Индивидуальное занятие по дифференциации звуков, — Путешествие за шишками. Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков – Пример логопедические занятия дифференциация с ш

дифференциация звуков С Ш

Конспект группового логопедического занятия на основе сюжета «Приключения звуков [с] и [ш]»

Материал: изображения Замка Гласных звуков, Замка Согласных звуков; картинка «Страна Чудес» с изображениями забавных предметов, в названиях которых есть звуки [с], [ш]; игрушка или рисунок Страшилы; рисунки цветов, символы звуков; раздаточный материал - предметные картинки, в названиях которых есть звуки [с], [ш].

Организационный момент

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

Дети поднимают руки.

Подул теплый ветерок - ш-ш-ш, зашелестели листья.

Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.

Подул холодный ветер - ос-с, закачались сосны.

Дети покачиваются и машут руками.

Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

Дети расслабляются.

Снова подул ветер.

Дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились. Сообщение темы занятия

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш. ) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с. ) Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш].

Сравнение звуков [с], [ш] по артикуляционным и акустическим признакам Произношение звуков [с], [ш] в слогах

Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли звуки [с], [ш] к Красному Замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки. ) Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными звуками. Звук [с] подружился со звуком [а]. Что получилось? (Слог са. ) Аналогичные задания проводятся с другими звуками. Гласный звук [о] подружился вначале со звуком [с], а затем - со звуком [ш] и получились слоги (Со, шо. ) Познакомились слоги са - ша, су - шу, со - шо. Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са. Ша-ша» (удивленно, с оживлением), «Су-су ! Шу-шу !» (восхищенно),«Со-со-со. Шо-шо-шо» (грустно).

Дети повторяют слоги с выражением эмоций. Произношение звуков [с], [ш] в словах.

Дети называют слова со звуком [ш]. Затем называют слова со звуком [с]. Задание усложняется: дети должны найти предметы по заданной позиции звука в их названии.

А сейчас гласные звуки хотят, чтобы их тоже назвали. Выделяются гласные звуки из слов слон, шкаф, сыр, шар, зонт.

Что общего в этих словах? (В них один гласный звук и один слог. )

Деление слов на слоги

Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. )

Деление на слоги слов мышка, кошка, шапка, груша. Выделение ударного звука. Логопед произносит слова машина, санки, неправильно ставя ударение. Дети исправляют. Звуковой анализ слов

Зашли звуки к нам в гости и спрашивают, чем мы их обозначаем? (Кружочками. )

Звуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов.

Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные вами в Стране Чудес.

На-на-на, изображаем мы слона.

Ву-ву-ву, изобразим мы сову.

Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф.

Лет-лет-лет, полетим как самолет. И т.д.

Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках. Словотворчество детей.

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса, душ:

Лон-лон-лон, на лопате едет слон.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.

Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом. Произношение звуков [с], [ш]в рифмованных фразах. Словообразование

Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог куш. Кто это? (Кукушка. ) Она сообщила нам, что звуки [с], [ш] попали к Страшиле, который живет на острове. Он перепутал в словах не только звуки [с], [ш], а еще и слова. Поедем к нему. Закройте глаза.

Выставляется фигурка Страшилы.

Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Какой он? Покажите, как вам страшно. Что ты, Страшила, натворил? Послушайте, дети. Читаются рифмовки-путаницы.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Танцует Миша в «машке»,

Конфету дали «маске».

Чтобы Страшила вернул звуки [с], [ш] и правильные слова на место, образуйте для него добрые слова от слов, которые я назову: ласка (ласковый ), слава (славный ), послушание (послушный ), смелость (смелый ). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки [с], [ш] на место и отдал правильные слова.

Дети хором вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя «путаные» звуки и слова на правильные.

А теперь скажите ему хорошие слова о друзьях и о себе. (Петя добрый, и я добрый. Аня красивая и ласковая. Я смелый. )

Развитие фонематических представлений

Поблагодарим Страшилу. Скажем дружно: «Спасибо, Страшила!» И еще подарим ему подарки-картинки. Сначала те, на которых нарисованы предметы, в названиях которых есть звук [с], а потом те, что со звуком [ш]. Дети выбирают подарки из лежащих на их столах картинок. Разгадывание ребусов из слов.

Страшила благодарит нас за подарки и предлагает интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово. Какое слово получилось? (Сок. ) Возьмите первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось? (Шум. )

Работа с буквами по загадкам. Выставляется полоска с четырьмя окошками.

Прежде чем выставлять буквы в эти окошечки, нужно узнать, какое слово там должно быть. Эти слова - отгадки загадок.

Теплая, пушистая, греет нас зимой. (Шуба. )

Огромный, широкий, деревянный, хранит в себе все вещи дома. (Шкаф. )

Выставляется полоска с шестью окошечками.

А теперь назовите слово-отгадку из шести звуков.

Едет, гудит, с пути уйди! (Машина. )

Дети составляют названные слова из букв разрезной азбуки. Творческие задания детей

Придумайте задания Страшиле. Пусть он отгадает слова со звуками [с], [ш], задуманные вами. Называйте только первый и последний звуки слова.

Дифференциация «С» – «Ш».

Закрепить слияние букв в один слог и в слова. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук».

Печатание данных слогов.

Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.

Учить соотносить звук с символом.

Закрепление знаний о буквах Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.

Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.

Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква Ш, Р, Х, М, А,О,У.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Игра «Скажи наоборот».

У маминой шляпы поля – широкие, а у папиной шляпы – узкие.

У девочки шапочка светлая, а у полицейского фуражка – темная.

У Кати берет новый, а у бабушки платок – старый.

И Вити кепка грязная, а у Коли – чистая.

Мамина шляпа большая, а танина – шляпа маленькая.

У повара колпак высокий, а у поваренка колпак низкий.

Летняя косынка тонкая, а зимний пуховой платок – толстая.

II. Знакомство с новой темой:

Артикуляционная гимнастика

Вкусное варенье;

Барабанчик.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Приготовьте руку.

Наберите воздух и слегка подуйте. Выдох медленный, плавный.

Ветерок слабый!

Наберите воздух, подуем сильно – сильно! Ветер сильный и быстрый!

Повторение стихотворения:

Кыш – кыш – кыш – шумит камыш,

Притаилась мама – мышь.

«Не шумите, камыши!

Испугались малыши,

Разбежались кто куда,

Вот несчастье, вот беда!»

Игра «Угадай, чья песня».

«С» – это песня воды,

«Ш» – это песня змеи.

Угадайте, кто поет эту песню: «С», «Ш», «С», «С», «Ш», «С», «Ш», «С».

Игра «Дирижер»

Если я поднимаю кисть наверх, то вы поете песню змеи.

Если опускаю вниз – песню воды.

Прочитайте слоги:

СА СО СУ ША ШО ШУ;

ША ШО ШУ СА СО СУ;

АР ОР УР АР ОР УР;

АРШ ОРШ УРШ АРС ОРС УРС.

Прочитайте слова:

Саша. Что означает слово? Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй.

Сколько звуков? Назовите первый звук. Назовите первый звук второго слога и второй звук второго слога.

На какую букву начинаются слово МАРШ, на какой звук заканчиваются? Какая буква посередине?

Суша, Маша, хорошо (аналогично анализу слову Сашу).

ФИЗМИНУТКА «СОЛНЦЕ».

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у Снежной Бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом

Белоснежным серебром

Повторение чистоговорок:

Ша – ша – ша – маша моет малыша,

Шу – шу – шу – я письмо пишу,

Ши – ши – ши – наши каши хороши,

Шо – шо – шо – отвечаем хорошо,

Ши – ши – ши – зашумели камыши.

Прочитайте слоги:

РА РО РУ СМА СМО СМУ;

МРА МРО МРУ СХА ХМО ХМУ;

Выкладывание слогов под диктовку:

САШ СОШ СУШ;

ШУС ШОС ШАС;

Чтение предложений:

Марш хорош.

Саша хорош.

Маша хороша.

Шар хорош.

Паузы должны быть между буквами? Как мы соединяем буквы в один слог?

Тянем первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы, паузы между звуками не должно быть!

Список литературы:

Баскакина И.В. Свистелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.

Баскакина И.В. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.

Волина В.В. Праздник Букваря / В.В. Волина. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1997 год.

Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков «Ш», «Ж»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007 год.

Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 год.

6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина – СПб.: «Дельта», 1997 год.

7. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год.

8. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.

9. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук «Ш»: логопедический альбом, Екатеринбург «Издательский дом Литур», 2007 год.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциаци HYPERLINK "https ://www .google .ru /search ?newwindow =1&biw =1366&bih =691&q =%D 0%B 4%D 0%B 8%D 1%84%D 1%84%D 0%B 5%D 1%80%D 0%B 5%D 0%BD %D 1%86%D 0%B 8%D 0%B 0%D 1%86%D 0%B 8%D 1%8F +%D 1%81-%D 1%88&spell =1&sa =X &ei =3Es -VO 3lE -XPygPox 4HAAw &ved =0CBgQvwUoAA "и звуков [с] – [ш]

Тема: звуков [с] – [ш]

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Закрепить навыки различия и правильного артикуляторного произношения звуков [C] - [Ш] в речи.

Коррекционно-развивающие:

    Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы.

    Развитие навыка координированных движений пальцев рук, при выполнении серии упражнений.

    Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.

    Развитие навыка составления простого предложения по сюжетной картинке.

    Развитие навыка различения звуков [с] – [ш].

Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать самоконтроль за положением языка в момент речи.

    Воспитывать культуру поведения на занятии.

    Формирование начальных учебных навыков.

Оборудование:

    Сюжетная картинка; изображения со звуками [с] – [ш]; изображения главных героев; массажный шар.

Ход занятия

п/п

Этап занятия

Содержание

Орг. момент

Здравствуй! Я рада тебя видеть. Давай начнем наше занятие.

Артикуляционная гимнастика

Лопатка

(Пусть язык наш отдыхает, Пусть немножко подремает )

Качели

(На качелях Я качаюсь Вверх – вниз, Вверх – вниз, И все выше поднимаюсь, А потом лечу я вниз )

Вкусное варенье

(Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.)

Чашечка

(Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка)

Маляр

(Мы работаем с утра,

Красить потолок пора,

Челюсть ниже опусти,

Язык к нёбу подними.

Поводи вперёд-назад -

Наш маляр работе рад .)

Почистим за верхними зубками

(Чищу зубы, Чищу зубы

И снаружи, И внутри.

Не болели, Не темнели,

Не желтели чтоб они.)

Пальчиковая гимнастика

Вот держи, массажный шарик. Сейчас мы с ним поиграем.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу

Раз, два, три, четыре, пять-

Нам пора и отдыхать!

Самомассаж биологически активных зон

Ты же знаешь, что весной все часто болеют? А чтобы нам не болеть, нам нужно сделать массаж! Ты любишь, когда тебе делают массаж?

«Чтоб горло не болело, мы его погладим смело,
(поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз )

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательными пальцами растирать крылья носа )

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим «козырьком »

(приложить ко лбу ладони « козырьком » и растирать его движениями в стороны-вместе )

«Вилку » пальчиками сделай, массируй ушки ты умело!

(Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону )

Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг об друга) »

Объявление темы занятия

Сегодня, к нам в гости придут два мальчика, а зовут их Свистун и Шептун.

Ты знаешь этих мальчиков? Давай с ними познакомимся, хорошо?

Сравнение звуков [с] – [ш] по артикуляции

Смотри, кто к нам идет. Это же Свистун. У Свистуна для нас есть подарок. Что он принес? Это чайник! Какой звук издает наш чайник, когда он кипит? (с-с-с-с)
Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет сильная холодная струя воздуха (если струя не кажется холодной, для сравнения произносим звук Х)

Тук-тук-тук, кто стучит в дверь? Заглянул к нам, мальчик Шептун.
Ах, смотри, кто же у него на руках? Это змея! Какой звук издает змейка? (ш-ш-ш-ш)

Губы вытянуты бубликом (рупором). Кончик языка поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, широкая, плавная струя воздуха.


Мы должны с тобой накормить друзей, ведь они пришли к нам в гости!
Но вот задача, Свистун кушает только ту еду, в которой есть звук
«С », а Шептун, любит еду, в которой звук «Ш »

Давай, сначала накормим Свистуна! Язык вниз: СА-СА-СА
Сахар, масло, колбаса. Какой звук часто повторяется?
Теперь, будем кормить Шептуна! Язык вверх: ША-ША-ША

Шашлык, каша и лапша. Какой звук часто повторяется?

Накормили, наших гостей! Мальчики довольные и сытые!

Развитие фонематического слуха

Наши друзья Свистун и Шептун, захотели играть в прятки. И спрятались в словах. Ты должен их найти. Как только услышишь звук «С » ты должен хлопнуть в ладоши. А когда услышишь звук «Ш », ты должен топнуть ногой.

(уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс– марш, вас – ваш, мыс – мышь)

Молодец, ты нашел Свистуна и Шептуна!

Физминутка

Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Работа на уровне слога

Свистун очень понравилось, как ты хлопал в ладошки, что он даже запел свою песенку, давай будем петь вместе с ним: Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы. Шептуну, тоже понравилась наша песня, и он начал подпевать: Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.

А теперь, мальчики захотели спеть одновременно, вот что у них получилось:

Са-ша; са-са-ша; са-ша-са; ша-са; ша-ша-са; шу-су-шу; со-со-шо; сы-ши-ши.

Какие разные у нас получились песенки!

Работа на уровне слова

Посмотри вокруг!

Шептун и Свистун, разбросали свои вещи, и они перепутались. Давай поможем разделить их. Вещи Свистуна начинаются на звук «С », а Шептуна, на звук «Ш »

Работа на уровне словосочетания

Наши друзья большие выдумщики.
Они нарисовали несколько картин. Знаешь, что на них изображено?
Большая собака, какой еще бывает собака? (маленькая, злая, добрая)

Смелая мышка, какой еще бывает мышка? (трусливая, серая)

Смешной мишка, каким бывает мишка? (большим, добрым)

Синяя крышка, какой бывает крышка? (красная, желтая, маленькая)

Работа на уровне предложения

Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.

Давай посмотрим, картинку, которую нарисовали девочки!
Назови, кого ты видишь на картинке.
Мальчика зовут Саша, а собаку-Шарик.
Что увидела собака и куда побежала? (увидела цветок и побежала к нему)

Кто вылетел из цветка? (оса)
Что сделала оса? (укусила в нос)

СА-СА-СА-укусила в нос оса!

Какой ты молодец!
Вот и пришло время, говорить «до свидания » нашим друзьям Свистуну и Шептуну. Им пора домой.

Итог занятия

Оценивание

Тебе понравилось играть со Свистуном и Шептуном?

Им тоже с тобой понравилось!
Ты сегодня молодец!

Домашнее задание

Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.

Цель : Развить умение дифференцировать звуки С и Ш.

Задачи :

1. Пробуждение интереса к познанию звуков С;Ш.

3. Уточнение артикуляционно-акустических признаков звуков С;Ш.

4.Совершенствование умения составлять схему слова и делать сравнительный анализ.

5. Развитие умения внимательно слушать логопеда.

6. Развитие мышления, усидчивости, слухового внимания и зрительной памяти.

7. Совершенствовать навыки правильного произношения звуков С;Ш в словах и словосочетаниях, предложениях, довести произношение звуков С;Ш до автоматизма.

8 Активизация накопленного словаря.

9. Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи

Центр психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района Санкт-Петербурга

План-конспект индивидуального занятия

Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.

Составитель: учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС

Степанова Елена Ивановна

Санкт-Петербург, 2013

Цель : Развить умение дифференцировать звуки С и Ш.

Задачи :

1. Пробуждение интереса к познанию звуков С;Ш.

3. Уточнение артикуляционно-акустических признаков звуков С;Ш.

4.Совершенствование умения составлять схему слова и делать сравнительный анализ.

5. Развитие умения внимательно слушать логопеда.

6. Развитие мышления, усидчивости, слухового внимания и зрительной памяти.

7. Совершенствовать навыки правильного произношения звуков С;Ш в словах и словосочетаниях, предложениях, довести произношение звуков С;Ш до автоматизма.

8 Активизация накопленного словаря.

9. Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения.

Оборудование : Мяч, настольная игра логопедическое лото-мозаика «Мишка в берлоге», символы звуков, слогов.

Ход занятия.

Логопед: Представь себе, что мы сейчас в лесу. Покажи, какие там большие деревья.

Подул теплый ветерок, зашелестели листья: ШШШ-пошевелить пальчиками.

Подул холодный ветерок:ССС-покачиваться и махать руками.

Ветер затих, не шевелятся ни листочки, ни ветки- расслабиться.

Вспомним, как шумели листочки? ШШШ

Как подул холодный ветер? ССС

Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш. (уточнение артикуляции звуков, нахождение сходства и различия)

Давай поиграем. Я буду называть предметы, а ты будешь произносить соответствующий звук.

Свисток__________ССС

Сердитый гусь____ ШШШ

Насос____________ССС

Шум леса_________ШШШ

Свист ветра_______ ССС

Змея шипит_______ ШШШ

А теперь добавь слог СА или ША, чтобы получилось слово. Назови его. (игра с мячом)

Афи… ли…. ка… о…

Добавь слог СЫ или ШИ камы… бу…. мы… фоку….

Четко повтори: Язык кверху - ша-ша-ша- Маша моет малыша
Язык книзу - са-са-са- укуксила в нос оса

Язык кверху - ши-ши-ши- Миша с Машей малыши

Язык книзу - сы-сы-сы- у осы усы, усы

Язык кверху - шу-шу-шу- шубу новую ношу

Язык книзу - су-су-су- видел я в лесу лису

Физминутка

Игра: Прогулка на велосипеде.

Логопед : Мы поедем кататься на велосипеде.

Проверим хорошо ли надуты шины. Слабо. Давай накачаем шины насосом.

Ребенок : сссссссссссссс- имитация работы насосом.

Логопед : Поехали (имитация езды на велосипеде) Наехали на шишку. Лопнула шина.

Ребенок : шшшшшшшшшш

Логопед : Заклеим шину и еще раз накачаем шины.

Повторение игры.

Развитие фонематических представлений, произношение звуков С, Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.

Игра . Логопедическое лото-мозаика. «Мишутка в берлоге.»

Игровое поле, карточки 6 штук: шапка, мышка, карандаш, собака, лиса, автобус.

Карточки в волшебном мешочке. Ребенок достает по одной карточке, называет предмет и определяет какой звук(С или Ш) слышит и его место в слове, подбирает слово-признак предмета. Ребенок проговаривает: « Я достал из волшебного мешочка ШАПКУ. Слышу звук Ш в начале слова. Это шерстяная шапка». Достает все картинки и выкладывает их на стол.

Логопед загадывает загадки, ребенок отгадывает их, с каждым словом составляет предложение (при затруднении логопед помогает вопросом) и кладет карточку на соответствующее место на игровом поле, проговаривая: « Я кладу шапку на шапку.»

На игровом поле собирается сюжетная картина «Мишутка в берлоге».

  1. Сижу верхом, не ведаю на ком. Знакомца встречу- соскочу, привечу.

2. Я хитра и плутовата. Я в курятник вечерком часто бегаю тайком.

3. На дворе сидит, дом сторожит. Кто к хозяину идет, она знать дает.

4. Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит. Подбегает к остановке, всех желающих берет и опять бежит вперед.

5. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом проведет, там заметку кладет.

  1. Хвост длинен, сама крошка, боится очень кошки.

Логопед : Вспомни слова-отгадки, не переворачивая карточек, и назови их.

А теперь найди на составленной сюжетной картине слова со звуком С, затем со звуком Ш.

Ответь на мои вопросы: Что Мишутка будет делать зимой?

В какое время года проснется Мишутка?

Из чего Мишутка ест кашу?

Сравнение слов: МИШКА,МИСКА.

Назови звуки слова МИШКА по порядку. Сколько звуков в слове? На каком месте звук Ш? Назови гласные. Сколько слогов? Почему 2 слога? Составление схемы слова. (так же сделать анализ слова МИСКА)

Чем отличаются эти слова?

Мишка хочет с тобой поиграть. Игра «4 лишний».

Найди лишнее слово: шапка, сок, шар, шалун;

Сын, сом, шкаф, сад;

Итог занятия :

Логопед : Ты меня сегодня порадовал своими ответами! Жаль, что занятие закончилось! Мне было приятно работать с тобой!

Логопед отмечает удачи ребенка, узнает у него, что ему понравилось, какое задание было самым трудным.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №26

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с] - [ ш ] »

подготовила учитель-логопед Викторова Елена Сергеевна

Вологда, 2016

Задачи:

  • Формировать умения образовывать относительные прилагательные от имен существительных.
  • Закреплять образование уменьшительно-ласкательной формы слова имен существительных.
  • Закреплять согласование прилагательного с существительным вмуж., жен. Р., ед. ч., Им.п.
  • Закреплять согласование числительного с существительным в жен.р., ед.ч., И.п.
  • Дифференцировать звуки [с]-[ш] в словах и фразах.
  • Формировать правильное речевое дыхание.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, фонематическое восприятие
  • Развивать мелкую моторику.

Оборудование: предметные картинки, счетные палочки.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Посмотри, у нас сегодня гости, поздоровайся.

Логопед: Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

Логопед: Скажи, какое сейчас время года?

Ребенок: Сейчас время года осень.

Логопед: Верно. Давай вместе со мной, выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал: (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки - золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Дыхательная гимнастика.

Логопед: Листья с деревьев опали. На улице становится холодно и идет снег. Давай покажем, как дует ветер. Вдыхаем через нос, не поднимая плеч, выдыхаем ртом, не надувая щек. (дыхательная гимнастика, дуем на ватку)

Логопед: Молодец. А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Услышь звук» (развитие слухового внимания).

Я буду произносить разные звуки, когда услышишь звук [С] - хлопай в ладоши, а когда услышишь звук [Ш] - поднимай руки вверх.

Логопед произносит звуки: а, у, ш, и, с, о, ш, з, сь, с, д, х, ш. Слоги: ма, са, ко, ву, ша, мы, зо, шу, бы, сэ. Слова: нос, рука, шапка, собака, сыр, вата, шуба (с закрытой артикуляцией).

Дифференциация звуков [с] - [ш]в словах и фразе.

Упр. «Живое - неживое»

Логопед: Посмотри и найди картинки с изображениями живых предметов и положи их справа (сова, собака, сом, лиса), а картинки с изображениями неживых предметов положи слева (машина, шуба, шишка, шкаф). Назови их.

Ребенок: Справа я положил картинки с изображением совы, собаки, сома и лисы. Слева я положил картинки с изображением машины, шубы, шишки, шкафа.

Игра «Какой? Какая? Какое?» (образование относительных прилагательных от существительных, согласование прилагательного с существительным)

Логопед: Подумай и скажи, стакан из стекла, это какой стакан?

Ребенок: Стеклянный стакан.

Логопед: Поднос из пластмассы, это какой поднос?

Ребенок: Пластмассовый поднос.

Логопед: Кастрюля из железа, это какая кастрюля?

Ребенок: Железная кастрюля.

Логопед: Чашка из фарфора, это какая чашка?

Ребенок: Фарфоровая чашка.

Логопед: Молодец!

Упр. «Четвертый лишний» (закреплять обобщающие понятия)

Логопед: Посмотри внимательно на картинки и скажи кто лишний? (кошка, стакан, поднос, кастрюля)

Ребенок: Лишняя кошка, это домашнее животное, а стакан, поднос и кастрюля это посуда.

Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным)

Логопед: Молодец. Давай сосчитаем, сколько кошек? (кошки расположены на листе в произвольном порядке, ребенок считает)

Ребенок: Одна кошка, две кошки, три кошки, четыре кошки, пять кошек.

Упр. Чего не стало? (развитие зрительного внимания, памяти)

Логопед: А теперь посмотри на картинки (ананас, кувшин, компас, камыш, самокат, шляпа). Назови их. Посмотри еще раз и запомни. Закрой глаза. Открывай, скажи, чего не стало? (игра проводится несколько раз)

Ребенок: Не стало ананаса.

Не стало шляпы.

Не стало самоката.

Не стало кувшина.

Игра «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы слова)

Логопед: Послушай внимательно, я тебе назову большой предмет, а ты мне назови маленький. Самолет.

Ребенок: Самолетик.

Логопед: Лошадь.

Ребенок: Лошадка.

Логопед: Сумка.

Ребенок: Сумочка.

Логопед: Мышь.

Ребенок: Мышка.

Развитие мелкой моторики.

Логопед: Молодец. Выложи домик мышки (выкладывает шнурком норку мышки по контуру).

Итог занятия.

Логопед: на этом наше занятие заканчивается. Ты молодец, справился со всеми заданиями!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: