Есть такая профессия: Lean-менеджер. «Управление и Оптимизация Производственного Предприятия Инструкции специалиста по бережливому производству

Основные принципы бережливого производства

Традиционно, к основным принципам бережливого производства относят:

  • Выявление потоков создания ценности для конкретного продукта;
  • Снабжение бесперебойного потока изготовления ценности продукта;
  • Предоставление потребителю доступа к продуктам.
  • Стремление к усовершенствованию.
  • Помимо данных принципов, выделяют и следующие:
  • Получение превосходного качества;
  • Гибкость;
  • Установление длительных отношений с потребителями. Это достигается при помощи разделения рисков, затрат, а также информации.

Замечание 1

Основной бережливого производства является работа по устранению потерь. Потери включают в себя определенное действие, которое направлено на потребление ресурсов. Важно отметить, что потери не создают ни какой ценности для потребителя.

Главными задачами бережливого производства являются:

  • Снижение затрат, к которым относятся и трудовые;
  • Уменьшение сроков создания продукции;
  • Уменьшение производственных и складских площадей;
  • Обеспечение поставки продукции заказчику;
  • Наибольшее качество при конкретной стоимости или наивысшая цена при конкретном качестве.

Инструкция специалиста по бережливому производству

Инструкция специалиста по бережливому производству включает в себя следующие основные положения:

  • Разработка и исполнение планов по введение системы бережливого производства на предприятии. Важно отметить, что начинать необходимо с нуля. Необходимо контролировать работу на каждом этапе работы. Основное требование для исполнения данной работы является проявление лидерских качеств. Мало верить, что включение бережливого производства на конкретном предприятии включает в себя огромный потенциал эффективности, нужно уметь убедить в этом каждого сотрудника, донести свои идеи до каждого, отстоять свою точку зрения, мотивировать работников;
  • Введение инструментов бережливого производства в производственной области;
  • Организация включения и обучения работников, нахождение обучающих программ и проведение обучения всех работников по инструментам бережливого производства. Помимо этого, сюда относится обучение теории и практики, мотивирование обмена опытом между каждыми сотрудниками и различными отделами. Все это порождает необходимость определенных знаний в сфере производственной педагогики;
  • Контроль над проектными рабочими группами в проектах по увеличению эффективности производства. В данной сфере специалисту необходимо обладать знаниями, которыми обладает менеджер проектов. Руководитель проекта занимается обеспечением того, чтобы каждый сотрудник проектной группы в своей работе работал согласно разработанной схеме действий;
  • Проведение консультаций для руководителей организаций, структурных подразделений, а также среди работников, которые занимаются исполнением проектов в своих подразделениях или применяющих Lean-инструменты. Знания, которые нужны для того, чтобы устранить ошибки в данной сфере, важны для эффективного решения различных проблем, а также отрицательных последствий;
  • Построение процессов, направленных на постоянные улучшения в производственной организации, нахождение наилучших практик в сфере внедрения различных проектов. Для этого основным является коммуникативность, поскольку тому, кто является ответственным за включение бережливого производства приходится довольно часто общаться;
  • Знания и навыки способов нахождения и отбора новых идей. Основные требования в данной сфере нужны для проведения обсуждений, в которых специалиста без применения способов модерации не смогут достичь определенных задач.

Справка о профессии специалиста по бережливому производству

Многие мировые компании рассматривают концепцию менеджмента бережливого производства как основной принцип работы. Специалисты по бережливому производству в настоящее время считаются редкими, поэтому их востребованность на рынке довольно высока.

Менеджер по бережливому производству, прежде всего, это сотрудник, который запускает процессы внедрения концепции бережливого производства, помогает в этом процессе всем работникам, координирует работу по совершенствованию в рамках всего предприятии или какого-то одного отдела. Этот сотрудник должен отвечать за обучение персонала деталям, инструментам и основам бережливого производства, стимулировать обмен опытом между целыми отделами и разными специалистами, проводить аудит системы управления качеством.

Специалист по бережливому производству должен обладать знаниями в соответствующей сфере и опытом их применения на практике. Данный сотрудник должен уметь довести идеи бережливого производства до линейных менеджеров. Если специалист по бережливому производству не обладает достаточной квалификацией, это может привести к дискредитации всех инициатив по повышению эффективности и «убить» желание устранять любые потери в работниках предприятия.

Должностные обязанности специалиста по бережливому производству

Замечание 1

Конкретный функционал специалиста по бережливому производству часто определяется спецификой работы компании и теми задачами, которые высший менеджмент прикрепляет к данной функции.

Основные обязанности специалиста по бережливому производству:

  • координация работы проектной команды по разработке методологии и внедрению философии бережливого производства;
  • сбор информации для разработки проекта совершенствования процессов;
  • планирование и согласование календарного плана и бюджета проекта по установленной методике;
  • координация проведения мероприятий и встреч, организация взаимодействия проектной команды с подразделениями и клиентами компании в рамках проекта;
  • разработка документации в части проектных решений;
  • подготовка отчетности по результатам реализации проекта;
  • разработка нормативных документов по управлению проектами компании.

В рамках развития эффективной производственной системы бережливое производство не является функцией отдельного сотрудника или отдела. В этом процессе должны принимать участие все сотрудники предприятия: начиная от рядового рабочего до директора. Иными словами, каждый из менеджеров компании должен в той или иной степени стать менеджером по бережливому производству.

Требования к квалификации и образованию специалиста по бережливому производству

Замечание 2

Следует отметить, что в российских высших учебных заведениях преподавание технологии и методики «бережливого производства » пока не так распространено, в западных странах. На сегодняшний день наша страна не может похвастаться специализированными учебными заведения и программами по бережливому производству в силу относительной «молодости» данной области. Вместе рынок образования предлагает большое разнообразие курсов и программ обучения, однако на рынке есть только единицы специалистов-практиков, являющихся носителями знаний и технологии, а также имеющих практический опыт внедрения бережливого производства.

Как правило, специалист по бережливому производству должен иметь высшее техническое образование. Преимуществом для соискателей может стать наличие сертификата об окончании различных тренингов и обучающих курсов в области lean-менеджмента. На данный момент наилучшим вариантов получения необходимых знаний является внутрикорпоративное образование. В крупнейших транснациональных корпорациях заведена практика по передаче данного опыта и знаний своему персоналу. Обучение производится в практических условиях в рамках совместных проектов по внедрению LEAN- технологий с консалтинговыми компаниями. Специалисты, получившие необходимое образование и опыт, могут стать наставниками для своих же коллег.

Надеюсь, мой личный опыт будет вам полезен.

История случилась около года тому назад. Ввиду структурных изменений в корпорации и непрерывно повышающейся энтропии во всех сферах и процессах, я решил сменить работу. За плечами накопился некий опыт работы в сфере обеспечения качества, производственном отделе и отделе совершенствования процессов (Lean Six Sigma и все, что с этим связано). В принципе достаточно, чтобы найти желаемую должность в любом из этих направлений.

Мне сразу приглянулась вакансия лин-менеджера на заводе, производящем комплектующие для авто. Сектор перспективный, возможность карьерного роста просматривается, завод наращивает производственные мощности… Не работа, а удовольствие.

Собеседование с директором оставило хорошее впечатление, после чего я действительно настроился принять предложение этой компании. Оставалась одна формальная деталь – еще одно собеседование. В матричной структуре у каждого сотрудника есть 2 начальника: непосредственный руководитель (директор завода) и функциональный – лин-менеджер из штаб-квартиры. Вот с ним-то и предстояло пройти второе собеседование.

На втором собеседовании меня спросили, в чем заключается основная роль лин-менеджера?

Когда вам задают столь спорные вопросы при приеме на работу, которую вы готовы принять, которую вы уже хотите, отвечать страшно. А что, если наши мнения или взгляды не совпадут? А что, если я неправильно отвечу? Работу-то я хочу, а правильного ответа нет.

Существуют уловки и приемы, помогающие “сгладить шероховатости” при ответе на подобные вопросы. Я не люблю, когда в разговоре со мной их применяют. И не люблю увиливать от ответа сам, а потому вначале сообщил, что ответ зависит от текущих и долгосрочных целей организации. После такого вступительного слова я открыто поделился своим видением задач, которые решает менеджер по бережливому производству.

Если дать человеку рыбу – он будет сыт один день. А если человека научить ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь. Можно решить проблему или внедрить проект на отдельном участке, и рабочие этого участка будут какое-то время работать с повышенной эффективностью. Можно научить рабочих решать проблемы или внедрять проекты, и они будут повышать эффективность всю жизнь.

Лин-менеджер может расклеивать напольную разметку, наводить порядок, сокращать время переналадки и разбираться в причинах низкого качества продукции. Этих задач хватит, чтобы трудоустроить одного человека. Лин-менеджер может сделать так, чтобы каждый сотрудник организации внедрял систему 5S на своем участке, сокращал время переналадки в своем процессе и разбирался в причинах низкого качества продукции. И этого хватит, чтобы продолжать трудоустраивать и нанимать новых сотрудников организации.

Уже после интервью я узнал, что мой оппонент придерживался другого мнения. Из письма-отказа следовало, что менеджер по бережливому производству должен фокусироваться только на процессах и внедрении изменений. Сроки, числа, рутина, выполнение...

Я действительно считаю, что следует фокусироваться на людях, и готов отстаивать свою точку зрения, но, поверьте, получить отказ с таким пояснением было обидно. Хотелку отобрали, невеждой обозвали… осадок остался надолго, но сейчас я понимаю, что это был, вероятно, лучший урок в моей жизни.

Что я ответил на этот вопрос на следующем собеседовании? О, нет. Я больше не дожидался этого вопроса – я задал его сам. Это позволяет мне понять, подходит ли мне предлагаемая работа? Соответствует ли моим ожиданиям?

Мой совет лин-менеджерам: не бойтесь спорных и неоднозначных вопросов на собеседованиях. Ваши ответы лучше собеседуют потенциального работодателя, чем вас. Вы можете не получить желаемую работу, зато сможете избежать нежелаемой – работы, которая не даст вам реализовать себя.


PS: не согласны с тем, что основная роль лин-менеджера в развитии людей? Что ж, дело хозяйское. Я и не утверждаю, что прав на 100%, но ничего более эффективного не вижу.

PPS: а какие у вас были интересные собеседования?

ЧОУ ДПО "Корпоративный учебный центр НЭВЗ", Новочеркасск

Профессиональная подготовка, повышение квалификации, организация и проведение бизнес-тренингов, производственное обучение, проведение обучения и практических проектов по постоянному улучшению и бережливому производству

Обязанности:

    • 5 месяцев

    Обязанности:

    • 1 год и 4 месяца

    Кайдзен-менеджер дивизиона Юг

    ООО "ТБМ-Юг", Аксай

    Распределение между филиалами поставляемых от изготовителя и из штаб-квартиры комплектующих для производства окон, дверей, фасадов и мебели

    Обязанности:

    Обучил 40 сотрудников штаб-квартиры компании в г. Аксае (бухгалтерия, склад, продукт-менеджеры, высшее руководство) методам кайдзен, управления качеством, Тойота ката, VSM, PDCA, Обучил 29 сотрудников ООО “Лидер”, г. Майкоп методам поиска и устранения производственных потерь, картирования потока создания ценности (VSM), управления качеством, организации потока единичных изделий, Разработал учебно-методическую базу (более 20 презентаций) по обучению персонала компании и клиентов методам бережливого производства, управления потоком, качеством, методам поиска и сокращения потерь и др., Осуществлял методическое и практическое руководство кайдзен-проектами в филиалах компании в Аксае, Сочи, Владикавказе, Симферополе, Астрахани, Ставрополе, Махачкале, Краснодаре, Волгограде, Пятигорске, Осуществлял руководство кайдзен-деятельностью штаб-квартиры компании в Аксае (сокращение времени формирования заказа, организация поставок точно вовремя, сокращение документооборота и др. проекты).

    • 8 месяцев

    Проектный менеджер системы постоянного совершенствования

    Свеза-Лес, Москва

    Производство березовой фанеры

    Обязанности:

    Сократил время заполнения отчетности мастерами участков в цехе лесной биржи на 20%, клеильно-обрезном цехе на 50%, общее количество отчетов в цехах предприятия на 20%, Разработал и внедрил стандарт заполнения отчетности мастерами производственных участков всех цехов предприятия, Провел 17 целосменных хронометражей работы лущильного и клеильного оборудования, составил и частично реализовал мероприятия по улучшению, Разработал и внедрил 4 пошаговых стандарта ежесменного осмотра и обслуживания прессов склейки, Оптимизировал процесс заполнения производственной отчетности в системе “1С:Бухгалтерия”, Провел 17 дневных программ начальной чистки оборудования (ТРМ), Разработал и внедрил электронную систему заполнения ежесменной отчетности в лущильно-сушильном цехе, Проводил ежедневные 5С-осмотры основных рабочих мест (РМ) предприятия, разрабатывал мастер-планы по улучшению.

    • 5 месяцев

    Менеджер по бережливому производству, CI manager

    ООО “Крафт Фудс Рус”, Санкт-Петербург

    Производство сублимированного кофе

    Обязанности:

    Руководил внедрением системы “Интегрированное бережливое производство + 6 сигм (ИБП6С)” на предприятии. Определял политику проведения постоянных улучшений (ПУ) на предприятии (функционально руководил 2 инженерами процесса). Разработал детальную процедуру внедрения ПУ на предприятии, методические материалы для обучения персонала основам системы ИБП6С, методам поиска, анализа, сокращения потерь (PDCA, fishbone, АВС-анализ и др.), Разработал обучающие материалы, провел обучение и недельный тренинг-хронометраж операций работников склада заводов ООО “Крафт Фудс Рус” в г. Санкт-Петербурге и г. Покрове, Организовал и совместно с руководителем предприятия провел недельный тренинг по начальной чистке и осмотру оборудования, внедрению системы ТРМ на заводе в г. Санкт-Петербурге, Провел диагностику, анализ процессов и систем измерения производственных линий (MSA-анализ) на предприятиях компании в г. Чудово и г. Собинка, Совместно с др. руководителями составил детальный мастер-план развития ИБП6С и ТРМ на предприятии на 2012 г. и общий на 2013-2018 гг., Совместно с работниками проводил ежедневные и еженедельные 5С-осмотры рабочих мест, Ежемесячно формировал базу данных проектов по повышению производительности оборудования.

    • 1 год и 11 месяцев

    Менеджер по бережливому производству

    ООО “ПК ”НЭВЗ”, Новочеркасск

    Обязанности:

    Функционально руководил 15 рабочими группами по внедрению инструментов бережливого производства в подразделениях предприятия (5-8 чел. каждая), Разрабатывал цели по улучшению производительности труда, логистики, качества, сокращению запасов на производственных участках (“Бережливое производство и управление” в цехах электромашинного, кузовного, тележечного, сборочного производств совместно со специалистами “Alstom Transport” (Франция)), Проводил экономический расчет KPI 26 пилотных lean-проектов предприятия, Проводил экономические, технологические расчеты при проведении балансировки производственной линии сборки электровозов, внедрения "канбан", 2-bin и др. инструментов в экспериментально-аппаратном цехе, Составил 43 стандарта организации рабочих мест (ОРМ) (5С и эргономика), Проводил периодические аудиты и обследования уровня рисков по охране труда, разработал и внедрил мероприятия по минимизации рисков на 47 РМ, Разработал и внедрил методику расчета экономической эффективности мероприятий “Бережливого производства и управления” “ПК “НЭВЗ”, Реализовал 3 программы недельных улучшений (SWIP) в штамповочном, сварочно-кузовном, экспериментально-аппаратном цехах, Обучил более 50 работников требованиям 5С, начальным этапам внедрения ТРМ, картированию потока создания ценности и материального потока, канбан, SMED, исследованию бизнес-процессов, системе 2-bin, FIFO и др., Составил 45 карт потока создания ценности и материального потока, разработал и совместно с работниками цехов реализовал ок. 270 мероприятий по улучшению.

    • 2 года и 6 месяцев

    Инженер по организации управления производством

    ООО “ПК ”НЭВЗ”, Новочеркасск

    Производство и обслуживание локомотивов

    Обязанности:

    Функционально руководил 17 рабочими группами по внедрению инструментов бережливого производства в подразделениях предприятия (3-7 чел. каждая), Обучил более 60 работников требованиям 5С, начальным этапам внедрения ТРМ, картирования потока создания ценности и материального потока, канбан, SMED, KAIZEN; методам анализа: ABC-анализ, fishbone, “плавательные дорожки”, расчету общей эффективности оборудования (ОЕЕ), методу 5 Почему, составлению гистограмм, диаграмм Парето и т.п., Проводил расчеты экономической эффективности внедрения инструментов “Бережливого производства” во всех цехах предприятия, Совместно со специалистами “proLean Consulting AG” (Германия) разработал и реализовал более 200 мероприятий по улучшению планирования и технологии производства в электромашинном и тележечном цехах (экон. эффект ок. 3 млн. руб.), внедрил Систему техобслуживания и ремонта на 30 ед. оборудования (Lean- ТОиР), Организовал составление карт и расчет ОЕЕ на 35 РМ в электромашинном цехе, Разработал и внедрил стандарты ОРМ (5С и эргономика) на 54 РМ, Разработал адаптированную модель 2-bin (улучшение системы логистики) для производственных участков, Разработал и успешно реализовал на 35 РМ систему ежедневной оценки состояния РМ по критериям 5С, систему визуализации информации по обслуживанию и ремонту оборудования, Разработал 20 карт потока создания ценности и материального потока на участке обработки остовов, исследовал все основные бизнес-процессы участка.

  • Менеджер (специалист) по организации бережливого производства . Концепция производственного менеджмента, в основу которой положены методы Lean по устранению всех видов потерь, организации производственных процессов с высоким уровнем создания ценности, по изготовлении продукции с «нулем» дефектов и др., уже более полувека эта концепция рассматривается многими мировыми компаниями как главный принцип работы. Специалисты в так называемом «бережливом производстве» считаются крайне редкими и востребованность их на рынке чрезвычайно высока. При этом российские компании отдают предпочтение перекупке опытных Lean-специалистов зарубежных (европейских, американских) фирм, которые не всегда заслуженно считаются хорошими профессионалами в области внедрения бережливого производства. При этом их привлекают часто для решения узких задач, проведения конкретного проекта (модернизации производственного подразделения, внедрение производственной линии и т.д.). Многие российские фирмы рассматривают Lean в качестве всеобъемлющего средства для решения текущих проблем, но не в качестве долговременного проекта.

    Концепция бережливого производства рассматривает любое область менеджмента с точки зрения оптимизации процессов силами всех работников компании. В этой особенности подхода скрывается комплексные требования к менеджеру «бережливого производства» специалист в данной сфере должен совмещать в себе навыки тренера и руководителя, специалиста по планированию и аналитика, тактика, умеющего идти по пути реализации стратегических целей и стратега, владеющего навыками оперативной работы. По большому счету «бережливое производство» - это технологическая философия, выражаемая на практике людьми, творчески подходящими к устранению потерь.

    С позиции современного представления о квалификации вообще и квалификации менеджера (специалиста) по бережливому производству под квалификацией понимается знания, способности и навыки сотрудника к выполнению необходимых производственных заданий, относящихся к определенному кругу функций. Квалификация является предпосылкой для установления компетентности. Компетентность означает ответственность за определенную работу или задание, она также расширяет поле деятельности путем добавления задач планирования и руководства. Выделяют различные виды компетентности: профессиональная компетентность, методическая компетентность, социальная компетентность, компетентность участия.

    Профессиональная компетентность - предполагает умение и готовность к самостоятельному, профессиональному, методически правильному выполнению заданий и разрешению задач, а также оценки результата. К ней относятся логическое, аналитическое, способное к абстрагированию и интегрированию мышление и способность определять системные и процессные связи. Она нацелена на передачу работникам широких профессиональных знаний и постоянную их актуализацию, с целью увеличения гибкости персонала.

    Методическая компетентность - предполагает ориентированный на цель плановый подход к решению производственных задач. К ней относится умение самостоятельно избирать, применять и разрабатывать методы и подходы к решению проблем и выполнению производственных задач. Эта компетентность должна распространяться на несколько производственных уровней, а именно - на отношения с руководством в такой же мере, как и с коллегами. Она должна обеспечить сотруднику возможность теоретического осмысливания всего производственного задания, осмысленного восприятия следующих промежуточных этапов производственных процессов и разъяснения этого другим членам группы.

    Социальная компетентность - состоит в возможности и готовности к коммуникации, к деловым дискуссиям и поискам взаимопонимания, к критике и высказыванию своего мнения, соизмеряя его с чувством ответственности, а также участию в управлении. Признаками социальной компетентности являются коммуникабельность, толерантность, понимание, способность к адаптации, критике, разрешению конфликтов.

    Компетентность участия - заключается в желании сотрудников конструктивно содействовать в организации своего рабочего места и рабочего окружения, возможности принимать решения, готовности взять на себя ответственность.

    Профиль обязанностей менеджера по бережливому производству

    1. Разработка и реализация планов по внедрению системы бережливого производства на предприятии с нуля, координация работы на всех этапах организации Lean, лидерство в организации бережливого производства. Важное требование для выполнения этой работы - проявление лидерства. Недостаточно верить, что внедрение бережливого производства на отдельно взятом предприятии несет высокий потенциал эффективности, необходимо уметь убедить в этом других сотрудников, донести свою мысль, отстоять свою идею, стимулировать сотрудников. Ключевая компетенция - это способность доказать участникам проекта, что внедрение Lean - это не очередная «западная» идея, а набор эффективных методов улучшений, действительно имеющих значение для предприятия.

    2. Внедрение инструментов "бережливого" производства в производственной сфере. Для этого необходимы прочные профессиональные знания разнообразных методов из набора Lean-инструментов: картирование потока ценностей, кайдзен , устранение потерь (muda) , 5S организация рабочих мест , диаграмма Ишикава , Шесть сигм , Just-in-time , канбан, Poka-yoke , всеобщий уход за оборудованием (ТРМ) и др. Экспертная оценка возможностей применения.

    3. Организация вовлечения и обучения персонала, разработка обучающих программ и проведение обучения сотрудников по инструментам "бережливого" производства. Обучение персонала теории и практики, стимулирование обмена опытом между различными специалистами и отделами требует специальные знания в области производственной педагогики.

    4. Руководство проектными рабочими группами в проектах по повышению эффективности производства. В этой области специалист по Lean должен обладать знаниями менеджмента проектов. Руководитель проекта обеспечивает, чтобы все члены проектной группы в своей работе придерживались утвержденной схемы действий, установленных сроков и зафиксированного бюджета. В задачи руководителя так же входит информирование руководства и коллектива подразделения о продвижении проектных работ и соблюдении временных и бюджетных ограничений, установленных заказчиком.

    5. Консультирование руководителей предприятия, структурных подразделений, сотрудников, реализующих проекты в своих подразделениях либо использующих Lean-инструменты. Знания по устранению ошибок в данной области требуются для эффективного решения проблемных ситуаций, а также избежание негативных последствий. Чтобы быть в состоянии устранить ошибки нужно знать гораздо больше, чем просто для того, чтобы выполнитьзадание или процесс.

    6. Построение процессов непрерывных улучшений в производственной компании (НПУ, kaizen), поиск лучших практик в области НПУ и внедрение проектов НПУ. Для этого важной необходимостью Lean-специалиста является коммуникативность, так как «ответственному» за внедрение бережливого производства приходится много и часто общаться с вовлеченными сотрудниками компании на всех уровнях. Коммуникативность включает: установление позитивного социального контакта с сотрудником, создание условий для кооперации в группе. Важным является применение методик разрешения конфликтов, умение оценить, проанализировать и преодолеть временные неудачи, связанные с проблемами «переходного периода», без которых не обходится внедрение сложных изменений.

    7. Знания и навыки методов поиска и отбора новых идей (мозговой штурм, метод 635, дискуссия 66, морфологический анализ). Квалификационные требования в этой области необходимы для проведения обсуждений, в которых Lean-специалиста без использования методик модерации не сможет достичь целей, т.е. вовлечь сотрудников в поиск узких мест и получения предложений для решения проблем.

    Смежными специальностями, наиболее близкими к Lean менеджменту, считаются специалист по управлению изменениями, производственный менеджер, менеджер по повышению эффективности подразделений, специалист по промышленному инжинирингу, специалист по оптимизации и др.

    В условиях конкретного предприятия либо проекта перечень и объем обязанностей может уточняться.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: