Японский двигатель и кпп на самодельный погрузчик. Как сделать самодельный минитрактор — инструкция по сборке, чертежи и видео. Как выглядят российские самодельные погрузчики

Вашему вниманию представлена подборка фотографий самодельных погрузчиков разных континентов

Американский опыт конструирования самодельных погрузчиков

Соорудить погрузчик своими руками не так легко, как может показаться на первый взгляд. Необходим опыт в области сварочных работ, ведь слабая стыковка элементов приведет к недостаточной прочности машины, а неправильный конструкторский расчет чреват опрокидыванием. Cкрупулезный любитель техники из Северной Америки к вопросу создания машины подошел основательно, первым делом соорудив деревянный макет.

Источник фото: mytractorforum.com

У техники, изготовленной своими руками, есть самое главное преимущество - это низкая стоимость при условии наличия необходимых материалов и инструментов. В случае их отсутствия, стоит задуматься о целесообразности идеи. Скорее всего, дешевле окажется купить поддержанное оборудование. "Автор" погрузчика из штата Оклахома утверждает, что на свое "детище" он потратил около 600 долларов.


Как показывает практика, погрузчик с задним креплением изготовить намного легче и дешевле, нежели с передним. Однако с таким оборудованием возникает другая проблема - работать с постоянно повернутой назад головой мягко говоря, неудобно.


Источник фото: tractorbynet.com

Хозяин техники, фото которой размещено выше, признается, что полный ковш земли он не рискует поднимать, так как крепление не выдержит такого большого веса. Однако он легко справляется с перемещением компоста и листьев.


Источник фото: tractorbynet.com

А это навесное деревянное оборудование создавалось с целью транспортировки дров и других грузов в небольшом количестве.


Источник фото: swampyacresfarm.com

Как выглядят российские самодельные погрузчики?

В отечественных подсобных хозяйствах подъемное оборудование чаще всего изготавливается для тракторов МТЗ. Вот что из этого получается.


Источник фото: moezerno.ru


Источник фото: moezerno.ru

А этот мини-погрузчик, состоящий в основном из запчастей от "Жигулей" (два укороченных моста, КПП), спроектирован и собран умельцем из Тюмени. Машина оборудована 13-сильным двигателем китайского производства, есть также стартер. Компактная модель трогается с любой передачи. Что примечательно, педаль газа отсутствует, ее функцию выполняет педаль сцепления.


Источник фото: vsluh.ru


Источник фото: vsluh.ru Хорошая проходимость обеспечивается рамой, которая может "переламываться"

Если театр начинается, как говорится, с вешалки, то создание самодельного трактора - это уж точно! - с приобретения силового агрегата и основных узлов трансмиссии. Мне в этом плане довольно-таки повезло. Удалось достать неплохо сохранившийся двигатель от мотопомпы МП-800Б; сцепление, позаимствованное у автомобиля ЗАЗ-966; коробку передач от видавшего виды ГАЗ-52 и задний мост от списанного электрокара ЭП-103К. Они-то и составили основу мини-трактора (МТ), получившегося, по единодушному мнению односельчан, добротным, незаменимым в хозяйстве механическим помощником.

Такому все под силу: и землю вспахать, и любую сельскохозяйственную культуру посадить-взлелеять, и урожай собрать-привезти, и дров напилить, и воды накачать - пожалуйста! Для этого в конструкции МТ предусмотрены возможность отбора мощности, применение навесных и прицепных сельхозорудий, гидравлика, наконец.

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС), правда, пришлось несколько модифицировать. Причем доработке подвергнуть не что иное, как систему водяного охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Чтобы и ввод последней в каждый из имеющихся двух цилиндров осуществлялся отдельно, и циркуляция улучшилась. Для этого рекомендую сделать следующее.
Прежде всего - снять штатный алюминиевый патрубок, соединявший рубашки охлаждения головок цилиндров ДВС. Затем вывернуть из отверстий головок шпильки - те, с помощью которых осуществлялся крепеж демонтированного патрубка на двигателе. После чего в отверстиях (на каждой головке) нарезать метчиком М22 резьбу - под заранее заготовленные новые штуцера (см. рис.). Завершают работы на головках цилиндров тем, что установленные на свои места новые штуцера соединяют дюритовыми шлангами с патрубком радиатора. Теперь очередь за глушителем. Чтобы не мешал, его попросту снимают. После чего, отступив от нижнего разъема 45 мм, в рубашке каждого цилиндра сверлят отверстие 0 15 мм. Не забывают и об отверстиях под шпильки водяного патрубка. Нарезав метчиком MB резьбу, закрепляют в них эти шпильки. А изготовив из СтЗ патрубки с фланцами, устанавливают последние на подготовленные места с использованием уплотняющих резиновых прокладок и гаек М8. Эти входные патрубки соединяют с нагнетающими (водяной насос), для чего применяют опять-таки дюритовые шланги.


Нажимаем-увеличиваем


Для улучшения циркуляции отверстия в прокладках головок цилиндров увеличивают до диаметра 10 мм. Саму же циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает водяной насос (от автомобиля УАЗ-452). Строго говоря, точное место его установки принципиального значения здесь не имеет. Но удобнее всего, видимо, крепить водяной насос на отливе головки второго цилиндра вместо снятого вакуумного аппарата мотопомпы. Приводится насос в действие клиноременной передачей от ведомого вала редуктора ДВС.
И еще ряд особенностей. В целях максимального уплотнения компоновки, упрощения всей конструкции сам двигатель размещается... впереди радиатора, на входе которого установлен тройник. А в последний ввернут датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. На раме ДВС установлен на двух поперечинах. А запуск осуществляется вручную, с правой (по ходу движения) стороны трактора, для чего служит расположенная здесь вертикально рукоятка, приводимая резким поворотом на себя и вниз. Причем пусковой сектор и храповая шайба - заводские, а рычаг выполнен из отрезка полудюймовой трубы.

Редуктор двигателя - самый, пожалуй, сложный узел силовой передачи из тех, которые придется изготовить. Шестеренчатый, одноступенчатый, с передаточным отношением i 1,0. Необходимость ввода его в кинематику МТ (см. рис.) вызвана рядом причин. И прежде всего тем, что у нашего мини-трактора - двойная главная передача. Значит, нужно изменение направления вращения вала. Несомненно и то, что отсутствие в данной кинематике редуктора (соединение «напрямую») крайне затруднило бы отбор мощности. Кроме того, исключилась бы возможность запуска ДВС вручную с использованием заводского пускового механизма. Вариант соединения «напрямую» требует ведь установки магнето обратного вращения. И что самое главное, дополнительно бы нагружался вал двигателя: от осевого усилия.
возникающего при включении муфты сцепления.

Корпус редуктора сварной. Выполнен из 4-мм стального листа (СтЗ) с двумя приваренными наглухо опорами подшипников. Имеет ввинчивающийся сверху сапун, а снизу - сливную пробку. Закрывается крышкой с приваренной к ней опорой подшипника N2208. Расположенные внутри две прямозубые шестерни взяты готовыми (от редуктора пускового двигателя П-350 или от СМД-62). Зато ступицы самодельные, изготавливаются из Стали 45.

Маховик и сцепление - от автомобиля ЗАЗ-966. Подошли довольно-таки удачно, вписались в конструкцию МТ. Правда, пяту выжимного подшипника пришлось при этом расточить до диаметра 35 мм - для свободного прохода первичного вала коробки передач. А для крепления маховика к фланцу ведомого вала редуктора ДВС - использовать три болта Ml 4 (см. рис.).

Коробка передач взята от автомобиля ГАЗ-52, с последующей доработкой. А суть последней в том, что стакан выжц^.- ного подшипника на 20 мм укорачивают. Выполнение этой операции для создателей самодельной техники - не новость. Как, впрочем, и нарезка маслогонной резьбы противоположного вращения, которую надо будет со всей аккуратностью выполнить.
Ну а с главной передачей модифицированная КП соединяется карданным шарниром. Причем состоит он из двух флал±г цев карданного вала, взятого от того же ГАЗ-52, связанных между собой крестовиной.

Задний мост (он же и ведущий) - от электрокара (электропогрузчика)
ЭП-103К. Такое техническое решение позволяет без особых ухищрений добиться не только достаточно большого дорожного просвета у МТ, но и существенно упрощает кинематику всей машины, нисколько не снижая при этом ее эксплуатационных качеств.

Все дело здесь - в особенностях конструкции используемого узла. Ведь в едином блоке с ведущим мостом у ЭП-103К находится тяговый электродвигатель, на валу ротора которого установлена шестерня первой ступени главной передачи (двойной). Значит, достаточно выполнить небольшую доработку, и можно смело встраивать данный мост в наш мини-трактор!

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНИ-ТРАКТОРА
Габаритные размеры, мм 2270\ 1280 г. 2200
База, мм 1420
Колея, мм 1060
Минимальный радиус разворота, мм 2000
Дорожиый просвет, мм 340
Масса без прицепа, кг 800
Двигатель (двухтактный карбюраторный двухцилиндровый, с водяным охлаждением -
от мотопомпы, модифицированный! МП-800Б
Мощность двигателя, п.с. 20
Максимальная транслортнвя скорость, км/ч 36,2
Рабочая скорость, км/ч 4
Тормозная и навесная системы - гидравлические

Что касается конкретных операций по переделке столь важного для надежной работы трансмиссии узла, то суть их заключается в укорачивании на токарном станке корпуса электродвигателя, предварительно снятого с ведущего моста ЭП-103К, до 70 мм и установке (взамен ротора) специально изготовленного самодельного вала сварной конструкции.
Последний и будет не чем иным, как ведущим валом цилиндрической передачи заднего моста. Состоит он (см. рис.) из двух частей: шлицевой (взята от хвостовика главной передачи автомобиля ГАЗ-52; обеспечивает надежность креплений фланца «карданной передачи») и приварной, предварительно выточенной из Стали 45. После соединения обеих частей сваркой полученный вал подвергают термообработке (закалка и отпуск).
Кроме укороченного корпуса, от прежнего штатного электродвигателя погрузчика ЭП-103К в конструкции ведущего моста МТ использованы также и подшипниковые щиты (фланец-крышки). Причем задний - после доработки под подшипниковую опору от шнека комбайновой жатки (см. рис.).
Сам же задний мост погрузчика ЭП-103К (конечная передача с коническими шестернями и дифференциалом) использован в конструкции мини-трактора без изменений. В принципе, можно обойтись и без укорачивания корпуса распотрошенного электродвигателя, если нет жестких ограничений по компоновке трактора, связанных в основном с нежелательным увеличением длины МТ. Достаточно в этом случае сделать сам «вал-хвостовик» под размеры корпуса данного «электродвигателя».
Тормозная система у рассматриваемого.МТ - гидравлическая, на задние колеса. Причем каких-то изменений в заводской конструкции самого ведущего моста ЭП-103К для ее успешной работы не требуется. Тем более если главный цилиндр - от автомобиля ГАЗ-52 (0 32 мм).

Учитывая высокую нагрузку, которую испытывает мотор минитрактора, а также длительную работу на высоких частотах, такой агрегат требует к себе очень ответственного подхода. Получается, что двигатель любого трактора в целом работает в режиме повышенного износа, поскольку идет, как говорится в натяг. Чтобы создать наилучшие условия для его бесперебойного функционирования важно выполнять следующие мероприятия:

  • Заливать в мотор исключительно качественные синтетические или минеральные масле (рекомендуемые производителем);
  • контролировать уровень охлаждающей жидкости;
  • не допускать длительных перегрузов двигателя;
  • хорошо прогревать мотор перед работой в зимний период времени;
  • не превышать эксплуатационной нагрузки на минитрактор;
  • периодически выполнять компьютерную диагностику двигателя;
  • выполнять ремонтные работы только со знанием дела, а также на специализированных станциях технического обслуживания.


Хороший и надежный двигатель на минитрактор, цена которого зависит от его модели, типа, производительности и мощности, обычно имеет гарантийный срок эксплуатации, который выдается производителем. Чаще всего такой период составляет 12 месяцев, в течение которого компания гарантирует бесперебойную работу сельскохозяйственной техники, однако данный срок может быть и большим. Все зависит от особенностей мотора, а также его эксплуатационных характеристик, так что при выборе следует особое внимание уделять именно данным параметрам.

Отечественные и зарубежные двигатели. Что общего и какие отличия?

Традиционно наши соотечественники больше доверяют зарубежным двигателям, считая их более качественными и надежными. В отношении японской и немецкой техники здесь есть свои основания, поскольку при конструировании двигателей используют более качественные сплавы стали и латуни, все элементы проходят соответствующие испытания на прочность, сборка контролируется на высоком уровне. Однако обычные двигатели для мини тракторов китайского производства мало чем уступают по качеству российским, так что наши модели здесь успешно конкурируют с зарубежными. Помимо этого не нужно также забывать о том, что отечественные двигатели разработаны с учетом экстремальных зимних морозов, а поэтому гарантированно заведутся при минусовой температуре.

И в заключение…

Подводя итоги вышеизложенному можно сказать, что от работоспособности, надежности и мощности двигателя минитрактора во многом зависит его способность выполнять ту или иную работу. Именно поэтому выбирать модель такой машины важно с учетом тех целей и задач, которые необходимо выполнить. Главными показателями здесь является оптимальное соотношение мощности и расходуемого топлива, поскольку это напрямую влияет на рентабельность техники. Любой фермер это отлично понимает, а поэтому самостоятельно определяет то соотношение, которое подходит именно для него.

Минитрактор своими руками

Если вы имеете домик в деревне, а тем более живете там постоянно, вы знаете, что такое настоящие хлопоты по хозяйству. Без транспорта при ведении домашнего хозяйства просто невозможно обойтись. Лучшим для этих целей является минитрактор, с его помощью можно обеспечить выполнение всех нужд, от перекапывания земли под засев, до перевозки крупно- и малогабаритных грузов. Но такая техника далеко не дешевая, как быть? Есть один вариант - сделать минитрактор своими руками. Да, задача не легкая, но если справитесь, сэкономите кучу средств, а удовлетворение от готового аппарата будет приходить каждый раз, как только вы будете начинать работу с трактором.

Какой вариант самодельного мини трактора выбрать

Cамодельный мини трактор для домашнего хозяйства с ломаной рамой

Лучшим вариантом мини трактора самоделки является машина с ломаной рамой. Такой агрегат состоит из 2 частей задней и передней, сцепление которых осуществляется специальным шарнирным механизмом. В передней части располагаются все механизмы управления, а также вся ходовая часть. Управление осуществляется посредством рулевого колеса и гидроцилиндров, вся конструкция изгибается на шарнире и меняет взаимное расположение двух частей трактора. Таким образом, если вы используете такую конструкцию, можно сэкономить на некоторых деталях, предназначенных для монтажа механизмов управления, которые при обычных условиях располагаются в задней части машины.

Задняя часть такого минитрактора по конструкции гораздо проще, нежели передняя. Состоит она из заднего моста, который закрепляется в ложементах на лонжеронах полуоси, на этой конструкции устанавливается сиденье для водителя, и приспособление для крепления навесного оборудования с трактора Белорус. Дифференциал и полуоси можно взять с какого-либо погрузчика. Подвеску на заднюю часть можно сделать, но это не очень целесообразно, обычно амортизация достигается за счет маленького давления в колесах.

Помимо наиболее простой конструкции, такой мини трактор обладает несколькими преимуществ:

  1. Большие производственные мощности, этот аппарат способен выдавать мощности близкие к большому трактору, особенно, если собрать полноприводной трактор с шарнирной рамой;
  2. Способность разворачиваться на минимальных площадях, радиус разворота этого аппарата минимален из-за ломаной конструкции рамы. Трактор можно развернуть на 360 градусов практически на одном месте, это особенно полезное свойство при вспашке земли;
  3. Малое потребление топлива, да этот показатель зависит и от конструктивных особенностей машины, но чаще всего потребление минимально;
  4. Относительно низкая стоимость сборки агрегата. Если приобретать такой трактор, собранный на заводе, то сумма заставит глаза поползти на лоб. А если сделать его самостоятельно, можно получить значительную уценку, так как для сборки используются конструктивные элементы, достать которые можно по самым низким ценам.

Чертежи - первый этап сборки

Чертеж минитрактора
Кинематическая схема минитрактора

Прежде чем браться за инструменты, нужно тщательно обдумать всю конструкцию самого трактора и схему сцепления двух его частей. Правильные чертежи - это основа основ. Лучше всего найти достоверные чертежи из посторонних источников, так как предусмотреть все конструктивные особенности очень тяжело, ведь трактор - это очень сложный комплекс взаимосвязанных механизмов. Необходимо продумать расположение всех элементов системы так, чтобы они могли качественно взаимодействовать между собой. Первым делом, на чертеж наносятся основные узлы трактора и место водителя. Если вы не особенно сведущи в вопросе составления чертежей, можно попросить опытного слесаря помочь вам с этой проблемой, а затем самостоятельно разобрать план и изготовить трактор.

Второй этап - чтение чертежей и сборка всей конструкции

Когда вы нашли необходимые чертежи можно переходить к поиску необходимых комплектующих и сборке их в единую систему.
Помните, при поисках деталей уделите наибольшее внимание трем группам запчастей: двигателю, ходовой части и коробке передач - они должны быть сняты с одного вида техники, таким образом, не нужно будет выполнять их подгонку друг под друга.

Выбор двигателя и трансмиссии

Двигатель УД-2

В выборе подходящих двигателей для самодельного минитрактора не блещет разнообразием, чаще всего приходится выбирать из того, что есть и больше всего подходит. Лучше всего по экономическим и производственным показателям, для установки на трактор такой конструкции, подходят 2 вида двигателя УД-2 или УД-4, но, вообще, можно использовать дизельные двигатели с одним или двумя цилиндрами. Можно, если удастся найти, использовать М-67, в его характеристиках основной является длительный срок службы при минимальных затратах на обслуживание.

Перед установкой такой двигатель обязательно модернизируется, в нем увеличивается передаточное число, также необходимо придумать систему охлаждения, так как на нем нет таковой. Для охлаждения можно устанавливать вентилятор, который крепится на коленвале с подведенным кожухом для направления потока воздуха.

Иногда в качестве силовой установки используют моторы от Москвичей или Жигулей. При этом, когда двигатели извлекаются из машин, вместе с ними достается и коробка передач с трансмиссией, помним, таким образом, не нужно выполнять подгонку и искать дополнительные детали.

Колеса выбираются исходя из целей для которых изготавливается транспорт. Если вы планируете использовать его только для перевозок грузов, их перетягивания и прочих подобных работ, то можно брать диски до 16 дюймов. Если предполагается использование минитрактора для полевых работ, лучше взять более массивные колеса с дисками от 18 до 24 дюймов, дабы улучшить качество сцепления колес с поверхностью.

Ломаная рама

Ломаная рама состоит из двух полу-рам, сцепление которых осуществляется шарнирным соединением. Чтобы сделать такое соединение можно использовать карданный вал с крупногабаритного грузового транспорта, например, ГАЗ-а. Если говорить именно о автомобилях ГАЗ, то не имеет значения, какая именно модель это будет, ведь в карданных валах любой из них нет практически никаких конструктивных особенностей. Саму раму лучше всего выполнять из швеллера, таким образом она будет достаточно прочной для выполнения абсолютно любых работ, а сам трактор способен выдерживать почти любые нагрузки.

Что касается отделки трактора, то ее можно выполнять из профиля любых характеристик. Так как прочность, например, для крыльев - это не самый важный показатель.

Некоторые особенности монтажа

Система управления в тракторах такого типа должна быть обязательно снабжена гидроцилиндрами, это значительно улучшит управляемость транспортного средства. Также нужно уделить внимание регулированию передаточного числа, оно должно выставляться на небольшие обороты. Это делается для того, чтобы трактор, при выполнении различных работ, не развивал слишком большую скорость.

Подвеска всех колес трактора независимая и жесткая, поэтому чтобы колеса какой-либо части, задней или передней, не зависали при прохождении сложных участков, можно предусмотреть возможность рамы вращаться, достаточно 15 градусов. Делается это внедрением в ломающуюся систему вертлюга от УАЗа, устанавливается он в передней части задней полу-рамы. Чтобы не было возможности большего переворота на пластине шарнира приваривается ограничитель.

В итоге получается очень практичная машина, которая способна обеспечивать выполнение всех нужд, возникающих при ведении домашнего хозяйства. На трактор с легкостью можно цеплять всевозможные приспособления для вспашки угодий, прицепы для перевозки грузов, сенокосилки и прочие приспособления.

Сделать мини трактор своими руками может каждый, главное, запастись необходимым инструментом, материалом и терпением. В итоге получается полноценная многофункциональная машина, которая позволяет обеспечить выполнение всех хозяйственных нужд владельца. Высокая проходимость, простота в использовании, многофункциональность - это те плюсы, которые вы получите после монтажа самодельного трактора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: