П.Олексенко. Кхаджурахо - послание из глубины веков - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Кхаджурахо. Обитель любви Каджурахо на карте Индии

После посещения Тадж Махала и других достопримечательностей Агры, я вылетел в Кхаджурахо. Рейс был из Варанаси с подсадкой в Агре. Летело очень много европейцев, азиатов (не индусов).
1. Подлетаем к Кхаджурахо. Уже видны храмы.

2. Храмы здесь разбросаны по достаточно большой территории. Это Вишну Темпл (храм Господу Вишну). Вишну - вышний, всевышний Господь.

3. Деви Джагадамби Темпл, достаточно большой храм, посвящен жене Шивы - Парвати, кто-то говорит, что не совсем Парвати, а одной из эпостасей - Богине Кали.

4. Храм Кандарья Махадев (слева). Кандарья - пещера в переводе с санскрита. Махадев - это Шива. Самый крупный храм в Кхаджурахо, высотой с 9-ти этажный дом, символизирует гору Меру, на это горе находиться обитель Богов. Соответственно храм играет связующую роль между миром людей и Богов.

5. Прекрасными лужайками окружены храмы.

6. Эти храмы были построены 9 -12 веках нашей эры в период возрождения индуизма, связанное с правителем Чанделой, которому удалось остановить нашествие мусульманской армии.

7. Затем о храмах забыли и более 700 лет они были скрыты в непроходимых джунглях и только в 1838 г. были заново открыты англичанином, капитаном Бертом.
Слева реставрируется Матангешвар Темпл, справа Лакшмана Темпл. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну

8. Сама деревня очень маленькая, не более 5000-10000 жителей. Но место настолько популярное, что имеет международный аэропорт и сети отелей Radison и Hilton представлены здесь.
Множество туристов из Европы, Азии, да и сами индусы прилетают сюда познакомится с культурой храмовых комплектов.

9. Необычным среди храмов Кхаджурахо является храм Парвати, имеющий три купола: один в форме минарета мечети, другой - квадратная многоуровневая буддийская пагода, и третий - башня индуистского храма. Построенный позже всех, храм демонстрирует сущность единства всех религий.

10. Вишванатх Темпл.

11. Святилище Нанди Мандап. Или святилище посвященное вечному спутнику Шивы быку Нандину. Считается, что Нандин написал Кама-шастру. Что это такое? Согласно ведическим писаниям есть 4 цели жизни: Ардха (богатство, положение, друзья), Дхарма (следование закону, справедливости, обычаям, выполнение предписанных обязанностей), Кама (получение удовольствий, чувственных наслаждений), Мокша (освобождение от круговорота жизни и смерти). Кама-шастра содержит полные знания о процессе достижения Камы, о том как гармонично получать удовольствие от жизни. В оригинале сейчас утеряна. Сохранилось около 2000 шлок (предложений) из 640000. Кама-сутра же написана в 3-5 веке нашей эры мудрецом Ватьсьяяной, возможно написанную по мотивам кама-шастры.

12. Храм Кандарья Махадев. Его часто называют "застывшая в камне кама-сутра".

13. О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным-давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Когда он был признан правителем, то увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.

14. Читрагупта Темпл. Храм Богу Солнца - Сурье. Одной из особенностью храмов в Кхаджурахо, является массивная платформа на которых стоит основное сооружение.

15. Читрагупта Темпл в профиле.

16. Деви Джагадамби Темпл.

17. Храмы гармонично вписаны в природу, являясь ее естественным продолжением.

18. Входы всех храмов выполнены с восточной стороны.

19. А это Восточный комплекс храмов, который включает в себя три брахманских храма: Брахмы, Ваманы и Джавари, три джайнистских храма: Гхантай, Адинатха и Паршванатха.

20. Вишну Темпл.

21. Турист впечатляется.

22. Джайнистские храмы.

23. В индуистские храмы заходят только босыми.

24. Мифический ласкающий лев - сандел.

25. Шива-лингам. Символ Шивы, мужского начала во вселенной. Покоится на йони (Парвати) или женском принципе вселенной. В Индии очень распространен культ Шивы и соответственно почитания шива-лингама. Есть история, что мудрецы прокляли Шиву, за то что он соблазнял их жен, сказав, что поклонятся будут не ему (Шиве), а его члену.

26. Это храм Вамана Дева. Воплощение Господа Вишну в виде карлика, который избавил вселенную от демонов.

27. Подобными горельефами заполнены все храмы и внутри, и снаружи. И только по атрибутам можно определить. что это за Богиня, Полубог. На этом фото изображенна Богиня процветания Лакшми, жена Вишну.

28. Шестирукий.

29. Ганеша.

30. Апсара.

31. Романтическая пара влюбленных - митхуна.

32. Слева апсара вытаскивает занозу из ноги. А справа изображен полубог Камадев (Купидон в древнегреческой мифологии), со стрелами любви.

33. Поз изображенных на стенах храма намного больше, чем описывает кама-сутра (64 позы).

34. Но все же самый основной мотив скульптур — прославление женщины, ее духовной и чувственной красоты.

35. Это сикхара (самая высокая часть храма, размещенная над святилищем).

36. В больших храмах расположены балконы, одна из функций которых - это вентиляция,а другая - свет через окна попадает в святилище.

37. Вообще горельефы изображают апсар, полубогов, правителей с семьями, животных.

38. Правитель Чандала построил 85 храмов, сейчас их осталось 22.

39. Апсар насчитывается множество, они способны угрожать людям, насылать на них любовное безумие. На небе апсары прислуживают богам, но соблазняют асур, небесных демонов, которые, однако, отказываются взять их в жены. Апсары соблазняют и людей-аскетов и выступают, таким образом, в роли куртизанок-танцовщиц. Они также ублажают на небе воинов, павших героями.

40. Эти храмовые комплексы являются всемирным наследием ЮНЕСКО.

41. Красивые орнаменты и резьба на храме Бога Солнца.

42. Есть несколько версий почему же эти храмы имеют такой ярко выраженный эротический оттенок. Согласно одной из них, в тот период секс был общедоступной темой.

43. По другой, скульптуры служили обучающим целям, молодежи прививалось естественное отношение к сексу, как к неотъемлемой части жизни.

44. Третья версия, говорит о том, что положение эротичных скульптур на нижних ярусах храмов, показывает реальное положение половых отношений в иерархии истинных ценностей человека.

45. Возможно, это храмы тантриков. Существуют и по сей день в Индии секты тантриков, которые практикуют ритуальный сексуальный акт с целью соединения духовного знания и физического удовольствия. Таким они видят альтернативный путь к достижению освобождения.

46. Пятая версия предполагает, что эти горельефы являются иллюстрациями к кама-сутре.

47. Версии интересные, но я думаю, что многие из них не выдерживают критики и навязаны в колониальный период. Сами индусы больше склоняются к пятой версии, все-таки Кама - это одна из целей, неотъемлемая часть нашей жизни.

48. Есть интересное изречение, которое написано на санскрите на одном из храмов Бога Солнца в Корнаке, где тоже есть элементы эротики в горельефах: "Стремление души - порождает дружбу, поклонение ума - вызывает уважение, а тело жаждет близости. Соединение этих трех, порождает любовь."

49. Глядя на лица статуй, кажется, они не получают никакого удовольствия от того, чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия.

50. Еще одна деталь, сцены изображающие любовные игры находятся только снаружи храма, внутри их нет. Возможно это глубоко символично, нужно пройти через страсти для обретения божественного видения.

51. У скульпторов Кхаджурахо были натурщицы, утверждают ученые, потому как такие позы придумать просто невозможно. Каждая из этих поз вполне реальна.

52. И, кроме всего прочего, в скульптурах Кхаджурахо великолепно соблюдены пропорции, утверждают местные исследователи.

53. Слева изображен Ямарадж, Бог смерти. С головой быка, он держит в руках мистические веревки и крюки, которыми он или его слуги цепляют душу во время смерти и затаскивает в ад.

53. Подборка. Обратите внимание на правый нижний угол, второе фото внизу от края. Как сказал местный смотритель: "Very difficult posture". Очень сложная поза. Прежде чем полноценно осваивать кама-сутру адепт должен пройти очищение тела и ума. Тело должно стать гибким, сильным благодаря занятиям хатха-йогой.

55. Джайнистский храм Шантинатх.

56. Джаинизм религия сродни буддизму, даже их святыни часто находятся вместе. Например, в Сарнатхе, в городе, где Будда дал свою первую проповедь. И мне сложно было отличить скульптуру Будды, сидячему в позе для медитации и скульптуру представителя джаинизма. Единственное отличие - это форма подбородка и скулы.

57. Многие элементы заимствованы из индуизма, поэтому когда буддизм около 1000 лет назад стал менее популярен в Индии и ушел в Тибет и на восток, его место занял джаинизм.

58. Этот храме был перестроен век назад, много компонентов было взято из старых святынь.

59. Все учителя джайнизма изображены голыми, это их традиция. Еще их можно увидеть с марлевой повязкой на рту, дабы насекомое не залетело. И есть такие ортодоксы, которые ходят с метлой и подметают себе дорогу, разгоняя возможных живых тварей на пути, чтобы не раздавить. Основной принцип ахимса - не причинение вреда всему живому.

60. Джайнистские храмы.

61. Напоследок мы заехали в магазин, где производят и тут же продают точные копии горельефов храмов Кхаджурахо.

62. Все очень натурально, и никакой самодеятельности, только то что есть на храмах.

63. Любовные пары.

64. Цены очень серьезные для Индии, маленькая статуэтка, высотой 10 см, стоит 80 $.

65. Такая Индия...

Бытует устойчивое мнение, что скульптурные изображения в храме православием запрещены. Если начать разбираться в вопросе, то окажется это не так.

Лишь в Деяниях VII Вселенского Собора мы найдём послание св. патриарха Германа Клавдиапольскому епископу Фоме, в котором он осторожно подчёркивает: возникшая у христиан традиция живописных икон «более прилична», нежели римский обычай воздвигать в память тех или иных событий медные статуи (которые, тем не менее, первыми христианами тоже использовались).

Гораздо позже и гораздо резче высказался по поводу храмовой скульптуры российский Святейший Синод, которому в 1722 году не угодили разом обычай, «вкравшийся» на Русь «от римлян и поляков» и «неискусные злокозненные невежды-иконники» (и ещё неизвестно, что больше).

Между тем, традиция храмовой скульптуры на Руси продолжала развиваться, питаясь сразу от нескольких источников – северорусской народной деревянной скульптуры; католических влияний, которые действительно наблюдались в русском искусстве, начиная с эпохи барокко и более поздней скульптуры классицизма.

Поддерживалось существование скульптуры также популярностью барочных резных иконостасов (чаще всего – с цветочным орнаментом), да разными образцами храмовой пластики вроде дарохранительниц.

Как видим, русская храмовая скульптура XVIII-XIX веков представляет собой очень пёстрое явление. Зато по каждой отдельной работе здесь можно хорошо представить, в рамках какой именно традиции находился художник.

Такие разные

Собирать храмовую скульптуру в России начали ещё в 1930-е годы, спасая её из разрушенных храмов. Искусствоведы утверждают, что именно первая подобная экспозиция, устроенная в 1935 году в галерее Большого Собора Донского монастыря, спасла от разрушения сам храм.

И всё же, даже в новом собрании, вырванные из храмовых интерьеров, скульптуры выглядят этакими сиротами. В других случаях необычная обстановка музейного зала позволяет подсмотреть секреты художников, очевидно рассчитывавших, что в храме на их творения зритель будет видеть лишь с определённого ракурса.

Например, скульптура Иоанна Богослова, если подойти к ней чуть сбоку, оказывается наполовину плоской. Это – почти горельеф, на который зритель должен был смотреть строго во фронт.

С традициями народной скульптуры очевидно связаны Распятие и Христос в темнице XVIII века.

Изображение человеческого тела – поза, мышечное строение, выражение лица – здесь пока условны. Руки Христа в распятии повторяют очертания утраченного креста так, будто приклеены к нему намертво и не имеют собственного веса.

Незначительную динамику, живость изображению, придают лишь поворот головы Христа в Распятии и скрещенные бессильно брошенные кисти рук Христа в темнице:

Ещё одно изображение Христа в темнице продолжает интересную народную традицию. Оказывается, в народной скульптуре сложился именно такой канон изображения Страстей – избитый стражниками Христос в терновом венце в тяжёлых раздумьях приложил руку к уху.

Следы тернового венца на челе и рубцы на теле Спасителя для большей достоверности художник нарисовал темперой.

Были среди скульптур на выставке и такие, в которых явно прослеживалось влияние западного искусства: Ветхозаветный первосвященник – вытянутая фигура, словно бы сошедшая со стен какого-нибудь готического собора

и стражник – пышноусый польский шляхтич в античном шлеме и кирасе.

Причём создатель Стражника очевидно обучался в Европе и проявил в своём творении немалое мастерство, равно как и знание анатомии. Только посмотрите на то, как изображены здесь сведённые ключицы и натянутые мышцы предплечья!

Очевидно, знаком с образцами классической скульптуры был и создатель Христа-Вседержителя.

Пожалуй, более всего удивляет в его скульптуре – материал, из которого она сделана. Согласитесь, столь тонкую работу куда легче представить в мраморе, чем в дереве.

Дополняли представленное собрание поволжская Богоматерь – яркое продолжение народной традиции, этакая то ли боярыня Морозова, то ли мама шамана,

барочный, румяный, словно бы кукольный ангел

и ещё один Иоанн Богослов, почему-то представившийся скульптору удивлённым простецом, больше похожим на сказочного Емелю.

Вот такой была русская храмовая скульптура – где-то мáстерская, а где-то наивная попытка представить евангельские события не просто в красках, но в позах, жестах, эмоциях и формах. Ведь можно мыслить и так.

Привет, дорогие читатели! В своих путешествиях вы, наверняка, не упускаете возможность заглянуть в именитый собор или заглянуть в приглянувшуюся церквушку. А случалось ли вам бывать в деревне, состоящей исключительно из таких построек? Скажете, такой не бывает? И ошибётесь. Храмы в Кхаджурахо (Khajuraho) занесены в список ЮНЕСКО и представляют кульурную ценность для всего человечества. Они, как раз, построены в одной деревне, причем светских построек на ее территории не сохранилось. Об этих уникальных строениях мы и расскажем сегодня.

Кхаджурахо – это небольшая индийская деревня с хорошо развитой инфраструктурой, построенная вокруг храмового комплекса. Расположена она в центральной части страны, штат Мадхья-Прадеш.

Название места — не оригинальное, т.е. в древности храмовый комплекс так не назывался. Так мы называем его сейчас. И связано оно с финиковыми пальмами — каджур. Художественно название можно перевести как «Затерянный в зарослях финиковых пальм».

Ежедневно сюда приезжают сотни туристов. Такой дикой популярностью местечко пользуется ещё и потому, что здесь находятся известные эротические скульптуры — иллюстрации камасутры.

Вообще, всё что связано с храмовым комплексом начинается со слова «очень» — очень красиво, очень интересно, очень популярно. Даже знакомство европейцев с этим местом началось с очень большого скандала.

О деревушке до 1838 года никто и не знал. После того, как в появились мусульмане, многие храмы и даже города подверглись разрушениям или были оставлены жителями. Учёные предполагают, что храмовый комплекс в Кхаджурахо был покинут именно по этой причине. Постепенно джунгли поглотили и надёжно укрыли город. Возможно, по этой причине многие здания уцелели. Веками они ждали своего часа.

И вот британский военный инженер Д.С. Барт, служивший в 1838 году в Индии, решил сократить свой обычный путь и пойти через джунгли. Прорубая себе дорогу через заросли финиковых пальм, он случайно наткнулся на древние строения. Каково же было его негодование и возмущение, когда он в подробностях разглядел скульптуры храма любви.

Представьте себе размеры скандала в скромную викторианскую эпоху.

До наших дней там из 85 (!) храмов сохранилось 22 сакральных сооружения. Светских зданий не осталось совсем. Все храмы Кхаджурахо построены в стиле нагара около IX-XII столетий нашей эры.

На территории комплекса продолжаются раскопки.

История храмов

Их возникновение ученые связывают с возрождением индуизма, выпавшим как раз на этот исторический период. Тогда город Кхаджурахо был культурной столицей династии Чандела. Помимо восьмидесяти пяти храмов, там было множество других построек, которые, к сожалению, мы уже никогда не увидим.

Весь храмовый комплекс делится на три части.

  • В западной части, наряду с другими, находятся самый известный и старейший храм Лакшмана и самый большой — Кандарья Махадева.
  • В восточной части одно из самых примечательных зданий — храм Брахма, посвященный Вишну.
  • Южная группа известна единственным храмом без эротических скульптур и храмом, славящим лингам Шивы.

Особенности строения и архитектуры зданий

Храмовый комплекс Кхаджурахо – яркий пример средневековой архитектуры севера Индии. Все древние постройки деревни посвящены вишнуизму, шиваизму, джайнизму. Все они имеют много схожего.

Размеры и форма

Все строения Кхаджурахо довольно компактны, вытянуты вверх. Они не обнесены стенами, их заменяет открытая галерея. Все они богато украшены скульптурами. Каждое такое здание состоит из нескольких важных элементов.

Вход в каждый храм выполнен как павильон. Внутри помещения есть место для молящихся, которое называется «мандалам», центральный зал, святилище или «санктум».

Конечно, нельзя сказать, что все здания выглядят абсолютно одинаково. Друг от друга их отличает множество деталей. Например, самым оригинальным считается храм Парвати, имеющий три разных купола: мечети, индуистского храма и буддийского.

Самая существенная отличительная черта этих сооружений – материал, из которого они построены. Три храма в Кхаджурахо созданы из гранита, они были построены раньше других.

Их названия: Чаусатх-Ёгини, Брахмы и Лалгуани-Махадеви.

Все остальные построены из песчаника.

Но вернемся к сходству построек.

Внешний облик

У всех храмов Кхаджурахо высокое основание, которое называется платформа-терраса. Ее периметр, как правило, украшен всевозможными орнаментами, барельефами, иллюстрирующими жизнь династии Чандела.

Главное украшение стен храмов – скульптуры – это, пожалуй, одна из самых притягательных особенностей деревни. Они изящны, стройны, грациозны, совершенны.

Внутри храмов

Войти внутрь можно через продолговатый вход, богато украшенный резными камнями. На них — традиционные индийские орнаменты, с изображенными на них диковинными животными, цветами и, не встречающиеся больше нигде, эротические скульптуы.

Интерьер построек, так же как их внешний вид, изобилует скульптурами и другими украшениями. Потолки разрисованы различными геометрическими фигурами. Ключевым же элементом интерьера считаются фигуры апсар или нимф.

Скульптуры Кхаджурахо

Вообще скульптурам здесь, как вы уже, наверное, поняли, отведено одно из ключевых мест. Всего внутри храмового комплекса представлено пять категорий скульптур.

  • Первая из них – религиозные скульптуры. Они украшают фасады зданий, расположены по строго установленному порядку.
  • Вторая – боги со своим окружением. Встречаются также на фасадах и внутри ниш на стенах. Часть из них выполнена в строгом соответствии с канонами, другая – более свободно.
  • Третья, самая обширная категория скульптур – апсары и сура–сундарис.

Сура–сундарис – прекрасная нимфа, которая занимается обычными делами: умывается, зевает, играет с ребенком, пишет письмо, играет на музыкальном инструменте и так далее.

Апсара – тоже нимфа, но она изображается танцующей.

  • Четвертая группа скульптур – правители, танцоры, музыканты, учителя, влюбленные пары в эротических позах. Все это относится к светской скульптуре.
  • Последняя же категория – животные, среди которых часто встречаются мифические.

Естественно, отдельное внимание туристов привлекает эротическая скульптура, которая даже считается символом Кхаджурахо.

Такие скульптуры можно увидеть на платформах зданий, на фасадах, а также там, где соединяются два архитектурных элемента.

Почему здесь так много эротических скульптур и какое значение они имели, до конца не ясно. Насчет этого существует несколько мнений. Некоторые ученые утверждают, что тема секса была общедоступной.

По другой распространенной версии, статуи являются иллюстрациями Камасутры. Они соединяют йогу, — духовную составляющую, с бхогой, — физическим удовольствием.

Такое соединение некоторые секты Индии считали путем к освобождению. По еще одной версии, расположение таких скульптур внизу зданий показывало место половых отношений в иерархии ценностей того времени.

Время работы

Храмовый комплекс открыт с 9.00 до 17.00.

Сколько стоит

Цены во многих из них тоже туристические, но разнообразие подобных мест дает возможность каждому выбрать то, что подходит именно ему.

Вход внутрь храмов стоит $5

Внимание! По билету из Тадж-Махала можно войти бесплатно.

Полезная информация

Рядом с храмовым комплексом находится Археологический музей. Войти туда можно по билету западной группы храмов, но только в тот же день, когда вы купили билет.

А если вы приедете сюда в марте вы попадете на фестиваль танца.

Как добраться до Каджурахо

  • В Каджурахо есть небольшой аэропорт. Самолеты летают из Дели, Варанаси и Мумбая. Цены недешевые, ориентированны на туристов.
  • Из Дели до Каджурахо ходят прямые поезда. Время в пути 11 часов.

Поезд №2448. Название поезда +U P SMPRK KRNTI. Из Дели отправляется с вокзала H NIZAMUDDIN примерно в 21.00 (время отправления периодически изменяется).

Обратный поезд из Каджурахо в Дели: № 2447A. Название поезда +KURJ NZM EXP. Время отправления в 18.15.

Стоимость билетов на поезд: 200-700 рупий. Цена зависит от класса вагона. Про них прочитайте . Купить билет онлайн можно тут .

  • Из Джанси, Агры и Гвалиор можно доехать на регулярном автобусе.
  • На такси будет быстрее. Правда, нужно учесть, что качество дорог здесь довольно низкое.

В Каджурахо все сделано так, чтобы туристам было удобно — множество отелей и ресторанов.

Каджурахо на карте Индии

На сегодня — всё. Подписывайтесь на наш блог и делитесь информацией с друзьями. До свидания.

Если точнее - рельефов, поскольку помимо собственно скульптуры здесь есть много разных видов рельефа - горельефы и барельефы, отличающиеся глубиной изображения. Но о скульптуре и рельефах как раз мало кто пишет, поэтому постараюсь восполнить этот пробел и классифицировать изображения, которые характерны и для других храмов Индии.

Известно, что в Каджурахо много изображений человеческого тела в различных чувственных позах, но это далеко не все, что можно там увидеть.
Скульптуры и рельефы в храмах можно разделить на восемь категорий, кстати, большая часть нижеперечисленного будет относится и к других индуистским и джайнским храмам Индии.

1. Культовые изображения богов, собственно они для храмов самые важные.
Установленные в гарбхагриха (алтарь) и около него такие скульптуры и рельефы канонические, как в прочем и в любых других храмах Индии, вырезанные в соответствии с правилами установленными Шильпашастрой. Каноном также устанавливается соответствие и пропорция изображений относительно друг друга, своебразная иерархия размеров, где наиболее важные пурсонажи - Махадевы (верховные божества индуизма) и тиртханкары (джайнские святые) превосходят прочих величиной, такие фигуры всегда пребывают в статичных позах.

2. Статичное окружение Богов .
Второстепенная ритуальная скульптура - это обязательные в любом храме Дварапала - хранители ворот, стоящие перед входом по сторонам двери. Дварапала отличаются традицией храма и соответствует храмовому божеству и его атрибутам, например, в шиваитском храме дварапала будет вооружен тришулой, а в вайшнавском булавой, как Шива и соответственно.
В углах двора, самого храма или на его внешних стенах вы можете увидеть фигуры Дикапала - индуистских хранителей сторон света, таких фигур 8 и они часто просматриваются из центра храма. Дикапала также вооружены, у них длинные волосы и головные уборы, специальный знак шриватса на груди, а также ваханы у их ног.

3. Второстепенные небожители
Помимо основных божеств на небесах Индии обитают различные существа, составляющие их свиты - ганы и видьядхары. Они оживляют небеса и изображаются обычно в динамике, соответствующей их видам деятельности. Летающие видьядхары держат над божествами гирлянды. Игривые ганы сидят у подножия шиваиских изображений или корчат рожицы с колонн.

4. Тематические сюжеты
Это изображения королевской охоты, суда, марширующие , битвы, учителя и ученики, шествия, прочие бытовые сцены занимают платформы и фризы храмов и опоясывают их.

5. Скульптуры животных
В храмах Индии вообще много мифические и настоящих реальных животных и чудовищ. И примечательно, что многие индийские правители выбирали некое как своей царства.


Мифические яли - это существа с львиным телом и головами различных существ, таких как попугай, слон, кабан и другие. Встречаются и экзотические животные с головой слона и хвостом рыбы например. Яли вообще типичный мотив средневекового искусства.

Помимо мифических в храмах живут самые настоящие звери. Популярный сюжет слонов обычно изображается как ряд на фундаменте или на фризе храма. Большие изображены также отдельно например у входа в храм Вишванатха. Кроме слонов есть изображения птиц, львов, лошадей и верблюдов.

Бытовая сцена с верблюдами, рельеф фриза храма Лакшмана

Особое место в индуизме занимают ваханы - ездовые животные Богов. - бык Шивы всегда лежит перед входом в шиваитские храмы, и часто для него стоят даже отдельный небольшой открытый храм - мандапу напратив главного входа в основной храм, как в Вишванатхе, например.

6. Женщины в скульптуре Индии
В храмах Каджурахо довольно много тем, связанных с женщинами, олицетворением которых являются прекрасные небожительницы апсары, дакини и акшини, поэтому они занимают значительное место в скульптуре, вы можете видеть их на стенах, колоннах и другие архитектурных частях. Апсары изображаются занятыми различными повседневными занятиями женщин: с ребенком на руках, нанесения макияжа, удаление шипа из ноги, завязывание пояса на талии, мытье волос, аспасы также пишут письма, играет в мяч, и конечно танцуют и соблазняют. Средневековые тексты описывает 16 типов женских фигур в различных позах, с 15-го века подробные описания даны уже по тридцати позам женских фигур.

Скульптура Женщина играет в мяч, западная группа

Женские фигуры рассматриваются в индийской архитектуре как непременный благоприятный мотив, происхождение которого очевидно идет от богинь и духов плодородия доиндуистского периода. Многие скульптуры изображены почти или полностью раздетыми, ибо женская нагота и ее идеальные пропорции обладают не только красотой и притягательностью, но и является показателем фертильности - что имеет в индийском обществе очень большую ценность.

7. Скульптура Майтхун
Майтхуны или митхуны - это то, за чем в Каджурахо приезжает большая часть туристов - романтические пары влюбленных и эротические группы.


Майтхуны представляют хотя и не последовательно все цепочку отношений между мужчинами и женщинами, приводящих их к сексу.
Эротические рельефы Каджурахо в некоторых храмах, например, в Лашмане, разделяются по значимости, так например, женщины в соблазняющих позах и мужчины, полные желания, пристающие к своим подругам размещены на наружных и внутренних углах храма, в то время как многие собственно сексуальные сцены более крупные по размеру занимают отдельные панели на боковых поверхностях храмов.


Однако в других храмах эротические и порнографические рельефы, которым не придается особого значения, могут занимать и фризы, перемежаясь с другими бытовыми сценами. Возможно, что последнее и относится к обычной жизни людей, в то время как на верхних частях храма изображены небожители. У исследователей индийского искусства и толкователей на счет места эротики в храмах Каджурахо существует много предположений, дублировать их на индонете не вижу смысла, при желании вы сможете прочесть об этих теориях в интернете.

8. Геометрические и флоральные мотивы
Геометрические и растительные орнаменты не являются скульптурными, обычно это барельефы, которые высечены на потолках, на границах панелей и стен, на столбах и в других местах. Самым популярным, впрочем, как и вообще в индийском искусстве, орнаментом является изображение лотоса, вариации которого украшаю и пьедесталы богов и проходят отдельным фризом вокруг некоторых храмов.

Achadidi специально для сайт, собственные записи и фото

Т. В. Барсегян (Куксинская)
доктор искусствоведения, эксперт

Современная православная скульптура

Одним из видов церковных художеств, восходивших к глубокой христианской древности, была скульптура. Она отличалась разнообразием материалов и форм произведений, особой семантической насыщенностью. Это была сакральная пластика – «икона на рези», меднолитая и статуарная пластика, кресты (поклонные, напрестольные, выносные, нагрудные и т. п.), а также декоративная и монументально-декоративная скульптура – резные киоты икон и иконостасы, рельефы, лепной декор храмов и т. п. Семантическая насыщенность скульптуры в силу функционального многообразия (использование в церковном обиходе и в личном благочестии) пронизывала все сферы жизни человека, определяла характер широкого проникновения скульптуры в искусство, начиная от церковного до народного творчества. Ведущее значение имела сакральная пластика, она ассимилировала многие виды искусств. Образ резной – иконы пластической – равночестен иконе живописной.
Начавшееся в России еще в Синодальный период искоренение церковной пластики было продолжено в советское время, когда православная скульптура была практически уничтожена. Известны лишь единичные её образцы: неподалеку от Троице-Сергиевой лавры в 1960-1980-е годы неизвестный резчик создавал, опираясь на старинные традиции, скульптурные образы преподобного Нила Столобенского чудотворца, небесного покровителя Верхней Волги. К сожалению, ни в одном музее страны нет этих произведений.
Выставка «Свет Миру» дала возможность, может быть, впервые за многие годы увидеть современную православную скульптуру России. Представленные работы позволяют определить некоторые тенденции, которые в настоящее время наметились в церковной пластике. Следует отметить, что по сравнению с иконописцами скульпторы находятся в более сложных условиях. Создание и исследование церковных живописных произведений имеет более развитую традицию по сравнению со скульптурой. Также хорошо известно, что изначально после принятия христианства на Руси в течение нескольких веков уничтожались языческие идолы, поэтому все объемно выполненные изображения принимались в дальнейшем с определенной опаской и осторожностью. Московские церковные соборы 60-х годов XVI столетия нанесли серьезный удар по сакральной пластике, хотя уже через четверть века наступил новый период её подъема. Однако церковная скульптура этого времени была отмечена полным отказом от национальных традиций, замененных вариантами интернационального маньеризма. Фактически исконные древние резные иконы изгонялись из храмов, заменялись западными образцами. Вместе с этим из нашего сознания выпал ценнейший древнейший пласт пластики, ведь скульптурная икона дольше живописной сохраняла связь с образцом, изначальную его каноничность.
С XVII столетия, а особенно в XVIII–XIX веках, наблюдалось отступление от канонического православного образа. Традиции светского западноевропейского искусства нередко принимаются русскими мастерами церковных художеств без должного осмысления; православный аспект искусства начинает утрачивать свое доминирующее значение, уступая позиции критерию эстетическому. В период Нового времени в храмах России широкое распространение получила объемная трехмерная скульптура. С XIX века она приобрела стилевой характер, но оставалась церковной, поскольку была связана со зданием храма.

В настоящее время важно определить отношение к статуарной пластике. Скульптурные изображения были известны в христианском мире издревле. Существовала статуя Христа, воздвигнутая исцеленной им «Кровоточивой женой» в Панеиде. Согласно преданию, святое изваяние Христа было создано из дерева свидетелем крестной казни Спасителя Никодимом; вероятно, оно являлось образцом для создания многочисленных деревянных «Распятий»; подобные были известны на Руси в XI веке. В Константинополе на колонне стояла мраморная скульптура, изображающая Богоматерь. Скульптура почиталась народом, император Константин, проезжая мимо нее, сходил с лошади и поклонялся образу Богородицы.
В Древней Руси и России почитались и свято хранились народом скульптурные образы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Параскевы Пятницы, великомученика Георгия на коне, выполненные из дерева умелыми резчиками. Эти скульптурные образы представляли собой резные барельефные фигуры в рост, установленные в киоты; письменные источники называли их «иконами в храмцах».

Под влиянием решений Большого Московского собора 1666–1667 годов, разрешивших страстную тематику, в России в Синодальный период широкое распространение в деревянной объемной сакральной скульптуре получил образ Скорбящего Спасителя в разных вариантах – «Христос в темнице», «Христос в терновом венце», «Христос в узах», «Полуночный Спас», «Распятие с предстоящими», а также «Усекновенная глава Иоанна Предтечи», которая почиталась как «Крест Христов», «Распятие Спасителя». Во всех регионах страны создавались резные царские врата, образы ангелов, серафимов и херувимов для иконостасов церквей. В Тверских землях крестьяне-самоучки вырезали для храмов и для многочисленных паломников Нило-Столобенской пустыни небольшие раздаточные скульптурные образы святого пустынника-молитвенника Нила. Деревянная сакральная пластика была любима народом, некоторые образы почитались чудотворными.
На художественное решение скульптуры с ХVII века в значительной мере оказало влияние католическое светское западноевропейское искусство. Но важно учесть, что православная пластика резко отличалась от западноевропейской по художественному решению и характеру сакральных образов. В работах русских мастеров не было безудержной экспрессии, активной декоративности, мистицизма позднеготических, маньеристских и барочных католических скульптур. Главное отличие православных образов – их прикровенный созерцательный характер, одухотворенность, внутренняя сдержанность и ясность. Это роднило, генетически соединяло на основе православной веры сакральную трехмерную скульптуру Нового времени с привычными древнерусскими традиционными иконными образами, выполненными в технике темперы, резными.
Православное искусство – каноническое; использование образцов – основа работы мастеров церковных художеств. Как показала выставка «Свет Миру», для современных скульпторов актуальны вопросы выбора образца, который бы отвечал требованиям церковного канона. Как в прошлом, так и сейчас мастера очень часто в своих работах представляют центральный образ христианского искусства – Иисуса Христа. Храмовую скульптуру «Христос в темнице» Сергея Мильченко возможно отнести к лучшим сакральным образам выставки «Свет Миру». Автор обращается к деревянной скульптуре, которую в XIX веке создавали безвестные резчики на Русском Севере, в Новгородских и Тверских землях, Центральной России, Пермском крае и во многих других, она считалась канонической и имелась почти в каждом сельском храме. Иконография образа «Христос в темнице» сложилась на основе апокрифического предания о последних днях жизни Спасителя, Его мученической кончине и чудесном воскресении. Христос, венчанный терновым венцом, представлен спокойно, прямо сидящим; лишь прижатая к щеке правая рука свидетельствует о Его печали. Фигура неподвижна, статична. Эта композиция создает эффект некоторой отстраненности образа, а вместе с тем – его силу, хотя тело Спасителя хрупкое. Скульптура сглаженная по пластическому решению, в трактовке тела наблюдаются некоторая угловатость и плоскостность. Все средства художественной выразительности мастер использовал, чтобы создать традиционный для православного искусства одухотворенный, спокойный и выразительный образ Спасителя, который с глубочайшим смирением примет свои крестные испытания.
Работа А. Смирнова и Н. Панфилова «Спас Полуночный», мастерски выполненная в бронзе, знакомит зрителей выставки с иконографией Спасителя, получившей широкое бытование в России в XIX столетии, особенно в крестьянской среде. В то время храмовые образы «Спаса Полуночного» создавались из дерева. В народе существовало поверье, что ночью Спаситель выходит из храмов и бродит по улицам сел и деревень; отсюда название – «Спас Полуночный».

Произведение современных авторов – почти трехмерный скульптурный горельеф, помещенный в киот, увенчанный главой с крестом (так схематично изображен храм, где пребывает Христос). А. Смирнов и Н. Панфилов следуют традициям древнерусских резчиков, которые помещали скульптурные образы в киоты. Авторы создают современный, выразительный образ Спасителя, в котором ясно звучит фольклорное начало. Подобное решение образа понятно: оно определено его особым почитанием в крестьянской среде.
Как для старых, так и для современных скульпторов очень часто образцами являлись древние иконы, что придавало традиционному образу оттенок академичности. Примером служит большой храмовый скульптурный горельеф С. М. Сорокина «Спас в Силах» (бронза, литье). Образцом автору послужила центральная икона деисусного ряда иконостаса. Мастер, опустив некоторые детали, повторил в бронзе иконную композицию, складки облачений Христа в скульптуре «следуют» золотому ассисту хитона и гиматия иконного образа Спасителя. Лик Христа подобен античному слепку. «Спас в Силах» – это Христос, Вседержитель с поднятой благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в руке. Последний, Страшный суд над миром творит Владыка Вселенной. Созданный С. М. Сорокиным скульптурный образ Спасителя бесстрастен.

Елена Безбородова образцом для своей работы «Распятие с предстоящими» выбрала меднолитые старообрядческие кресты XIX столетия. Автор умело, профессионально открыто копирует образцы, опуская лишь некоторые детали. Чтобы статуарная композиция была устойчива, современный мастер, в отличие от литейщиков старообрядцев, увеличивает гору Голгофу, на которой происходит крестная казнь Спасителя.

Образ распятого Иисуса Христа отвечает глубоким размышлениям над главными вопросами человеческого бытия, людским надеждам на победу любви и добра над смертью и тленом. У Елены Безбородовой особо удачна скульптурная группа «Снятие с креста» (бронза, литье) – своей великолепной живописной лепкой пластических форм и силой передачи драматичности свершившихся событий.

Заслуживает внимания работа Сергея Мильченко – рельеф «Вход в Иерусалим» (камень, резьба). В Древней Руси резьба по камню исполнялась преимущественно на поклонных крестах, надгробиях, фасадах храмов. Современный автор создает отдельную самостоятельную скульптурную композицию на тему многозначного евангельского события, которому посвящен один из главных двунадесятых церковных праздников. «Вход в Иерусалим» – это возвращение Спасителя из странствия, последний вход Его в город, где через несколько дней свершится предназначенное: Его муки, крестная смерть и грядущее за ней воскресение.

Сергей Мильченко не копирует какие-либо образцы, а по-своему решает композицию, опираясь на сложившиеся в церковном искусстве традиции. Он пытается передать образ вдохновенно, творчески осмыслить с позиций современного человека евангельское событие. В центре – сидящий на ослице Иисус Христос, за ним – ученики, впереди Его – толпа встречающих горожан. Действие происходит на фоне горы, олицетворяющей собой земную твердь. Автор вводит свои собственные штрихи в традиционную композицию – изображает овец, которые пришли вместе с пастухом к вратам Иерусалима. Он умело строит композицию, создает индивидуальные, выразительные образы учеников и жителей Святого града. Мастеру удалось передать раздумье и радость на лицах встречающих, печаль апостолов, спокойствие, сосредоточенность и задумчивость Спасителя, прозревшего грядущее. Проникновенно изобразил мастер последний путь Христа навстречу Его добровольным страданиям. В своей работе автор умело сочетал различные виды пластики – барельеф и почти трехмерный скульптурный горельеф. Скульптурная композиция «Въезд в Иерусалим» «ищет» свой пространственный контекст: она может находиться в храме, в художественной галерее, в частном доме, открытом природном пространстве городской или загородной усадьбы.
Современные скульпторы в своих произведениях часто представляют вестников Господа – ангелов. Они, исполняя волю Бога, участвуют в жизни людей. Обычному человеку не дано их видеть. Согласно Священному Писанию, лишь иногда узреть их доводилось пророкам – людям, умеющим слушать волю Бога. Ангелы участвуют во многих евангельских событиях: они присутствуют при Рождестве Христа, приносят весть о Его Воскресении, участвуют в Вознесении.
Талантливый скульптор Михаил Дронов в бронзовой статуе создаёт свой образ ангела (бронза, литье). Автор отступает от традиционной иконографической схемы: у него ангел – не прекрасное своей неземной красотой, подобное человеку крылатое существо (именно так принято в православном искусстве изображать ангела), а грустный, с маловыразительным, лишенным пафосности лицом подросток-худышка, в коротком открытом хитоне, и только огромные крылья за спиной призваны свидетельствовать о божественной природе образа. Михаил Дронов обращается к работам скульптора конца XIX – начала ХХ столетий Петра Игнатьевича Бромирского, входившего в творческое художественное объединение «Маковец», для представителей которого характерны духовные поиски, в частности – чувственность образов.
«Иже Херувимы» – горельефная скульптурная композиция (бронза, литье) Сергея Бычкова на тему «Херувимской песни», которую исполняют в храме во время каждой божественной литургии. Это красивейшее песнопение, кажется, что не певчие в церкви, а ангелы поют на небесах. Херувимы – тоже ангелы, «небесные силы», «представители» одного из девяти ангельских чинов, считается, что они поддерживают силу Бога и изображаются в виде одной головы с одной, двумя и тремя парами крыльев. Образы поющих и музицирующих ангелов часто встречаются в западноевропейском искусстве. Сергею Бычкову, вероятно, образцом могла послужить живописная композиция «Поющие ангелы» створок Гентского алтаря, выполненная в 1432 г. прославленным Яном Ван Эйком. В работе прочитываются и впечатления от церковного хора с участием прихожан, что придает скульптурной композиции особый дух соборности. Мастеру удалось создать вдохновенно прекрасные образы поющих ангелов, привычные и традиционные для восприятия православного человека.

Современные мастера значительно расширили круг тем православной пластики. В разных регионах России создаются скульптурные образы особо почитаемых святых. На выставке в Манеже был представлен скульптурный горельеф «Преподобный Серафим Вырицкий» , выполненный из камня Александром Смирновым. Святой инок почитается в Санкт-Петербурге и на северо-западе России, к мощам преподобного Серафима в Вырицу, что под Петербургом, ныне приезжает много паломников. Мастер создал убедительный, выразительный, обаятельный и вместе с тем обобщенный образ инока-молитвенника. Лик почти портретен, широкая пышная борода тщательно проработана резцом. Скульптуру характеризует плавность форм, фигура сильно уплощена, небольшие складки облачений слегка намечены. В данной работе современный мастер удачно использует традиции церковной средневековой резьбы по камню, возвращаясь к характерным особенностям русской православной пластики, которая по своей сущности была «иконной».
В настоящее время создается много произведений, посвященных отдельным событиям житий святых. Подобные скульптурные образы появились в начале ХХ столетия: то были статуарные композиции «Преподобный Серафим Саровский кормит медведя», рельеф «Преподобный Сергий Радонежский и медведь» на деревянных ложках из Троице-Сергиевой лавры. В этом случае иконографическим источником пластики служили Жития святых и их житийные иконы. Удачный пример подобных работ на выставке – скульптурные композиции Александра Смирнова «Пророк Илия» (бронза, камень, литье, резьба), «Святой Герасим и лев» (бронза, литье) и Сергея Бычкова «Северная пустыня» (бронза, литье). В «Северной пустыне» явно прослеживается стилистика народного искусства – богородской игрушки. Достоверная духовная традиция рождает удивительно выразительный образ пророка Илии, небольшая скульптурная композиция воспринимается как монументальное произведение.

Много и успешно работает известный московский скульптор Ю. П. Хмелевской. Его миниатюрные скульптурки, выполненные из бивня мамонта, отличает высокий художественный уровень исполнения. Мастер, следуя лучшим традициям русской реалистической пластики XIX столетия, создает изумительные миниатюрные ростовые скульптуры – портреты первого ученика Спасителя апостола Андрея Первозванного и знаменитого противника церковных реформ, проводимых Патриархом Никоном, протопопа Аввакума.

Ю. П. Хмелевской представил на выставку «Свет Миру» уникальную работу «Новый российский трон» , инкрустированный резными рельефными композициями на темы Священной истории, выполненными из бивня мамонта.
К традициям русского реализма в своей работе «Столпник» обращается В. В. Кравченко. Автор находит оригинальное решение темы «столпничества», где сам столп в соотношении с полуфигурой подвижника воспринимается как подиум для скульптурных бюстов Нового времени. Образ настолько полон духовной выразительности, что как бы перерастает значение реалистического скульптурного портрета.
На рубеже XX–XXI столетий появились произведения, которых не существовало ранее в православной пластике, – жанровые скульптурные композиции на тему церковных обрядов. На выставке «Свет Миру» были представлены прекрасно выполненные работы Александра Смирнова «На молебне» , (бронза, литье) «Крещение» (дерево, резьба).

В этих произведениях есть «ощущение» Церкви, несмотря на их «обытовленность», очень теплое, бережное отношение автора к происходящему: это и церковное таинство, и жизнь православного человека.
Удивительна композиция С. Бычкова «Отпевание» (бронза, литье): её объем – объем нерасчлененный, обобщенный – придает скульптуре особое звучание; объединяет всех предстоящих и усопшего: заканчивается жизнь земная – начинается жизнь вечная. К кругу этих сюжетов принадлежит выполненная в традициях реализма работа Елены Безбородовой «Крещение» (бронза, камень, литье, резьба).

Появление таких композиций в настоящее время вполне объяснимо: миновало безбожье советского периода отечественной истории, человек обретает веру, возвращается в Православную Церковь, стремится понять церковную службу, ее обряды.
Выставка «Свет Миру» свидетельствует и о другом новом явлении в культуре России – создании монументальных памятников святым. В нашей стране установлены скульптурные памятники преподобному Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде (автор В. М. Клыков ), святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских у истока Волги, в селе Волго-Верховье Тверских земель; Ксении Петербургской в Твери (скульпторы Б. М. Сергеев, О. Панкратова из Санкт-Петербурга, архитектор Б. И. Царев ), преподобному Серафиму Саровскому в Сарове (автор В. М. Клыков ) и ряд других. В Манеже зрители смогли увидеть прекрасно выполненные модели памятников «Преподобный Савва Сторожевский» (автор Сергей Сорокин , бронза, литье) и «Апостол Петр» (автор Михаил Дронов, бронза, литье). Образ бывшего рыбака, последовавшего за Спасителем – апостола Петра , которому Господь вручил ключи от Рая, поражает своей открытостью и мудростью, самоуглубленностью, красотой живописной пластики форм. Михаил Дронов в этой работе следует лучшим традициям русской реалистической пластики XIX столетия. Совершенно иной характер имеет образ строгого молитвенника преподобного Саввы Сторожевского, ученика прославленного Сергия Радонежского, устроителя и «игумена Земли Русской». Образцом для работы скульптора послужили древнерусские иконы и резные иконы художественной мастерской Троице-Сергиевой лавры.
На выставке были и произведения на библейские и евангельские сюжеты. Их авторы достигли высокого совершенства в пластике форм, за счет фактуры материала, добились выразительности образа. Определяющими чертами некоторых работ явились чувственность, декоративность – качества, чуждые православному искусству. Подобное решение во многом объясняется тем, что авторы в качестве образцов использовали католическую скульптуру. Эти произведения выполнены в стиле, где маньеризм соединяется с модерном. Успешно заниматься православной пластикой может только духовно зрелый, верующий мастер, который хорошо понимает сущность православного образа.
Выставка «Свет Миру» ясно обозначила творческие проблемы, возникающие перед современными скульпторами, и многообразие художественных ориентиров, которые авторы ищут не только внутри древних православных традиций, но и в мировой художественной культуре в целом в рамках произведений на тему Священной истории. Остро стоит вопрос – как соотнести новые образы с требованиями традиционного канонического искусства? Опыт показывает: важно хорошо изучить художественное наследие раннехристианского периода, Византии и Древней Руси, правильно выбрать образцы для работы. Современные мастера должны научиться создавать свои произведения с учетом традиций русской православной пластики, которая по своей сущности «иконна». К сожалению, эта «иконность» словно не знакома большинству мастеров; не ясно место, где может находиться скульптура: или это сакральная пластика, или художественное произведение на библейские и евангельские сюжеты, которое может «жить» самостоятельной жизнью вне храма, находясь в картинной галерее, офисе, доме или парке. Очень ценно, что во многих работах современных скульпторов присутствует духовное начало, и это радует.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: