Тепловой зазор клапанов. Регулировка клапанов: для чего нужна и как часто её нужно делать

Работа каждого двигателя внутреннего сгорания невозможна без впускных и выпускных клапанов. Когда эти механизмы закрываются, происходит сжатие топливной смеси, что, в свою очередь, приводит в действие поршень. Сейчас на многих легковушках устанавливаются 16-клапанные двигатели. Каждый из 16 клапанов имеет небольшой зазор, оставляемый между стеблем механизма и кулачком

Это расстояние нужно для того, чтобы при нагревании расширившиеся детали не соприкасались между собой, и тем самым не ухудшали производительность мотора. Необходимость в их настройке возникает каждый год, примерно через 40-45 тысяч километров.

Как регулировать клапаны?

Для начала следует дождаться, пока мотор остынет. Специалисты рекомендуют производить регулировку клапанов только тогда, когда температура двигателя будет не выше 38 градусов Цельсия. Для этого достаточно поставить автомобиль в гараж с температурой воздуха 20 градусов, и через 2 часа можно спокойно приступать к работе.

Итак, перейдем непосредственно к вопросу о том, как производится регулировка клапана. После того как наш мотор остыл, снимаем крышку трамблера и откручиваем болты крепления воздушного фильтра. Далее снимаем и вынимаем резиновые шайбы. После этого снятую деталь отводим в сторону (желательно обмотать ее полиэтиленовой пленкой, чтобы на стенки не прилипла дорожная пыль) и ставим автомобиль на ручной тормоз. Теперь необходимо включить 4-ю или 5-ю передачу и поставить домкрат под переднее правое колесо. Если это переводим рычаг КПП в положение «Р». После это поддомкрачиваем наше колесо и крутим его до тех пор, пока бегунок тремблера не подведется к положению первого цилиндра в BMT. После того как наш вал станет в положение верхней мертвой точки, приступаем к регулировке зазора.

Выполняется в такой последовательности:

  • Сначала настраивается зазор механизмов 1-го цилиндра.
  • После прокрутки бегунка трамблера на 90 градусов производится регулировка клапана 3-го цилиндра.
  • Далее то же самое делаем с 4-м цилиндром (бегунок трамблера при этом поворачиваем еще на 90 градусов).
  • Последним настраиваем 2-й цилиндр.

Следует отметить, что сама регулировка клапанов в том числе) производится следующим образом:

  • При помощи рожкового ключа на 11 миллиметров ослабляем контргайку.
  • Минусовой отверткой и щупом регулируем зазор (в идеале должно получиться 0,2 миллиметра).
  • После берем в руки 0,2-милиметровый щуп и проверяем качество работ. Если все сделано правильно, щуп будет проникать в зазор с небольшим усилием. Обратите особое внимание на это. Если деталь будет пролетать сквозь зазор или, наоборот, застрянет между кулачком и стеблем - знайте, что регулировка клапана была сделана неправильно.


  • После выставления необходимого зазора собираем все на место и запускаем мотор. Отрегулированные детали не должны издавать посторонних звуков при работе двигателя. Если все нормально, значит, регулировка клапанов ВАЗа прошла успешно.

Вопрос о том, как проверить клапана можно задать специалисту в сервисном центре. Конструкторы приложили максимум усилий для того, чтобы водитель чувствовал себя удобно, комфортно и безопасно, а вопросы ремонта, обслуживания переложили на плечи автосервисов.

«Классика» - автомобиль не для ленивых

Ремонт и обслуживание собственного автомобиля требует от владельца немало времени, сил и средств, тем более, если хозяин действительно заботится о состоянии авто. Каждая деталь имеет свои секреты и надо знать, как правильно с ней обойтись, как ее регулировать или ремонтировать. Обычной процедурой для отечественных авто является регулировка теплового зазора клапанов, от которой зависит работоспособность всего .

Из школьного курса физики всем нам известно, что любое твёрдое тело при нагреве расширяется. Учитывая, что для работы ДВС важно очень точное соприкосновение некоторых деталей, конструкцию механизмов с их участием делают с учётом того, что работающий мотор нагревается до очень высокой температуры и, соответственно, изменяются их линейные размеры.

Тарелка клапана при любых условиях должна очень плотно прилегать к гнезду. Это необходимо для обеспечения достаточной . Для того, чтобы стержень клапана при температурном расширении не открыл просвет, между его торцом и элементом, который оказывает давление, делают регулируемый тепловой зазор. Величина зазора в зависимости от модели мотора может отличаться от 0,15 до 0,30 мм.

Как проверить клапана на слух и другими способами?

Любой водитель, который какое-то время управляет одним автомобилем, привыкает к его «повадкам», по которым можно определить состояние некоторых систем. Проверка правильности регулирования теплового зазора проводится тремя способами:

  • На слух (работающий двигатель издаёт характерный звон, который может стихать или исчезать при достижении рабочей температуры);
  • проверив степень (имея примерно одинаковый износ, каждый из цилиндров должен показывать одинаковые значения давления на такте сжатия. Значительная разница может указывать на отсутствие теплового зазора клапанов);
  • с помощью регулировочного щупа.

Отвечая на вопрос как проверить клапана, следует учитывать, что самый точный метод - это использование щупа или планки с микрометром. Применяя такую диагностику можно сразу же сделать и регулировку.

Как правильно отрегулировать клапана и почему этого не стоит бояться?

Процесс регулирования теплового зазора клапанов не должен вызывать страха у автовладельцев. Конечно, с первого раза идеально всё не получится, но после небольшой тренировки необходимые навыки будут получены. Правильность регулировок тепловых зазоров напрямую зависит от наличия и «расходников». Кроме этого необходимо иметь под рукой комплект обычных автоинструментов для того, чтобы добраться до газораспределительного механизма.

В зависимости от типа ГРМ мотора необходимо иметь:

  • Щуп (или планка с микрометром), два рожковых ключа «13» и «17» (для автомобилей ВАЗ 2101-07 , ГАЗ и подобные);
  • щуп, приспособление для утапливания клапана, фиксатор, комплект регулировочных шайб (для ВАЗ 2108-09 и подобных).

О том, как правильно отрегулировать клапана в каждой конкретной модели двигателя, лучше прочитать в инструкции по эксплуатации к нему. Огромное значение имеет соблюдение порядка регулирования. Прежде чем приступить к процессу, необходимо выкрутить свечи зажигания, выставить по меткам поршень первого цилиндра в ВМТ, а далее соблюдать порядок клапанов по схеме к каждому мотору, проворачивая на необходимую величину коленчатый вал.

Каково бы ни было устройство головки блока двигателя - с классическим способом регулирования зазоров или с помощью шайб, весь процесс сводится к тому, чтобы зазор между клапаном и толкателем был строго заданной величины. Сама по себе регулировка в разных типах моторов отличается. Если в одном случае необходимо добиваться величины зазора, вращая регулировочный болт, то в другом следует подобрать шайбу нужной толщины.

Почему важна правильная регулировка клапанов ? Как самостоятельно произвести регулировку клапанов на (классика)? Это те вопросы, которые будут затронуты в предлагаемом материале по .


Зачем производится регулировка клапанов

Газораспределительный механизм автомобиля устроен таким образом, что между частями толкателя и клапана, должен быть тепловой зазор. Заводом-изготовителем установлена величина теплового зазора, которая должна быть 0,15 мм. Это тот допуск, который рассчитан на расширение металла при его нагревании. При отсутствии этого зазора, газораспределительный механизм будет функционировать не правильно, что может привести к негативным последствиям и к выходу из строя силового агрегата.


Признаки неправильной регулировки клапанов

Если тепловой зазор меньше чем положено, то после нагревания двигателя происходит не полное закрытие клапана, что приводит к уменьшению компрессии в цилиндре и соответственно падению мощности.

Если тепловой зазор больше, тогда клапан при открытии имеет не достаточный просвет, что приводит к уменьшению подачи в камеру сгорания и не достаточному выходу из нее отработанных газов.


Руководство по регулировке клапанов ВАЗ (классика)

Прежде чем приступить к регулировочным работам сразу хочется отметить, что регулировка клапанов ВАЗ производится только на холодном двигателе. Из необходимых инструментов вам понадобятся ключи на «13» и «17» и регулировочный щуп. Чтобы произвести регулировку необходимо ослабить контргайку регулировочного болта и поворачивать его до тех пор, пока не будет достигнут необходимый зазор.

При регулировках важно помнить!!!
  1. Если в зазор щуп проходит с небольшим усилием – регулировка не требуется.
  2. Если щуп не проходит или наоборот входит слишком свободно - необходима регулировка
  1. Снимаем клапанную крышку
  2. Поворачиваем коленвал до тех пор, пока не совпадут метки на шкиве распредвала и корпусе пенала подшипников.
  3. Первыми регулируем 6-й и 8-й клапаны
  4. Затем проворачиваем коленвал по часовой стрелке на 180 градусов и производим регулировку 4-го и 7-го клапанов.
  5. Следующий оборот на 180 градусов – регулировка 1-го и 3-его клапанов
  6. И последний оборот коленвала – 5-ый и 2-ой клапан.

Видео по регулировке клапанов ВАЗ (классика)


Как часто необходимо регулировать клапана

Регулировка клапанов ВАЗ должна производиться после ремонта двигателя, а также после снятия и установки головки блока цилиндров. Также не следует забывать, что во время эксплуатации автомобиля детали имеют естественный износ, что может повлечь за собой увлечение теплового зазора. Следовательно, периодичность регулировки клапанов должна быть каждые 20-30 тыс. км пробега.

Каждый автомобиль нуждается в периодической регулировке клапанов. Если это не сделать вовремя, машина начнет терять свою тягу, станет шуметь привод и возрастет нагрузка на остальные детали ДВС. Чтобы этого не произошло, необходимо своевременно Как это сделать, узнаете в сегодняшней статье.

Регулировка зазоров клапанов своими руками

В первую очередь нужно уяснить один нюанс. Проверка и регулировка должна производиться только на остывшем двигателе. Рекомендуемая экспертами температура для выставления зазора составляет не более 38 градусов.

После того как наш мотор остыл, можно приступать к регулировке. Для начала нам необходимо снять крышку ГБЦ, затем повернуть двигатель до тех пор, пока первый цилиндр не войдет в положение BMT. При этом следует обратить внимание на метки. Важно, чтобы они совпадали со штифтом на шкиве масляного насоса.

Также следует обратить внимание на толкатели впускного и выпускного клапанов. Устройства на первом цилиндре должны иметь небольшой зазор, а на 4-м - быть плотно зажатыми. Если такого не произошло, поверните мотор еще на один оборот.

Теперь берем специальный щуп и замеряем зазор между клапанами. В идеале он не должен сильно проскакивать или застревать. Щуп должен проходить расстояние с небольшим усилием. Ежели устройство спокойно пролетает сквозь зазор или, наоборот, застряло на полпути, значит, необходимо регулировать клапана. В таком случае берем два рожковых ключа (обычно на 13 и 17 миллиметров) и отпускаем контргайку на регулировочном винте. Теперь можно спокойно выставлять необходимый зазор.

Какой зазор должен быть?

Стоит отметить, что абсолютно на всех автомобилях данное значение составляет 0.15 миллиметров. Причем данная величина не зависит от того, как устроен газораспределительный механизм автомобиля.

С какой периодичностью необходимо регулировать клапана?

Выставлять зазор нужно сразу после того, как были замечены явные признаки. Это потеря мощности, динамики, характерные «выстрелы» из и так далее. Если говорить о цифрах, то регулировать клапана нужно каждые 20-30 тысяч километров. Если на последней отметке у вас не произошло ни выхлопов, ни потери мощности, все равно проверьте зазор между клапанами. Так вы будете уверены, что ваш железный друг находится в исправном состоянии.

Также после выставления необходимого зазора можно заменить регулировочные шайбы с верхней стороны толкателей. Для этого проворачиваем и прижимаем толкатель внутрь при помощи специального инструмента. После этого вытаскиваем шайбу. Это можно сделать небольшой отверткой или магнитом. Но перед тем как обратно прижать его, поворачиваем устройство до обращения его к свечам с верхней стороны. В идеале должны прижаться сразу два толкателя.

После того как зазор был выставлен, собираем все в обратном порядке и проверяем работу двигателя. Он не должен издавать каких-либо щелчков во время работы и других характерных звуков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: