Руководство по замене топливных фильтров грубой и тонкой очистки авто «Лада Калина. Топливные баки и фильтры

В системе топливоподачи автомобиля ВАЗ 1118 «Лада Калина» предусмотрено 2 ступени фильтрования горючего - грубая и тонкая очистка. Первая представляет собой мелкую сеточку из пластика, вторая – «гармошку» из пористой бумаги. Оба элемента очистки постепенно засоряются в процессе эксплуатации и по истечении определённого срока требуют замены. Данную операцию многие автолюбители производят самостоятельно, ведь она довольно проста. Вы тоже можете взяться за эту работу, когда ознакомитесь с инструкцией по её выполнению.

Чтобы приобрести детали системы очистки горючего для моделей ВАЗ 1117-19, нужно знать, как они выглядят:

На все модификации «Лада Калина», в том числе - второго поколения, устанавливаются абсолютно одинаковые фильтрующие элементы – «бочонок» и сетка - уловитель. Размеры запчастей тоже идентичны.

В выборе сеточки грубой очистки никаких премудростей нет - детали изготавливаются по единому образцу и стоят от 30 до 45 руб. Единственное предостережение: чтобы не приобрести некачественное изделие либо подделку, обращайтесь в хорошо зарекомендовавшие себя магазины. Сетка бензонасоса хоть и стоит копейки, но играет важную роль в топливной системе: улавливает крупный мусор, способный быстро засорить фильтровальную бумагу следующего элемента очистки.


В эксплуатации пластиковый корпус не уступает металлическому по надёжности

Материал, из которого делаются вторичные фильтры, не играет большой роли. Важно содержимое «бочонка», которое нельзя увидеть или пощупать. Поэтому критериев выбора всего 3:

  • соответствие размеров корпуса и диаметра штуцеров;
  • наличие пластиковых фиксаторов;
  • бренд (производитель).


Крепежный хомут на «Калине» рассчитан под диаметр корпуса 56 мм

Чтобы запчасть подошла к крепёжному хомуту, диаметр корпуса должен составлять 56 мм. Внутренний размер бензиновых трубок, надеваемых на штуцеры, - 8 мм.

В магазинах продаётся множество разнообразных топливных фильтров, и далеко не все из них оснащены фиксаторами (в других машинах шланги могут фиксироваться хомутами). Деталь для «Калины» должна иметь защёлки, иначе трубки закрепить не удастся.


Пластмассовая защелка фиксирует шланг на штуцере фильтра

На территории стран бывшего СССР лучше всех зарекомендовали себя такие производители бензиновых фильтров:

  • BOSCH;
  • FRAM;
  • FILTRON;
  • SCT Germany;

На данный момент машины второго поколения «Калины» оснащаются фильтрами тонкой очистки, сделанными из полиамида. Но пользователи отзываются о заводских запчастях не слишком лестно: после разборки обнаруживалось, что бумажная «гармошка» плохо приклеена к корпусу. В результате половина горючего проходила по бензопроводу без фильтрования. В то же время по практике единичных случаев нельзя однозначно утверждать, что металлические фильтры лучше пластиковых.


Внутри фильтрующего элемента стоит пористая бумага, задерживающая мелкие частицы

Таблица: стоимость фильтров ВАЗ 1118

Видео: сравнение элементов очистки разных брендов

Расположение топливных фильтров «Калины»

Чтобы произвести замену фильтрующих элементов на автомобилях серии ВАЗ 1117-1119, надо знать, где они установлены. Расположение деталей следующее:



Расположение фильтровальных элементов одинаково для всех модификаций «Калины» и не зависит от типа кузова. То есть, на «универсале» и «хэтчбеке» вы найдёте детали в тех же местах, что и на «седане».

Как поменять сетку грубой очистки

Комплекс работ по замене фильтра первой ступени состоит из нескольких этапов:

  1. Покупка новой детали.
  2. Подготовка инструмента и места ремонта.
  3. Разборка, снятие бензинового насоса и замена сетчатого уловителя.


Для замены старой загрязнённой сетки необходимо снять бензонасос

Как выбирать сетчатый фильтр «Калины», описывается в предыдущем разделе. Место для ведения ремонтных работ значения не имеет, поскольку вам не понадобится автомобильная эстакада либо смотровая канава - разборка производится со стороны салона.

Подготовительный этап

В тёплое время разбирайте авто прямо на улице, но при ветреной погоде подыщите тихое место, иначе в салон нагонит пыли. Зимой удобнее работать в утеплённом гараже или боксе.

Из инструментов необходимо приготовить:



Перед началом работ уберите лишние предметы с заднего ряда сидений, после чего демонтируйте сами кресла. Они перекрывают доступ к технологическому проёму с люком, ведущему к топливному баку. Последний прикреплён к днищу машины с наружной стороны.

Чтобы поменьше дышать пылью при разборке, покрытие кузова под сиденьем рекомендуется пропылесосить.

Снятие бензонасоса и замена сеточки

Первым делом необходимо стравить избыточное давление в топливной магистрали, иначе при снятии трубок струя горючего обольёт обшивку и в салоне надолго «пропишется» острый запах бензина. Существует 2 способа сбросить давление:



Номер предохранителя по счёту смотрите в инструкции по эксплуатации вашего авто. В машинах разных лет выпуска он может стоять на 1, 2 или 8-й позиции.

После снятия заднего сиденья вы получите доступ к лючку, прикрытому откидывающимся клапаном обшивки. Уберите покрытие в сторону и переходите к разборке, выполняя операции в следующем порядке:



В процессе разборки стоит держать пылесос под рукой. Когда вы снимете крышку люка, обнаружите под ней толстый слой пыли, который желательно убрать.


Пыль желательно убрать пылесосом, чтобы она не попадала в открытый бак

Новый сетчатый фильтр устанавливается на штуцер до характерного щелчка фиксатора, после чего узел можно собирать в обратной последовательности. Перед этим загляните внутрь стакана, где стоит бензонасос: если на дне обнаружится грязь, то удалите её ветошью либо вымойте кисточкой, смоченной бензином. Перед запуском двигателя включите и выключите зажигание несколько раз, позволяя бензонасосу поднять давление в магистрали до нормы.

Вышеописанная процедура замены фильтрующего элемента грубой очистки выполняется одинаково на «Калинах» с разными типами кузова. Та же технология применяется при ремонте автомобиля Lada Kalina Sport.

Видео: как меняется сетчатый фильтр на «Калине»

Инструкция по замене фильтра тонкой очистки

Чтобы поменять фильтрующий элемент второй ступени, потребуется эстакада или смотровая яма. Подобраться к детали забравшись под машину довольно трудно. При въезде на эстакаду примите как можно левее, так вы обеспечите удобный доступ к фильтру (он стоит справа от бака).


Фильтр стоит справа от бака и держится хомутом

Из инструментария потребуется ключ размером 10 мм и плоская отвёртка. Порядок выполнения работ сходен с предыдущим алгоритмом замены сетки бензонасоса:



Как правило, все резьбовые соединения, расположенные под днищем машины, ржавеют и плохо откручиваются. Поэтому перед началом демонтажа старой детали следует обработать болт хомута аэрозольной смазкой WD-40.

Новый фильтр ставится на место с учётом направления движения топлива (указано стрелкой на корпусе) и подключается к системе в обратном порядке. Технология замены на автомобиле с 16-клапанным мотором в целом не отличается от ремонта на двигателе 8V. Во время работы вы можете столкнуться с несущественным различием в мелких деталях:



Если после демонтажа старой детали вы обнаружили, что фиксаторы для топливных трубок находятся в хорошем состоянии, можете применить их повторно.

Видео: быстрая установка фильтрующего элемента ВАЗ 1117

Как часто производится замена

Производителем автомобилей «Лада Калина» установлен чёткий регламент замены расходных материалов, к которым относятся и топливные фильтры. Согласно требованиям инструкции по эксплуатации машины, их необходимо менять каждые 30 тыс. км пробега. Но учитывая разное качество топлива на заправочных станциях и условия эксплуатации авто, опытные автомеханики рекомендуют сократить максимальный интервал до таких значений:

  • для фильтра тонкой очистки - 20 тыс. км;
  • для сетки грубой очистки - 70 тыс. км;
  • при эксплуатации в северных регионах срок службы сокращается вдвое от регламента, то есть, составляет 15 и 35 тыс. км соответственно.

Топливо на тракторе и автомобиле хранится в баке. На некоторых тракторах и автомобилях кроме основного предусмотрен дополнительный бак.

Топливный бак состоит из двух штампованных из листовой стали и сваренных между собой половин. Внутри бака вварены перегородки, придающие ему необходимую жесткость.

Перегородки гасят колебания большой массы топлива при движении авто и предотвращают сильные удары топлива о стенки бака. В нижней части перегородки имеются вырезы для прохода топлива между отсеками бака.

В верхней части бака вварена горловина для заливки топлива. В горловину бака вставлен сетчатый фильтр, состоящий из стального каркаса, покрытого латунной сеткой. Необходимое количество топлива в баке определяют мерной линейкой или топливомерной трубкой. Горловина бака закрывается крышкой, в которой находится отверстие, сообщающее внутреннюю полость бака с атмосферой. Во избежание перебоев в работе двигателя это отверстие следует прочищать, так как в него входит воздух вместо израсходованного топлива. Чтобы вместе с воздухом в бак не проникала пыль, крышка заполнена фильтрующей набивкой из стальной проволоки. Надежное уплотнение крышки с баком обеспечивается пробковой прокладкой, прижимаемой к крышке болтом через стальные шайбы.

Расходный кран необходим для прекращения поступления топлива в систему питания двигателя. Металлический топливопровод от бака к фильтру грубой очистки топлива на тракторах последних выпусков заменён пластмассовым из поливинилхлоридной трубки.

Через сливной кран удаляют отстой топлива, отвернув штуцер гаечным ключом на два-три оборота. В верхней части основного бака вмонтирован поплавковый датчик электрического указателя уровня топлива.

Топливные фильтры

На автомобильных двигателях обычно устанавливают два последовательно работающих топливных фильтра - грубой и тонкой очистки.

Фильтр грубой очистки топлива очищает топливо от крупных механических примесей.


Рис 1. Фильтры грубой очистки топлива:
а – тракторный, б –автомобильный, 1 - сливная пробка, 2 – топливоподводящая трубка,
5 – распределитель потока воздуха, 6 - нажимное кольцо, 7 – стакан,
8 – сетчатый фильтрующий элемент, 9 – успокоитель, 10 – пластинчатый фильтрующий элемент,
11 – отверстия, 12 – стержень, 13 – пластины, 14 – выступ,
А – вход топлива, Б – выход очищенного топлива


Фильтр грубой очистки топлива (рис. 1, а) имеет сетчатый фильтрующий элемент 8, состоящий из отражателя и латунной сетки с ячейками размером 0,09 мм. Фильтрующий элемент смонтирован на резьбовой втулке, которая ввертывается в корпус 3 и прижимает к нему распределитель 5, имеющий восемь отверстий, равномерно расположенных по окружности.

Фильтрующий элемент находится внутри стакана 7. Стакан закрепляют на корпусе с помощью нажимного кольца 6 и болтов. Стык между стаканом и корпусом уплотнен паронитовой прокладкой. В нижней части стакана установлен успокоитель 9. В резьбовую втулку стакана ввернута сливная пробка 1.

Во время работы двигателя топливо подводится в фильтр через трубку 2 и отверстия распределителя 5. Затем оно стекает вниз через кольцевую щель между отражателем и стенкой стакана. Часть топлива по инерции попадает под успокоитель, где оседают крупные механические примеси и вода, находящаяся в топливе. Через центральное отверстие успокоителя топливо поднимается вверх к сетке фильтрующего элемента. Пройдя через сетчатый элемент, топливо очищаемся от мелких механических примесей и поступает через центральное отверстие корпуса к отводящей топливоотводной трубке 4.

В фильтре грубой очистки топлива автомобиля (фильтре-отстойнике) (рис. 2, б) в качестве фильтрующего элемента использован набор пластин 13, изготовленных из алюминиевой ленты толщиной 0,15 мм. В пластинах выполнены выступы 14 высотой 0,05 мм и отверстия 11 для прохода топлива и два отверстия для прохода фиксирующих стержней 12.

Топливо поступает в фильтр через входное отверстие и попадает в стакан 7. Поскольку скорость движения топлива в стакане резко уменьшается по сравнению со скоростью в топливопроводах, вода и крупные механические примеси отстаиваются и оседают на дно. Для периодического слива отстоя служит пробка 1. Затем топливо проходит в щели между пластинами и через отверстия в пластинах выходит очищенным через отводящее отверстие. Частицы крупнее 0.05 мм задерживаются фильтром.

Фильтр тонкой очистки топлива очищает топливо от мельчайших механических примесей и воды. Тракторный фильтр обычно имеет несколько топливных фильтрующих элементов (ЭТФ), установленных в корпусе 6. В нижней части корпуса предусмотрено отверстие, закрытое пробкой 1, для слива отстоенного топлива из фильтра.

Фильтрующие элементы 4 состоят из цилиндрических картонных заключенных в жестяные крышки каркасов с отверстиями для прохода топлива и фильтрующих штор, изготовленных из специальной бумаги и свернутых в многогранную винтовую гармошку. В верхней и нижней частях фильтрующие элементы уплотнены резиновыми кольцами. Фильтрующие элементы неразборные. Каждый из них надевается на штырь. Сверху на корпус фильтра устанавливается крышка 7, на которой смонтирован продувочный вентиль 9.

Все фильтрующие элементы работают параллельно. Поток топлива под давлением подкачивающей помпы входит через отверстие А в корпус фильтра, а затем проходит через отверстия каркаса и через фильтрующие шторы внутрь фильтрующего элемента. Очищенное от мельчайших примесей топливо через отверстие Б направляется топливопроводом низкого давления в топливный насос.

Продувочный вентиль служит для выпуска воздуха, попавшего в топливную систему двигателя. Если во время работы подкачивающей помпы отвертывают рукоятку вентиля, то шарик под давлением топлива отходит от гнезда и через открывшееся отверстие из корпуса фильтра тонкой очистки по трубке 5 наружу выходит топливо. При наличии в топливной системе воздуха из сливной трубки будут вначале выделяться воздушные пузырьки. Когда топливо из трубки пойдет ровной струей, рукоятку заворачивают, и шарик перекрывает сливное отверстие.


Рис 2. Фильтры тонкой очистки топлива


На некоторых двигателях установлены двухсекционные фильтры тонкой очистки топлива (рис. 2, б). В этих фильтрах топливо проходит последовательно оба фильтрующих элемента. Второй элемент является контрольным: по степени его загрязнения судят о работе фильтра грубой очистки топлива и первого элемента тонкой очистки. В случае загрязнения первый элемент тонкой очистки можно промыть, не снимая фильтр. Для этого в крышке фильтра вмонтирован кран, который может быть установлен в два положения: рабочее и на промывку. Во время промывки направление потока топлива в первой секции меняется на обратное. При этом отвертывают на два оборота сливную пробку первой секции и сливают осевшие частицы с наружной поверхности фильтрующего элемента. На более мощных тракторных двигателях на двухступенчатый фильтр тонкой очистки устанавливают дополнительный контрольный фильтр, включающий один фильтрующий элемент, взаимозаменяемый с основными.

Фильтр тонкой очистки топлива автомобиля (рис. 2, в) устанавливают между топливным насосом и карбюратором. Фильтр состоит из корпуса 6, стакана-отстойника 14 и фильтрующего элемента 4. Фильтрующий элемент может быть выполнен керамическим или из мелкой сетки, свернутой в виде рулона. При работе двигателя часть механических примесей выпадает в виде осадка на дно стакана-отстойника, а остальные задерживаются фильтрующим элементом.

Вас не замучило менять одноразовые, бумажные топливные фильтры под капотом, каждый месяц? Меня это достало ещё год назад! Было слито всё топливо из бензобака, - было чистое, без осадка, нашёл только одну обычную, почерневшую спичку. Похоже кто-то подсвечивал спичкой заливную горловину! :) В общем, фильтры забивались, чернели, засирались - топливо у НАС вообще гавно! Понимаю, что бешенному, тракторному двигателю насрать, что жрать(и на воде поедет)… Решил поставить фильтры от дизеля(мелкая медная сеточка в пластиковом корпусе) и от инжектора(большая площадь фильтрующего элемента, надо менять его нааамного реже) под шланг 8мм. Дизельный фильтр установил перед насосом - грубая очистка топлива. Этот фильтр легко можно избавить от каки, попавшей в него - снимаем приходящий шланг, поворачиваем корпус фильтра вниз и сливаем всё гавно. Одеваем обратно шланг, всё, фильтр как новый! Инжекторный фильтр установил после бензонасоса и перед карбюратором - тонкая очистка топлива. Этот фильтр с бумажным фильтрующим элементом большой площади в металлическом корпусе, есть клема "папа", для подключения корпуса фильтра на массу! Первый такой фильтр отработал у меня ГОД и ещё не было проблем в работе карбюратора(двигателя). Двигателю как-то легче с такой системой фильтрации, нежели с одноразовыми маленьким фильтрами за 20 рублей! Родной фильтр-отстойник снял нафиг и положил на полку, там таких уже несколько лежит. В родном отстойнике используются следующие съёмные фильтрующие элементы - бумажный(живёт мало), медная сеточка(не очищает мелько-дисперсную гадость) и керамический(вроде бы керамический, таких не видел, но говорят он самый хороший по очистке). Родной фильтр-отстойник на самом деле не так уж и плох, первый раз залез в него и охренел, - на дне было 1,5 см. грязи! Кстати, установлены шланги "забугорного" производства, раза в 3-4 дороже наших шлангов, но и в несколько раз надёжнее и живучее наших!

Такое чудо установлено с завода.


Такое обычно ставят.


Фильтр для инжектора


Инжекторный фильтр тонкой очистки.


Под стандартный шланг 8мм.








Понравилась статья? Поделиться с друзьями: