, у каждого из нас есть голос совести, который мы, христиане, называем голосом Божиим. Вероучения различных религий могут заметно отличаться, но как только мы переходим на уровень аксиоматики, на уровень нравственных ценностей, большинство религиозных традиций демонстрирует совпадение взглядов. Убежден, что нравственный консенсус есть единственно возможное универсальное основание для мирного сосуществования разных культур и народов в современном мире, если хотите, условие выживания плюралистической человеческой цивилизации, в которой, кроме этого консенсуса, коренящегося не в сфере идей, не в сфере идеологии, а в самой Богом созданной природе человека, невозможно отыскать иной основы для формирования системы ценностей, которая бы могла удовлетворять всех. Другими словами, любой интеллектуальный, культурный источник, будь то наука или даже традиция, будь то иные важные проявления общественного сознания, не может удовлетворить род человеческий, потому что в одном месте это будет приниматься на «ура», в другом - сталкиваться с безразличием, а в третьем - отвергаться. Поэтому основой для нравственного консенсуса может быть только то, что является органической основой человеческого единства, а этой органической основой является сама природа человека, сам человек. Богу было угодно вложить в человека нравственное чувство, и где бы вы ни были - в Москве, Нью-Йорке или Папуа - Новой Гвинее - нравственное чувство человека работает одинаково, хотя люди, которые отстаивают естественное происхождение нравственности и привязывают нравственность к влиянию окружающей среды, уверяют, что есть некие различия. Но все те различия, которые приводятся в качестве доказательств отсутствия общего нравственного чувства, касаются вопросов второстепенных, связанных с обрядами, с особенностями культуры и т.д. Собственно же нравственные чувства, так замечательно выраженные в Десяти заповедях, присущи всему человеческому роду. Поэтому только от этого чувства, от этой общности, соединяющей всех людей по лицу Земли, и можно выстраивать общечеловеческий консенсус, а на его основе строить иные здания, способные цементировать отношения людей, живущих в разных странах, имеющих разные культуры и нередко разное целеполагание.

Вместе с тем, очевидно, что для Церкви понятие «нравственный» всегда сопряжено не просто с общечеловеческим пониманием добра, совести, справедливости и т. д., но с их высшими проявлениями, которые открываются нам в Святом Евангелии. Говоря о нравственных ценностях, православные верующие всегда подразумевают стремление к нравственным идеалам, нравственному совершенству заповедей блаженств: любовь к ближним вплоть до любви к врагам, готовность к самоотречению и самопожертвованию, смирение, кротость и терпение, милосердие и миротворчество, достижение чистоты сердца. Но все эти высочайшие христианские заповеди органически связаны с тем самым нравственным консенсусом, о котором я только что сказал. В христианстве нравственная тема достигает своего апогея и предоставляет людям возможность видеть, что есть подлинный нравственный идеал человеческой жизни.

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXVI Международныхрождественских образовательных чтениях http://www.patriarchia.ru/db/text/5136032.html

Когда мы говорим о нравственных ценностях и будущем человечества, то связь этих понятий обращает наше внимание в первую очередь на молодежь, на воспитание и систему образования. Ведь будущее формируется сегодня, прежде всего в умах и сердцах молодого поколения. С этого года начинается объявленное Указом Президента России Десятилетие детства. В связи с этим еще раз уместно напомнить о важности защиты и поддержки семейных ценностей. Между тем, в этой сфере по-прежнему существует немало проблем. Многие из них вполне разрешимы при наличии желания и политической воли.

Сегодня время от времени возникают инициативы, противопоставляющие защиту прав детей интересам семьи. Вместо норм, основанных на традиционных для народов наших стран семейных и нравственных ценностях, предлагаются решения, копирующие зарубежные подходы к семейной политике. Законодательство, экономическая среда, система налогообложения, развитие систем образования и здравоохранения - все это призвано поддерживать семьи, особенно молодые, способствовать воспитанию детей в духе любви, мира и уважения к традиции.

Нельзя, конечно, не сказать и о проблеме абортов. Совместными усилиями Церкви, государства и общественных институтов многое удалось сделать, чтобы уменьшить масштабы этого поистине общенационального бедствия и продумать механизмы для решения проблемы. Особо хотелось бы отметить позитивный опыт создания сети центров кризисной беременности, которые уже спасают немало детских жизней. Эти центры начали создаваться в Церкви, а сейчас мы знаем, что они активно устрояются и государством. Позиция Церкви по вопросу абортов остается неизменной: жизнь человека - это дар Божий, и потому она должна быть защищена с момента ее начала, то есть с зачатия, и до естественной биологической смерти.

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXVI Международныхрождественских образовательных чтениях http://www.patriarchia.ru/db/text/5136032.html

О наследственности и духовномкодерода человеческого (о духовной наследственности)

Мы знаем, что все, что мы имеем как люди, как личности, формируется не только за счет влияния на нас окружающей среды, но и за счет того, что вложено в нашу природу. Мы называем это наследственностью. По наследственности нам передаются определенные свойства, качества, даже внешние черты - дети похожи на родителей. А происходит это потому, что в каждой клеточке нашего организма есть одна молекула, которая называется ДНК, и в этой молекуле содержится информация, связанная с жизнью предыдущих поколений. Мы называем это наследственной информацией. И если разрушить ДНК или изменить ее, будет нанесен колоссальный ущерб человеческому организму. Человек потеряет свою связь с предыдущими поколениями, с отцом, с матерью, будет разрушена личность, в каком-то смысле будет разрушена история. Так же и книги: они доносят до нас информацию из прошлого, они являются носителями некоей наследственности. И насколько опасно разрушать или видоизменять молекулы ДНК в клетке человека, настолько же опасно разрушать и духовный код рода человеческого. В лучших книгах этот код запечатлен, и одной из них была книга, именуемая «Апостол».

Дай Бог, чтобы и сегодня, приобщаясь к чтению книг или воспринимая информацию через телевидение и Интернет, и дети, и взрослые были способны отвечать на вопрос: а эта книга и эта информация не разрушают ли мою духовную наследственность, не отрывают ли меня от жизни моих родителей, от жизни наших предков? И если ответ будет положительный, что данная книга нарушает эту наследственность, ее лучше отложить в сторону, лучше ее не читать. Потому что очень важно всем нам, для того чтобы быть сильными как личности, как стране и как народу, сохранять эту духовную связь с историческим прошлым, в котором и формировался культурный и духовный облик нашего народа.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на детском празднике «День православной книги» в Храме Христа Спасителя 12 марта 2015

О нравственных ценностях как основе основ народной жизни

Глубоко убежден в том, что для того, чтобы идти вперед, чтобы успешно развиваться дальше, нам, прежде всего, необходимо ясно понимать, что есть сердцевина традиционного начала в жизни нашего народа. Основой основ всей народной жизни всегда были и остаются ценности, проистекающие из Богозданной нравственной природы человека, опознаваемые совестью и рационально выражаемые в Божественном откровении. Именно на этих ценностях, несущих, по словам Николая Александровича Бердяева, отблеск Божественного света, и зиждется великая русская культура.

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников первого форума «От сердца к сердцу»

О традиционных ценностях

Что мы имеем в виду, когда говорим о традиционных ценностях? Традиционные, а лучше сказать, вечные ценности - это ценности веры, любви, долга, ответственности, солидарности. Это ценности, восходящие еще к дохристианскому представлению о естественных нравственных нормах, которые установлены не людьми и потому не зависят от конкретных условий общественного бытия. Это нормы, вложенные Богом в природу человека. И ведь никто не может опровергнуть идею объективной нравственности, не зависящей от внешних обстоятельств. Утверждение, что нравственность сформировалась в результате эволюционного процесса, в том числе политического, культурного, не соответствует истине. «Не убий» звучит одинаково и для папуаса, и для американца, и для русского. И если бы культурная эволюция определяла нравственную природу человека, то не было бы общечеловеческих ценностей, о которых так любят говорить, в том числе, люди либеральных взглядов. Само понятие общечеловеческих ценностей обращает наше внимание на Божественную природу нравственности. А если человек создан в соответствии с этим Божиим замыслом, то разрушение нравственного начала есть разрушение человеческой личности. Вот почему я говорю, что нравственный закон восходит не к христианству или к исламу. Он восходит к самым первым шагам человеческой цивилизации, потому что нравственный закон вписан Богом в человеческое сердце. Этот закон действительно вписан в саму структуру мироздания, и потому отвергнуть его значит встать на путь, ведущий к разрушению и личности и общества.

В наше время мы все чаще сталкиваемся с системой воззрений, которая ставит в центр мироздания изолированного индивидуума и рассматривает любые его действия и предпочтения как равно приемлемые - до тех пор, пока они не причиняют вреда другим, то есть пока закон исполняется. А затем восклицаем: что делать с преступностью, что делать с коррупцией? Да ничего не делать, если нутро гнилое. Никаким законом не остановить эту преступность. Эксперименты с нравственностью оборачиваются социальной нестабильностью, конфликтами, ростом преступности, всем тем кошмаром, от которого страдает современное общество. Нельзя на вагон возлагать ответственность, если паровоз испорчен. Никакого движения вперед не будет. Это не значит, что не надо совершенствовать законодательную систему, - это абсолютно правильный путь. Но эта работа должна идти вместе, рука об руку с нравственным воспитанием личности и общества.

Можно с уверенностью сказать, что тот, кто разделяет подобные релятивистские убеждения относительно нравственности, буквально не видит дальше своего носа.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на Рождественском празднике в Московском Кремле

Се­год­ня от­ри­цание цен­ностей ста­ло од­ним из са­мых опас­ных про­яв­ле­ний сил ду­хов­но­го раз­ру­шения. В этой си­ту­ации за­щита цен­ностей - это за­щита на­шего ду­хов­но­го су­вере­ните­та.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. О солидарном обществе // Семь слов о русском мире / Сост. А.В. Щипков. М., 2015. С. 32-47.

О том, что Церковь делает для того, чтобы духовные ценности возобладали в человеке над материальными.

  • С одной стороны, материальное потребление - это естественное стремление человека: если человек не будет заботиться о материальном потреблении, он погибнет. Эта потребность заложена в наших инстинктах - мы должны есть, пить, одеваться, заботиться о продолжении человеческого рода. Это все связано с выживанием человека, и ни в коем случае Церковь не может занять некую отстраненную, морализаторскую позицию: «знаете, не думайте обо всем этом». Особенно сегодня, когда еще так много в наших обществах людей бедных, когда речь идет порой о том, что люди недоедают, когда у них не хватает денег на самое основное. Я уж не говорю о полноценном образовании, медицинском обслуживании, полноценном отдыхе, о культурной жизни... И поэтому Церковь не может сегодня говорить: «Знаете, это все плохо». А вот против чего Церковь выступала, выступает и будет выступать? Она выступает против того, что святые отцы называли «похотью плоти» - это когда доминантой человеческой жизни становится потребление. Вот тогда похоть (а похоть - это болезнь, это нарушение внутреннего баланса) становится господствующей в человеке. Такой человек заботится только о материальном, духовное измерение уходит. Очень важно, чтобы человек, особенно современный, помнил удивительные слова Спасителя: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит? (см. Мф. 16, 26). Нужно золотыми буквами написать и повесить эти слова в каждой комнате, особенно в гардеробных комнатах некоторых богатых людей. Ведь какая польза человеку - весь мир приобретать, а душу свою погубить?
  • Вот поэтому Церковь должна все расставлять на свои места в сознании людей, причем должна говорить все это очень естественно, с любовью, не отстраняясь, не с высоты своего положения поучая людей, которые иногда в бедности живут, но в солидарности с бедными людьми провозглашать духовные ценности. Тогда никто нас не обвинит в лицемерии, в ханжестве, но люди со вниманием отнесутся к проповеди Церкви.
  • Проповедь, о которой мы сейчас говорили, имеет сегодня огромное значение для выживания всей человеческой цивилизации, потому что потребительская психология, «похоть плоти» нежизнеспособны - они разрушают духовное измерение человеческой жизни, а значит, превращают человека в животное.

Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла украинским тележурналистам, 19 июля 2010

Пользователь запретил комментирование поста

В годовщину начала Великой Отечественной войны Предстоятель Русской Православной Церкви дал эксклюзивное интервью РИА «Новости», в котором высказал свое отношение к патриотизму.

Отвечая на вопрос о том, что такое патриотизм, только ли на войне он проявляется, и как Предстоятель Церкви оценивает уровень патриотизма россиян разных поколений сегодня, Святейший Патриарх заметил:

Для меня патриотизм - это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм - это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ - но по-честному, не предвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа.

Я не знаю, что такое «уровень патриотизма» и как его измерить. Но я верю, что патриотизм невозможен без искренней любви. Любви к своей родине, к своей Церкви и её святыням, любви, по слову поэта, к родному пепелищу и отеческим гробам. Наблюдая за молодым поколением, я не могу сказать, что сейчас все поголовно космополиты, далекие от патриотических настроений. Напротив: сегодня вырастает поколение молодых, которые не были свидетелями страшных преступлений атеистического государства против своего же народа, массового истребления лучших людей. Это не может не сказаться на уровне доверия к государству как таковому. За минувшие годы большинство из тех, кто хотел понять, чем и как живут в других странах, имели возможность познакомиться - и достаточно подробно - с иными цивилизациями. И многие пришли к твердому убеждению: жить надо в России, дорожить тем, что у нас есть, что досталось благодаря вере и трудам наших предков.

На фоне процессов, которые приходится наблюдать сегодня не только в Западной Европе, но и других странах, духовно-нравственный климат в России приобретает совершенно иной вес и значимость. Нам следует прекратить сравнивать себя с другими; не надо никого догонять и перегонять. У нас своя жизнь, и мы должны её прожить так, чтобы не было стыдно ни перед потомками, ни перед нашими предками. Наверное, это и есть настоящий патриотизм.

В интервью РИА «Новости» Патриарх Кирилл также рассказал о духовных основах войны и мира, о вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашизмом, о перспективах урегулирования украинского кризиса и предотвращения Третьей мировой войны.

Одной из важнейших задач для всей Русской Православной Церкви является работа с молодежью, которая должна выстраиваться как на уровне епархии, так и на уровне прихода. При осуществлении этой миссии духовенство должно использовать новые формы и методы, «дабы донести Евангелие до современной молодежи, которая не всегда с легкостью может переступить порог храма», выразил убеждение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на .

«Большое значение имеет первое впечатление от контакта молодого человека с церковным миром, - сказал Его Святейшество. - Вот почему необходимо участие духовенства в личных встречах с молодыми людьми. Для них это серьезное событие, к которому они подходят с неподдельным интересом и которое надолго им запоминается. Но эта форма пастырства не является и никогда не станет единственно возможной или достаточной. Нам нужно создать все условия для воцерковления людей, откликнувшихся на призыв Церкви».

Каждой епархии необходимо сформировать инфраструктуру подготовки и воспитания лидеров, способных в дальнейшем развивать и координировать молодежную работу, подчеркнул Святейший Владыка, добавив: «При этом важно ввести систему аттестации, выявляющую искуснейших, и поддерживать их энтузиазм соответствующими полномочиями».

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что к сегодняшним условиям применим опыт древней Церкви, когда святители, сами проводя первые встречи с оглашенными, затем перепоручали их своим помощникам, которые в течение долгого периода обучали уверовавших основам веры. «Подготовка православных молодежных лидеров - это не то же самое, что полное духовное образование, возможное в стенах семинарий или богословских институтов. Подобная подготовка - вещь максимально предметная, преследующая троякую задачу: дать молодым людям крепкую церковную базу, предоставить инструментарий для просветительской работы и обозначить пути для дальнейшего самостоятельного духовного развития и богословского образования», - считает Святейший Патриарх Кирилл.

Эффективным примером работы по подготовке православных молодежных лидеров Его Святейшество назвал опыт московского и при нем, где действует Школа молодежного служения, которая в течение двух лет готовит молодых людей к делу катехизации, социальному служению, начальной миссионерской работе, преподаванию православной культуры. Кроме того, в Патриаршем центре в начале текущего учебного года впервые открыто учебное направление «организация молодежного служения на приходе».

Отмечая важную концептуальную идею, которую в своей работе реализует Патриарший молодежный центр, Святейший Владыка продолжил: «Наше время - время утраты традиции и нравственного релятивизма. В этих условиях формы и методы православного просвещения, в которых служитель Церкви выступает как учитель, знающий истину, эффективны в очень редких случаях. Человек, в особенности молодой, сегодня все чаще стремится сбросить с себя "предрассудки" и "стереотипы". Поэтому ненавязчивая передача веры, осторожное, чуткое и предельно терпимое отношение к человеку - это залог успеха в деле церковного просвещения. Современным молодым людям, часто ищущим религиозные ответы на мировоззренческие вопросы, необходимо не только сказать, куда и как двигаться, но и помочь обрести интерес и радость на пути воцерковления».

Помимо этого Предстоятель Русской Православной Церкви призвал архипастырей вовлекать молодежь в просветительскую работу, так как молодой верующий способен научить собственным примером. «Юноша или девушка, занимающиеся молодежным служением, должны помогать людям двигаться к Богу независимо от того, достигли они сами вершин духовного совершенства или нет. Именно в этом потенциал того, что теперь принято называть "лидерскими качествами"», - убежден Его Святейшество.

Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Нередко христианин, стремящийся к просветительскому служению Церкви, не получает должной поддержки у настоятеля и даже у архиерея. Воцерковленный человек, молодой или в возрасте, желающий послужить Богу в деле благовествования, должен получить такую возможность. Если пастыри не будут заниматься работой с молодежью, да еще и не позволят заниматься ею мирянам, то на духовные запросы юношества вновь, как и 10-20 лет назад, будут отвечать заезжие миссионеры и сектанты».

Важными направлениями работы с молодежью Святейший Владыка также считает создание условий для приходского чтения и обсуждения Священного Писания, развитие на епархиальном и приходском уровне технической базы для просветительской деятельности в молодежной среде: «В нашей Церкви существуют авторитетные богословы, педагоги и миссионеры. Дистанционные встречи с ними должны стать частью церковного свидетельства. А молодые прихожане, занимающиеся просветительской работой, должны получить возможность восполнить свои знания с помощью современных технологий при материальной или финансовой поддержке прихода».

Эффективным направлением церковной молодежной работы являются паломнические поездки, отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В связи с тем, что за последние годы были выстроены конструктивные отношения с государственной властью, региональными и местными администрациями, Его Святейшество призвал священнослужителей и православных молодежных активистов инициировать переговоры по предоставлению для использования Церковью помещений, средств поддержки образовательного процесса и других ресурсов, которыми располагают школы, библиотеки, общественные организации. «Все это поможет вывести церковную просветительскую работу на качественно новый уровень, а с другой стороны - поможет наладить конструктивные, деловые и дружеские отношения с местной общественностью», - убежден Святейший Патриарх Кирилл.

Предстоятель Русской Православной Церкви обозначил три проблемы в сфере работы с молодежью: важно избежать популизма, неадекватной оценки потенциала молодежи, попытки заигрывания с молодежной культурой.

Всевозможные крупные акции, обращенные к молодежи и призванные показать им Церковь, о которой многие молодые люди знают лишь на уровне светских стереотипов, должны быть лишь вершиной айсберга, ведь без кропотливой ежедневной работы на приходах они малоэффективны. «Каждой епархии необходимо так наладить молодежную работу, чтобы она велась на каждом приходе, в каждом учебном заведении. Чтобы после определенного отрезка времени священник мог с радостью сказать самому себе: моя молодая паства увеличилась на столько-то человек», - отметил Святейший Владыка, особо подчеркнув, что понять молодежь можно только в том случае, если научиться ее слушать.

«Молодежный потенциал можно и нужно задействовать в миссионерских целях: содействуя молодежным проектам, организациям, инициативам, причем необязательно напрямую касающимся церковной деятельности, мы способствуем привлечению молодых к Церкви. Это могут быть дискуссионные группы, например, для обсуждения современных социальных или культурных явлений, или социальные проекты», - сказал Его Святейшество.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

При участии Синодального отдела по делам молодежи делегация православной молодежи из Аргентины посетила православные святыни в России

В Москве состоялся ежегодный Георгиевский парад «Дети победителей»

В центре Москвы прошел первый студенческий пасхальный фестиваль

Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил с Пасхой детей с ограниченными возможностями здоровья

В епархиях Русской Православной Церкви проходит миссионерская акция «Пасхальная ленточка»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: