Маркировка бензиновых двигателей. Классификация и маркировка судовых двигателей внутреннего сгорания. Что такое двигатель миллионник

ДВС классифицируется по следующим признакам:

1 – по роду рабочего цикла – подводом теплоты к рабочему телу при постоянном объеме, постоянном давлении и со смешанным подводом телоты (т.е. вначале при постоянном объеме, потом при постоянном давлении газов);

2 – по способу осуществления рабочего цикла – четырехтактные, у которых цикл осуществляется за четыре последовательных хода поршня (за два оборота коленвала), и двухтактные, у которых цикл осуществляется за два последовательных хода поршня (за один оборот коленвала);

3 – по способу воздухоснабжения – с наддувом и без наддува. В 4-х-тактных ДВС без наддува цилиндр наполняется свежим зарядом (воздухом или горячей смесью) всасывающим ходом поршня, в 2-х-тактных ДВС-поддувочным компрессором с механическим приводом от двигателя. В ДВС с наддувом (их называют комбинированными) имеется турбокомпрессор, подающий воздух в двигатель при повышенном давлении;

4 – по способу воспламенения топлива – с воспламенением от сжатия (дизели) и с искровым зажиганием (карбюраторные и газовые);

5 – по роду применяемого топлива – жидкого топлива и газовые;

6 – по способу смесеобразования – с внутреннем смесеобразованием, когда топливовоздушная смесь образуется внутри цилиндра (дизели), и с внешним смесеобразованием, когда эта смесь готовится до ее подачи в рабочий цилиндр. Основные способы внутреннего смесеобразования – объемное, объемно-пленочное и пленочное;

7 – по типу камеры сгорания (КС) – с неразделенными однополостными, с полуразделенными (КС в поршне) и разделенными КС (предкамерные, вихрекамерные и воздушнокамерные КС);

8 – по частоте вращения коленвала n – малооборотные с n < 240 мин -1 , среднеоборотные 240 < n < 750 мин -1 , повышенной оборотности 750 < n < 1500 мин -1 и высокооборотные с n > 1500 мин -1 ;

9 – по назначению – главные, предназначенные для привода судовых движителей, и вспомогательные;

10 – по принципу действия – простого действия (рабочий цикл совершается в одной полости цилиндра), двойного действия (рабочий цикл совершается в двух полостях цилиндра – над и под поршнем) и с противоположно движущимися поршнями;

11 – по конструктивному исполнению кривошипного механизма (КШМ) – тронковые и крейцкопфные;

12 – по расположению цилиндров – вертикальные, горизонтальные, однорядные, двухрядные, V-образные, звездообразные.

Основными определениями являются следующие:

– ВМТ и НМТ, соответствующие крайним положениям поршня в цилиндре;

– ход поршня, т.е. расстояние между крайними положениями поршня;

– объем камеры сжатия (или сгорания), соответствующий объему полости цилиндра при нахождении поршня в ВМТ;

– рабочий объем цилиндра, который описан поршнем между мертвыми точками.

Для маркировки дизелей производства стран СНГ приняты условные обозначения, состоящие из букв и цифр: Ч – четырехтактный; D – двухтактный; DD – двухтактный двойного действия; Р – реверсивный; С – с реверсивной муфтой; Н – с наддувом. Отсутствие буквы К в маркировке – двигатель тронковый.

Существует единая система маркировки судовых бескомпрессорных дизелей. Марка двигателя определяет его основные конструктивные признаки. Применяемые для маркировки буквы обозначают: Ч - четырехтактный; Д - двухтактный; ДД - двухтактный двойного действия; Р - реверсивный; С - судовой с реверсивной муфтой; П - с редукторной передачей; К - крейцкопфный; Н - с наддувом.

Цифры обозначают: первая - число цилиндров; число над чертой - диаметр цилиндра в сантиметрах, под чертой - ход поршня в сантиметрах; последняя цифра - порядок модернизации двигателя.

Отсутствие в марке буквы К означает, что дизель тронковый (бескрейцкопфный); если отсутствует буква Р - дизель нереверсивный.

Рассмотрим примеры маркировки и краткие характеристики современных судовых дизелей отечественного производства.

Дизель 6ЧРН 36/45 - шестицилиндровый, четырехтактный простого действия, тронковый, вертикальный, реверсивный с газотурбинным наддувом с диаметром цилиндров 36 см и ходом поршня 45 см. Применяется в качестве главного судового двигателя при непосредственном соединении с гребным валом или через понижающий редуктор. Номинальная мощность 900 и 1200 э.л.с., частота вращения вала 375 об/мин; наддув осуществляется турбокомпрессором ТК-30 с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

Дизель ЧН 26/26 - четырехтактный простого действия, с V-образным расположением цилиндров, с неразделенной камерой сгорания, нереверсивный, быстроходный, с газотурбинным наддувом; применяется в качестве главного судового двигателя; может быть двенадцатицилиндровым с диапазоном мощностей от 900 до 3000 э.л.с. и шестнадцатицилиндровым с диапазоном мощностей от 1200 до 4000 э.л.с. при частоте вращения вала от 500 до 1000 об/мин.

Дизель ДРН 30/50 - двухтактный, тихоходный, реверсивный, с неразделенной камерой сгорания; выпускается четырех-, шести- и восьмицилиндровым с непосредственной передачей мощности на гребной вал; бесклапанная поперечная продувка цилиндров выполняется продувочным насосом поршневого типа. Наддув - комбинированный двухступенчатый: на первой ступени осуществляется гурбонаддувочным компрессором, турбина которого работает на выпускных газах дизеля, а на второй ступени - приводным поршневым насосом. Номинальная мощность дизеля 750 э.л.с., частота вращения вала 300 об/мин, давление наддувочного воздуха 147 кн/м 2 (1,5 кгс/см 2).

Дизель 6ДР 39/45 (заводская марка 37Д) - шестицилиндровый, двухтактный, реверсивный, быстроходный, с прямоточно-клапанной системой продувки и неразделенной камерой сгорания. Имеет мощность 2000 э.л.с., частоту вращения вала 500 об/мин. Продувочный насос - реактивный, трехлопастный, объемного типа.

Дизель 7ДКРН 74/160 - семицилиндровый, двухтактный, крейцкопфный, малооборотный, реверсивный с наддувом. Строится в СССР по лицензии завода Бурмейстер и Вайн. Устанавливается на судах в качестве главного двигателя с непосредственной передачей мощности на гребной вал. Номинальная мощность двигателя 8750 э.л.с., частота вращения вала 115 об/мин. Система продувки прямоточно-клапанная с выпуском отработавших газов через один клапан в крышке цилиндра. Наддув осуществляется центробежными компрессорами, приводимыми в действие импульсными газовыми турбинами. Давление наддувочного воздуха около 140 кн/м 2 (1,4 кгс/см 2). Топливная система двигателя устроена так, что он может работать на дизельном и на котельном топливе.

Очень часто при ремонте, а также замене того или иного узла, или автомобильного агрегата, довольно часто возникает необходимость определить модель силового агрегата. При помощи этих данных можно подобрать необходимые запчасти или заказать новый двигатель на авто.

И так, предлагаю вашему вниманию инструкцию по определению типа и марки двигателя, а также некоторых его свойств.

1. Идентификацию силового агрегата следует начинать с номера, который обычно находится с левой стороны. Для этого на блоке цилиндров имеется специальная площадка. Как правило, маркировка состоит из двух частей - описательной и указательной. Описательная часть состоит из шести знаков, а указательная – из восьми. Первый знак - это латинская буква или цифра, она обозначает год выпуска двигателя. К примеру, девятка означает 2009 год, а буква А, в свою очередь, 2010 год, ну и так далее В – 2011…

2. Три первых цифры описательной части - индекс базовой модели, четвертая это индекс модификации. В случае если индекса модификации нет, принято ставить ноль.

3. Пятая по счету цифра - климатическое исполнение. Последняя цифра это, как правило, либо диафрагменное сцепление, которое может иметь значение (А), либо клапан рециркуляции (Р). На отечественных автомобилях марки ВАЗ, к примеру, номер, а также модель двигателя производитель выбивает на задней части торца блока цилиндров.

4. На автомобилях марки ГАЗ (Горьковского автомобильного завода) характерным является несколько иное размещение этого номера двигателя. На ГАЗонах маркировку следует искать в левой нижней части блока цилиндров.

Компания Toyota первой цифрой указывает порядковый номер в серии, и только второй – серию двигателя. Допустим, двигатель имеющий маркировку 3S-FE и 4S-FE, не смотря на конструктивную схожесть, имеют отличия исключительно в разных рабочих объемах.

5. Если в маркировке имеется буква G это значит, что агрегат бензиновый и имеет электронный впрыск и, скорее всего оснащен чарджером или турбиной. Литера F, означает - цилиндры с четырьмя клапанами, двумя распредвалами и отдельным приводом. Буква Т - указывает на присутствие турбин, а Z – суперчарджера. Вот вам пример такой маркировки 4А-GZE. Наличие буквы Е – может означать, что автомобиль оснащен электронным впрыском, а S – то, что двигатель оборудован системой непосредственного впрыска, и наконец Х – демонстрирует отношение двигателя к гибридам.

6. Двигателя марки Nissan имеют более информативную маркировку. Первая и вторая буквы - серия, две следующие – это объем мотора. Для того чтобы выяснить какой объем двигателя в кубических см., нужно этот показатель умножить на 100. 4-клапанные двигателя будут обозначены на цилиндре буквой D. V - регулировка фазы газораспределения, E -электронный многоточечным впрыск. Буква S - в карбюраторных агрегатах, одна буква Т - одна турбина, соответственно две - ТТ.

Среди автомобилистов ходит спор: существует ли не убиваемый двигатель или нет? И на самом деле существуют ли такие моторы? В данной статье будет предоставлен список автомобилей с двигателями миллионниками.

Что такое двигатель миллионник?

Первым делом следует выяснить, что же кроется за этим словосочетанием «двигатель миллионник». Расшифровать это можно как силовой агрегат, который преодолел расстояние в более чем 1 млн. км.

Многие сразу начнут возражать, что это все миф и такого не может быть, но на самом деле такие моторы существуют, и их таких немало.

Безупречная надежность работы ДВС определяется следующими основными показателями:

  1. Ремонтопригодность .
  2. Долговечность .
  3. Безотказность .

Но стоит сказать, что понятие двигатели миллионники вовсе не означает, что автомобиль пройдет без капитального ремонта такой пробег. Это значит, что заводом изготовителем предусмотрен ресурс деталей на пробег в один миллион. Несомненными лидерами по производству таких моторов являются:

  • японские автомобили;
  • машины американского производства;
  • немецкие автомобили.

Стоит также сказать, что не все двигатели смогут пройти такой пробег, ведь во многом состояние будет зависеть от своевременного прохождения технического обслуживания (ТО) и манеры езды.

Какой двигатель лучше бензиновый или дизельный?

Также среди автомобилистов не утихают споры, какой тип двигателя надежней и выходит заложенный в него ресурс, бензиновый или дизельный? Для ответа на этот вопрос необходимо прибегнуть к статистике, которая показывает, что более не убиваемыми являются автомобили с дизельным движком. Моторы, которые действительно пробежали такой ресурс можно разделить на несколько видов:

  • дизельные . Такие типы моторов получили репутацию долговечных и надежных;
  • бензиновые рядные «четверки» . Автомобили с такими движками соперничают за популярность и надежность с дизельными;
  • бензиновые рядные «шестерки» . Эти моторы отличаются высокой мощностью, и на них практически отсутствует вибрации во время движения;
  • V-образные «восьмерки» . Такие двигателя идут больших размеров, и в отличие от трех первых не могут похвастаться большим сроком эксплуатации транспортного средства, хотя этого не скажешь про моторы, произведенные в США.

Также бывали редкие случаи, когда отечественный автомобиль ГАЗель с 406 двигателем переваливал отметку в 1 млн. км пробега. Что такое миллионник разобрались, теперь следует перейти к небольшому списку таких автомобилей, ведь многие автомобилисты не знают на каких машинах можно встретить такие агрегаты.

Список машин с двигателями миллионниками

Теперь стоит представить небольшой список двигателей, которые действительно прошли заложенный в них ресурс, т.е. являются миллионниками. Среди бензиновых можно отметить следующие:

  • Toyota 3S-FE;
  • Honda D-series;
  • Toyota 1JZ-GE и 1JZ-GE;
  • BMW M30 и M50.

К числу дизельных долгожителей можно отнести следующие марки двигателя:

  • Mersedes-Benz OM602.

Ну а теперь каждую модель необходимо более подробно рассмотреть.

Японский 2-х литровый движок появился на свет в 1982 году. Первые модели выпускались с одним распредвалом, но спустя 5-6 лет, начали производиться автомобили с двумя распределительными валами. Такие моторы устанавливались на Mitsubishi, Huyndai и Kia. За длительные годы производства они неоднократно модернизировались.

Стоит отметить, что его лицензированная копия по сей день выпускается на заводах в Китае, и в данный момент устанавливается на автомобиль китайского производства Brilliance.

Toyota 3S-FE

Также миллионниками считаются 2-х литровые двигателя Toyota 3S-FE. Среди рядных «четверок», он является одним из самых надежных и не убиваемых. Период его производства с 1986 по 2000 год. 16 клапанный мотор с четырьмя цилиндрами отличается высокой ремонтопригодностью, способен выдерживать высокие нагрузки. Если своевременно выполнять плановое ТО, такие моторы способны проходить без капитального ремонта свыше 500 тысяч км пробега.

Honda D-series

Модельный ряд производителя автомобилей Honda, в своем ассортименте имеет более десятка различных модификаций двигателя, с объемами от 1,2 до 1,7 л, и по праву считаются не убиваемыми. В таких моторах мощность ДВС доходит до 130 лошадиных сил, что весьма неплохо для автомобилей с небольшими объемами. Как показали многочисленные тесты, самыми не убиваемыми считаются модели D15 и D16.

Toyota 1JZ-GE и 1JZ-GE

Такие моторы уже относятся к рядным «шестеркам», и выпускались они в промежутке с 1990 по 2007 год. Представлены они двумя объемами: 2,5 и 3,0 литра. Были случаи, что некоторые автомобили с такими двигателями прошли миллион км пробега без капитального ремонта. Некоторые автомобилисты называют их «легендарными». Устанавливались они как на свои автомобили, так и не которые модели американского Lexus.

BMW M30 и M50

Машины, оснащенные двигателя таких моделей, также стоит отнести к миллионникам. M30 модель выпускалась с объемами 2,5-3,4л, и имела мощность от 150 до 220 «лошадок». А вот модель M50 производилась с объемами 2, -2,5л, и мощностью мотора от 150 до 195 лошадиных сил.

Главный секрет надежности этих двигателей заключался в чугунном корпусе силового агрегата, и привод ГРМ осуществлялся цепью. Такие моторы способны пройти 500 тысяч км пробега, без необходимости капитального ремонта, а ресурс заложенный заводом изготовителем составляет миллион километров.

Машины, в которых стоят такие модели моторов, также относятся к миллионникам. Выпускались они в период с 1998 по 2008 годы, и устанавливались почти на все машины BMW, которые выпускались в этот период. Кроме высокой надежности, главной положительной чертой таких моторов являлась впечатляющая динамика автомобиля.

Mersedes-Benz OM602

Этот дизельный мотор производился с 1985 по 2002 год, и имел мощность от 90 до 130 лошадиных сил. Как видно такая модель не слишком мощная, однако главной ее отличительной способностью является высокая надежность. Если во время выполнять все предписания сервисной книжки, то такие движки способны пройти под миллион километров без серьезных поломок.

Итоги

По результатам всей вышеизложенной информации пришло время для подведения итогов. Автомобили с двигателями миллионниками существуют, и их немало. Но для того, чтобы машина столько отходила необходимо планово проводить ТО, а также следить за состоянием ДВС. Также существует еще контрактный двигатель, но о нем речь пойдет в следующей статье.

Морской сайт Россия нет 05 октября 2016 Создано: 05 октября 2016 Обновлено: 05 октября 2016 Просмотров: 12472

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) - это тепловая машина, внутри цилиндра которой происходит сгорание топлива. При сгорании выделяется теплота, идущая на расширение, газов. Под давлением расширяющихся газов движется поршень.

Таким образом в ДВС тепловая энергия превращается в механическую.

Судовые ДВС классифицируются по ряду признаков. Для работы двигателя необходимо обеспечить определенную последовательность процессов: наполнение цилиндра воздухом, сжатие его, подачу топлива и горение, расширение продуктов сгорания и удаление отработавших газов. Этот ряд последовательно протекающих в цилиндре процессов, обеспечивающих непрерывную работу двигателя, называется рабочим циклом. Часть рабочего цикла, протекающая за один ход поршня, называется тактом .

Таким образом, по осуществлению рабочего цикла двигатели подразделяются на четырехтактные, у которых рабочий цикл совершается за четыре хода поршня или за два оборота коленчатого вала, и двухтактные, у которых рабочий цикл осуществляется за два хода поршня или один оборот коленчатого вала.

По конструктивному выполнению двигатели подразделяются на тронковые, крейцкопфные и с противоположно движущимися поршнями (ПДП) в одном цилиндре.

Во время работы двигателя при сгорании топлива в цилиндре на поршень действует давление газов. Его можно представить в виде сосредоточенной силы Р (рис. 1, а), приложенной к оси поршневого пальца и направленной вниз. При повороте коленчатого вала на некоторый угол сила Р раскладывается по правилу параллелограмма на две силы: Р Ш, действующую вдоль оси шатуна и приводящую в движение коленчатый вал, и Р Н, ействующую перпендикулярно направлению движения поршня. Сила Р Н прижимает поршень к стенке цилиндра и вызывает усиленный износ поршней и стенок цилиндров

Рис. 1. Схема конструктивного выполнения двигателей: а - тронковый; б - крейцкопфный; в - с противоположно движущимися поршнями в одном цилиндре

По такой схеме выполняются высокооборотные и среднеоборотные двигатели, называемые тронковыми (поршень у них имеет развитую нижнюю цилиндрическую часть - тронк).

У двигателей больших мощностей сила Р Н велика, поэтому их делают крейцкопфными (рис. 1, б). Поршень 2 такого двигателя жестко через шток 3 соединен с крейцкопфом 1, ползун 4 которого движется в направляющих параллелях 5. Боковое усилие P Н в этом случае воспринимается не стенкой цилиндра, а через крейцкопф параллелями, которые жестко связаны со станиной двигателя. Крейцкопфы делают односторонними или двусторонними.

У двигателей с ПДП (рис. 1, в) топливо сгорает в камере, расположенной между двумя поршнями 1, которые работают в одном цилиндре и движутся в противоположные стороны. Такой двигатель имеет два коленчатых вала 2.

В зависимости от расположения цилиндров двигатели бывают однорядные с вертикальным расположением цилиндров (рис. 2, а) и V-образные (рис. 2, б).

Рис. 2. Схема двигателей: а - рядный; б - V-образный; в - без наддува; г - с наддувом

По способу наполнения цилиндра свежим зарядом различают:

  • двигатели без наддува (рис. 2, в), у которых всасывание воздуха через клапан осуществляется поршнем (четырехконтактные) или заполнение цилиндра воздухом производится продувочным насосом при невысоком давлении, незначительно превышающем атмосферное (двухтактные);
  • двигатели, у которых топливо впрыскивается в рабочий цилиндр под давлением, создаваемым специальным насосом К (воздуходувкой).

По способу воспламенения горючей смеси в цилиндре различают:

  • двигатели, у которых топливо впрыскивается в рабочий цилиндр через специальное устройство (форсунку) под действием давления, создаваемого топливным насосом; оно мелко распыливается, смешивается в цилиндре с воздухом, сильно разогретым в результате сжатия, и самовоспламеняется (это дизели);
  • карбюраторные двигатели, т. е. такие двигатели, у которых топливо перемешивается с воздухом не в цилиндре, а в особом приборе-карбюраторе, из которого горючая смесь подается в цилиндр двигателя и воспламеняется там от электрической искры, получаемой от специальной системы.

По быстроходности двигатели условно подразделяют на тихоходные со средней скоростью поршня менее 6,5 м/с и быстроходные со средней скоростью поршня более 6,5 м/с.

По частоте вращения двигатели подразделяют на:

  • малооборотные (МОД) - 10...25 с -1 (100...250 об/мин),
  • среднеоборотные (СОД) - 25...60 с -1 (250...600 об/мин),
  • повышенной оборотности - 60...100 с -1 (600...1000 об/мин)
  • высокооборотные - свыше 1000 с -1 (10 000 об/мин).

По мощности двигатели подразделяются на:

  • маломощные - до 73,5 кВт (100 л. с),
  • средней мощности - 73,5...735 кВт (100...1000 л. с.) и
  • сверхмощные - свыше 7350 кВт (10000л.с).

По назначению двигатели бывают главными, которые обеспечивают ход судна, приводят в движение гребные винты, и вспомогательными, служащими для привода электрогенераторов, компрессоров и других вспомогательных механизмов.

По способу изменения направления вращения вала двигатели подразделяют на реверсивные и нереверсивные. Передний и задний ход при гребном винте фиксированного шага может быть достигнут изменением направления вращения гребного винта. Для обеспечения заднего хода гребному винту можно придать вращение в обратную сторону двумя способами: либо изменить направление вращения коленчатого вала двигателя, либо только гребного.

В реверсивных двигателях можно изменить направление вращения коленчатого вала. Мощность этих двигателей, как правило, большая.

Коленчатые валы нереверсивных двигателей вращаются только в одном направлении. У быстроходных и маломощных нереверсивных двигателей направление вращения гребного винта изменяют с помощью реверсивной передачи, устанавливаемой между двигателем и валопроводом.

Для краткого обозначения типа двигателя дизелестроительные заводы пользуются условной маркировкой (табл. 1). Единая у отечественных дизелестроительных заводов, индивидуальная у заводов других стран маркировка типа двигателя обычно состоит из записываемых в определенной последовательности буквенных условных обозначений отдельных характеристик двигателя и цифр, обозначающих число цилиндров, диаметр, а также ход поршня (в см).

В соответствии с ГОСТ 4398-78 маркировка двигателей СССР состоит из цифрового обозначения числа цилиндров, условных буквенных обозначений характеристик двигателя,после которых дробью показаны диаметр цилиндра и ход поршня в см.

Так, марка 8DP 43/61 расшифровывается: восьмицилиндровый двухтактный реверсивный тронковый (отсутствие буквы К), без наддува (отсутствие буквы Н) двигатель с цилиндром диаметром 430 мм и ходом поршня 610 мм.

Точно так же марка 6DKPH 74/160 обозначает: двигатель шестицилиндровый двухтактный крейцкопфный реверсивный, с наддувом, с цилиндром диаметром 740 мм и ходом поршня 1600 мм.

В маркировку двигателей производства ГДР входит число цилиндров и ход поршня. Диаметр цилиндра либо дается в знаменателе, либо совсем не указывается. Например, марка двигателя 8ZD 72/48 расшифровывается: восьмицилиндровый двухтактный дизель с ходом поршня 720 мм и с цилиндром диаметром 480 мм.

В маркировке двигателей «Зульцер» ход поршня не указывается. Например, марка 8TD-48 присваивается восьмицилиндровому тронковому реверсивному двигателю с цилиндром диаметром 480 мм.

В маркировке двигателей МАН число цилиндров указывают между условными буквенными обозначениями конструкции двигателя и его тактностью, после чего дробью - диаметр цилиндра и ход поршня (в см), затем условное обозначение турбонаддува и показатель модификации. Так, марка двигателя K6Z 60/105Л означает, что двигатель крейцкопфный шестицилиндровый двухтактный с цилиндром диаметром 600 мм, ходом поршня 1050 мм, подпоршневые пространства у данной модификации используются как продувочный насос.

Двигатели заводов «Бурмейстер и Вайн» маркируются несколько иначе. Здесь диаметр цилиндра (в см) указывают впереди условных буквенных обозначений, за числом цилиндров, а ход поршня - после них. Так, марка 6-35 VBF62 присваивается шестицилиндровому двухтактному реверсивному дизелю с газотурбинным наддувом с цилиндром диаметром 350 мм и ходом поршня 620 мм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: