Что такое финансовый период. Финансовый год - экономический показатель, используемый субъектами хозяйствования и государством в целом. Взаимосвязь бюджетирования с финансовым годом

В РФ принимается так называемый "скользящий" федеральный бюджет. Он принимается ежегодно, но на три года (очередной финансовый год и плановый период). Бюджеты субъектов РФ и муниципальных районов принимаются сроком на один год (очередной финансовый год) или на три года (очередной финансовый год и плановый период). Если данные бюджеты принимаются на один год, то орган исполнительной (исполнительно-распорядительной) власти утверждает среднесрочный финансовый план еще на два года. В поселениях также могут быть предусмотрены среднесрочные финансовые планы.
Бюджетный (финансовый) год в РФ составляет один календарный год, а бюджетный период - период, в течение которого проходят все этапы бюджетного процесса, составляет в общей сложности три года: отчетный финансовый год, текущий финансовый год, очередной финансовый год, который в свою очередь является первым годом двухгодового планового периода.
Отчетный финансовый год - это год, предшествующий текущему финансовому году. Бюджет этого года уже исполнен, но происходит составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Текущий финансовый год - это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление, рассмотрение и принятие проекта закона или подзаконного акта о бюджете на очередной финансовый год.
Очередной финансовый год - это год, следующий за текущим финансовым годом.
Плановый период - два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, второй и третий годы из бюджетной "трехлетки".
Так, например, в 2010 году - отчетный финансовый год (2009 г.), текущий финансовый год (2010 г.), очередной финансовый год (2011 г.), а плановый период (2011-2012 гг.).

Еще по теме Раздел 2. Понятие бюджетного (финансового) года и бюджетного периода:

  1. Раздел 1. Понятие бюджетного процесса, стадии бюджетного процесса
  2. РАЗДЕЛ II БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. 2.1. Бюджетное устройство и бюджетная система: понятие и содержание
  4. 29. Бюджетное устройство Российской Федерации: понятие и состав. Общая характеристика элементов бюджетного устройства

Финансовый год – промежуток времени, на который должен быть установлен бюджет в форме схемы доходов и расходов субъектов хозяйствования.

Определение финансового года

В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом, как и календарный, финансовый год длится 12 месяцев (январь-декабрь).

В некоторых странах, в соответствии с действующим на их территориях законодательством, этот учетный период отличается от календарного. К примеру, fiscal year в США – с октября по сентябрь.

Организация бюджетирования

Финансовый год – период (промежуток времени), в течение которого должны действовать и исполняться утвержденные планы финансового характера. Данные плановые документы принимают вид смет, бюджетов, а также баланса доходов и расходов.

Как уже указывалось выше, финансовый год в основном приравнивается к календарному. При этом его начало-конец фиксируются в соответствующем бюджетном законодательстве. На установление его сроков оказывают влияние не так традиции, исторически сложившиеся в той или иной стране, как направленность государственной финансовой политики на достижение конкретной цели.

Зачастую финансовый год считается базовым, если его показатели взяты за основу при финансово-бюджетном планировании.

Взаимосвязь бюджетирования с финансовым годом

Формирование, рассмотрение с последующим утверждением и исполнением бюджета любого уровня находятся в тесной взаимосвязи с финансовым годом.

Так, четкое определение периода, на который составляется бюджет, а также соблюдение единства отображения в нем доходов и расходов позволяет обеспечить обоснованность, полноту и достоверность показателей. При этом данная взаимосвязь позволяет выявлять слабые места в бюджетной системе с направлением планирования на выравнивание всех уровней показателей.

Так как финансовый год состоит из 12 месяцев, то по прошествии данного периода может быть предоставлен один льготный месяц, на протяжении которого должны быть завершены все операции по обязательствам в рамках полного исполнения бюджета.

На практике в рамках бюджетного планирования используются такие два понятия: «бюджетный период» и «финансовый период».

Что такое финансовый год, уже было рассмотрено выше, а вот на бюджетном периоде необходимо остановиться подробнее.

Что такое бюджетный период

Это отрезок времени, который охватывает все стадии бюджетирования. Первый этап этого периода – начало составления проекта планового документа, который должен быть завершен утверждением отчета о его исполнении. Продолжительность этого временного отрезка – три года.

Данная экономическая категория состоит из четырех стадий. Первая стадия – составление проекта, вторая – его рассмотрение с последующим утверждением, третья – непосредственное исполнение бюджета, четвертая – заключительная, которая состоит из составления, рассмотрения и утверждения отчета о его исполнении. Все стадии осуществляются в конкретных временных рамках.

Законодательство

Действующее бюджетное законодательство РФ регулирует весь процесс планирования и трат доходов. Так, в бюджете должен быть предусмотрен целевой фонд, который формируется за счет целевых средств, поступающих в рамках отдельных смет.

Существует и другое понятие – чрезвычайный бюджет. По этому вопросу финансовым законодательством предусматривается возможность устанавливать бюджет, имеющий особый правовой режим в случае введения чрезвычайного положения в России. При этом чрезвычайное расходование средств происходит образом, отличным от обычного, свойственного мирному и спокойному времени. Формирование чрезвычайного бюджета регламентируется соответствующим законом.

Известно и такое понятие, как «консолидированный бюджет», являющееся сводом бюджетов нижестоящих уровней (например, местных и субъектов РФ). Так, в соответствии с БК РФ (ст.16) эта финансовая категория состоит из комплекса федерального и местного уровней. Данную экономическую категорию зачастую используют для анализа и расчета.

И, наконец, необходимо упомянуть о минимальном бюджете. Финансовым законодательством вводится данное понятие при расчете объемов доходов консолидированного бюджета низшего уровня для покрытия минимально необходимых расходов, которые должны быть гарантированы вышестоящими государственными органами. При этом расходы, если они недостаточны для покрытия необходимых доходов, может быть покрыты отчислениями из дотаций и субвенций.

Вывод

Таким образом, необходимо отметить, что финансовый (бюджетный) год как по России в целом, так и по субъектам хозяйствования в частности имеет одинаковую продолжительность, которая определяется государством. Например, отвечая на вопрос, когда у ООО заканчивается финансовый год, можно с уверенностью говорить о периоде с 1 января по 31 декабря.

Именно на этот период и опираются субъекты хозяйствования при расчете годовой финансовой отчетности. Основные акты нормативного характера, регулирующие учет и налогообложение, требуют также доклады раз в год (двенадцать месяцев).

Однако если рассматривать не бизнес, а, например, учреждения образования, можно говорить о том, что финансовый год начинается осенью (1 сентября), а заканчивается летом (июнь-июль). Поэтому все финансовые планы по учебным учреждениям утверждаются именно в эти периоды.

Подытоживая сказанное, необходимо отметить, что в данной статье рассмотрен именно текущий финансовый год.

Финансовый год (business year) — период, в течение которого действуют и исполняются утвержденные , составленные в форме бюджетов, смет, балансов доходов и расходов. Этот период используется при несовпадении бюджетного года с календарным.

Финансовый год равен 12 месяцам, причем его начало, и окончание фиксируются в финансовом и бюджетном законодательствах. На установление сроков действия финансового года влияют не только исторически сложившиеся традиции в конкретной стране, но и направленность финансовой политики государства на достижение определенных целей.

Финансовый год

  1. то же, что и бюджетный год, период, на который разрабатывается и в течение которого действует государственный бюджет. Финансовый год может не совпадать с астрономическим, календарным годом;
  2. законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм.

Начало и конец финансового года как правило, совпадают с датами начала и окончания бюджетного года, т.к. именно последние определяют для юридических и физических лиц сроки составления и представления в государственные органы финансовых отчетов и деклараций, расчетов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды с учетом фактических результатов деятельности.

В большинстве стран финансовый год соответствует календарному году: в некоторых - начало и конец финансового года не совпадают с календарным (например, в Великобритании и Японии финансовый год действует с 1 апреля по 31 марта; в Канаде - с 1 июля по 30 июня; в США - с 1 октября по 30 сентября; в Турции - с 1 марта по 28 февраля). Это объясняется как историческими, так и социально-политическими причинами (в частности, режимом работы законодательных палат парламента), особенностями бюджетного процесса в стране.

В России исторически финансовый и календарный год совпадали. Однако после Октябрьского переворота 1917 г. в стране в 1918-1919 гг. применялся полугодовой финансовый период в связи с тяжелым экономическим положением и Гражданской войной. С 1920 г. был введен годовой финансовый период, начало которого в 1922 г. передвинули с 1 июля на 1 октября с учетом специфики хозяйственной жизни страны, где преобладало сельскохозяйственное производство. В период второй пятилетки был восстановлен финансовый год, соответствующий календарному году.

На текущий момент в отечественной практике финансовый год совпадает с календарным. В течение финансового года действуют и исполняются планы, составленные в форме бюджетов, смет, балансов доходов и расходов.

Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с требованиями настоящей статьи.

2. Завершение операций органами Федерального казначейства по распределению в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их зачисление в соответствующие бюджеты производится в первые пять рабочих дней текущего финансового года. Указанные операции отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года.

3. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.

4. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.

5. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Принятие главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда решения о наличии (об отсутствии) потребности в указанных в абзаце первом настоящего пункта межбюджетных трансфертах, не использованных в отчетном финансовом году, а также их возврат в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с отчетом о расходах соответствующего бюджета, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты, сформированным и представленным в порядке, установленном главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда.

(см. текст в предыдущей редакции)

В соответствии с решением главного администратора средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году, согласованным с соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом в определяемом ими порядке, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок принятия решений, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, регулирующими порядок возврата межбюджетных трансфертов соответственно из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом с соблюдением общих требований , установленных Министерством финансов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в порядке , установленном Министерством финансов Российской Федерации.

5.1. Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации подлежат увеличению сверх объемов, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, в пределах не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, возвращенных в доходы федерального бюджета и не учтенных при утверждении общего объема доходов федерального бюджета.

8. Остатки средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) в иностранной валюте, образовавшиеся на 1 января текущего финансового года на счетах, открытых соответствующему финансовому органу в уполномоченной организации или другой специализированной организации, выполняющей функции генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по обслуживанию государственных внешних долговых обязательств, не подлежат перечислению на единый счет соответствующего бюджета и используются в первой декаде января текущего финансового года для осуществления кассовых выплат.

9. Остатки средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, не использованные получателями бюджетных средств, находящиеся на специальных счетах, открытых в соответствии с условиями соглашений с международными финансовыми организациями, не подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета и подлежат использованию ими в текущем финансовом году на те же цели.

Бюджетный год – это период, в течение которого действует установленный бюджет. В большинстве стран он длится 12 месяцев. Вместе с тем, составляется и пятилетний бюджет (служит для решения долговременных задач). Бюджетный год не всегда совпадает с календарным годом. В США он начинается с 1 октября; в Канаде, Англии – с 1 апреля; в Швеции, Норвегии – с 1 июня, в России – с 1 января (как и в большинстве стран).

Льготный срок – время, предоставляемое для завершения финансирования отдельных объектов, закрытия финансовых счетов (после завершения финансового года).

В разных странах он длится по-разному: от 1 до 5 месяцев. В течение этого срока правительство может продолжать финансирование этих объектов, не спрашивая разрешения законодательной власти.

Счетный период – бюджетный год с добавлением льготного срока.

Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность государственных органов власти и управления по составлению, рассмотрению и исполнению бюджета. Составление проекта бюджета и его исполнение в рамках бюджетных ассигнований находятся в ведении исполнительных органов власти. Рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета от его исполнении относятся к ведению законодательных органов власти. В России кассовое обслуживание бюджета выполняется ЦБ России и Федеральным казначейством, их органами на местах, а в случаях их отсутствия любым другим банком без взимания комиссионного вознаграждения. Правительство РФ организует работу по составлению бюджета за 12 - 18 месяцев до начала года. Не позднее, чем за 7 месяцев до начала финансового года оно доводит инструктивными письмами особенности составления расчетов к проекту бюджета, о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах до всех нижестоящих государственных органов. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов нижестоящие бюджеты предоставляют вышестоящим органам власти необходимые расчеты для обоснования размеров отчислений от регулируемых доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов.

Правительство РФ организует работу по доведению не позднее, чем за 4,5 месяца до начала финансового года следующих данных:

Ø проектируемые нормативы (%) регулирующих доходов;

Ø размеры дотаций и субвенций с их целевым назначением;

Ø перечень и фиксированные доли (%) доходов, закрепляемых за бюджетами;

Ø перечень расходов, передаваемые из республиканского бюджета РФ.

Данные по аналогичным показателям сообщаются нижестоящим исполнительным органам.

Затем рассматриваются разногласия по отдельным показателям бюджета, составляется протокол об имеющихся разногласиях и, при необходимости, создается Согласительная комиссия. Окончательное решение принимают вышестоящие органы власти. Порядок условия представления проекта бюджета, рассмотрения, утверждения и уточнения в ходе исполнения, устанавливаются законодательными органами власти («Положение о бюджетном процессе» на территории данного национально - государственного и административного государственного образования). Органы власти вправе ввести при определенных обстоятельствах механизм секвестрования расходов, принимать решение о внесении изменений по отдельным статьям расходов. Свободный остаток средств бюджета, дополнительно полученные доходы не подлежат изъятию вышестоящими бюджетами. Контроль за исполнением бюджета осуществляет соответствующий законодательный орган власти. Он же в праве осуществлять надзор за ходом исполнения нижестоящих бюджетов. Исполнительный орган осуществляет контроль за правильностью исполнения предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им бюджетных ассигнований. Отчет от исполнения бюджета составляется исполнительным органом власти (по основным показателям доходов и расходов, необходимый анализ) и представляется на утверждение законодательной ветви власти.


Конкретные сроки и формы предоставления отчетности определяется Министерством Финансов РФ и ГК РФ по статистике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: