С какой скоростью можно ехать по автомагистрали? В госдуме предлагают повысить скорость на дорогах Требования к скоростным трассам

Особое внимание в ПДД традиционно уделяется движению в населенных пунктах. Скорость движения в городах и поселках всегда существенно ниже, чем на автомагистралях. Данное ограничение легко объяснить. Пешеходы очень уязвимы к ДТП, их не защищает подушка безопасности и металлический каркас автомобиля. Даже небольшая по автомобильным меркам скорость в 80 км/час может стать для пешехода фатальной или привести к крайне тяжелым повреждениям.

Скорость движения ПДД

ПДД подробно регламентируют скоростной режим для любых видов автомобилей. Основными категориями являются следующие параметры:

  1. Местность;
  2. Вид ТС – грузовой/легковой автомобиль;
  3. Наличие опасного груза в машине;
  4. Наличие людей в машине – осуществляется движение без пассажиров или в ТС есть люди (в особенности дети или группы людей).

Помимо этого, максимальный предел скорости могут регулировать дополнительные дорожные знаки. Нельзя игнорировать их и допускать превышения скорости.

Правила основываются на двух важных понятиях:

  • Первым понятием является тормозной путь автотранспорта . Понятие выводится исключительно из физических законов. Тормозным путем называют расстояние, которое пройдет транспортное средство с нажатой педалью тормоза. На расстояние влияет скорость, поверхность проезжей части, вес автомобиля.
  • Второе понятие – остановочный путь . Под понятием подразумевается расстояние в метрах, которое пройдет машина до полной остановки с момента обнаружения водителем опасной ситуации. Как не трудно догадаться, остановочный путь складывается из двух компонентов –скорость реакции водителя на опасную ситуацию плюс непосредственно тормозной путь. На скорость реакции влияют многие факторы. К таким факторам относят видимость и относительно субъективное понятие – психофизиологическое состояние водителя.

Если на проезжей части оборудовано плохое освещение или присутствует туман, все это приведет к замедленной реакции водителя при опасности. Помимо этого, сам водитель может быть не сконцентрирован (например, вследствие недосыпания), что аналогичным образом приведет к увеличению остановочного пути. От концентрации зависит безопасность – личная, пешеходов, и других водителей. Если подойти к вопросу невнимательно, водить с нарушениями, за несоблюдение ПДД следует готовиться к уплате штрафа или даже уголовному наказанию.

Основываясь на физических законах, статистике и международной практике в ПДД были выработаны скоростные режимы, предусмотренные для разных местностей и условий.

Скорость движения легкового автомобиля

Легковые автомобили – самые распространённые транспортные средства, есть практически у каждой семьи.

Стандартными ограничениями для «легковушек» являются следующие рамки:

  • Ограничение скорости в населенном пункте – 60 километров/час;
  • Максимальная скорость вне города (населенных пунктов) – 90 километров/час;
  • Разрешенная скорость на трассе и автомагистрали – 110 километров/час.

В данном списке есть еще один важный нюанс. На дворовых территориях, то есть непосредственно в жилых зонах, скорость ограничена до минимума, не больше 20 км/ час . Риск ДТП с пешеходом на территории жилой зоны значительно выше, чем просто на оживленной дороге, проходящей на относительном удалении от многоквартирных домов. Тем самым ограничение скорости является обоснованным и разумным требованием.

Если осуществляется буксировка транспортных средств, то для всех видов местности установлен предел в 50 км/ час. Но для дворовых территорий действует все предыдущее правило – не больше 20 км/ час . Помимо этого, при вождении следует обращать внимание на знаки.

Знаки бывают трёх видов (см. ниже):

  • Запрещающий знак (№1 и №2)– снижает максимальную скорость, зачастую можно встретить на ремонтируемых участках или около школ, больниц, других общественных мест;
  • Предписывающий знак (№3)– устанавливает предусмотренную на данном участке дороги скорость. Например, она может быть равна 90 километрам в час, чтобы не создавать лишних пробок;
  • Рекомендуемый знак (№4 и №5 (окончание зона))– аналогичен предписывающему знаку, но носит рекомендательный, а не обязательный характер.


  1. знак ограничение скорости;
  2. знак ограничения скорости временно;
  3. знак, ограничивающий минимальную скорость движения на автомобиле;
  4. знак рекомендуемой скорости движения;
  5. конец зоны действия знака, рекомендуемой скорости движения.

Скоростные режимы для грузовых автомобилей

К грузовым автомобилям предъявляются повышенные требования по многим причинам. Грузовое ТС сложнее в управлении вследствие своей массы и габаритов. Тормозной путь грузовика будет гораздо длиннее, чем у легковушки. Помимо этого, грузовой автомобиль тяжело разворачивается, вождение требует большого опыта и сноровки от водителя.

Для «легких» грузовиков массой до 3500 килограмм действуют ограничения:

  • максимальная скорость в населенном пункте до 60 км/час;
  • максимальная скорость за городом и на автомагистрали до 110 км/час.

Но грузовые перевозки зачастую осуществляются более массивными транспортными средствами, весом в несколько раз превышающих предел в 3500 килограмм. Таким грузовикам установлены следующие ограничения:

  • Для населенного пункта – 60 километров/час;
  • Максимальная скорость вне города/поселка – 70 километров/час;
  • Разрешенная скорость на автомагистрали – 90 километров/час.

Если транспортное средство перевозит опасный груз, то действуют особые правила. В зависимости от типа груза действуют свои нормы. Общим для всех является запрет на обгон, обгон запрещается на скорости выше 30 км/ час. Существуют также городские зоны, в которых движение грузовика с опасным грузом категорически запрещено.

Грузовики с пассажирами в кузове должны придерживаться лимита – 60 км/ час . Правило действует и при перевозке детей. Если производятся организованные перевозки детей, например, в летний лагерь, то превышать установленный предел не разрешается.

Таблица скоростных режимов на дорогах России

Тип ТС \ Дорога Автомагистраль Вне населенного пункта В населенном пункте Жилая зона
Мотоциклы 90 км\ч. 90 км\ч. 60 км\ч. 20 км\ч.
Легковые и грузовые австомобили с РММ до 3,5 т. 110 км\ч. 90 км\ч. 60 км\ч.
Легковые ТС с прицепом 90 км\ч. 70 км\ч. 60 км\ч.
Грузовые машины с РММ больше 3,5 т. 90 км\ч. 70 км\ч. 60 км\ч.
Междугородние и маломестные автобусы 90 км\ч. 90 км\ч. 60 км\ч.
Другие автобусы 90 км\ч. 70 км\ч. 60 км\ч.
Грузовые автомобили при перевозке людей 60 км\ч. 60 км\ч. 60 км\ч.
ТС при организованной перевозке детей 60 км\ч. 60 км\ч. 60 км\ч.
ТС при буксировке других ТС 50 км\ч. 50 км\ч. 50 км\ч.

Видео: Скорость движения на дорогах и ее ограничение

Разрешенный лимит скорости планируется увеличить на нескольких участка трасс в Псковской области и Пермском крае. Кроме того, скоростной лимит повысят на платных дорогах М-4 «Дон» и М-11 «Санкт-Петербург - Москва», сообщает газета «Известия» со ссылкой на Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Скоростной лимит на Псковщине повысят с 90 км/ч до 110 км/ч на участках трассы М-9 «Балтия», а также дорогах Р-23, Р-56 и А-212. Такие же изменения ожидают участок трассы Р-242 из Перми в Екатеринбург.

Сейчас в Российской Федерации есть 20 участков со скоростным лимитом в 110 км/ч. Росавтодор планирует увеличение лимита на трассах Р-22 «Каспий», А-289 из Краснодара в Керчь, Р-404 из Тюмени в Ханты-Мансийск, а также на дорогах М-8 «Холмогоры», Р-217 «Кавказ», М-5 «Урал» и А-370 «Уссури».

Однако перед увеличением скоростного лимита требуется выполнить ряд условий, подчеркнули в агентстве. Необходимо обеспечить разделенные транспортные и пешеходные потоки, установить искусственное электроосвещение, построить барьерное ограждение посередине проезжей части и вдоль обочин, установить противоослепляющие экраны.

Повышение лимита максимальной скорости при соблюдении повышенных требований к безопасности снижает аварийность на трассах, добавили в . Об этом свидетельствуют результаты, собранные в ходе исследований на тестовых участках, начиная с 2013 года.

Председатель «Движения автомобилистов России» убежден, что необходимы определенные условия на дорогах для повышения лимита скорости, передает НСН .

«Если на какой-то трассе создан режим автомагистрали, то пожалуйста, там можно разрешить режим скорость 110 км/ч, а на каких-то участках и 130 км/ч. Действующими правилами это не возбраняется, но это должен быть именно режим автомагистрали: отсутствие пешеходов, отсутствие светофоров, жестко разделенные полосы в разные стороны, отсутствие левых поворотов и разворотов и хорошее качество дорожного полотна. При соблюдении этих условий это — автомагистраль со всеми вытекающими последствиями, и там может быть разрешенной скорость 110 и больше км/ч», — заявил автомобильный активист.

Еще в середине декабря и России получили от правительства поручение — подготовить проект возвращения штрафов за превышение скоростного лимита на 10 км/ч. Отмечается, что превышение скоростного лимита является одним из самых распространенных нарушений правил дорожного движения: только за 11 месяцев 2018 года было вынесено 81,3 миллиона постановлений за превышение скорости на 20-40 км/ч.

По мнению президента экспертного центра «Движение без опасности» , скоростной порог разумно уменьшить в городах, особенно с учетом необходимости обеспечения безопасности в районе учебных заведений. Однако за городом, считает эксперт, можно, напротив, задуматься о либерализации скоростного режима.

Как отмечает эксперт по безопасности движения Катерина Соловьева, данных, которые могли бы подтвердить рост числа аварий из-за превышения скорости на 10-20 км/ч, пока нет, передает ФАН . «Там, где власти хотели добиться скорости потока в 60 км/ч, давно уже стоят знаки «40», поэтому проблемы нет», — отметила эксперт.

Ранее ввела мораторий на изменения в правилах дорожного движения. По мнению главы Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ Дмитрия Митрошина,

«все замучены и запутаны» поправками в ПДД. Мораторий касается лишь МВД — изменения в правила смогут вносить и Минтранс, и . «Но сами мы настроены на то, что сейчас пока эту деятельность немного приостановить», - отметил Митрошин.

В последнее время ГИБДД приняла большое количество поправок к правилам дорожного движения. Многие автовладельцы даже требуют ввести экстра-курс в автошколах для изучения этих изменений в ПДД.

На автодорогах России может измениться скоростной режим: в Госдуме предлагают разрешить разгоняться за городом до 100–110 км/ч. С такой инициативой выступил глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев, идею поддержали в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодоре). Мнения независимых экспертов разделились: одни считают, что такое решение давно назрело, другие уверены, что дорожная сеть в России к таким скоростям еще не готова.


Глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев во вторник заявил, что необходимо «рассмотреть вопрос» повышения максимальной разрешенной скорости. «Мы должны подготовить специалистов, которые бы с нами вместе подумали, как сделать так, чтобы максимальная скорость на дорогах была не 90 км/ч, а 100–110 км/ч, думаю, пора уже ее нам поставить,- сказал он.- Мы вместе с МВД должны над этим подумать, потому что скорость - это важно».

Правила дорожного движения устанавливают скоростной режим, который применяется по умолчанию: в жилых зонах - 20 км/ч, в городской черте - 60 км/ч, на загородной автодороге- 90 км/ч, для автомагистрали- 110 км/ч. Максимальная же разрешенная ПДД скорость - 130 км/ч - вводится на автомагистралях специальными знаками.

Как пояснил “Ъ” господин Москвичев, вносить изменения в ПДД и другие нормативные акты не потребуется: достаточно будет поставить новые знаки на трассах. По его словам, для обсуждения этого вопроса, возможно, в комитет по транспорту надо будет пригласить представителей Росавтодора и «Автодора». «Пусть объяснят, почему это нельзя сделать,- пояснил он “Ъ”.- Я считаю, что в качестве пилотного проезда можно взять, например, трассу из Москвы в Ростов (участок М4.- “Ъ” ), там есть отбойник, освещение, и посмотреть на результаты». Еще один вариант - это введение скоростного режима в 110 км/ч только на крайней левой полосе и сохранение 90 км/ч на остальных полосах.

« Ограничение в 90 километров у нас еще с 70-х годов, когда дороги были совсем другие,- заявил “Ъ” Евгений Москвичев.- Ну зачем мы тогда в них деньги вкладываем, приводим их в нормативное состояние? Надо делать какой-то прорыв в этой области.

Сейчас людям приходится постоянно притормаживать, следить за скоростью, а так человек спокойно поедет 110-120 км/ч. На магистралях то вообще, думаю, можно вводит лимиты 130-150 км/ч».

Дискуссии о максимальной скорости на автодорогах и улицах городов, напомним, ведутся уже много лет. В 2014 году МВД разработало законопроект, возвращающий штраф за превышение лимита более чем на 10 км/ч (сейчас безнаказанно можно превышать разрешенную скорость на 20 км/ч), но поправки, в итоге, не дошли до Госдумы. Столичные власти также давно выступают за ужесточение скоростного режима, но пока ничего и не изменилось: на МКАД и ТТК сохраняется принятый еще при Юрии Лужкове режим - 100 км/ч и 80 км/ч соответственно.

А вот власти Московской области в 2017 году установили на многих подмосковных трассах знаки ограничения 50 км/ч (вместо прежних 60 км/ч), перенастроив камеры. На федеральных же трассах, наоборот, с каждым годом все больше открывается участков, где разрешено разгоняться до 130 км/ч,- такое ограничение, в частности, действует на ряде участков М4 (в этом году планируется увеличить их за счет отрезков в Тульской и Ростовской областях), на обходе Вышнего Волочка.

Идею уже поддержали в Росавтодоре. По данным ведомства, из 50,1 тыс. км федеральных автодорог 15% составляют трассы первой категории (допустим режим 110–130 км/ч), 41% - второй категории, 33% - третьей категории, 9% - четвертой категории, 2% - пятой категории.

«Повышение максимальной разрешенной скорости автомобилей с 90 км/ч возможно, но при условии соблюдения требований по обеспечению безопасности движения»,- пояснили “Ъ” в пресс-службе госкомпании «Автодор», в управлении которой находится 2,8 тыс. магистралей.

Реакция МВД на предложение господина Москвичева пока не последовала.

«На трассах высшей технической категории скорость и так может быть повышена до 130 км/ч, на сети дорог "младших" категорий увеличивать ее бессмысленно,- считает глава Общественного совета Минтранса России Михаил Блинкин.- За рубежом сейчас идет тренд на ограничение скоростей. К примеру, в США раньше на многих фривейях разрешали ездить почти без ограничений, стояли знаки 100 миль в час. Сейчас - 85, 55».

«Обеспечение и повышение пропускной способности включает в себя не только запреты парковки и установки светофоров, но и меры, направленные на повышение интенсивности движения, скоростного лимита,- считает юрист, эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева.- И это должно быть сделано хотя бы для автодорог федерального, регионального значения. Там нужно будет также провести и мероприятия по обустройству». По ее словам, реализация идеи могла бы «стать важной вехой в развитии организации дорожного движения в стране».

Эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман называет инициативу «неосуществимой»: «ГИБДД будет против, потому что с учетом ненаказуемого превышения водители будут ездить 120–130 км/ч». Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что скорость должна быть ограничена в ПДД 90 км/ч по умолчанию для трасс без отбойника, 110 км/ч - для дорог с отбойником и не менее чем двумя полосами движения в одну сторону и 130 км/ч - при наличии еще и искусственного освещения.

В России есть несколько участков дорог, где можно прокатиться с ветерком, не нарушая при этом никаких правил. Речь идет о федеральных магистралях, где максимально разрешенная скорость достигает 110 - 130 км/ч.

Разговор о том, чтобы повысить максимально разрешенную скорость на некоторых дорогах России, МВД страны завело . Хотя еще раньше Госкомпания «Автодор» обращалась в ГИБДД с просьбой «позволить» им разрешить 130 км/ч на некоторых подведомственных трассах (тогда дело ничем не кончилось - авт.). «Решил» вопрос премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который «О внесении изменений в Правила дорожного движения». С момента выхода постановления прошел почти год (документ был опубликован 26 июля 2013 года - авт.). За это время «гонять» на 130-ти кое-где и вправду позволили. Вместе с тем на большей части дорог России, которые относятся к категории «магистраль» все еще разрешено только 110 км/ч.

Хорошее качество - высокая скорость

Для того чтобы на трассе разрешили ездить со скоростью 110 км/ч, дороге обязательно нужно иметь разделительную полосу встречного движения и наоборот не иметь съездов и пересечений на одном уровне между встречными полосами. К тому же качество покрытия магистрали должно отвечать всем требованиям ГОСТов. Если говорить языком дорожников - трасса должна быть категории IА («Автомагистраль») или IБ («Скоростная дорога»).

Если собрать все участки дорог России, отвечающие этим требованиям, то получится трасса длинной в пять раз меньше, чем Великая Китайская стена. Или трасса длиною в реку Волгу. В общем, таких дорог у нас в стране 4 тыс. км или 8% от протяженности всей дорожной сети Росавтодора (она, к слову, составляет 50 тыс. км). Но есть еще два участка дорог, подведомственных Госкомпании «Автодор», на которых также дозволено ехать со скоростью до 110 км/ч.

«Прежде чем увеличивать на федеральных трассах скоростной режим, Росавтодор в обязательном порядке проводит проверку соответствия геометрических элементов плана и продольного профиля требованиям ГОСТа Р 52399-2005, показателей ровности и коэффициента сцепления покрытия, а также обустройства участков техническими средствами организации дорожного движения», - руководитель Росавтодора Роман Старовойт.

Итак, сейчас максимальная скорость движения 110 км/ч разрешена на следующих дорогах :

Максимальную скорость 110 км/ч планируют разрешить :

130 км/ч - пока что предел

Есть в России три участка федеральной трассы М-4 «Дон», по которым можно прокатиться еще быстрее и ничего не заплатить в госказну «за превышение скорости». По этим небольшим отрезкам можно ехать со скоростью 130 км/ч:

В августе 2013 года первая автомагистраль с интеллектуальной системой управления движением появилась в Сибири, а точнее в Кемеровской области. Причем дорога эта не федерального, а только регионального значения, что удивляет. На новой трассе «Кемерово - Ленинск-Кузнецкий» тоже (т.е. без выплаты потом штрафа или оплаты проезда по дороге). Строительство двух участков этой магистрали протяженностью 45 км обошлось в 12 млрд 700 млн рублей.

Немножко математики

Примера ради теперь немного посчитаем. Общая протяженность дорог в России, на которых можно ехать со скоростью 110 км/ч составляет 193 км. Предположим, что это одна дорога. Представив, что движемся на хорошей машине и по свободной трассе, не проходящей по населенным пунктам, приходим к выводу, что эту дорогу мы бы проехали за 1 час 45 минут (если округлить). А между тем это расстояние от Великого Новгорода до Санкт-Петербурга или от Мамадыша до Агрыза (Татарстан).

А если собрать воедино участки, где можно ездить со скоростью 130 км/ч, и поехать по этой дороге 130 км/ч, то менее чем за час мы доедем из центра Москвы в Клин (примерно 96 км). При этом по Ленинградскому шоссе и затем по трассе М-10 в нынешних услових мы в лучшем случае сможем преодолеть это расстояние часа за два с лишним с учетом пробок.

«Я и сейчас могу проехать также быстро это расстояние», - скажете вы. Но придумывают не просто так. Увеличивая скорость в неположенном для этого месте, вы рискуете собой и другими. Так что лучше соблюдать правила и ехать где-то медленно, чем ехать очень медленно и вперед ногами.

Лидия Терехова, «ДорИнфо»

Стали известны федеральные трассы, на которых в скором времени разрешат разгоняться до 110 км/ч и до 130 км/ч. Об этом рассказал главный инженер ФКУ «Центравтомагистраль» Александр Колисниченко, сообщает «Москва 24».
До конца августа 2013 года до 110 км/ч скорость будет повышена на двух участках Новорязанского шоссе (М5): от 1022 до 1031 км ― недалеко от Самары, а также на 1820 – 1844 км ― рядом с городом Златоуст. Кроме того, в августе скорость повысят и на трассе «Казань – Оренбург», недалеко от Казани ― на участке 11 – 19 км.

В сентябре статус скоростной дороги получит отрезок трассы А-114 «Вологда - Новая Ладога» на участке от 7 до 14 км. В конце октября до 110 км/ч можно будет разогнаться также на Ярославском шоссе (М8 «Холмогоры») на отрезке от 96 до 115 км на границе Московской и Владимирской области.

В дальнейшем на трассе М8 должен появиться и участок, где разрешат разгоняться до 130 км/ч. Им станет отрезок с 16 по 47 км, однако произойдет это не раньше 2018 года. В будущем ускорить планируется также трассу М2 «Крым» (Симферопольское шоссе), А104 «Дубна» (Дмитровское шоссе) и дорогу М9 «Балтия» (Новорижское шоссе). «Мы завершим реконструкцию М9 «Балтия» от МКАД до Большого бетонного кольца в 2016 году, после этого попросим повысить на ней скорость до 130 км в час. В 2016 году завершится капитальный ремонт Симферопольского шоссе: сейчас там строится по дополнительной полосе в каждую сторону, после этого скорость увеличится. Реконструкция Дмитровского шоссе до Малого бетонного кольца закончится в 2018 году, после этого там тоже скорость вырастет до 130 км в час», - пояснил Колисниченко.

Напомним, повышать скорость на автомагистралях до 130 км/ч и загородных трассах до 110 км/ч стало возможным благодаря поправкам в ПДД, которые вступили в силу 6 августа 2013 года. В настоящее время также известно, что до 130 км/ч разрешат разгоняться на трассе М4 «Дон» на участке от МКАД до 122 километра

Комментарии и отзывы

Компания Transcend пополнила ассортимент USB-накопителей моделью JetFlash 910, которая основана на памяти...

Формально считается, что Huawei и Honor – это два разных бренда, выпускающих разные модели смартфонов. Од...

Сегодня утром компания Xiaomi представила новые умные часы Watch Color, которые могут похвастаться разноц...

Компания Oppo похвасталась успехами только что представленных смартфонов Oppo Reno 3 и Reno 3 Pro. Сообща...

Компания Huawei отчиталась об успехах линейки флагманских смартфонов Mate 30, которые появились в продаже...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: