Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад. Жизнь раневской Раневская рассказ

Раневская и невропатолог

Эту историю о Фаине Раневской Сергей Юрский пересказал в своей книге «Кто держит паузу?» История произошла тогда, когда режиссера Александра Таирова лишили театра. Фаина Георгиевна рассказывала:

Это было так несправедливо, и я так любила его, что плакала целые дни. Я так плакала, что друзья сказали мне наконец: «Фаина, ты заболела. Пойди к врачу». Я пришла к невропатологу. Невропатолог - старая армянка.

На што жалюэтес?
- Я пла-а-ачу!
- Так. Давно?
- Уже неделю.
- Все уремя?
- Да. Все время.
- Почему плачитэ?
- Есть один прекрасный человек, и у него неприятности. Его так несправедливо обидели.
- Так. Как врач, я должна вас спросит… Сношения били?
- Что-о-о?
- Сношения били?
- Что вы! Нет, конечно! Это прекрасный человек, я молюсь на него.
- Так. Значит, обидели ему?
- Да. Его.
- А плачитэ вы?
- Да. Я…
- И сношения не били?
- Что вы! Нет!
- Так.

И тут она начала писать. Я заглянула и вижу: крупными буквами «ПСИХОПАТКА». Я засмеялась и не могла остановиться несколько дней. Друзья сказали: «Фаина, ты просто сошла с ума!»

Раневская и Марлен Дитрих

Встречаются Раневская и Марлен Дитрих

— Скажите, — спрашивает Раневская, — вот почему вы все такие
худенькие да стройненькие, а мы — большие и толстые?

— Просто диета у нас особенная: утром — кекс, вечером — секс.

— Ну, а если не помогает?

— Тогда мучное исключить.

Нарисованная картина

Близким друзьям, которые ее посещали, Раневская иногда предлагала посмотреть на картину, которую она нарисовала. И показывала чистый лист.

И что же здесь изображено? - интересуются зрители.
- Разве вы не видите? Это же переход евреев через Красное море.
- И где же здесь море?
- Оно уже позади.
- А где евреи?
- Они уже перешли через море.
- Где же тогда египтяне?
- А вот они-то скоро появятся! Ждите!

«Раневская у Вас одна»

На гастролях с Раневской всегда случалось непредвиденное. Так, в Ленинграде 1950 году ей был предложен роскошный номер в «Европейской» с видом на Русский музей, сквер, площадь Искусств. Раневская охотно заняла его и несколько дней в хорошем расположении духа принимала своих ленинградских друзей, рассказывала анекдоты, обменивалась новостями, ругала власть и чиновников. Через неделю к ней пришел администратор и очень вежливо предложил переехать в такой же номер на другой этаж.

Почему? - возмутилась Фаина Георгиевна. Номеров много, а Раневская у вас одна.

Да, да, - лепетал администратор, но мы очень вас просим переехать, там вам будет удобнее.

Мне и здесь хорошо, - отказалась Фаина Георгиевна.

Пришел директор «Европейской» и, включив воду в ванной, объяснил, что ждет на днях высокое лицо, а этот номер в гостинице единственный, оборудованный прослушивающим устройством.

После этого Фаина Георгиевна моментально переехала и не спала на новом месте оставшиеся ночи, вспоминая свои высказывания в прежнем номере и, размышляя о том, что с ней теперь будет.

«Осторожней с Раневской»

Режиссера Варпаховского предупреждали: будьте бдительны. Будьте настороже. Она скажет вам, что родилась в недрах МХАТа.

Очень хорошо, я и сам так считаю.
- Да, но после этого добавит, что вас бы не взяли во МХАТ даже гардеробщиком.
- С какой стати?
- Этого не знает никто. Она все может сказать.
- Я тоже кое-что могу.
- Не делайте ей замечаний.
- Как, вообще?!
- Говорите, что мечтаете о точном психологическом рисунке.
- И все?
- Все. Впрочем, этого тоже не говорите.
- Но так же нельзя работать!
- Будьте бдительны.

Варпаховский начал издалека. Причем в буквальном смысле: на некотором расстоянии от театра. Репетиции проходили наедине с Раневской, на одной из скамеек Сретенского бульвара. Ей это показалось забавным: заодно и воздухом можно подышать.

Фаина Георгиевна, произносите текст таким образом, чтобы на вас не оборачивались.

Это ваше режиссерское кредо?

Да, пока оно таково.

Не изменяйте ему как можно дольше. Очень мило с вашей стороны иметь такое приятное кредо. Сегодня дивная погода. Весной у меня обычно болит жопа, ой, простите, я хотела сказать спинной хрэбэт, но теперь я чувствую себя как институтка после экзамена… Посмотрите, собака! Псина моя бедная! Ее, наверно, бросили! Иди ко мне, иди… погладьте ее немедленно. Иначе я не смогу репетировать. Это мое актерское кредо. Пусть она думает, что ее любят. Знаете, почему у меня не сложилась личная жизнь и карьера? Потому, что меня никто не любил. Если тебя не любят, нельзя ни репетировать, ни жить. Погладьте еще, пожалуйста…

«Вон из искусства!»

Однажды режиссер Завадский закричал Раневской из зала: «Фаина, Вы своими выходками сожрали весь мой замысел!» «То-то у меня чувство, как будто наелась говна», - достаточно громко пробурчала Фаина. «Вон из театра!» - крикнул мэтр. Раневская подойдя к авансцене, ответила ему: «Вон из искусства!!»

Брежнев и Раневская

Брежнев, вручая в Кремле Раневской орден Ленина, выпалил:
- Муля! Не нервируй меня!
- Леонид Ильич, - обиженно сказала Раневская, - так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы.
Генсек смутился, покраснел и пролепетал, оправдываясь:
- Простите, но я вас очень люблю.

«Ну что это за яйца?»

Рина Зеленая рассказывала:

В санатории Раневская сидела за столиком с каким-то занудой, который все время хаял еду. И суп холодный, и котлеты не соленые, и компот не сладкий. (Может и вправду.) За завтраком он брезгливо говорил: «Ну что это за яйца? Смех один. Вот в детстве у моей мамочки, я помню, были яйца!»

А вы не путаете ее с папочкой? - осведомилась Раневская.

Экспромт

Некая энергичная поэтесса без комплексов предложила Раневской спекулятивное барахло: духи мытищинского разлива и искусственный половой член - «агрэгат из Парижа».

«Сказала, что покупала специально для меня. Трогательно. Я не приобрела, но родила экспромт:

Уезжая в тундру,
Продала доху.
И купила пундру
И фальшивый х…

Есть дамы, которые, представьте себе, этим пользуются. Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них!»

Встреча с сестрой из Парижа

Эту историю о Фаине Раневской рассказал кинорежиссёр Яков Сегель. Он обожал знаменитую актрису, часто бывал у неё дома и потом, переполненный впечатлениями, делился ими.

В конце пятидесятых Фаину Георгиевну отыскали родственники и она смогла выехать в Румынию и повидалась с матерью, с которой рассталась сорок лет назад.

Сестра Изабелла жила в Париже. После смерти мужа её материальное положение ухудшилось и она решила переехать к знаменитой сестре, которая, как она предполагала, при всех её званиях и регалиях, купается в роскоши.

Обрадованная, что в её жизни появится первый родной человек, Раневская развила бурную деятельность и добилась разрешения для сестры вернуться в СССР.

Счастливая, она встретила её, обняла, расцеловала и повезла домой. Они подъехали к высотному дому на Котельнической набережной.

Это мой дом, - с гордостью сообщила Фаина Георгиевна сестре.

Изабелла не удивилась: именно в таком доме должна жить её знаменитая сестра. Только поинтересовалась:

У тебя здесь апартаменты или целый этаж?

Когда Раневская завела её в свою малогабаритную двухкомнатную квартирку, сестра удивлённо спросила:

Фаиночка, почему ты живёшь в мастерской, а не на вилле?

Находчивая Фаина Георгиевна объяснила:

Моя вилла ремонтируется.

Но парижскую гостью это не успокоило.

Почему мастерская такая маленькая? Сколько в ней «жилых» метров?

Целых двадцать семь, - гордо сообщила Раневская.

Но это же тесно! - запричитала Изабелла. - Это же нищета!

Это не нищета! –разозлилась Раневская, – У нас это считается хорошо. Этот дом - элитный. В нём живут самые известные люди: артисты, режиссёры, писатели. Здесь живет сама Уланова!

Фамилия Уланова подействовала: вздохнув, Изабелла стала распаковывать свои чемоданы в предоставленной ей комнатушке. Но она так и не смогла понять, почему этот дом называется элитным: внизу кинотеатр и хлебный магазин, ранним утром грузчики выгружали товар, перекрикивались, шумели, устраивали всем жильцам «побудку». А вечерами, в десять, в одиннадцать, в двенадцать оканчивались сеансы и толпы зрителей вываливались из кинозала, громко обсуждая просмотренный фильм. «Я живу над «хлебом и зрелищами», - пыталась отшучиваться Фаина Георгиевна, но на сестру это не действовало.

За что тебя приговорили жить в такой камере?.. Ты, наверное, в чём-то провинилась.

В первый же день приезда, несмотря на летнюю жару, Изабелла натянула фильдеперсовые чулки, надела шёлковое пальто, перчатки, шляпку, побрызгала себя «Шанелью», и сообщила сестре:

Фаиночка, - я иду в мясную лавку, куплю бон-филе и приготовлю ужин.

Не надо! - в ужасе воскликнула Раневская. В стране царили процветающий дефицит и вечные очереди - она понимала, как это подействует на неподготовленную жительницу Парижа.

Не надо, я сама куплю.

Фаиночка, бон-филе надо уметь выбирать, а я это умею, - с гордостью заявила Изабелла и направилась к входной двери. Раневская, как панфиловец на танк, бросилась ей наперерез.

Я пойду с тобой!

Один фунт мяса выбирать вдвоём - это нонсенс! - заявила сестра и вышла из квартиры.

Раневская сделала последнюю попытку спасти сестру от шока советской действительности.

Но ты же не знаешь, где наши магазины!

Та обернулась и со снисходительной улыбкой упрекнула:

Ты думаешь, я не смогу найти мясную лавку?

И скрылась в лифте.

Раневская рухнула в кресло, представляя себе последствия первой встречи иностранки-сестры с развитым советским социализмом. Но говорят же, что Бог помогает юродивым и блаженным: буквально через квартал Изабелла Георгиевна наткнулась на маленький магазинчик, вывеска над которым обещала «Мясные изделия». Она заглянула во внутрь: у прилавка толпилась и гудела очередь, потный мясник бросал на весы отрубленные им хрящи и жилы, именуя их мясом, а в кассовом окошке толстая кассирша с башней крашенных волос на голове, как собака из будки, периодически облаивала покупателей.

Бочком, бочком Изабелла пробралась к прилавку и обратилась к продавцу:

Добрый день, месье! Как вы себя чувствуете?

Покупатели поняли, что это цирк, причём, бесплатный, и, как в стоп-кадре, все замерли и затихли. Даже потный мясник не донёс до весов очередную порцию «мясных изделий». А бывшая парижанка продолжала:

Как вы спите, месье?.. Если вас мучает бессонница, попробуйте перед сном принять две столовых ложки коньячка, желательно «Хеннесси»… А как ваши дети, месье? Вы их не наказываете?.. Нельзя наказывать детей - можно потерять духовную связь с ними. Вы со мной согласны, месье?

Да, - наконец, выдавил из себя оторопевший мясник и в подтверждение кивнул.

Я и не сомневалась. Вы похожи на моего учителя словесности: у вас на лице проступает интеллект.

Не очень понимая, что именно проступает у него на лице, мясник, на всякий случай, смахнул с лица пот.

Месье, - перешла к делу Изабелла Георгиевна, - мне нужно полтора фунта бон-филе. Надеюсь, у вас есть?

Да, - кивнул месье мясник и нырнул в кладовку. Его долго не было, очевидно, он ловил телёнка, поймал его, зарезал и приготовлял бон-филе. Вернулся уже со взвешенной и завёрнутой в бумагу порцией мяса.

Да, - в третий раз кивнул мясник.

Расплачиваясь в кассе, Изабелла Георгиевна порадовала толстую кассиршу, указав на её обесцвеченные перекисью волосы, закрученные на голове в тяжёлую башню:

У вас очень модный цвет волос, мадам, в Париже все женщины тоже красятся в блондинок. Но вам лучше распустить волосы, чтобы кудри лежали на плечах: распущенные волосы, мадам, украсят ваше приветливое лицо.

Польщённая кассирша всунула два указательных пальца себе за обе щеки и стала с силой растягивать их, пытаясь улыбнуться.

Когда, вернувшись домой, Изабелла развернула пакет, Фаина Георгиевна ахнула: такого свежайшего мяса она давно не видела, очевидно, мясник отрезал его из своих личных запасов.

Бон-филе надо уметь выбирать! - гордо заявила Изабелла.

С тех пор каждый вторник и каждую пятницу она посещала «Мясные изделия». В эти дни, ровно в четыре часа, мясник отпускал кассиршу, закрывал магазин, вешал на дверь табличку «Переучёт», ставил рядом с прилавком большое старинное кресло, купленное в антикварном магазине, усаживал в него свою дорогую гостью, и она часами рассказывала ему о парижской жизни, о Лувре, об Эйфелевой башне, о Елисейских полях… А он, подперев голову ладонью, всё слушал её, слушал, слушал… И на лице его вдруг появлялась неожиданная, наивная, детская улыбка…

Много талантливых и даже гениальных актеров одаривают зрителя своим мастерством, их имена хранятся в памяти потомков. Одной из самых самобытных и ярких личностей на театральном небосклоне сияет Раневская Фаина Георгиевна, биография которой является примером того, чего можно достичь упорным трудом и безжалостным отношением к слабостям.

Детство и семья

На берегу Азовского моря, в Таганроге, где бывал Пушкин, Чехов, и закончил свои дни Александр I, 27 августа 1896 года в семье Гирша и Милки Фельдман родился четвертый ребенок. Девочку назвали Фанни.

Войдя в жизнь на стыке веков, Раневская сохранила черты характера, свойственные концу XIX века: честность, порядочность, милосердие.

Детские годы не были омрачены нуждой, семья была состоятельной. Отец даже владел пароходом, на котором когда-то путешествовал сам Лев Толстой. Дети получали хорошее образование. Музыка, пение, танцы, языки, гимназия...

Именно в это время впервые Фаина проявила свой характер. Она не любила точные науки, всецело отдавая себя чтению и предметам, связанным с искусством. Стеснительная заикающаяся девочка тяготилась посещением гимназии, и родители перевели ее на домашнее обучение.

К пятнадцати годам Фаина превратилась в долговязую, некрасивую, закомплексованную девушку. Именно тогда она принимает решение стать актрисой и берет уроки в частной театральной студии.

В Москву!

Желание ехать в Москву поступать на службу в театр повергло родителей в шок. Отец даже унизил дочь, напомнив ей о внешности. Это не остановило Фаину, и она отправилась навстречу неизвестному.

Биография Фаины Раневской в этот период очень непроста, даже трагична. Ей отказали во всех театрах, признав абсолютно непригодной для сцены.

Она брала частные уроки театрального мастерства, но деньги быстро кончились. Жить было не на что. Но унылая комната, недоедание, скромный гардероб не смогли сломить решение стать актрисой.

Несмотря на трудности, это был очень яркий период. Девушка сводит знакомство с Мариной Цветаевой, пересекается с Маяковским и Мандельштамом. Встречается с Качаловым. Именно он оставил первый яркий след в ее сердце и остался восторженной любовью ее жизни.

В то время получила Фаина Раневская псевдоним. За беззаботное отношение к деньгам кто-то из знакомых сравнил ее с чеховской героиней. С того дня исчезла Фанни Фельдман, и появилась Фаина Раневская.

Первая встреча

В жизни начинающей актрисы были две судьбоносные встречи. В прямом смысле слова ее подбирали на улице.

Первая состоялась у оперного театра в Москве, где Фаина сиротливо прижималась к колонне. Там ее заметила Екатерина Гельцер, блистательная балерина. «Самую несчастную девочку» пригласили в дом.

Гельцер прониклась сочувствием и пониманием к Раневской. Наверное, она увидела задатки актрисы в этой нескладной девушке и решила поучаствовать в ее судьбе.

Балерина вводит Фаину в театральный круг, знакомит с актерами и режиссерами. Договаривается о месте в дачном театре Малаховки.

Дачный театр

Так в труппе провинциального театра появилась новая актриса Фаина Раневская. Биография её сделала новый виток: период служения искусству начался. Маленькие выходные роли, тихий дачный поселок дали Фаине небольшую передышку и подарили веру в будущее.

По выходным на спектакли съезжалась московская публика, что давало возможность девушке заводить полезные знакомства. Благодаря одному из них она получила первую свою антрепризу на роли героинь-кокетт.

Театр в Малаховке долгое время хранил на своей стене табличку с напоминанием, что здесь играла великая Раневская. Увы, время и обстоятельства безжалостны к старым зданиям. В конце 90-х театр сгорел.

Первая антреприза

После сезона в дачном театре девушка отправляется в Керчь. Творческая биография Фаины Раневской не обогатилась в слабой театральной труппе. Сезон прошел при пустых залах и, как говорили в то время, театр «прогорел».

Поддавшись на уговоры, она перебралась в Феодосию, где ее попросту обманули, не заплатив денег за работу. В отчаянии Фаина уезжает в Ростов.

Этот период жизни полон несбывшихся надежд и разочарований. Отчаявшись, девушка подумывала о возвращении домой. Она с ужасом представляла, что о ней станут говорить. Фаина Раневская: краткая биография бездарности!

Впрочем, к тому времени возвращаться было уже некуда. Семья после революции эмигрировала, Фаина осталась совсем одна. И тут случилось новое чудо, повернувшее жизнь девушки совсем в другое русло.

Вторая встреча

Раневская узнает, что в Ростове находится на гастролях знаменитая Павла Вульф.

В те времена было принято брать шефство над начинающими юными дарованиями. Павла смогла разглядеть в отчаявшейся девушке потенциал и в буквальном смысле подобрала Фаину на улице. С тех пор жизнь Раневской была тесно связана с семьей Вульф.

Биография Фаины Раневской в очередной раз сделала крутой поворот.

Павла не только поселила девушку в своем доме, но и стала ее педагогом. Раневская всегда с нежностью вспоминала ее. Она говорила, что Вульф была очень строга к ней и никогда не хвалила, добиваясь безукоризненного выполнения задания. Она учила видеть роль глубоко, представлять и проигрывать то, что автор пьесы оставил между строк.

Именно так Раневская и играла. За это ее боготворили поклонники и не любили, а иногда просто боялись режиссеры. У Вульф она научилась из невзрачной маленькой роли создавать шедевр, который делал пьесу популярной.

Голодный Крым

Немой фильм Ромма «Пышка» пользовался огромным успехом даже во Франции. В нем актрисе досталась роль обаятельной ханжи госпожи Луазо.

Вот такая она - Фаина Раневская, фото, биография творчества которой до сих пор привлекают и волнуют людей, хотя бы раз видевших ее на экране.

Ролей в кино было мало еще и потому, что ее часто не утверждали из-за «семитской» внешности. Раневская старалась с юмором относиться к этому, но невозможность сыграть Ефросинью в «Иване Грозном» стала жестоким ударом. Тем более что Эйзенштейн специально прописывал роль под нее. Ефросинья осталась несбыточной мечтой, как говорила Фаина Раневская. Фото с проб - тому живое напоминание.

Ее типажи поражают тем, что в них нет ни единого лишнего движения, жеста, взгляда. Все сдержанно, лаконично и вместе с тем гениально. Иногда Раневской разрешали самой дописать свою роль. Такие ситуации позволяли в полной мере раскрыться таланту, а зрителям - насладиться искрометным юмором актрисы и неподражаемой игрой.

Любовь к мужчинам и женщинам

Почти всю свою жизнь Фаина Раневская пребывала в стадии перманентной влюбленности. Она одинаково сильно любила живого Качалова, далекого Станиславского, давно ушедших из жизни Чехова и Пушкина.

Беззаветно любила и была предана до конца их жизни Екатерине Гельцер и Павле Вульф. Когда-то они протянули ей руку помощи, вывели в люди, и Раневская никогда этого не забывала.

Нежная дружба с Мариной Цветаевой была основана на родстве душ. Они обе искали настоящее искусство, а не найдя, испытывали сомнения и тоску по утраченному.

Отношения Раневской и Ахматовой были сродни тому, как истинно верующий относится к Богу. Веселый сарказм, сквернословие, озорство актрисы заканчивалось там, где начиналась Анна Ахматова. Эти две женщины в разные периоды своей жизни очень поддерживали друг друга. Смерть подруги подорвала здоровье Раневской и навсегда убила веру в справедливость.

С юмором вспоминала свою первую привязанность Фаина Раневская. Биография (личная жизнь актрисы, как вы сможете убедиться в этом далее, в прямом понимании этого слова не сложилась) сообщает, что, будучи совсем молоденькой, девушка неудачно влюбилась в героя-любовника из труппы. Он не ответил ей взаимностью. Хуже того, он оскорбил и унизил Фаину, тем самым закрыв эту часть её души навсегда.

Мужчины, конечно, были, хотя Раневская никогда не афишировала своих отношений. Случались беременности, которые она безжалостно прерывала. Заглянуть в свою личную жизнь актриса позволяла не многим. В ее отношениях с мужчинами редко присутствовала взаимность. Она не смогла полюбить ни одного из тех, кто искренне выражал ей свои чувства.

В годы после ее смерти вышло много книг с досужими домыслами, центром которых выступала непревзойденная Фаина Раневская. Биография, личная жизнь ее стала достоянием жадной до сенсаций публики.

Если не считать семьи Павлы Вульф, которую Раневская считала своей, то только однажды и ненадолго ей довелось насладиться домашним очагом. В шестидесятых годах вернулась из эмиграции старшая сестра Белла. Вместе они прожили всего несколько лет, после чего Белла заболела и вскоре умерла.

Фаина самоотверженно ухаживала за больной, доставала лекарства, находила врачей. В тот период даже служба в театре отошла на второй план. Не помогли ни деньги, ни операции... Беллу не удалось спасти. Всего лишь четыре года отвела судьба на жизнь с сестрой. Об этих скорбных эпизодах не любила вспоминать Фаина Раневская. Ее боль и страдания остались для окружающих за закрытой дверью.

В глубокой старости появилась еще одна привязанность - собака Мальчик. Интересно, о чем думала Раневская, увидев слепую, лишайную, вмерзшую в лужу дворнягу? Быть может, она вспоминала себя в молодости, когда ей, голодной и никому не нужной, протягивали руку и брали в семью?

У Фаины Раневской при всей ее колкости, а иногда даже жестокости было милосердное сердце и добрая душа. Она приютила пса, и он был в последние годы ее семьей.

Признание

Раневской не довелось сыграть ни одной великой роли, о которой мечтает каждая актриса. И, несмотря на это, она получила всеобщее признание! Сталин восторженно отзывался о ее игре, признавая ее разносторонность. Брежнев откровенно восторгался.

Девять правительственных наград, Заслуженный артист РСФСР, дважды Народный артист РСФСР и СССР, лауреат трех Сталинских и двух Государственных премий...

В лондонском ежегоднике «Кто есть кто» она входит в десятку лучших актрис второго тысячелетия. В Таганроге перед домом, где прошло детство Раневской, установлен памятник актрисе.

Казалось бы, можно почить на лаврах, но Раневская не получала удовлетворения от наград, потому что испытывала отвращение к новым веяниям в театре и искусстве. Она искала настоящее всю свою творческую жизнь, но так и умерла, не найдя.

Она осталась на старых пленках и в памяти. Не могут бесследно исчезать такие люди, как Фаина Раневская. Биография, цитаты, «ушедшие в люди», остаются жить, привлекая ежегодно новых почитателей.

Старость и одиночество

За исключением некоторых лет, жизнь актрисы не была счастливой. Ее окружали друзья, коллеги, поклонники - и все равно она считала себя глубоко одинокой и бесполезной.

Только ее драгоценный пес Мальчик скрасил последние годы. С ним она испытывала желание жить, ощущала себя нужной.

Фаина Раневская - по ее собственным словам, хулиганка и балагур - с трудом впускала людей в свою личную жизнь. Всегда присутствовало ощущение легкой тайны и недосказанности. Постепенно уходили из жизни друзья и близкие, усугубляя одиночество. Трепетно хранила на своих стенах Фаина Раневская фото дорогих сердцу людей. Все, что осталось в жизни - воспоминания.

Годы брали свое. Болезни и старость разрушали тело. Паспорт она считала несчастьем человека, а возраст - большой личной неприятностью.

Вот и подходит к концу наш очерк: "Фаина Раневская: биография". Дети не родились, муж не появился, нормальная семья не состоялась. Вся жизнь ушла на поиски настоящего искусства, которое в итоге нашлось только в Третьяковской галерее.

Фаина Георгиевна Раневская умерла летом 1984 года, прожив долгую, яркую жизнь. Похоронена рядом с сестрой Беллой на московском Донском кладбище, участок 4.

Личность Раневской была неоднозначной, одиозной и противоречивой. При этом женщина обладала огромным талантом, искрометным юмором, умела служить искусству, быть благодарной и милосердной. По ее собственным словам, она прожила жизнь глупо. По мнению почитателей - ярко и насыщенно. Ее звезда взошла и продолжает сиять на небосклоне по сей день.

Пожизненно одинокая, так и не ставшая никому ни невестой, ни женой, ни матерью… О Фаине Раневской вроде бы странно говорить в контексте женской судьбы. Тем не менее судьба ее была выдающейся и именно женской. Другой вопрос, счастливой ли.

15:57 26.10.2013

«Муля, не нервируй меня!» - говорит Ляля из «Подкидыша». «Я буду жаловаться королю! Я буду жаловаться… на короля!» - это уже Мачеха из «Золушки». Мы не можем просто прочитать эти фразы. Нет, читая, мы СЛЫШИМ их, причем всегда в одном и том же исполнении - произнесенными неповторимым голосом Фаины Раневской. И каждый раз изумляемся завораживающей магии ее актерского гения.

«Красота - это страшная сила», - утверждает ее Лев Маргаритович (она же - Маргарит Львович) из «Весны». Фильм давно устарел, но если ленту повторяют по ТВ, мы рвемся к экрану только на сцены с Львом Маргаритовичем. Раневская не устаревает, ее игра так же интересна, смешна и трагична, как и 65 лет назад. Когда-то в Московском театре им. Моссовета, на спектакле по серенькой «революционной» пьесе Билль-Белоцерковского «Шторм», публика покидала зал, как только заканчивался маленький эпизод, где Фаина Георгиевна играла спекулянтку.

Зрители задыхались в овациях и уходили почти поголовно. Через некоторое время эпизод Раневской (написанный ею самой с разрешения автора) сняли. «Вы слишком хорошо играете свою роль, и от этого она запоминается чуть ли не как главная фигура спектакля», - пояснил режиссер Завадский. Его можно понять - вровень с ней играть было трудно, да и жить тоже. И это одна из причин, почему одиночество стало ее судьбой.

Нелюбимая дочь

Гиршу Фельдману в Таганроге завидовали - уж слишком он был богат и удачлив: владел фабрикой, несколькими домами и даже пароходом, свободные деньги выгодно вкладывал в нефтепромыслы. Он коммерческому своему дару цену знал, но не считал себя любимцем судьбы, ведь жизнь - не только коммерция. Господин Фельдман искренно считал, что женился на женщине очень красивой и добропорядочной, но, надо признать, глупой как пробка. Кому, как не дуре, придет в голову рыдать целый день из-за смерти Антона Чехова? Жалко, конечно, несчастного земляка-таганрожца: умер от туберкулеза рано и мучительно, да еще и отец у него разорился. Но не плакать же по нему, как по близкому родственнику, а Милька ревела белугой.

С детьми тоже не все ладно. Младший из двух сыновей - Лазарь - умер ребенком, а из двух дочерей сердце радовалось только за старшую - Беллу. Фаня же была сущим наказанием. Если Беллочка удалась умом в отца, красотой - в мать, то с млад- шей было все наоборот.

Из гимназии девочку пришлось забрать на домашнее обучение: учителя жаловались на ее категорическую несовместимость с арифметикой и даже оставили на второй год, а одноклассницы травили за застенчивость и заикание. За годы обучения в начальных классах друзей Фаня так и не завела, одиноко простаивала в сторонке на всех переменах - неуклюжая некрасивая дылда. Только мать, увлеченная литературой и театром, видела в Фанечке умницу и родственную душу. Девушка не расставалась с книгой, а театром просто бредила.

В 17 лет Фаина, пользуясь поддержкой матери, умолила отца дать ей денег, чтобы поехать в Москву. Нельзя сказать, что папа обрадовался, но отпустил. Однако ему и в голову не приходило, что дочка Фельдмана отправилась не осматривать достопримечательности, а бегать по театрам - надеялась, что хоть какая-то труппа возьмет ее в штат.

Актерская стезя была ее мечтой, а в Василия Качалова, ведущего актера МХАТа, Фаня была влюблена до умопомрачения, строчила ему ежедневно страстные письма, но не отправляла, конечно. Как можно? В Москве, случайно встретив Качалова в Столешниковом переулке, она упала в обморок, да так, что расшибла голову. Прохожие занесли девушку в ближайшую аптеку, и там она еще раз лишилась чувств, потому как, придя в себя, услышала волшебный голос кумира, осведомлявшегося о ее здоровье. Через десяток лет они, уже коллеги-актеры, станут настоящими друзьями.

Посмотри на себя в зеркало!

Барышня Фельдман вскоре вернулась в Таганрог - ни на одну сцену ей устроиться не удалось. Дома она поступила в частную театральную студию и стала готовиться штурмовать Москву - даже гимназические экзамены сдала экстерном! А еще избавилась от заикания, научившись чуть растягивать слова. Через два года Фаина объявила отцу, что станет театральной актрисой и никем другим. Гирш Фельдман возмутился не на шутку. Его дочь, девушка из порядочной семьи, будет кривляться на потеху публике? Нет и еще раз нет! Когда монолог о семейной чести не произвел впечатления, отец добил Фаню заключительным аккордом: «Посмотри на себя в зеркало и увидишь, что ты за актриса!»

Между прочим, с этими словами промышленника Фельдмана соглашались не все. Актриса Нина Сухоцкая познакомилась с Фаиной задолго до того, как та поступила на сцену и создала галерею своих безжалостных образов, которые уже неотрывны от нее и заслоняют истинное лицо. Описывая внешность молодой девушки, Сухоцкая утверждала, что Фаня, несмотря на неправильные черты лица, казалась красивой благодаря большим лучистым глазам, пышным каштановым волосам и неистощимому остроумию, мгновенно создававшему вокруг нее атмосферу праздника. Раневская же всю жизнь считала себя уродом.

После злых слов отца, с небольшим чемоданчиком она ушла из дома. В 1917-м семья Фельдманов отбыла из России в эмиграцию на собственном пароходе «Святой Николай». Фаины с ними не было, да и фамилию Фельдман она уже не носила. Ее актерским псевдонимом стала фамилия главной героини чеховской пьесы «Вишневый сад», к автору которой она впитала любовь со слезами матери.

С мамой и братом Фаина встретится лишь через 40 лет - на гастролях в Румынии. Сестра Белла приедет к ней в Москву через несколько лет - умирать. Отца к тому времени уже не будет в живых, он так и не узнает, что нелюбимая глупая дочь не опозорила семью, напротив - стала самым знаменитым ее представителем.

В 1992-м, через 8 лет после смерти Раневской, редакция авторитетнейшей английской энциклопедии Who is Who включила ее в десятку самых выдающихся актрис XX века. Факт невероятный, если учесть, как ничтожно мало ее творческое наследие.

Провинциальная любовь

Тогда, в далеком 1915-м, уйдя из дома, Фаина Фельдман твердо знала, чего хочет больше всего на свете, - играть во МХАТе, на главной сцене страны, созданной легендарными Станиславским и Немировичем-Данченко. Туда она так никогда и не попала, из Москвы тоже пришлось уехать в провинцию, и не на сытые хлеба.

Она работала на шатких подмостках почти что балаганов, обычно - с бездарными партнерами, очень часто - с незнающими своего дела режиссерами, а после представления возвращалась в гостиницу, для которой название «клоповник» было комплиментом.

Несколько раз она порывалась уйти со сцены. Кстати, вовсе не из-за клоповников и хронического безденежья. Ее вечная неуверенность в себе, порожденная одиноким детством и нелюбовью отца, приводила к тому, что любая сценическая неурядица казалась свидетельством бездарности и несоответствия высокой мечте. «Вот я играю в пьесе Сумбатова прелестницу, соблазняющую юного красавца, - рассказывала Раневская. - Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противнонежным голосом: «Шаги мои легче пуха, я умею скользить как змея…»

После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображающую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены». Во второй раз она поклялась бросить театр… из-за старой лисицы. Фаина играла милую кокетку в комедии «Глухонемой». И по роли, и по моде ей следовало набросить на плечи какой-нибудь мех. Розовое платье, купленное на последние деньги, было вполне ничего, а вот единственный ее «мех» - облезшая лисица - давно потерял и цвет, и вид. Раневская выкрасила «бывшую» лисицу в черный цвет, накинула поверх наряда, но, выскочив на сцену, ошалела от хохота в зале и вылезающих из орбит глаз партнера.

Краска линяла, но в темных кулисах этого никто не заметил, а вот на сцене абсолютно черная шея обворожительницы произвела фурор. Таких историй у нее было бесчисленное множество, все они выставляли актрису в крайне невыгодном свете, но в ее исполнении были ужасно смешными. Раневская обладала абсолютным чувством юмора и умела смеяться над собой. Однажды она даже поведала друзьям, как грубо некий провинциальный герой-любовник растоптал ее чувства.

Актриса влюбилась «в такого же горемыку, как она сама». После мучительной борьбы стыдливо пригласила его в гости, накрыла стол и надела лучшее платье. Посомневалась немножко, сменила платье на пеньюар и села ждать любви.

Предмет мечтаний опоздал на два часа, но это чепуха. Он явился не один и, кося глазами на прелестную спутницу, прошептал: «Будь другом, уйди. Ты же такая хорошая…» И она ушла бродить по улицам. Вернувшись, застала дом пустым, ужин тоже исчез. История невероятно грустная, но слушатели хохотали до икоты, а Раневская всегда предпочитала смех жалости и в жизни, и на сцене.

Редчайший для актрис трагикомический дар угадала в Раневской женщина, сыгравшая огромную роль в ее судьбе, - актриса Павла Вульф, ставшая для Фаины главным учителем в искусстве и лучшим другом. Они встретились 1918-м в Ростове-на-Дону, где Раневская подрабатывала в массовке местного цирка. Шла Гражданская война, время было уже совсем страшное для наивной девушки, упорно пытавшейся стать актрисой. «Павла Леонтьевна спасла меня от улицы», - признавалась Фаина.

Эрзац-семья

В 20-е Раневская и Вульф вместе скитались по провинциальным театрам: Крым, Казань, Святогорск, Баку, Гомель, Смоленск. Те годы были очень тяжелыми. «Иду в теaтр, держусь зa стены домов, ноги вaтные, мучaет голод», - вспоминала Фаина. На пороге 30-х приехали в Москву, потом отбыли в эвакуацию в Ташкент. К тому времени семейство разрослось: Ирина, дочь Павлы, родила сына Алексея. Фаина Григорьевна прожила в семье Вульф 30 лет. Внука Павлы Леонтьевны, Алексея Щеглова, не столько в шутку, сколько всерьез называла своим эрзац-внуком.

Он отвечал ей нежной любовью и совсем маленьким дал актрисе прозвище Фуфа - никак не мог выговорить сложное для ребенка имя Фаина. Прозвище осталось на всю жизнь и даже проникло за кулисы - так Фаину Георгиевну называли коллеги-актеры.

В конце войны разношерстное актерское семейство вернулось в Москву (актрисой и режиссером была и Ирина Вульф). Тут Фуфа занялась воспитанием эрзац-внука с присущим ей артистизмом. «Я часто капризничал, - вспоминает Щеглов. - И тогда Фаина Георгиевна придумала инструмент моего укрощения - «Отдел детского безобразия». Она набирала по телефону какой-то «секретный» номер и просила прислать специалиста по детскому безобразию. Однажды после «вызова» в дверях показался огромный человек в полушубке с поднятым воротником, замотанный в шарф, в валенках, очках и шапке и низким голосом потребовал нарушителя. Конечно, это была Раневская, изображающая сотрудника «Отдела». Мне было страшно как никогда.

Домашние уговорили «сотрудника» не забирать нарушителя, так как он обещает исправиться. В передней «униформа» была скинута и спрятана, Фаина Георгиевна вернулась веселой, а я некоторое время вел себя хорошо». Разъехались Раневская и Вульфы лишь в 1948-м. Павла Леонтьевна с дочерью и внуком получила квартиру на Хорошевском шоссе, а Фаина переехала в коммуналку в центре Москвы - оттуда было рукой подать до Театра драмы (ныне Театр им. Маяковского), где она тогда служила.

Хорошую квартиру она получит спустя несколько лет, будучи уже трижды(!) лауреатом Государственной премии. Коммуналка стала ее первым «собственным» жильем, надо сказать, весьма неказистым: единственное окно комнаты надежно упиралось в стену - чтобы днем не наступала ночь, свет никогда не выключался. «Живу, как Диоген - днем с огнем!» - шутила актриса.

Коллеги боготворили талантливую и острую на язык Раневскую. НА фото: с актерами Мариной Нееловой и Сергеем Юрским.

Лишь однажды пожаловалась зашедшей в прямом и переносном смысле «на огонек» Марии Мироновой: «Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили». Ей исполнилось 52 года, она уже была известной актрисой, сыгравшей десятки театральных ролей. Во всех кинотеатрах демонстрировались только что вышедшие в прокат «Золушка» и «Весна», а «Дума про казака Голоту», «Подкидыш», «Мечта», «Свадьба» давно стали классикой.

Впрочем, надо было благодарить судьбу и за это. А еще за то, что просто жива и не за решеткой - в стране уже бушевала «борьба с космополитизмом». Время в очередной раз наступало непростое, хотя Раневской вряд ли было бы легко в каком-то другом. Талант настораживает любую власть, не только пролетарскую, а уж коллег в таком месте, как театр - «террариум» единомышленников, - тем более.

Дегустация меда с касторкой

Фаина Георгиевна Раневская ушла из жизни почти 30 лет назад, в 1984-м, но о ее непростом характере до сих пор ходят легенды. Актриса непримиримо и, что еще опаснее, прилюдно припечатывала острым словом тех, кто не соответствовал, по ее мнению, высоким стандартам: человеческим и профессиональным.

Она отказывалась от ролей, переходила из театра в театр, виртуозно управлялась с ненормативной лексикой, скандалила на репетициях, где доставалось и актерам, и особенно режиссерам. Горько шутила о главреже Театра им. Моссовета: «Что великого сделал Завадский в искусстве? Выгнал меня из «Шторма». Завадский, кстати, через некоторое время позвал ее обратно - уж очень сильно упала «посещаемость».

Но актрису это не слишком обрадовало: «Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия». О театральных журналистках говорила: «Критикессы - амазонки в климаксе». Двух особо ненавистных коллег называла «маразмист-затейник» и «помесь гремучей змеи со степным колокольчиком», а собрания труппы именовала «дегустацией меда с касторкой». При этом ее боготворили зрители, обожали друзья, среди которых были актеры Михаил Жаров, Ростислав Плятт, Марина Неелова, поэты Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Анна Ахматова.

Ее глубоко уважали профессионалы. Елена Юнгер, сыгравшая в «Золушке» Анну, одну из дочек Мачехи, так вспоминала о работе с Фаиной Георгиевной: «Ее требовательность к себе не имела границ: съежившись где-нибудь в углу, прячась от посторонних глаз, она часто сердито бормотала: «Не получается… Нет, не получается! Не могу схватить, не знаю, за что ухватиться…»

Во время съемок Фаина Георгиевна очень похудела и, гримируясь, безжалостно обращалась со своим лицом. Подтягивала нос с помощью кусочков газа и лака, запихивала за щеки комочки ваты. Все это было неудобно, мешало… «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли», - говорила она». Раневская действительно работала над ролью как рабыня: «Я не признаю слова «играть».

Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно». Она и жила. И, похоже, только на сцене, выплескивая в зрительный зал ураган эмоций и спрятав за острым, как бритва, языком комплекс никем нелюбимой отвергнутой беззащитной девочки. Лишь однажды проговорилась: «Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной...»

Марина Королева

Жизнь этой великой актрисы состоит из множества интересных событий, незаурядных случаев и ярких моментов. Ее биография насыщена колоритными фактами, которые напоминают анекдоты, а афоризмы талантливой самобытной женщины цитируются до сих пор. Эта удивительная личность – Фаина Раневская .

1. Родилась будущая актриса в богатой еврейской семье в Таганроге. Девочка появилась на свет 27 августа 1896 года. Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был хозяином фабрики красок, имел во владении пароход «Святой Николай», магазин стройматериалов, несколько домов. Кроме того, он основал приют для пожилых евреев и выполнял обязанности старосты синагоги. Мать, Милка Рафаиловна урожденная Заговайлова, занималась домашним хозяйством и воспитывала пятерых детей.

2. Настоящее имя будущей звезды – Фанни Гиршевна Фельдман. Впоследствии от друзей она получила прозвище Фуфа Великолепная. Интересно, что представлялась Фаиной Георгиевной, хотя по документам была Григорьевной. С присущим ей юмором говорила, что ей приятнее в качестве отчества имя Георгия Победоносца, а не Григория Отрепьева.

3. Поначалу обучалась в женской гимназии, однако учебу там не завершила. Впрочем, домашнее образование она получила приличное, овладев иностранными языками, музыкой, пением.

4. Удивительно, но Фанни была очень стеснительной девочкой. Волнуясь, она начинала заикаться, что помешало ей при сдаче экзаменов в несколько театральных школ. Хотя театр был ее главным увлечением с 14 лет.

5. В 1915 уехала в Москву, где впервые встретилась со знаменитым актером В. Качаловым, который буквально очаровал ее своей игрой, познакомилась с В. Маяковским, М. Цветаевой, О. Мандельштамом, А. Ахматовой.

6. Кстати, и впоследствии с Цветаевой Раневская была в дружеских отношениях, помогала ей. Рассказывали, как однажды, зайдя к поэтессе, которая только что вернулась из эмиграции, с пачкой денег после зарплаты в театре, отдала их Марине Ивановне, а сама продала свое кольцо, для того, чтобы прокормиться. Впоследствии Раневская говорила, что была счастлива, не успев поделить пачку.

7. Так и не получив полноценного театрального образования, работала сначала в провинциальных театрах Подмосковья, Керчи, Феодосии, Ростова-на-Дону, Баку, Архангельска, Смоленска, Сталинграда, а затем Москвы. Дольше всего актриса служила в столичном Театре имени Моссовета.

8. Свой псевдоним Фаина, работавшая тогда в подмосковном Малаховском театре, выбрала потому, что чем-то была похожа на чеховскую героиню из «Вишневого сада». Сама же актриса говорила, что она Раневская, ибо всегда что-нибудь роняет, включая деньги.

9. Стеснительность со временем прошла, а вот заикание осталось, но только в быту, а не на сцене. Фаина Георгиевна, имея довольно сложный характер, тяжело сходилась с людьми. В течение жизни она сменила множество театров, но причиной этого был ее яркий талант, которому завидовали многие, и прямолинейность актрисы.

10. Во время Великой Отечественной войны находилась в эвакуации в Ташкенте. Возвратившись в Москву, играла в столичных театрах драмы, имени Пушкина, имени Моссовета. В последнем служила дольше всего, частенько конфликтуя с главным режиссером Ю. Завадским на почве несходства их творческих методов, что отразилось в анекдотах и фольклорных рассказах.

11. В кинематограф актриса пришла в 1934, снявшись в роли госпожи Луазо в еще немом фильме М. Ромма «Пышка». Однако всесоюзная популярность пришла к Раневской после комедии 1939 года «Подкидыш», где она талантливо воплотила образ самоуверенной, имеющей мужа-подкаблучника женщины. Возможно, что и знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня», которая затем сопровождала артистку всю жизнь и была ею ненавидима, придумала она же. Существует легендарная история, что генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев, награждая талантливую женщину орденом Ленина, не удержался и пошутил, упомянув Мулю. На это Фаина Георгиевна ответила, что к ней так обращаются уличные мальчишки. Генсек смутился, принес извинения и сказал, что высоко ценит ее как актрису.

12. У нее была мечта – сыграть у великого режиссера С. Эйзенштейна. Артистку даже утвердили в 1944 на роль Ефросиньи Старицкой в киноленте «Иван Грозный». Однако, вероятнее всего, из-за «пятого пункта в паспорте» этот образ воплотила С. Бирман, «молдаванка» по документам.

13. Своей лучшей ролью считала Мачеху в фильме-сказке по сценарию Е. Шварца «Золушка». Всего же она снялась в 25 кинокартинах.

14. Актрису приглашали и для озвучивания мультипликационных фильмов. К примеру, ее неподражаемый голос, которым разговаривает «домомучительница» Фрекен Бок, звучит в мультфильме «Карлсон вернулся». Озвучивать этот персонаж артистка не хотела, считая его некрасивым. Однако ее уговорили, сказав, что Фрекен Бок понравится детям. Так и произошло.

15. Раневская часто гастролировала. Однажды в 1950 в Ленинграде она поселилась в роскошном номере гостиницы «Европейской» с прекрасными видами из окна. Сюда приходили ее ленинградские приятели, на встречах с которыми актриса рассказывала анекдоты, ругала власть. Спустя неделю ей предложили переехать на другой этаж. Естественно, Фаина Георгиевна возмутилась. Администратор вынужден был ответить, что это единственный номер, который оснащен прошивающей аппаратурой. Конечно же, Раневская сразу же переехала, но сильно переживала, размышляя о своей дальнейшей судьбе. К счастью, ничего не произошло.

16. В начале 1960-х служила в театре имени А. С. Пушкина, куда пришел молодой артист В. Высоцкий. Актрисе он стал импонировать буквально сразу. Она оберегала его, как могла. Однажды даже спасла Владимира от увольнения во время его очередного запоя. Раневская смогла убедить руководство оставить его в театре, несмотря на то, что он в течение нескольких недель не был на работе.

17. Актриса жила одиноко, не имея ни мужа, ни детей. Она целиком посвятила свою жизнь творчеству. Правда, в 1960-е в течение четырех лет вместе с ней проживала родная сестра Изабелла. Она приехала из эмиграции после смерти супруга к единственному близкому для нее человеку. В квартире Раневская выделила ей отдельную комнату.

18. Фаина Георгиевна часто садилась на вегетарианскую диету, объясняя это тем, что не может есть мясо. По словам актрисы, ее преследовали мысли, что оно смотрело, любило, ходило. Однако она, называя себя нормальной психопаткой, никогда не критиковала людей, любящих мясо.

19. В какой-то момент одиночество стало невыносимым, поэтому Раневская довольно долгий период жила у своей приятельницы Павлы Вульф, внука которой считала своим. Однако жить в чужом доме, старея, оказалось тяжело, поэтому она вновь осталась одна.

20. Раневская постоянно нанимала домработниц для ведения домашнего хозяйства, потому что по рассеянности и из-за неумения считать «дурацкие деньги» с бытом справиться не могла.

22. Жила Фаина Георгиевна в квартире высотного дома, расположенного на Котельнической набережной, окна которой выходили во внутренний дворик с выходом из кинотеатра и местом разгрузки хлебных фургонов. Можно представить, как надоедали ей крепкие выражения грузчиков и шум толп зрителей, выходивших из «Иллюзиона». Раневская жаловалась, что живет над хлебом и зрелищем.

23. Любовь к актрисе была поистине всенародной. Ее любили и малыши, и взрослые, узнавая на улице. По воспоминаниям О. Аросевой, однажды, будучи уже пожилой женщиной, Раневская упала. Но и здесь она своим неповторимым голосом, с неподражаемым чувством юмора, лежа на тротуаре, потребовала поднять ее, потому что народные артистки на улице не валяются.

24. Настоящим верным другом для стареющей Раневской стал безродный пес по кличке Мальчик. Эту беспородную собаку с большим животом и лысеющим хвостом актриса подобрала на улице. Животное стало для нее тем существом, которому женщина отдала всю нерастраченную любовь. Мальчик отвечал ей обожанием, всегда радуясь ее приходу домой. Порой актриса приводила пса на репетицию, потому что дома он скулил и плакал. Собака после смерти Фаины Георгиевны прожила шесть лет у приятельницы актрисы, попытавшейся заменить ему хозяйку.

25. Через год после ухода со сцены Раневская умерла. Случилось это в середине лета 1984 в столичной Кунцевской больнице. Диагноз – инфаркт и воспаление легких. Похоронили ее на Новом Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой. Почитатели таланта до сих пор несут на ее могилу букеты живых цветов.

А еще: В 1992 в английской энциклопедии «Кто есть кто» зафиксировано, что Фаина Раневская – одна из 10 наиболее выдающихся мировых актрис.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: