Что такое профессиональные компетенции бухгалтера. Главный бухгалтер: найти и оценить. Где и как искать

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (ст. 9 «Организация бухгалтерского учета. Учетная политика организации») руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Он должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений. Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

· создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по его ведению, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;

· вести учет лично в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет.

Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бухгалтерским учетом в организации, подчиняется непосредственно руководителю организации.

Компетенция (права и обязанности) главного бухгалтера

1. Все работники, занятые бухгалтерским учетом, подчиняются главному бухгалтеру. Он устанавливает для них служебные обязанности.

2. Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.

3. Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

4. Увольнение и перемещение материально ответственных лиц производится по согласованию с главным бухгалтером.

5. В компетенцию главного бухгалтера входят постановка и ведение бухгалтерского учета в организации; формирование учетной политики организации; составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

6. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением активов и выполнением обязательств.

7. Главный бухгалтер должен обеспечить такую организацию учета, которая предупреждала возможность злоупотреблений.


Во время отсутствия главного бухгалтера (отпуск, болезнь, командировка), его права и обязанности переходят к заместителю.

Прием и сдача дел при назначении и увольнении главного бухгалтера оформляется актом после проверки состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетности, который утверждается руководителем.

В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.

10.3 Учетная политика организации, ее содержание и принципы формирования

Бухгалтерский учет в организациях должен осуществляться по определенным правилам в рамках общих принципов, утвержденных законодательными актами. Выбранные правила и принципы ведения бухгалтерского учета организации должны быть закреплены документально, т.е. посредством оформления учетной политики.

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» учетная политика представляет собой совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией.

Принципы формирования учетной политики

1. Обособленность учета имущества и обязательств в организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц.

2. Непрерывности деятельности организации.

3. Последовательности применения учетной политики.

4. Временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается приказом руководителя организации . Однако в нормативных документах не всегда содержится полное описание способов ведения учета различных активов, обязательств и хозяйственных операций, поэтому приказ об учетной политике должен содержать точную и обоснованную информацию по следующим группам вопросов:

– выбор методов ведения учета, предусмотренных в различных вариантах в нормативных документах по бухгалтерскому учету;

– описание методов ведения учета, не предусмотренных в нормативных документах по бухгалтерскому учету;

– методы ведения учета, обусловленные структурой организации, численностью персонала и отраслевой принадлежностью.

Методы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при составлении учетной политики, применяются последовательно от одного периода к другому, начиная с 1 января.

Изменения в учетной политике организации в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя.

Вносить изменения в учетную политику возможно в случаях реорганизации (слияния, присоединения, преобразования) организации; изменения законодательства Республики Беларусь; изменения условий деятельности.

В учетной политике должны быть раскрыты организационно- технический и методический аспекты бухгалтерского учета .

Учетная политика организации включает:

Применяемые организацией виды учетной оценки;

– план счетов бухгалтерского учета организации;

– применяемые организацией формы первичных документов;

Применяемую организацией форму бухгалтерского учета;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

иные способы организации и ведения учета.

Таким образом, учетная политика организации представляет собой объемный документ, состоящий из распорядительной и констатирующей части, где определены практически все элементы учетного процесса.

Модель профессиональной компетенции бухгалтера представляет собой определение и описание ряда личностных характеристик, а также необходимых профессиональных знаний и умений. Данная модель профессиональной компетенции не является описанием всех способностей и свойств, которыми должен обладать бухгалтер, чтобы эффективно осуществлять деятельность – указываются лишь основополагающие характеристики.

Перечень ключевых компетенций бухгалтера:

1. умение грамотно работать с необходимой документацией, материалами;

2. знание инструкций, законов, Указов;

3. навыки работы с ПЭВМ;

4. опыт работы в финансово – банковской системе;

5. аналитические способности;

6. серьёзное отношение к выполняемым обязанностям, ответственность.

7. способность к обучению;

8. умение управлять временем;

9. уверенность в себе;

10. соблюдение конфиденциальности;

11. сила воли, внимание к деталям;

12. умение работать в коллективе.

Центральным моментом являются умение работать с документацией, в настоящее время, это и грамотная работа с ПЭВМ, а также знание правовой и нормативной документации. Не менее важны личные качества работника, это, в первую очередь, ответственность, во – вторых, способность к обучению, в - третьих, на данном предприятии - умение работать в команде, в - четвертых, умение организовать свое время, внимание к деталям.

1. Умение грамотно работать с необходимой документацией, материалами.

Работа бухгалтера, в первую очередь, связана с ведением документации, а также проведением определённых действий на основе полученной документации. Независимо от формы собственности и применяемой системы налогообложения, на предприятии должны быть в наличии как минимум следующие документы: кассовая книга, расчётные ведомости, главная книга, налоговая и бухгалтерская отчетность, регистры бухгалтерского учета и др. Осуществление синтетического и аналитического учета, проведение проводок, составление отчетности, ведение лицевых счетов, сверка учета, электронный учет и т.п. всегда проводится только при наличии необходимой документации.

Поэтому бухгалтер должен хорошо разбираться в большом количестве документации, грамотно использовать необходимый объём информации, не загружая себя лишними данными, хорошо разбираться в тех счетах, которые используются на предприятии. Всё это позволит наиболее эффективно использовать свое рабочее время, снизит процент допускаемых ошибок.

Т.о., бухгалтер отлично знает свои права, обязанности, ответственность, знаетнеобходимую нормативную документацию и умеет это знание грамотно использовать.



2. Четкое знание инструкций, законов, Указов.

Согласно должностной инструкции бухгалтер должен руководствоваться в работе:

Законами, Указами Президента РФ, постановлениями, распоряжениями исполнительных органов, действующих на территории РФ, и относящимися к деятельности подразделения;

Приказами, инструкциями и нормативными документами Банка России (а также Сбербанка России), относящиеся к деятельности подразделения;

Основами экономики, перспективами развития финансово – банковской сферы и стратегическими направлениями деятельности компании.

Бухгалтер должен знать: Законы, Указы президента РФ, постановления, распоряжения исполнительных органов, действующих на территории РФ и относящихся к деятельности отдела бухгалтерского учета Банка, приказы, инструкции и нормативные акты Центрального банка РФ и Банка, касающиеся работы отдела и т.д.

Нельзя не отметить, что российское законодательство, противоречиво и часто меняющееся, значительно усложняет работу бухгалтеров, поэтому порой сделать все правильно невозможно и ошибки в бухгалтерском учете и отчетности неизбежны.

Именно поэтому очень важны такие личные характеристики, как способность к обучению и умение анализировать информацию, о которых речь пойдет ниже.

Еще раз хочется отметить, что знание законодательных аспектов, касающихся бухгалтерского учета, необходимо для любого бухгалтера, во избежание определённых ошибок.

Т. о., бухгалтер обладает неплохими правовыми знаниями в своей области работы, хорошо знает юридическую практику решения тех или иных вопросов.



3. Навыки работы с ПЭВМ.

В настоящее время ведение учёта на крупных предприятия сложно представить без участия электронных вычислительных систем. Каждый бухгалтер, входящий в данный отдел организации, должен использовать в своей работе соответствующее программное обеспечение. Ориентируется в проблемах и возможностях автоматизированной обработки информации, умеет использовать эти возможности на практике. За неправильную эксплуатацию ПП бухгалтер несёт ответственность. К тому же работник должен быстро усваивать новые программные продукты, так как рынок программного обеспечения развивается достаточно интенсивно. Здесь также следует отметить, что программные продукты должны быть нацелены на пользователя, быть понятными и максимально простыми в применении.

4. Опыт работы в финансово – банковской системе.

Отлично разбирается в бухгалтерском учете и отчетности, может дать ценные советы в сложных ситуациях.

Данный пункт связан, прежде всего, с тем, что должность довольно ответственна. Работник, прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей должен получить необходимое образование и пройти подготовку на предприятии в форме наставничества, инструктажа, постепенного вхождения в курс дела и т.д.

5. Способность к обучению.

Обучаемость, восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике. Готовность проанализировать свои достижения и недостатки, посмотреть на привычные вещи другими глазами, разумно использовать чужой опыт. Ориентация на систематическое развитие. Желание и стремление к саморазвитию, повышению уровня своей квалификации.

6. Умение управлять временем.

Данный критерий также достаточно важен для эффективной деятельности работника. Умение расставить приоритеты, организовать план рабочего времени, подводить итоги дня, умение сопоставлять запланированное с фактическим, рационально использовать рабочее время, доводя все дневные операции до конца, не оставляя на следующий день. Работник постоянно находит возможность рационализировать производственный процесс на своем участке работы. Рационально использует свой рабочий день. Всегда все делает вовремя, всегда укладывается в срок, совершенно не причиняя беспокойства другим.

7. Уверенность в себе.

В обязанности бухгалтера входит самостоятельное выполнение работы повышенной сложности, разнообразные информационно-технические работы, связанные с документированием информации, анализом и обобщением материалов, которые ведутся самостоятельно, на основе общих указаний. Чтобы быть самостоятельным, надо быть уверенным в себе. Бухгалтер должен работать в основном самостоятельно.

Обладает хорошими навыками решения типовых производственных задач на своем участке работы, принимая наилучшие решения почти автоматически. Способен успешно выполнять самые сложные задания, справляется с работой практически любой сложности. Способен решать все вопросы, касающиеся его работы, совершенно самостоятельно, не ожидая чьей-либо подсказки или указания.

8. Аналитические способности.

К основным задачам работника относится выполнение работ повышенной сложности, требующих значительной аналитической работы. Обобщает и анализирует итоги работы подведомственных учреждений и готовит предложения по её улучшению, в пределах своей компетенции. Важна (особенно для главного бухгалтера) методичность, умение связывать разнородную информацию, рациональность, упорядоченность.

9. Соблюдение конфиденциальности.

Работник должен соблюдать требования конфиденциальности в соответствии с нормативными документами Банка. Бухгалтер имеет доступ к большому объёму важной информации, он осуществляет учет всех операций, обеспечивает хранение договоров поручительства, договоров залогов, кредитных договоров. За несоблюдение бухгалтером (и курируемыми работниками подразделения) конфиденциальности, они несут ответственность.

10. Сила воли, внимание к деталям.

Бухгалтер должен быть внимателен к деталям, и проявлять основательность в процессе выполнения задач. Силу воли мы связываем с тем, что работа в определённой мере носит однообразный характер. Иногда, при составлении отчетов и отчетностей необходима довольно большая сила воли, чтобы справляться с нагрузками. Внимание к деталям позволит сократить число допускаемых ошибок, а ошибки как известно требуют дополнительного времени для их исправления, и порой вмешательства коллег и специалистов для помощи и корректировки. Таким образом, работник не должен допускать серьезных ошибок в работе и свести их количество к минимуму.

11. Умение работать в коллективе.

Очень важно умение поддерживать климат сотрудничества, выполнять правила поведения и общения членов коллектива, корректировать нежелательное поведение его членов. Бухгалтер работает не только самостоятельно, но ещё он работает в коллективе. Каждый из бухгалтеров отвечает за определенные операции, и часто работа одного человека зависит от выполнения другим специалистом своих обязанностей. Умение прийти на помощь в затруднительных ситуациях, прояснить непонятные моменты, взять на себя часть обязанностей ценится в любом коллективе. Т.о., работник умеет располагать людей к себе, находить с ними общий язык и работать в одном коллективе. Поддержка коллектива важна и с точки зрения адаптации новых работников.

12. Серьёзное отношение к выполняемым обязанностям, ответственность.

Очень важная компетенция. Должность бухгалтера довольно ответственна, поэтому работник должен подходить к исполнению своих обязанностей серьёзно. Работа должна производиться своевременно и качественно, выполнение работы должно соответствовать планам подразделения, соответствовать поставленным требованиям. Работник должен быть дисциплинирован, должен выполнять принятые нормы трудовой дисциплины. Ответственно относиться к порученным заданиям, качественно выполнять свои обязанности.

Как мы уже говорили ранее, данная модель профессиональной компетенции не является описанием всех способностей и свойств, которыми должен обладать бухгалтер, указываются лишь основополагающие характеристики.

Модели профессиональной компетенции разрабатываются на основании глубокого изучения качеств, свойственных средним и высокопрофессиональным работникам в определенной области. Вследствие этого, данные модели не отражают качеств, свойственных отдельным людям, а скорее, качества, свойственные классу людей в целом. Другими словами, ни один из работников не может обладать всеми качествами, составляющими данную модель, одновременно. Точнее, можно сказать, что свойства профессионализма – это качества, свойственные классу работников определенного уровня, в той или иной степени. Но к соответствию модели компетенции следует стремиться, следует развивать каждому сотруднику в себе определённые качества, необходимые для более эффективного использования своих трудовых ресурсов.

Таблица 1

Умение грамотно работать с необходимой документацией, материалами
лидерский уровень Знание существующей документации на предприятии, умение грамотно использовать имеющиеся данные, анализ и систематизация данных, полученных из разных источников на основе документации, заполнение документации производится самостоятельно, уже автоматически, при этом вероятность ошибок должна быть минимальной.
сильный уровень Знание необходимой документации, умение работать с любыми формами документов, анализ данных, грамотное заполнение документации.
базовый уровень Знание необходимой документации, умение работать почти с любыми формами документов, грамотное заполнение документации.
Четкое знание инструкций, законов, Указов
лидерский уровень Обладает большими правовыми знаниями в своей области работы, хорошо знает юридическую практику решения тех или иных вопросов. Следит за законодательными изменениями в своей области работы и в смежных областях. Анализирует и грамотно истолковывает законодательные аспекты.
сильный уровень Обладает неплохими правовыми знаниями. Хорошо ориентируется в законах, инструкциях, Уставах. Применяет свои знания на практике, отслеживает изменения в законодательстве.
базовый уровень Имеет необходимый минимум правовых знаний. Неплохо ориентируется в законах, инструкциях. Применяет на практике свои знания.
Навыки работы с ПЭВМ
лидерский уровень Легко ориентируется в проблемах и практике применения автоматизированных средств обработки информации, умеет эффективно использовать представляемые ими возможности. Способен отслеживать изменения в ПО и быстро овладевать новым программным продуктом.
сильный уровень Хорошо ориентируется в проблемах и практике применения автоматизированных средств обработки информации, умеет эффективно использовать представляемые ими возможности, может довольно быстро перестроиться на новое ПО.
базовый уровень Ориентируется в проблемах и возможностях автоматизированной обработки информации, умеет использовать эти возможности на практике.
Опыт работы в финансово – банковской системе
лидерский уровень Имеет необходимое образование, получено дополнительное образование или работник прошёл повышение квалификации, опыт работы в финансово – банковской системе превышает 5 лет. Отлично разбирается в бухгалтерском учете и отчетности, может дать ценные советы в сложных ситуациях.
сильный уровень Получено необходимое образование, пройдена подготовка на предприятии в виде инструктажа, наставничества и т. д., имеет опыт работы на предприятии финансово – банковской системы свыше 3 лет. Хорошо разбирается в бухгалтерском учете и отчетности, самостоятельно выполняет очень сложные операции.
базовый уровень Получено необходимое образование, опыта работы в финансово – банковской системе практически не имеет.
Умение управлять временем
лидерский уровень Использует каждую минуту рабочего времени. Грамотно расставляет приоритеты, организует план своего рабочего времени, грамотно подводит итоги дня, всегда укладывается в срок. Всегда все делает вовремя, всегда укладывается в срок, совершенно не причиняя беспокойства другим.
сильный уровень Рационально использует свой рабочий день. Обычно все делает вовремя и укладывается в срок, на него можно положиться.
базовый уровень Не всегда рационально использует свое рабочее время. Не всегда все делает вовремя, иногда не укладывается в срок, но в особо ответственных случаях старается не подводить других.
Уверенность в себе, самостоятельность
лидерский уровень Способен решать все вопросы, касающиеся его работы, совершенно самостоятельно, не ожидая чьей-либо подсказки или указания. Реально оценивает свои возможности, уверен в своих силах и действиях. Обладает прекрасными навыками решения типовых производственных задач на своем участке работы, принимая наилучшие решения почти автоматически.
сильный уровень В основном способен решать большинство вопросов, касающихся его работы, самостоятельно, не дожидаясь подсказки или указания. Иногда недооценивает свои возможности, редко не уверен в себе. Обладает хорошими навыками решения типовых производственных задач на своем участке работы.
базовый уровень Может решать многие вопросы, касающиеся его работы, более или менее самостоятельно. Бывает, что недостаточно верит в свои силы, часто недооценивает свои возможности. Не обладает достаточными навыками решения типовых производственных задач на своем участке работы, раздумывает там, где надо действовать автоматически.
Аналитические способности
лидерский уровень Может мгновенно ухватить суть вопроса, сразу понять, в чем дело, никогда не путается в мелочах. Обобщает и анализирует итоги работы подведомственных учреждений и готовит предложения по её улучшению, в пределах своей компетенции.
сильный уровень Способен при рассмотрении того или иного вопроса выделить главное.
базовый уровень Не всегда способен при рассмотрении того или иного вопроса выделить главное, путается в мелочах.
Умение работать в коллективе
лидерский уровень Умение создавать команду, работать в команде. Умение поддерживать климат сотрудничества, выполнять правила поведения членов команды. Обладает большим опытом, авторитетом среди коллег. Вежлив и корректен в отношении с окружающими, не позволит бестактность по отношению к другим.
сильный уровень Умеет находить компромиссные решения и разрешать разногласия в команде. Всегда охотно оказывает помощь товарищам по работе, не жалеет для этого своего времени и сил. Достаточно вежлив и корректен в отношении с окружающими.
базовый уровень Бывает, что мало считается с интересами работающих с ним людей. Не отказывает в помощи товарищам по работе, еслик нему обращаются.Иногда позволяет себе бестактность по отношению к другим людям, не способен дать надлежащий отпор.
Серьёзное отношение к выполняемым обязанностям, ответственность
лидерский уровень Исключительно строго придерживается установленного порядка решения тех или иных вопросов, даже в крайнем случае не пойдет на его нарушение. Готов отвечать за свои поступки. Дисциплинирован. Качественно выполняет свои обязанности.
сильный уровень Как правило, стремится придерживаться установленного порядка прирешении тех или иных вопросов. Ответственно подходит к выполнению своих обязанностей. Дисциплинирован. Работа отличается качеством.
базовый уровень Не всегда придерживается установленного порядка решения тех или иных вопросов, находя оправдание его нарушению. Не всегда достаточно дисциплинирован, бывают ошибки, не всегда качественно выполняется работа.

В данной модели представлены три уровня компетенций: базовый, сильный и лидерский уровни. Модель компетенции предполагает, что лидерский уровень включает в себя два предыдущих. Сотрудник, совершенствуя свои профессиональные знания, умения и навыки, переходит с одного уровня на другой. Совершенствование может осуществляться за счет обучения и переобучения персонала, проведения тренингов по развитию определённых компетенций, приобретения непосредственного опыта работы и т. п. Хорошим результатом, на наш взгляд, можно считать желание сотрудников повысить свой уровень компетенции, всегда стремиться к самосовершенствованию. Со стороны организации могут применяться мотивирующие факторы материальные, социальные и проч.

Данная модель имеет своей целью помочь должностным лицам получить более чёткое представление об особенностях, профессионально важных качествах, личных характеристиках, характерных для высокопрофессиональных работников и, используя процесс самоанализа, а также сотрудничество с коллегами и линейными руководителями, разработать план мероприятий, направленных на усовершенствование качеств, обычно связываемых с высоким уровнем профессионализма.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (ст. 9 «Организация бухгалтерского учета. Учетная политика организации») руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Он должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений. Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

· создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по его ведению, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;

· вести учет лично в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет.

Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бухгалтерским учетом в организации, подчиняется непосредственно руководителю организации.

Компетенция (права и обязанности) главного бухгалтера

1. Все работники, занятые бухгалтерским учетом, подчиняются главному бухгалтеру. Он устанавливает для них служебные обязанности.

2. Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.

3. Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

4. Увольнение и перемещение материально ответственных лиц производится по согласованию с главным бухгалтером.

5. В компетенцию главного бухгалтера входят постановка и ведение бухгалтерского учета в организации; формирование учетной политики организации; составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

6. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением активов и выполнением обязательств.

7. Главный бухгалтер должен обеспечить такую организацию учета, которая предупреждала возможность злоупотреблений.

Подготовка и аттестация профессиональных бухгалтеров и аудиторов -- основное звено кадрового обеспечения реформирования бухгалтерского учета в организациях. Главный бухгалтер или руководитель финансовой службы, если они профессиональные бухгалтеры, сумеют правильно поставить бухгалтерское дело в своих отделах, обучить новому подходу к бухгалтерскому учету (адекватному рыночной экономике) своих подчиненных, организовать переподготовку и аттестацию бухгалтеров на соответствие занимаемой должности.

Бухгалтер, особенно главный, -- это профессия, которая требует непрерывного повышения квалификации. Бухгалтер на предприятии -- это один из немногих специалистов, который отвечает за правильность применения на практике законодательных актов.

Бухгалтер обязан знать налоговое и трудовое законодательство, Гражданский кодекс и многое другое. Сейчас, когда непрерывно совершенствуется законодательство в России в связи с переходом на международные стандарты, бухгалтер обязан особенно тщательно и скрупулезно изучать все нововведения.

Система послевузовского образования профессиональных бухгалтеров, разработанная ИПБ России, основана на международных принципах. При ее разработке учитывались положения, изложенные в рекомендациях Международной федерации бухгалтеров (IFAC) по вопросам международного образования. Основная цель повышения квалификации профессиональных бухгалтеров -- обеспечить для общества гарантии того, что профессиональные бухгалтеры обладают специальными знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для обеспечения услуг, которые они обязуются предоставить, и поэтому профессиональный бухгалтер обязан поддерживать и повышать уровень специальных знаний и профессиональных навыков. Система повышения квалификации должна помочь бухгалтеру применять новые методы, понимать экономические процессы и оценивать их взаимодействие на своих клиентов или работодателей и на свою собственную работу, а также выполнять имеющиеся обязанности и предъявляемые к ним требования.

При разработке программ подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров использовались также рекомендации Международной программы учебной подготовки профессиональных бухгалтеров, разработанной межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности, работающей под эгидой Организации Объединенных Наций.

В ходе подготовки к сдаче квалификационного экзамена бухгалтеры проходят обязательную 240-часовую подготовку по программе, утвержденной ИПБ России и подтверждают свою компетентность, сдавая квалификационный экзамен. Изучение вопросов программы является не только дополнительным послевузовским образованием, но и повышением квалификации бухгалтера.

Наряду с собственно аттестацией и повышением квалификации профессиональных бухгалтеров ИПБ России разработал и осуществляет организацию непрерывного и постоянного контроля за уровнем (качеством) подготовки профессиональных бухгалтеров. Выполнение этой задачи предполагает создание такой системы повышения квалификации бухгалтеров и контроля ее функционирования, которая бы позволила наиболее полно обеспечить постоянный контроль качества подготовки профессиональных бухгалтеров.

Ежегодная переподготовка аттестованных профессиональных бухгалтеров предусматривает не только сам процесс обучения в УМЦ, аккредитованных при ИПБ России, но и постоянную методическую и организационную работу, которую должны проводить как ИПБ России, так и территориальные институты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ).

Для поддержания компетентности профессионального бухгалтера на должном уровне ИПБ России предусмотрел необходимость ежегодной 40-часовой переподготовки по специально разработанным программам целого ряда спецкурсов.

Система повышения квалификации, которой наряду с ИПБ России будут активно заниматься территориальные институты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), должна решить следующие задачи:

· подготовка и сертификация ежегодных 40-часовых программ повышения квалификации;

· организация процесса повышения квалификации;

· контроль за уровнем (качеством) проведения аттестации и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров.

В соответствии с Положением о повышении квалификации профессиональных бухгалтеров формами повышения квалификации могут быть не только прослушивание спецкурса, но и участие в специализированных семинарах, стажировка и публикация монографий, учебников, статей.

Проекты программ спецкурсов могут присылать в ИПБ России либо сами УМЦ, либо ТИПБ. Не возбраняется присылать для рассмотрения в ИПБ России и программы, разработанные отдельными специалистами.

Комитет по аттестации и повышению квалификации ИПБ России будет рассматривать эти программы и, в случае их соответствия современным требованиям -- сертифицировать (присваивать номер, определять количество часов, публиковать программы в экономической прессе и т.п.). УМЦ и слушатель (профессиональный бухгалтер) имеют полное право выбора программ обучения.

Единственным ограничением для слушателей является то, что каждый из них в течение пяти лет не может повышать свою квалификацию по одной и той же программе.

Организацией процесса повышения квалификации будут в основном заниматься ТИПБ. Это достаточно большая работа. Она сопоставима по своей сложности и трудоемкости с организационной работой по аттестации бухгалтеров.

Вся организационная работа по повышению квалификации будет проводиться ИПБ бесплатно за счет членских взносов. Именно поэтому профессиональный бухгалтер, имеющий соответствующий аттестат, но не являющийся членом ИПБ, не сможет получить от ИПБ сертификаты, подтверждающие то, что он прошел необходимую для продления аттестата профессионального бухгалтера 40-часовую переподготовку.

Карта компетенций (другие названия: профессиональный портрет, портрет идеального сотрудника, модель компетенций, матрица компетенций) представляют собой личностные характеристики человека, его способности к выполнению тех или иных функций, типов поведения и социальных ролей, как, например:

    ориентация на интересы клиента,

    умение работать в группе,

    напористость,

    оригинальность мышления.

Карта компетенций позволяет, таким образом, преодолеть недостатки квалификационной карты и облегчает работу сотрудников отдела управления персоналом, занятых приемом на работу.

Особенно широко карты компетенций используются иностранными фирмами. Отличительные черты подхода большинства иностранных фирм к отбору кандидатов в России состоит в том, что основной упор делается на поиск готовых специалистов. Насыщенность рынка труда профессионалами практически в любой области в настоящее время позволяет без особых проблем найти нужного специалиста. Некоторые компании, достаточно серьезно занимающиеся бизнесом в России, предпочитают, напротив, выращивать свои кадры из выпускников вузов, инвестируя в них много сил и средств. Это очень часто оправдывает себя, так как молодые люди более гибки по восприятию новой для них корпоративной культуры, более энергичны, работоспособны и креативны, и из них можно вырастить очень хороших специалистов. Но может быть и неудача, если способность к обучению и развитию кандидата недостаточно точно спрогнозирована. Бывают и неудачи другого рода: организация вырастила замечательного профессионала, затратив на его обучение большие средства, но он ушел, потому что на фирме-конкуренте ему предложили зарплату больше и потому, что он не впитал в полной мере корпоративную культуру компании и не лоялен к ней.

Практику подготовки и использования карт компетенций более подробно рассмотрим на примере опыта Представительства «Фольксваген АГ» в России. В этой организации используется термин «профессиональный портрет». При разработке профессионального портрета в представительстве принято все требования к претендентам объединять в три группы:

    профессионализм,

    социальная компетенция,

    соответствие требованиям корпоративной культуры.

Профессионализм предполагает, прежде всего, наличие соответствующего образования, полученного в России, желательно также наличие дополнительного образования в Германии в виде стажировки, степени МБА, каких-либо курсов по специальности, подтвержденных соответствующими сертификатами с хорошими оценками и характеристиками. Кроме того, необходим опыт работы по данной специальности не менее трех лет, желательно в крупной западной компании. Иногда профессионализм предполагает и наличие дополнительных знаний, имеющих непосредственное отношение к основной деятельности, например, знание аудита для главного бухгалтера, основ внешнеторговой деятельности, юриспруденции и т.п. Личностные характеристики кандидата должны соответствовать его профессиональному профилю, например, бухгалтер должен иметь высокую концентрацию внимания, хорошую память, уметь принимать решения, нести ответственность и т.п., а менеджер по продажам должен быть коммуникабельным, иметь высокий уровень готовности идти на контакт, обладать умением слушать и понимать психологию собеседника и т.д.

По сравнению с другими требованиями профессионализм ставится во главу угла поскольку считается, что, если человек супер-профессионал, то его личностные недостатки меньше влияют на эффективность труда и на отношения в коллективе. Профессионал, как правило, уверен в себе, своих знаниях, своей компетентности, он не боится подсиживания и «нездоровой» конкуренции, и, следовательно, у него нет потребности интриговать или заниматься политическими играми. Такие люди более стабильны и работоспособны, так как их профессиональное развитие, потребовавшее в свое время больших личных «инвестиций» времени, сил и даже денег, изначально предполагает способность и желание хорошо работать.

Социальная компетенция – это второе требование к кандидату на вакантную должность. К социальной компетенции относится умение понять свое место в системе уже сложившихся взаимоотношений в коллективе, умение правильно строить свои отношения со всеми сотрудниками, как с коллегами, так и с начальством, способность работать в команде, готовность «подставить плечо» товарищу, искренность в отношениях. Система ценностей кандидата должна быть «правильной», то есть в ней должны преобладать ценности труда, семьи и т.д. Только в этом случае поведение нового сотрудника и эффективность его деятельности могут быть прогнозируемы, а прогнозируемость персонала - один из важнейших аспектов кадровой работы. В общем плане можно сказать, что чем более упорядочен человек в своей повседневной жизни, чем более стабильно его окружение (семья, друзья), чем благополучнее было его детство, тем более прогнозируемым будет его поведение в коллективе.

Соответствие требованиям корпоративной культуры данного коллектива (в нашем примере – Представительства) предполагает наличие у потенциального сотрудника тех специфических качеств, которые необходимы для эффективной деятельности конкретного подразделения.

Определив основные требования к кандидату, кадровая служба совместно с руководителем соответствующего подразделения и экспертом-специалистом до начала поиска составляет конкретный профессиональный портрет будущего сотрудника. В нем содержатся следующие сведения:

    образовательный и профессиональный уровень,

    профессиональные навыки,

    наличие дополнительных знаний,

    опыт работы,

    в какой компании приобретен,

    уровень решаемых на прежнем месте работы задач и степени ответственности на прежнем месте работы,

    личностные качества,

    способность к обучению, развитию,

    трудовая мотивация,

    инициативность и т.п.

Здесь же указываются и другие критерии, по которым будет отобран специалист: пол, возраст, наличие водительских прав и т.п.

Профессиональный портрет создается на основе не только полной информации о должности, об основных и дополнительных обязанностях и предполагаемых результатах этой деятельности, но и людях, с которыми специалист будет взаимодействовать, языке (языках) взаимодействия.

Приведем пример профессионального портрета водителя.

Мужчина, от 28 до 35 лет, с профессиональными водительскими правами всех категорий допуска к транспортным средствам, с опытом работы не менее 5 лет в должности водителя, желательно автотранспортного предприятия, с хорошими рекомендациями и подтверждением безаварийности. Хорошо знающий город и область, владеющий знаниями об устройстве автомобиля и умеющий быстро произвести мелкий ремонт (замена покрышек и т.п.), имеющий опыт езды на иномарках. Аккуратный, содержащий свой личный автомобиль всегда в порядке, пунктуальный, исполнительный, честный, энергичный, открытый по характеру, умеющий работать в команде, инициативный и сообразительный в нестандартных ситуациях. Желательным также является: устроенность в жилищном плане, отсутствие долгов, наличие семьи и опыта службы в рядах Российской армии.

Можно, конечно, поспорить с содержанием этого профессионального портрета, но специалисты по управлению персоналом представительства «Фольксваген АГ» уверенно аргументируют каждое требование к кандидату в данном описании. Например, опыт работы на автотранспортном предприятии предполагает довольно большую загруженность человека работой, будь это такси или развозка мебели, которая не дает возможности побездельничать (как случается, например, с персональны­ми водителями начальников: привез шефа на работу - поспал в машине от нечего делать - отвез его вечером домой - «покалымил» на служебной машине и т.п.). При интенсивном режиме работы безаварийная езда характеризует человека как достаточно хорошего профессионала и, кроме того, дает ему возможность изучить как следует город. Такая черта, как инициативность необходима прежде всего в плане обеспечения безопасности езды (например, важно вовремя заменить летнюю резину на зим­нюю и т.п.) и повышения эффективности работы водителя (к примеру, сделать такой наглядный и удобный плакат для встречи незнакомых гостей в аэропорту, чтобы гости обязательно увидели водителя). Сообразительность в нестандартных ситуациях чрезвычайно важна опять же для эффективной работы водителя: что делать, если по дороге в аэропорт машина с гостем сломалась, а самолет скоро улетит? Умение работать в команде также необходимо, так как в условиях работы представительства часто возникают ситуации, когда нужно разгрузить каталоги для выставки или перенести большое количество продуктов для презентации, и тогда все - от водителей до ведущих менеджеров подключаются к общей работе, так как главное для всех - быстро достичь нужного результата. От­сутствие долгов и ясность личного финансового положения важны для того, чтобы дорогие служебные автомашины использовались только по назначе­нию: если человек вынужден подрабатывать "извозом", то он подвергает риску и себя, и машину. Наличие семьи делает человека спокойнее и на­дежнее (как правило), а опыт службы в армии дает ему очень много как в организационном, так и человеческом плане.

Приведем пример более сложного профессионального портрета главного бухгалтера дочернего предприятия иностранной фирмы.

Женщина или мужчина, возраст от 30 до 40 лет, наличие Московской прописки обязательно, образование высшее, по профилю. Наличие недав­но полученных свидетельств о повышении квалификации, не просроченного сертификата на право заниматься аудиторской деятельностью Знания последнего российского бухгалтерского, налогового, валютного, банковского, внешнеторгового законодательства, а также европейской системы бухучета, владение компьютерными системами бухучета (1С, Инфин). Свободное владение немецким языком, знание соответствующей терминологии. Творческий подход к вопросам налогообложения и знание противоречий в позициях Минфина и налого­вой службы для оптимизации налогообложения предприятия. Умение отстаивать свою точку зрения по этим вопросам в налоговых и т.п. органах.

Опыт работы главным бухгалтером не менее 3-х лет, обязательно наличие рекомендаций с двух последних мест работы, причем последнее место работы должно быть еще существующим предприятием. Редкая смена мест работы и по веским основаниям. Опыт сотрудничества с иностранными (немецкими) предприятиями. Умение видеть особенности развития иностранного бизнеса в России и творчески решать возникающие проблемы в области сбыта, оборота и т.п., быть ориентированным на результат. Умение брать на себя ответственность в решении вопросов, связанных с основной деятельностью. Умение руководить. Аккуратность, исполнительность, обязательность, честность, открытость характера. Энергичность, мотивированность. Преданность компании, надежность. Умение и готовность работать в команде.

Готовность к командировкам. Наличие загранпаспорта. Желательно: водительские права и умение водить автомашину.

Подготовка карты компетенций требует специальных знаний и, как правило, осуществляется при помощи профессионального консультанта или специально обученного сотрудника отдела управления персоналом (человеческих ре­сурсов). Важнейшим дополнением карты является описание компетенции, т.е. детальное объяснение каждого штриха портрета идеального сотрудника. При оценке кандидата карта компетенции используется также как квалификационная карта - компетенции кандидата сравниваются с компетенциями идеального сотрудника.

Технологии управления персоналом в России. Опыт профессионалов. – М.: «HRC. Кадровый клуб», «Книжный мир», 2001, с. 37-58

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: