Кто такие крымские готы. Кто такие крымские готы и где они сейчас Готы и гунны в крыму кратко

Пребывание готов в Причерноморье является ключевым моментом в их истории, делящей ее пополам во временном и пространственном отношении: побережье Черного моря - середина пути от Скандинавии и низовья Вислы до Северной Италии, Южной Франции и Испании. Готский «взрыв» и миграции стали причиной гибели Римской империи и возникновения на ее руинах раннесредневековых варварских королевств. Своим присутствием готы отметили крайние точки Европы: от Скандинавии до Крыма, от Пиренейского полуострова до Северного Кавказа.

История Крыма с 3 в. была непосредственно связана с этническими процессами, протекавшими на территории Северного Причерноморья в позднеримское время и в начальный период Великого переселения народов. Факт проникновения в Северное Причерноморье германских племен (готы, герулы, бораны, и др.) или их отдельных дружин засвидетельствован как древними авторами (Тацит, Плиний Старший, Юлий Цезарь, Страбон, Плутарх, Паллас, Массманн, Иордан, Прокопий Кесарийский), так и более поздним поколением ученых-исследователей (Томашек, Штерн, Кеппен, де Бай, Бертье-Делагард, Бусбек, Рубрук, Сестренцевич, Карамзин), и подтвержден нашими современниками (Васильев, Пиоро, Равдоникас и др.).

В Северном Причерноморье готы возглавляли обширный союз племен, достигший наибольшего могущества при короле Германарихе в IV веке. Об этом союзе впервые упоминает историк Иордан.

Территорию пребывания готов можно разделить на 6 крупных районов:

1) Приднепровье и прилегающие районы;

2) Крымский полуостров и Тамань;

3) Северный Кавказ и Черноморское побережье Кавказа;

4) Волго-Донской район;

5) Волго-Окский район;

6) Дунайско-Балканский район, Средняя Италия, северная Испания, южная Франция, некоторые районы Германии.

Нас же интересует территория Тавриды. В то время в Крыму предоминировало Боспорское королевство. Готы образовали суверенитет над большей частью этого королевства. Захватив флот, они совершали дерзкие морские набеги, терроризируя восточные, западные и южные берега Черного моря, даже берега Пропонтиса, острова и побережье Средиземного моря.

В северной части Крыма, его нагорьях и степной полосе находится громадное количество памятников, значение которых тем более важно, что они связаны с древнейшим и коренным населением Крыма. Территория исторической Готии, простиравшаяся между верховьями реки Качи на востоке и течением реки Черной на западе, большей своей частью находилась в области Крымского нагорья (вторая гряда, яйла и склоны третьей гряды) и называлась Готскими климатами. Так называемая Прибрежная Готия занимала узкую полосу южного побережья от Балаклавы до Судака (до 1380 года Готия владела Балаклавой, Алупкой, Мисхором, Ориандой, Ялтой, Никитой, Партенитом, Гурзуфом, Алуштой, Судаком). Вопрос о столице Крымской Готии долго оставался спорным. Считалось, что столицей мог быть Инкерман, но последние исследования доказали, что ею был Мангуп (Манкуп – Манкут, Манкас (Mankas ), Мангач (Mangatch ) – он же Дори – Дорос – Дорас – Феодоро, Великое готское Княжество).



Готы, жившие в восточной части Крыма – западный берег Керченского пролива, а также в его северо-восточной части, были названа греками трапезитами потому, что жили они на Столовой горе, параллельно Южному берегу. По готскому произношению страна, основанная готами-трапезитами, называлась Дория (Таурия).

Представляется возможным дать следующую периодизацию истории Крымской Готии:

1) Догосударственный период (середина 3 – середина 6 веков) – вторжение готов на территорию Крымского полуострова, образование готских поселений, распространение христианства (в 325 г. на первом Вселенском соборе в Нике присутствовал и оставил свою подпись митрополит Готии Феофил; Готская же епархия была основана в начале 4 века и была под надзором Константинопольских патриархов);

2) Ранневизантийский период (6-8 века) – строительство укрепленных крепостей;

3) Хазарский период (конец 8 – 1 половина 9 в.) – захват готских владений хазарами, не оставившими ввиду кратковременности пребывания сколько-нибудь глубокого следа в культуре крымских готов;

4) Середина 9-10 вв. – готы попадают под правление Византийской империи;

5) Период разрушений (11-13 века);

6) Ранний период Феодоро (14 век) – на плато строятся здания, на мысе Тешкли-бурун воздвигается цитадель; в конце 14 века на город совершается нападение орды Тамерлана (Тимура);

7) Поздний период Феодоро (первая – третья четверть 15 века) – возрождение Княжества Феодоро, строительство дворца и двух цепей стен, реконструкция Базилики и цитадели;

8) Турецкий период Феодоро (конец 15 – 90-е года 18 веков) – в 1475 г. Турки разорили Кафу, осадили Мангуп. Готия была разрушена. Феодоро подвергается разрушению и забвению, жители покидают город.

Маттиас Меховский писал: «После падения Кафы Мухаммед поразил мечом двух Мангупских герцогов-братьев, единственных оставшихся представителей готской расы и носителей готского языка, надежду продолжения готского рода, и овладел крепостью Мангуп. Так были полностью истреблены готы, и их родословие отныне исчезло». Тем не менее, княжеский род уцелел – мы встречаем их имена в числе вассалов султана и послов Стамбула в Москву, в Москве же проводит последние годы жизни князь Скиндер (Александр) Мангупский. Линия мангупских князей продолжалась в роде Головиных – сын мангупского князя Стефана (ум. в 1400), брат монарха Алексея (ум. в 1428), стал членом этого рода.

Однако же основная масса готов-крестьян не подверглась ни эллинизации, ни тюркизации и продолжала жить в глухих горных селениях, поддерживая минимальные связи с внешним миром, сохраняя свою древнюю культуру и язык еще многие столетия.

О жизни крымских готов, их быте, культуре и религии дают нам знания многочисленные археологические находки – письменные и предметные.

Многие источники авторитетно утверждают, что христианство было представлено в Готии христианскими пленниками из Малой Азии, особенно из Каппадокии. Готы использовали боспорские корабли для своих рейдов и обратно привозили пленников-христиан. Об этом заявляют источники с начала 4 века, например, «Каноническое послание епископа Неокезари» - святого Георгия Тауматурга, который умер не раньше 270 года. По другой версии, христианство в Крыму, особенно в Херсонесе, появилось из Палестины во время правления Константина Великого. Гермон послал 7 епископов, чтобы они обратили язычников в христианство, но они все были убиты языческими племенами или же евреями. Авдий, преемник Ария, пришел из Месопотамии, где он отличился суровостью и правильностью жизни и почитанием Бога. В Скифии Авдий на протяжении многих лет общался с готами и многих обратил в христианство. Это подтверждает в своем труде «О воплощении слова» Афанасий Великий. Первым готским епископом был Феофил; его приемником был Вульфила, которого сменил Селина, в 400 году в сан готского епископа вошел Унила. Все они были епископами и у других готов.

Крымские готы на протяжении всего времени были ортодоксами. На территории Крыма находится много церквей, в которых службу проводили также и на крымско-готском языке. В 1778г. в числе христиан депортированных по указу Екатирины II из Крыма на север Приазовья, были не только греки и армяне, но и потомки феодоритов, во главе которых стоял их духовный пастырь – митрополит Готфейский и Кафийский (отец Игнатий).

Особый интерес для ученых-археологов представляют «пещерные города» - пещерные поселения в горах Юго-западной части Крыма. Сведения о них появляются в 13 веке. Пещерные поселения в городах юго-западной части Крыма подразделяются на два вида:

1) пещерные города (Инкерман, Эски-Кермен, Сюйрень, Чуфут-Кале, Качи-Кальон, Бакла);

2) пещерные монастыри (Шулдак, Челтера, Успенский монастырь, окресности Сюйрени).

Также произведены раскопки в некрополях, принадлежавшим готам, типа Узень-Баша, Суук-Су, и в храмах: в Инкермане, в Гурзуфе, в деревне Никита (остаток храма святого Георгия), близ Ялты (остаток церкви святой Марины), на Аю-Даге (4 храма), Мангуп (пещерный храм) и др.

Район распространения пещерных городов в Крыму строго ограничен. Все они входят в состав 2-й гряды Крымских гор, начинающихся у Инкермана и тянущихся на Северо-Восток через Симферополь и Карасезбазар; в северо-восточном конце её никаких пещерных городов нет. В самой столице княжества, Мангупе, большое количество пещерных сооружений - вблизи Мангупа 3 пещерных монастыря: Шулдан, Мармака, Кучук-Сюрень; вблизи же выдающийся пещерный город - Эски-Кермен, наконец - Инкерман, важная крепость и единственная морская база княжества. Ясно, что идея создания пещерных городов не могла быть принесена готами с собою в Крым. Несомненно, это искусство и эту идею они приобрели здесь, как часть того огромного византийского влияния в этнической ассимиляции, которым они здесь подверглись.

Все многочисленные археологические находки на территории Крыма указывают на факты присутствия готов и готской культуры, принесенной готами в Крым, но которая вбирала в себя элементы культур разных народов, бок о бок живших с готами на протяжении 13 веков (римляне, греки, сарматы, хазары и др.), что является вполне естественным и закономерным.

Начиная с 18 века производятся раскопки могильников, захоронений, склепов, принадлежащих к готской культуре. Вот основные из них: Суук-Су (93 монеты/склепы/захоронения, разнообразные предметы и украшения), Артекский могильник (при костях найдены вещи), Джуневись («Генуэзская монета», при костях – предметы, некоторые из них – в Эрмитаже, остальные – в музее Таврической ученой архивной комиссии), Бахчисарайский могильник (в 1888г. найдены вещи, хранящиеся в Эрмитаже), могильник Баль-Гота (место древнего готского поселения; церковь, 5 захоронений, предметы в малом количестве, Репников нашел еще 11 могил и много вещей – бусы, фибулы, пряжки, браслеты, предметы домашнего обихода, монеты и т.д.). Также некрополи близ Кореиза, Симеиза, Лучистого, Скалистого, Чуфут-Кале, и т.д.

Существовали споры по поводу принадлежности могил, захоронений, предметов именно к культуре готов, но они были разрешены в пользу готов (например, распространенный в Крыму обычай хоронить женщин в полном наборе праздничных украшений существовал только у готов). Также погребения, совершаемые по обряду кремации в крымских могильниках середины 3 – первой половины 5 веков характерно для памятников Скандинавии, откуда и явились готы. Интересен тот факт, что детали женского убранства конца 5-7 вв. из некрополей Испании, Италии и Крыма практически однотипны – на протяжении своей истории народы, далекие друг от друга в географическом и политическом отношениях, сберегли основные этнографические черты и язык.

Интересна и ценна находка богатого готского захоронения (3-5 вв. н.э.) у деревни Марфовка в январе 1926 года, была передана Керченскому историко-археологическому музею.

Что же касается письменных памятников крымских готов, они ограничиваются записью церковных служб (на крымско-готском языке), церковных грамот, ведомостей; заслуживает пристального внимания список крымско-готских слов (записанный Бусбеком) и запись песен. Интересна руническая надпись на стене, найденная на горе Опук (Восточный Крым), датируемая серединой 4 века.

На протяжении всего времени готы взаимодействовали со многими народностями - греками, римлянами, хазарами, татарами, и т.д. К готам присоединялись группы других германских племен – гепидов, вандалов, герулов, тайфалов. Также готы взаимодействуют со славянами – венедами, аланами, поздними скифами, карпо-даками. Нет сомнения, что это оказало большое влияние, но тем не менее готы сохранили свой язык, хотя и прошло почти 12 столетий с эпохи готского епископа Вульфилы.

Побывав в 1253г. в Крыму, посол французского короля Людовика IX Рубрук писал: «На море, от Керсоны до Танаида, находятся высокие мысы, а между Керсоной и Солдайей существует 40 замков; почти каждый из них имел особый язык; среди них было много готов, язык которых немецкий». Из этого мы узнаем, что кроме официального греческого в Крыму разговаривали также на готском. Так как прошло довольно много времени с пришествия готов на Крымский полуостров, язык готов должен был поменяться (как в фонологическом плане, так и в лексико-грамматическом). Поэтому мы различаем классический готский язык и крымско-готский язык.

Готия-Феодоро угасла, жители этой области растворились в массе складывавшейся татарской нации. Почти не осталось памятников крымско-готской письменности, что позволяет сделать предположение, что феодориты были бесписьменным народом. Между тем готская речь еще долго звучала под крымским небом. Лингвисты с уверенностью отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка.

В 1557-1564 гг. в Турции послом цесаря был Бусбек. Этот образованный (по своему времени) чиновник встречал в Стамбуле двух посланцев готского населения Крыма и имел с ними длительные беседы. Он даже описал одного из них – гота. Далее Бусбек сообщает, что готы – до сих пор христиане, хотя и окружены иноверцами. Это, без сомнения, готский язык, известный нам из Евангелия Вульфилы. Небольшие различия здесь легко объяснимы погрешностями фонетической системы записи Бусбека, а также неизбежным развитием языка, ведь с эпохи готского епископа прошло немало времени. Эта запись имеет огромную ценность и потому, что представляет собой неопровержимое доказательство сохранности крымско-готского языка во второй половине 16 в., тогда как некоторые авторы «хоронят» его веком раньше или даже в 1-м тысячелетии н. э.

В 1683г. известный путешественник, входивший в состав шведского посольства, Энгельберт Кемпфер записывает, находясь в Московском государстве, что «в Крыму еще сохранились многие немецкие слова, принесенные туда готскими колонистами. Господин Бусбек… дал в своем четвертом сочинении значительное количество этих слов, я же записал их гораздо больше». Таким образом, Кемпфер располагал коллекцией лексических единиц готского языка конца XVII в., но, к сожалению, этот бесценный материал пропал во время путешествия ученого в Китай.

Ученые стали вплотную заниматься этой проблемой. Сведения носят уже не описательный, а научный характер. Начало этому этапу положила работа немецкого ученого Г. Массманна. Он предпринял попытку грамматического анализа записанных О. Бусбеком слов и выражений. Известно, что для изучения этого вопроса Массманн специально выезжал в Крым. Исследование собственно языковых проблем продолжили в конце 19 и начале 20 века немецкие ученые В. Томашек, Р. Леве и др.. Эти работы определили следующий круг проблем:

1) дефиниция языка крымских готов;

2) определение языкового статуса крымских готов;

3) идентификация языковых памятников;

4) идентификация имен собственных готского происхождения, топонимов, отражающих факт проживания в Крыму готов и др.

На основе исторического и лингвистического анализа они приходят к следующим выводам:

1) в языке крымских готов отсутствуют некоторые языковые факты, которыми располагает классический готский;

2) по своим лексическим и грамматическим особенностям крымско-готский близок к англо-фризскому;

3) в описываемое время на территории полуострова проживало многочисленное племя герулов, потомками которого и могли быть крымские готы.

Проблема определения языкового статуса крымских готов тесно связана с неоднозначностью статуса крымских готов как народности. Причины сложности решения этой проблемы наиболее точно сформулировал Пьер Джузеппе Скардигли:

1) готы оказались отрезанными от других родственных им племен, в полной языковой изоляции;

2) их язык подвергся влиянию языков других народов, заселявших в то время полуостров (греки, гунны, авары, булгары, татары и др.).

Невозможность однозначного определения статуса крымскоготского обусловлена также и тем фактом, что у исследователя в наличии единственный документ оставленный О. Бусбеком. Будучи фламандцем по происхождению, он делал свои записи на латинском языке, невольно приближая их к своему родному. Кроме того, его автограф был утрачен, поэтому при исследовании приходится пользоваться перепечатками его письма в более поздних журналах. Все это, безусловно, только затрудняет работу исследования.

Найденные в Крыму надписи, связанные каким-либо образом с готами, сделаны в основном на греческом языке. Готия долгое время была провинцией Византии, поэтому доминирующим языком мог оказаться греческий. Но известно, что в готских церквях службы проводились именно на крымско-готском языке, но, к сожалению, записей служб не осталось.

Изучение феномена крымских готов, несомненно, имеет большое значение для науки. Оно позволяет проследить судьбу народов, проживающих в языковой изоляции, а также оказать помощь с расшифровке многочисленных памятников в Крыму, все еще остающихся загадкой для науки.

Крымско-готский язык существенно отличается от классического готского, обнаруживая крымско-готские диалектные особенности по сравнению с языком Библии Вульфилы. Кстати, эти особенности позволяют предполагать, что предки крымских готов еще во время проживания в Скандинавии существовали обособленно от основного массива готов. Исследователи отмечают также связь языка крымских готов с языком герулов, принимавших совместно с остготами участие в морских грабительских походах (в 267г. такой поход был совершен по Понту из устья Меотиды к устью Дуная, т. е. вдоль Крымского побережья), выделяют и некоторые иранские (аланские) заимствования при обозначении числительных «сто» – «sada » (осетинское «sada ») и «тысяча» – «hazer » (персидское «hazar ») и т.п.

По прошествии 12 веков готский язык потерпел определенные изменения – рассмотрим сначала фонетический и лексический критерии: звуковая система готского языка относительно проста, но претерпела ряд изменений (как в системе гласных, так и в системе согласных).

крымско-готский готский
гласные
ii, y, e I
I ei
o, u û
e, u o
o, oe au
i e
-a -us
-ie -iu
ei, ie, e ai
uo ê
e(e), ae, aa a
согласные
f, w v
p, v b
tz, d, t, th þ
sc sk
t d
n nn
потеря оконч. «s» -s
gh g, gg
ch hj
-gg
sch s
потеря нач. «h» h
-tz
-d -dd
ch k
c- g-
-u- -v-
th t

Данная таблица отображает особенности крымско-готского языка. Здесь в полной мере проявилась тенденция к сужению гласных (гот. mêna «луна» – кр.-гот. mine ; гот. slêpan «спать» – кр.-гот. schlipen ; гот. stols «стул» – крымско-готский stul ); также меняются диграфы, окончания, и т.д.. Происходит упрощение: гот. –dd–, –ii–, –gg– переходит в кр.-гот. –d–, –i–, –g–.

Лексические же особенности заключаются в том, что отдельные слова приобрели иной смысл: например, гот. hatis «ненависть» – кр.-гот. atochta «зло», «злость», гот rintsch «гора» – кр-гот. ur-reisan /rinnan «подниматься, преодолевать», etc.

По своему грамматическому наполнению крымско-готский язык близок к западно-германской группе и англо-фризскому языку.

Готы в Крыму

Готы - название союза германских племён, кочевавших во время Великого Переселения народов в III веке в районы Северного Причерноморья. Среди народов, населявших Крым в позднеантичное и средневековое время, пожалуй, одним из самым загадочных для историков является восточно-германское племя готов.

Готы, жившие до III века н. э. на периферии известного грекам и римлянам варварского мира, были обойдены вниманием античных писателей. Поэтому очень мало информации о раннем периоде их истории. Тем не менее, некоторые данные древних авторов о германцах вполне применимы и к готам. Наиболее подробные и интересные сведения о них оставил римский историк I - начала II века н. э. Корнелий Тацит. По словам Тацита, «...всем им присущ тот же облик: жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела, способные только к кратковременному усилию; вместе с тем им не хватает терпения, чтобы упорно и напряженно трудиться, и они совсем не выносят жажду и зноя, тогда как непогода и почва приучили их легко претерпевать холод и голод».

Сведения о происхождении готов имеют легендарный характер. Ведь, по словам римского историка, «германцам известен только один... вид повествования о былом древние песнопения». И действительно, готский историк VI века н. э. Йордан, написавший труд о происхождении и истории своего народа, уточняет, что описанные им события вспоминаются «в древних... песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения». Иордан повествует о переселении готов на трех кораблях из Скандинавии через Балтийское море в область нижней Вислы и их наполненном битвами и героическими деяниями пути на юг, к Черному морю, где они достигли желанной земли в Скифии, на готском языке называемой «Ойум».

«С этого самого острова Скандзы (Скандинавский полуостров), как бы из мастерской, изготовляющей племена или, вернее, как бы из утробы, порождающей племена, по преданию, вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза (устье Вислы)... Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимир, сын Годарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум. Филимир, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться... Та же часть готов, которая была при Филимире, перейдя реку, оказалась перемещенной в область Ойум и овладела желанной землей. Тот час же без замедления подступают они к племени спадов и, завязав сражение, добиваются победы. Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем».

Однако и на новом месте готы долго не задержались. Начинается продвижение германцев на юг. Уже во второй трети III века н. э. готы занимали огромные территории от низовьев Дуная до Днепра. Вот что пишет Йордан о происхождении трех крупнейших готских племенных объединений: «Ты должен помнить, что вначале я рассказал, как готы вышли из недр Скандзы со своим королем Беригом, вытащив всего только три корабля на берег по эту сторону Океана... Из всех этих трех кораблей один, как бывает, пристал позже других и, говорят, дал имя всему племени, потому что на готском языке «ленивый» говорится «gepanta». Отсюда и получилось, что, понемногу искажаясь, родилось из хулы имя гепидов... Когда готы остановились в Скифии, часть их, владевшую восточной стороной, возглавлял Острогота; либо от этого имени, либо от места, то есть «восточные», называются они остроготами; остальные же - везеготами, то есть с западной сторон».

В середине III века н. э. готы почувствовали себя достаточно сильными, чтобы бросить вызов Риму. Римская империя переживала в ту пору глубокий экономический и политический кризис. Одним из его проявлений было ослабление легионов, находившихся на северо-восточных границах Империи. В 250 году н. э. огромная армия готов и их союзников переправилась через Дунай и начала грабить балканские провинции. Для борьбы с варварами римские императоры были вынуждены задействовать все резервы. Вероятно, сразу после 250 года н. э. римские войска были выведены из Херсонеса. Тогда же, или несколько ранее, римский гарнизон оставил и Харакс. Считается, что легионеров, ранее находившихся в Крыму, перебросили на Дунай для пополнения находившейся там римской армии. В 1971 году в долине реки Качи нашли клад, состоявший из римских серебряных монет и фибулы. Клад был, очевидно, спрятан одним из участников сражений на Дунае. Самая поздняя из найденных монет выпущена в 251 году н. э. и, таким образом, первое появление готов в Крыму произошло в этом году или чуть позже.

Готам удалось разгромить позднескифское государство, уничтожить Неаполь и другие крепости. Захватили и ассимилировали остававшихся там скифов и заняли весь полуостров, кроме Херсонеса. Для Боспорского царя Рескупорида IV (242-276 года н. э.) появившиеся у границ его владений варвары представляли серьезную угрозу. Надежды на помощь Рима не было - все силы Империя бросила на защиту придунайских провинций. Вероятно, для борьбы с готами Рескупорид взял в соправители некоего Фарсанза, однако эта мера не уберегла Боспор от неприятностей. Одним из объектов готской агрессии стали города, расположенные на южном и восточном берегах Черного моря. Синопа, Трапезунт, Амис, Питиунт находились на одном из важнейших торговых путей древности, соединявшем страны Востока и Запада. Посредническая торговля была чрезвычайно прибыльной, а богатства жителей этих городов - привлекательной добычей. Однако добраться до восточного и южного побережья Понта можно было только по морю, а кораблей у готов не было. Очевидно, одному из их вождей пришла в голову мысль «позаимствовать» столь необходимые корабли вместе с командами на Боспоре. Вот что писал по этому поводу историк Зосим во второй половине V века:

«Готы... попытались даже переправиться в Азию и легко устроили это при посредстве жителей Боспора, скорее из страха, чем из расположения давших им суда и показавших путь при переправе. Пока у них (боспорцев) были цари, получавшие власть по праву наследства от отца к сыну, то вследствие дружбы с римлянами, правильно организованных торговых сношений и ежегодно посылаемых им императором даров они постоянно удерживали скифов (Византийские историки часто называли «скифами» готов), желавших переправиться в Азию. Когда же по исчезновению царского рода во главе правления стали недостойные и потерянные люди, то, боясь за себя, они предоставили скифам проход через Боспор в Азию, переправив их на собственных судах, которые они взяли обратно и возвратились домой». Вероятно, правители Боспора попытались избавиться от появившихся в их владениях варваров и с этой целью предоставили им корабли вместе с командами. Однако сохранить свое государство в неприкосновенности боспорским царям все же не удалось. В ходе археологических раскопок в Керчи были обнаружены следы большого пожара, произошедшего в 256 году н. э. Начиная со следующего года, сначала сокращается, а потом и вовсе прекращается чеканка боспорских монет. Таким образом, готское вторжение не прошло бесследно для Боспорского царства.

На протяжении третьей четверти III века н. э. варвары не раз использовали Боспор в качестве базы или опорного пункта, откуда начинались набеги на причерноморские города и римские провинции в Малой Азии. Во время походов в Малую Азию готы возвращались с огромным количеством пленников, за которых потом требовали выкуп. Среди последних было много христиан. Вместе с ними христианство распространилось и среди готов. Уже в 325 году н.э. под документами Вселенского Собора, состоявшегося в городе Никее, свою подпись рядом с подписью Кадма, епископа Боспора, поставил Феофил, епископ Готии. Но единого мнения, где располагалось это епископство в Крыму, на Нижнем Дунае или на территории Черняховской культуры - не существует. Однако этот поход закончился для варваров крайне неудачно - они были разгромлены императором Тацитом и повернули обратно. Возвратившихся на Боспор готов победил в сражении царь Тейран (275-278 года н. э.). В честь этого события в Пантикапее была установлена посвятительная надпись. По-видимому, Тейрану удалось установить контроль над всей прежней территорией Боспорского царства, ликвидировать опасность со стороны варваров и возобновить дружественные отношения с Римской империей. Приблизительно в это же время Риму удалось нанести поражение германцам.

В середине III века в Крыму появляются могильники, которые современные исследователи связывают с германцами. В них хоронили по обряду трупосожжения. Могильник на Черной речке, близ Севастополя, биритуален, то есть здесь были и трупоположения, и трупосожжения. Вероятно, этот некрополь совместно использовали германцы и их союзники - сарматы и аланы. Еще один могильник с кремациями возник на Южном Берегу Крыма, на мысе Ай-Тодор, поблизости от оставленного римлянами Харакса. Третий подобный некрополь раскопан на южном склоне горы Чатыр-Даг. Существовало несколько разновидностей погребального обряда. Как правило, погребальный костер находился за пределами могильника. На нем сжигали останки умершего вместе с наименее ценными вещами. Затем в некоторых случаях кости тщательно очищали от золы и вместе с остатками инвентаря помещали в урну. Сюда же добавляли изделия из серебра, меди, стекла. Урнами служили амфоры или большие лепные или краснолаковые сосуды. Часто горла урн закрывали лепными или краснолаковыми мисками, фрагментами разбитых сосудов, кирпичами или плоскими камнями. Затем урну ставили в небольшую прямоугольную могилу. В некоторых могилах помимо урн с прахом находились один или несколько краснолаковых или лепных сосудов, орудия труда, оружие, украшения. В отдельных случаях дно и стенки могильной ямы обкладывали каменными плитами, а после совершения захоронения еще одной плитой могилу перекрывали сверху, образуя тем самым подобие каменного ящика. Иногда плиты не использовали, но, после того, как в могильную яму опускали урну с прахом, ее перекрывали небольшими камнями. Наконец, известны случаи, когда могилу просто засыпали грунтом. Бывало, что урны не использовали, пережженные кости вместе с остатками погребального костра и тризны складывали в могильную яму и перекрывали камнями. В некоторых случаях погребальный костер был сложен прямо поверх могильной ямы, причем все его остатки не вмещались в могилу, но образовывали над ней невысокий холмик. Его затем обкладывали камнями и получался небольшой курганчик. В погребениях найдены предметы вооружения - меч, боевые топоры, наконечники копий; стеклянная, краснолаковая и лепная посуда; украшения - пряжки, фибулы, браслеты, подвески, серьги, кольца, перстни, бусы; римские и херсонесские монеты.

Описанные погребения схожи с захоронениями, исследованными в германских могильниках, раскопанных на территории Польши. Таким образом, ясно, что некрополи Чатырдаг, Ай-Тодор и часть могильника на Черной речке принадлежали переселившимся в Крым готам. Некоторые различия в погребальном обряде объясняются, вероятно, тем, что население, оставившее эти памятники, включало представителей нескольких племен. Отдельные погребения (как правило, воинов) сопровождались набором разнообразного погребального инвентаря, в то время как основная масса могил безынвентарные. Этот факт говорит о существовании у готов имущественного и, вероятно, общественного неравенства. Поселения, связанные с некрополями крымских готов, пока не известны. При раскопках Чатырдагского и Ай-Тодорского могильников в стороне от собственно некрополей обнаружены скопления преднамеренно разбитых амфор и лепной посуды. Здесь же найдены кости животных, причем трубчатые кости расколоты - из них доставали мозг. Однако следов, каких бы то ни было построек здесь не обнаружено. Предполагают, что на этих местах происходил поминальный пир - тризна. В мирное время готы занимались земледелием. Они выращивали пшеницу, часть которой через Херсонес поступала на рынки Византийской империи. В Херсонесе германцы покупали вино и оливковое масло в амфорах, краснолаковую и стеклянную посуду, украшения. Торговля, вероятно, была меновой. В некоторых монетах, найденных в погребениях готов, просверлены отверстия - следовательно, их использовали в качестве украшений.

У германцев было развито ремесленное производство. Кузнецы изготовляли оружие и украшения из серебра, бронзы, железа. В отличие от других варваров, готы умели пользоваться гончарным кругом. Они изготовляли кувшины, миски и большие трехручные сосуды - «вазы». Пришедшие в Крым готы были язычниками. Они поклонялись богам, олицетворявшим силы природы. В погребениях германцев в могильнике у совхоза «Севастопольский» найдены несколько подвесок в форме молоточков. В германской мифологии молот - оружие бога грома и молнии Тора. Готы верили в существование потустороннего мира - не случайно их погребения сопровождал разнообразный инвентарь, который должен был служить владельцу и на том свете. Во второй половине IV века н. э. происходивший из рода Амалов король остроготов Германарих создал в Северном Причерноморье обширное государство. В «державу Германариха» были объединены различные германские племена, в том числе остроготы, герулы, венеты. Входили в ее состав и крымские готы. По сообщению Аммиана Марцеллина, в 362 году н. э. к византийскому императору Юлиану прибыло посольство боспорцев с просьбой «... чтобы за внесение ежегодной дани им дозволено было мирно жить в пределах родной земли». Скорее всего, это было вызвано усилившимся давлением готов на Боспор. Возможно, Боспорское царство стало частью государства Германариха. Последнее, правда, просуществовало недолго - в 70-х годах IV века оно было разгромлено гуннами.

Началась эпоха Великого переселения народов. В результате бесконечных войн и переселений, везеготы достигли Испании, а остроготы - Италии, где основали свои королевства. Та же часть готов, которая обосновалась в Крыму, не покинула своих мест. Появление гуннов в Крыму привело к вынужденной миграции жителей предгорной части полуострова. Они оставили обжитые места и переселились в менее доступные районы Горного Крыма и Южного берега. Именно эти области с VI по XV век традиционно назывались Готией.

Литература:

1. Кизилов М.Б., Масякин В.В. Готы: научно-популярная литература // Храпунов И.Н., Герцен А.Г. От киммерийцев до крымчаков: народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в. : сборник очерков / Ист.-археол. благотвор. фонд "Наследие тысячелетий". - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Симферополь: Доля, 2004. - С. 16-24: ил. - Библиогр. в конце ст.: 4 назв. . - ISBN 966-8584-38-4

Красивые места Крыма

(подробнее см. крымско-готский язык ). Ареал расселения готов в Крыму также не до конца ясен. В разное время они обитали на Керченском полуострове и в южной части Крыма, которая впоследствии именовалась Готия (средневековое христианское княжество Феодоро).

Появление и жизнь готов в Крыму

Готы оказались в Крыму в ходе миграций поздней античности , в III веке нашей эры. Вероятнее всего, по языку и культуре крымские готы были ближе к своим соседям остготам , жившим в северном Причерноморье, нежели к вестготам . В Крыму готы быстро захватили и ассимилировали остававшихся там скифов и заняли весь полуостров, кроме Херсонеса . В конце III века готы взяли под контроль Боспорское царство и встроились в его элиту, сохраняя традиции военной демократии . Отряды готов нанимались на службу к Римской империи, участвовали в различных военных походах. Среди готов быстро распространилось христианство (арианство). К середине IV века после упадка Боспорского царства готы стали главной политической силой на полуострове.

Се бо готские красные девы въспеша на брезе Синему морю (т. е. Азовскому). Звоня рускым златом, поют время Бусово, лелеют месть Шаруканю.

Тем не менее до полного порабощения дело и на этот раз не дошло. Готы не только продолжали заниматься традиционными видами деятельности, но и торговали, нередко пересекая с ценным товаром половецкие степи. Так, в «Житии Антония Римлянина» мы встречаем известие о прибытии в Новгород в первой половине XII в. некоего крымского гота, владевшего греческим и русским языками (Новгородские летописи, 1879, 187-188), из чего можно сделать вывод, что гость посещал русские земли неоднократно, то есть между двумя единоверными государствами связи были более или менее постоянными.

В XIII-XIV вв. в истории готов все большую роль начинают играть генуэзцы, основавшие в 1266 г. колонию в Кафе и купившие у татар обширную прилегающую территорию. Они продвигались вдоль Южного берега, а с 1365 г. стали вне конкуренции в торговле и политическом влиянии в этой части Крыма. И в 1380-х гг. они договорились с ханом Мамаем о разделе Крыма; готы получили при этом территорию от Балаклавы до Алушты, за исключением ряда крепостей: Форы (Форос), Хихинео (Кикинеиз), Лупико (Алупка), Мусакори (Мисхор), Ореанда, Джалита, Сикита (Никита), Горзовиум, Партените, Ламбадие (Биюк-Ламбат и Кучук-Ламбат), Луста (Алушта), оставшихся за генуэзцами (Малицкий Н. В., 1933, 6). Новая область стала при этом называться «Капитанство Готия » (Капитанатус Готиэ). Ясно, что итальянцы получили лишь узкую полоску берега; горы и леса к северу от Ялты, сердце старой Готии, остались в целости и независимости. Во главе её по-прежнему остался князь (он мог быть и греческого происхождения), обязанный данью татарам и вассалитетом Трапезунду . О сохранении им власти согласно свидетельствует надпись 1427 г. на плите из Каламиты: «Князь Алексей из Феодоро воздвиг крепость и церковь Св. Константина и Елены» (Малицкий Н. В. , 1933, 25 - 32). Этот же князь Алексей позднее положил начало возврату приморских земель. Умный и энергичный политик, он стал инициатором тесного сотрудничества Феодоро с крымским ханом, также опасавшимся и генуэзцев, и стамбульских турок. При нем было возвращено прежнее значение захиревшему было порту Каламите, расширены границы города. За год до смерти (1434 г.) князь вернул готам бухту Символов (Балаклавская) и крепость Чембало, отнятую у них генуэзцами за 66 лет до того. Борьба за побережье продолжалась и позже, чему способствовал рост престижа княжеского дома - дочь князя вышла замуж за Давида Комнина, ставшего вскоре императором Трапезунда. «Сеньором Феодоро» стали итальянцы именовать уже сына Алексея, занявшего престол отца (его имя до нас не дошло, но татары именовали молодого властителя Олу-бей, то есть Большой князь). Князем величали его и русские. Брак с членом княжеского дома, близкородственного константинопольским Палеологам и трапезундским Комнинам, отныне мог считаться честью для представителя любой христианской династии - и мангупская княжна, дочь Олубея, стала женой Стефана Великого, а Иван III вел переговоры с князем Исайко , её братом, о браке другой княжны с московским царевичем. Укрепив таким образом свои политические позиции, князья Феодоро могли после завоевания Константинополя турками (1453 г.) вступить в серьезный конфликт с итальянцами. Генуэзцы разработали план полного подчинения себе готов. В конфликте победили германцы, и уже в 1458 г. в официальном документе, составленном в канцелярии Кафского консулата, готский князь (Dominus theodori) был признан одним из четырех «черноморских государей» (Braun F., 1890, 34). Это свидетельствовало и о признании того важного факта, что, опираясь на мощную армию, готы, эти прирожденные мореплаватели, вернули себе значительную часть южнобережных крепостей и портов.

Однако этот всплеск былого величия Готии был последним перед её окончательным падением. В 1475 г. Кафу взяли турки; осадили они и Мангуп. Установив на примыкавших к главным воротам высотах легкую и осадную артиллерию, они подвергли столицу непокорных готов разрушительному обстрелу - впервые в её истории. Тем не менее она держалась около трех месяцев и сдалась, лишь когда иссякло продовольствие. Турки, обещавшие помиловать горожан, устроили дикую резню - об этом говорят братские могилы казненных мангупцев. Тем не менее княжеский род уцелел; сохранился и старый титул князей. Мы встречаем их имена в числе вассалов султана и послов Стамбула в Москву: князя Кемальби, его сына Мануэля, очевидно христианина (Карамзин Н. М., т. I, с. VII, примеч. 105), в Москве же проводит последние годы жизни князь Скиндер (Александр) Мангупский (там же, с. VII, 115, примеч. 233, 235, 236). Но это уже был последний упомянутый в известных нам источниках князь, хотя линия их продолжалась в боярских родах Головиных и Ховриных - сын мангупского князя Стефана Ховры (ум. в 1400 г.), брат топарха Алексея (ум. в 1428 г.), стал членом этого рода (Бархатная книга , 1797, 270). Само же княжество безвозвратно пало; города Мангуп, Чембало, Каламита и все их земли вошли в Мангупский кадылык султана; Каламиту при этом переименовали в Инкерман, Чембало - в Балаклаву, столицу же - в Мангуп-Кале. Последняя сохранила своё значение лишь как крепость; торговля и ремесло здесь быстро пришли в упадок. Виной тому было её новое, периферийное положение - вдали от турецких торговых магистралей. Город дважды выгорает - в 1493 и 1592 гг. … Однако в столице и других городах готское население отнюдь не представляло собой всего народа и даже большей части его. Основная масса готов-крестьян в отличие от горожан, не подвергшихся в XV в. ни эллинизации, ни тюркизации, продолжала жить в глухих горных селениях, поддерживая минимальные связи с внешним миром, сохраняя свою древнюю культуру, свой язык. Процесс ассимиляции крымских готов продолжался несколько столетий. Последние эпиграфические данные о готах в Крыму относятся к IX веку , к этому времени слово «гот» превратилось в личное имя (вероятно, указывавшее на происхождение). Название «Готия» применительно к юго-западному Крыму продержалось на протяжении всего Средневековья . В частности, в XIII-XIV генуэзцы называли свои владения в западной части южного берега Крыма Приморской Готией (Gothia Maritima), также Готией часто именовалось княжество, более известное в исторической литературе как Феодоро . По словам минорита Вильгельма де Рубрука , следовавшего в 1253 году из Константинополя к татарам, он видел на южном побережье Крыма замки, в которых «было много готов, язык которых тевтонский (teutonicum )».

Расположенная в Крыму православная епархия Константинопольского патриархата носила название Кафинско -Готской вплоть до 1798 года , когда после выселения греков из Крыма в северное Приазовье (район Мариуполя) епархия была ликвидирована.

Крымские готы как объект криптоэтнологии

- писал Бусбек. На основании беседы-опроса Бусбек создал краткий словарь крымско-готского языка (около 80 слов). При этом, непосредственно Крымский полуостров Бусбек не посещал, а беседа происходила в Стамбуле . Собеседники сообщили Бусбеку, что крымские ханы набирают для своего войска из числа готов отряд пехоты численностью 800 человек.

В 1606 году энциклопедист-гугенот Жозеф Жюст Скалигер писал, что крымские готы читают Ветхий и Новый Завет «по буквам алфавита Вульфилы ».

Ни до, ни после Бусбека крупных письменных памятников готского языка в Крыму не было обнаружено. В греческой эпиграфике Крыма представлены немногочисленные реликтовые имена германской этимологии.

Последнее упоминание о потомках готов относится к концу XVIII века. Когда католический архиепископ Станислав Богуш-Сестренцевич , посещавший Крым и Мангуп в 1780-1790 годах, встретив там несколько семейств, язык, обычаи и внешний вид которых отличался от окрестных племён, - пришёл к выводу, что это готы.

См. также

  • Сувук-Сув (Суук-Су) - древний могильник, предположительно готский.
  • Феодоро - средневековое княжество с православным эллинизированным населением, в европейских источниках ассоциировавшееся с крымскими готами.

Напишите отзыв о статье "Крымские готы"

Примечания

Источники

  • . Книга познания мира.

Литература

  • Васильев A.A. Готы в Крыму. Известия ГАИМК. 1921.
  • Пиоро И. С. Крымская Готия. Очерки этнической истории населения Крыма в позднеримский период и раннее средневековье. - Киев: Лыбидь, 1990. - 200 с.
  • Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма /А. И. Айбабин. - Симферополь: Дар, 1999. - 475 с.
  • Заморяхин А. // Исседон: альманах по древней истории и культуре. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. - Т. 2. - С. 171-183.
  • Вольфрам Хервиг Готы. От истоков до середины VI века (опыт исторической этнографии). - СПб.: Ювента, 2003. - 654 с.
  • Фадеева Т. М., Шапошников А. К. Княжество Феодоро и его князья. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. - 280 с.
  • От киммерийцев до крымчаков: Сб. Под ред. И. Н. Храпунова, А. Г. Герцена. - Симферополь: Доля, 2006. - 288 с.
  • Щукин М. Б. Готский путь. Готы, Рим и Черняховская культура. - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербуржского государственного университета, 2006. - 576 с.
  • Ганина Н. А. Крымско-готский язык. - СПб: «Алетейя», 2011. - 288 с.
  • Скардильи П. Готы: язык и культура. - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2012. - 388 с.
  • Rich. Loewe Die Reste der Germanen am Schvarzen Мееге. - Наllе. 1896.
  • Heather, Peter J. The Goths. - Blackwell. 1998. pp. 52-55.
  • Heather, Peter J. The Goths in the Fourth Century. - Liverpool University Press, 1991.
  • Kulikowski, M. Rome"s Gothic Wars: From the Third Century to Alaric. - Cambridge Univ. Press. 2006. pp. 111.
  • Wolfram, H. (Thomas J. Dunlop, tr) History of the Goths. - Univ. of California Press. 1988. pp. 261.

Отрывок, характеризующий Крымские готы

Радость, надежда моя!
Не уходи, мой милый,
не покидай меня!
Встань, протяни ручонки,
Глазки свои открой,
Милый ты мой мальчонка,
Славный сыночек мой.
Встань, погляди, послушай
Как нам птицы поют,
Как цветы на рассвете
Росы майские пьют.
Встань, погляди мой милый,
Смерть тебя подождёт!
Видишь? – И на могилах
Солнечный май живёт!
Пламенеет цветами
Даже земля могил...
Так почему ж так мало
Ты, мой сыночек, жил?
Мальчик мой ясноглазый,
Радость, надежда моя!
Не уходи, мой милый,
Не покидай меня...
Он нарёк его Александром, выбрав это имя сам, так как мама была в больнице и ему некого больше было спросить. А когда бабушка предложила помочь похоронить малыша, папа категорически отказался. Он сделал всё сам, от начала до конца, хотя я не могу даже представить, сколько горя надо было перенести, хороня своего новорождённого сына, и в то же время зная, что в больнице умирает его горячо любимая жена... Но папа это всё перенёс без единого слова упрёка кому-либо, только единственное, о чём он молился, это чтобы вернулась к нему его любимая Аннушка, пока этот страшный удар не подкосил её окончательно, и пока на её измученный мозг не опустилась ночь...
И вот мама вернулась, а он был совершенно бессилен чем-то ей помочь, и совершенно не знал, как же её вывести из этого жуткого, «мёртвого» состояния...
Смерть маленького Александра глубоко потрясла всю семью Серёгиных. Казалось, никогда не вернётся в этот грустный дом солнечный свет, и никогда не будет звучать больше смех... Мама всё ещё была «убитой». И хотя её молодое тело, подчиняясь законам природы, начинало всё больше и больше крепнуть, её раненая душа, несмотря на все старания папы, как улетевшая птица, всё ещё была далеко и, глубоко окунувшись в океан боли, не спешила оттуда вернуться...

Но вскоре, через каких-то шесть месяцев, к ним пришла добрая новость – мама снова была беременна... Папа вначале перепугался, но видя, что мама вдруг очень быстро начала оживать, решился идти на риск, и теперь уже все с большим нетерпением ждали второго ребёнка... На этот раз они были очень осторожны, и пытались всячески уберечь маму от любых нежелательных случайностей. Но, к сожалению, беде, видимо по какой-то причине, полюбилась эта гостеприимная дверь... И она постучалась опять...
С перепугу, зная печальную историю первой маминой беременности, и боясь, как бы опять что-то не пошло «не так», врачи решили делать «кесарево сечение» ещё до того, как начнутся схватки (!). И видимо сделали это слишком рано... Так или иначе, родилась девочка, которую назвали Марианной. Но прожить ей, к сожалению, удалось тоже очень недолго – через три дня эта хрупкая, чуть распустившаяся жизнь, по никому не известным причинам, прервалась...
Создавалось жуткое впечатление, что кому-то очень не хочется, чтобы мама родила вообще... И хотя по своей природе и по генетике она была сильной и абсолютно пригодной для деторождения женщиной, она уже боялась даже подумать о повторении такой жестокой попытки когда-то вообще...
Но человек – существо, на удивление, сильное, и способно вынести намного больше, чем он сам когда-либо мог бы себе представить... Ну, а боль, даже самая страшная, (если она сразу не разрывает сердце) когда-то видимо притупляется, вытесняемая, вечно живущей в каждом из нас, надеждой. Вот поэтому, ровно через год, очень легко и без каких-либо осложнений, ранним декабрьским утром у семьи Серёгиных родилась ещё одна дочь, и этой счастливой дочерью оказалась я... Но... и это появление на свет наверняка кончилось бы не так счастливо, если бы всё и дальше происходило по заранее подготовленному плану наших «сердобольных» врачей... Холодным декабрьским утром маму отвезли в больницу, ещё до того, как у неё начались схватки, чтобы, опять же, «быть уверенными», что «ничего плохого» не произойдёт (!!!)... Дико нервничавший от «плохих предчувствий» папа, метался туда-сюда по длинному больничному коридору, не в состоянии успокоиться, так как знал, что, по их общему договору, мама делала такую попытку в последний раз и, если с ребёнком что-то случится и на этот раз – значит, им никогда не суждено будет увидеть своих детей... Решение было тяжёлое, но папа предпочитал видеть, если не детей, то хотя бы свою любимую «звёздочку» живой, а не похоронить сразу всю свою семью, даже по-настоящему ещё не поняв, что же такое по-настоящему означает – его семья...
К папиному большому сожалению, маму опять же пришёл проверять доктор Ингелявичус, который всё ещё оставался там главным хирургом, и избежать его «высокого» внимания было очень и очень сложно... «Внимательно» осмотрев маму, Ингелявичус заявил, что придёт завтра в 6 часов утра, делать маме очередное «кесарево сечение», на что у бедного папы чуть не случился сердечный удар...
Но около пяти часов утра к маме явилась очень приятная молодая акушерка и, к большому маминому удивлению, весело сказала:
– А ну, давайте-ка готовиться, сейчас будем рожать!
Когда перепуганная мама спросила – а как же доктор? Женщина, спокойно посмотрев ей в глаза, ласково ответила, что по её мнению, маме уже давно пора рожать живых (!) детей... И начала мягко и осторожно массировать маме живот, как бы понемножку готовя её к «скорому и счастливому» деторождению... И вот, с лёгкой руки этой чудесной незнакомой акушерки, около шести часов утра, у мамы легко и быстро родился её первый живой ребёнок, которым, на своё счастье, и оказалась я.
– А ну, посмотри-ка на эту куколку, мама! – весело воскликнула акушерка, принося маме уже умытый и чистенький, маленький кричащий сверток. А мама, увидев впервые свою, живую и здоровую, маленькую дочь... от радости потеряла сознание...

Когда ровно в шесть часов утра доктор Ингелявичус вошёл в палату, перед его глазами предстала чудесная картинка – на кровати лежала очень счастливая пара – это была моя мама и я, её живая новорожденная дочурка... Но вместо того, чтобы порадоваться за такой неожиданный счастливый конец, доктор почему-то пришёл в настоящее бешенство и, не сказав ни слова, выскочил из палаты...
Мы так никогда и не узнали, что по-настоящему происходило со всеми «трагично-необычными» родами моей бедной, настрадавшейся мамы. Но одно было ясно наверняка – кому-то очень не хотелось, чтобы хоть один мамин ребёнок появился живым на этот свет. Но видимо тот, кто так бережно и надёжно оберегал меня всю мою дальнейшую жизнь, на этот раз решил не допустить гибели ребёнка Серёгиных, каким-то образом зная, что в этой семье он наверняка окажется последним...
Вот так, «с препятствиями», началась когда-то моя удивительная и необычная жизнь, появление которой, ещё до моего рождения, готовила мне, уже тогда достаточно сложная и непредсказуемая, судьба....
А может, это был кто-то, кто тогда уже знал, что моя жизнь кому-то и для чего-то будет нужна, и кто-то очень постарался, чтобы я всё-таки родилась на этой земле, вопреки всем создаваемым «тяжёлым препятствиям»...

Время шло. На дворе уже полностью властвовала моя десятая зима, покрывшая всё вокруг белоснежным пушистым покровом, как бы желая показать, что полноправной хозяйкой на данный момент является здесь она.
Всё больше и больше людей заходило в магазины, чтобы заранее запастись Новогодними подарками, и даже в воздухе уже «пахло» праздником.
Приближались два моих самых любимых дня – день моего рождения и Новый Год, между которыми была всего лишь двухнедельная разница, что позволяло мне полностью насладиться их «празднованием», без какого-либо большого перерыва...
Я целыми днями крутилась «в разведке» возле бабушки, пытаясь разузнать, что же получу на свой «особый» день в этом году?.. Но бабушка почему-то не поддавалась, хотя раньше мне никогда не составляло большого труда «растопить» её молчание ещё до своего дня рождения и узнать какой такой «приятности» я могу ожидать. Но в этом году, почему-то, на все мои «безнадёжные» попытки, бабушка только загадочно улыбалась и отвечала, что это «сюрприз», и что она совершенно уверена, что он мне очень понравится. Так что, как бы я ни старалась, она держалась стойко и ни на какие провокации не поддавалась. Деваться было некуда – приходилось ждать...
Поэтому, чтобы хоть чем-то себя занять и не думать о подарках, я начала составлять «праздничное меню», которое бабушка в этом году разрешила мне выбирать по своему усмотрению. Но, надо честно сказать, это не была самая лёгкая задача, так как бабушка могла делать настоящие кулинарные чудеса и выбрать из такого «изобилия» было не так-то просто, а уж, тем более – поймать бабушку на чём-то невыполнимом, было вообще делом почти что безнадёжным. Даже самым привередливым гурманам, думаю, нашлось бы, чем у неё полакомиться!.. А мне очень хотелось, чтобы на этот раз у нас «пахло» чем-то совершенно особенным, так как это был мой первый «серьёзный» день рождения и мне впервые разрешалось приглашать так много гостей. Бабушка очень серьёзно ко всему этому отнеслась, и мы сидели с ней около часа, обсуждая, что бы такое особенное она могла бы для меня «наворожить». Сейчас, конечно же, я понимаю, что она просто хотела сделать мне приятное и показать, что то, что важно для меня – точно так же важно и для неё. Это всегда было очень приятно и помогало мне чувствовать себя нужной и в какой-то степени даже «значительной», как если бы я была взрослым, зрелым человеком, который для неё достаточно много значил. Думаю, это очень важно для каждого из нас (детей), чтобы кто-то в нас по-настоящему верил, так как все мы нуждаемся в поддержании нашей уверенности в себе в это хрупкое и сильно «колеблющееся» время детского созревания, которое и так почти всегда являет собой бурный комплекс неполноценности и крайнего риска во всём, что мы пытаемся пробовать, пытаясь доказать свою человеческую ценность. Бабушка это прекрасно понимала, и её дружеское отношение всегда помогало мне без боязни продолжать мои «сумасшедшие» поиски себя в любых попадавшихся жизненных обстоятельствах.
Наконец-то закончив составлять вместе с бабушкой свой «деньрожденческий стол», я отправилась на поиски папы, у которого был выходной день и который (я почти была в этом уверена) находился где-то в «своём углу», за своим любимым занятием...
Как я и думала, уютно устроившись на диване, папа спокойно читал какую-то очень старую книгу, одну из тех, которых брать мне пока ещё не разрешалось, и до которых, как я понимала, я пока что ещё не доросла. Серый кот Гришка, свернувшись тёплым калачиком у папы на коленях, от избытка переполнявших его чувств довольно жмурился, вдохновенно мурлыча за целый «кошачий оркестр»... Я подсела к папе на краешек дивана, как делала очень часто, и тихонечко стала наблюдать за выражением его лица... Он был где-то далеко, в мире своих дум и грёз, следуя за ниточкой, которую, видимо очень увлечённо плёл автор, и в то же время, наверняка уже расставлял получаемую информацию по полочкам своего «логического мышления», чтобы потом пропустить через своё понимание и восприятие, и уже готовенькую отправить в свой огромный «мысленный архив»...
– Ну и что же мы там имеем? – потрепав меня по голове, тихо спросил папа.
– А наша учительница сегодня сказала, что никакой души вовсе нет, а все разговоры о ней – это просто выдумки священников, чтобы «подорвать счастливую психику советского человека»... Почему они лгут нам, пап? – на одном дыхании выпалила я.
– Потому, что весь этот мир, в котором мы здесь живём, построен именно на лжи... – очень спокойно ответил отец. – Даже слово – ДУША – понемногу уходит из оборота. Вернее – его «уходят»... Смотри вот, раньше говорили: душещипательный, душа в душу, душегрейка, душераздирающий, душевный, открыть душу, и т.д. А теперь это заменяется – болезненный, дружно, телогрейка, отзывчивый, потребность... Скоро в русском языке совсем души не останется... Да и сам язык стал другой – скупой, безликий, мёртвый... Знаю, ты не заметила, Светленькая, – ласково улыбнулся папа. – Но это только потому, что ты уже родилась с ним таким, каким он является сегодня... А раньше он был необычайно ярким, красивым, богатым!.. По-настоящему душевным... Теперь уже и писать иногда не хочется, – папа на несколько секунд умолк, думая о чём-то своём и тут же возмущённо добавил. – Как я могу выразить своё «я», если мне присылают список (!), какие слова можно употреблять, а какие являются «пережитком буржуазного строя»... Дикость...
– Тогда, что – лучше учиться самому, чем ходить в школу? – озадачено спросила я.
– Нет, мой маленький человек, в школу идти нужно. – И не дав мне возможности возразить, продолжил. – В школе тебе дают «зёрна» твоего фундамента – математику, физику, химию биологию, и т.д., которым дома тебя учить у меня просто не нашлось бы времени. А без этих «зёрен», к сожалению, ты не сможешь вырастить свой «умственный урожай»... – папа улыбнулся. – Только сперва ты обязательно должна будешь эти «зёрнышки» хорошенько «просеять» от шелухи и гнилых семян... А какой уж потом получится твой «урожай» – будет зависеть только от тебя самой... Жизнь сложная штука, видишь ли... И не так-то просто иногда бывает держаться на поверхности... не уходя на дно. Но деваться-то некуда, правда же? – папа опять потрепал меня по голове, он был почему-то грустным... – Вот и думай – быть ли одной из тех, кому говорят, как тебе надо жить или быть одной из тех, которые сами думают и ищут свой путь... Правда, за это бьют по головушке весьма основательно, но зато, ты всегда будешь носить её гордо поднятой. Вот и думай хорошенько, перед тем как решишь, что тебе больше нравится...
– А почему, когда я говорю в школе то, что думаю, учительница называет меня выскочкой? Это так обидно!.. Я никогда не стараюсь первой отвечать, наоборот – предпочитаю, когда меня не трогают... Но если спрашивают, я же должна ответить, правда, ведь? А им почему-то очень часто мои ответы не нравятся... Как же быть, пап?
– Ну, это, опять же, тот же самый вопрос – хочешь ли быть сама собой или хочешь говорить то, что от тебя требуется и жить спокойно? Ты, опять же, должна выбирать... А не нравятся твои ответы потому, что они не всегда совпадают с теми, которые у них уже подготовлены, и которые всегда для всех одинаковы.
– Как это – одинаковые? Я ведь не могу думать, как они хотят?.. Люди не могут думать одинаково?!
– Ошибаешься, моя Светлая... Именно это-то они и хотят – чтобы все мы думали и действовали одинаково... В этом-то вся мораль...
– Но это неправильно, пап!.. – возмутилась я.
– А ты посмотри повнимательнее на своих школьных друзей – часто ли они говорят не то, что написано? – я смутилась... он был опять же, как всегда, прав. – Это потому, что их родители учат их быть всего лишь примерными и послушными учениками и получать хорошие отметки. Но они не учат их думать... Возможно, потому, что не очень-то думали сами... Или может ещё потому, что в них уже слишком глубоко вжился страх... Вот и шевели своими извилинками, моя Светленькая, чтобы найти для себя то, что является для тебя более важным – твои отметки, или твоё собственное мышление.

Крымские готы бесследно пропали в XVII веке - после завоевания полуострова турками-османами. Куда ушел целый народ? Каким был его язык? Историкам крымские готы оставили много работы.

Готы и «готическое»

Некоторые ученые считают, что Великое переселение народов спровоцировали именно готы, вытеснившие вандалов и ругов с их земель. Готы разговаривали на германском языке – готском, а в IV веке легендарный епископ Вульфила создал для них готский алфавит, а вскоре и перевел Библию, так как именно готы стали первыми германскими племенами, принявшими христианство.

Готы прославились тем, что сокрушили римские легионы, захватили Рим и покорили множество земель, за что впоследствии эпоха Ренессанса, преклоняющаяся перед античной классикой, отомстила им, сделав слово «готический» синонимом варварского, и заклеймив последующие достижения всех германских народов

Крым. Начало

Переселившись к низовьям Вислы, готы запустили цепную реакцию. Под давлением варварских племен, Римская империя быстро пала, и готы распространили свое влияние от Восточной Европы до Поволжья и Крыма.

В Крыму часть готов подчиняет себе аланов, одно из сарматских ираноязычных кочевых племен, после чего совместно с ними совершают набеги на полуостров. В исторических источниках того времени даже встречается память о таком тесном союзе двух народов – этноним гото-аланы.

Готы расселились по южной части Крыма и на Керченском полуострове. Затем Европа была потрясена наступлением гуннов, или хунну – кочевников из Азии.

Готы в это время находились между византийскими владениями, в частности, крупнейшим городом Херсонесом, и гуннами.

Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времен называемая Мангуп-кале – огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма. Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников, и потому являлось уникальной, наполовину искусственной, а наполовину природной фортификацией.

У крымских готов был надежный союз с Византийской империей, из которой на полуостров стекалась интеллектуальная элита Византии, бегущая от преследований иконоборцев – образованные монахи, а однажды – даже сосланный император Юстиниан II, а иноземцы называли их государство «страной сорока замков».

С XII века готы начинают платить дань татарам и половцам: даже в «Слове о полку Игореве» крымские готы описываются как народ, тяготящийся чужеземным игом. Несмотря на тяжелые времена, они продолжали заниматься торговлей, и до нас дошли даже упоминания об их торговых контактах с Новгородом (XII век). Общемировая перестановка сил затрагивает хороших соседей крымских готов, византийцев, с которыми начинает конкурировать Трапезундская империя.

Тем временем, земли у Кафы (современная Феодосия) покупают генуэзские колонисты, а затем, при помощи договора с ханом Мамаем, основывают там небольшое княжество Феодоро, называемое еще «Княжество Готия», вытеснив самих готов ближе к горам. Территория крымских готов с этого момента простиралась от Балаклавы до Алушты – древних Ямболи и Алистона, а важнейшие крепости перешли в руки генуэзцев.

Так Готия разделилась на две части, но упорные готы не сдались в этой борьбе, и продолжали строить крепости – исары, и возвращать назад свои земли. Крымские готы показывали себя и как успешных политиков, заключив брак княжеской дочерей с императором Трапезунда.
Однако после немногочисленных побед, Готия терпит сокрушительное поражение: турки берут в 1475 году Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), а затем осаждают Мангуп, что приводит к разрушению государства крымских готов. Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохраняется в боярской семье Головиных – готских князей-эмигрантов, живших в Москве. Готы-крестьяне, тем временем, продолжали изолированно жить в горах, и ассимилировались лишь спустя века

Тайна крымских готов

Несмотря на то, что после IX века слово «гот» стало личным именем, и археологам не удавалось найти каких-либо более новых непосредственно готских источников, о крымских готах было известно благодаря историческим документам стран-соседей.

Но судьба готов не закончилась с падением их государства в XV веке. Посланник австрийского императора Фердинанда, барон Ожье Гислен де Бусбек, в конце XVI века в своем письме упоминает, что однажды во время дипломатической миссии в Османской империи, он встретил в Стамбуле одного человека, утверждавшего, что он – крымский гот. Он забыл свой родной язык, однако его спутник, грек, якобы владел крымско-готским языком, и после краткой беседы Бусбек составил небольшой крымско-готский словарь, являющийся единственным письменным памятником этого языка, похожего на готский времен Вульфилы.

В XVIII-XIX веках среди крымских татар этнографы обнаруживают нетипично выглядящих людей, отдаленно напоминающих по антропологическим признакам крымских готов, вследствие чего рождается теория о том, что готы продолжают существовать на территории Крыма. За эту теорию цепляются нацистские ученые, планирующие присоединить Крым к Рейху и создать там «Готенланд», то есть, землю готов.

Таким образом, «готский вопрос» давал немцам повод предъявить свои исторические права на владения исконной территорией, землей предков. В 1942 году была снаряжена экспедиция на полуостров, в ходе которой обследовались Бахчисарай и Мангуп. Гитлер отдал приказ заселить в будущем территорию Крыма немцами-эмигрантами из Южной Америки и Палестины, или южнотирольцами.

Население Крыма, наводненного немецкими эмигрантами, по плану фюрера, должно было поддержать этот план. Однако грандиозная схема провалилась: последовали депортации немцев Крыма и Вторая мировая, разрушившая национал-социалистическую Германию. Симферополь так и не стал «Готенбургом» – городом готов, Севастополь – «Готенсхафеном», готской гаванью, а сам Крым - «Готенлендом»

Крымские готы считаются одним из самых таинственных народов в истории. Прожив почти тысячелетие в Крыму, они бесследно исчезли в XVII веке - после завоевания полуострова турками-османами. Историкам крымские готы оставили лишь загадки и легенды.

Племена готов


Некоторые ученые считают, что Великое переселение народов спровоцировали именно готы, вытеснившие вандалов и ругов с их земель. Готы разговаривали на германском языке – готском, а в IV веке легендарный епископ Вульфила создал для них готский алфавит, а вскоре и перевел Библию, так как именно готы стали первыми германскими племенами, принявшими христианство.

Готы прославились тем, что сокрушили римские легионы, захватили Рим и покорили множество земель, за что впоследствии эпоха Ренессанса, преклоняющаяся перед античной классикой, отомстила им, сделав слово «готический» синонимом варварского, и заклеймив последующие достижения всех германских народов.

Переселение в Крым


Переселившись к низовьям Вислы, готы запустили цепную реакцию. Под давлением варварских племен, Римская империя быстро пала, и готы распространили свое влияние от Восточной Европы до Поволжья и Крыма.

В Крыму часть готов подчиняет себе аланов, одно из сарматских ираноязычных кочевых племен, после чего совместно с ними совершают набеги на полуостров. В исторических источниках того времени даже встречается память о таком тесном союзе двух народов – этноним гото-аланы.

Готы расселились по южной части Крыма и на Керченском полуострове. Затем Европа была потрясена наступлением гуннов, или хунну – кочевников из Азии. Готы в это время находились между византийскими владениями, в частности, крупнейшим городом Херсонесом, и гуннами.

Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времен называемая Мангуп-кале – огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма. Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников, и потому являлось уникальной, наполовину искусственной, а наполовину природной фортификацией.

У крымских готов был надежный союз с Византийской империей, из которой на полуостров стекалась интеллектуальная элита Византии, бегущая от преследований иконоборцев – образованные монахи, а однажды – даже сосланный император Юстиниан II, а иноземцы называли их государство «страной сорока замков».

С XII века готы начинают платить дань татарам и половцам: даже в «Слове о полку Игореве» крымские готы описываются как народ, тяготящийся чужеземным игом. Несмотря на тяжелые времена, они продолжали заниматься торговлей, и до нас дошли даже упоминания об их торговых контактах с Новгородом (XII век). Общемировая перестановка сил затрагивает хороших соседей крымских готов, византийцев, с которыми начинает конкурировать Трапезундская империя.

Тем временем, земли у Кафы (современная Феодосия) покупают генуэзские колонисты, а затем, при помощи договора с ханом Мамаем, основывают там небольшое княжество Феодоро, называемое еще «Княжество Готия», вытеснив самих готов ближе к горам. Территория крымских готов с этого момента простиралась от Балаклавы до Алушты – древних Ямболи и Алистона, а важнейшие крепости перешли в руки генуэзцев.

Так Готия разделилась на две части, но упорные готы не сдались в этой борьбе, и продолжали строить крепости – исары, и возвращать назад свои земли. Крымские готы показывали себя и как успешных политиков, заключив брак княжеской дочерей с императором Трапезунда.
Однако после немногочисленных побед, Готия терпит сокрушительное поражение: турки берут в 1475 году Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), а затем осаждают Мангуп, что приводит к разрушению государства крымских готов. Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохраняется в боярской семье Головиных – готских князей-эмигрантов, живших в Москве. Готы-крестьяне, тем временем, продолжали изолированно жить в горах, и ассимилировались лишь спустя века.

Загадка крымских готов

Несмотря на то, что после IX века слово «гот» стало личным именем, и археологам не удавалось найти каких-либо более новых непосредственно готских источников, о крымских готах было известно благодаря историческим документам стран-соседей.

Но судьба готов не закончилась с падением их государства в XV веке. Посланник австрийского императора Фердинанда, барон Ожье Гислен де Бусбек, в конце XVI века в своем письме упоминает, что однажды во время дипломатической миссии в Османской империи, он встретил в Стамбуле одного человека, утверждавшего, что он – крымский гот. Он забыл свой родной язык, однако его спутник, грек, якобы владел крымско-готским языком, и после краткой беседы Бусбек составил небольшой крымско-готский словарь, являющийся единственным письменным памятником этого языка, похожего на готский времен Вульфилы.

В XVIII-XIX веках среди крымских татар этнографы обнаруживают нетипично выглядящих людей, отдаленно напоминающих по антропологическим признакам крымских готов, вследствие чего рождается теория о том, что готы продолжают существовать на территории Крыма. За эту теорию цепляются нацистские ученые, планирующие присоединить Крым к Рейху и создать там «Готенланд», то есть, землю готов.

Таким образом, «готский вопрос» давал немцам повод предъявить свои исторические права на владения исконной территорией, землей предков. В 1942 году была снаряжена экспедиция на полуостров, в ходе которой обследовались Бахчисарай и Мангуп. Гитлер отдал приказ заселить в будущем территорию Крыма немцами-эмигрантами из Южной Америки и Палестины, или южнотирольцами.

Население Крыма, наводненного немецкими эмигрантами, по плану фюрера, должно было поддержать этот план. Однако грандиозная схема провалилась: последовали депортации немцев Крыма и Вторая мировая, разрушившая национал-социалистическую Германию. Симферополь так и не стал «Готенбургом» – городом готов, Севастополь – «Готенсхафеном», готской гаванью, а сам Крым - «Готенлендом»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: