Компания – конкурсант на торгах: бухгалтерский учет и налоги. Бухгалтерский учет обеспечения участия в электронных торгах Обеспечение заявки проводки 60 или 76

"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2012, N 10

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений осуществляется в особом порядке, который установлен Законом N 94-ФЗ <1>. Субъектами отношений, регулируемых данным Законом, выступают заказчики <2> и участники размещения заказов (то есть лица, претендующие на заключение контракта или договора).

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
<2> Государственными и муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы, казенные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Это следует из ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель).

Как следует из ст. 10 Закона N 94-ФЗ, общий способ размещения госзаказов - торги, которые проводятся в форме конкурса или аукциона. Решение о способе размещения заказа принимает заказчик или уполномоченный орган. При этом в ряде случаев Закон N 94-ФЗ обязывает проводить торги только в форме аукциона <3> - закрытого или открытого. Если предметом контракта является поставка товаров, сведения о которых составляют государственную тайну (при условии что такие сведения содержатся в документации об аукционе или в проекте контракта), то проводится закрытый аукцион, во всех иных случаях - открытый, в том числе и в электронной форме.

<3> См., например, Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р.

Участник размещения заказа несет определенные расходы, связанные с участием в электронных торгах. Как эти расходы соотносятся с налогом на прибыль, рассмотрим в данной статье.

Правовое регулирование Получение аккредитации на участие в аукционе

По общему правилу в целях Закона N 94-ФЗ под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Это следует из ч. 1 ст. 32 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 41.1 этого Закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете в порядке, установленном гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

К сведению. Под электронной площадкой понимается сайт в Интернете, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо или ИП, зарегистрированные на территории России, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов. Об этом говорится в ч. 2 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ.

По результатам конкурсного отбора, проведенного Минэкономразвития совместно с ФАС, сегодня определены следующие операторы электронных площадок:

  • ОАО "Единая электронная торговая площадка" - www.roseltorg.ru;
  • ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" - www.ets-micex.ru;
  • ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - www.zakazrf.ru;
  • ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов" - www.sberbank-ast.ru;
  • ООО "Индексное агентство РТС" - www.rts-tender.ru.

Об этом говорится в Письме Минэкономразвития России от 21.07.2010 N Д22-1174 со ссылкой на ч. 31 ст. 65 Закона N 94-ФЗ.

Чтобы стать участником электронного аукциона, организации необходимо пройти аккредитацию у оператора электронной площадки. Аккредитация осуществляется сроком на три года (с возможностью ее прохождения на новый срок). Ее наличие дает право участнику размещения заказа участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке. Это следует из ч. 9 и 13 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ.

Для прохождения аккредитации участник размещения заказа должен представить оператору электронной площадки документы и сведения, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ. При этом ч. 3 данной статьи установлено, что требовать представления документов и сведений, не входящих в этот перечень, оператор не вправе.

Обратите внимание! Плата за аккредитацию на электронной площадке и за участие в открытом аукционе в электронной форме с участников размещения заказа не взимается (ч. 4 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ). Плата взимается только с лица, с которым заключается контракт, в случаях, предусмотренных гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

Отметим, что эта плата невелика. Согласно Информационному сообщению Минэкономразвития России "О завершении экспертизы операторов электронных площадок" плата, взимаемая за участие в аукционе, не может превышать 3000 руб. Например , на сайте ЗАО "Сбербанк-АСТ" говорится, что с 1 августа 2012 г. размер денежных средств, списываемых оператором со счета победителя в качестве платы за участие в открытом аукционе, составляет 2000 руб.

В срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления пакета документов и требуемых сведений оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника размещения заказа или отказать в аккредитации. При этом оператор электронной площадки должен направить участнику уведомление о принятом решении (ч. 4 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ).

Обратите внимание! Участнику размещения заказа, получившему аккредитацию, оператор обязан обеспечить открытие счета для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах.

Прежде чем перейти к рассмотрению процедур размещения заказа на поставку товаров путем электронного аукциона, отметим, что документооборот при проведении электронных торгов осуществляется посредством электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника размещения заказа, заказчика и оператора электронной площадки.

Частью 5 ст. 41.2 Закона N 94-ФЗ определено, что наличие ЭЦП указанных лиц и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают подлинность и достоверность таких документов и сведений, а также то, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, оператора электронной площадки, заказчика.

Отметим, что ЭЦП - это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" <4>).

<4> В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ данный документ был признан утратившим силу с 1 июля 2012 г. Однако Федеральным законом от 10.07.2012 N 108-ФЗ дата утраты силы перенесена на 1 июля 2013 г.

Организации, принявшие решение об участии в электронных торгах, должны позаботиться о наличии у них сертификата ключа проверки электронной подписи.

Участие в электронном аукционе

Документация об аукционе. Согласно ч. 1, 2 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (не менее чем за семь дней в случае, если цена лота не превышает 3 млн руб.) заказчик размещает извещение о проведении такого аукциона на официальном сайте. В извещении должны быть указаны (ч. 4 ст. 41.5):

  • форма торгов (открытый аукцион в электронной форме);
  • адрес электронной площадки в Интернете;
  • наименование и контактные данные заказчика;
  • предмет контракта с указанием количества поставляемого товара;
  • место поставки товара;
  • начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
  • дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
  • дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе;
  • дата проведения открытого аукциона в электронной форме.

Вместе с извещением о проведении электронного аукциона заказчик на официальном сайте размещает документацию об аукционе, требования к которой установлены ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ч. 2 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ).

Подача заявки на участие в аукционе. Для участия в электронных торгах участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, должен подать заявку на участие в аукционе. Причем подать ее можно в любой момент с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона до предусмотренных документацией об аукционе даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в нем.

Порядок подачи заявок, а также сведения, указываемые в заявке участника, определены ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ. При этом заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. В первой части участник размещения заказа указывает свое согласие на поставку товаров, заявленных в документации об аукционе, и товарный знак, а также сообщает конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе. Во вторую часть заявки участник вносит сведения и документы, перечисленные в ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

Заявка на участие в аукционе направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих две части заявки. Причем указанные электронные документы подаются участником одновременно.

Обеспечение заявки на участие в аукционе. Согласно ч. 5 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ заказчик должен установить требование обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения соответствующего заказа и указывается в документации об аукционе. Что касается размера обеспечения заявки, он должен быть не менее 0,5% и не более 5% начальной (максимальной) цены контракта (лота) (не более 2% - если участник относится к субъекту малого предпринимательства).

Выше отмечалось, что аккредитованному участнику размещения заказа оператор электронной площадки обязан открыть счет для проведения операций по обеспечению участия в аукционах.

В соответствии с ч. 11 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по указанному счету в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе. После чего заявке присваивается порядковый номер и подтверждается ее получение - участнику размещения заказа, подавшему заявку, направляется соответствующий электронный документ.

Проведение аукциона. Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирован ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ. Согласно ч. 4 данной статьи торги проводятся путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, за исключением случая, когда цена контракта снижена до нуля (в такой ситуации проводится электронный аукцион на право заключить контракт).

В ходе проведения электронного аукциона его участники могут подавать свои предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона". Этот шаг составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (ч. 6, 7 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ).

При этом ч. 8 ст. 41.10 разрешено подавать предложения о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения определенных требований, указанных в ч. 9 данной статьи.

Не будем утомлять читателей подробным описанием процедур проведения аукциона, отметим лишь, что в конечном итоге в соответствии с ч. 9 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ победителем признается участник, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям документации об этом аукционе.

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

В общем случае по результатам электронного аукциона с победителем заключается государственный контракт, что следует из ч. 1 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ.

В течение одного рабочего дня со дня заключения контракта оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счету <5> в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в таком открытом аукционе. При этом оператор списывает со счета участника, с которым заключен контракт, денежные средства в качестве платы за участие в таком открытом аукционе. Об этом говорится в ч. 17 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ.

<5> Речь, как вы поняли, идет о счете для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, блокировка которого предусмотрена ч. 11 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

Данной статьей предусмотрена ситуация (ч. 12), когда участник аукциона уклоняется от заключения контракта. В этом случае оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счету такого участника в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в этом открытом аукционе. Оператор перечисляет данные денежные средства заказчику, а также списывает со счета такого участника денежные средства в качестве платы за участие в аукционе.

Обеспечение исполнения контракта

Заказчик может установить требование об обеспечении исполнения контракта (а если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн руб., он обязан это требование установить). При этом, если участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставления данного обеспечения не требуется.

Размер обеспечения установлен в п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. Напомним, что эта статья определяет, какие сведения должна содержать документация об электронном аукционе, то есть эту информацию, наряду с иными сведениями, можно увидеть на официальном сайте.

Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% начальной цены контракта (от 10 до 30% начальной цены контракта, если она больше 50 млн руб.).

В случае когда контрактом предусмотрена выплата аванса, обеспечение не может быть меньше, чем размер аванса, а если размер аванса превышает 30% начальной цены контракта, размер обеспечения не может превышать на 20% размер аванса и не может быть меньше аванса.

Схематично это можно представить следующим образом:

  1. Начальная цена контракта до 50 млн руб. - требование об обеспечении контракта может быть установлено.

При этом Аванс <= Обеспечение <= 30% от цены лота .

  1. Начальная цена контракта свыше 50 млн руб. - требование об обеспечении контракта устанавливается обязательно . При этом Аванс <= Обеспечение <= от 10 до 30% от цены лота .

Для обоих случаев: если Аванс >= 30% от цены лота, то Аванс <= Обеспечение <= (Аванс + 20% от Аванса).

Согласно ч. 19 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после:

  • представления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией;
  • передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).

Обратите внимание! Способ обеспечения исполнения контракта участник аукциона определяет самостоятельно.

Отметим, что Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ внесены изменения в Закон N 94-ФЗ. Одним из таких изменений было исключение из способов обеспечения исполнения контракта договора поручительства . Указанные изменения вступили в силу 23.07.2012.

В связи с этим по торгам, объявленным до 22.07.2012 (включительно), участник размещения заказа, с которым заключается контракт, вправе представить обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства. По торгам, которые объявляются с 23.07.2012, обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства представляться не может. Такие разъяснения даны в Письме ФАС России от 30.07.2012 N ИА/24213.

Расходы на участие в электронном аукционе

Теперь рассмотрим, как те или иные расходы, понесенные налогоплательщиком для участия в электронных аукционах, признавать в бухгалтерском и налоговом учете. Расходы нужно четко дифференцировать и отражать в учете исходя из их природы.

Напомним, что участник электронного аукциона несет следующие денежные траты, связанные с участием в аукционе:

  • средства, внесенные в качестве обеспечения на участие в торгах (задаток). Перечисляются оператору электронной площадки перед подачей заявки для допуска к участию в торгах. Как правило, составляют 0,5 - 5% начальной (максимальной) цены контракта;
  • плата оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе. Взимается с победителя аукциона (как подписавшего контракт, так и уклонившегося от его подписания) в размере 2000 - 3000 руб.;
  • средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, или вознаграждение по договору банковской гарантии. Обеспечение представляется заказчику после победы в аукционе перед заключением контракта.

Организация, участвующая в проведении электронного аукциона, должна организовать бухгалтерский учет сумм, перечисляемых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в аукционах. Причем надо вести раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.

Полагаем, что целесообразно учитывать эти средства обособленно. К примеру, на счете 55 "Специальные счета в банках" на отдельных субсчетах:

  • 55-А "Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах";
  • 55-Б "Средства на обеспечения заявок на участие в аукционах заблокированные".

При этом в учете могут быть произведены следующие записи:

Дебет 55-А Кредит 51 - перечислены денежные средства на счет оператора электронной площадки;

Дебет 55-Б Кредит 55-А - отражена блокировка средств оператором электронной площадки.

Одновременно производится запись по дебету забалансового счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные".

При разблокировании средств по результатам участия в аукционе в учете организации производятся обратные записи.

Пример 1 . В октябре 2012 г. организация прошла аккредитацию на электронной площадке и перечислила на счет, открытый оператором площадки, 700 000 руб. В том же месяце она подала заявку на участие в одном аукционе. В соответствии с его условиями на основании заявки оператор заблокировал средства в обеспечение заявки в размере 650 000 руб.

Организация аукцион не выиграла, средства были разблокированы.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Суммы внесенного задатка и средства, обособленные на счете, открытом оператором электронной площадки, в налоговом учете, как и в бухгалтерском, расходами не признаются (п. 32 ст. 270 НК РФ).

Пример 2 . Воспользуемся данными примера 1 с той лишь разницей, что организация выиграла аукцион и заключила соответствующий контракт. Оператор разблокировал счет и взимает плату за участие в аукционе в размере 2000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны те же проводки, что и в примере 1, плюс следующие:

В налоговом учете плата за участие в аукционе (2000 руб.) отражается в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Пример 3 . Организация выиграла аукцион, но уклонилась от подписания контракта. Оператор, разблокировав счет, перечислил денежные средства, обеспечивавшие заявку, заказчику. Кроме того, оператор удержал плату за участие в аукционе в размере 2000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны те же проводки, что и в примерах 1 и 2, плюс следующие проводки:

В бухгалтерском учете суммы штрафных санкций в размере суммы обеспечения заявки отражаются в расходах. Может ли налогоплательщик учесть эти расходы для целей налогового учета , однозначно ответить нельзя.

С одной стороны, средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, по своей природе являются не чем иным как задатком. По сути, сумма задатка, остающаяся у заказчика, является санкцией за нарушение договорных обязательств, а раз так, на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ ее можно учесть в составе внереализационных расходов на дату признания виновной стороной факта неисполнения обязательств.

А вот Минфин придерживается иного мнения (Письма от 18.01.2008 N 03-03-06/1/12, от 08.09.2005 N 03-03-04/2/56): сумму задатка, остающегося у контрагента в связи с невыполнением договора по вине выдавшей его стороны, нужно рассматривать как безвозмездно переданное имущество, стоимость которого не учитывается в расходах на основании п. 16 ст. 270 НК РФ. Правда, разъяснения Минфина относятся к 2005 и 2008 гг., а с тех пор он по этому вопросу не высказывался. Арбитражная практика тоже небогата постановлениями на эту тему.

Итак, у организации, которая перечислила сумму в обеспечение заявки на участие в аукционе, выиграла его, но впоследствии отказалась от подписания контракта, тем самым потеряв сумму обеспечения, есть два выхода.

Первый, менее рискованный, - не включать сумму задатка, оставшуюся у заказчика, в расходы для целей исчисления налога на прибыль. Второй - признать данную сумму в качестве внереализационных расходов как сумму штрафных санкций. Однако при этом достаточно велики налоговые риски. Чтобы их минимизировать, необходимо позаботиться о тщательном обосновании понесенных расходов. Ведь в случае вопросов со стороны налоговой инспекции организации придется объяснить, почему она, выиграв аукцион, отказалась от подписания контракта. Что может стать причиной? Например , вследствие непредвиденных обстоятельств изменились условия ведения хозяйственной деятельности, ухудшилось финансовое положение, контрагент, от которого зависело выполнение контракта, не выполнил свои обязательства и т.д., то есть сложились некие условия, при которых подписание контракта привело бы к еще большим расходам по сравнению с невозвращаемой суммой обеспечения.

Аналогичным образом можно рассуждать и в случае, когда организация - победитель аукциона заключила контракт, но не выполнила свои обязательства, а средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, остались у заказчика.

Теперь несколько слов о расходах на оплату услуг банка по выдаче банковской гарантии. Как уже отмечалось, заказчик может предусмотреть требование о денежном обеспечении исполнения государственного контракта, которое участник электронного аукциона представляет в виде денежного залога или в виде безотзывной банковской гарантии.

За выдачу банковской гарантии организация уплачивает гаранту вознаграждение. Основание - п. 2 ст. 369 ГК РФ. Конкретные размеры вознаграждения и порядок его уплаты устанавливаются индивидуально в каждом соглашении о выдаче банковской гарантии.

Так как представление банковской гарантии является обоснованным расходом, связанным с получением дохода, при наличии документального подтверждения указанного вида расходов организация имеет право включить их в состав налогооблагаемой базы. При этом на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ организация может учесть их в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, или же на основании пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ отнести в состав внереализационных расходов. Руководствуясь п. 4 ст. 252 НК РФ, организация вправе самостоятельно решить, в составе каких расходов она будет учитывать расходы на оплату услуг банка по предоставлению безотзывной гарантии по обеспечению исполнения госконтракта.

Ю.А.Белецкая

Эксперт журнала

"Налог на прибыль:

учет доходов и расходов"

Когда компания-конкурсант участвует в проведении открытого аукциона на электронной площадке, задаток, как таковой, не вносится, и задействовать счет 76 нет необходимости. Однако нужно организовать учет сумм, переводимых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме. Причем следует предусмотреть раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.
На наш взгляд, для этих целей нужно применять счет 55 «Специальные счета в банках», к которому в рабочем плане счетов можно предусмотреть отдельный субсчет «Средства на обеспечение заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме» (к примеру, 55-4), аналитические счета «Свободные средства на счете, открытом оператором электронной площадки» (для упрощения дальнейших записей закодируем его как 55-41) и «Заблокированные средства на обеспечение поданных заявок» (55-42).
При перечислении средств с расчетного счета на счет, открытый оператором электронной площадки, следует кредитовать счет 51 «Расчетные счета» и дебетовать аналитический счет 55-41.
При блокировке средств оператором площадки на основании поданных организацией заявок на участие в аукционах производится внутренняя запись по счету 55 (с кредита аналитического счета 55-41 в дебет счета 55-42). Одновременно следует отразить за балансом выданные обеспечения обязательств (по дебету счета 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»).
Когда заблокированные средства разблокируют, осуществляется обратная внутренняя запись по счету 55 и производится списание выданного обеспечения обязательства по кредиту забалансового счета 009 (пример 4).

Пример 2. Изменим условия примера 1, предположим, что компания выиграла конкурс, но заказчик (организатор торгов) отказался заключать договор и вернул полученный ранее задаток в двойном размере.
В учете компании-конкурсанта в такой ситуации составляются следующие записи:
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
300 000 руб.
задаток перечислен организатору конкурса;
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
600 000 руб.
задаток возвращен организатором в двойном размере в связи с его отказом от заключения договора с компанией-победителем;
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
300 000 руб.
сумма превышения полученной от заказчика суммы над суммой первоначально внесенного задатка включена в состав прочих доходов.

Бухгалтерский учет обеспечения заявки на участие в закупке

Как правило, бухгалтер получает от специалиста по закупкам готовую информацию: по каким реквизитам и в каком размере перечислить денежные средства в качестве обеспечения. Но просто отправить платеж по указанным реквизитам – это лишь небольшая составляющая бухгалтерской работы, все самое интересное впереди: как отразить обеспечение заявки на участие в закупке в бухгалтерском учете? Давайте разбираться.

Обратите внимание: предоставление обеспечения заявки – это не расход, а всего лишь «замораживание» денежных средств на определенное время. В большинстве случаев, средства, перечисленные в обеспечение заявки, возвращаются участнику. В каких случаях не возвращаются – Вы уже знаете из схемы.

Торги: расходы на участие в них

Затем в месяце объявления результата кредитовое сальдо счета 76 списывается либо как расходы по обычным видам деятельности (счет 20, 25, 26, 08, 10, 41 и др.) — выигрышный вариант, либо в результате проигрыша компании расходы списывают с кредита счета 76 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» (пп. 11, 19 ПБУ 10/99, утв. #M12291 901735798 приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н #S , Инструкция по применению Плана счетов, утв. #M12291 901774800 приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н #S).

А дело в том, что Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими УСН и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлен #M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 398263088 п. 1 ст. 346.16 НК РФ #S .

Участие в электронных торгах бухгалтерский учет

Расходы участника, связанные с тендерными торгами (уплата сбора за участие в кон-курсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии и прочие), в бухгалтерском учете до объявления результатов конкурса первоначально учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» как расходы, понесенные в связи с предстоящей про-дажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В случае признания участника победи-телем данные затраты признаются прямыми расходами по договору и списываются в дебет счетов затрат. В случае проигрыша все расходы, связанные с подготовкой тендерной доку-ментации, признаются прочими расходами и списываются на счет 91-2 «Прочие расходы» в месяце объявления результатов конкурса.

Отметим, что внесенный участником задаток к вышеперечисленным расходам не от-носится. До объявления результатов тендера (до возврата или зачета в счет исполнения обя-зательств по договору) эти суммы не могут признаваться расходом (п. 3 ПБУ 10/99), так как задаток выполняет обеспечительную функцию — удостоверяет факт намерения заключить до-говор. Поэтому правильнее отражать суммы внесенного задатка по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по внесенному задатку», и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Отражение участия организации в открытом аукционе в конфигурации «1С: Бухгалтерия 8»

Денежные средства перечислены организацией на открытый оператором счет участника размещения заказа в сумме 2 000 руб. Обеспечение заявки составило 1 600 руб. По результатам аукциона подписан государственный контракт. Плата за участие в аукционе составила 2 000 руб.

Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроке и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Выпуск от 20 июня 2014 года

При проведении конкурса заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации заказчиком должны быть указаны в том числе размер и форма обеспечения заявок. В данном случае обеспечение заявки на участие в конкурсе предоставляется участником закупки путем внесения денежных средств, что соответствует положениям ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ.

Как отразить в учете организации, принимавшей участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на поставку товара и выигравшей его, внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и возврат этих средств после заключения контракта?

Учет расходов на участие в тендере

В налоговом учете, по нашему мнению, такие расходы организация вправе исключить из налогооблагаемого до­хода, независимо от того, победила она в конкурсе или нет. Ведь осуществляя эти затраты, организация стремит­ся выиграть конкурс и заключить договор с заказчиком, чтобы в дальнейшем получать экономическую выгоду, то есть доход. Важно лишь, чтобы такие расходы использо­вались в производственных целях и затраты подтвержда­лись документами, составленными в соответствии с зако­нодательством РФ.

2. Постановление ФАС Восточно Сибирского округа от 06.10.2004 А 19-2575/04-33- Ф 02-4074/04- С 1).
Организация, реализующая медикаменты, заключила договор на оказание маркетинговых услуг. По мнению
налогового органа, расходы по оплате этих услуг не от­вечали принципу экономической обоснованности, так как фирма могла собственными силами получить ана­логичную информацию. В частности, возможность самостоятельного проведения аналогичного маркетингового исследования следовала из трудовых договоров, заключенных организацией. В числе обязанностей неко­торых категорий работников значилось выполнение функций информирования по текущим ценам на реа­лизуемые товары.

Учтем расходы на тендер

Задаток участники тендера вносят «в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов» (п. 4 ст. 448 ГК). Он возвращается фирме, если торги не состоялись, или участник проиграл их. При этом предназначен он «. для определения серьезности намерения участника торгов участвовать в торгах и для побуждения стороны заключить договор в будущем» (из постановления ФАС Центрального округа от 28 февраля 2007 г. № А48-2962/06-4). Внесенный участником тендера задаток не считается расходом, а при его возврате не возникает дохода ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (п. 2 ПБУ 9/99, п. 2 ПБУ 10/99, п. 32 ст. 270 НК, п. 1 ст. 248 НК). Но если фирма нарушит правила и откажется участвовать в конкурсе, то обратно задаток она не получит. Тогда его придется списать за счет собственных средств компании.

Для участия в тендере необходимо представить его организаторам учредительные документы, заверенные нотариусом. Сумму, истраченную на оплату данных услуг, можно учесть при расчете налога на прибыль. Дело в том, что «плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление» считается прочим расходом, связанным с производством и реализацией. При этом такие затраты принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК).

Участвуем в конкурсе: порядок учета расходов

Несомненно, что большинство проводимых торгов связано с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, ведь в этом случае проведение конкурса является обязательным. Порядок регулирования таких отношений определен соответствующим Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ).

При проведении конкурса его организатор вынужден будет понести расходы, связанные с организацией деятельности конкурсной комиссии и экспертов, размещением публикаций в средствах массовой информации, оказанием консультационных услуг, привлечением иных лиц для организации и проведения конкурса, а также ряд других расходов. Как правило, такие расходы не вызывают вопросов со стороны контролирующих органов. Причем некоторые расходы могут быть учтены по соответствующим статьям расходов, предусмотренных главой 25 НК РФ, другие же могут быть отнесены в категорию прочих расходов.

Бухгалтерский учет и контроль расходов на участие в торгах

В частности, согласно новой редакции п. 65 Положения затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, следует отражать в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и списывать в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

С победителя открытого аукциона в электронной форме взимается плата за участие (в размере не более 3000 руб.), если с организацией-конкурсантом заключается соответствующий контракт. Взимаемая сумма относится к расходам по обычным видам деятельности. Поскольку плата списывается оператором уже после проведения торгов, никакой неопределенности в отношении момента и порядка ее признания в составе расходов не возникает.

05 Авг 2018 4667

Требованиям, участник, подавший наиболее выигрышную конкурсную заявку и признанный победителем по итогам торгов, обязан предоставить обеспечение исполнения контракта - в противном случае, его победа будет аннулирована. Если обеспечение делается в прямой финансовой форме, то это необходимо должным образом отразить в бухучете, т.е. правильно провести данную операцию. О том, как это делается, мы расскажем вам в этом материале.

Правильные проводки обеспечения в бухгалтерском учете

В ситуации, когда организация перечислила средства муниципальному или государственному заказчику еще до вынесения решения по тендеру, эта операция не может быть проведена как расход средств, ведь задаток здесь выполняет функцию удостоверения намерений осуществить условия контракта. В данном случае следует сделать следующую проводку: Д 76 субсчет «Расчеты по перечисленному задатку» К 51 с примечанием - задаток в пользу организатора электронных торгов.

Далее, вне зависимости от того - проиграл участник в тендере, либо выиграл - по правилам, закрепленным ФЗ-44, средства финансового залога заказчик в установленный срок обязан вернуть. И здесь мы, опять-таки, сталкиваемся с тем, что данное поступление не может считаться доходом предприятия, ведь это просто возврат залогового платежа. Поэтому и проводка должна быть соответствующей, обратной той, что была осуществлена ранее, при внесении залога - Д 51 К 76 субсчета «Расчеты по перечисленному задатку» (возврат залогового платежа).

На первый взгляд, помимо трудовых ресурсов, необходимых на осуществление бухгалтерских проводок, организация-участник ничего не теряет - те же средства, что были внесены в качестве прямого залога, спустя некоторое время возвращаются обратно. Но не стоит забывать о том, что высокие темпы инфляции ежедневно съедают финансы, замороженные и не работающие на депозитных счетах. С этой точки зрения потери могут быть вполне очевидными, особенно если говорить о больших госконтрактах с крупными суммами.

Как же решить проблему обеспечения наиболее оптимальным для всех заинтересованных сторон образом?

Можно ли избежать необходимость совершения проводки по обеспечению контракта?

Оформите банковскую гарантию , ведь этот финансово-кредитный инструмент не только позволяет экономить деньги и время, но и значительно упрощает механизм предоставления обеспечения как заявок, так и исполнения контрактных обязательств.

Мы предлагаем вам:

  • сокращенные сроки рассмотрения заявлений - всего 1 час;
  • больше, чем 50 партнерских банков, которые готовы предоставить вам гарантию;
  • наиболее выгодные условия и низкие ставки;
  • различные суммы, на которые можно оформить сертификат;
  • комфортное и грамотное обслуживание;
  • работу исключительно квалифицированных специалистов;
  • возможность обучаться всем тонкостям участия в тендерах на наших курсах, семинарах и обучающих тренингах;
  • избавиться от необходимости делать проводки по обеспечению контракта.

Ваш персональный менеджер расскажет вам о ваших возможностях еще больше!

Согласно статье 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. При этом денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.

Данные средства могут быть перечислены оператором электронной площадки на счет заказчика в следующих случаях (п. 13 ст. 44 Закона):

1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;

2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта;

3) изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок.

В соответствии с разъяснениями Минфина России средства, поступающие бюджетному учреждению от применения различных санкций, признаются собственными доходами учреждения. Исходя из этого и в соответствии с приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», в данной ситуации необходимо сделать следующие проводки:

2. Проводки по средствам по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме (учреждение выступает в роли участника аукциона)

Согласно статье 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. При этом денежные средства, вносимые в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке (для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов).

Поступление заявки на участие в электронном аукционе является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать операции по лицевому счету этого участника, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки (п. 17 ст. 44 Закона). При этом участник закупки вправе распоряжаться денежными средствами, которые находятся на его лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе, в отношении которых блокирование операций не осуществлено (п. 26 ст. 44 Закона).

Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрен порядок бухгалтерского учета данных операций. Исходя из вышеизложенного и учитывая требования приказа Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», в данной ситуации, по мнению автора, необходимо сделать следующие проводки:

Бюджетным учреждением для использования в качестве обеспечения заявок при проведении электронных аукционов перечислены денежные средства на счет оператора электронной площадки в банке 0 201 26 510 0 201 11 610
Оператором электронной площадки заблокированы операции по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, поданной бюджетным учреждением 0 206 91 560 0 201 26 610
Заблокированные средства перечислены оператором электронной площадки на счет заказчика в случаях, установленных п. 13 ст. 44 Закона (отражение расхода) 0 401 20 290 0 206 91 660
Оператором электронной площадки прекращено блокирование в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе в случаях, определенных п. 6 ст. 44 Закона 0 201 26 510 0 206 91 660
Оператором электронной площадки произведен возврат денежных средств на счет бюджетного учреждения (в соответствии с п. 28 ст. 44 Закона 0 201 11 510 0 201 26 610

Е.А. Федорцова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Торги: как учесть расходы на проведение или на участие

От проведения торгов выигрывают обе стороны - и их организатор, и их участник. Ведь это отличный повод заключить сделку на условиях, выгодных обеим сторонам.

Однако торги имеют свои особенности - и в организации, и в учете, и у стороны, которая их устраивает, и у тех, кто в них участвует.

Аукцион или конкурс

Договоры купли-продажи, подряда, оказания услуг, аренды можно заключить на торгахп. 1 ст. 447 ГК РФ . Организатором торгов может стать любой.

Если вы решились на это, для начала определитесь, что именно вы будете проводить: конкурс или аукционп. 4 ст. 447 ГК РФ .

Рассказываем руководителю

О факте проведения торгов, о том, в какой форме и когда они будут проводиться, какова начальная (при аукционе) или максимальная (при конкурсе) цена, нужно сообщить в объявлении, размещенном в газете, на телевидении или просто на видном месте, не менее чем за 30 дней до начала торговп. 2 ст. 448 ГК РФ .

Аукцион выиграет тот, кто предложит бо´ льшую цену, конкурс - тот, кто предложит самые выгодные условияп. 4 ст. 447 ГК РФ . Но если вы решили проводить конкурс, то надо будет еще назначить конкурсную комиссию - из числа своих работников или с привлечением посторонних лиц.

Если вы проводите аукцион, в объявлении о проведении торгов необходимо указать начальную цену, если конкурс - максимальную.

Участнику аукциона надо быть готовым повышать цену, а участнику конкурса - разрабатывать какой-то особенный проект, для чего, возможно, придется привлекать новых работников и приобретать дополнительные материалы.

Все участники торгов должны предварительно внести задаток, указанный в извещении о проведении торгов, который будет возвращенп. 4 ст. 448 ГК РФ :

  • всем, если торги не состоялись;
  • проигравшим участникам.

Посмотрим, как все это влияет на налоги.

Считаем налоги

Затраты организатора и участников торгов мы свели в таблицу.

Операция У организатора торгов У участников торгов
НДС Налог на прибыль НДС Налог на прибыль
Участники уплатили задаток для участия в торгах Не облагаетсяподп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ ; Постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 № А33-9886/04-С3-Ф02-5196/04-С1 ; ФАС МО от 23.05.2006 № КА-А40/4283-06 ; Не является доходомподп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ Не учитывается Не является расходомп. 32 ст. 270 НК РФ
Проигравшим участникам возвращен задаток после объявления результатов торгов Не учитывается Не является расходомст. 252 НК РФ Не облагается Не является доходомст. 41 НК РФ
Зачтен задаток от победителя торгов после объявления результатов Становится предоплатойп. 1 ст. 167 НК РФ ; Постановления ФАС ПО от 25.01.2011 № А65-7593/2010 , от 14.05.2010 № А55-11869/2009 ; ФАС УО от 01.12.2005 № Ф09-5394/05-С2 или, если на торгах реализовано право на заключение договора, оплатой участия в конкурсе. Тогда с него подлежит уплате НДСп. 1 ст. 167 НК РФ Не является доходомподп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ . Если на торгах продавалось право на заключение договора, оплата участия в конкурсе относится к внереализационным доходамст. 250 НК РФ Можно принять к вычету НДС с задатка, ставшего предоплатой (оплатой участия в конкурсе), при наличии счета-фактуры, платежек и договора с условием о том, что задаток зачтен как предоплата (оплата)п. 12 ст. 171 , пп. 1 , 9 ст. 172 НК РФ Не является расходомст. 252 , п. 1 ст. 272 НК РФ . Если на торгах реализовывалось право на заключение договора, оплата участия в конкурсе относится к внереализационным расходамподп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ
Понесены затраты на подготовку торгов йп. 1 ст. 172 НК РФ Относятся к прочим расходам в зависимости от их видаподп. 10 , подп. 15 , подп. 25 , подп. 41 , подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ НДС с затрат принимается к вычету при наличии счета-фактуры и соблюдении всех иных условийп. 1 ст. 172 НК РФ У проигравших - относятся к внереализационным расходамподп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ . У победителя - формируют стоимость имущества, приобретаемого на торгахп. 1 ст. 254 , п. 1 ст. 257 НК РФ

А теперь, разобравшись с налогами, перейдем к бухучету.

Бухучет торгов

Рассмотрим учет операций по проведению торгов и участию в них для каждой из сторон.

Учет у организатора торгов

У организатора учет во многом зависит от того, каков будет результат и что именно продано на торгах:

  • <или> имущество;
  • <или> право на заключение договора (например, на аренду помещения).

В зависимости от этого организатор сделает следующие проводкип. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н ; пп. 4 , 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н ; Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н .

Содержание операции Дт Кт
На дату получения задатка
Получен задаток для участия в аукционе (конкурсе) 51 «Расчетные счета»
На дату подготовки к торгам
Приобретены товары (работы, услуги) для проведения дальнейших торгов 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
Отражен НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Принят к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) 68 «Расчеты по налогам и сборам» 19 «НДС по приобретенным ценностям»
На дату объявления результатов торгов, если на торгах продавалось имущество
Возвращены задатки проигравшим 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 51 «Расчетные счета»
На дату подписания договора
Задаток победителя учтен в счет предоплаты 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Начислен НДС с предоплаты 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

В случае если вы проводили конкурс на последующее заключение договора, по которому вы должны будете поставить товары, сдать имущество в аренду и т. п., то задаток от победителя будет считаться не предоплатой, а оплатой права на участие в конкурсе. Тогда нужно будет сделать проводку: дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В дальнейшем же у вас будут «обычные» проводки по заключенному договору.

Учет у участника торгов

Если же вы сами участвуете в торгах, то бухучет во многом будет зависеть от того, удастся ли вам их выиграть. А также от того, будете ли вы что-то приобретать, создавать для участия в них.

Основные операции и их отражение в учете будут следующимиИнструкция по применению Плана счетов .

Содержание операции Дт Кт
На дату выплаты задатка
Выплачен задаток для участия в аукционе (конкурсе) 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 51 «Расчетные счета»
В периоде подготовки к торгам
Приобретены услуги по созданию проекта, если вы участвуете в конкурсе 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Торги» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Отражен НДС по приобретенным услугам 19 «НДС по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Принят к вычету НДС по приобретенным услугам (по мере оказания услуг и при наличии необходимой первички) 68, субсчет «Расчеты по НДС» 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Создан проект для участия в конкурсе 76, субсчет «Торги» 10 «Материалы» (41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»)
На дату объявления результатов торгов, если торги проиграны
Получен возвращенный задаток 51 «Расчетные счета» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Списаны расходы по подготовке к торгам 91, субсчет 2 «Прочие расходы» 76, субсчет «Торги»
На дату объявления результатов торгов, если торги выиграны
Выплаченный ранее задаток учтен в качестве предоплаты (оплаты за участие в конкурсе) без учета НДС 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Начислен НДС с предоплаты 19 «НДС по приобретенным ценностям» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Списаны затраты по подготовке к торгам, если приобреталось основное средство* 08 «Вложения во внеоборотные активы» 76, субсчет «Торги»
* Если вместо основного средства на торгах приобретались материалы или товары, то вместо этой проводки у вас будет проводка: дебет счета 10 (41) – кредит счета 76, субсчет «Торги»
Если по результатам торгов вы выиграли право на заключение договора (например, на поставку товаров, аренду имущества и т. п.), то вместо этой проводки вы сделаете проводку: дебет счета 91-2 – кредит счета 76, субсчет «Торги»
На дату подписания договора и получения счета-фактуры
Принят к вычету НДС с предоплаты 68, субсчет «Расчеты по НДС» 19 «НДС по приобретенным ценностям»

У победителя торгов после подписания договора учет будет зависеть от того, что именно выиграно. Если это право заключить договор аренды, то в дальнейшем вы будете отражать операции по аренде. Если вы выиграли подряд на строительство, значит, у вас будут «строительные» проводки.

Как мы убедились, сложностей в учете торгов нет. Кроме того, продать или приобрести имущество на торгах - верный способ избежать вопросов от проверяющих относительно цены сделки. Ведь проверять ее на «рыночность»ст. 40 НК РФ уже бесполезно - цена сформировалась в результате торгов, в условиях соревнования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: